Георг Фридрих Гендель. Основные этапы творческого пути




Георг Фридрих Гендель (1685-1759) - величайший немецкий композитор эпохи Просвещения, он появился на свет 23 февраля 1685 в Галле, неподалеку от Лейпцига. Вторую половину жизни музыкант провел в Лондоне, его похоронили в Вестминстерском аббатстве. Из-за этого его часто называют национальным английским композитором.

Гендель написал несколько десятков опер и ораторий. В его произведениях чувствовался определенный драматизм и психологический романтизм. Казалось, что музыкант никогда не отдыхал, он все свободное время посвящал искусству. Его часто сравнивают с Бахом, но их произведения в корне отличаются своим настроем. Гендель видел в людях силу, считал, что они способны изменить любые обстоятельства. Иоганн же часто поддавался влиянию христианских догм, он изображал пассивных и подчиняющихся личностей.

Музыкальный дар

Отец будущего композитора был врачом и цирюльником. Он работал при королевском дворе, умер, когда сыну исполнилось 18 лет. Именно отец отправил сына на обучение к талантливому органисту Фридриху Захову. О матери музыканта ничего не известно.

Еще в детстве Георг проявил незаурядные способности к исполнению музыкальных произведений. В семилетнем возрасте он уже блестяще играл на органе. Мальчик покорил своим талантом герцога Саксонского, мечтал и дальше заниматься музыкой, но отец настоял на получении юридического образования. В итоге после школы Гендель стал студентом юридического факультета, но параллельно с этим он подрабатывал в церкви, играя на органе. Он дал несколько концертов на клавесине в разных залах Берлина.

В 1702 музыкант получил должность в Галле. Его постоянно приглашали выступить, также юноша давал уроки игры на фортепиано и пения. Постепенно на изучение права попросту не осталось времени. Георг бросил университет и отправился в Гамбург, местную столицу оперы. Там он стал вторым скрипачом оркестра.

Первые произведения

Сочинять музыку Георг начал еще в десять лет. Тогда он писал небольшие пьесы для органа и церковные кантаты. Его композиции были осмысленными и сложными, в них трудно было узнать мальчика школьного возраста. После переезда в Гамбург он продолжил учиться, играл на скрипке и дирижировал. В то время он написал четыре оперы, из которых сохранилась только «Альмира». Благодаря ей юноша получил приглашение из Италии. К тому моменту театр Кайзера разорился, а композитор потерял работу.

Незадолго до переезда Гендель представил публике свои сочинения «Нерон» и «Страсти по святому Иоанну». Они не пользовались успехом, а из-за последней музыкант чуть не лишился жизни. Он вызвал на дуэль музыкального критика Матесона, который в пух и прах разгромил «Страсти…». Тот согласился и даже нанес музыканту удар шпагой. От гибели его спасла пуговица пальто.

За несколько лет Георг успел посетить Рим, Флоренцию, Венецию и Неаполь. Он написал около 40 опер, в совершенстве овладел итальянской стилистикой. В 1707 г. во Флоренции состоялось первое представление оперы «Родриго», а в 1709 г. Гендель покорил Венецию со своей «Агриппиной». Благодаря своим произведениям он стал почетным членом Аркадской академии, начал получать заказы от богатых итальянцев.

«Агриппину» называли самой мелодичной и красивой оперой, о музыке композитора говорили в разных странах. Его даже пригласили стать придворным капельмейстером в Ганновере, но и там музыкант не задержался надолго. Он продолжал писать оперы, светские кантаты и церковные произведения. Также немец стал известным исполнителем на органе и клавире.

Жизнь в Лондоне

В 1710 г. Гендель решил изменить свою жизнь. Он отправился в английскую столицу, где занялся изучением хорового искусства. На тот момент в Лондоне было очень мало композиторов, музыка претерпевала кризис. Всего за 14 дней Георг смог сочинить оперу «Ринальдо» по заказу местного театра. Самой известной ее частью стала ария «Оставь меня плакать». Также немец создал 12 псалмов на библейские тексты, написал три оркестровые сюиты под названием «Музыка на воде». Их исполняли во время королевского парада на Темзе.

Благодаря своим способностям музыкант получил место официального композитора при королевском дворе. Тогда же он написал несколько камерных дуэтов и сочинений для гобоя. Его материальное положение постепенно улучшалось, композитор даже смог купить собственный дом. Королева была благосклонна к немцу, она пожаловала ему пожизненную пенсию после услышанной Оды на день рождения. С 1716 г. Георг обосновался в Лондоне окончательно.

В следующем году Гендель недолго работал у герцога Чандоса. Он продолжал сочинять, уделяя много внимания формированию авторского стиля. Композитор намеревался привить англичанам понимание итальянских оперных традиций, но эта затея не всем пришлась по душе. Против музыканта плелись интриги, его критиковали и завидовали.

Именно в этот период борьбы Георг смог сочинить свои лучшие произведения - оперы «Юлий Цезарь», «Оттон», «Тамерлан» и «Радамист». Слушатели оценили их по достоинству, но в стране появлялись все новые талантливые музыканты. Англичане отрицательно относились к иностранцам, поэтому королевская семья все реже поддерживала Генделя.

Еще в 1720 году композитор стал руководителем оперного театра «Королевская академия музыки». В 1729 заведение обанкротилось, его пришлось закрыть. Немец пытался восстановить академию, набрав новую труппу в Италии. Тогда появились произведения «Альчина», «Роланд» и «Ариодант». В них музыкант вложил всю душу, добавил балет и расширил хор. Но в 1737 театр окончательно перестал существовать. Гендель тяжело переносил потерю, у него даже случился инсульт.

Восстановление после болезни

После нервных потрясений в Лондоне музыкант был парализован в течение нескольких месяцев. Он восстанавливался после инсульта, боролся с тяжелой депрессией. Вернуться к творчеству ему удалось только после лечения на курорте в Аахене. С 1740 Гендель снова начал писать, но на этот раз он обратил свое внимание на жанр оратории. Самыми известными сочинениями того периода стали «Именео», «Саул» и «Израиль в Египте».

После возвращения Георг получил приглашение от ирландского лорда. Он отправился в Дублин, где написал ораторию «Мессия». Позднее на суд публики были представлены сочинения «Иуда Маккавей» и «Оратория на случай». Благодаря этим патриотическим ораториям немец смог вернуться в Англию, где получил звание национального композитора. Королевская семья снова приняла его, Гендель даже написал музыку для грандиозного фейерверка.

В последние годы жизни немец часто сотрудничал с другими музыкантами, к примеру, с Эрбой и Страделли. Он помогал развить и обогатить их произведения, обрабатывал их. Из-за проблем со здоровьем и постепенно ухудшающегося зрения композитор все реже писал новые произведения. В 1750 он начал создавать ораторию «Иевфай». К моменту завершения работы он уже был полностью слепым.

Гендель умер 14 апреля 1759 года. Он никогда не был женат, не имел детей. Но после себя композитор оставил потрясающие произведения. Его помнят и чествуют в разных странах, произведения музыканта подарили ему бессмертие и вечную славу.

1685 - родился в г. Галле. Обнаруженные в раннем возрасте незаурядные музыкальные способности, в т.ч. дар импровизатора, не вызывали особого восторга у отца - пожилого цирюльника-хирурга.

С 9-летнего возраста брал уроки композиции и игры на органе у Ф.В. Цахау,

с 12 лет писал церковные кантаты и органные пьесы.

В 1702 г . изучал юриспруденцию в университете Галле, параллельно занимал пост органиста протестантского собора.

С 1703 г. работал в оперном театре в Гамбурге (скрипачом, затем клавесинистом и композитором). Знакомство с Кайзером, музыкальным теоретиком Маттезоном. Сочинение первых опер - «Альмира», «Нерон» . Страсти по Иоанну .

В 1706-1710 совершенствовался в Италии, где прославился как виртуозный мастер игры на клавесине и органе. Познакомился с Корелли, Вивальди, отцом и сыном Скарлатти. Широкую известность принесли Генделю постановки его опер «Родриго», «Агриппина» . Оратории «Триумф времени и правды», «Воскресение» .

В 1710-1717 придворный капельмейстер в Ганновере , хотя с 1712 жил преимущественно в Лондоне (в 1727 получил английское подданство). Успех оперы «Ринальдо» (1711, Лондон) закрепил за Генделем славу одного из крупнейших оперных композиторов Европы. Особенно плодотворной была работа композитора в лондонской «Королевской академии музыки», когда он сочинял по нескольку опер в год (среди них - «Юлий Цезарь», «Розелинда», «Александр» и др .) Независимый характер Генделя осложнял его отношения с определенными кругами аристократии. Кроме того, жанр оперы-seria, постановками которого занималась «Королевская музыкальная академия», был чужд английской демократической публике.

В 1730-е годы Гендель ищет новые пути в музыкальном театре, пытается реформировать оперу- seria («Ариодант», «Альчина», «Ксеркс» ), однако сам этот жанр был обречен. После перенесенной тяжелой болезни (паралич) и провала оперы «Дейдамия» отказался от сочинения и постановки опер.

После 1738 года центральным жанром творчества Генделя стала оратория : «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей», «Иисус Навин».

Во время работы над последней ораторией «Иевфай» (1752) у композитора резко ухудшилось зрение, он ослеп; вместе с тем до последних дней продолжал подготавливать свои сочинения к печати.

Бах и Гендель

Творчество Георга Фридриха Генделя, наряду с творчеством И.С. Баха , явилось кульминацией в развитии музыкальной культуры первой половины XVIII века. Многое объединяет этих двух художников, которые, к тому же, были ровесниками и соотечественниками:

  • оба синтезировали творческий опыт различных национальных школ, их творчество - это своеобразное подведение итогов в развитии многовековых традиций;
  • и Бах, и Гендель явились крупнейшими в истории музыки полифонистами;
  • оба композитора тяготели к жанрам хоровой музыки.

Однако в сравнении с Бахом творческая судьба Генделя сложилась совершенно иначе, с самого рождения он воспитывался в других условиях, а впоследствии жил и работал в иной общественной обстановке:

  • Бах был потомственным музыкантом. Гендель же родился в семье довольно богатого цирюльника-хирурга и его ранние музыкальные наклонности не вызвали никакого восторга у его отца, который мечтал видеть сына юристом;
  • если биография Баха небогата внешними событиями, то Гендель прожил жизнь очень бурную, изведав и блестящие победы, и катастрофические срывы;
  • уже при жизни Гендель добился всеобщего признания, был на виду у всей музыкальной Европы, тогда как творчество Баха было мало известно его современникам;
  • Бах почти всю свою жизнь служил при церкви, огромную часть музыки написал для церкви, сам был очень набожным человеком, прекрасно знающим Священное Писание. Гендель же был исключительно светским композитором, сочинявшим прежде всего для театра и концертной эстрады. Чисто церковные жанры у него занимают небольшое место и сосредоточены в раннем периоде творчества. Показательно, что духовенство при жизни Генделя препятствовало попыткам трактовать его оратории как культовую музыку.
  • С юных лет Гендель не пожелал мириться с зависимым положением провинциального церковного музыканта и при первой возможности переехал в вольный город Гамбург - город немецкой оперы. В эпоху Генделя он был культурным центром Германии. Ни в одном из других немецких городов музыка не пользовалась таким уважением, как там. В Гамбурге композитор впервые обратился к оперному жанру, к которому тяготел всю жизнь (в этом - еще одно его отличие от Баха).

Оперное творчество Генделя

Как оперный композитор Гендель не мог не поехать в Италию, тем более что гамбургская опера в начале XVIII века шла к упадку (Бах же ни разу за всю свою жизнь не выезжал за пределы Германии). В Италии его поразила сугубо светская атмосфера художественной жизни, так не похожая на замкнутую жизнь немецких городов, где музыка звучала в основном в церкви и княжеских резиденциях. Создавая для различных театров все новые оперы («Ринальдо » , «Родриго » , «Тезей») Гендель, однако, очень отчетливо ощущал, что не всё удовлетворяет его в этом жанре. Он всегда стремился к воплощению героического содержания, ярких и сильных характеров, к созданию грандиозных массовых сцен, однако всего этого не знала современная ему опера-seria. В процессе своей многолетней работы над оперой (37 лет, за которые им было создано более 40 опер, в том числе «Орландо» , «Юлий Цезарь» , «Ксеркс» ) Гендель предпринимал попытки обновить жанр seria. Это часто вызывало противодействие аристократической публики, ценившей в опере лишь виртуозное пение. Однако тот тип оперы, который героически пытался отстаивать Гендель, обогащая его изнутри, в историческом смысле был нежизнеспособен. Вдобавок в Англии, где прошла вторая половина жизни композитора, демократическая часть публики относилась к опере-seria крайне отрицательно (о чем свидетельствовал, в частности, огромный успех «Оперы нищих» - веселой пародии на придворную оперу). Лишь во Франции к середине XVIII века была подготовлена почва для оперной реформы, которую осуществил К.В. Глюк вскоре после смерти Генделя. И всё же многолетняя работа над оперой для композитора не прошла даром, явившись подготовкой его героических ораторий. Именно оратория стала подлинным призванием Генделя, тем жанром, с которым в истории музыки его имя ассоциируется прежде всего. С ним композитор не расставался до конца своих дней.

Ораториальное творчество Генделя

Кантаты, оратории, страсти, антемы Гендель писал на протяжении всего творческого пути. Но с конца 30-х годов оратория выдвинулась на первое место в его творчестве. В ораториях композитор реализовал те смелые замыслы, которые ему не удалось осуществить в рамках современной оперы. Здесь наиболее ярко проявились самые характерные черты его стиля.

Огромной заслугой Генделя явилось то, что в своих ораториях он впервые вывел народ в качестве главного действующего лица. Тема возвышенной любви, господствовавшая в современной Генделю опере, уступила место образам народа, сражающегося за свою свободу. В характеристике народа композитор, естественно, опирался не на сольное пение, а на мощное звучание хора. В грандиозных ораториальных хорах наиболее велик Гендель. Ему было свойственно мыслить крупным планом, картинно и объемно. Это художник-монументалист, музыку которого уместно сравнивать с монументальными скульптурными произведениями, с фресковой живописью (особенно часто проводят параллели с искусством ).

Монументализм Генделя вырос из героической сущности его музыки. Героика - излюбленная сфера этого композитора. Основные темы - величие человека, его способность к подвигу, героическая борьба (Гендель первый затронул тему героической борьбы в музыке, предвосхитив в этом Бетховена). Бах в своих монументальных хоровых произведениях более психологичен, его больше волнуют этические проблемы.

Основной источник сюжетов зрелых ораторий Генделя - Библия, Ветхий Завет. Здесь много жестокой борьбы, крови, захватывающих страстей (ненависть, зависть, предательство). Здесь много ярких, неординарных, противоречивых характеров. Всё это чрезвычайно интересовало Генделя - знатока человеческих душ, и было близко его мощной и цельной натуре. Новозаветных, собственно христианских сюжетов у Генделя очень мало (ранние «Страсти по Иоанну», оратория «Воскресение», «Страсти по Брокесу» ; из поздних - только «Мессия»). Баха же в первую очередь привлекал Новый Завет. Главный его герой и нравственный идеал - Иисус.

Среди популярнейших сочинений Генделя - оратории «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей» , которые были созданы в последнее десятилетие активной творческой работы (конец 30-х - 40-е годы). В это время композитор жил в Лондоне. Библейские сюжеты воспринимались в Англии как «свои» - так же, как в Италии античные или римские. Библия иногда была единственной книгой, которую читал грамотный рядовой англичанин. Здесь были обычными библейские имена (Джереми - Иеремия, Джонатан - Ионафан). Кроме того, события, о которых рассказывалось в Библии (и, соответственно, в ораториях Генделя), были идеально созвучны военно-политической обстановке в Англии первой половины XVIII века. Самого же Генделя, по-видимому, в библейских героях привлекала их внутренняя сложность.

Чем же музыкальная драматургия в ораториях Генделя отличается от его оперной драматургии?

  • В операх, как правило, нет хора (по коммерческим соображениям) и нет развернутых хоровых эпизодов. В ораториях хор играет ведущую роль, порой полностью затмевая солистов. Хоры Генделя чрезвычайно разнообразны. Никто из современников композитора (включая Баха) в этом отношении с ним не сравниться. Его мастерство предвосхищает скорее Мусоргского, который также создавал хоровые сцены, населенные не безликими массами, а живыми лицами с неповторимыми характерами и судьбами.
  • Участие хора диктует и иное, по сравнению с оперой, содержание. Речь идет здесь о судьбах целых народов, всего человечества, а не только о переживаниях отдельных личностей.
  • Герои ораторий не укладываются в традиционные для барочной оперы представления о том или ином типе персонажа. Они сложнее, противоречивее, порой непредсказуемы. Отсюда - и более свободные, разнообразные музыкальные формы (традиционная форма «da capo» встречается редко).

Оратория «Мессия»

Самая знаменитая и наиболее часто исполняемая оратория Генделя «Мессия» . Она была написана по заказу, который поступил из Дублина, столицы Ирландии. Еще при жизни композитора оратория стала легендарным произведением, объектом восторженного поклонения.

«Мессия» - практически единственная лондонская оратория Генделя, посвященная собственно Христу. Понятие Мессии (Спасителя) - тот пункт, в котором Ветхий и Новый завет переходят один в другой. Предначертанное пророками появление божественного Спасителя осуществляется через пришествие Христа и ожидается верующими в грядущем.

В I части воплощено трепетное ожидание Мессии, чудо рождения Христа и ликование в его честь.

II часть рисует события Страстной недели и Пасхи: распятие и Воскресение Христа; ее завершает праздничный хор «Аллилуйя». По приказу Георга II он приобрел государственное значение и исполнялся во всех британских храмах, его надлежало слушать стоя, как молитву.

III часть - наиболее философская и статичная. Это размышления о жизни во Христе, о смерти и бессмертии. Биографы композитора пишут, что умирая он шептал текст арии сопрано из этой части: «Я знаю, мой спаситель жив» . Эти слова с соответствующей мелодией помещены на памятнике Генделя в Вестминстерском аббатстве, где он похоронен (редкая честь, которой удостаивались лишь короли и самые достойные люди Англии).

Ромен Роллан в своей книге о Генделе высказал предположение, что если бы композитор переехал не в Англию, а во Францию, то оперная реформа была бы осуществлена гораздо раньше.

Популярный в начале XVIII века поэт.

Творчество Генделя (1685-1759) – ярчайший образец музыкального искусства позднего этапа барокко, вмещается в те же хронологические рамки, что и искусство И. С. Баха. Фигура Генделя точно также типична для своего времени, как и фигура Баха, однако представляет совершенно иной тип творческой натуры. Своим происхождением композитор обязан семье с прочными силезскими корнями, родители передали своему сыну физическое и душевное здоровье, крепкое сложение (отец был человеком гигантского роста), точный и практический ум, работоспособность и стальную твердость спокойной воли.

Гендель очень рано (гораздо раньше, чем Бах) достиг мастерского владения своим стилем, но никогда не останавливался на какой-нибудь одной форме искусства. Эволюция его творчества улавливается сложно, затруднительно также назвать ее сознательной. Однако то, чему Гендель оставался верен всегда, это – ясное осознание цели: хорошо делать то, что он делает. Эстетическое кредо Генделя не авторитарно: он никогда не навязывал искусству собственную волю. В некотором смысле генделевский гений «всеяден»: он приспосабливается к различным веяниям, усваивает другие стили и другие мысли, и никакие препятствия не могут его пошатнуть.

Ментальность Генделя типична для немца (Лессинг считал, что самой характерной чертой немца является то, что «он ценит все хорошее везде, где он его находит, и обращает себе на пользу»), однако в Генделе отмечается еще и высшая способность к объективности. Уже в детстве, в Галле, он научился у Цахау различным стилям, не только перенимая дух каждого великого композитора, но и усваивая его путем подражания его манере. Это воспитание, по сути космополитическое, было довершено тремя поездками в Италию и полувековым пребыванием в Англии. И если Гендель не был во Франции, он, тем не менее, знал ее не хуже – примеры усвоения французского музыкального языка и стиля у него есть («Французские шансон»). Т.е., повсюду, где бы он ни находился, Гендель накапливал целые сокровища музыкальных воспоминаний, покупал и собирал иностранные произведения, фиксировал выражения и идеи в эскизах.

Также Гендель обладал страстью к живописи: был знатоком и оставил после себя коллекцию, в которой были произведения Рембрандта.

Манера письма Генделя принципиально отлична от баховской: он писал с легкостью, часто так, будто импровизировал, никогда не набрасывал эскизов целого произведения. Само искусство импровизации композитора поражало современников. Вместе с тем, Гендель обладал превосходным чувством формы, и ни один немец не превзошел его в искусстве создания красивых мелодических линий (именно его любовь к совершенству позволяла ему заниматься автоцитированием и цитированием, за что его часто упрекали в плагиатстве).

Музыка Генделя – детище эпохи, она чрезвычайно живописна: выражает чувства, эмоции, ситуации, даже эпохи и местности, имеет яркую поэтическую и моральную окраску.

В отличие от Баха, Гендель никогда не был церковным музыкантом и почти никогда не писал для церкви. Исключая Псалмы и Te Deum, он писал только инструментальную музыку для концертов и празднеств на открытом воздухе, оперы и оратории (для театра, а не для церкви, даже если в них не было эпизодов, требующих актерского разыгрывания).

В возвышенности и простоте искусства Гендель видел высокую задачу. Однажды он сказал: "Мне было бы досадно, если бы я доставлял людям только удовольствие; моя цель - делать их лучше". Таков коренной смысл его искусства. Такова была его художественная воля, этому служил его гений.

Гендель обязан рождением своего стиля Гамбургу. Здесь закончилась пора ученичества, здесь же молодой композитор пробует свои силы в опере и оратории - ведущих жанрах его зрелого творчества. И если к оратории он вернется много лет спустя, то опера полностью заняла его воображение в ближайшие десятилетия. Начиная с Гамбурга (первая опера – «Альмира», написана и поставлена в 1705 г.) и кончая Лондоном начала 40-х годов (последняя опера – «Деидамия», 1741 г.), Гендель - оперный композитор. В Гамбурге Гендель полностью овладел формой и стилем оперы-сериа, научился писать арии почти всех типов и речитативы. Развитая линия голоса, принцип слова для музыки, инструментальный тип мелодии, тяжеловатое голосоведение, скованная оркестровая фигурация - вот черты генделевского оперного стиля эпохи "Альмиры" и "Нерона".

В оркестровом письме композитора, в форме увертюры, в наличии балета сказывается французское влияние. Отдельные страницы "Альмиры", отличающиеся простонародным грубоватым языком, песенной формой арий, красноречиво свидетельствуют о влиянии местных традиций.

Гендель поехал в Италию в конце 1706 года. Во Флоренции никому не известный и ничем не прославившийся молодой немец первое время чувствовал себя неловко. К тому же он был в стесненном материальном положении, а его музыкой мало кто интересовался. Во Флоренции композитор не задержался и уже в апреле 1707 года уехал в Рим. И пробыл там относительно недолго, живя более чем скромно. Ни рекомендательные письма, ни собственная музыка не улучшили его положения. В Риме необходимо было быть первым, а Генделю для этого не хватало мастерства. Он вновь учится. Он посещает "академии", концерты, карнавалы, торжественные приемы и празднества. Гендель изучает совсем необычные для него стили. Он слушает католическую церковную музыку и пишет в подражание ей "Латинские псалмы". В Риме он познакомился с латинской ораторией, сочетающей текст нравственно-религиозного содержания с пением в сопровождении инструментов. Некоторую известность он получает как виртуоз. Осенью 1708 года Гендель достигает первого публичного успеха как композитор. При посредстве герцога Фердинанда Тосканского он ставит свою первую итальянскую оперу "Родриго" и обнадеженный успехом, спешит в Венецию.

В Венеции он знакомится с представителями двух государств, где позже найдет себе приют. Это были большие любители музыки - принц Эрнст Август из Ганновера и английский посол граф Манчестерский.

В конце февраля Гендель покидает Венецию. Он возвращается в Рим, и теперь вечный город кажется ему более приветливым. Успех "Родриго" во Флоренции сделал свое дело, не поскупился на похвалу Фердинанд Тосканский, - в Риме Генделю оказали замечательный прием. Дворцы меценатов гостеприимно распахнули двери, залы восторженно рукоплескали, Рим удивлялся и спешил познакомиться с Генделем. Он выступает на публичных состязаниях с лучшими из лучших в Риме, Доменико Скарлатти признает его победу. Его игру на клавесине называют дьявольской - весьма лестным эпитетом для Рима. Он пишет для кардинала Оттобони две оратории, тотчас исполненных. Им заинтересовалась католическая церковь.

После успеха в Риме Гендель спешит на юг, в Неаполь. Постоянный соперник Венеции в искусствах, Неаполь обладал своей школой и устоявшимися традициями. Гендель пробыл в Неаполе около года. За это время он написал очаровательную серенаду "Ацис, Галатея и Полифем" (серенада (или серената) - распространенный в XVIII в. жанр камерной пасторальной кантаты.

Главным сочинением Генделя в Неаполе была опера "Агриппина", написанная летом 1709 года и поставленная в том же году в Венеции, куда вновь возвращается композитор. Премьера состоялась 26 декабря. Гендель провел в Венеции всю зиму. Теперь он обладал мастерством, достаточным для завоевания любого европейского театра.

Таким образом, Италия была для Генделя не только светлой романтической порой его жизни, но и важным периодом его творчества. "Итальянские университеты" не прошли для композитора даром. Он освоил лучший европейский стиль музыкального письма, усовершенствовал и необычайно развил мелодику, достиг мастерства в голосоведении, оркестровой технике, формах композиции. Окончательно сложился и круг жанров, в которых работал композитор. Это были в основном жанры вокальной музыки - опера, кантата, оратория.

К концу 1710 года, получив у курфюрста официальный отпуск, Гендель, после краткого визита в родной Галле, через Дюссельдорф уехал в Лондон.

Когда Гендель приехал в Лондон, ему было 25 лет. Он обладал уже достаточной известностью, а предприимчивость и энергия, работоспособность и воля, унаследованные от отца, в соединении с природным даром художника составляли превосходный ансамбль. При композиторе были рекомендательные письма и приглашения английских дворян, с которыми он познакомился в Ганновере.

Гендель быстро знакомится с театральным миром Лондона, быстро получает заказ от Аарона Хилла, арендатора театра Гайдмаркет, и не менее быстро пишет оперу "Ринальдо".

Решительно повлиял на судьбу Генделя дебют в очень популярном в Англии жанре церемониально - торжественной музыки. В январе 1713 года Гендель пишет монументальный «Te Deum» («Te Deum» - гимн для хора (или хоров) и симфонического оркестра, иногда с участием певцов-солистов и органа, на текст католического песнопения. Классический тип «Te Deum’а», предназначенного для концертного исполнения на празднествах, установлен Генделем) и «Оду ко дню рождения королевы».

Уже в июле 1716 года новый король Англии Георг I приглашает с собой композитора в Ганновер, где Гендель пишет новые, вторые в его творчестве "Страсти".

До 1720 года Гендель находился на службе у старого герцога Чендосского. Эти годы оказались очень важными для композитора - он освоил английский стиль. Немецкий композитор принял подданство в английском искусстве. Гендель написал антемы и две маски. Антемы - библейские псалмы, положенные на музыку, духовные песни, хоровые фрески, в которых слышен могучий голос народа, оказались близки Генделю. В антемах выражено героическое и радостное. Две маски, два обаятельных представления в духе античности - тоже были английскими по стилю. Оба произведения Гендель позже переработал. Одно из них стало английской оперой («Ацис, Галатея и Полифем»), другое - первой английской ораторией («Эсфирь»).

Влияние антемов и оперного стиля явственно ощущается и в первых ораториях Генделя – «Эсфири» (1732 г.), в написанных следом «Деборе», «Аталии» (сочинены в 1733 г.). Речитатив в них еще вполне оперный, за редкими исключениями, арии также написаны в оперных традициях. Все эти оратории можно сценически оформлять, превращая их в оперную постановку.

Работа Генделя в жанре оперы в этот период протекала в очень сложных условиях – ему приходилось постоянно соперничать в признании с итальянскими композиторами и бороться с постоянно менявшимися вкусами английской аудитории. Поэтому оперы этого периода – «Радамистро», «Оттон», «Флавио», «Юлий Цезарь», «Тамерлан», «Ксеркс» вскоре после премьер снимались с репертуара. И вообще, англичане считали итальянский оперный стиль «болезнью» и музыкой, не соответствовавшей потребностям времени. Появление «Оперы нищих» Джона Гея и Джона Пепуша нанесло оперной карьере Генделя сокрушительный удар. В такой обстановке композитор прожил еще десять лет - 30-е годы. Он не переставал писать и ставить оперы - его упорство напоминало безумие. Каждый год он терпел поражение, каждый год он наблюдал примерно одну и ту же картину: молчаливый, невнимательный, пустующий зал.

40-е годы отличались от предшествующих десятилетий. Англия пуритан нуждалась в героике, а не в ангельских портретах принцев крови галантной придворной оперы, и героику эту находила прежде всего в Библии.

Не было страны в Европе, где с такой любовью и вместе с тем с таким практицизмом относились бы к Библии, как в Англии в XVII-XVIII веках. Идеологи пуритан увидели в ней громадный запас мудрости, накопленной многими поколениями и целыми народами. Пуритане прочли Ветхий завет как книгу о судьбе народа, о способе его существования.

Библейский язык и стиль, сюжеты, образы, персонажи и символы обоих заветов были чрезвычайно распространены в то время. Гендель усвоил вкус англичан и стал говорить с нацией на ее любимом языке. Композитор превосходно знал Библию: Георга выучили читать по ней. Генделю удалось в грандиозных библейских эпопеях-ораториях воплотить оптимизм побеждающего народа, радостное чувство свободы, самоотверженность героев. Выбор таких сюжетов, выбор ораториального стиля оказался знаменательным в жизни Генделя. Оратория 40-х годов подняла композитора на высшую ступень музыкальной иерархии, прославила его на века. Прославился он прежде всего в Англии. Его музыка стала эталоном британского стиля.

Новая эпоха началась для Генделя 22 августа 1741 года. В этот памятный день он приступил к оратории «Мессия». В «Мессии», его замысле особенно наглядно проявляется направление поисков Генделя. Для выражения своих философско-музыкальных идей он искал необычной, неизведанной до него формы воздействия на огромные массы людей. Он чувствовал в себе необычайную силу говорить со многими, делиться с людьми важными мыслями о жизни

Поэтому он избирает более свободную эпическую форму оратории, стремясь, однако, как в «Мессии», выразить сильные, драматически выявленные аффекты (но вне драмы!) и вызвать у слушателя экстатически-возвышенное состояние.

Оратория - жанр свободный. Он возник в Италии, в религиозных собраниях верующих, оппозиционно настроенных к папе римскому. Он так и не был признан официальным богослужебным пением. Попав под мощное воздействие гуманистической культуры, ораториальный жанр постепенно освобождался от своего религиозного содержания, превращаясь в род концертных, светских по духу вокально-оркестровых сочинений. Со временем жанр потускнел, ему не могли найти серьезного применения.

Гендель вдохнул в ораторию новую жизнь. Он вернул жанру способность говорить с людьми о важных вещах, причем не просто говорить, а убеждать и воодушевлять людей своими идеями. Но эти идеи должны были быть выражены по-новому, ибо человек XVIII века резко отличался от человека средневековья взглядом на свою сущность, на свое отношение к миру, к природе. Эпоха, в которую жил Гендель, отличалась не очень благочинным отношением к богу. Этого не мог не чувствовать композитор. Оратория у Генделя приобрела новый смысл. Происхождением связанная с литургией, она лишилась ритуального, обрядового начала.

В инструментальных жанрах сказалось выдающееся дарование Генделя как композитора и солиста на органе и клавесине. Концертность исполнения, которая в конце 17 – 1 пол. 18 века приобрела первостепенное значение, была характерна и для творчества и для игры Генделя. Его стиль клавесинной игры отличался силой, блеском, густотой звучания, которые до него на этом инструменте считались недостижимыми. В стиле органной игры доминировали праздничная торжественность, полнозвучие, темпераментность и импровизационность. Концертность Генделя, как черта стиля, отличалась от концертности придворного искусства. Она получила широкое претворение в различных жанрах инструментальной музыки композитора.

В клавирном творчестве Генделя центральное место занимала гомофонная сюита (lesson). Сюиты Генделя были изданы в трёх сборниках в 20-30 гг. Строение генделевских сюит очень индивидуально: помимо традиционных танцевальных пьес (аллеманда, сарабанда, куранта и жига) в неё включались прелюдии, фуги, увертюры, вариации. В этих сочинения Генделя содержится полный свод клавирной техники того времени, открываются новые перспективные возможности инструментов.

Произведения Генделя для камерных ансамблей по времени написания и стилю разделяются на 2 группы:

    юношеские, не очень зрелые произведения

    зрелые, мастерские сочинения, написанные в Лондоне в 30-нач.40 гг. Это – 15 сольных сонат для скрипки или гобоя и basso continuo)

Одно из центральных мест занимают концерты Генделя для различных инструментов: органные и concerti grossi. «Большие концерты» Генделя принадлежат к великим творениям оркестровой музыки 18 века и стоят в одном ряду с «Бранденбургскими концертами» Баха, концертами Вивальди.

Ор. 3 (1734 г.) – 6 Концертов для гобоя, ор. 6 (изд. в 1739 г.) - 12 concerti grossi.

Каждому концерту Генделя свойственны индивидуальные образные черты и средства выразительности. Концерты относятся к гомофонной музыке, однако в них много примеров полифонического склада, особый эффект игры светотени создают контрастные чередования эпизодов concertino и tutti.

Есть у Генделя и так называемые пленэрные жанры. Это лёгкая развлекательная музыка демократического направления. К ней относятся: двойные концерты «Музыка на воде (1715-1717), «Музыка фейерверка» (1749). Часто такие произведения исполняются в сопровождении пиротехнических номеров и пушечных выстрелов.

Таким образом, инструментальная музыка Генделя – это яркая часть наследия композитора, которая отражает характерные черты его стиля и его времени.

23 февраля 2015 года исполняется 330 лет со дня рождения одного из самых великих композиторов за всю историю музыкального искусства. П.И.Чайковский писал о нем:«Гендель был неподражаемый мастер относительно умения распоряжаться голосами. Нисколько не насилуя хоровые вокальные средства, никогда не выходя из естественных пределов голосовых регистров, он извлекал из хора такие превосходные эффекты, каких никогда не достигали другие композиторы…»

В истории музыки наиболее удивительным, плодотворным, давшем миру целое созвездие величайших композиторов, был XVIII век. Ровно в середине этого века произошла смена музыкальных парадигм: эпоха Барокко сменилась классицизмом. Представители классицизма — это Гайдн, Моцарт и Бетховен; а вот эпоху Барокко наряду с , пожалуй, самым великим музыкантом человеческого рода, венчает гигантская (во всех отношениях) фигура Георга Фридриха Генделя . Давайте поговорим сегодня немного о его жизни и творчестве; а для начала

я хочу пригласить Вас на большой концерт его памяти, который состоится в кафедральном лютеранском соборе Св. Петра и Павла в Санкт-Петербурге (известном как Petrikirche ) на Невском пр., дом 22-24 , Прозвучат любимые арии из его опер, концерт для органа "Кукушка и соловей" (солист - Георгий Благодатов), камерная и оркестровая музыка популярного на протяжении трёх столетий композитора в исполнении петербургских музыкантов.

Наш хор тоже пригласили поучаствовать в исполнении самой знаменитой оратории Генделя "Мессия". Всего будет петь 5 хоров в сопровождении симфонического оркестра. Мы будем петь только одну часть из этой оратории "Аллилуя" . Говорят, что в Англии, когда исполняется эта музыка до сих пор все встают.

Обычно звучит этот гимн в особые торжественные дни, такие, как Пасха и Рождество. Слушая это произведение, чувствуешь какой-то подъем в душе, хочется встать и тоже петь вместе с хором.


Сам Гендель говорил об Аллилуйе, что не знает был ли он во плоти или вне плоти, когда писал эту музыку, что это знает только Бог.

Б.Шоу в своем эссе "О ГЕНДЕЛЕ И АНГЛИЧАНАХ" писал: "Для англичан Гендель не просто композитор, но объект культа. Скажу больше — религиозного культа! Когда во время исполнения «Мессии» хор начинает петь «Аллилуйю», все встают, как в церкви. Английские протестанты переживают эти минуты почти так же, как если бы лицезрели поднятие чаши со святыми дарами. Гендель обладал даром убеждать. Когда звучит его музыка на словах «восседающий на своем извечном престоле», атеист теряет дар речи : атеист, слушая Генделя, начинаете видеть Бога, посаженного на извечный престол Генделем. Вы можете презирать кого и что угодно, но бессильны противоречить Генделю. Все проповеди Боссюэ не могли убедить Гримма в существовании Бога. Но четыре такта, в которых Гендель неопровержимо утверждает бытие «извечно сущего отца, хранителя мира на земле», сбили бы Гримма с ног, как удар грома. Когда Гендель говорит вам, что во время исхода евреев из Египта «не было ни единого иедугующсго во всех коленах их», то совершенно бесполезно сомневаться в этом и предполагать, что уж один-то еврей наверняка хворал гриппом, Гендель этого не допускает; «ни единого иедугующего не было во всех коленах их», и оркестр вторит этим словам резкими громовыми аккордами, обрекающими вас на безмолвие. Вот почему все англичане верят, что теперь Гендель занимает высокое положение на небесах."

Национальную принадлежность Генделя оспаривают Германия и Англия. В Германии Гендель родился, на немецкой почве сложилась творческая личность композитора, его художественные интересы, мастерство. С Англией же связана большая часть жизни и деятельности Генделя, формирование эстетической позиции в музыкальном искусстве, Генделя называют Орфеем эпохи Барокко. Музыка барокко появилась в конце эпохи Возрожд ения и предшествовала музыке классицизма . Слово «барокко» предположительно происходит от порт угальского «perola barroca» — жемчужина или морская раковина причудливой формы. В «Музыкальном словаре» (1768 год) Ж.-Ж. Руссо дано вот такое определение музыки «барокко» "Это «странная», «необычная», «причудливая» музыка доклассической эпохи." Ей сопутствуют такие качества музыки как «спутанность», «высокопарность», «варварская готика». Итальянский искусствовед Б.Кроче писал: " «историк не может оценивать барокко как нечто позитивное; это чисто отрицательное явление… это выражение дурного вкуса». Б арочная музыка использовала более протяжённые мелодические линии и более строгий ритм, чем музыка эпохи Ренессанса..

Эпоха Барокко отвергает естественность, считая её невежеством и дикостью. В то время женщина должна была быть нестественно бледной, с вычурной прической, в тугом корсете и с огромной юбкой, а мужчина - в парике, без усов и бороды, напудрен и надушен.

В эпоху Барокко произошел взрыв новых стилей и технологий в музыке. Дальнейшее ослабление политического контроля католической церкви в Европе, которое началось в эпоху Воз рождения , позволило процветать светской музыке.

Вокальная музыка, которая преобладала в эпоху Ренессанса, постепенно вытеснялась инструментальной музыкой. Понимание, что музыкальные инс трументы должны объединяться неким стандартным образом, привело к возникновению первых оркестров.

Один из самых важных типов инструментальной музыки, который появился в эпоху Барокко был концерт. Изначально концерт появился в церковной музыке в конце эпохи Возрождения и, вероятно, это слово имело значение "контрастировать" или "бороться", но в эпоху Барокко он утвердил свои позиции и стал самым важным типом инструментальной музыки. В начале эпохи Барокко, приблизительно в 1600 году, в Италии композиторами Кавальери и Монтеверди были написаны первые оперы, сразу получившие признание и вошедшие в моду. Основой для первых опер были сюжеты древнегреческой и римской мифологии.

Будучи драматической художественной формой, опера поощряла композиторов воплощать новые способы иллюстрировать эмоции и чувства в музыке, фактически, воздействие на эмоции слушателя стало главной целью в произведениях этого периода.

Опера распространилась во Франции и Англии благодаря великим работам композиторов Рамо, Генделя и Перселла .
В Англии была также развита орат ория , которая отличается от оперы отсутствием сценического действия, оратории часто основаны на религиозных текстах и историях. "Мессия" Генделя - показательный пример оратории.

В Германии опера не завоевала такой популярности, как в других странах, немецкие композиторы продолжали писать музыку для церкви.

Многие важные формы классической музыки берут свои истоки в эпохе Барокко - ко нцерт , соната, опера.

Барокко была эпохой, когда идеи о том, какой должна быть музыка, обрели свою форму, эти музыкальные формы не потеряли актуальности и на сегодняшний день.

Но главное, что принесла нам эпоха барокко - это инструментальная музыка. Вокал потеснила виола. Инструменты объединялись в оркестры. Интересно сравнить Генделя с Бахом. Если Бах черпал своё творчество из Евангелия, литургической жизни Лютеранской Церкви и каких-то запредельных глубин своей души, отсекая при этом те формы музыки, которые не вмещали это содержание (например, Бах не писал опер), то Гендель чрезвычайно чутко улавливал сам процесс сиюминутной культурно-общественной жизни, запечатлевая его в привычных эпохе звуках. Но это не просто музыкальное отражение своего времени — иначе о Генделе никто сегодня бы и не вспомнил. Своим великим творческим даром Гендель переплавил публичное, обыденное и повседневное искусство в строгую, величественную и полнокровную музыку, несущую в себе и отображение вечной, небесной гармонии, и некое прикосновение к незыблемым основам Божьего мироздания. Если бы Гендель жил в наше время, он сочинял бы мюзиклы и писал бы музыку к фильмам — и это были бы самые грандиозные и возвышенные мюзиклы и самые качественные, лучшие и популярные саундтреки. Музыка Генделя — квинтэссенция публичного, как сказали бы сейчас, «массового» искусства первой половины XVIII века, а сам он — величайший шоумен своей эпохи.

Родился Георг Фридрих Гендель 23 февраля 1685 г. в саксонском городе Галле. (Меньше чем через месяц и менее чем в ста километрах от Галле, в Айзенахе, родится Иоганн Себастьян Бах. Два этих гения всё время были рядом, хотя у них никогда не получилось встретиться очно.)
Род Генделя, в отличие от Баха, не был музыкальным. Это был, как сейчас говорится, «средний класс». Отец Генделя, которого также звали Георг, был уже пожилым человеком; овдовев, он вступил в 1683 г. во второй брак — и вторым сыном от этого брака и был наш герой. К моменту его рождения его отцу было 63 года — возраст уже весьма почтенный. Георг-старший дослужился до достаточно высокого звания камердинера и личного врача (хирурга) бранденбургского курфюрста (Галле подчинялся Бранденбургскому князю) и был весьма обеспеченным человеком — о чём свидетельствует родной дом Генделя.

Дом в Галле, где родился Г.Гендель

С самых ранних лет маленький Георг ничем так не интересовался, как музыкой: игрушками его были барабаны, трубы, флейты. Отец Георга не поощрял увлечения сына. Но и не мешал ему учиться игре на клавесине, который стоял на чердаке. Отец позволил мальчику заниматься музыкой с Фридрихом Вильгельмом Цахау, органистом собора Пресвятой Богородицы, который и по сию пору возвышается на главной площади Галле. В этой церкви Генделя крестили, в ней он учился музыке; и сейчас здесь стоит орган, на котором Цахау занимался с Генделем. Цахау был прекрасным педагогом и очень талантливым композитором. Он, собственно, был единственным учителем Генделя, и повлиял на него очень сильно, и не только профессионально, но и по-человечески; Гендель на всю жизнь сохранил к нему тёплые чувства. Учёба была не муштрой, Цахау подходил к преподаванию творчески и прекрасно осознавал, с каким развивающимся талантом он имеет дело. Это сознавал отнюдь не только он. Герцог Заксен-Вайссенфельский, услышав однажды игру мальчика, пришёл в такой восторг, что предложил его отцу назначить маленькому музыканту личную стипендию, чтобы тот профессионально учился музыке. Имя Генделя начинало становиться известным: например, бранденбургский курфюрст вызвал мальчика к себе в Берлин. Отцу скрепя сердце пришлось вести его к своему работодателю. Курфюрст предложил отправить Георга, которому было всего 11 лет, на свои средства учиться в Италию — но старый Гендель этому изо всех сил воспротивился, и курфюрст отступил. (А в скобках заметим и нравы того времени: придворный лекарь осмеливается противоречить своему князю — и ничего.)
Неудивительно такое внимание к маленькому музыканту и восхищение им. Послушаем музыку , написанную им в возрасте 13-15 лет. Третья и четвертая часть из трио-сонаты соль-минор.

Итак, Гендели вернулись в Галле, и сын продолжил своё обучение в регулярной школе. Но недолго отец таким образом влиял на жизненный путь композитора: 11 февраля 1697 года он скончался (нашему Генделю 13 лет). Гендель стал свободен. Однако из чувства почтения он не только успешно окончил школу, но и поступил в 1702 году, в возрасте 17-ти лет, в Галльский университет на юридический факультет, параллельно усердно занимаясь музыкой. К этому времени уже сформировался творческий метод Генделя и основные особенности его музыки. Писал Гендель необыкновенно быстро, безо всякого обдумывания, он никогда не возвращался к уже написанному материалу (за исключением самого последнего периода своей жизни), чтобы обработать или улучшить его. Надо сказать, что почти так же сочиняли Моцарт и Шуберт; Бах же, Гайдн и Бетховен, наоборот, усердно работали над музыкальным материалом. Но даже и в сравнении с Моцартом и Шубертом творческий метод Генделя был чем-то особенным. Музыка изливалась из него сплошным потоком, он постоянно был обуреваем ею. Источник этого потока, этой изливающейся струи был, конечно же, в каких-то тайных небесных обителях, где творятся радость бытия, благая сила существования, добро, гармония и красота. Радость и энергия — вот что, пожалуй, главное у Генделя.
В 1702 году Гендель поступил на юридический факультет университета своего родного города Галле. Но учиться там он не стал. Уже через месяц после поступления в университет он становится органистом придворного собора в Галле. Семья уже не противилась этому — нужно было материально поддерживать вдову-мать и двух сестёр; со смертью отца доход семьи стал весьма скудным. Но денег было катастрофически мало, и Гендель перебирается в Гамбург Прибыв в Гамбург в 1703 году, Гендель начал с преподавания музыки. За уроки хорошо платили, и, кроме того, это помогло Генделю завязать нужные и полезные знакомства. Но главным для Генделя была, как я уже сказал, Гамбургская опера. Георг Фридрих устроился играть в оперный оркестр на скрипке. Он как губка впитывал все музыкальные и сценические театральные приёмы, и уже через полтора года по прибытии в Гамбург написал свою первую оперу, «Альмиру». Опера имела огромный успех. Генделю в то время было всего 20 лет. Молодого композитора заметил флорентийский принц Джан Гастон Медичи и пригласил его приехать в Италию. Он прибыл туда в 1706 году. В Италии Генделя ожидала масса новых впечатлений. Он усиленно изучал творчество неаполитанских мастеров: Алессандро Скарлатти, Лео, Страделлы и Дуранте. Вскоре и у него развивается стремление к творчеству. Впервые он выступает перед публикой во Флоренции с оперой «Родриго». Весть о «неистовом саксонце» вскоре облетела всю Италию. Куда бы он ни поехал, всюду его опережал успех «Родриго». В Риме его с распростертыми объятиями встречают артисты «Академии Аркадии», а ведь среди членов этого общества были такие известные люди, как, например, Арканджело Корелли, Доменико Скарлатти (сын неаполитанского маэстро), Пасквини и Бенедетто Марчелло. Гендель жадно впитывает знания. В Италии к нему пришла слава мастера "итальянской оперы". Из Италии Гендель уехал в начале 1710 и отправился в Ганновер, где был назначен капельмейстером ганноверского курфюрста Георга I, который был законным наследником английского трона. В 1714, после смерти английской Королевы Анны Георг I стал Королём Англии. Гендель, который и раньше уже бывал в Лондоне, последовал за своим королём и принял Британское гражданство. Часть его успеха в Лондоне несомненно связана с королевским покровительством. Он активно участвовал как музыкально, так и коммерчески в развитии оперного искусства Великобритании. Позже, в 1730-х он будет создавать свои оратории, оды и т.д. в традиционном английском стиле. Он один из немногих иностранцев признан в Англии как величайший английский композитор.

Ему в Лондоне при жизни поставили памятник. Перед Великим Постом 1759 года Гендель почувствовал приближение смерти. Он составил окончательную редакцию завещания, сделал все распоряжения, которые счёл нужным, простился с друзьями и после этого попросил, чтобы его больше не тревожили и оставили одного. При этом он сказал: «я хочу быть один и умереть в , чтобы с Богом и Спасителем моим увидеть и день Воскресения». Такого выражения глубокой веры от него не слышал никто и никогда за всю его жизнь. Его желание исполнилось. Он умер совершенно один в ночь с Великой Пятницы на Великую Субботу 14 апреля 1759 года. Было ему 74 года. Похоронен Гендель в Вестминстерском аббатстве. За свою жизнь Гендель написал около 40 опер («Юлий Цезарь», «Ринальдо» и т. д.), 32 оратории, множество церковных хоралов, органных концертов, камерной вокальной и инструментальной музыки, а также ряд произведений «популярного» характера («Музыка на воде», «Музыка для королевских фейерверков», Concerti a due cori).
Вот таким получилось наше знакомство с одним из величайших композиторов Г.Ф.Генделем, которому завтра исполнится 330 лет.

Приходите на концерт в Петри кирхе.

И еще несколько слов о том, как важно, чтобы человек всегда верил в себя и в свои силы.

Слава всегда сопровождала Генделя, самого высокооплачиваемого композитора на земле. В то время люди готовы были драться, чтобы попасть первыми на его концерты. Но постепенно его слава стала увядать, так как людям все приедается. Народ перестал ходить на концерты Генделя. Новые произведения никого уже не интересовали, и вскоре этого композитора назвали "старомодным".

Георгу тогда было около пятидесяти. Став банкротом, пережив инсульт и потеряв зрение, Гендель опустился в глубокую депрессию и оказался изолированным. Но в одно утро он получил письмо от одного своего давнего поклонника. В конверте находились отрывки, взятые из Священного Писания. Один из них особо затронул старого композитора. То были слова Самого Бога: "Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш" (Ис.40:1).Это так подействовало на Генделя, что 22 августа 1741 года он захлопнул дверь своего дома и вновь начал работу.

Пережитое не сломило его, напротив, оно благоприятно подействовало на композитора: его характер смягчился, музыка стала еще трогательнее, произведения были посвящены только Иисусу Христу. Именно в этот период Гендель сочинил самые лучшие произведения, одним из которых был хорошо известный во всем мире хорал "Аллилуйя".

Вся оратория «Мессия» была написана Генделем всего за 24 дня. Вдохновение его не покидало. В результате получилось весьма удивительно гармоничное сочинение: солисты, хор и оркестр пребывают в идеальном равновесии, но самое удивительное и притягивающее в «Мессии» - исходящая от музыки позитивная энергия.

В конце партитуры «Мессии», он вывел три буквы: S. D. G. Что означает «Одному Богу Слава» !

Когда этот гимн исполнялся впервые, король Англии Георг II, присутствовавший на концерте, встал, тем сам ым выражая благоговейное преклонение перед Творцом. С тех пор каждый раз при исполнении этого произведения вся публика вставала, что происходит и по сей день.

Георг Гендель снова стал знаменитым и продолжал работать до конца своих дней. А на примере его жизни многие люди узнали, что могут сделать слова утешения даже с самым отчаявшимся человеком и главное - верить в себя и никогда не сдаваться!

Да, мы сделали это! Вот как звучит Аллилуйя Генделя в нашем исполнении. Должен заметить, что Петр кирхе в смысле акустики - не самое лучшее место. В 1962 году здесь был открыт плавательный бассейн. Лишь в 1993 году здание было отдано лютеранской церкви. Однако при реконструкции, осуществленной в 1990-е гг были нарушены системы уникальных кирпичных сводов. В теле т. н. обратных сводов пробиты отверстия большого диаметра для прохождения металлических колонн нового перекрытия. Новый пол расположен на 4 метра выше прежнего, под ним всё ещё находится чаша бассейна. Удалить её не представляется возможным без проведения комплексных изысканий и разработки проекта усиления конструкций. Снижение высоты зала очень чувствуется, из-за этого испорчена акустика, теперь приходится использовать микрофоны. Но тем не менее мы спели Аллилуйю. Вот как она прозвучала.

Гендель Георг Фридрих (1685-1759), немецкий композитор.

Родился 27 февраля 1685 г. в городе Галле. С раннего детства мальчик отличался талантом к музыке, но отец мечтал, чтобы он стал юристом. Тем не менее родители разрешили сыну брать уроки игры на органе и композиции у Ф. В. Цахау.

После смерти отца в 1697 г. Гендель решил целиком посвятить себя музыке; правда, ещё в 1702 г. он продолжал заниматься на факультете юриспруденции в Университете в Галле. Одновременно Гендель получил пост органиста протестантского собора. В 1703 г. музыкант уехал в Гамбург, где занял место второго скрипача, клавесиниста и дирижёра Гамбургской оперы.

В этом городе он написал и поставил свою первую оперу «Превратности царской судьбы, или Альмира, королева Кастильская» (1705 г.). С тех пор опера заняла основное место в творчестве Генделя. Им написано свыше 40 произведений этого вида музыкального искусства.

С 1706 по 1710 г. композитор провёл в Италии, совершенствуя своё мастерство. Кроме того, с огромным успехом он выступал в концертах как исполнитель-виртуоз на органе и клавесине.

Славу Генделю принесла его следующая опера - «Агриппина» (1709 г.). Из Италии он отправился обратно в Германию, в Ганновер, где занял место придворного капельмейстера, а затем в Лондон. Здесь в 1711 г. он поставил свою оперу «Ринальдо».

Начиная с 1712 г. композитор жил в основном в английской столице; ему оказывала покровительство вначале королева Анна Стюарт, а после её смерти - Георг I. С момента открытия в 1719 г. оперного театра «Королевская академия музыки», во главе которого стал Гендель, наступила пора его блестящей славы. Одну за другой писал композитор свои оперы: «Радамист» (1720 г.), «Муций Сцевола» (1721 г.), «Оттон» и «Флавий» (обе 1723 г.), «Юлий Цезарь» и «Тамерлан» (обе 1724 г.), «Роделинда» (1725 г.), «Сципион» и «Александр» (обе 1726 г.), «Адмет» и «Ричард I» (обе 1727 г.).

В 1727 г. Гендель получил английское подданство. В 1728 г. из-за денежных затруднений оперный театр закрылся. Для Генделя наступила тяжёлая пора, он пытался создать новый театр, неоднократно ездил в Италию. Все эти неурядицы подорвали его здоровье: в 1737 г. у него парализовало правую сторону тела. Но композитор не оставил творчество. В 1738 г. им была
написана опера «Ксеркс», но следующая опера - «Дейдамия» (1741 г.) - провалилась, и больше Гендель опер не писал.

Он остановился на жанре оратории, в котором с не меньшим размахом выказал всю силу своего гения. Среди лучших образцов этого жанра - «Саул» и «Израиль в Египте» (обе 1739 г.), «Мессия» (1742 г.), «Самсон» (1743 г.), «Иуда Маккавей» (1747 г.), «Иевфай» (1752 г.). Кроме ораторий Генделем написано около ста кантат, а для оркестра - 18 концертов под общим названием «Большие концерты».

После 1752 г. у Генделя сильно ухудшилось зрение, в конце жизни он вообще ослеп. Тем не менее композитор продолжал творить. Последний концерт под его управлением, в котором исполнялась оратория «Мессия», прошёл за восемь дней до смерти Генделя.