История швейной иглы, нитей, наперстка. Одежда на Руси




Никто не может точно сказать, когда появился наперсток, однако известно, что он существовал уже в средние века. От тех времен остались изящные, с богатой гравировкой и орнаментом наперстки-шедевры и легенды, связанные с их возникновением.

Согласно одной из них, в далекие времена жил-был один очень трудолюбивый портной, который с раннего утра до позднего вечера корпел над своей работой и без конца прокалывал пальцы иглой. Однажды вечером, в полнолуние, он отвлекся от работы и взглянул на свой сад. Неожиданно среди любимых цветов, которые напоминали маленькие красные колокольчики, он увидел удивительную сценку: несколько гномов срывали колокольчики и бесшумно исчезали между грядками.

Утром портной обнаружил, что цветы стоят на месте нетронутые. На следующую ночь все повторилось, но на этот раз портной отправился вслед за гномами. Таинственная тропка привела в подземное царство, и вот что он увидел: за длинным столом сидели малюсенькие эльфы, которые кроили и шили для гномов рубашки , штанишки и плащи. А на средний палец у всех были надеты красные колокольчики - цветочки из сада портного. Тогда-то он и вспомнил о своих исколотых пальцах. Вернулся к себе домой и на следующее утро, как всегда, принялся за работу. А когда повернул голову к окну, заметил на подоконнике сверкающий наперсток из чистого серебра, который идеально подходил к его пальцу.

Это была награда от гномов за цветы, которые он вырастил, и за молчание. С наперстком работа пошла живее, а израненные пальцы вскоре зажили.

Исторические материалы утверждают, что появился наперсток в XVII столетии в Амстердаме. Мастер-ювелир Николай Бентотен был влюблен в соседскую девушку Аниту Ван Ранселье, которая была ловкой вышивальщицей и целыми днями вышивала по указанию скупого отца. Игла часто колола нежные девичьи пальцы и причиняла ей боль. Смотря на эти девичьи страдания, Николай Бентотен решил облегчить работу любимой девушке и в 1648 году на день рождения подарил ей маленькую золотую шапочку на пальчик с насечками. В послании он написал: «Прошу уважаемую барышню принять в дар это мое изобретение, чтобы оно защищало от уколов прекрасные и трудолюбивые пальцы».

Самые древние дошедшие до нас наперстки были изготовлены из золота. Позднее их делали из позолоченного серебра или бронзы традиционного желтого цвета - возможно, чтобы заметнее была игла, которая чаще всего делалась из белого металла. Разумеется, самые красивые образцы изготавливались по поручению дочерей царей, королей и князей. Эти редкие экземпляры были обычно из золота с украшениями.

По всей вероятности, фабричное производство наперстков было начато в 20-е годы XIX столетия на одной из фабрик металлических изделий. В 1824 году владелец фабрики изобрел специальное устройство для изготовления наперстков «любого вида». Был зарегистрирован патент и вскоре началось серийное производство. Позже тайну устройства узнали в других странах, а один французский промышленник заявил, что производит 14 видов наперстков из золота, серебра, латуни и других металлов.

Другой догадливый торговец поручил своей фабрике, производящей наперстки, гравировать на них название его фирмы. Его примеру последовали другие промышленники. Так к концу века наперстки стали продавать для массового применения. Однако с появлением швейной машинки слава наперстка резко упала. И все-таки он и сегодня верно служит и портному, и домохозяйке.

Первое письменное упоминание о наперстках на Руси (по сведениям Е.Сосны) мы находим в приходно-расходной книге Иверского монастыря за 1669 год, когда было куплено в монастырь 40 наперстков и 300 швейных игл. Иверский монастырь находится на одном из островов Валдайского озера - Рябиновом. Основан патриархом Никоном в XVII веке.
Самый ранний наперсток XIV века на территории России был найден в Новгороде. Новгород - один из древнейших городов России, впервые упоминается в Софийской 1-й летописи под 859 годом.
Не сразу русский наперсток стал таким, каким мы его знаем. Сначала так назывался кистень, который применяли в кулачном бою, затем - кольцо, которое надевали на большой палец правой руки при стрельбе из лука. C XVII века наперстки ввозили из-за границы, где их производство было механизированным, а также делали в России. В 15 км от Тулы на реке Тулица между деревнями Торхов и Слободка (Городище) в 1632 году голландский купец Виниус построил Городищенские металлургические заводы. При археологических раскопках на этом месте среди других находок обнаружили бронзовый наперсток.
Кроме своего прямого назначения - служить защитой пальца от укола иглой, наперстки стали использовать, как украшение. В XVIII веке вошли в моду несессеры - своеобразные контейнеры с набором предметов туалета или принадлежностей для шитья. Они могли быть большими и маленькими, маленькие являлись украшением костюма, их носили на цепочке (шатлене), прикрепленной к поясу. В таком несессере и хранился наперсток, зачастую из драгоценных металлов, искусно отделанный. В XIX веке русские ювелирные наперстки изготавливались в Великом Устюге, Санкт-Петербурге, Москве, а также во Владикавказе.

Русские наперстки

Ломоносовский фарфоровый завод

Ростовская финифть

Русские самоцветы

Гжель

Слово «наперсток» происходит от старинного русского слова «перст», означающего «палец». Имя изобретателя наперстка история умалчивает, наперсток - настолько древнее изобретение, что никаких упоминаний об его создателе до наших дней не сохранилось.
Понятно, что каждая вещь имеет свои истоки и корни основания. Но заслугу в создании наперстка некому конкретно посвятить – так глубоко уходят исторические сведения о нем. Можно предположить, что его изобретение было на территории древней Руси. Более 30 тысяч лет до н. э. на этих землях жили кроманьонцы, и по раскопкам археологов установлено, что они уже пользовались примитивной одеждой, которую сами и шили. Делали они это при помощи костяных игл, которые были не так удобны в применении, как современные. Поэтому, у них имелись простейшие приспособления – пластины, завернутые в круг, которыми они пропихивали далеко не тонкую иглу в подобие ткани. Именно эти незатейливые детали и можно считать прототипом сегодняшнего наперстка.
Самые первые наперстки, похожие на современных собратьев, относятся к II веку, они были обнаружены на территории Китая и России. В раскопках скифских курганов в Крыму были обнаружены латунные наперстки.

До изобретения швейной машины наперсток был совершенно незаменимым предметом при шитье. Их производили в большом количестве, и до сих пор наперстки разных эпох – одна из наиболее частых находок археологов.
Самые первые наперстки были открыты сверху и не имели донышка. При раскопках встречаются даже простейшие варианты, представляющие собой свернутую в трубочку пластину из металла. По всей видимости, потребности в наперстках в те времена были столь высоки, что даже не всегда было время их обработать. Такие наперстки изготавливали из меди, латуни, бронзы, и даже серебра и золота. Первое найденное письменное упоминание о наперстках на территории России датируется 17 веком. К этому времени в Европе производство наперстков уже было налажено довольно широко, и были мастера, для которых это был основной вид деятельности. Вероятно, наперстков в то время требовалось настолько много, что спрос на них был постоянно.
Следует заметить, что к 17 веку наперстки уже зачастую становятся не только необходимым предметом для шитья, но и произведением искусства. С появлением ювелирных наперстков в Европе связывают красивую легенду.
Согласно ей, ювелирный мастер Николай Бентотен из Амстердама влюбился в соседскую девушку, которую звали Анита Ван Ранселье. Девушка искусно вышивала, и целый день была вынуждена просиживать над работой по принуждению скупого отца. Все нежные пальцы девушки были исколоты иглой. Видя страдания любимой, мастер сделал специально для нее маленький золотой колпачок с насечками, который был призван защитить ее пальцы во время шитья, и подарил ей на день ее рождения в 1648 году. Свой подарок он сопроводил посланием, в котором просил барышню принять в дар его изобретение, призванное защищать от уколов нежные и столь трудолюбивые пальцы.
То, что было изобретено данным ювелиром вошло в моду и стало стремительно распространяться по всей Европе. Сначала наперсток появился в Англии, а уже в начале 18 века модная вещица появилась во Франции, Германии и в России, куда ее завезли голландские купцы. И до наших дней сохранились изящные ювелирные шедевры, украшенные эмалью, инкрустацией и гравировкой. Для того, чтобы на фоне наперстка была лучше видна серебристо-белая сталь швейной иглы, цвет наперстка старались делать желтым.
С тех самых пор наперстки стали использовать уже не только по прямому назначению для защиты пальца от уколов иглы. Наперстки становятся настоящим украшением. 18 век принес моду на несессеры – наборы предметов туалета или принадлежностей для шитья, заключенные в специальные контейнеры, которые могли быть разных размеров. Маленькие несессеры являлись своеобразным аксессуаром, их прикрепляли к поясу с помощью цепочки. Наперсток, зачастую сделанный из золота и имеющий богатую отделку, являлся неотъемлемой составляющей частью таких несессеров.
Русские ювелиры также изготавливали наперстки, в 19 веке такие ювелирные наперстки производились в Санкт-Петербурге, Москве, Великом Устюге, Владикавказе и недалеко от Дербента (произведения знаменитых Кубачинских мастеров)

Никто не может точно сказать, когда появился наперсток О его появлении существуют красивые легенды... Согласно одной из них, в далекие времена жил-был один очень трудолюбивый портной, который с раннего утра до позднего вечера корпел над своей работой и без конца прокалывал пальцы иглой. Однажды вечером, в полнолуние, он отвлекся от работы и взглянул на свой сад. Неожиданно среди любимых цветов, которые напоминали маленькие красные колокольчики, он увидел удивительную сценку: несколько гномов срывали колокольчики и бесшумно исчезали между грядками.. На следующую ночь все повторилось, но на этот раз портной отправился вслед за гномами. Таинственная тропка привела в подземное царство, и вот что он увидел: за длинным столом сидели малюсенькие эльфы, которые кроили и шили для гномов рубашки, штанишки и плащи. А на средний палец у всех были надеты красные колокольчики – цветочки из сада портного. На следующее утро портной, как всегда, принялся за работу. А когда повернул голову к окну, заметил на подоконнике сверкающий наперсток из чистого серебра, который идеально подходил к его пальцу. Это была награда от гномов за цветы, которые он вырастил. С наперстком работа пошла живее, а израненные пальцы вскоре зажили.


В 17 веке жил в столице Голландии Амстердаме золотых дел мастер Николя Беншонтен. Юноша, как полагается, был влюблен. Приглянулась ему Анита, дочь скупого соседа ван Ранселье. Девушка целыми днями сидела перед окном и вышивала. Искусные руки Аниты словно по волшебству создавали на шелке сказочные замки, невиданные заморские растения, небывалых птиц. Но тонкая игла больно колола пальчик мастерицы. И сердце Николя, видевшего это, каждый раз обливалось кровью. И вот в один из прекрасных дней в дом Аниты слуга принес золотой колпачок с маленькими углублениями на нем. Назначение его было понятно Так ли было на самом деле или по-другому, сказать трудно. Но факт остается фактом: в одном из архивов Амстердама хранится послание: «Уважаемой госпоже ван Ранселье приношу в дар безделушку моей выдумки и творения, дабы служила она защите ее чудных и работящих пальчиков». Подпись: Николя Беншонтен. Дата послания год. Напёрсто. Возраст: 20 Наперсток. Сувенир из серебра


Возможно, Беншонтен заново изобрел это нехитрое приспособление для шитья, поскольку известно, что уже в средние века были мастера, занятые изготовлением этих вещиц. От тех времен до нас дошли изящные, украшенные эмалью, инкрустацией и гравировкой шедевры. А самые старые, кстати, золотые. Позднее их делали из позолоченного серебра или бронзы, но цвет оставался традиционно желтым. В этом был свой смысл: на этом фоне можно легко различить серебристо- белую иглу.


На Руси металлический колпачок для пальца появился в конце 17 века и быстро завоевал популярность. Между прочим, слово «наперсток» (как его стали называть) не было создано специально для него. Так издавна на Руси называли свинцовые грузики для утяжеления руки при ударе в кулачном бою. Как название грозного и жестокого оружия перешло к мирному приспособлению для шитья, до сих пор остается загадкой для филологов. Русские наперстки Напёрсток под жостово


По всей вероятности,фабричное производство наперстков было начато в 20-е годы XIX столетия на одной из фабрик металлических изделий. В 1824 году владелец фабрики изобрел специальное устройство для изготовления наперстков «любого вида». Был зарегистрирован патент и вскоре началось серийное производство. Позже тайну устройства узнали в других странах, а один французский промышленник заявил, что производит 14 видов наперстков из золота, серебра, латуни и других металлов.

ИСТОРИЯ ШВЕЙНОЙ ИГЛЫ

Вне всякого сомнения — древние иглы были совершенно другой формы и сделаны из другого материала, однако, служили они точно для того, для чего служат современные иглы. То есть для шитья.

А ведь и правда, во все времена, маленькая иголка, являлась и до сих пор является одним из тех атрибутов, который обязательно должен быть в каждом доме.

История швейной иглы гласит, что первые швейные иглы были найдены в южной части Франции и в Средней Азии, причем возраст их составлял 15-20 тысяч лет. Первобытные люди пользовались иглой для шитья одежды, состоявшей из шкур убитых животных. Иглы были из рыбьих костей, которые были в состоянии проколоть толстые шкуры.

Среди культурных государств древности, особенно хочется выделить Древний Египет, жители которого не только умели шить уже железными иглами, но и активно занимались вышиванием. Причем, в пользу истории швейной иглы у египтян говорит тот факт, что уже тогда игла была почти идеальной формы, очень напоминала современную, привычную для нас иглу, но с одним но…. У нее не было ушка для нитки. Край иглы, противоположный острию, просто загибали в небольшое колечко.

В России также присутствует история швейной иглы, указ, предписывающий начало производства швейных игл, впервые издал Петр I., правда «занесли» иголки на территорию Российской империи, еще в конце 17 века. С тех далеких времен и до настоящего времени производят иглы в Рязанской области.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НИТЕЙ

До изобретения пряжи и ткани одежда шилась из меха и шкур добытых животных с помощью игл из кости или рогов и «нитей» из сухожилий, вен или кишок животных. Наши предки - первобытные люди - прокалывали шкуры острыми обтесанными камнями, острыми костями крупных рыб или большими шипами, а затем продевали через эти отверстия сухожилия.

Ткачество кардинальным образом изменило жизнь и облик человека. Вместо звериных шкур люди облачились в одежду, сшитую из льняных, шерстяных или хлопчатых тканей, которые с тех пор стали нашими неизменными спутниками. Однако прежде чем наши предки научились ткать, они должны были в совершенстве освоить технику плетения. Только выучившись плести циновки из веток и камыша, люди могли приступить к «переплетению» нитей.

Нашим предкам было свойственно даже судьбу человека воспринимать как нить, выпряденную на прялке божеством, которая имеет свое начало и конец. Считалось, что с помощью символического шитья, магического вязания, ткачества можно было предначертать будущее новорожденному, а потом в процессе жизни подкорректировать его.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАПЕРСТКА

НАПЕРСТОК — название происходит от рус. "перст" — палец. В Европе появился сравнительно недавно. В 80-х гг. 17 в. один ювелир в Амстердаме сделал первый наперсток, желая подарить своей знакомой на день рождения предмет, который защищал бы ее трудолюбивые руки от уколов иглы.

На Руси в моду наперстки вошли в 1770-х гг. и были непременным элементом набора для шитья, предназначенного для аристократок. Наперстки изготавливались из меди, серебра, бронзы и даже слоновой кости.

ОДЕЖДА НА РУСИ

Создателей одежды на Руси называли мастерами-кузнецами. Они постоянно придумывали новые виды одеяния, украшения для головных уборов, делали выкройки, украшали. Одежда делилась в зависимости от статуса человека. Древнерусский народ считал, что одежда защищает от злых духов, темных сил, потому что обладает особой силой. Поэтому древнерусские наряды имели вышивку в виде Свастики, вышивалась деревянной иглой и льняными нитками.

Главное, что было важно для славян в одежде — удобство, практичность, тепло. В зависимости от материального положения выбиралась ткань кафтана. Князья носили теплые, с меховым воротом и вышивкой свиты. Из меха предпочитали овчину, бобра, кролика, лисицу. Воротник был небольшой, едва прикрывая шею. На верхней одежде присутствовало много пуговиц, от восьми до двенадцати.

Как и сейчас, древнерусские женщины и девушки любили одеваться красиво. В женской одежде отдавали предпочтение мелким деталям и вышивке. Она была вышита по подолу, на рукавах, вокруг горловины. Боярыни, княгини носили богатые платья с вшитыми металлическими пластинами, крестьянки носили простую льняную рубаху с пояском. Женский костюм был не только теплым, но и показывал статус женщины. Ткань для платья, костюма всегда выбиралась льняная, а узоры вышивались исключительно красными нитками, потому что красный цвет у славян символизировал здоровье, плодородие, огонь, тепло, защиту.

Крестьяне носили простую одежду с минимум вышивки. Она не была украшена камнями и лентами. На работу, повседневную носку надевали длинную без рукавов рубаху. Несмотря на всю свою простоту в выкройке и дешевизну ткани, крестьянская одежда была очень теплой и практичной.

Свадебная древнерусская одежда женщин была красивой, аккуратной, настоящим шедевромШили свадебный наряд девушки себе сами. Им помогала мама, бабушка, старшая сестра. Обычно наряд передавался из поколение в поколение. Наряд невесты показывал статус ее семьи. Шили платья, сарафаны из льна, ситца, бархата. Украшали бисером, лентами, тесьмой, вышивали красивые узоры золотыми нитками. У знатных богатых невест наряд был максимально роскошным. Украшался камнями, жемчугом, поэтому был тяжелым и весил до двадцати килограмм.


Даже если вы не шьёте сами себе наряды, и не занимаетесь вышивкой, всё равно напёрсток у вас есть. Верный помощник, напёрсток, предохраняет наши пальцы от повреждений иглой.

Любая женщина знает необходимость этого маленького помощника, ведь нам приходится сшивать не только тонкие, но и грубые материалы, даже пуговицу пришить на джинсы, и то – потребуется надеть напёрсток.

Какие же они были раньше, напёрстки?

Самые ранние напёрстки, сохранившиеся в разных странах Европы, имеют плоские головки. Такие напёрстки были в IX – X веках, они относятся к периоду Византийской Империи. А маленькие, круглые напёрстки были привезены в Европу из Азии несколько позже.

В середине XIV века в Европе делали напёрстки литые, кованые и чеканные из бронзы или меди. Для них характерна желудеобразная форма головки. Эти образцы хранятся в Музее археологии в Мадриде, где можно увидеть большую коллекцию напёрстков, сделанных испанскими мастерами. В Турции делали бронзовые напёрстки. В тех образцах, которые были обнаружены археологами, можно увидеть даты их изготовления – с X по XVI века.

Всем, кто интересуется искусством, известен период эпохи Возрождения – с XV по XVI столетия, который в истории культуры Италии отмечен расцветом во всех областях художественных ремёсел. В это время портной стал уважаемым человеком в обществе.

Но не только пошив одежды требовал определённые инструменты для работы, а также и возрождающееся в ту пору игловое кружево, то есть кружево, шитое иглой. Этот вид рукоделия был особенно развит в Венеции.

Здесь же делали и напёрстки, в создании которых принимали участие и ювелиры, и художники, и мастера по бронзовым изделиям. Напёрстки делали золотые, серебряные, а с XVI столетия стали изготавливать из латуни (сплав меди с цинком).

На напёрстках из благородных металлов мастера наносили своё имя и дату изготовления. Напёрстки были необходимым предметом в рукоделии, ведь тогда многие занимались не только шитьём, но и вышивкой.



Вышивку любили все, и одежду она украшала и мужскую, и женскую. Да и вышивали не только женщины, но и мужчины. Примером может быть такая известная личность, как кардинал Ришелье (1585–1642), который всё своё свободное время посвящал этому занятию. Вот поэтому сам напёрсток тоже стал произведением искусства, так как он был нужен всем. Его украшали, им любовались.

В это же время в Англии занялись напёрстками всерьёз. В Букингеме основали фабрику Thread-needle («нитка-иголка»), на которой в числе разных предметов для шитья изготавливали и напёрстки.

Англичане делали их из латуни, золота и серебра, украшали мелкими рельефами в виде крошечных кружочков и даже наносили тексты религиозного содержания. Английские напёрстки отличались правильными пропорциями и изящными формами.

В конце XVI века появился новый метод литья, возникли крупные предприятия по изготовлению напёрстков в Исландии. В конце XVII века Кристофер Пинчбек создал новый сплав, который состоял из пяти частей меди и одной части цинка, что позволило создавать напёрстки разными по форме и декоративному оформлению.

Появляются напёрстки, которые стали отвечать современному стилю, модному в определённый период.





Золотые и серебряные наперстки

Созданием напёрстков так увлеклись, что изготовление их уже не ограничивалось лишь металлом или сплавами. Напёрстки делали из камня (горный хрусталь, янтарь), стекла, кожи, рога животных, панциря черепахи, перламутра, фарфора, глины, дерева и даже из плотной ткани.

Конечно, некоторые из них были лишь предметами, украшавшими интерьер, их называли objets de virtue – милые пустячки, но они были прекрасным подарком для женщины. Среди них были фарфоровые напёрстки, украшенные картинками, изображающими прекрасных дам с галантными кавалерами.

В XVIII столетии эти напёрстки были особенно популярны. Большим спросом пользовались в это время и напёрстки из серебряной филиграни, украшенные эмалью. В целом напёрстки стали в этот период изящнее и стройнее, напоминая изящество и галантность XVIII века.

В конце XVIII - в начале XIX века приобрели большую популярность напёрстки-игрушки. Внутри этих напёрстков находились маленькие пузырьки с духами.

Перламутровые напёрстки, которые создавали мастера Франции, были настоящими произведениями искусства, их выполняли в единичном экземпляре, украшали вставками из эмали в виде цветочков или имени владельца напёрстка.

Создание уникальных напёрстков привело и к их коллекционированию. А в 1851 году на выставке в Лондонском Хрустальном Дворце напёрсткам была посвящена целая экспозиция.

В Англии о напёрстках есть целые монографии с научными статьями. Во многих странах существуют музеи напёрстков: в Нидерландах, Германии, Шотландии, а в Канаде в Торонто ему поставлен памятник. Вот так, оставаясь постоянным помощником всех портных и вышивальщиц, напёрсток стал произведением искусства.

В наш XXI век напёрстки декорируются иной тематикой, например, портретами известных политиков или сюжетами определённых событий наших дней. Есть в Америке напёрсток, украшенный памятником Аврааму Линкольну, а в Англии – с портретом леди Дианы.

Такие напёрстки становятся мечтой коллекционеров или являются сувенирами, которые можно приобрести, побывав в той или иной стране, в которой он создан.

Подобные напёрстки украшают сюжетами из старинных легенд, народных преданий или известных исторических событий, происшедших в стране. Например, в Испании есть напёрстки с изображением монаха-пилигрима, что поясняет туристам о том факте, что в городе Сантьяго-де-Компостелло находится святыня, посещаемая паломниками со времён Средневековья, – гробница святого Иакова, обнаруженная в IX веке. И там же, в Испании, есть напёрстки с изображением корриды – жестокого и захватывающего зрелища.

А как вы думаете, что изобразили на своём напёрстке во Франции?... Да, именно лягушку. Есть и напёрстки фарфоровые, выпускаемые на знаменитой фарфоровой фабрике Лиможе.

В Португалии часто на сувенирных изделиях изображают петушка. Ведь петух для Португалии стал символом справедливости. Рассказывают легенду, что однажды пилигрим из Галиции пришёл посетить святые места в Сантьяго-де-Компостелло, и, находясь в небольшом городке, оказался обвинён по ложному доносу.

Ему грозила казнь. Тогда, воспользовавшись случаем, он решил оправдаться перед судьёй в своей невиновности. Но судья не верил ему, и, собираясь в этот момент поужинать жареным петухом, сказал, что поверить пилигриму также невозможно, как невозможно, что этот петух сейчас оживёт.

И как вы уже догадались, жареный петух ожил и даже закукарекал. Пилигрим был спасён. Вот поэтому и петух стал символом справедливости.

Кто знает, если люди так долго об этом помнят и пересказывают, возможно, это не просто легенда…

На напёрстках Финляндии из тонкого фарфора любят изображать красивые пейзажи страны и девушек в национальных финских костюмах. Греческие напёрстки украшены героями Эллады, чешские фарфоровые напёрстки украшены розами, национальными орнаментами и знаменитыми замками.

Сейчас во всех странах любят и производят фарфоровые напёрстки-сувениры. Особенно превосходит по разнообразию декора Великобритания. В тематике английских напёрстков фрагменты картин великих художников, сцены охоты, есть напёрстки с необычными формами – в виде домиков, книг и т.д. Есть в Англии и Клуб коллекционеров напёрстков.

Напёрсток был и остаётся важным предметом портновского искусства, с помощью которого создаются шедевры. Но он и сам стал не только произведением искусства, но и свидетелем многих событий, происходивших в разных странах.

Если у вас обычный простой напёрсток, не привлекающий к себе внимания, всё равно вы чувствуете в нём необходимость, он остаётся верным помощником.