Мир Кристины. Почему картина Эндрю Уайета стала культовой





Всемирно известный и один из самых любимых художников консервативной части американского общества, Эндрю Уайет вошел в число самых дорогих современных художников XX века. Однако одновременно с этим он был одним из самых недооцененных американских живописцев. Его творения, написанные в реалистичной манере, в эпоху взлета абстракционизма и модерна вызывали бурю протеста и негативных откликов у влиятельных критиков и искусствоведов. Зато американский зритель толпами шел на выставки работ, кураторы музеев втихаря покупали его картины, дабы не прослыть ретроградами, и только коллеги-художники точно знали, что Эндрю Уайет представляет собой мощный и загадочный талант.


При всем при этом Эндрю никогда не был модным художником, его творчество долгие годы считалось самым спорным в истории американского искусства ушедшего столетия. И невзирая на то, что критики обвиняли живописца в отсутствии воображения, и в том, что он потакает низким вкусам домохозяек, эти самые домохозяйки отвечали Уайету искренней благодарностью и любовью. Его экспозиции работ, где бы они ни выставлялись, проходили с неизменными аншлагами. «Публика любит Уайета, - писали в 1963-м году в одной нью-йоркской газете, - за то, что носы у его героев там, где им полагается быть...». И это происходило как раз в то время, когда Америка находилась под абсолютным влиянием модерна и абстракционизма.


Художник-реалист, яркий представитель изобразительного искусства США прошлого века - Эндрю Ньюэлл Уайет (Andrew Newell Wyeth) родился в 1917 году в местечке Чеддс-Форде, штат Пенсильвания в семье художника-иллюстратора Ньюэлла Конверса Уайета, завоевавшего известность своими романтичными книжными иллюстрациями. Мало того, Эндрю был братом изобретателя Нэтениела Уайета и художницы Генриетты Уайет Хёрд, и наконец отцом художника Джейми Уайета.

Эндрю был младшим ребёнком в семье. Наблюдая за работой отца, мальчик очень рано начал рисовать. Ньюэлл делал все возможное, дабы развить в своих детях образное мышление, воображение и творческое начало. Помимо воспитания собственных детей, Ньюэлл щедро делился своим опытом со своими учениками, которых у него был не один десяток. Он искренне считал: «Чтобы жизнь ребенка была творческой, он должен иметь собственный мир, принадлежащий только ему» .


Поэтому и неудивительно, что Эндрю начал рисовать едва ли не раньше, чем говорить. Позже, вспоминая о своем становлении как художника, он всегда называл первым отца в числе своих учителей. И в этом была львиная доля правды. Ньюэлл решил, что колледж художнику не нужен и обучал сына художественному искусству самостоятельно, а другие науки мальчику преподавал преподаватель, приходивший на дом.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219417240.jpg" alt="Автопортрет.

Многое изменилось в жизни 28-летнего художника после трагического события, произошедшего в их семье: автомобиль Уайета-старшего столкнулся на железнодорожном переезде с товарным составом, в результате чего тот погиб. С тех пор на полотнах Эндрю постоянно присутствовал отпечаток утраты и некий трагизм.

Мало того, и без того не особо общительный, он стал замкнутым и остаток своей жизни прожил затворником. И в этом был немалый плюс, именно отрешенность от мирской суеты помогла художнику остро не реагировать на нападки критиков и не замечать, что где-то рядом "ревет и беснуется двадцатый век".


И нужно отметить, что художник очень дорожил уединенным и размеренным образом жизни. Он нечасто покидал Чеддс-Форд, выезжая иногда летом лишь в Кушинг, штат Мэн, где стоял его дом на побережье. Живя попеременно, то Пенсильвании, то в Мэне, живописец создавал свои удивительные картины, которые впоследствии искусствоведы отнесут к направлению магического реализма.


Художник рисовал только местность этих двух городков, писал портреты только их жителей. И говоря о «мире Эндрю Уайета», ссылаясь на географию, можно сказать, что был он совсем крошечным. Неизменной темой творчества Уайета всегда был провинциальный быт и американская природа. Обыденные ландшафты сельской глубинки, старые здания и простые интерьеры, обычные провинциальные люди, написанные кистью Уайета, выглядят как наглядные свидетели национальной американской истории и архетипические образы «американской мечты».


Эндрю всегда умел найти и подчеркнуть поэзию, философию и магию в простых обветренных лицах соседей и друзей, а также в «почвенных» пейзажах американских прерий, открывающихся из окон их домов. Предпочитая темперную технику, позволяющую особенно тонко прорабатывать детали, мастер продолжил традиции американского романтизма и реализма. Стиль художника на протяжении творческой карьеры практически не изменился, хотя со временем картины Уайета становились более символическими, уходя в сторону магического реализма.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219417643.jpg" alt="Интерьерная живопись от Эндрю Уайета." title="Интерьерная живопись от Эндрю Уайета." border="0" vspace="5">


И наконец, хотелось бы отметить, что в отличие от своего создателя, картины Эндрю объехали весь мир. Его персональные выставки были проведены во многих ведущих галереях мира, в том числе и в России в 1987 году, где экспозиция имела грандиознейший успех.

В 2007 году президент США Буш-младший лично вручил художнику "Национальную медаль" - высшую награду Америки в области искусства.


А через два года, на 91 году жизни Эндрю Уайет скончался во сне в своем доме в Чеддс-Форде. Незадолго до своей кончины он сказал: «Когда я умру, не беспокойтесь обо мне. Я не думаю, что буду присутствовать на своих похоронах. Помните об этом. Я буду где-то далеко, идти по новому пути, который в два раза лучше прежнего».

Эндрю Ньюэлл Уайет

Эндрю Ньюэлл Уайет (англ. Andrew Newell Wyeth, 12 июля 1917, Чеддс-Форд, штат Пенсильвания, США — 16 января 2009, там же) — американский художник-реалист, один из виднейших представителей изобразительного искусства США XX века. Сын выдающегося художника-иллюстратора Ньюэлла Конверса Уайета, брат изобретателя Нэтениела Уайета и художницы Генриетты Уайет Хёрд, отец художника Джейми Уайета.

Основная тема работ Уайета — провинциальный быт и американская природа. В основном, на его картинах изображены окрестности его родного города Чеддс-Форд, штат Пенсильвания, и города Кашинг, штат Мэн, где художник жил летом. Использовал темперу и акварель (за исключением ранних экспериментов с маслом).


Эндрю был младшим ребёнком в семье Ньюэлла Конверса и Каролины Уайетов. Обучался дома по причине плохого здоровья. Рано начал рисовать, учился живописи у отца. Историю искусства Уайет изучал самостоятельно.

Первая персональная выставка акварелей Эндрю Уайета состоялась в Нью-Йорке в 1937 году, когда ему было 20 лет. Все работы, выставленные на ней, были довольно быстро распроданы. В начале своей карьеры Уайет также немного занимался иллюстрированием книг, как его отец, но вскоре прекратил это.

В 1940 году Уайет женился на Бетси Джеймс. В 1943 году у супругов родился сын Николас, а ещё через три года появился на свет второй ребёнок Джеймс (Джейми). В 1945 году Уайет потерял отца (тот погиб в катастрофе). Примерно в это время окончательно сформировался реалистический стиль Уайета. (Википедия)

Мир Кристины, одна из самых известных картин Уайета


На картине изображена Кристина Ольсон, соседка Уайета по его летнему дому в штате Мэн, сидящая в поле и смотрящая на свой дом. Кристина Ольсон страдала от последствий полиомиелита, и её целеустремлённость и сила духа поражали Уайета. Несмотря на то, что на картине представлен образ Кристины, художнику позировала его жена, Бетси Уайет. Художник писал о ней: "Кристина была ограничена физически, но никак не духовно".

Дом, на который смотрит девушка, — ферма Ольсонов в Кушинге, штат Мэн. Кушинг был одной из главных тем творчества художника, который всю жизнь проводил здесь летние месяцы.

Эндрю Уайет — один из самых обожаемых и , вместе с тем , один из самых недооцененных американских художников XX века. Уайет писал в реалистичной манере — в эпоху модернизма это была самоубийственная смелость. Критики упрекали его в отсутствии воображения , в том , что он потакает вкусам домохозяек , в том , что он дискредитировал художественный реализм.

Уайет никогда не был модным художником: порой , покупая его картины , кураторы музеев старались делать это без лишнего шума — чтобы не прослыть ретроградами и сохранить реноме. Что касается домохозяек , они отвечали Уайету взаимностью. Его выставки проходили с неизменными аншлагами. «Публика любит Уайета, — писали в 63-м году в одной нью-йоркской газете, — за то, что носы у его героев — там, где им полагается быть».

Эндрю Уайет родился в 1917 году в крошечном городке Чеддс-Форд в Пенсильвании. Его отец - Ньюэлл Уайет - был известным иллюстратором. Известным настолько , что в его деревенский дом , случалось , приезжали погостить такие знаменитости , как Скотт Фицджеральд и Мэри Пикфорд.


Ньюэлл главным образом специализировался на детских книгах. И повседневная жизнь в поместье Уайетов тоже напоминала сказку: дом был битком набит пиратскими сундуками , рыцарскими плюмажами , индейскими томагавками и прочим реквизитом , который был нужен Ньюэллу для работы. Рядовое празднование Хэллоуина в доме Уайетов могло посоперничать с театральной постановкой средней руки. Каждую рождественскую ночь Ньюэлл Уайет , не считаясь с вероятностью бытового травматизма , забирался на крышу в костюме Санты и проникал в собственный дом через дымоход. Он делал все , чтобы разбудить в своих детях воображение и творческое начало.

Впрочем , не только в своих — у Ньюэлла были десятки учеников. Окрестности были густо уставлены мольбертами. Близлежащие амбары , гаражи и все , что только можно , было переоборудовано в художественные мастерские. Случись вам побывать в 20-е годы прошлого века в Чеддс-Форд , вы не прошли бы и ста шагов , не споткнувшись о какое-нибудь перепачканное красками юное дарование.

Неудивительно , что Эндрю начал рисовать едва ли не раньше , чем произнес первое слово. Эндрю Уайет всегда называл отца в числе своих учителей первым. Тем не менее , он быстро понял , что в творческом смысле ему с Ньюэллом не по пути.

Реальность влекла Эндрю Уайета сильнее книжных фантазий. Однако « волшебное» детство не прошло даром: в незатейливом северном пейзаже , в простых обветренных лицах соседей , в паутине заиндевевшей сорной травы он умел разглядеть что-то таинственное , иррациональное и нередко пугающее.

Когда Эндрю было 28 , автомобиль его отца столкнулся на железнодорожном переезде с товарным составом. С тех пор в его полотнах почти всегда угадывалось ощущение утраты. Частой гостьей на них стала незримая , но оттого не менее завораживающая героиня — Смерть.

Не будет большим преувеличением сказать , что Уайет жил затворником. Он не реагировал на нападки критиков , сторонился светской суеты и , казалось , не замечал , что за окнами ревет и беснуется двадцатый век. Однажды Уайету поставили в упрек , что его модели не носят наручных часов — вот как здорово , по мнению столичных искусствоведов , он опоздал на поезд.

Эндрю Уайет очень дорожил таким уединенным и размеренным образом жизни. Он редко покидал Чеддс-Форд (делая исключения для своего летнего дома на океанском побережье штата Мэн). Он рисовал только эти два места. «Из путешествия человек возвращается не тем, что прежде, — говорил он. — Я никуда не езжу, потому что боюсь утратить что-то важное — возможно, наивность».

По большей части Эндрю Уайет коммуницировал с цивилизацией через свою жену — Бетси Джеймс. Бетси хорошо понимала его творчество и к тому же обладала недюжинными организаторскими способностями. В интервью она сравнивала себя с режиссером , в чьем распоряжении оказался лучший в мире актер. Бетси давала картинам названия , она без устали общалась с галеристами и коллекционерами , составляла каталоги — словом , вела бизнес энергичной и твердой рукой. Младший сын художника —Джейми Уайет, тоже художник — шутил , что однажды обнаружил в ящике маминого стола фотографию отца с инвентарным номером на лбу.

Само собой , такой интроверт , как Уайет , ревниво оберегал границы своего мира даже от жены. Иногда — особенно от нее.

В 1986 году Уайет обнародовал серию картин под общим названием « Хельга». В начале семидесятых он познакомился с жившей по соседству с его летним домом в Кушинге Хельгой Тесторф. С тех пор Хельга была его постоянной моделью. Об отношениях (определенно выходящих за рамки профессиональных) знали только пара-тройка близких друзей. Когда журналисты , привыкшие , что от лица Уайета традиционно говорит Бетси , спросили ее , что все это значит , та лаконично ответила: «Любовь». Она была раздосадована: 15 лет жизни , почти 250 картин , и все это вне ее контроля. «Чего она ждала? Чтоб я всю жизнь писал старые лодки?! — говорил позднее Уайет. — Нет, я знаю, я — змея в овсе… Я — мастер уверток…» .

Как бы виртуозно не маневрировал Уайет , всенародная любовь и признание критиков его все-таки настигли. Когда схлынула волна повального увлечения абстракционизмом , стало ясно , что у домохозяек — отменный вкус , что старым лодкам тоже есть , что рассказать , что Эндрю Уайет — один из самых ярких и важных художников в человеческой истории. В 2007-м он получил из рук президента Буша-мл. Национальную медаль — высшую награду Америки в области искусств.

В 2009-м Эндрю Уайет умер во сне в возрасте 91 года. Разумеется , в своем доме в Чеддс-Форд. «Когда я умру, не беспокойтесь обо мне, — сказал он незадолго до смерти, — я не думаю, что буду присутствовать на своих похоронах. Помните об этом. Я буду где-то далеко, идти по новому пути, который в два раза лучше прежнего» (из статьи Андрея Зимоглядова)

Помимо вышеупомянутого произведения Генри Торо, Уайет называл одним из главных впечатлений детства «Большой парад» Кинга Видора. Это также найдёт отражение в творчестве повзрослевшего Эндрю, которое навсегда, при внешнем статизме, будет нести отпечаток кинематографичности. Много лет спустя Видор снимет документальный фильм о творчестве Уайета, вернув таким образом поклон.

Не меньшее влияние оказала на мальчика и чрезмерная опека отца, который взял воспитание и учёбу сына в собственные руки. После того как Уайет-старший стал знаменитостью (прославившись в жанре оформления и иллюстрации), в их дом зачастили знаменитости вроде Ф.Скотта Фицджеральда и Мэри Пикфорд. Мальчик стал продолжателем художественных поисков отца, безусловно превзойдя его, а сын самого Эндрю окончательно оформил право Уайетов называться художественной династией.

Christina"s World, 1948

Может быть именно благодаря невольному затворничеству (Эндрю даже сравнивал отцовскую «школу» с тюрьмой) подавляющее большинство картин были написаны Уайетом в родном городе Чеддс-Форд в Пенсильвании и в летнем доме в Кушинге, штат Мэн. Даже став знаменитым художником и потеряв в автокатастрофе отца, Эндрю не хотел отказаться от родных пенат, за что получил определение художника-регионалиста.

Отсюда доминирующее на полотнах «одноцветье»: либо сепийная (то ли сгоревшая от солнца летняя, то ли пожухлая к осени) трава, либо снега. Картины Уайета скупы на яркие краски, все цветовые решения кроются в полутонах. Обратные примеры можно наблюдать лишь на ранних полотнах 30-х годов, ознаменовавших начало его творческой жизни, и поздних произведениях датирующихся началом 2000-х. Исследователями творчества художника выдвигалось предположение, что исчезновение яркости на полотнах того времени связано с гибелью Уайета-старшего.


Public Sale, 1943

Главная тема Уайета – тихая деревенская и провинциальная жизнь, не имеющая, впрочем, ничего общего с пасторалью и посконным реализмом. Да, на полотнах есть намёки на то, что герои только занимались или вот-вот займутся ловлей рыбы, охотой или делами по дому, но чаще всего, как ни парадоксально, люди на картинах Уайета не занимаются ничем, находясь в полусомнамбулическом единении с природой.

Многие обманутые Уайетом искусствоведы и по сей день упорно относят его к реалистам, но любой пытливый взгляд сразу заметит в их доводах ошибку. Вопреки твёрдой реалистичности подачи, нутряная жизнь картин наталкивает на мысли о том, что главное происшествие оставлено за кадром и зрителю придётся искать в обычном изображении людей, в пейзажах и натюрмортах разгадку, ответ на вопрос: что именно не успел запечатлеть художник? Именно этот «приём» позволяет Уайету удерживать внимание зрителя при созерцании самых обыденных вещей и явлений.


Spring, 1978

Героями картин художника может стать кто и что угодно: люди, вешалки с одеждой, стены домов, морские раковины, занавески, сугробы, посуда, etc. Удивительное смещение точек взгляда на мир зачастую не даёт назвать портреты Уайета портретами, а натюрморты натюрмортами. Будто сказочные медведи, вернувшиеся в свой дом, зрители смотрят на картину и пытаются понять, кто надевал этот дождевик, кто смотрел в это окно, кому принадлежит висящее на плечиках детское платье; кто жарил на костре омаров, ел морских ежей и лакомился устрицами?

Всё изображённое Уайетом создаёт впечатление недосказанности незримого присутствия некой силы, приводящей мир в движение, но о какой именно силе идёт речь зритель может только догадываться. Всё либо случилось за секунду до появления художника, а вместе с ним и зрителя, либо должно произойти вот-вот. Самое удивительное – эта недосказанность не раздражает, лишь будоражит аппетит смотрящего, подобно аперитиву.


Squall, 1986

Сам Уайет также не преминул отказаться от «обвинений» в реализме, заметив, что люди и предметы на его картинах «дышат по-другому, глубоко внутри каждого из них скрыто волнение, вполне абстрактное» и, если действительно присмотреться к объекту творческого исследования, познать его суть, то «эмоциям, переполнившим тебя, не будет конца».

Подтверждают слова художника и редкие полотна на стыке сюрреализма и магического реализма, которые красной нитью прошли через весь творческий путь Уайетта. Впрочем, даже не прибегая к подобным жанрам, он может создать с помощью гиперболизации тревогу и напряжение у зрителя, как в картине «Лунное безумие». Неудивительно, что многие режиссёры (М. Найт Шьямалан, Ф. Ридли) вдохновлялись атмосферой картин Уайета при создании кинохорроров.


Moon madness, 1982

Показная реалистичность, скрывающая внутри полотна тревогу, а также повторяющиеся мотивы окон, оцепенелых, отстранённых друг от друга героев, в некотором смысле роднит Уайета с другим американским классиком – Эдвардом Хоппером. За портретную серию «Хельга» Уайет получил традиционно характерные для критики Хоппера обвинения в вуайеризме, но если у Хоппера через окно можно увидеть или точнее подглядеть жизнь людей, их однообразный быт, то Уайет часто оставляет комнаты пустыми, обращая взгляд не внутрь дома, а вовне. Тем не менее, всё-таки застигнутые Уайетом герои бывают весьма похожими в своей оцепенелости на героев Хоппера. Однако разница в эмоциях, всё равно не даёт породнить их окончательно.


Sleep

Над героями Уайета довлеет покой, почти левитановский но не светлый, не «вечный», а немного меланхоличный, словно их поразило этакое «Comfortably numb», приятное оцепенение, как у лирического героя в песне группы Pink Floyd.

Эндрю Уайетт прожил долгую жизнь, скончавшись на 92-м году жизни, и оставил ценителям живописи своё внушительное творческое наследие, заслуживающее пристального внимания, изучения и восхищения, конечно же, ведь для художника не столь важны премии (даже если речь идёт о Золотой медали конгресса или Национальной медали искусств), а, в первую очередь, внимание зрителя.


On the Edge, 2001


Adrift, 1982


Love in the Afternoon, 1992


Omen, 1997


Ring Road, 1985


Winter, 1946


Airborne, 1996


Black velvet, 1963


Turkey Pond, 1944


Wind from the Sea, 1947


Faraway, 1952


Embers, 2000


Arctic Circle, 1996


Man and the Moon, 1990


The Kuerners, 1971


Breakup,1994


Charlie Ervine, 1937


The Hunter, 1943


Young bull, 1960


Painter"s Folly, 1989


Winter fields, 1942


Soaring,1950


Scuba, 1994


Brown Swiss, 1957


The Carry, 2003


Winter Carnival, 1985


Two If By Sea, 1995


Black Hunter, 1938


Siri, 1970


Indian summer, 1970


Walking Stick, 2002

Эндрю Ньюэлл Уайет (англ. Andrew Newell Wyeth) родился 12.07.1917 г. в американском штате Пенсильвания и умер там же в родном Чаддс-Форде на 92-м году жизни 16.01.2009 г.

Детство Эндрю Уайета

Предки Уайетов эмигрировали из Англии в штат Массачусетс в 1645 году. Эндрю - младший сын Ньюэлла Конверса Уайета и его жены Кэролин Бокиус Виет. Члены этой семьи были невероятно одарены. Отец Эндрю - художник-иллюстратор Ньюэлл Конверс Уайет, брат - успешный изобретатель Натаниэл Уайет, сестра - художница портретов и натюрмортов Генриетта Уайет Хёрд, сын - художник-реалист Джеймс (Джейми) Уайет.

Отец семейства, Ньюэлл Уайет, был внимателен к своим детям, поощрял их интересы и способствовал развитию талантов каждого. Семья была дружна, родители и дети часто проводили время вместе читая или гуляя, им прививали чувство близости с природой и с семьёй. В 1920-х годах отец Уайета стал знаменитостью, к ним в дом часто заглядывали другие знаменитые люди, такие как писатель Ф. Скотт Фитцджеральд и актриса Мэри Пикфорд.

У Эндрю было хрупкое здоровье, поэтому он не обучался в школе. Из-за того, что образование он получал дома Эндрю был чуть ли не изолирован от внешнего мира. Он вспоминал, что отец держал его почти как в тюрьме в его собственном мире. Мальчик начал рисовать раньше, чем писать. Ньюэл знакомил сына с искусством, художественными традициями. Когда сын подрос стал давать ему уроки рисования в своей мастерской. Отец прививал Эндрю любовь к сельским пейзажам и чувство романтики. В подростковом возрасте Эндрю создавал иллюстрации, как и его отец, хотя такой вид творчества и не был самым главным его пристрастием. Одним из восхищавших его мастеров был художник и график, основоположник американской реалистической живописи Уинслоу Хомер.

Отец помогал Эндрю обрести внутреннюю уверенность в себе, способствовал тому, чтобы сын руководствовался в первую очередь своим собственным талантом и пониманием красоты, а не стремился к тому, чтобы его работы нравились кому-то, становились хитами. Он писал сыну, что важна эмоциональная глубина и великая картина та, что обогащает.

В октябре 1945 года отец и трехлетний племянник Ньюэлл Конверс Уайет II погибли в застрявшей на железнодорожных путях машине. Для Эндрю Уайета сметь отца стала не только личной трагедией, но и повлияла на творческую карьеру, на формирование собственного реалистичного, зрелого и прочного стиля, которому он следовал более 70 лет своей жизни.

Отец - художник-иллюстратор Ньюэлл Конверс Уайет, 1939 год

Брак и дети

В 1939 году в штате Мэн Эндрю Уайет встретил 18-летнюю дочь редактора газеты Бетси Джеймс, на которой женился в 1940 году. Новобрачные поселились в переоборудованном здании школы у дороги, ведущей к дому детства Эндрю. В одной из комнат художник создал для себя студию. Бетси сыграла важную роль в управлении карьерой мужа, она говорила «Я режиссер, и у меня был величайший актер в мире». Жена начала составлять каталог работ художника, служила моделью и секретарём, занималась продажей. Она помогала придумывать сюжеты и названия картин.

Эндрю и Бетси Уайет, 1940

Их первый ребенок, Николас, родился в 1943 году. В 1946 появился Джеймс (Джейми), который пошёл по стопам отца и дедушки, продолжив творческую династию, став третьим поколением художников Уайет. «В нашей семье не рисовали разве что собаки» - в шутку говорил Джеймс Уайет.

Члены семьи Уайет: Эндрю, Кэролин (сестра), Бетси (жена), Энн Уайет Маккой, Кэролин (мать), Джон Маккой, Северная Каролина и три его внука стоят перед двойным портретом, написанным Генриеттой Уайет. 1942

Творчество Эндрю Уайета

Первую персональную выставку акварелей Эндрю Уайет провел в 1937 году в галерее Макбет в Нью-Йорке с 19 октября по 1 ноября. Выставка была настолько успешной, что работы были распроданы уже к 21 октября. Художнику было всего 20 лет на тот момент. Его стиль живописи отличался от отцовского - был более сдержанным и ограниченным в цветовой гамме. Отец был иллюстратором, сына считали реалистом. Хотя сам Эндрю относил своё творчество к абстракционизму. Он говорил, что объекты на его картинах дышат по другому и что он пишет не то, что видит, а то, что чувствует.

Любимыми темами его произведений были быт в американской провинции и природа - всё то, что окружало его в родном городе Чаддс Форд в Пенсильвании, а также в летнем доме в Кушинге, на побережье штата Мэн. Он делил своё время между этими двумя местами, часто совершал прогулки в одиночестве и черпал вдохновение для своих работ в открывавшихся пейзажах. Ему были близки и суша, и море. Картины Уайета наполнены духовностью, загадочными сюжетами и историями, за которыми кроются невысказанные эмоции. Обычно перед выполнением картины художник создавал несколько карандашных рисунков.

В 1951 году Уайет перенёс операцию на лёгком, но через несколько недель снова приступил к работе.

«Мир Кристины»

Пожалуй, самый известный образ созданный Эндрю Уайетом, связан с его соседкой в Кушинге Кристиной Олсон. В 1948 году он написал картину «Мир Кристины». На ней изображена женщина то ли лежащая, то ли ползущая по полю с сухой травой. Она находится в неловкой напряженной позе, тревожно смотрит в сторону дома на холме, её руки чрезмерно худощавы, а из-под бледно-розового платья выглядывают неуклюжие ноги в некрасивых ботинках. Эта женщина и есть Кристина. Она была неизлечимо больна и не могла ходить, поэтому большую часть времени проводила дома. Но Кристина пыталась расширить свой сжатый болезнью мир и ползком передвигалась по полям, окружающим её дом. Уайета восхищала сила духа и упорство Кристины. На момент написания картины ей было около 55 лет. Она умерла черз 20 лет 27 января 1968 года.

С двухэтажным домом Кристины Олсон связано ещё одно знаменитое произведение художника. Кристина никогда не поднималась на верхний этаж своего дома. Эндрю поднялся и в результате появилась картина «Ветер с моря».

Дом Олсонов сохранился, он отремонтирован и открыт для публики как часть художественного музея Фарнсворта и в 2011 году признан национальной исторической достопримечательностью. По нему можно совершить виртуальную прогулку . Эндрю Уайет в период с 1937 по конец 1960-х годов создал здесь около 300 рисунков, акварелей и темперных картин.

Ферма Кёрнеров

В начале 1930-х годов Уайет начал рисовать немецких иммигрантов Анну и Карла Кёрнеров, его соседей в Чаддс Форде. Как и Олсоны, Кёрнеры и их ферма были одними из наиболее важных тем в живописи Эндрю Уайета. Ещё подростком он гулял по холмам фермы Кёрнеров. Вскоре он стал близким другом Карла и Анны. В течение почти 50 лет Эндрю изображал их дом и быт на своих картинах, словно документируя их жизнь. Карл Кёрнер умёр 6 января 1979 года, когда ему было 80 лет. Уайет создал последний портрет во время его болезни.

Ферма Кёрнеров признана национальной исторической достопримечательностью.

Хельга

На ферме Кёрнеров Эндрю Уайет встретил Хельгу Тестерф. Она родилась в Германии в 1933 или 1939 году. Вышла замуж за немца, гражданина США Джона Тестерфа, и так оказалась в Америке. Хельга стала моделью для множества его картин. Уайет рисовал её с 1971 по 1985 год. Её никто и никогда не рисовал прежде. Но она быстро освоилась и могла подолгу позировать Уайету, который наблюдал за ней и тщательно рисовал. Почти всегда он изображал её пассивной, неулыбчивой, задумчивой, строгой. Тем не менее, в рамках этих преднамеренных ограничений, Уайету удавалось передать в её портретах тонкие качества характера и настроения.

Эндрю написал целый цикл из пары сотен картин с изображениями Хельги. Он долго скрывал эти работы. Бетси не знала о них. Когда тайное открылось, то жена была потрясена, но признала, что картины выполнены мастерски. Уайет нередко рисовал Хельгу обнажённой, неустанно любуясь ею. Эти двое могли подолгу гулять вместе по окрестностям. И даже во время прогулок он рисовал её. Была ли это любовь? Эндрю Уайет не приветствовал разговоры о любви и вопросы о Хельге.

В 1986 году издатель и миллионер из Филадельфии Леонард Эндрюс приобрел коллекцию из 240 картин за 6 миллионов долларов. Через пару лет продал японскому коллекционеру предположительно за 45 миллионов долларов.

В интервью 2007 года, когда Уайета спросили, будет ли Хельга присутствовать на его вечеринке по случаю 90-летия, он сказал: «Да, конечно. О, абсолютно», и продолжил: «Сейчас она часть семьи, это шокирует всех. Это то, что мне очень нравится. Это действительно шокирует их».

Хельга в самом деле вошла в семью Уайета и когда он ослабел из-за старости, ухаживала за ним.

Смерть Эндрю Уайета

16 января 2009 года Эндрю Уайет после короткой болезни умер во сне в Чаддс Форде, штат Пенсильвания. Ему был 91 год. Похоронен на частном кладбище в штате Мэн. Имея от рождения слабое здоровье, тем не менее он прожил долгую жизнь как и

Картины Эндрю Уайета





Эндрю Уайет. На ферме.



Эндрю Уайет. Убежище, 1985





Эндрю Уайет. Дневной сон (Дневные грёзы), 1980



Картина художника Эндрю Уайета.


Картина художника Эндрю Уайета


Эндрю Уайет. Другой мир, 2002





Эндрю Уайет. Угол.


Эндрю Уайет. Переполнение, 1978




Эндрю Уайет. Кристина Олсон, 1947




Эндрю Уайет. Крыша дома Олсонов, 1969




Эндрю Уайет. Мисс Олсон, 1967













Эндрю Уайет. 1980







Эндрю Уайет. Темная ночь (Полумесяц), 1970-е


Эндрю Уайет. Трость (Посох), 1930




Эндрю Уайет. Индюшиный пруд, 1944







Продолжая тему об американских художниках, начатую в статье о я хочу рассказать о замечательном американском художнике Эндрю Уайете (Andrew Newell Wyeth) . Надеюсь, вы согласитесь, что его произведения, да и сама жизнь художника представляют в чистом виде.

Эндрю Уайетю Полная луна. 1982.

Эндрю Уайет - один из самых обожаемых и, вместе с тем, один из самых недооцененных американских художников XX века. Уайет писал в реалистичной манере - в эпоху модернизма это была огромная смелость. Критики упрекали его в отсутствии воображения, в том, что он потакает вкусам домохозяек в том, что дискредитировал художественный реализм.

Эндрю Уайет. Альваро и Кристина. 1968.

Эндрю никогда не был модным художником: зачастую, покупая его картины, кураторы музеев старались делать это без лишнего шума - чтобы не прослыть ретроградами и сохранить реноме. Что касается домохозяек, то они отвечали Уайету взаимностью. Его выставки проходили с неизменными аншлагами. «Публика любит Уайета , - писали в 1963-м году в одной нью-йоркской газете, - за то, что носы у его героев там, где им полагается быть ».

Эндрю Уайет родился в 1917 году в городке Чеддс-Форд в Пенсильвании. Его отец - Ньюэлл Уайет был известным иллюстратором. Известным настолько, что в его деревенский дом приезжали погостить такие знаменитости, как Скотт Фицджеральд и Мэри Пикфорд .

Нюэлл делал все, чтобы разбудить в своих детях воображение и творческое начало.

У него были десятки учеников. Неудивительно, что Эндрю начал рисовать едва ли не раньше, чем произнес первое слово. Эндрю Уайет всегда называл отца в числе своих учителей первым. Тем не менее, он быстро понял, что в творческом смысле ему с Ньюэллом не по пути.

Эндрю Уайет. Ветер с моря. 1947.

Реальность влекла Эндрю Уайета сильнее книжных фантазий. Однако «волшебное» детство не прошло даром: в незатейливом северном пейзаже, в простых обветренных лицах соседей, в паутине заиндевевшей сорной травы он умел разглядеть что-то таинственное, иррациональное и нередко пугающее.

Художник: предпочитал маслу акварель и темперу; находил поэзию, философию и магию, которой щедро сдобрен его реализм, в лицах соседей, друзей и пейзажах, открывающихся из окна.

Когда Эндрю было 28, автомобиль его отца столкнулся на железнодорожном переезде с товарным составом. С тех пор в его полотнах почти всегда угадывалось ощущение утраты.

Не будет большим преувеличением сказать, что Уайет жил затворником. Он не реагировал на нападки критиков, сторонился светской суеты и, казалось, не замечал, что за окнами ревет и беснуется двадцатый век. Однажды Уайету поставили в упрек, что его модели не носят наручных часов - вот как здорово, по мнению столичных искусствоведов, он опоздал на поезд.

Эндрю Уайет. Весенний выпас. 1967.

Эндрю Уайет очень дорожил уединенным и размеренным образом жизни. Он редко покидал Чеддс-Форд (делая исключения для своего летнего дома на океанском побережье штата Мэн). Художник рисовал только эти два места. Он делал портреты только жителей этих городков - своих друзей и соседей. Так что если говорить о “мире Эндрю Уайета” в терминах географических, то он - крошечный. Но другая особенность Эндрю была в том, что он находился в долгих, теснейших отношениях и с людьми, которых он писал, и с их домами, и с видами, которые открывались из их окон. И испытывал сильнейшие чувства ко всем своим объектам.

«Из путешествия человек возвращается не тем, что прежде, - говорил он. - Я никуда не езжу, потому что боюсь утратить что-то важное - возможно, наивность».

Всенародная любовь и признание критиков все-таки настигли художника. Когда схлынула волна повального увлечения абстракционизмом, стало ясно, что у домохозяек - отменный вкус, что старым лодкам тоже есть, что рассказать, что Эндрю Уайет - один из самых ярких и важных художников в человеческой истории. В 2007-м он получил из рук президента Буша-мл. Национальную медаль - высшую награду Америки в области искусств .

В 2009-м Эндрю Уайет умер во сне в возрасте 91 год. Разумеется, в своем доме в Чеддс-Форд. Незадолго до смерти он сказал:

«Когда я умру, не беспокойтесь обо мне. Я не думаю, что буду присутствовать на своих похоронах. Помните об этом. Я буду где-то далеко, идти по новому пути, который в два раза лучше прежнего».