На что живет алексей похабов. Главный экстрасенс РФ Алексей Похабов: Я знаю, что будет после смерти




Служба такси - это работа или диспетчерской с наёмными сотрудниками, или фирма с собственным автопарком. Варианты различаются по размеру стартового капитала и затратам на рекламу. Если изучить рынок города, можно выбрать узкое направление и сосредоточиться на своей нише, не уступая многочисленным конкурентам.

Варианты службы такси

Стандартно существует 3 варианта работы службы такси.

Частные перевозки

Еще совсем недавно владелец собственного автомобиля мог предлагать услуги по перевозке пассажиров, но действовать без специальных разрешений сегодня уже нельзя. Как минимум, нужно зарегистрировать ИП и работать частником.

Поскольку такой вариант - это «фирма одного человека», то таксисты предлагают услуги на выезде из вокзалов и аэропортов.

Средняя выручка одной машины - от 2 000 до 4000 рублей за сутки.

В данном случае нужно обращать внимание на презентабельность своего автомобиля и предлагать клиентам скидки.

При наработанной клиентской базе можно выйти на стабильный доход, однако, учитывая, что всем придется заниматься самостоятельно, прибыльность бизнеса выйдет сравнительно низкой, и это не считая конкурентов.

Диспетчерская служба

Суть такси с диспетчерской службой сводится к тому, что существует фирма перевозки пассажиров, но без своего автопарка. Диспетчерская организация нанимает владельцев автомобилей и предлагает выполнять заказы по рации или с помощью телефонной связи.

Автомобилисты могут работать с диспетчерской даже при отсутствии своего автомобиля, взяв машину в аренду.

Когда водитель берет заказ, он получает с него финансовое вознаграждение в размере 25%, остальное - диспетчерской компании. В каждой организации устанавливаются свои тарифы и системы оплаты, в зависимости от объемов работы и занятости.

От фирмы требуется заключить договор с наемными работниками, но нередко бывает так, что диспетчерская компания требует предъявления ИП от водителя.

Со своей стороны служба такси предоставляет работникам следующие преимущества:

  • Выбор выполнения заказов;
  • Возможность для работы в любое время суток без контроля;
  • Возможность работать и на себя.

Согласно договору, диспетчерская не берет на себя расходы за обслуживание автомобиля и за бензин, но учитывает состояние автомобиля, а также возраст и стаж автомобилиста.

Такси с собственным автопарком и диспетчерской

Организация такого бизнеса самая внушительная по стартовому капиталу, но и самая рентабельная. Для компании требуется и наличие своих собственных машин, и наличие диспетчерской.

Стандартная служба такси может включать 20 машин с водителями и 2х диспетчеров. Для автомобилистов не требуется иметь личный транспорт, так как машина служебная. Хотя иногда бывают варианты бизнеса - наличие собственного автопарка и дополнительно автомобили с независимыми сотрудниками. Это требуется в тех случаях, когда фирма расширяется, и нет необходимости брать собственные автомобили.

Диапазон клиентской базы

Служба такси – это перевозки пассажиров, но каждая служба отличается от другой узкопрофильностью. Вы можете осуществлять услуги в следующих сегментах:

  • Средний ценник для широкого круга клиентуры;
  • Элитное VIP-такси для пассажиров с высокими доходами;
  • Такси, действующее в пределах города или даже микрорайона, например, только в сторону аэропорта.

Нет смысла целенаправленно снижать потенциальную доходность бизнеса, если конкуренция позволяет. Лучше внутри организации выделить направления и предлагать дополнительные услуги. Например, вы можете увеличить стоимость услуги для пассажиров, которые хотят заказать машину бизнес-класса, а поездки до аэропорта оплачивать по отдельным тарифам со скидками.

Если же конкуренция слишком большая и для выхода на достойный доход потребуется много времени, можно сосредоточиться на профильном направлении. Для крупных городов идея имеет особенное значение, иначе служба такси затеряется среди десятка других. Вот только несколько вариантов наиболее распространенных и проверенных решений:

  • Такси с бесплатным Wi-Fi;
  • Такси, где водители - это только женщины;
  • Такси с таксопарком одинаковых автомобилей (по цвету, марке или стране-производителю);
  • Такси с возможностью перевозки инвалидов;
  • Такси с самой низкой платой в городе.

Что нужно знать для анализа рынка?

Чтобы проанализировать рынок такси в вашем городе, опирайтесь на следующие факторы:

  • Численность города;
  • Наличие аэропортов и вокзалов, а также наличие трафика (если город крупный и курортный, то в определенное время услуги будут сверхвостребованны);
  • Наличие конкурентов;
  • Использование дополнительных идей у конкурентов для привлечения интереса к своему бизнесу.

Учитывая данные факторы, можно выстроить свою линию бизнеса и воспользоваться незанятой нишей.

Пошаговая инструкция по открытию бизнеса такси

Для открытия бизнеса такси, как и для любого другого бизнеса, необходимо пройти процедуру регистрации, снять офис, нанять сотрудников и продумать рекламу. Но здесь определенная специфика, которую нужно учитывать.

Регистрация предприятия

Согласно законодательству РФ, фирма с услугами такси должна обязательно иметь разрешение (лицензию) на грузовые и пассажирские перевозки. Это актуально даже для одного водителя, открывшего ИП. Получают лицензии сроком на 5 лет только после регистрации ИП или ООО в службе по надзору сферы транспорта.

Обычно лицензия действует только в пределах региона, но если существуют соглашения регионального уровня, то действие лицензии может быть шире. Подробнее о лицензии (оформлении и получении) – .

Аренда помещения для диспетчерской и оснащение

Самое важное для диспетчерской - это связь, поэтому ее качество учитывается в первую очередь. Непосредственное расположение диспетчерской не важно, но для бесперебойной работы требуется:

  • GSM-связь с устойчивыми каналами от сотовых операторов;
  • Дополнительные источники питания для обеспечения бесперебойного электроснабжения;
  • Интернет-канал с неограниченным трафиком (при необходимости пользуются услугами нескольких провайдеров);
  • IP телефония.

Для работы диспетчерской с двумя сотрудниками большое помещение не требуется. Важнее - стабильные средства связи.

Для помещения нужно также приобрести компьютеры. Исходя из расчета тех же двух диспетчеров, потребуется три ПК, два из которых нужны сотрудникам для обработки заказов, третий - для работы сервера.

Сегодня для службы такси разработано ПО, которое позволяет автоматически:

  • Оформлять заказы;
  • Рассчитывать стоимость заказа;
  • Рассчитывать оплату для операторов и водителей.

Это же ПО обеспечивает связь диспетчеров с водителями.

Поиски сотрудников

Ключевым сотрудником службы такси является водитель, при этом не важно – со своим транспортом или нет. Идеальный таксист:

  • Вежливо общается;
  • Прекрасно знает город;
  • Пунктуален;
  • Умеет содержать автомобиль в чистоте.

Помимо перечисленных качеств, водитель должен обладать стажем вождения не менее 3х лет, но при этом не быть пенсионером в преклонных годах. Предрейсовые медицинские осмотры помогут также отсеивать тех, кто не проходит по состоянию здоровья.

Стандартные условия работы для таксиста - одни сутки через двое. Это позволяет, при наличии фирменного автопарка, работать на одной машине трем водителям. В этом случае сотрудникам выплачивается ставка с процентами. Если собственного парка машин нет, фирма платит только проценты от выручки.

Не менее значимой является работа диспетчеров или операторов. На работу диспетчером обычно нанимают молодых девушек. Их самые важные качества для этой работы:

  • Приятный голос;
  • Правильно поставленная речь;
  • Отчетливая дикция;
  • Приветливость;
  • Коммуникабельность.

Также для такси потребуются услуги бухгалтера и управляющего. Последним может быть сам владелец бизнеса.

Реклама и маркетинг

Для такси, особенно в условиях жесткой конкуренции, нужно продумать то, что запомниться клиенту:

  • Красивый и простой номер. Такие номера - с одинаковыми цифрами или небольшим количеством символов – всегда на слуху и быстро запоминаются. Но при этом их стоимость на порядок выше обычного номера. Для такси телефонный номер важен, потому лучше записать это в статью расходов.
  • Логотип. Яркий и запоминающийся логотип - идеальное решение и отличная реклама. Автомобили с логотипом разъезжают по городу и тем самым привлекают внимание к себе. Такси у всех на виду, а если и номер легкий, то потенциальному клиенту легко вспомнить, кому позвонить. Регистрация товарного знака стоит денег, но для такси с собственным автопарком это лучшее решение.
  • Фирменный цвет машин. Еще один визуальный рекламный трюк - цвет таксопарка. Этим пользуются службы такси в Нью-Йорке, где желтый цвет стал цветом такси. Если вы не остановитесь на логотипе, и будете использовать одинаковый цвет машин, то это сделает такси еще более запоминающимся.
  • Дать объявления в газету;
  • Распространять листовки;
  • Открыть собственный сайт с возможностью заказа такси онлайн;
  • Развешивать объявления на стендах подъездов в жилых домах.

* В расчетах используются средние данные по России

Стартовые вложения:

6 000 000 ₽ (таксопарк на 10 такси)

Выручка:

Чистая прибыль:

Срок окупаемости:

Что нужно для запуска бизнеса на такси и как сегодня на этом можно зарабатывать? Ситуация на рынке, наиболее выгодные марки автомобилей для такси и расчеты по организации небольшого таксопарка.

Рынок такси стремительно развивается последние годы. И, несмотря на то, что конкуренция в это сегменте бизнеса увеличивается, этот бизнес представляет собой финансово выгодный проект. Использование лизинговых схем позволяет снизить инвестиции, а привлечение агрегаторов – без проблем обеспечить таксопарк клиентами. В такой бизнес можно входить без опыта и постепенно увеличивать количество автомобилей, постоянно наращивая свою прибыль.

Современная ситуация на рынке такси

Объем рынка такси РФ составляет более 500 миллиардов рублей. Лидером по выручке таксомоторного бизнеса является Москва с выручкой более 2 миллиардов рублей ежегодно. Это почти половина всего рынка России. С точки зрения федеральных округов, то явным лидером является Центральный округ, который генерирует выручку около 180 миллиардов рублей в год. Москве уступает в выручке Санкт-Петербург, но по показателю количества зарегистрированных машин эти города почти равны – в них приходится около 7,5 такси на 1000 жителей. В этой отрасли заняты почти 600 тысяч человек по всей стране. В связи с кризисными явлениями в экономике РФ, прогнозируется увеличение численности сотрудников этой отрасли более чем на 100 тысяч человек.

Доля нелегального такси на рынке составляет около 15%, и этот показатель постоянно снижается, что связано с улучшением качества перевозки крупными таксопарками и снижением стоимости поездки для клиентов. Крупные игроки на рынке такси борются за своего клиента, например, за последние несколько лет средняя скорость подачи такси снизилась с 10 минут до 4-5 минут. Средняя стоимость поездки в такси за последние несколько лет, по данным аналитиков рынка, снизилась примерно на 35%. И это при резком подорожании всех основных затрат на осуществление перевозок, таких как стоимость автомобилей, стоимость бензина и запасных частей. За счет чего стала возможна такая экономия? Прежде всего, это ужесточение конкуренции среди крупных игроков рынка. Несколько снизилась себестоимость привлечения клиента. Но основная экономия достигается снижением затрат на заработную плату водителей, которым приходится работать больше за меньшую плату.

Весь рынок такси делится на два больших сегмента – сами таксопарки и агрегаторы, не имеющие собственных автомобилей, а осуществляющие только поиск и передачу клиентов таксопаркам.

Среди агрегаторов в России лидируют Яндекс.Такси», Gett и Uber. Среди таксопарков - «Рутакси», «Сатурн» и «Максим», которые являются крупными федеральными сетями.

По результатам анализа рынка мы делаем вывод, что несмотря на рост в количестве машин и выручке, создавать отдельный таксопарк со своей диспетчерской службой нет никакого экономического смысла. Это связано с практически полным освоением рынка крупными игроками, которые могут поддерживать огромные рекламные бюджеты и низкую стоимость поездок. Рынок занят настолько плотно, что инвестиции в небольшой таксопарк с собственной диспетчерской службой, возможны только в совсем крошечных населенных пунктах, где не присутствуют крупные игроки. И, если такие места еще остались, то это ненадолго. На наш взгляд, такие инвестиции не оправданы.


Как можно зарабатывать на такси небольшому таксопарку

В связи с тем, что создание собственной диспетчерской службы небольшой компанией в настоящее время не рентабельно, можно, имея парк автомобилей, подключиться к любому агрегатору, и выполнять заказы от его имени.

Схема выглядит следующим образом. Вы приобретаете несколько автомобилей, нанимаете водителей и заключаете договор с одним или несколькими агрегаторами такси. Они будут давать рекламу, обеспечивать работу диспетчерской службы и предоставлять вам клиентов по утвержденным ими тарифам. Вы же будете платить агрегатору за каждого клиента или за определенный период сотрудничества с ним.

Агрегаторы работают только с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Водителю же, как правило, не выгодно открывать ИП для осуществления услуги перевозки на такси на одной машине.

Существуют две основные схемы работы с водителями.

Первая схема основана на том, что Вы находите водителя, и договариваетесь с ним на определённый план, который он будет сдавать ежесуточно. По сути, вы сдаете автомобиль в аренду. Как правило, чтобы не было простоя автомобиля, на одном автомобиле работают двое водителей посуточно. Стоимость аренды автомобиля, который вы предоставляете водителю, зависит от класса автомобиля, его пробега и от того, на каком топливе он работает. Естественно, аренда автомобиля на газе стоит несколько дороже, так как это связано с довольно затратным переоборудованием автомобиля, но водитель окупает затраты на снижении стоимости топлива. Как правило, стоимость такой аренды для водителя в день в день составляет для регионов порядка 1300 – 2000 рублей в сутки.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Вторая схема основана на том, что Вы предоставляете автомобиль и платите зарплату водителю за количество отработанных часов. Вы также в этом случае подключаете водителя на свой аккаунт агрегатора, осуществляете заправку автомобиля, его мойку и обслуживание. На зарплатной схеме в регионах водитель зарабатывает в день от 1500 до 2500 рублей.

Есть еще одна схема работы с водителем, когда таксопарк привлекает водителя с автомобилем и берет определенный процент от его выручки. Обычно это 4-6%. Но такая схема, вероятно, в связи принятием закона о самозанятых, станет невыгодна водителям. Так как закон уже принят в первом чтении, то ждать осталось недолго и этот вариант работы мы рассматривать не будем. Многие компании, которые работали по этому принципу, меняют свою бизнес-модель.

Определить, какая схема, первая или вторая выгоднее для таксопарка нельзя. Как и в любом бизнесе, финансовые результаты зависят, в основном, не от модели его организации, а от качества организации бизнеса. Естественно, зарплатная модель требует больше внимания к бизнесу, более четкому контролю за работой водителя, но, зачастую, продлевает срок службы автомобиля.

Естественно, обслуживание автомобиля и ремонт в обоих описанных схемах осуществляются за ваш счет и под вашим контролем. Агрегаторы осуществляют полный и жесткий контроль качества осуществления заказов. За любые нарушения водителя он будет немедленно оштрафован или заблокирован. Часто агрегаторы проводят и обучение водителей.


Какие автомобили целесообразно приобретать для таксопарка

Конечно, чем дешевле мы приобретем автомобиль, тем быстрее он окупится и начнет приносить деньги. Однако, дешевые автомобили, как правило, имеют меньший ресурс, что очень важно для такси, в связи с тем, что стоимость запасных частей постоянно растет. Агрегаторы также выдают лучшие заказы, учитывая класс автомобиля и его пробег или возраст.

Поэтому, необходимо найти золотую середину, которая позволит сэкономить на первоначальных затратах и обеспечить достаточный денежный доход от этого автомобиля. Рассмотрим, какие основные марки автомобилей выгодно использовать в такси.

Обратимся к практике существующих таксопарков, которые уже не только просчитали эффективность приобретения той или иной марки, но и годами на практике проверили правильность своих расчётов.

В 2017 году компаниями для использования в качестве такси было приобретено более 29 тысяч автомобилей.

Готовые идеи для вашего бизнеса

На первом месте по количеству приобретенных для такси автомобилей находятся Volkswagen Polo и Hyundai Solaris, их доля составляет примерно по 13% от всех приобретенных автомобилей для использования в такси.

Третье и четвертое место занимают Skoda Rapid и KIA Rio с 11% и 10,7% соответственно. В десятку самых популярных автомобилей, приобретенных юридическими лицами для использования в качестве такси, также вошли: Skoda Octavia (6,4%), Ford Focus (6,1%), Renault Logan (5,6%), Volkswagen Jetta (2,8%), Renault Kaptur (2,5%) и Nissan Almera (2,3%).

Основными критериями выбора автомобиля для использования в такси являются его первоначальная стоимость, расход топлива, стоимость обслуживания, удобство для водителя и клиента. Можно рассмотреть вариант приобретения и подержанного автомобиля, но стоимость его обслуживания, как правило, гораздо выше, особенно учитывая значительные пробеги при работе в такси.

Юридические аспекты работы таксопарка

Для начала, определимся какую организационно-правовую форму лучше использовать для таксопарка – ИП или ООО. Мы говорим не об одном автомобиле, который эксплуатируется самим водителем, а о таксопарке, к котором есть 10-15 автомобилей.

Принципиальной разницы между ИП и ООО для таксопарка нет. Оформление ИП немного проще, но незначительно. Отчетность ИП несколько проще, но учтите, ИП отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, а случаи на дороге бывают разные и не все они могут укладываться в сумму страховки. Поэтому, если у Вас нет каких-либо специальных оснований для выбора ИП, рекомендуем открыть ООО.

Важнее сразу определиться с выбором режима налогообложения. Для такси доступно несколько налоговых режимов: ЕНВД (единый налог на вменённый доход), патентная система налогообложения или упрощенная система налогообложения. Обратите внимание, что ЕНВД может применяться для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, которые обладают не более чем 20 транспортными средствами для осуществления перевозок.

Следует учесть, что величина налогов для каждого из режимов будет разная в зависимости от региона регистрации фирмы такси. Сделать это самостоятельно можно на сайте Федеральной налоговой службы России.

Рассчитаем стоимость патента на 10 автомобилей на 2018 год для города, например, Ростов-на-Дону. Использовать патент могут индивидуальные предприниматели, средняя численность наемных работников которых, не превышает за налоговый период, по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем, 15 человек, что укладывается в наши условия.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Применение патентной системы налогообложения предусматривает освобождение от обязанности по уплате налог на доходы физических лиц и налога на имущество физических лиц, используемого для предпринимательства.

Введя все необходимые данные, получим, что сумма налога, при применении патентной системы налогообложения для данного вида предпринимательской деятельности на 12 мес. составит 192 000 рублей, налог оплачивается двумя платежами - 1 платеж равен 64 000 рублей в срок не позднее девяноста календарных дней после начала действия патента, 2 платеж равен 128 000 рублей в срок не позднее срока окончания действия патента.

Рассчитаем сумму ЕНВД для тех же условий, с помощью специального калькулятора. Сумма ЕНВД составит порядка 50 тысяч рублей в квартал. Сумма налога ЕНВД может быть уменьшена до 50 % размер уплаченных страховых взносов за работников ИП. Далее, все зависит от того, какие взносы Вы будете уплачивать за работников.

На наш взгляд, большой разницы в сумме уплаты налога по факту, при использовании ЕНВД или патента, не будет.

Таким образом, в качестве системы налогообложения лучше выбрать ЕНВД или патент, что лучше, легко рассчитать самостоятельно для вашего региона, по схеме, которую мы показали. Если вы не попадаете из-за ограничений под действие указанных режимов, то выбираете УСН.


Оформление лицензии на деятельность таксопарка

Рассмотрим, что нужно, чтобы оформить лицензию на деятельность таксопарка. Получение лицензии не представляет особых проблем. Выдача лицензий осуществляется Минтрансом. С перечнем документов для получения лицензии лучше всего ознакомится в администрации региона, где вы будете получать лицензию, так как этот перечень может незначительно меняться в зависимости от региона регистрации. Стоимость получения лицензии различна в зависимости от региона и составляет около 5 тыс. рублей.

Обратите внимание, для получения лицензии Вам необходимо оборудовать автомобиль с соблюдением следующих требований:

    Постоянное наличие в салоне автомобиля оригинала разрешения на данный вид деятельности.

    Наклейки «шашечки».

    Салон транспортного средства необходимо укомплектовать прибором «таксометр» или мобильным приложением, заменяющем его.

    Крыша машины должна быть оборудована характерным знаком «такси» со встроенным световым элементом.

Также имеются следующие основные требования к водителю:

    Стаж вождения не менее 5 лет.

    Транспортное средство обязательно должно быть в личной собственности водителя или предоставлено ему в соответствии с актуальным договором лизинга.

    Как вы видите, процедура получения лицензии, как правило, не вызывает проблем.

И, еще один важный юридический аспект. Для водителей такси обязателен предрейсовый медицинский осмотр. Такой осмотр, по закону, должен проводиться сертифицированным специалистом и о результатах каждого осмотра должна быть сделана соответствующая запись. Для проведения подобных осмотров, или фиксации факта их проведения, можно заключить договор со сторонней организацией, имеющей лицензию на подобную деятельность.

Финансовые показатели таксопарка

Финансовые показатели таксопарка будут различными, в зависимости от модели работы самого таксопарка. Предположим, мы хотим создать небольшой таксопарк из 10 автомобилей в городе с населением около одного миллиона человек. В качестве диспетчерской службы выберем агрегатора, например, Яндекс.Такси. Наемные водители будут работать посменно и сдавать план 1700 рублей в сутки.

Очень большое значение для финансового успеха таксопарка имеет профессионализм водителей. Если водители часто попадают в аварии или небрежно относятся эксплуатации автомобили, то ни о каких положительных финансовых результатах речи быть не может. Правильный подбор водителей – основа успешного бизнеса такси.

Рассмотрим, какие финансовые показатели в данном примере могут быть достигнуты нами.

Инвестиционные (первоначальные) затраты на открытие таксопарка будут включать следующие основные элементы: затраты на открытие фирмы или ИП, затраты на получение лицензии, аренда площадки для стоянки автомобилей, расходы на небольшой офис и затраты на приобретение автомобилей. Сумма затрат на приобретение автомобилей составляет основную часть всех затрат.

При средней стоимости автомобиля в 600 тысяч рублей, затраты на 10 автомобилей составят около 6 миллионов рублей. Это значительные вложения, на их фоне всеми суммой всех остальных первоначальных затрат можно пренебречь. Снизить величину первоначальных затрат можно за счет приобретения автомобиля в лизинг. Для юридических лиц существует множество выгодных лизинговых предложений.

Заключая договор лизинга, необходимо внести первоначальный взнос в размере около 10%-20%. Договор лизинга заключается, как правило, на срок от одного до пяти лет. Чем больше срок лизинга, тем ниже ежемесячный платеж, но больше сумма переплаты за весь срок. Дополнительно, лизингополучатель может получить значительную экономию при уплате расчета на прибыль. Также лизингополучатель экономит на налоге на имущество и НДС, в том случае, если он является его плательщиком.

Конкретные суммы экономии на налогах зависят от выбранной Вами системы налогообложения и могут быть рассчитаны в любой лизинговой компании, в которую Вы обратитесь. В любом случае, вариант приобретения автомобилей в лизинг стоит рассмотреть, так как можно снизить сумму первоначальных затрат практически в 10 раз.

Каждый автомобиль будет приносить Вам порядка 51 тысячи рублей в месяц. Но это сумма в идеальном случае, реально сумма будет на 10% - 15% процентов меньше, и это при условии хорошей организации работы. Примем чистую выручку с одного автомобиля в размере 45 тысяч рублей в месяц.

Основными расходами будут следующие: расходы на приобретение страхового полиса, техническое обслуживание автомобиля, которое с учетом большого пробега машин в режиме такси может быть ежемесячным, налоги, содержание офиса, если он необходим, и оплата услуг агрегатора.

Итоговая сумма затрат составит порядка 14 тысяч в месяц на автомобиль. Таким образом, предполагаемая прибыль с одного автомобиля составит около 31 тысячи рублей, а суммарная на 10 автомобилей – около 310 тысяч рублей в месяц. В данном расчете мы не учитываем некоторую переплату по лизингу и считаем, что мы делаем все вложения сразу. Срок окупаемости автомобиля будет около 2-х лет. В действительности, срок службы автомобиля в такси при условии качественного обслуживания гораздо выше и составляет не менее четырех лет, после чего выгоднее автомобиль реализовать по остаточной стоимости.

В итоге, учитывая остаточную стоимость автомобиля, каждый автомобиль принесет Вам около 700 тысяч рублей прибыли за четыре года, то есть около 14 тысяч рублей в месяц.

Подводя итоги, делаем вывод, что открытие собственного небольшого таксопарка является хорошим бизнесом, обеспечивающим достойную рентабельность и приемлемые сроки окупаемости. При грамотной организации дела суммарный доход вполне достаточен, чтобы обеспечить эффективность всего проекта.

Получить актуальные расчеты для бизнес-плана

Для предпринимателя, решившего открыть собственную службу такси, прежде всего, необходимо определить ее будущий формат. Здесь может быть два варианта: 1) Сделать все работы самостоятельно: создать автопарк, нанять на работу водителей, сформировать диспетчерскую службу. 2) Заключить договоры со сторонними исполнителями, переложив на них часть функций.

С чего начать бизнес на службе такси

Для предпринимателя, решившего открыть собственную службу такси, прежде всего, необходимо определить ее будущий формат. Здесь может быть два варианта:

1) Сделать все работы самостоятельно: создать автопарк, нанять на работу водителей, сформировать диспетчерскую службу. 2) Заключить договоры со сторонними исполнителями, переложив на них часть функций.

Первый вариант больше подходит предпринимателям, обладающим солидными средствами и возможностью работать в провинции: региональный рынок услуг такси, даже в крупнейших городах, все еще достаточно дик и ненасыщен. Создав свой автомобильный парк на столичном насыщенном рынке, можно больше внимания уделять услугам представительского класса. Обладая качественным автопарком, вежливыми и грамотными водителями, служба такси сможет заключать договоры с крупными корпорациями, развозя сотрудников этих компаний по домам, сопровождать их в аэропорты и т.д. Даже небольшой автопарк из 3-4 автомобиля будет стоить не меньше миллиона рублей, и то при условии приобретения машин по кредитным программам или в лизинг.

Стать посредником намного проще и дешевле. В данном случае вполне можно уложиться в 100 тысяч рублей. Предпринимателю необходимо купить оборудование, позволяющее осуществлять прием заказов. Сейчас функционирует множество диспетчерских служб, заключающих договоры с таксистами, имеющими статус индивидуального предпринимателя. Диспетчеры, имеющие договоры с таксистами, оказывают услуги наподобие сервиса «Яндекс.Такси». Следует учитывать, что на московском рынке конкуренция среди диспетчерских настолько велика, что стать его частью довольно проблематично. Диспетчерские находятся между собой в неком подобии войны, не гнушаются демпингом, переманиванием водителей и другими кознями.

Как в первом, так и во втором случае, сроки окупаемости бизнеса полностью зависят от ситуации на рынке. В Москве принято считать, что при удачно слаживающихся обстоятельствах водитель может заработать за месяц до 100 тысяч рублей. Автомобильные парки заключают с таксистами договоры аренды, сдавая им в прокат автомобили. Диспетчерские службы берут с выполненного заказа комиссию: в среднем это 15 процентов.

Как выбрать помещение для открытия бизнеса

При оборудовании диспетчерской, придется строго придерживаться требований СанПиН, регулирующих работу с компьютерной техникой. По нормам организации рабочего пространства, на каждого диспетчера должно приходиться не менее 1,5 квадратных метров площади при непостоянной занятости персонала. При постоянной занятости площадь должна составлять 4,5 квадратных метра.

Автопарк допустимо размещать в промышленных зонах. Осуществив аренду мест под стоянку автомобилей, предприниматель вполне может создать на базе автопарка сервис-центр. Если создание своего сервис-центра не входит в планы, нужно размещаться неподалеку от уже существующего. Офисные помещения автомобильного парка должны отвечать стандартным техническим требованиям. Обязательно нужно оборудовать комнату, в которой будут отдыхать таксисты.

Какое оборудование выбрать для открытия службы такси

Формирование автомобильного парка может быть осуществлено четырьмя способами:

  1. Можно приобрести машины в собственность, оформив их на фирму.
  2. Арендовать автомобили.
  3. Заключить контракты с владельцами автомашин.
  4. Взять авто в лизинг.

Вполне допустимо комбинировать эти способы.

Лизинг позволяет серьезно сократить расходы при старте предприятия, растянуть их на срок действия контракта. Кроме того, дает возможность экономии на налогах: автомобили могут не числиться на балансе службы такси, проходя в документах как собственность компании-лизингодателя.

Известный аналитический журнал «Советник юриста» провел расчет на примере службы такси со стоимостью оборудования в 12 миллионов рублей. Расчет показал, что лизинг эффективнее приобретения оборудования за свой счет приблизительно на 3 миллиона рублей. В сравнении с оборудованием, приобретенным в кредит, лизинг эффективнее не менее чем на 1 миллион рублей. Такой экономии удается достигать в силу оптимизации налогов.

Однако есть у лизинга и свои недостатки, например, стоимость лизинга превышает покупку автомобилей в кредит: перед заключением контракта следует самым тщательным образом просчитать все выгоды и потери. Еще один серьезный недостаток лизинга: не имея на балансе машин, фирме будет нечего внести в залог при возникновении такой необходимости.

Лизинг автомобилей и их покупка в кредит предполагают, что предприниматель имеет квартиру или другие активы, а за плечами у него отличная кредитная история. В противном случае банки и лизинговые фирмы просто не станут иметь с бизнесменом дела. Создание автопарка через лизинг или в кредит предполагает длительное вовлечение, если дела не пойдут, не получится через 3 месяца возвратить автомобили и свернуть дело.

Аренда авто и заключение договоров с владельцами машин не несет таких рисков, поэтому эти схемы следует признать самыми подходящими.

Какой ОКВЭД указать при регистрации бизнеса на службе такси

Для регистрации индивидуального предпринимателя или фирмы необходимо выбрать соответствующий код в классификаторе кодов предпринимательской деятельности: 60.22 - деятельность такси. При регистрации ИП и создании небольшой службы такси с численностью персонала не больше 15 человек, можно получить патент, тем самым, неплохо сэкономив на налогах.

Нужно ли разрешение для открытия данного бизнеса

С 1 сентября 2011 года в силу вступил Федеральный закон под номером 69, в соответствии с которым все автомобильные парки и ИП должны иметь лицензию на осуществление перевозок пассажиров. Для получения этой лицензии заявителю понадобится выписка ЕГРЮЛ, копия паспорта технического средства автомашины, копия лизингового договора на авто, паспорта водителя. Разрешение выдается на один автомобиль. Деятельность по перевозке пассажиров можно осуществлять лишь в одном регионе.

Регионы вносят в закон дополнительные корректировки. Скажем, в Северной столице приобретение автомобилей связано с регистрацией автомобильного хозяйства.

Для предпринимателя, желающего создать фирму-посредника между таксистом и пассажиром, необходимо зарегистрироваться как юридическое лицо и заключить с водителями контракты. В договорах таксисты являются налоговыми агентами.

Как подобрать персонал для работы

Согласно законодательству Российской Федерации, водители такси должны иметь стаж от трех лет. Перед выходом на линию проходится обязательный медосмотр. Для таксопарков и диспетчерских служб имеются собственные стандарты, которые, как правило, подразумевают адекватное поведение и опрятный внешний вид сотрудников.

При работе с таксистами по системе, когда водители арендуют принадлежащие бизнесмену автомобили, тратиться на зарплату шоферов не придется. Размер заработной платы диспетчеров зависит от регионов, квалификации, загруженности, опыта работы. В среднем, зарплата варьируется от 20 до 40 тысяч рублей. Диспетчер, кстати сказать, вполне может работать из дома: это сокращает расходы на содержание офиса.

Сколько денег потребуется на постоянные расходы

За последние несколько лет на рынке возникло множество вариантов оборудования для диспетчерских служб. За относительно небольшую абонентскую плату (20-30 тысяч рублей в мес.), многие фирмы готовы установить в готовом помещении оборудование, необходимое для функционирования колл-центра, для сбора статистических данных и отслеживания заказов. Для крупных фирм оборудование более дорогое и «навороченное». Программное обеспечение предоставляется вместе с оборудованием.

На обслуживание одного нового авто тратят в среднем около 4-х тысяч рублей в месяц.

Реклама бизнеса на службе такси

Продвижение собственной службы такси может быть самым разным: сайт в интернете, вывески на улицах, раздача флаеров в ресторанах и в барах, приобретение баннеров в соцсетах, траты на SEO-продвижение. Сотрудничество с интернет-сервисами (например, с «Яндекс.Такси») несколько уменьшит прибыль (5 процентов с каждого выполненного таксистом заказа), зато увеличит число поездок, сделает бренд более узнаваемым.

Сколько можно заработать на службе такси

Доходная часть определяется величиной пассажиропотока. В небольшом городе рекомендуется ввести абонплату, позволяющую приобрести постоянных клиентов. Как показывает практика окупаемость бизнеса наступает через 6 месяцев и зависит от интенсивности пользования услугой. К примеру, от заказа стоимостью 100 руб. таксист платит службе 20%. При количестве заказов свыше 300 выручка компании составляет более 265 тыс. руб. Чистая прибыль - от 70 тыс. руб.

Сколько нужно денег для старта

Для старта бизнеса понадобиться приобрести компьютер с установленной программой - около 70 тыс. руб. Также в затратную часть стоит включить:

  • Аренда помещения - 15 тыс. руб.
  • Регистрация бизнеса - 30 тыс. руб.
  • Регистрация канала связи - 50 тыс. руб.
  • Реклама - 25 тыс. руб.
  • Иные расходы - 10 тыс. руб.

Для открытия бизнеса без приобретения авто необходимо около 200 тыс. руб. Конечно же служба такси не может существовать без автомобилей. В этой части бизнес плана затраты определяются маркой и количеством авто. Рекомендуется приобретать одну модель - это поможет сделать фирму узнаваемой.

Какие документы нужны для открытия

Для открытия службы такси необходима регистрация ИП: вопросы налогообложения решаются намного проще иной правовой формы. Все требования к бизнесу выложены в Федеральном Законе о службе такси №68. Кроме того, потребуется оформить лицензию на автомобили.

Какую систему налогообложения указать при регистрации

При регистрации бизнеса целесообразно указать УСН.

Технология ведения бизнеса

Технология ведения бизнеса простая: диспетчер получает заказ от клиента и передает его дежурному водителю. Процветание бизнеса зависит от качества предоставляемых услуг. Не последнее место занимает исправность автомобиля. Безопасность перевозок стоит на первом месте. Завоевав доверие клиентов компания обеспечит свое процветание.

XXI век можно по праву считать «новой эрой такси». Услугами данной службы пользуются не только богатая прослойка населения, но и любой человек среднего класса. Широкий доступ и распространение такси объясняется его востребованием среди широких масс населения. Но многих интересует не только возможность быстро оказаться в точке назначения, но и заработать на такой идее. Много предпринимателей решаются открыть такси с нуля. Но для нормального функционирования и обеспечения клиентами необходима правильно разработанная стратегия и выбранная концепция развития. Только так бизнес станет прибыльным и быстро окупит вложенные инвестиции.

Видео по теме:

Разработка концепции

И в мегаполисе, и маленьком городке функционирует довольно большое количество такси. Это говорит о том, что войти в данную нишу будет непросто. Многие службы уже успели привлечь постоянных клиентов, да и за новых готовы побороться.

Но организовать рентабельное предприятие можно. Начнем с выбора концепции. Существует несколько вариантов организации бизнеса:

  1. Оформление разрешения и осуществление перевозки на своем авто.
  2. Открытие диспетчерской службы, которая станет посредником между клиентом и водителем-предпринимателем.
  3. Открытие диспетчерской службы, организации собственного автопарка и наемных работников.
  4. Сотрудничество с крупными диспетчерскими службами.

По мнению экспертов, для новичка оптимальным вариантом станет второй способ организации, который позволяет открыть такси без автопарка. Вам необходимо заключить соглашение с водителями, которые имеют собственные машины.

При этом самым доходным вариантом организации бизнеса остается третий вариант. Открытие диспетчерской и собственного автопарка дает независимость в принятии решений, высокую рентабельность и эффективность. В основной штат нанимаются водители, которые получают заработную плату в зависимости от количества выполненных заказов.

Так как уровень конкуренции в данном сегменте зашкаливает, основную деятельность вы можете дополнить новым креативным форматом, который только набирает популярность: перевозки домашних животных, такси с доступом Wi-Fi, автомобиль с караоке и др.

Видео по теме:

Регистрация бизнеса

Для функционирования службы такси необходимо зарегистрировать свою фирму и выбрать систему налогообложения. Распространенными формами предпринимательской деятельности являются ИП или ООО. При организации диспетчерской с собственным автопарком рациональней регистрировать ООО. При самостоятельном осуществлении перевозок выгодней открыть ИП такси с кодом ОКВЭД 60.22 «Деятельность такси» .

Обязательным является оформление разрешения. Многие новички не знают как открыть лицензию на такси. Для этого нужно подготовить ряд документов и направить их в комитет по транспорту:

  • заявление на выдачу лицензии;
  • паспорт транспортного средства (копия);
  • паспорт, идентификационный код (копия);
  • договор лизинга, если транспортное средство приобреталось в лизинг.

При этом к машине, на которой будут выполняться перевозки пассажиров, предъявляется ряд определенных требований:

  • наличие талона техосмотра у аккредитованного оператора техосмотра;
  • страховка;
  • фонарь оранжевого цвета на крыше транспортного средства, шашки на бортах;
  • разрешение на перевозку пассажиров;
  • путевой лист с оценкой о прохождении медицинского и технического осмотра.

Видео по теме:

Требования к помещению

Если вы собираетесь оформить разрешение и осуществлять перевозки самостоятельно, в наличии специального помещения нет необходимости. Перед тем как открыть диспетчерскую службу такси, нужно выбрать небольшой офис, в котором специалисты будут принимать заявки и корректировать работу водителей.

Месторасположение офиса и его благоустройства не имеют значения, так как передаваться сигналы будут по рации или по телефону. Основная задача – бесперебойная работа канала связи службы такси.

На стартовом этапе нужно арендовать офис, можно небольшой площадью (12-16 м²). Этого достаточно для работы трех сотрудников. Затраты на оборудование помещения не должны быть большими (до 30 тыс. руб.).

Покупка оборудования

Если на аренде или обустройстве офиса можно сэкономить, оборудование должно быть качественным. Для бесперебойной работы службы такси необходимо:

  • компьютер с программным обеспечением (каждому диспетчеру);
  • многоканальная телефонная система, при этом номер телефона должен быть простым и легко запоминающимся;
  • специализированная программа для автоматизации учета заказов и расчетами с водителями;
  • таксометры;
  • радиостанция;
  • рации для водителей.

В среднем на покупку оборудования нужно потратить от 600 тыс. руб.

Видео по теме:

Набор кадров

Для функционирования небольшой службы такси вам понадобится в основном штате три диспетчера, работающих посменно. Заработная плата каждого составляет 30-35 тыс. руб. для столицы и 20-25 тыс. руб. для регионов.

По системе аутсорсинга могут работать:

  • бухгалтер (для ведения отчетности) – 4-6 тыс. руб. в месяц;
  • служба безопасности («тревожная кнопка») – 25 тыс. руб.;
  • системный администратор – 8-10 тыс. руб. в месяц.

С водителями практикуется другая схема работы. С каждого заказа служба такси взимает от 10 до 25% от стоимости поездки. Остаток получает водитель.

Видео по теме:

Финансовые расчеты

Стоимость открытия службы такси зависит от выбранного формата. Водитель с собственным авто, который желает работать от своего имени, должен потратиться на оформление разрешений, оборудования машины и рекламу.

Организация диспетчерской службы без собственного автопарка:

  • Стартовые вложения: от 800 000 рублей.
  • Месячная прибыль: от 80 тысяч рублей.
  • Окупаемость: от 10 месяцев.

Если же вы собираетесь организовать диспетчерскую службу c собственным автопарком, финансовый бизнес план такси будет выглядеть следующим образом:

  • Стартовые вложения: 6 – 7 млн. руб.
  • Месячная прибыль: от 200 000 рублей.
  • Окупаемость: 3-4 года.

Основные статьи начальных расходов включают покупку оборудования, оформление разрешительной документации, оплату коммунальных платежей, заработную плату временному и постоянному персоналу и аренду офиса.

Рассмотрим пример организации службы такси:

  • покупка автомобилей – 6 млн. руб.;
  • приобретение оборудования – 600 тыс. руб.;
  • установка радиосвязи – 50 тыс. руб.;
  • заработная плата персоналу – 200 тыс. руб.;
  • оформление разрешительной документации – 50 тыс. руб.;
  • оплата арендных платежей – 30 тыс. руб.

В среднем на организацию необходимо 7 млн. руб.

Рентабельность и сроки окупаемости проекта определить непросто, так как все зависит от концепции и региона. И доходы, и инвестиции диспетчерской будут в разы меньше, чем собственного автопарка. Также имеет значение количество машин. Опытные бизнесмены рекомендуют начинать бизнес минимум с 20 автомобилей. В таком случае срок окупаемости можно снизить до 12-18 месяцев.


Коммерческие предложения

Если вы являетесь производителем или поставщиком оборудования, экспертом или предоставляете франшизу в данной сфере, тогда напишите нам через страницу Контактов . Ниже мы разместим информацию о вашем предложении и ваши контакты.
Сохраните статью в закладки. Пригодится;)
Следите за обновлениями в Фейсбуке:

Зачем людям магия? Почему лучше не знать своего будущего? Как экстрасенсы относятся к научному прогрессу? Почему им приходиться выбирать либо темную, либо светлую сторону? Об этом сайт cпросил победителя 7-го сезона "Битвы экстрасенсов" Алексея Похабова.

Победитель 7-го сезона «Битвы экстрасенсов» Алексей Похабов приехал в Петербург с серией лекций о духовном развитии человека. сайт узнал, зачем нужна магия, почему властям никогда не удастся запретить экстрасенсов и нужно ли знать человеку свое будущее.

сайт: Много новых экстрасенсов заявляют о себе. К чему это приведет?

Алексей Похабов: Я думаю ближайшие лет 10-20 начнется спад. Поскольку этого станет слишком много. Это простые законы рынка. Все эти способности, все это здорово. Вы знаете, я эти способности называю велосипедом. Человек со способностями - это человек на велосипеде. Человек без способностей - это человек, который идет пешком. Но даже если у тебя есть велосипед, что от него толку, если ты не знаешь, куда ехать? Пешком ты идешь в тупик или на велосипеде ты туда едешь, но это тупик.

сайт: Так ли необходим учитель начинающему экстрасенсу?

Алексей Похабов: Я всегда говорю, если человек решил в себе что-то развивать, в первую очередь пусть ищет себе учителя. Пусть плохого. Пусть абы какого. Но обязательно должен быть кто-то направляющий. Самоучки долго в этом мире не живут. Я имею в виду, в мире магии. Потому что не дай бог у них начнет получаться, а что получатся - спросить не у кого. Одна книга говорит об одном, вторая говорит о другом, но есть тысячи нюансов, которые идут от одного понятия к другому, о которых ничего не написано - они индивидуальны. И только учитель может сказать: «У тебя все в порядке - продолжай», либо: «Притормози».

сайт: Неужели без учителя никак не обойтись?

Алексей Похабов: Есть талантливые танцоры - самоучки, есть талантливые самоучки-боксеры, талантливые повара. Какие-то есть навыки, которые человек может постигнуть самостоятельно. Но касательно внутренних изменений, особенно психических изменений - здесь нужен глаз да глаз. Ведь учитель сам когда-то был учеником. И его кто-то обучал. Все традиции, они основаны на передаче каких-то знаний именно от учителя к ученику. Несмотря на обилие информации, которая есть в интернете, в книжных магазинах. По книгам - это просто опасно.

сайт: Насколько обоснованно просить экстрасенсов давать масштабные прогнозы, например о конце света?

Алексей Похабов: Вот я в это не лезу. Потому что я прекрасно понимаю уровень своей личной силы. Будущее, в принципе, вообще не мое, как ни пытался. Дело в том, что тема будущего - она очень притягательна. Ведь это же неизвестно. А у человека перед неизвестным возникает страх, возникает попытка сейчас объяснить, что будет потом, чтобы не бояться этого.

сайт: Как вы считаете, человеку нужно знать свое будущее или нет?

Алексей Похабов: Я бы сказал, человеку нужно знать свое настоящее. Ведь мы не живем в настоящем. Мы то в прошлом, то в будущем с вами мыслим. Мы упускаем этот момент. Упуская этот момент, мы не можем предугадать свое будущее. Если человек знает, кто он сейчас, если он хорошо себя чувствует… Ведь важно же не то, какие события произойдут потом. Что-то произойдет и пусть оно произойдет. Может быть, жизнь будет прекрасна и полна изобилия. Может быть, начнется третья мировая, может быть будет конец света - не важно. Если что-то произойдет, пусть оно происходит. Вопрос в том, кем ты будешь в тот момент, когда это произойдет.

сайт: Вы думаете, что толпу можно убедить заниматься саморазвитием?

Алексей Похабов: Смысл здесь в том, что я не пытаюсь никого убеждать. Я просто ставлю людей перед фактом. Примеры, которые я буду приводить на семинаре, связаны с некоторыми фактами, которые в обязательном порядке произойдут в жизни каждого, но мы о них привыкли не задумываться. Это связано с нашим воспитанием, это связано с той цивилизацией, внутри которой мы живем. И люди не задумываются о таких тонких вещах, которые присутствуют, все о них слышали, но никто не любит о них думать постоянно. Например, одно из таких явлений называется смерть. И в размышлениях о смерти можно прийти к пониманию огромных духовных ценностей. Но мы об этом не думаем. Мы привыкли это куда-то убирать на задний фон: мы еще молодые, у нас вся жизнь впереди. И я просто ставлю людей перед фактом. Я не пытаюсь убедить людей, что надо заниматься духовным развитием. Кто я такой, чтобы говорить о том, что должны делать люди? Ни в коем случае.

сайт: Почему большинству экстрасенсов принципиально выбирать темную или светлую стороны?

Алексей Похабов: Я не знаю, может «Звездных войн» насмотрелись эти ребята, книжек может, каких начитались. Может быть - это часть пиара. Как правило, ребята, которые кричат на каждом углу, что они темные, на самом деле самые светлые, а те, кто кричат, что они светлые - вот где, действительно, в тихом омуте…

сайт: Религия против экстрасенсорики. Почему?

Алексей Похабов: Как обычно человек к этому относится - ух ты, есть волшебная палочка, мне не надо теперь работать, мне не надо теперь трудиться, теперь я научусь просто какому-нибудь заклинанию, волшебным каким-то пассам и все, моя жизнь наладиться. Они идут туда за халявой. Если такой человек приходит в магию, ему там очень плохо через некоторое время. Он не то, чтобы ничего не приобретает - он все теряет. И потом он теряет рассудок. Поэтому религия в этом плане, она пасет своих овец и правильно говорит, что туда ходить не надо. Не надо, всем говорю. Не надо туда ходить ради интереса.

сайт: Важна ли предрасположенность в развитии способностей?

Алексей Похабов: На самом деле, если речь ведем именно о магии, о занятии магией как некой наукой, которая развивает внутри нас какие-то способности, раскрывая наши возможности, то да, предрасположенность должна быть. И эта предрасположенность связана с определенным уровнем интеллекта. Здесь мы под уровнем интеллекта подразумеваем не способность к математическому мышлению, считывать там какие-то пятизначные суммы. Мы подразумеваем некую способность психики удерживать определенные сигналы. То есть некая своеобразная устойчивость психики к изменениям, которые начнут происходить.

Так вот, когда приходит человек, я говорю: «Все, забудьте о стабильности, ваша жизнь превратится в что-то непонятное». И вот это непонятное начинает происходить. Всякие разные ситуации: и хорошие, и плохие. Это неотъемлемая часть изменений, которые происходят с человеком. И предрасположенность к этому должна быть. Многие не выдерживают. Многие приходят на обучение, потому что это Алексей, парень из телевизора, мы видели его на «Битве экстрасенсов» и вот он, может, скажет, что надо делать и так далее. И когда они начинают понимать, что, черт возьми, это вообще очень сложно и это не хобби - это не как забава, прийти как в «Гарри Поттере». «Ты куда?». «Я пойду левитацию поизучаю». «А я пойду пирокинез». Нет этого, это не комиксы, это не то, как нам показывают в фильмах про суперлюдей. Это работа, внутренняя работа, очень глубокая, которая ведет не просто к изменению внешней жизни, она ведет к изменению внутренней. Внутренних ценностей и изменению самого сознания.

сайт: А что, если власти запретят экстрасенсов?

Алексей Похабов: Это наоборот надо освещать, надо объяснять. Люди должны в этом ориентироваться. Бесполезно сейчас говорить людям, что ничего паранормального не существует. Вот этих всяких паранормальных необъяснимых вещей полным-полно. Обычные люди с этим сталкиваются постоянно. И у них возникают вопросы. Против народа ни одна власть не попрет.

сайт: Мир ждет новую научную революцию. А сможет такая произойти в экстрасенсорике?

Алексей Похабов: В принципе да, это возможно к этому однажды прийти, но если сейчас посмотреть - фактически сейчас идет такое мягкое введение магии в социум: фильмы, книги, все больше и больше о каких-то полтергейстах говорят, сколько вообще передач выходит. И если в таком темпе - лет 300-400 и потом она займет свою нишу так же, как и религия, например. И станет вполне официальной какой-то парадигмой, и, тем не менее, какие-то основные вещи все равно будут в тайне.

сайт: Так зачем люди занимаются магией?

Алексей Похабов: Однажды у человека возникает потребность. Однажды он приходит к такому состоянию, когда уже ни религия, ни наука, ни друзья, ни родные, ничего из того, что лежит на поверхности, не может удовлетворить его жажду знаний. И тогда он ищет способ. И магия - это способ познания того, что скрыто за занавесом.

Материал подготовила Мирослава Валькевич.