Назвать оперных композиторов и их произведения. Самые известные оперы мира




Сегодня все пользуются календарем. О том, что такое календарь, расскажет наша статья. Календарь - это измеритель для времени, праздников и событий. Есть несколько видов календарей, например, солнечный, лунный, китайский, церковный и другие виды календарей.

Как появились календари

Потребность для измерения времени появилась у людей очень давно. Первые календари возникли много лет назад в начале человеческой цивилизации. Люди быстро научились мерять временные промежутки и сопоставлять их с некоторыми явлениями, что повторяются периодически, например смена фаз Луны, смена ночи и дня, смена времен года. Без использования какой-то меры времени люди не смогли общаться между собой, жить, торговать, планировать свою деятельность и действия и заниматься земледелием.

В самом начале такой счет времени был достаточно примитивным, но по мере того, как развивалась человеческая культура и возрастала практическая потребность людей, этот календарь совершенствовался. В нем появились такие понятия, как месяц, год, неделя.

Давным-давно каждый город, каждое племя и каждое государство имело свой собственный календарь, который был по-разному составлен из месяцев, суток и года.

Появился солнечный, лунный, солнечно-лунный календарь. Приблизительно в 2500-м году до нашей эры такой лунный календарь использовали шумеры. Солнечно-лунный календарь использовали народы древних Китая и Индии. На сегодняшний день все люди в мире пользуются солнечным календарем, который был унаследован еще от древних римлян.

Календарь подразумевает определенную систему счета достаточно больших промежутков времени. Само слово «календарь» происходит от латинского «калео», что значит «провозглашать» и «календариум» - «долговая книга». В Древнем Риме начало любого месяца провозглашалось особенно. Также первого числа месяца была принята уплата процентов по долгам.

Что такое лунный календарь? Лунный календарь - это такой вид календаря, в основе которого находится синодический месяц, то есть период смены фаз Луны.

долговая книжка. В Древнем Риме должники платили проценты в день календ. Позже - счисление больших промежутков времени, основанных на периодичности видимых движений небесных тел. Справочное издание с последовательным перечнем чисел, дней недели и месяцев года.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КАЛЕНДАРЬ

система счета дней в году. В Древнем Египте существовали два К. - лунный и солнечный. В разных странах подсчет часто велся от начала правления какого-то царя или властителя. В Риме летоисчисление велось от основания Рима (753 г. до н.э.), в Греции по Олимпиадам (начиная с 776 г. до н.э.). В Мексике был известен 52-летний календарный цикл, начинавшийся с 3113 г. до н.

Отличное определение

Неполное определение ↓

"КАЛЕНДАРИ"

Calendars) - описи-указатели официальных док-тов, хранящихся в англ. Гос. публичном архиве; публикуются с сер. 19 в., содержат сотни томов. Дают краткое изложение док-тов (часто со значит. выдержками из них), что позволяет использовать "К." как своеобразный ист. источник. Большинство томов посвящено публ. архива Гос. бумаг за 16-17 вв. ("Calendar of State papers"), издаются по трем сериям: внутр. политики (Domestic series), внеш. политики (Foreign series), колониальной политики (Colonial series), имеется спец. серия "К." по вопросам Ирландии ("Calendar of State papers relating to Ireland"). Тома не имеют общей нумерации, но располагаются строго хронологически - по царствованиям королей. Полный перечень "К.", изданных до марта 1957, см. в кн.: Е. L. С. Mullins, Texts and calendars. An analytical guide to serial publications, L., 1958. См. также перечень нек-рых "К." при ст. Великобритания (раздел Источники и литература к статье). Г. Р. Левин. Ленинград.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Календарь

по-латински календы - 1-й день месяца у римлян) - система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности видимых движений небесных тел. Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положен солнечный (тропический) год - промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия. Современный календарь называется григорианским (новый стиль), он был введен папой Григорием XIII в 1582 г. и заменил юлианский календарь (старый стиль), который применялся с 45 г. до н.э. (был введен Юлием Цезарем). Длина года в григорианском календаре меньше, чем в юлианском, и в среднем равна 365,2425 суткам, что лишь на 26 секунд превышает тропический год. Григорианский календарь более точен, поэтому в нем меньше високосных годов, вводимых для устранения расхождения календаря со счетом тропических лет. Началом отсчета в нем служит Рождество Христово (или наша эра, или новая эра). В России григорианский календарь введен с 14 февраля 1918 г. Различие между старым и новым стилями составляло: в 18 в.- 11 суток, в 19 в.- 12 суток, в 20 в.- 13 суток.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КАЛЕНДАРЬ

исчисление времени на Руси до принятия христианства велось по лунно-солнечному календарю, что нашло отражение в названиях месяцев (см.: Январь. Февраль... Декабрь) в древних летописях и славянских языках.

В X в. вместе с христианством Русь принимает юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев, семидневной неделей и византийской эрой. Последняя была установлена в годах от Сотворения мира еще в VI в. Христианские богословы путем сложных расчетов в связи с пасхальным циклом определяли ее в 5509 лет. Согласно этому исчислению христианская Пасха никогда не совпадала с иудейской.

До 1492 год начинался и с 1 сентября, и с 1 марта, с 1492 началом года согласно церковной традиции официально становится 1 сентября. Петр I указом от 15 декабря 1699 постановил началом года считать 1 января и вести летосчисление от Рождества Христова. Вслед за 31 декабря 7208 от Сотворения мира наступило 1 января 1700 христианской эры. Календарь этот просуществовал в России вплоть до 26 января 1918. С приходом к власти еврейских большевиков он был заменен западноевропейским григорианским календарем, согласно которому в отдельные годы христианская Пасха совпадала с иудейской и нарушались многие вековые традиции Православия. Русская Православная Церковь не приняла этого кощунственного календаря и до сих пор продолжает отмечать свои праздники и знаменательные даты по старому стилю.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КАЛЕНДАРЬ

от лат. calendarium, буквально - долговая книжка; в Древнем Риме должники платили проценты в день календ - в середине каждого месяца), система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности видимых движений небесных тел. Наиболее распространен солнечный К., в основу которого положен солнечный (тропический) год. Современный К. называют григорианским (новый стиль), он был введен папой римским Григорием XIII в 1582 и заменил юлианский К. (старый стиль), который применялся с 45 до н. э. В юлианском К. средняя длительность года в интервале 4 лет равнялась 365,25 суток, что на 11 минут 14 секунд длиннее тропического года. Длина года в григорианском К. в среднем равна 365,2425 суток, что лишь на 26 секунд превышает тропический год. Григорианский К. более точен, поэтому в нем меньше високосных годов, вводимых для устранения расхождения К. со счетом тропических лет. В России использовался юлианский календарь, но счет лет велся "от сотворения мира", в 1700 было введено летосчисление "от Рождества Христова". Григорианский К. введен с 14.2.1918. Различие между старым и новым стилями составляет в 17 в. 10 суток, в 18 в. 11 суток, в 19 в. 12 суток и в 20 в. 13 суток. Ряд мусульманских народов пользуется лунным К., в котором начало календарных месяцев соответствует моментам новолуний. Лунный месяц (синодический) составляет 29 суток 12 часов 44 минут 2,9 секунды. 12 таких месяцев дают лунный год в 354 суток, который оказывается на 11 суток короче тропического года.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Календарь

Календарь (calendar), система отсчета дней и др. промежутков времени, периодичности видимых движений небесных тел. В Др. Египте тот или иной год обозначал правление фараона или верховного жреца. В Риме годы отсчитывались от основания города (A UC - ab urbe condita), по традиции - это 753 г. до н.э., или, что было чаще, со ссылкой на имя правящего консула и императора. В 6 в. н.э. в кач-ве исходной точки летосчисления взяли дату рождения Иисуса Христа, но в расчетах была допущена ошибка в неск. лет. Мусульмане используют как начало отсчета дату бегства Мухаммеда из Мекки (622).

Самым ранним К. в Риме был лунный, деливший год на 10 мес., позже был принят 12-месячный с 355 днями в году. Понтифики (жрецы) время от времени вставляли доп. мес., чтобы год хотя бы в грубом приближении не расходился с солнечным. Поначалу первым мес. был март (отсюда «сентябрь», означающий «седьмой месяц»), но к 153 г. до н.э. его заменили январем. Месяцы до сих пор носят рим. назв. Июль (сначала «квинкти-лий» - пятый) получил назв. от имени Юлия Цезаря еще при его жизни, а август (сначала «секстилий») - от Августа. В каждом мес. было три наименованных дня: календы (1-е число), ноны (5-е или 7-е) и иды (13-е или 15-е). В 45 г. до н.э. Юлий Цезарь ввел солнечный К., к-рым пользуются и по сей день. Месяцам было дано нынешнее кол-во дней, и каждый 4-й год считался «високосным», чтобы компенсировать те 6 час., к-рые превышают в каждом солнечном году 365 дней. Однако ежегодный излишек в 11 мин. 14 сек. составил к 1582 г. уже 10 полных избыточных дней. Спец. комиссия, созданная папой Григорием XIII, постановила пропустить эти дни. Католич. страны приняли эту реформу, а Англия согласилась с ней только в 1752 г., вычеркнув из К. 11 дней. В России старый К. сохранялся до 1918 г. К. был модифицирован т.о., что в каждом столетии високосными являются лишь те годы, порядковое число к-рых делится на 4 (кроме годов, оканчивающихся на 2 нуля, но не кратных 400).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Календарь

лат. Calendarium - долговая книга)

в Риме название книги, в которой записывались первые дни каждого месяца - календы, когда должники возвращали долги. Со временем слово приобрело совр. смысл.

В римском к. год вначале имел 10 лунных месяцев, позже царь Нума Помпилий ввел еще два месяца. Ю. Цезарь по инициативе александрийского ученого Созигена провел реформу к., и с 1 января 47 г. до н.э. был введен солнечный к., который состоял из 12 месяцев: Januarius, Februarius, Martius, Aprilius, Majus, Junius, Julius, Augustus, September, Oktober, November, December. В период Республики год называли по имени консула, в период Империи счет вели от основания Рима, с 753 г. до н.э. пятнадцатые дни марта, мая, июля и октября и тринадцатые - остальных месяцев - назывались идами, девятые дни перед идами - нонами (от nonus - девятый).

Греки с 776 г. до н.э. ввели летосчисление по Олимпийским играм. В Афинах год назывался по имени архонта-эпонима, в Спарте - по имени эфора. Месяц делился на три декады; названия месяцев в греческих полисах не совпадали. В афинском к. год состоял из 12 месяцев, по 30 дней в каждом; после введения месяцев по 30 и по 29 дней (год имел 354 дня) через несколько лет добавляли тринадцатый месяц. (Афинский и делосский календари см. в Приложении.)

Бикерман Э. Хронология древнего мира: Ближний Восток и античность / Пер. с англ. М., 1975. С. 16, 23-46, 175; Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В.К. Ронина. М., 1988. С. 117-138.

Афинский и делосский календари

Месяцы афинского календаря / Месяцы делосского календаря / Месяцы современного календаря

гекатомбеон гекатомбеон июль - август

метагейтнион метагейтнион август - сентябрь

боэдромион буфонион сентябрь - октябрь

пианепсион апатурион октябрь - ноябрь

маймактерион аресион ноябрь - декабрь

посейдеон посейдеон декабрь - январь

гамелион ленайон январь - февраль

антестерион гиерос февраль - март

элафеболион галаксион март - апрель

мунихион артемисион апрель - май

таргелион таргелион май - июнь

скирофорион панамос июнь - июль

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Отличное определение

Неполное определение ↓

КАЛЕНДАРЬ

(англ. calendar), циклическая система измерения времени. Основой ее являлось видимое движение Солнца, определяющее такие единицы измерения, как сутки и, с большей или меньшей степенью точности, год. По фазам Луны определяется лунный месяц. Согласование этих трех единиц измерения является нелегкой задачей, т.к. ни одна из них не является кратной другим. Методом такого согласования является современный високосный год. В Египте (сотический период) совместить их не пытались, два К. существовали параллельно и независимо. Распространенным методом определения года является его привязка к правлению царя или иного должностного лица (такой-то год правления такого-то царя определенной династии). Отсчет лет от фиксированной даты начался лишь в классическую эпоху (год «ab urbe condita» - от основания г. Рим в 753 г. до н.э. или год такой-то Олимпиады, четырехлетнего интервала между Олимпийскими играми в Греции, начиная с 776 г. до н.э.). Происхождение мексиканского календаря в Америке до сих пор неясно, хотя данные Монте Альбана позволяют предположить, что к 6 в. до н.э. был известен 52-летний календарный цикл. В других местах к 1 в. до н.э. (если не раньше) использовалась система длинного счета (ольмеки, Исапа). С течением времени все цивилизованные народы Мексики приняли календарный цикл, но использование длинного счета было ограничено областью майя и примыкающих территорий. Календарный цикл состоит из двух цикличных календарей: 1. 260-дневный Священный К. использовался только для ритуальных целей и ничего общего не имел с астрономическими явлениями. Он был основан на числах от 1 до 13 и 20 названиях дней, каждый из которых имел собственный иероглиф. Все возможные сочетания дня и числа составляли в сумме 260, после чего цикл начинался сначала. 2. Солнечный годовой К., состоявший из 365 дней, делился на 18 месяцев по 20 дней каждый плюс период из 5 «несчастливых» дней. Любой день может быть выражен средствами обоих этих циклов. Должно было пройти 52 года (73 священных цикла или 52 солнечных), пока фазы обоих К. не совпадали снова и не повторялась та же комбинация. Более простым способом измерения времени является отсчет от фиксированной даты, как в христианской эре - принцип длинного счета майя (или «начальных рядов», названных так потому, что их иероглифы находятся в начале надписей майя). В этой системе вычисляется количество дней, прошедших от произвольно установленной точки во времени. По каким-то причинам, возможно мифологическим, длинный счет начинается с даты, соответствующей 3113 г. до н.э., задолго до появления развитых культур в Мексике. Вторичные ряды майя представляют формулу корректировки К., напоминающую современную високосную. Ее целью было не допустить опережения 365-дневным солнечным К. истинного года из 365 и? дня. На стелах с надписями даты выражаются средствами официального календарного цикла, вторичные ряды показывают, на сколько дней 52-летний цикл отстает от точной цифры.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КАЛЕНДАРЬ

лат. calendarium, букв, долговая книга, называется так потому, что в Древнем Риме должники платили проценты в первый день месяца, в так называемые календы), система счисления времени в различных странах, в основе которой лежит периодичность явлений природы, проявляющаяся особенно отчетливо в движении небесных светил.

На начальном этапе первобытнообщинного строя счет времени велся по смене дня и ночи, по месяцам, в дальнейшем – по фазам Луны: новолунию и полнолунию (понятие «месяц» как отрезок времени существовало у всех народов). Попытки установления продолжительности года натолкнулись на непреодолимые препятствия, так как год не содержит ни целого числа суток, ни числа с определенной долей суток. Такое же затруднения вызвало определение точной системы счета новолуний. Несоизмеримость продолжительности года, месяца и суток препятствовала установлению астрономически точной календарной системы. Отсюда множество календарных систем и их реформ у различных народов.

Типы К. – лунный (учитывает только изменение фаз Луны), лунно-солнечный (учитывает смену фаз Луны и годичное движение Солнца), солнечный (основан на видимом годичном движении Солнца; год из 12 месяцев составляет 365 или 365 1/4 суток).

Последовательный счет лет во всех календарных системах ведется от какого-нибудь исторического события.

Принятый в наше время К. произошел от римского. С VII в. до н. э. римляне пользовались лунно-солнечным К., по которому год из 12 месяцев с нечетным количеством дней в каждом (из суеверия римляне боялись четных чисел) составлял 355 дней. Год Начинался 1 марта. Римский К. не знал порядкового счета дней в месяце. Счет велся по числу дней до 3-х определенных моментов внутри каждого месяца: календы – 1 число месяца, совпадающее с новолунием; ноны – 5 или 7 число, – день первой четверти Луны; иды – 13 или 15 число – полнолуние (например, 8 марта называлось «6-й день до мартовских ид», 23 февраля – «7-й день до мартовских календ»).

В 46 г. до н. э. римский император Юлий Цезарь произвел коренную реформу К. По совету египетского астронома Созигена вводилось солнечное счисление времени, по которому три года считались по 365, а 4-й – по 366 дней. В новом К. сохранился только 1 добавочный день (bissextilis), помещаемый после 23 февраля (отсюда рус. високосный). Начало года переносилось на 1 января (так как с 153 г. до н. э. вновь избранные римские консулы приступали к своим обязанностям с 1 января). Продолжительность месяцев и названия некоторых из них изменялись: месяц квинтилис был переименован в июль, месяц секстилис – в август. С IV в. н. э. в римском К. вводится семидневная неделя. Реформа римского К. завершилась окончательно лишь в VIII в. н. э.

Новый К., названный в честь Юлия Цезаря юлианским, был принят христианской церковью (Никейский собор, 325 г.) и перешел в Византию (но с порядковым счетом дней). В VI в. путем сложных богословских рассчетов в связи с пасхальным циклом установились 3 наиболее принятые эры (точки отсчета времени) от основания Рима, одна из которых – Византийская, по которой 754-й г. до н. э. от основания Рима считался 5508 г., потом перешла в Россию.

В VI в. на Западе возникает датировка событий от Рождества Христова.

У древних славян год делился на 12 месяцев, названия которых были связаны с явлениями природы: сечень (январь) – время вырубки леса; лютый (февраль) – лютые морозы; березозол (март) – начинает цвести береза; цветень (апрель) цветение трав; травень (май) – зеленеет трава; червень (июнь) – краснеют вишни; липец (июль) – цветение липы; серпень (август) – время жатвы; вересень (сентябрь) – цветение вереска; листопад (октябрь) – время, когда опадают листья; грудень (ноябрь) – от слова «груда» – мерзлая колея на дороге; студень (декабрь) – студено, холодно.

В X в. в России вместе с христианством принимается юлианский К. с римскими наименованиями месяцев, семидневной неделей и византийской эрой. До 1492 г. год начинался и с 1 сентября, и с 1 марта; с 1492 г. "~ с 1 сентября; с 1700 г. – с 1 января; была установлена и западноевропейская эра от Рождества Христова, вслед за 31 декабря 7208 г. «от сотворения мира» наступило 1 января 1700 г. нашей эры.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КАЛЕНДАРЬ (Луах hа-шана)

В Торе нет никаких данных о том, как делили год в эпоху патриархов, но со временем, когда сыны Израиля осели в стране Ханаан и из кочевых пастушеских племен превратились в народ земледельцев, они начали делить год по сезонам полевых работ, например: пахота, посев, жатва, молотьба и т. д. В раскопках древнего Гезера была найдена глиняная табличка, на которой высечены древнееврейским шрифтом названия месяцев, соответствующие сельскохозяйственным сезонам. В Торе называются месяцы по их порядковым номерам: месяц первый (нисан*), месяц третий (сиван*), месяц седьмой (тишри*) ; некоторые по именам: авив (весна), зив (сияние) и т. д. В книгах поздних Пророков и в Писаниях упомянуто несколько названий месяцев, принятых и поныне: кислев* (Зхария), тевет*, адар*, нисан*, сиван* (Книга Эстер), элул* (Нехемия). Эти названия месяцев, равно как и остальные, используемые в современном еврейском К., принесли в Эрец Исраэль евреи, вернувшиеся из вавилонского плена. Еврейский К. - солнечный и лунный одновременно. Время одного оборота луны вокруг земли равняется одному месяцу. Месяц начинается с появлением луны в виде тонкого серпа (рождение луны). Лунный серп растет от ночи к ночи и, пройдя максимальную величину (полнолуние), начинает уменьшаться в размерах, пока не исчезнет совсем, а затем появляется вновь в виде серпа. Месяц длится 29 дней, 12 часов и три четверти часа. Так как неудобно считать месяц неполными днями, постановили хазал*, что месяц длится 29 дней (неполный) или 30 дней (полный), почти поочередно. В древности определяли начало месяца по показаниям свидетелей, которые сообщали Синедриону (в Эрец Исраэль), что видели новую луну. Если на тридцатый день месяца свидетели не объявлялись, Синедрион "округлял" месяц до тридцати дней, а следующий день считался началом месяца. Евреям рассеяния Синедрион объявлял посредством посланцев о наступлении праздничного дня. Ведение К. было особой привилегией Эрец Исраэль, ибо месяцы и праздники определялись во всех странах диаспоры* по постановлению Синедриона, и мудрецы диаспоры не имели права определять наступление праздников и первого дня месяца по своему разумению, даже когда могли вычислить точно. Если посланец Синедриона не прибывал в ту или иную общину вовремя, евреи этой общины праздновали два дня, чтобы избежать ошибки, - на случай, если Синедрион "округлил" месяц. Посему второй день праздника называется "Вторым днем праздника диаспоры". Когда вследствие преследований и гонений перестал существовать Синедрион в Эрец Исраэль, и возникла угроза единству нации (в случае, если бы разные общины перестали отмечать праздники и посты одновременно), р. Гилель II решил обнародовать К., по которому были установлены для всех общин Израиля, где бы они ни находились, даты праздников. При этом он все же обязал евреев диаспоры отмечать и в будущем два дня праздника. Только Рош ra-Шана* (Новый год), который является и началом месяца, принято было праздновать в течение двух дней и в Эрец Исраэль, чтобы не рисковать нарушить святость праздника. Эти два дня именовали "йома арихта" (арамейский) - "один длинный день". К., обнародованный Гилелем, остался в первоначальном виде и по сей день. Основой еврейского К., как было уже сказано, служит время оборота луны вокруг земли. Двенадцать лунных месяцев составляют простой год. Такой год длится 353 дня (неполный год, если месяцы мархешван* и кислее* не полные, то есть длятся 29 дней каждый), или 354 дня (нормальный год, если мархешван неполный, а кислев полный), или 355 дней (полный год, когда и кислев и мархешван полные). Лунный год в среднем короче солнечного года на 11 дней. Так как Тора приурочивает праздники наши к определенному сезону: Песах* - к весне, Шавуот* - к жатве, а Суккот* - к уборке урожая, - постановили хазал время от времени добавлять к году месяц (адар* -30 дней). В таком году 13 месяцев, и он называется "шана меубэрет" (високосный, или "беременный" год). Высчитали мудрецы наши, что период продолжительностью в 19 лунных лет (малый лунный оборот) на семь месяцев (210 дней) короче 19-ти солнечных лет. Поэтому решили они добавлять к 19-ти лунным годам семь месяцев и уравнять их, тем самым, с 19-ю солнечными годами. Таким образом, в каждом девятнадцатилетнем малом лунном обороте есть 12 простых и 7 високосных лет. Високосные годы в периоде: третий, шестой, восьмой, одиннадцатый, четырнадцатый, семнадцатый и девятнадцатый. Чтобы выяснить, простой год или високосный, делят порядковый номер года (по еврейскому летосчислению) на 19, и если нет остатка или остаток равен 3, ., 8, 11, 14 или 17, то значит год - високосный; если остаток иной, год - простой. Мудрецы установили: первый день Рош hа-Шана не должен приходиться на воскресенье, среду или пятницу. И если новолуние выпадает на один из этих дней, Новый год отодвигают на следующий день.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Календарь

(от лат. kalendae или calendae).

1. Система счисления времени складывалась уже в странах Др. Востока в процессе наблюдений над явлениями природы. Согласно др.-вост. системе, месяц из 29,5 дня охватывал врем, промежуток между двумя новолуниями. Основой установления годичного срока служило время обращения Луны вокруг Земли (например, в Вавилонии 12 месяцев с чередующимся числом дней - 29 и 30 - составляли один год, насчитывавший 354 дня). У греков основой счисления времени также был лунный год; по мере совершенствования способов астрономия, наблюдений совершенствовался и греч. К. (594 до н. э. - Солон, 432 до н. э. - Метон, 320 до н. э. - Калипп, наконец, 2 в. до н. э. - Гиппарх Никейский). В конечном счете длина года по точности макс, приблизилась к установл. ныне - 365,2420 дня. Единого К., однако, у греков не было: в каждой области были приняты свои названия месяцев (известно ок. 400 назв.) и свой день, с которого начинался год (между концом июня и концом июля). Римляне первоначально тоже исчисляли время лунными годами (лунный год состоял из 355 или 377 - 378 дней). Новый год начинался 1 марта - об этом свидетельствуют назв. месяцев, принятые и ныне, от «сентября» (собств. «седьмой») до «декабря» (собств. «десятый»). Впоследствии первый день года был перенесен на 1 января, поскольку со 153 до н. э. в этот день вступали в должность консулы (ранее эта церемония не была связана с определ. днем). В 1 в. до н. э. обнаружились значительные расхождения между этим др. К. и годичным астрономич. циклом, поэтому Цезарь призвал на помощь астрономов (прежде всего Сосигена), которые должны были провести реформу К. В 47 до н. э. Цезарь издал декрет, согласно которому за основу был взят солнечный год, принятый в егип. К., и следующий, 46, должен был состоять из 432 дней, чтобы ликвидировалась набежавшая разница в 67 дней. Кроме того, была принята ср. длина года в 365,25 дня и решено, что после каждых трех лет по 365 дней будет «вставляться» високосный год в 366 дней. В рим. К. фиксировались только три дня в каждом месяце, каждый из которых соответствовал началу новой лунной фазы (календы, ноны, иды). Дни вычислялись в обратном порядке: так, например, день 20 мая именовался «днем тринадцатым перед июньскими календами». Принятое ныне исчисление дней с первого до последнего дня месяца установилось только с 6 в. н. э. К юлианскому К. восходят назв. месяцев, принятые и ныне: январь (по имени бога Януса), февраль (по назв. ежегодных очистительных обрядов - Februa), март (по имени бога Марса), апрель, май (по имени богини Майи), июнь (по имени богини Юноны - Juno); месяц квинтилий (букв, «пятый») стал именоваться с 44 до н. э. июлем (Julius) в честь Юлия Цезаря, а секстилий (букв, «шестой») - с 8 н. э. - августом (Augustus) в честь императора Октавиана Августа. Остальные назв. месяцев также восходят к этому К. Попытки Карла Великого или деятелей Французской буржуазной революции полностью перестроить К. на герм, или франц. лад не выдержали испытания временем. Существование разных систем летосчисления и К., чаще неточных, приводило к тому, что число дней в месяце и месяцев в году, а также способ включения добавочных дней не имели устойчивого характера. Любой античный К., кроме рим., имел поэтому лишь местное значение. В 1582 юлианский К. сменился григорианским (назван в честь папы Григория XIII), в котором была усовершенствована система «вставных» годов: в соответствии с ней годы, порядковое число которых делится на 100, а не на 400 (1700, 1800, 2100, 2200), более не являются високосными. Т. о., разница с тропич. годом в один день возникнет только через 3400 лет. Эта реформа, сначала провед. лишь в католич. странах, была принята евангелич. церковью только ок. 1700, а православной - после 1914 - 1917. Идея новой календарной реформы возникла еще в 1930. В настоящее время ее проведение запланировано ООН. Суть реформы состоит в создании постоянного всемирного К., в котором было бы исключено скольжение дней недели по числам месяцев. Следовательно, у каждого церковного праздника также будет фиксированный день (в настоящее время церковные праздники не связаны с определ. числом месяца). Этот проект до сих пор Вызывал протест католич. и православной церкви, поскольку, согласно решению Никейского собора, день празднования пасхи не фиксирован.

2. Обозначение дней года. В поздней античности использовался К. со штырями, подобный нашему «вечному» календарю. 1-й штырь обозначал день недели - он вставлялся в отверстие под изображением бога - покровителя данного дня (ряд начинается с Сатурна, слева направо - см. рис., далее следуют - Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера). 2-й штырь служил для обозначения месяца - он вставлялся в тот сектор крута, на котором был изображен соответствующий данному месяцу знак зодиака, а 3-й - слева и справа от вертикальных столбцов - указывал день месяца. Ряд планет было принято начинать с Сатурна, потому что он считался наиболее удал, от Земли планетой (из известных в то время планет) с самым продолжительным временем обращения. Такие К. языч. эпохи были удобны, и потому их охотно использовали и христиане. На другом известном нам К. со штырями сверху было проделано 365 отверстий, соответствующих числу дней солнечного года.

рис. Календарь со сменными нлырями (с каменной плиты 3-4 вв. н. э., найденной в Риме).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Календарь

лат. calendarium, от Kalendae - первые дни каждого месяца) - система деления времени на дни, месяцы и годы, в которой особым образом зафиксированы дни праздников. Наука, занимающаяся расчетом и делением времени, называется хронологией. Помимо расчета времени, необходимого для ведения хозяйственной деятельности, одной из важнейших целей К. с его период. циклами праздников с самого начала являлось сохранение памяти о том, что лежало в основе каждой из культур. Поэтому К. всегда был связан с рел. представлениями, а в Новое время - также и с идеологией (напр., франц. революционный К.).

Первую шкалу деления времени человечеству представили астроном. явления, а именно видимое обращение вокруг Земли двух гл. светил небосвода - Солнца и Луны. К. подразделяются на лунные, солнечные и лунно-солнечные. Осн. сложностью в составлении календарных систем является то, что количество дней как в лунном месяце, так и в солнечном годе выражается не целым, а дробным числом, причем число дней солнечного года не является кратным числу дней лунного месяца.

В Вавилонии в нач. III тыс. до н.э. был создан лунный К. с 12 месяцами в году, начинавшимися в момент появления на небосклоне рождающегося месяца. Началом года было выбрано весеннее равноденствие. Месяц состоял из 29 или 30 дней. Чтобы начало года не смещалось относительно дня весеннего равноденствия, добавлялся еще один, 13-й месяц. С 380 до н.э. был принят 19-летний цикл, в течение которого 7 раз добавлялся дополнительный месяц. Вавилонские ученые, проводившие астрон. наблюдения за Луной, вели отсчет суток начиная с полуночи; эта традиция сохранилась и в совр. К. К вавилонской традиции восходит также 7-дневная неделя: в обрядовых вавилонских К. обозначались т.н. «счастливые» и «несчастливые» дни, причем последние приходились, как правило (хотя и не всегда), на 7-й день или на день, кратный 7, в который предписывалось избегать всяких дел; также и сам термин суббота, заимствованный древними евреями (?abbat, греч. ????????, лат. sabbatum), аккадского происхождения (?abattum или?apattum - полнолуние).

В Древнем Египте вначале также использовался лунный К.; позже был создан древнейший солнечный К., год в котором состоял из 365 дней и был короче астрон. тропического года на 0,24 дня. На основании наблюдений за восходом самой яркой звезды Сириус (Сотис) егип. жрецы установили продолжительность года в 365,35 дня, и этот уточненный К. был введен, вероятно, в 2781 до н.э. Год подразделялся на 3 части по 4 месяца, что было связано с с.-х. работами: период разлива Нила, период сева и сбора урожая. Год имел 12 месяцев по 30 дней, которые делились на декады (10 дней).

Древнееврейский К. Со времени Вавилонского пленения (586–537 до н.э.) евреями был принят лунно-солнечный К. Началом рел. года у евреев был день весеннего равноденствия - 14 число месяца авив, который после пленения получил название нисан. Гражданским началом года был праздник сбора урожая - 1 тишри. Сутки начинались вечером (Быт 1, 5). Большое значение имело число 7: неделя состояла из 7 дней, каждый 7-й год был «годом субботним», а каждый 50-й (следующий после 49-го, равного 7і7) - юбилейным.

Древний Рим. В Древнем Риме вначале существовал лунный К., т.н. год Ромула состоял из 10 месяцев, из которых 1-й, 3-й и 4-й носили имена рим. божеств (Martius (март) - от Mars, Martis - Марс, Majus (май) - от Maja - богиня плодородия, Junius (июнь) от Juno, Junonis - Юнона); название 2-го месяца - Aprilis (апрель) - восходит к глаголу aperire - открывать; названия месяцев с 5-го по 10-й образованы от лат. порядковых числительных: Quintilis (пятый), Sextilis (шестой), September (седьмой), October (восьмой), November (девятый), December (десятый). Затем (вероятно, царем Нумой Помпилием) были введены в конце года еще два месяца: Januarius (январь), названный в честь бога Януса, покровителя начала, входа, и Februarius (февраль), название которого восходит к фебруалиям - обряду ритуального очищения (или, по др. версии, к лат. febris - лихорадка, простуда). В 153 до н.э. начало года было перенесено на 1 января, когда рим. консулы вступали в свою должность. При этом прежние названия др. месяцев по порядку сохранились, хотя, по сути, September стал теперь девятым, October - десятым, November - одиннадцатым, а December - двенадцатым. В I в. до н.э. месяц Квинтилий был переименован в честь имп. Юлия Цезаря в Julius (июль), а Секстилий - в Augustus (август), в честь имп. Августа. 7 месяцев имели по 29 дней, 4 месяца - по 31 дню, и февраль - 28 дней. Поскольку всего в году было 355 дней, раз в 2–3 года добавлялся короткий (20 дней) месяц маркедоний. Обозначение числа месяца было связано с тремя гл. днями, от которых велся отсчет. 1-й день каждого месяца назывался календы (Kalendae), 5-й или 7-й день - ноны (Nonae), 13-й или 15-й день - иды (Idus). В марте, мае, июне и октябре ноны приходились на 7-й день, а иды - на 15-й, в остальные месяцы - соответственно на 5-й и 13-й день. Остальные даты обозначались путем отсчета от этих трех гл. дней месяца (напр., «накануне ноябрьских календ» означало 31 октября).

Вместо 8-дневной недели, называвшейся nundinae (досл. «девятидневка», ибо она включала и предыдущий день отдыха), в I в. до н.э. была ведена 7-дневная неделя (septimana, hebdomada). Каждый день носил имя определенного божества: понедельник - день Луны (dies Lunae, отсюда итал. lunedi, франц. lundi); вторник - день Марса (dies Martis, итал. martedi, франц. mardi); среда - день Меркурия (dies Mercurii, итал. mercoledi, франц. - mercredi); четверг - день Юпитера (dies Jovis, итал. giovedi, франц. jeudi); пятница - день Венеры (dies Veneris, итал. venerdi, франц. vendredi); суббота - день Сатурна (dies Saturni, англ. Saturday); воскресенье - день Солнца (dies Solis, англ. Sunday). Вначале гл. днем недели был день Сатурна, а со времени имп. Веспасиана (ум. в 79) - день Солнца.

Юлианский К. Реформу К. произвел рим. имп. Юлий Цезарь, по имени которого К. получил название юлианского. Необходимость проведения реформы К. была вызвана несовпадением лунного и солнечного циклов. Новый К. был разработан александр. астрономом Сосигеном и введен Юлием Цезарем 1.01.46 до н.э. Основой юлианского К. является солнечный год длительностью 365,25 дня, т.е. на 11 минут дольше, чем астрон. тропический год (365 дней 48 мин и 46 сек). 3 года имеют по 365 дней, после которых наступает 1 год с 366 днями.

Христианство. Раннехрист. общины вначале использовали древнеевр. К., влияние которого отразилось в т.ч. на исчислении пасхалии, связанной с лунным К. Одновременно Церковь пользовалась общепринятым в Рим. империи юлианским К., в который были введены христ. праздники. В 7-дневной неделе праздничным днем стало воскресенье (день Господень).

С развитием астрономии стала очевидной неточность юлианского К. Его реформа была предпринята Папой Григорием XIII. Специальной астрон. комиссией был разработан новый К., который по имени Папы был назван Григорианским К. Введенный папской буллой Inter gravissimas 15.10.1582, он в наст. время является общепризнанным К. во всем мире. Однако некоторые Церкви (в т.ч. Русская Правосл. Церковь) по-прежнему используют юлианский К.

Французский революционный К. В стремлении низвергнуть наследие прошлого франц. революционеры отменили также и григорианский К., т.е. К. Католической Церкви, и 5.10.1793 ввели революционный К., в котором эра от Рождества Христова была заменена на революционную эру, началом которой стало 22.09.1792 - день провозглашения республики. Вместо прежних названий месяцев были введены новые: плювиоз («дождливый», январь), вантоз («ветреный», февраль), жерминаль («месяц набухающих почек», март), флореаль («цветущий», апрель), прериаль («луговой», май), мессидор («месяц жатвы», июнь), термидор («жаркий», июль), фрюктидор («плодоносный», август), вандемьер («месяц виноделия», сентябрь), брюмер («туманный», октябрь), фример («холодный», ноябрь), нивоз («снежный», декабрь). Вместо 7-дневной недели были введены декады, а дни получили названия в соответствии со своим порядковым номером: примиди, дуоди и т.д. Каждый день вместо памяти святых был связан с с.-х. продуктами (напр., «день клубники»), животными (напр., «день лошади») или орудиями производства (напр., «день плуга»). Гл. праздниками стали взятие Бастилии, штурм Тюильри, казнь короля Людовика XVI, падение Жиронды. Была предпринята также попытка реформировать и систему деления суток, в которых должно было стать 10 ч по 100 мин, которые состояли бы из 100 сек. 1.01.1806 революционный К. был отменен имп. Наполеоном I, позднее возрожден во время Парижской коммуны, но действовал только 2 месяца (18.03–28.05.1871).

Литургический К. представляет собой систему подвижных и неподвижных праздников литургического года. В Католической Церкви существуют: общий литург. К. (calendarium Romanum generale), который содержит общеобязательные праздники римского обряда; частный литург. К., включающий собственные праздники отдельных Церквей и монаш. орденов; постоянный К. (calendarium perpetuum), содержащий праздники, связанные с определенными датами; ежегодный К. (calendarium annuale), который приводит праздники на определенный год; региональный К. (calendarium regionale), предназначенный для определенного региона или государства, который соотнесен с общим К.

Наиболее древними литург. К. являются составленные в Риме в IV в. Depositio martyrum и Depositio episcoporum Romanorum.

Лит-ра: Селешников С.И. История календаря и хронологии. М., 1970; Бикерман Э. Хронология Древнего мира. М., 1975; Зелинский А.Н. Конструктивные принципы древнерусского календаря // Контекст (1978), 62–119; Климишин И.А. Календарь и хронология. М., 1985; Langdon S. Babylonian Menologies and the Semitic Calendars. NY., 1935; Kessen A. Le Calendrier de la RОpublique FranНaise. P., 1937; Parker A. The Calendars of Ancient Egypt. Chicago, 1951; Chronologia polska. Wwa, 1957; Denis-Boulet N.M. Le calendrier chrОtien. P., 1959; Winniczuk L. Kalendarze staroэytnych GrekЧw i Rzymian. Wwa, 1960; Goudoever J. van. Biblical Calendars. Leiden, 1961; Levi L. Jewish Chronomy. NY., 1967; Couderc P. Le calendrier. P., 1970; Zajdler L. Dzieje zegara. Wwa, 1977; ZwoРniak П. Kalendarze. Wwa, 1981; Adam A. Ostern alle Jahre anders? Zur Geschichte und Verbesserung der Kalender. Paderborn, 1994; Dziura R., WИsowicz H., Gigilewicz E. // EK 8, 351–375; Czas i kalendarz / Red. Z. Kijas. Kr., 2001.

Понятие времени появилось из наблюдения изменений, которым подвержены все окружающие нас материальные тела. А измерять промежутки времени стало возможным, сопоставляя эти изменения с периодически повторяющимися явлениями. В окружающем нас мире таких явлений несколько. Это смена дня и ночи, изменение фаз Луны и вращение Земли вокруг Солнца. Проблема заключается в том, что сутки (период вращения Земли вокруг своей оси), месяц (вращение Луны вокруг Земли) и год (вращение Земли вокруг Солнца) несоизмеримы друг с другом. То есть, большее нельзя поделить на меньшее без остатка. Поэтому необходимо было придумать систему, которая согласовывала бы все эти несоизмеримости и была простой и понятной для большинства людей. История решения этой проблемы – история календаря.

Попытки согласовать между собой сутки, месяц и год привели к появлению трех видов календарей. Лунные календари, согласовывающие течение суток и лунного месяца; солнечные, в которых приблизительно согласовываются сутки и год, а также лунно?солнечные, согласующие между собой все три единицы времени.

Сутки – единица времени, равная 24 часам. Но не все знают, что различаются звездные сутки, равные периоду вращения Земли относительно точки весеннего равноденствия, и солнечные сутки – период вращения Земли относительно Солнца. Продолжительность солнечных суток меняется от 24 часов 3 минут 36 секунд в середине сентября до 24 часов 4 минут 27 секунд в конце декабря. Поэтому приняты средние солнечные сутки, равные 24 часам 3 минутам 56,56 секунды звездного времени. Одна минута звездного времени равна 0,9972696 минуты среднего солнечного времени.

Месяц – промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли. Различают месяцы синодические, сидерические, тропические, аномалистические и драконические. Синодический – период смены лунных фаз. Сидерический – период, за который Луна совершает полный оборот вокруг Земли и занимает исходное положение относительно звезд. Тропический – это период возвращения Луны к одной и той же долготе. Аномалистический – промежуток времени между последовательными прохождениями Луны через перигей. Драконический – промежуток между последовательными прохождениями Луны через один и тот же узел ее орбиты.

Год – промежуток времени, близкий по продолжительности к периоду обращения Земли вокруг Солнца. Определение его продолжительности еще в древности было одной из важнейших задач. Довольно точное значение этой величины было известно в Древнем Египте. Древнегреческий ученый Гиппарх определил год равным 365 1/4 дня без 1/300 дня, что лишь на 6,5 мин отличается от современных значений года. Различают год звездный, тропический, аномалистический, драконический. Кроме того, есть юлианский и григорианский год. В лунных календарях год равен 12 или 13 синодическим месяцам.

В основе лунного календаря – промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми фазами Луны, то есть синодический месяц. В лунном месяце 29,5 суток. Для того чтобы в течение года начало каждого месяца совпадало с новолунием, нечетные (пустые) месяцы содержат 29, а четные (полные) – 30 суток. Лунный год содержит 354 суток, что на 11,25 суток короче солнечного года. Чтобы первый месяц каждого года приходился на новолуние, в определенные годы в последний месяц добавляют дополнительные сутки. Такие годы называются високосными.

Лунный год принят у народов, которые занимаются скотоводством, поскольку именно физиологические циклы у животных связаны с лунными фазами, происходящими в течение месяца. Люди видели Луну на небе примерно 28 суток, деля этот период на 4 фазы. Отсюда деление месяца на 4 недели. Хотя, например, в Византии вели счет «восьмидневками» так называемой торговой недели, семь дней которой были рабочими, восьмой – базарным. У вавилонян семь дней недели были связаны с планетами: воскресенье связывали с Солнцем, далее с Луной, Марсом, Меркурием, Юпитером, Венерой и Сатурном. День, управляемый Сатурном, – суббота – считался несчастливым. Поэтому в этот день старались воздерживаться от любых работ. Он стал называться шаббат – покой. Именно отсюда происходит и иудейский обычай воздерживаться от работы в субботу.

Солнечный календарь использовался земледельцами, для которых важно было правильно определить время начала весеннего сева. Если бы они пользовались лунным календарем, то обнаружили бы, что день весеннего равноденствия, по которому начинали сев, приходится на разные дни лунного месяца. Солнечный календарь впервые появился в Древнем Египте. Год в нем состоял из 365 суток, что было короче действительного на 0,2422 суток. Его начало связывали с первым предутренним восходом звезды Сириус. У египтян было три годовых сезона: наводнение, посев, жатва. Каждый сезон состоял из четырех месяцев. Каждый месяц делился на три десятидневки (декады) или шесть пятидневок (пентад), всего 360 дней. Еще 5 дней добавлялись в честь богов Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды.

Первоначально древнеримский календарь, состоявший из 295 дней, делился на 10 месяцев, названных по их порядковому номеру: первый – Примидилис, второй – Дуолилис и так далее до Десембера. Продолжительность года была связана с началом и завершением сельскохозяйственных работ.

В начале VII века до н. э. древнеримский царь Нума Помпилий провел реформу календаря, и к 10 месяцам были добавлены еще 2. Теперь продолжительность года составляла 354 дня. Для того чтобы он начинался в один и тот же сезон, вставлялись дополнительные дни. Первые четыре и вновь прибавленные 11?й и 12?й получили собственные названия. Мартиус был назван в честь бога войны Марса. Априлис – либо от слова aperire – раскрывать, либо от слова apricus – согретый Солнцем. Он посвящался Венере. Майус посвящался богине Земли Майе. Юниус – богине неба Юноне. Януарис, предпоследний месяц календаря, был посвящен богу Янусу – богу небес, или, по другой версии, богу входов и выходов. Считали, что он утром открывал врата Солнцу, а вечером закрывал. Последний месяц был посвящен богу подземного царства Фебрусу.

Еще в Древнем Египте вследствие несоответствия начала календарного года началу тропического начало календарного года отставало примерно на одни сутки за четыре года. Делались попытки внести исправления. Так, в 238 году до н. э. царь Евергет издал декрет, согласно которому раз в четыре года предписывалось после окончания дополнительных дней перед началом нового года отмечать праздник богов Евергета. Но эта реформа была осуществлена в Египте значительно позже. Она связана с именем Юлия Цезаря. Он пригласил в Рим александрийского астронома и математика Созигена. Последний разработал календарную реформу, которая была утверждена в 46 г. до н. э.

За начало года было принято 1 января. В новом календаре год насчитывал 365,25 дней. Каждый четвертый год должен был содержать 366 дней. Дополненный год назвали annus bissextus, откуда и произошло слово високосный. В юлианском календаре накапливается разница, равная примерно 1 суткам в 128 лет.

Наряду с календарем большое значение имеет точка отсчета летоисчисления. В разных странах была своя календарная эра. В Древней Греции отсчет велся от первой Олимпиады – 1 июля 776 г. до н. э.; в Древнем Риме от основания Рима – 21 апреля 753 г. до н. э.; начальной датой византийской эры было сотворение мира 1 сентября 5508 г. до н. э. и др.

В IV веке н. э. государственной религией Римской империи стало христианство. В 325 г. Никейский собор принял юлианский календарь и установил единые для всей империи христианские праздничные дни, в первую очередь праздник Пасхи. Был принят так называемый «пасхальный предел», который начинается в первый день, следующий за днем весеннего равноденствия и заканчивался 25 апреля. В связи с тем, что христианство стало господствующей религией в Западной Европе, было решено установить новую эру, начало которой связали с датой рождения Иисуса Христа. Монах Дионисий Малый вычислил эту дату. Но летоисчисление от Рождества Христова распространялось по миру очень медленно. Так, в России оно было введено указом Петра Первого только в 1700 г. взамен летоисчисления от сотворения мира. Новый год переместился с 1 сентября на 1 января.

В Средние века определение равноденствия 21 марта стало заметно не соответствовать реальному весеннему равноденствию. В XVI веке разница составила почти 10 суток. В 1581 г. указом Папы Римского Григория XIII была создана комиссия. Она приняла на рассмотрение календарь, разработанный в 1576 г. профессором Перуджийского университета Луиджи Лилио. 24 февраля Григорий XIII издал буллу о введении нового календаря. Счет дней передвигался на 10 суток вперед. Во избежание повторения ошибок, те года, чей номер заканчивается на 00, а число столетий не делится на 4 без остатка, не считаются високосными. Так високосными были 1600 и 2000 года, а 1700, 1800 и 1900?й содержали 365 дней.

В 1582 году григорианский календарь был узаконен в Италии, Испании, Португалии, Бельгии, Франции, а также в католической Дании. В Советской России григорианский календарь был введен декретом Совнаркома только в 1918 году.

В странах, государственной религией которых является ислам, распространены, в основном, лунные календари. В каждом 30?летнем периоде этого календаря 19 лет насчитывают по 354 суток и 11 лет високосных по 355 суток. Летоисчисление ведется от 16 июля 622 года – даты переселения основателя ислама пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Эта дата называется хиджра (по?арабски – «переселение»). Праздничным днем у мусульман считается пятница.

Создатели лунно?солнечных календарей видели свою задачу в том, чтобы согласовать лунный и солнечный отсчеты времени. Они приняты, в частности, в Израиле и Иране. Современный израильский календарь пришел на смену лунному древнееврейскому календарю, число дней в котором равнялось 354. В новом календаре был введен дополнительный 13?й месяц, продолжительностью 30 дней. Он вставляется семь раз каждые 19 лет. Год с 13 месяцами считается високосным и называется «иббур». Летоисчисление еврейского календаря ведется от даты сотворение мира – 7 октября 3761 г. до н. э. До конца III в. до н. э. новый год начинался с весеннего месяца нисан. Затем начало года было передвинуто на осенний месяц тишри. Праздничным днем у евреев считается суббота.

В Иране кроме календаря лунной хиджры, принятого в других мусульманских государствах, и григорианского календаря распространен также календарь солнечной хиджры, также ведущий отсчет от 16 июля 622 года. Год начинается с момента нахождения Солнца в знаке Овна, что соответствует 20, 21 или 22 марта. Он содержит 365 или 366 дней. Високосные года располагают по следующей схеме: в каждом 33?летнем цикле 8 високосных лет, 7 из которых повторяются через каждые 4 года, а восьмой – через 5 лет. Неделя начинается с субботы. Официальный нерабочий день – пятница.

В странах Восточной и Юго?Восточной Азии, в частности Китае, Японии, Корее, Вьетнаме, Таиланде, принят 60?летний календарный цикл. Он представляет собой хронологическую систему, основанную на астрономических циклах Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна. Наблюдая за движениями больших планет – Юпитера и Сатурна, астрономы Древнего Востока установили, что Юпитер совершает свой кругооборот примерно за 12 лет, Сатурн – примерно за 30 лет. За основу цикла было принято время двух оборотов Сатурна и пяти оборотов Юпитера.

Это соответствовало мировоззрению китайской натурфилософии: число пять являлось символом пяти элементов природы – дерева, огня, металла, воды, земли, которым соответствовали цвета синий или зеленый, красный, желтый, белый, черный. Поскольку в Китае и других странах Восточной Азии принят 12?летний животный цикл, каждому из годов соответствует животное: мышь (крыса), корова (бык), тигр, заяц (кот), дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака, кабан. Таким образом, в 60?летнем цикле пять раз повторяются одни и те же животные. Для уточнения года внутри цикла используется цветовая символика.

Год в этом календаре начинается в новолуние, когда Солнце находится в знаке Водолея, то есть в период от 21 января до 20 февраля. Продолжительность года может составлять 353, 354, 355 или 383, 384, 385 суток.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Точности календаря это не имеет значения, - например, раньше год начинался 1 апреля. Под такое описание подходит и старый, юлианский календарь, принятый Юлием Цезарем на основании рекомендаций астронома Сосигена.

Юлианский календарь отличался крайней простотой и фактически решал единственную задачу: согласовать продолжительность календарного с продолжительностью солнечного года. При этом начало года, продолжительность и начало месяцев никак не связывались с лунными и солнечными циклами. Папа Григорий XIII в 1582 году, ввел незначительное изменение, улучшевшее согласованность календаря с солнечным годом.

Средняя продолжительность в юлианском календаре составляет 365,25 суток, в то время как солнечный год равен 365,2422 дня. Такое несоответствие в юлианском календаре приводило к запаздыванию на сутки за 128 лет, и к 1582 отставание составило 10 дней. Папа Григорий утвердил следующее в юлианском календаре: года, кратные 100 годам, которые не делятся на 4 без остатка после деления на 100, високосными не считаются. Это уменьшило погрешность календаря до одних суток в 4240 лет, а по сути означает, что 1900 и 2100 високосными не считаются, в отличие от 2000. Впрочем, как григорианский так и юлианский календари можно считать гражданскими, поскольку даты многих религиозных праздников рассчитываются специальным образом. Например, христианская Пасха не имеет фиксированной даты в календаре, а празднуется в первое воскресенье после полнолуния, происшедшего после дня весеннего равноденствия и через неделю после еврейской Пасхи.

До сих пор существует два разных к григорианскому календарю. Первое заключается в том, что поскольку он самый простой и понятный, то пусть он будет стандартом (де-факто, он им и является для западных стран). Некоторые считают, что такая "простота хуже воровства", и используют календарь, синхронизированный с солнечными и лунными циклами, то есть попытаются объединить гражданское и религиозное время. Такие "плавающие" календари используются во многих азиатских и исламских государствах.

К сожалению, идеальный календарь невозможно, так как для циклов Земли, Луны и Солнца нельзя найти абсолютно точный общий знаменатель. На роль временного "скелета" календаря в разных выбирали разные циклы, что определялось географией и основным родом занятий населения. Наиболее известным является 19-летний метонов цикл, который греческий математик Метон описал в V веке до н.э. За такой срок Луна и Солнце возвращаются почти в то же положение относительно Земли и звезд, что и в начале периода. Этот цикл, равный 235 лунным (синодальным) месяцам, имеет значение для некоторых современных календарей. Во многих восточных лунных календарях он используется для лунно-солнечной синхронизации. Свои вычисления Метон делал с помощью вертикального гномона (фактически, солнечных часов) в Афинах.

Для оценки разных календарей можно ввести такой показатель, как его погрешность - то есть продолжительность года, рассчитанная в солнечных сутках в соответствии с данной календарной системой. За эталон можно было бы взять астрономический год, который в сутках равен 365,242198. Это продолжительность полного оборота Земли вокруг Солнца, посчитанная относительно неподвижных звезд с учетом прецессии, то есть вращения земной оси. Полный цикл прецессии занимает 25800 лет, а в древней астрономии он известен под названием платонов год. Таким образом, если учесть это движение, то полный оборот Земли вокруг Солнца будет происходить чуть-чуть быстрее, чем это происходит в рамках солнечной системы. Однако с гномоники более естественным будет взять за эталон тропический год, то есть промежуток между двумя точками весеннего равноденствия. Тропический год равен 365,2424 суток.

Как будет ясно, далеко не все календари привязаны к солнечным циклам, поэтому показатель солнечной точности для них не будет иметь смысла.

Сравнивая календари по точности, стоит иметь в виду, что любой календарь - это закрепление временного символизма в глубинной памяти народа. Именно поэтому представления о обладают крайней консервативностью и постоянством и просто поменять их, пусть даже в угоду точности, вряд ли получится.

Древние календари

Задолго до нашей эры в Шумере, Египте, Китае, Индии и Америке велись сложнейшие астрономические наблюдения с помощью гномона и примитивных инструментов. Например, в Китае за тысячу лет до нашей эры наклон земной оси был вычислен как 23°54". Известное нам отклонение отличается от расчетного меньше чем на полградуса и составляет около 23°27" (такую погрешность и школьный транспортир не сможет измерить). Помимо Солнца и Луны наши предки наблюдали за Меркурием, Венерой, Марсом, Юпитером, Сатурном, а также некоторыми яркими звездами. Все эти крайне сложные и достаточно точные наблюдения легли в основу того, что сейчас принято называть астрономией, а в то время являлось частью гномоники и астрологии. Изначально гномоном пользовались для определения локального меридиана (направления север-юг), а также наблюдения за циклами прохождения звезд и планет через локальный меридиан. Обычная же жизнь строилась по такому расписанию, который предполагал понятный народу счет дней и совпадал с ритмом коллективных работ. Поэтому солнечные циклы ложились в основу календарей земледельческих сообществ, а лунные циклы были важны для скотоводов, охотников и рыбаков.

Календарь индейцев Майя . В нем была сделана попытка объединить сразу два времени: гражданское и сакральное. 260-дневный цикл определял культовый распорядок, в нем повторялись названия дней и числа недели, он назывался цолькин. Следующий цикл - четырехлетний, и в нем повторяются название дня и числа месяца. Гражданский год - тун - Майя равнялся 365 дням и состоял из 13 месяцев по 20 дней и 5 праздничных дней в конце. Через четыре новый год приходился на один и тот же месяца, но в разные числа 13-дневной недели. 20 тунов образовывали катун, 20 катунов - бактун и, наконец, 13 бактунов составляли великий цикл в 5130 лет. Был еще и 52-летний цикл (13 раз по 4 года), который синхронизировал циклы в 365 и 260 дней. Точность солнечного календаря майя составляет 365,242129 суток! Обычно факт столь высокой точности, а также близость к астрономическому сильно будоражит воображение уфологов. Впрочем, истинные причины выбранных индейцами циклов так и остаются неизвестными. Непонятно также почему, майя испытывали такое благоговейное отношение к числам 13 и 20, в отличии от шумерских 12, 24, 30 и 60, которые лежат в основе нашего современного счета времени.

Китайский календарь . Типичный пример "плавающего" календаря, в основе которого лежат циклы Луны и двух планет: Юпитера (примерно 12 раз по 12 лунных месяцев) и Сатурна (около 30 раз по 12 лунных месяцев). лет, то есть количество 12-летних циклов в 60-летнем, совпадает с количеством символических первоэлементов: дерево, огонь, земля, металл и вода. Каждому элементу соответствует свой цвет: синий (или зеленый), красный, желтый, белый, черный; своя планета: Юпитер, Марс, Сатурн, Венера, Меркурий, и время года: весна, лето, конец лета, осень, зима. Данная счета является одновременно и общепринятой (гражданской), и сакральной, поскольку неразрывно связана с восточной астрологией. Еще ее можно считать коммерческой, с учетом того, сколько денег зарабатывает Китай на изготовлении разноцветных зверюшек к новому (белого железного зайца нам сулит год). Китайский календарь распространен в некоторых юго-восточных странах.

Кельтский календарь . Кельтская цивилизация оставила нам целый храм в виде мегалитов Стоунхенджа. Это было сделано жрецами-друидами около 4000 лет тому назад на юге Англии. Интересно, что кельты знали точный 56-летний цикл повторения солнечных и лунных циклов (18,7 года). То есть они использовали более точный метонов цикл за 1500 лет до уважаемого грека и можно с уверенностью говорить о том, что кельты в своем календаре использовали комбинацию лунных и солнечных циклов.

Солнечные и лунные календари

Более понятные календари появились позже. Исторически, охотники и рыбаки строили свои календари на фазах Луны. Луна играла главную роль и в магических обрядах, и в привязке гражданского к месяцам и годам. Такие календари построены на лунном (синодическом) месяце, продолжительность которого некратна суткам - около 29,53. Поэтому во многих лунных календарях продолжительность месяцев чередуется: то 29, то 30 дней. Начало или "плавает", или периодически корректируется вставкой дополнительных месяцев. Лунные календари лежали в основе культур Востока: вавилонян, китайцев, евреев, индусов, японцев.

Земледельцы предпочитали строгое сезонное деление по фазам Солнца. Типичным был египетский календарь. Год длился ровно 360 дней, состоял из 12 месяцев по 30 дней. Оставшиеся 5 суток представляют извечную проблему тех, кто хочет взять за основу календаря фазы Солнца. Поскольку эти дни нарушают идеальную гармонию, то и относились к ним обычно негативно. Был период, когда их не считали, а просто верили жрецам, которые объявляли, что "в этом в конце будет столько-то дней, неугодных богам". Такой подход очень напоминает гражданский год индейцев майя, за исключением того, что 360 дней майя делили на 13 месяцев по 20 дней. В Египте начало связывали с появлением Сириуса над горизонтом (момент совпадал с разливом Нила), но естественнее считать началом солнечного весеннего равноденствия, ближайшее полнолуние от которого считается началом и во многих лунных календарях.

На эпоху Юлия Цезаря пришлась полная путаница со временем, поэтому введение календаря было необходимостью. С его появлением счет стал полностью гражданским и доступным простым людям. Дело в том, что до юлианского календаря время в Риме было тайной для народа и его объявляли жрецы-понтифики на основании астрономических наблюдений, а потом просто личных соображений. Очевидно, что такая скрытность в отношении ничего общего не имела с сакральным смыслом.

Юлианский календарь в своей основе является типичным солнечным календарем. Названия месяцев пришли частью из греческой, частью из римской мифологии. Точность юлианского календаря - 365,25 солнечных дней, а григорианского - 365,2425. То, что начало фиксируется и никак не связано с астрономическими явлениями, делает григорианский календарь очень удобным и простым.

Единый календарь

Из относительно современных солнечных календарей, успешно сочетающий в себе лунные и солнечные циклы, незаслуженно забыт персидский календарь.

Как и григорианский, он основан на периоде обращения Земли вокруг Солнца. Год в таком календаре привязан к сезонам и начинается в весеннего равноденствия. В годе 12 месяцев, первые шесть по 31 дню, следующие – по 30, месяц равняется 29 дням в обычный год и 30 дням в високосный. Довольно точно такой календарь соответствует Зодиаку. Началом считается перехода Солнца (по местному времени) из южного полушария в северное. В среднем на 33 приходится 8 високосных. Високосным считается год, при делении числового значения которого на 33 остаток составляет 1, 5, 9, 13, 17, 22, 26 или 30. Одно время этот календарь использовался в Иране. Его точность очень хороша - 365,24242 суток. В разработке этого календаря участвовал известный арабский математик, поэт и суфий Омар Хаям.

Говоря о современном счете времени, приходится затрагивать достаточно деликатную тему: от чего считать? Григорианский и юлианский календари считают время от рождения Исуса Христа. Счет времен в мусульманском календаре ведется от хиджры, то есть даты переезда Мухаммеда из Мекки в Медин, что соответствует 16 июля 622 по юлианскому календарю. По еврейским представлениям новолуние Мироздания, то есть начало отсчета жизни, происходило в 3761 до рождества Христова, в понедельник, в 5 часов и 204 части пополудни.

Введение единого календаря вряд ли возможно именно потому, что начало счета представляет собой фундаментальную основу разных религиозных представлений. То, что григорианский календарь, де-факто, является "эсперанто-календарем", лишний раз доказывает его удобство и простоту, но внутренний ритм разных культур неизмеримо сложнее и разнообразнее.

Хабанера из оперы “Кармен” Бизе. Поет Елена Образцова.

Кармен – девушка, скажем прямо, не очень строгих нравов, работающая на табачной фабрике и путающаяся с солдатами и контрабандистами. Но ее любовь, пусть даже она будет длиться пару дней – лучшая награда для любого мужчины. Не в последнюю очередь потому, что французский композитор Жорж Бизе написал ей фантастически красивые арии, в которых страсть звучит в каждой ноте.

Ария Тореадора Эскамильо из оперы Бизе “Кармен”. Поет Клаудио Сгура

Тореадор Эскамильо, убийца быков, любимец женщин, воспевает собственную храбрость, кровь и песок. Мужской вариант певческого секса, короче говоря.

Ария Царицы Ночи (Die Hölle Rache) из оперы “Волшебная флейта” Моцарта. Поет Диана Домрау.

Очень странная масонская пьеса, положенная на гениальную музыку Вольфгангом Амадеем Моцартом. Самая красивая и самая трудная на свете ария для сопрано. Тут ничего нельзя добавить, можно только испытывать священный трепет. В формановском фильме “Амадей” очень красиво показано, как Моцарт сочинил эту арию во время разговора с тещей на повышенных тонах, но так ли это на самом деле – мы не знаем.

Nessun dorma, ария из оперы “Турандот” Пуччини. Поет Лучано Паваротти.

Лучшая опера – итальянская, лучший тенор – ну гм, тут все понятно, лучшая и, наверное, самая известная в мире оперная ария – вот эта.

Ария Ленского из оперы “Евгений Онегин” Чайковского.

Самый, видимо, главный номер русской оперы. Пушкин написал для Ленского почти пародийное стихотворение (в самом деле, размышления 18-летнего поэта о безвозвратной ушедшей юности могут быть только пародийными), а Чайковский сделал из этого настоящую трагедию. И тут ее исполняет один из самых великих русских теноров – Иван Козловский.

Ария Германа из “Пиковой дамы” Чайковского. Поет Михаил Дидык.

Чайковский писал оперы по пушкинским текстам, и лучше этого в русской музыке никто ничего никогда не делал. “Пусть неудачник плачет, кляня свою судьбу”.

Ария Графини из “Пиковой дамы” Чайковского. Поет Эва Подлесь.

Одна из самых любимых наших арий написана на самом деле не Чайковским. Она на самом деле из оперы французского композитора Анри Гретри “Ричард Львиное Сердце”. Чайковский ее использовал, чтобы показать, что Графиня – старомодная старуха, с тоской вспоминающая юность. Волшебная меланхолия, короче.

Половецкие пляски из оперы “Князь Игорь” Бородина. Поет хор Метрополитен Опера.

Ну ок, это не ария, это хор, по формальным причинам мы не должны были его сюда включать, но он фантастически красивый. Русские полонянки развлекают половецких воинов. По идее там должны быть степи, шатры и мужчины с саблями и усами, но в этой нью-йоркской постановке Дмитрия Чернякова танцоры просто кружатся среди маков.

Хор пленных евреев из оперы “Набукко” Верди.

Ну и чтоб два раза не вставать, сразу второй великий хор. Тоже пленные рабы, но по крайней мере не так тревожно.

Ария Фигаро из “Сивильского цирюльника” Россини. Поет Петер Маттеи.

Невероятно оптимистичная песенка человека, который везде успевает из одной из самых популярных опер в мире. Фигаро тут, Фигаро там, стоит только на секунду расслабиться, как уже тут же зовут. Что-то это нам напоминает…

Ария Герцога из оперы Риголетто Верди. Поет Марио Ланца.

Один из величайших, наряду с Карузо, теноров 20-го века в этой чудесной записи поет легендарную клевету на женский пол: “Сердце красавицы склонно к измене”.

Casta Diva, ария из оперы “Норма” Беллини. Поет Рене Флеминг.

Ультраклассика, одна из самых популярных оперных арий. Поет ее Рене Флеминг, самая аристократичная оперная певица.

Куплеты Мефистофеля, из оперы “Фауст” Гуно. Поет Руджеро Раймонди.

Люди гибнут за метал, сатана там правит бал – в переводе на русский оно звучит еще более эффектно.

Песня Юродивого из оперы “Борис Годунов” Мусоргского. Поет Иван Козловский.

Песенка, в которой святой безумец плачет за свою Родину и предрекает ей врага, кровь и разорение, в котором будет виноват царь-ирод. Самая странная и тревожная музыка из великой русской оперы

Застольная, дуэт из оперы “Травиата” Верди. Поют Пласидо Доминго и Анджела Георгиу.

В довольно печальной опере про умирающую от чахотки проститутку есть невероятно оптимистичный вальсик про прелести алкогольного опьянения, ставший настоящим шлягером и нежно любимый всеми лучшими тенорами нашего времени.

Ария-прощание Травиаты. Поет Анна Нетребко.

Но кончается все довольно печально – в этой арии героиня прощается со своим прошлым, болезнь в финальной стадии. И Нетребка тут совершенно восхитительная.

Плач Дидоны из оперы “Дидона и Эней” Перселла. Поет Джесси Норман.

Это не такой популярный шлягер, как “Куплеты Мефистофеля” или “Застольная”, хотя тоже исполняется довольно часто. Дидона умоляет Энея помнить о ней, когда ее положат в сырую землю, не забывать. А Джесси Норман в этой роли и в этом фантастическом наряде больше всего напоминает инопланетную оперную певицу из “Пятого элемента”. И да, она самая красивая оперная певица, кто не верит – тот наш личный враг.

Ария Керубино из оперы “Свадьба Фигаро” Моцарта. Поет Ринат Шахам.

Керубино – влюбленный паж графа Альмавивы, которого всегда поет женщина, меццо-сопрано. Перед нами израильская певица Ринат Шахам, которая не просто поет безупречно, она еще и играет, живет этой ролью, пытается изобразить запинающегося, очень сильно нервничающего мальчика. Выглядит это просто фантастически, честное слово.

Ария Аиды из оперы “Аида” Верди. Поет Инес Салазар

“Аида”, заказанная Джузеппе Верди к открытию Суэцкого канала и ставшая самым мощным и легендарным пробоем дэдлайна в истории цивилизации, опера невероятно трудная и ей всегда везет на красочные постановки. В этой арии Аида, рабыня и любовница египетского принца, тужит вот о чем: милый ее пошел войной на народ ее отца и братьев, и она не знает, за кого “болеть”.

Ария Фигаро из “Свадьбы Фигаро” Моцарта. Поет Брин Терфель.

Фигаро, цирюльник и плут, который у Моцарта гораздо симпатичней, чем у Россини, рассказывает юному пажу Керубино (тому, напомним, которого всегда поет женщина) о прелестях влюбленных бабочек и ужасах военной службы. Троллит, если по-нашему. А поет его в данном случае безупречный, мужественный и техничный Брин Терфель.



Поклонников классических музыкальных произведений безусловно интересует вопрос о том, какие самые известные оперы мира существуют на сегодняшний день. Среди огромного количества шедевров, созданных композиторами на протяжении нескольких столетий, сложно выделить наиболее популярные. Однако из всех можно выявить бесспорных лидеров, которые и попали в ниже представленную десятку. Эти оперы переведены на несколько языков и регулярно ставятся на сценах лучших театров мира.

10 Норма. Винченцо Беллини

«Норма» (Винченцо Беллини) открывает список самых популярных опер в мире. Она представляет собой лирическую трагедию в двух актах, которая была снята по произведению А. Суме «Норма, или Детоубийство». Впервые опера была представлена в Милане и практически сразу снискала себе широкую известность среди любителей оперных произведений. Заглавная партия считается одной из самых сложных в репертуаре сопрано. «Норма» была написана композитором в 31 году 19 столетия, и до сих пор пользуется мировой популярностью.

9 Евгений Онегин. П. И. Чайковский

«Евгений Онегин» (П. И. Чайковский) - известнейшая опера русского композитора с мировым именем. Произведение создавалось по одноименному роману Александра Сергеевича Пушкина и положена на либретто Константина Шиловского. Опера была представлена широкой публике в московском Малом театре. Чайковский перед написанием своего шедевра долгое время пребывал в поиске оперного сюжета, который представлял бы собой сильную драму. Сюжет по стечению случайных обстоятельств был навеян композитору певицей Лавровской.

8 Свадьба Фигаро. В. А. Моцарт

«Свадьба Фигаро» (В. А. Моцарт) - популярная опера австрийского композитора-виртуоза, получившая мировую славу. Написана по одноименной пьесе Бомарше. Написание музыкального произведения Моцарт начал в 86-м году 18 столетия. Создание партитуры длилось на протяжении пяти месяцев. После первого представления ее публике, она не снискала большой популярности. Слава и лавры пришли после того, как опера была постановлена в Праге. На русский язык опера была впервые переведена Петром Ильичом Чуковским. Всего опера включает в себя четыре акта. Сюжет произведения связан со подготовкой к свадьбе служанки Сюзанны и камердинера Фигаро.

7 Волшебная флейта. В. А. Моцарт

«Волшебная флейта» (В. А. Моцарт) - одна из лучших опер мира, написанная композитором в двух действиях. Впервые была представлена публике в 1791 году в Вене. В центре сюжета принц Тамино, которому предстоит пройти через многие трудности и испытания, чтобы быть достойным находиться рядом со своей возлюбленной - дочери царицы ночи. Гете был настолько в восторге от этого произведения, что делал попытки написать продолжение этого либретто.

6 Севильский цирюльник. Джоаккино Россини

«Севильский цирюльник» (Джоаккино Россини) является одной из самых лучших опер, которая снискала себе мировую популярность. Она включает в себя два акта, которые были созданы по мотивам одноименной комедии Пьера Борамше. Вначале либретто носило такое название, как «Альмавива, или Тщетная предосторожность». Действие музыкального произведения разворачивается в Севилье в 18 столетии. Начинается опера с появления графа Альмавива, который находится под окнами своей возлюбленной. Для нее он исполняет небольшую оперную арию «Скоро восток золотою ярко заблещет зарею». Опекун возлюбленной не дает ей выйти на балкон, поэтому попытки Альвамивы тщетны.

5 Богема. Джакомо Пуччини

«Богема» (Джакомо Пуччини) - один из мировых музыкальных шедевров, представленный публике в далеком 1896 году. Опера включает в себя четыре акта. Она была снята по мотивам произведения Анри Мюрже «Сцены из жизни Богемы». Действия в либретто происходят в Париже в 30-х годах 19 века. Первый акт начинается с того, что бедный поэт Рудольф и его приятель художник Марсель проводят вечер у остывшего камина, который нечем растопить. Художник хочет сжечь последний стул, но Рудольф его останавливает, жертвуя одной из своих рукописей. Действие заканчивается тем, что поэт встречает свою любовь.

4 Лючия ди Ламмермур. Г. Доницетти

«Лючия ди Ламмермур» (Г. Доницетти) входит в список самых популярных опер мира. Трагическое музыкальное произведение итальянского композитора исполняется в трех актах. Либретто написано по мотивам романа В. Скотта «Ламмермурская невеста». Чуть позже композитором была еще написана и французская версия оперы. Она прогремела на весь мир, став одной из самых лучших. Сюжет романа был использован до Доницетти несколькими композиторами, но его творение напрочь вытеснило все предыдущие. Действия либретто разворачиваются в Шотландии в 18 столетии. Всего произведение включает в себя две части: «Отъезд» и «Брачный контракт».

3 Кармен. Жорж Бизе

«Кармен» (Жорж Бизе) открывает тройку лучших опер мира, которая была написана композитором по одноименной новелле Проспера Мериме. Пеовые наброски партитуры появились в 74-году 19 века. Премьера состоялась впервые во Франции, где потерпела полное фиаско. Непризнанная французской публикой и критиками опера надолго ушла со сцен и лишь 83-м вновь вернулась на сцену, сыскав себе мировую славу. Сам Чайковский говорил, что это поистине шедевральное произведение, которое спустя некоторое время возымеет масштабную славу.

2 Война и мир. С. Прокофьев

«Война и мир» (С. Прокофьев) - одна из самых знаменитых опер, прогремевших на весь мир. Написана по одноименному роману выдающегося писателя 19 столетия Льва Николаевича Толстого. Всего произведение включает в себя тринадцать картин. Опера начинается с появления на сцене Болконского, который находится в гостях в поместье графа Ростова. До него доносится голос дочери Графа Наташи, которая поражает его своим прекрасным пением. Тринадцатая завершающая картина повествует об остатках отступающей армии Бонапарта. Задумки написать оперу по знаменитому роману композитор вынашивал долгое время. Первые наброски появились в 1941 году, а на сцене большого театра она прогремела в 59-м, став одной из лучших мировых опер.

1 Травиата. Джузеппе Верди

«Травиата» (Джузеппе Верди) завершает список лучших опер мира. В переводе на русский слово травиата означает, как «заблудшая» или «падшая». На ее написание композитора вдохновил роман Александра Дюма «Дама с камелиями». Впервые представленная публике «Травиата» потерпела полнейшее фиаско, однако после радикальной переработки, сыскала себе мировую популярность. Особенностью этой оперы является необычной выбор героини для того времени - падшей женщины, находящейся на смертном ложе. Действия «Травиаты» разворачиваются в Париже в середине 19 века. В центре внимания куртизанка, отвергнутая обществом и не кому ненужная. В оригинальной партитуре включено три акта.