Нравственный подвиг человека в рассказе Шолохова «Судьба человека. Cочинение «Подвиг (По рассказу М




Особенность М. Шолохова в том, что его книги прочно врезаются в память, они не забываются, в какой бы обстановке ты ни находился, о чем бы ты ни думал, как бы тяжело или легко тебе ни было.

Ю. Бондарев

Михаил Шолохов — один из немногих русских писателей, чье творчество до сих пор привлекает внимание миллионов самых разных людей, вызывает полемику как в литературных, так и в обывательских кругах. Как простой читатель, я, пожалуй, объяснил бы это тем, что М. Шолохов поднимал в своих произведениях слишком большие жизненные пласты, ставил и разрешал серьезные философские и нравственные проблемы. Во всех произведениях этого писателя прослеживается в том или ином контексте сплетение двух главных тем: темы человека и темы войны.

В «Судьбе человека» М. Шолохов еще и еще раз напоминает читателю о тех неисчислимых бедствиях, которые принесла русскому народу Великая Отечественная война, о стойкости советского человека, выдержавшего все мучения — физические и духовные — и не сломившегося. Рассказ «Судьба человека» появился в конце 1956 года.

Русская литература давно не знала такого редкого явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Потоком шли читательские письма. Рассказ Шолохова о невосполнимых утратах, о страшном горе был пронизан безграничной верой в жизнь, верой в душевные силы русского человека. В «Судьбе человека» с предельной ясностью, правдой, подлинной глубиной воплощено представление о ратном подвиге народа, выражено преклонение перед мужеством простых людей, чьи нравственные устои стали опорой страны в годы тяжелых испытаний.

Рассказ «Судьба человека» написан в обычной шолоховской манере: сюжет строится на ярких психологических эпизодах. Проводы на фронт, плен, первые встречи с немцами на дороге, попытка бегства, объяснения с Мюллером, второй побег, известие о семье, новость о сыне. Такого богатого материала хватило бы на целый роман, но Шолохов сумел уместить его в небольшом рассказе. «Судьба человека» явилась открытием той жанровой формы, которую условно можно было бы назвать «рассказ-эпопея».

В основу сюжета «Судьбы человека» М. Шолоховым была положена реальная история, рассказанная автору в первый послевоенный год, в день большого весеннего паводка, простым шофером, только что вернувшимся с войны. В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов — главный герой, он рассказывает о своей жизни. Второй голос — голос автора, слушателя, случайного собеседника.

Голос Андрея Соколова в рассказе — это откровенная исповедь. Обо всей своей жизни он рассказал незнакомому человеку, выплеснул все то, что годами держал в душе. Удивительно безошибочно найден пейзажный фон для рассказа Андрея Соколова. Стык зимы и весны. Когда еще холодно и уже тепло. И кажется, только здесь, только в таких обстоятельствах история жизни русского солдата могла прозвучать с захватывающей откровенностью исповеди.

Этому человеку нелегко пришлось в жизни. Сначала он уходит на фронт, оставляя жену и детей дома, затем попадает в фашистский плен с нечеловеческими условиями существования.

Сколько унижений, оскорблений, побоев пришлось испытать Андрею Соколову в плену. А ведь у него был выбор, он мог бы обеспечить себе более сносную жизнь, согласившись прислуживать немецким офицерам, доносить на собственных товарищей. Но этого не произошло, Андрей Соколов остался верен самому себе, не уронил чести и достоинства русского солдата, стал образцом стойкости и мужества в страшные годы войны.

Однажды на работах в каменоломне Андрей Соколов неосторожно высказался о немцах. Он знал, что кто-нибудь обязательно донесет, предаст его. Его высказывание нельзя назвать просто опрометчивой репликой, брошенной в адрес врага, это был крик души: «Да одного квадратного метра этих каменных плит даже много для могилы каждого из нас».

Заслуженной наградой за подобную стойкость души явилась возможность повидать семью в Воронеже. Но, приехав домой, Андрей Соколов узнает, что семья его погибла, а на месте, где стоял родной дом, — глубокая яма, наполненная ржавой водой и поросшая бурьяном. Вот, казалось бы, и все, что осталось в жизни Андрея Соколова — бурьян да ржавая вода, но он узнает от соседей о том, что его сын воюет на фронте. Но и здесь судьба не пощадила измученного горем человека: сын Андрея погибает в последние дни войны, когда до долгожданной победы было рукой подать.

Второй голос рассказа Шолохова — голос автора — помогает нам не только пережить, но и осмыслить отдельную человеческую жизнь как явление целой эпохи, увидеть в ней общечеловеческое содержание и смысл. Но в рассказе Шолохова прозвучал еще один голос — звонкий, чистый детский голосок, казалось, не ведающий полной меры всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю. Появившись в начале рассказа столь беззаботно-звонко, он уйдет затем, этот мальчик, чтобы в финальных сценах стать непосредственным участником, действующим лицом высокой человеческой трагедии.

Значение рассказа «Судьба человека» огромно. М. Шолохов никогда не забывал о том, чего стоят войны и какие неизгладимые следы они оставляют в душах людей. В «Судьбе человека» гуманистическое осуждение войны, фашистского режима звучит не только в истории Андрея Соколова. С не меньшей силой проклятия оно слышится и в истории Ванюши.

Закончилась война, Андрей Соколов продолжал колесить по дорогам. Все, что осталось в жизни этого человека — воспоминания о семье и дальняя, нескончаемая дорога. Судьба порой бывает очень несправедлива, человек живет, и его единственной мечтой является простое человеческое счастье, счастье в кругу любимых людей. Но жизнь не может состоять из одних черных полос. Судьба Андрея Соколова свела его с веселым мальчуганом лет шести, таким же одиноким, как и он сам, такой же песчинкой, заброшенной ураганом войны в край одиночества и скорби.

Никому не нужен был чумазый, с ног до головы в пыли парнишка Ванятка. Только Андрей Соколов пожалел сироту, усыновил Ванюшу, отдал ему всю нерастраченную отцовскую любовь. В изображении М. Шолохова этот эпизод кажется особенно трогательным, слова Ванятки, обращенные к Соколову, навсегда запали мне в душу: «А ты кто?». Изумленный Андрей Соколов, недолго думая, ответил: «Я-то, а я, Ваня, твой отец!».

И какая же неистребимая сила добра, красота души открываются нам в Андрее Соколове, в том, как он отнесся к сироте. Он возвратил Ванюшке радость, оборонил его от боли, страданий и скорби.

Это был подвиг, подвиг не только в нравственном смысле этого слова, но и в героическом. Именно здесь, в отношении Андрея Соколова к детству, к Ванюше, гуманизм одержал самую великую победу. Он восторжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами — неизбежными спутниками войны. Он победил саму смерть!

Читаешь рассказ М. Шолохова «Судьба человека» и словно бы видишь, как встает над миром человек в солдатских ботинках, в неловко чиненных, выгоревших защитных штанах, в прогоревшем в нескольких местах солдатском ватнике. В каждой части рассказа автор позволяет читателю особенно ярко увидеть все новые и новые стороны характера Андрея Соколова. Мы познаем человека в самых разных сферах жизни: семейной, солдатской, фронтовой, в отношениях с товарищами, в плену и т. д.

М. Шолохов акцентирует внимание читателя не только на эпизоде встречи Соколова с сиротой Ваней. Очень колоритной также является сцена в церкви. Жестокие немцы расстреляли человека только из-за того, что он попросился выйти на улицу, дабы не осквернить святыню, Божий храм.

В той же церкви Андрей Соколов убивает человека. Но не так, как это делают настоящие хладнокровные убийцы, — он спас другого человека от неминуемого расстрела (всех коммунистов и евреев немцы убивали). Соколов убил труса, который ради собственного спокойствия готов был предать своего непосредственного командира.

Сколько всего в своей жизни вытерпел Андрей Соколов, но он не был сломлен, не озлобился на судьбу, на людей, на себя, остался человеком с доброй душой, чутким сердцем, способным жалеть, любить и сострадать. Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги и товарищества — все эти качества не только остались неизменными в характере Андрея Соколова, но и приумножились.

М. Шолохов учит гуманизму. Это понятие никак нельзя превращать в красивое слово. Ведь даже самые изощренные критики, рассуждая на тему гуманизма в рассказе «Судьба человека», говорят о великом нравственном подвиге, о величии человеческой души. Присоединяясь к мнению критиков, хочется добавить одно: нужно быть великой личностью, настоящим человеком, чтобы суметь вынести все горе, несчастье, слезы, расставание, смерть родных, боль унижений и оскорблений и не стать после этого зверем с хищным взглядом и вечно озлобленной душой, а остаться человеком с открытой душой и добрым сердцем.

­Героизм и мужество

Рассказ «Судьба человека» был написан Михаилом Александровичем Шолоховым в 1956 году и в скором времени опубликован в газете «Правда». Это грустная история нелегкой жизни простого русского шофера Андрея Соколова .

Судьба этого человека по-настоящему трагична. Довольно рано герой остался сиротой, поскольку голод унес жизни его родителей и сестры. Самому Андрею, чтобы выжить, пришлось уехать на Кубань и начать «ишачить на кулаков».

Вернувшись оттуда, мужчина женился на «смирной», веселой и «угодливой» девушке Ирине и стал работать шофером, затем у молодой семьи появились дети. Казалось бы, жизнь начала налаживаться, но вдруг грянула война, и Андрей Соколов в числе первых отправился на фронт.

Несмотря на то что суровая военная жизнь, конечно, тяготила героя, он никогда не смел пожаловаться на это жене. Он считал, что «на то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».

В дальнейшем сама жизнь словно стремится проверить это утверждение Андрея Соколова, и готовит ему новое страшное испытание: мужчина попадает в плен к немцам. Происходит это тогда, когда он, не задумываясь ни на миг, решается совершить настоящий подвиг: доставить снаряды батарее своих солдат, которая находится в горячей точке и вот-вот должна вступить в бой с врагом. О своем героическом поступке сам Андрей говорит очень просто: «Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду?»

Действительно, за своих товарищей этот мужчина готов был отдать жизнь, впрочем, как и они за него. В произведении автор приводит немало примеров мужества русских солдат. Достаточно вспомнить военного доктора, который «в плену и в потемках» делал «свое великое дело»: ночью, когда немцы согнали всех русских пленных в церковь, он переходил от одного солдата к другому и старался помочь своим соотечественникам тем, чем мог.

Стоически переносят солдаты все испытания, которые выпадают на их долю в немецком плену: это и непосильно тяжелые каторжные работы, и постоянный голод, холод, побои, да и просто издевательства со стороны врагов. В таких тяжелых условиях эти люди не утрачивают способности шутить и смеяться, что многое говорит об их мужестве и силе духа.

Жизнь в постоянном страхе делает Андрея Соколова и его товарищей по-настоящему отважными. Достаточно вспомнить эпизод, где немцы хотят расстрелять главного героя (еще до того, как принимают решение взять его в плен). В этот момент он, будучи раненым, все равно поднимается на ноги и бесстрашно смотрит своему возможному убийце прямо в глаза. Далее солдат Соколов, несмотря на риск быть схваченным и убитым, решается мужественно бежать из плена, но, к сожалению, эта попытка оказывается неудачной.

В эпизоде, когда немецкое лагерное начальство вызывает Андрея Соколова в комендантскую, чтобы объявить пленнику приговор о расстреле, мужчина проявляет настоящий героизм. Зная, что идет на смерть, он готовится «глянуть в дырку пистолета бесстрашно».

В разговоре с комендантом Мюллером главный герой также проявляет невероятную храбрость и достоинство: он не соглашается пить водку «за победу немецкого оружия» и отказывается от закуски, демонстрируя противникам, что, несмотря на голод, не собирается «давиться ихней подачкой».

Впервые в русской военной литературе героизм солдата проявляется не только в подвигах, совершенных им на поле боя, но и в такой жизненной ситуации. Мужество Соколова восхищает противников настолько, что они решают не убивать своего пленника, а, наоборот, дают ему с собой еду и отпускают обратно в лагерь.

Вторая попытка выбраться из плена оказывается для Андрея удачной, и мужчина возвращается к своим. Но самое страшное известие, которое потребует от героя не меньшего, а, возможно, даже большего мужества, чем все военные испытания, ждет солдата Соколова впереди. Находясь в госпитале, из письма соседа Андрей узнает о гибели жены и дочерей, а далее, уже после окончания войны, ему сообщают, что в День Победы был убит его сын.

Такие вещи порой ломают даже самых сильных и мужественных мужчин, ведь одной надеждой вернуться к родственникам на войне и в плену живут солдаты. Но трагические события открывают в Андрее Соколове новые резервы доброты и человечности, и потому он берет себе на воспитание малолетнего сироту Ваню . Этот благородный поступок, так же как и все отважные поступки, совершенные Соколовым на войне, по праву можно считать настоящим подвигом и проявлением героизма в нашей повседневной жизни.

Текст по рассказу М.А. Шолохова “Судьба человека”

Подвиг Андрея Соколова заключается в его жизнестойкости, верности долгу, в его человечности и сострадании к тем, кто ря­дом, кто нуждается в его помощи. Эти благородные чувства не убиты в нем ни войной, ни горем потери близких, ни тяжкими годами плена.

Взять на воспитание мальчика-сироту, при этом осознавая, какой груз ответственности за его судьбу ложится на плечи, – на это решится далеко не каждый человек, да еще после пере­несенных испытаний. Казалось бы, человек, измученный и ду­ховно, и физически, должен потерять силы, надломиться или отгородиться от жизни завесой равнодушия.

Не таков Соколов.

С появлением Ванюши в его жизни открывается новый этап. И пройдет герой рассказа оставшийся жизненный путь в выс­шей степени достойно.

Хотя “Судьба человека” – произведение по жанру неболь­шой формы, в нем представлена картина эпического размаха. В судьбе главного героя отражена трудовая биография страны в мирное время и трагедия всего народа в военные годы, его несломленный дух и стойкость. Образ одного человека симво­лизирует портрет целого поколения.

Глоссарий:

  • подвиг андрея соколова
  • что дает основание считать поступок героя судьбы человека подвигом
  • поступок андрея соколова

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. 1. Поведение главного героя как отражение его внутренней сущности. 2. Нравственный поединок. 3. Мое отношение к поединку Андрея Соколова и Мюллера. В рассказе Шолохова “Судьба...
  2. При чтении рассказа наиболее важными для раскрытия судьбы и характера Андрея Соколова представляются следую­щие эпизоды и факты его жизни: когда стал он водителем, то десять...
  3. Рассказ М. Шолохова “Судьба человека” – это рассказ о простом человеке на войне. Русский человек вынес все ужасы войны и ценой личных утрат завоевал победу,...
  4. Главным героем рассказа Михаила Александровича Шоло­хова “Судьба человека” является русский солдат Андрей Соко­лов. Во время Великой Отечественной войны он попал в плен. Там он стойко...

Тот жалок, кто под молотом судьбы

Поник - испуганный - без боя:

Достойный муж выходит из борьбы

В сияньи гордого покоя,

И вновь живет - главы не преклоняя...

Н. Огарев

Рассказ Шолохова «Судьба человека» стал этапным в раскрытии военной темы. Шолохов не раз обращался к мысли о цене великой победы, о страшных потерях, понесенных страной. Изображение в полный рост трагической судьбы рядового солдата, вынесшего всю тяжесть войны, стало главной задачей рассказа.

Кто он - герой «без страха и упрека»? Этот вопрос мог бы остаться без ответа, если бы не «Судьба человека» М. Шолохова, где показан скромный рядовой участник войны, труженик, ничем не выдающийся человек Андрей Соколов.

Именно ему автор посвящает талантливое произведение, восторгается его подвигом, видит в нем верного сына отечества. Рассказ его можно назвать героической песней в честь русского солдата и разделить с автором его восторг, преклонение перед мужеством героя, несгибаемостью его воли, чувством сострадания. Проникновенно, предельно искренне написано произведение, построенное как рассказ в рассказе (искусный авторский прием для достижения наибольшей достоверности в изложении тех событий, о которых говорится). Автор показывает не просто исторический момент, он изображает конкретного человека на войне с его мыслями, чувствами, переживаниями.

Начинается повествование с описания «первой послевоенной весны», «дружной и напористой ». Весна - это всегда возрождение к жизни, обретение надежды, подъем всего лучшего как во всей природе, так и в человеческом сердце, и Шолохов начинает со светлого аккорда, но тут же предостерегает: «...в эту недобрую пору бездорожья». Ведь этими разбитыми, тяжелыми дорогами войны, дорогами судьбы идут к нам герои: Ванюшка и Андрей Соколов.

Упоминанием о бездорожье Шолохов хочет подготовить читателя к чему-то тревожному (горькое повествование о страданиях и лишениях героя), а также доброму и душевному (о возрождении к жизни, обретении счастья утраченного отцовства).

Его главный герой, Андрей Соколов, является и рассказчиком, и действующим лицом. В описании портрета героя больше всего поражают «глаза, наполненные неизбывной смертной тоской». Вэтих «словно присыпанных пеплом» глазах,как в зеркале, отразилась вся его жизнь, полная невыносимых мук и невосполнимых утрат.

Андрей начинает печальную повесть о себе так: «Поначалу жизнь моя была обыкновенная». И действительно, ничего в ней необычного нет: Андрей гордится своей женой-умницей, детьми. Не зря он так подробно говорит о своей довоенной жизни: «Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке», как будто пытается зафиксировать каждый день, каждый час, каждый миг.

И эта налаженность, устроенность, семейное счастье обрываются, как обрывается туго натянутая струна: «А тут вот она, война» . Эта фраза символизирует резкий переход от мира к войне, от счастья к горю, от жизни к смерти. Как тяжело было расставание героя с родными, у него «сердце на части разрывалось» при виде убитой горем жены, плачущих детей. Сцена настолько потрясает, что слезы невольно наворачиваются на глаза, и именно в этот момент автор обрывает рассказ Андрея: «Не надо, друг, не вспоминай!»

Читая, ловишь себя на мысли: если трудно даже слушать, каково же было пережить! Следишь с участием за началом испытаний - первом страшном витке судьбы пленного. Дальше события развиваются по спирали, как снежный ком обрастают новыми, все более тяжкими ударами.

Не на поле боя, а в условиях фашистского плена совершает Андрей свой подвиг, он выносит страшные побои, бесчеловечные издевательства, унижения. Герой бесстрашно смотрит смерти в глаза, мужественно переносит ужасы концлагеря. И никто, ни при каких обстоятельствах не может убить, раздавить в нем силу духа русского человека, поствить его на колени: «У меня есть свое, русское достоинство и гордость, и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Герой, преодолев, казалось бы, все испытания, возвращается домой, но на месте дома... воронка. Воронка и в душе Андрея, для него не осталось ничего (« все рухнуло в единый миг »), кроме последней надежды - старшего сына. Как гордится отец боевой доблестью молодого командира, с каким трепетом ждет не дождется встречи со своей кровиночкой.

И тут судьбе надо распорядиться иначе: сына убивают почти за день до победы. От этого удара сердце героя скручивает смертельная тоска и тупая безысходность, для него, казалось бы, жизнь потеряла смысл, он остался один на всем белом свете. «Похоронил я сына, - рассказывает Соколов, - и словно что-то во мне оборвалось, а мои невыплаканные слезы на сердце засохли...» Ни война, ни личные утраты не сломили Андрея, он не зачерствел сердцем, не ушел в себя. Герой совершил еще великий гражданский и гуманистический подвиг - усыновил «маленького оборвыша», мальчишку-сироту: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать».

Тема преодоления трагического, незаслуженного одиночества связана у Шолохова с изображением огромной силы самой жизни. Усыновив мальчика, который никому не нужен, но в чьей душе оставалась надежда на «добрую долю», Соколов сам становится «представителем» неуничтожимой человечности мира. Так тянется цепочка «добра за добро», выражающая народный взгляд на этический смысл жизни.

С какой любовью и лаской воспитывает Андрей сынишку, с каким умиленьем смотрит на его голубые « глазенки ». Единственное, что тревожит отца: «сердце у меня раскачалось, поршня надо менять»; боится, что не дотянет он, не увидит, как будет жить и расти Ванюшка. Но автор оставляет читателю надежду, что Андрей Соколов сумеет воспитать сына, сделать из него настоящего человека.

Герой рассказа - образ собирательный, несмотря на реальный прототип. Это не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе сам тип русского национального характера.

Судьба главного героя привлекает мое внимание тем, что, не будучи выдающейся личностью, он проявляет моральную выдержку и твердость в самых драматических обстоятельствах. Шолохов тем самым доказывает величие русского человека, способного перенести любые трудности, показать милосердие и душевную стойкость. «Судьба человека» М. Шолохова не просто рассказ о нелегкой судьбе человека на войне - это хвалебная песнь сильным людям.

Подобный торжественный мотив звучит во многих произведениях, посвященных войне, таких, как «Хатынская повесть» Алеся Адамовича, «Дожить до рассвета» В. Быкова, в стихах К. Симонова.

Тема подвига во всю свою героическую мощь высказана, выплакана именно в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». В нем показан русский солдат, прошедший ад войны, который несмотря ни на что стремится к счастью, любви, который является не просто символом стойкости и мужества человека из народа, но и символом гуманизма. «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

М. Шолохов в своих произведениях ставил и разрешал серьезные философские и нравственные проблемы. Во всех произведениях писателя прослеживается в том или ином контексте сплетение двух главных тем: темы человека и темы войны.
В «Судьбе человека» Шолохов напоминает читателю о тех бедствиях, которые принесла русскому народу Великая Отечественная война, о стойкости человека, выдержавшего все мучения и не сломившегося. Рассказ Шолохова пронизан безграничной верой в душевные силы русского человека.
Сюжет строится на ярких психологических эпизодах. Проводы на фронт, плен, попытка бегства, второй побег, известие о семье. Такого богатого материала хватило бы на целый роман, но Шолохов сумел уместить его в небольшом рассказе.
В основу сюжета Шолоховым была положена реальная история, рассказанная автору в первый послевоенный год, простым шофером, только что вернувшимся с войны. В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов - главный герой. Второй голос-голос автора, слушателя, случайного собеседника.
Голос Андрея Соколова в рассказе - это откровенная исповедь. Обо всей своей жизни он рассказал незнакомому человеку, выплеснул все то, что годами держал в душе. Удивительно безошибочно найден пейзажный фон для рассказа Андрея Соколова. Стык зимы и весны. И кажется, только в таких обстоятельствах история жизни русского солдата могла прозвучать с захватывающей откровенностью исповеди.
Этому человеку нелегко пришлось в жизни. Он уходит на фронт, попадает в плен с нечеловеческими условиями существования. А ведь у него был выбор, он мог бы обеспечить себе сносную жизнь, согласившись доносить на собственных товарищей.
Однажды на работах Андрей Соколов неосторожно высказался о немцах. Его высказывание нельзя назвать репликой, брошенной в адрес врага, это был крик души: «Да одного квадратного метра этих каменных плит много для могилы каждого из нас».
Заслуженной наградой явилась возможность повидать семью. Но, приехав домой, Андрей Соколов узнает, что семья era погибла, а на месте, где стоял родной дом - глубокая яма, поросшая бурьяном. Сын Андрея погибает в последние дни войны, когда до долгожданной победы было рукой подать.
Голос автора помогает нам осмыслить человеческую жизнь как явление целой эпохи, увидеть в ней общечеловеческое содержание и смысл. Но в рассказе Шолохова прозвучал еще один голос-звонкий, чистый детский голосок, казалось, не ведающий полной меры всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю. Появившись в начале рассказа столь беззаботно-звонко, он уйдет затем, этот мальчик, чтобы в финальных сценах стать непосредственным участником, действующим лицом высокой человеческой трагедии.
Все, что осталось в жизни Соколова - воспоминания о семье и нескончаемая дорога. Но жизнь не может состоять из одних черных полос. Судьба Андрея Соколова свела его с мальчуганом лет шести, таким же одиноким, как и он сам. Никому не нужен был чумазый парнишка Ванятка. Только Андрей Соколов пожалел сироту, усыновил Ванюшу, отдал ему всю нерастраченную отцовскую любовь.
Это был подвиг, подвиг не только в нравственном смысле этого слова, но и в героическом. В отношении Андрея Соколова к детству, к Ванюше, гуманизм одержал великую победу. Он восторжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами.
Шолохов акцентирует внимание читателя не только на эпизоде встречи Соколова с сиротой Ваней. Очень колоритной также является сцена в церкви. Немцы расстреляли человека только из-за того, что он попросился выйти на улицу, дабы не осквернить Божий храм. В той же церкви Андрей Соколов убивает человека. Соколов убил труса, который готов был предать своего командира.
Сколько всего в своей жизни вытерпел Андрей Соколов, но не озлобился на судьбу, на людей, остался человеком с доброй душой, чутким сердцем, способным любить и сострадать. Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги и товарищества - эти качества не только остались неизменными в характере Андрея Соколова, но и приумножились.
Шолохов учит гуманизму. Это понятие никак нельзя превращать в красивое слово. Ведь даже самые изощренные критики, рассуждая на тему гуманизма в рассказе «Судьба человека», говорят о великом нравственном подвиге. Присоединяясь к мнению критиков, хочется добавить одно: нужно быть настоящим человеком, чтобы суметь вынести все горе, слезы, расставание, смерть родных, боль унижений и оскорблений и не стать после этого зверем с хищным взглядом и вечно озлобленной душой, а остаться человеком.