Олеся куприн анализ проблемы. Мои размышления над повестью куприна олеся




В своей ранней повести «Олеся» (1898) А.И. Куприн выразил мечту о существовании личности, не испытавшей никаких воздействий противоречивой среды, общества, и живущей лишь своими искренними порывами.
Главной героиней произведения, на мой взгляд, можно считать девушку Олесю. Она не знакома с цивилизацией, с детства живет в лесу, в окружении древних поверий своих предков. Поэтому Олесе абсолютно чужды общественные нормы поведения, она признает лишь зовы души, свои истинные потребности, которые умеет слышать и различать.
По сюжету повести юная героиня влюбляется в человека из совсем другого мира – она встречает мужчину, родившегося и воспитанного в городе, испытавшего на себе все «разлагающее» влияние цивилизации. Между героями зарождается искреннее чувство, которое раскрывает сущность характеров обоих.
В кратком, насыщенном бытовыми деталями повествовании Куприн выразил свои представления о внутреннем преображении личности посредством любви. Сама природа сообщила людям жажду красоты, гармонии, высоких порывов, полного слияния с родной душой. Вместе с тем - она ограничила их возможности. Кто-то может преодолеть эту ограниченность, кто-то на такое не способен…
На мой взгляд, развитие сюжета всего произведения постоянно подталкивает нас к одной мысли – любовь между Олесей и Иваном Тимофеевичем невозможна. Больше того, она может закончиться настоящей трагедией.
В чем причина именно такого развития событий? Думаю, главным образом, в натуре героя, в его характере, сформировавшимся под влиянием городской интеллигентской среды. Иван Тимофеевич обладает положительными качествами – он добр, воспитан, образован. Однако в нем нет главного – цельности натуры, искренности, умения слушать свое сердце и не бояться следовать его зову. Над героем довлеют всевозможные социальные предрассудки, преодолеть которые он не в силах. Недаром автор характеризует Ивана Тимофеевича как человека с «ленивым» сердцем, у которого эмоции задавлены разумом, стереотипами.
Мы чувствуем, что в душе «цивилизованного» героя есть какой-то нравственный изъян, который мешает ему быть счастливым и дать счастье другому человеку. Этот человек душевно глух и равнодушен, он просто не умеет думать и заботиться о других.
Так, Иван Тимофеевич готов заставить Олесю выбирать между собой и бабушкой, он не думает о том, чем может закончиться стремление Олеси пойти в церковь. Помимо этого, герой дает возможность своей возлюбленной убедить себя в необходимости их расставания.
Такое эгоистичное поведение этого персонажа становится причиной настоящей трагедии в жизни девушки, да и самого Ивана Тимофеевича. Олеся и ее бабушка вынуждены покинуть деревню, потому что им грозит реальная опасность со стороны местных жителей. Жизнь этих героев оказывается во многом разрушенной, не говоря уже о сердце Олеси, которая искренне любила Ивана Тимофеевича.
Таким образом, мы видим, что основной конфликт повести заключен в столкновении и противопоставлении двух человеческих типов - «естественного» и «цивилизованного». Они, по мнению писателя, четко связаны с противоречием между обществом «природным» и обществом «социальным».
Мир, из которого изгнаны Олеся и старуха Мануйлиха, - мир деревни – олицетворяет в повести современное писателю общество. Куприн показывает, что он лишен поэтичности и гармонии, жесток и уродлив. Автор подчеркивает необыкновенную неразвитость его обитателей (Ярмола, деревенские бабы), их рабские привычки (стремление при всяком удобном случае поцеловать у «пана» ручку), страшную забитость, темноту, необразованность в сочетании с почти звериной жестокостью (убийство конокрада Яшки, готовность забить камнями Мануйлиху с Олесей).
Коллективный портрет этого мира - пьяная деревенская толпа на празднике Святой Троицы: «Невыносимо жаркий воздух, казалось, весь был насыщен отвратительным смешанным запахом перегоревшей водки, лука, овчинных тулупов, крепкой махорки-бакуна и испарений грязных человеческих тел. Пробираясь осторожно между людьми и с трудом удерживая мотавшего головой Таранчика, я не мог не заметить, что со всех сторон меня провожали бесцеремонные, любопытные и враждебные взгляды».
Эта ревущая, безудержная, дурно пахнущая безликая масса была готова на все: искалечить, уничтожить, убить любого чужака, причем не только Олесю, но и Ивана Тимофеевича.
Мы видим, что те, кто ходит в церковь и считает себя христианами, оказываются хуже зверей. Олеся поняла это давно, исключив саму возможность общения с миром, несущим зло: «Нам людей не надо». Но она готова понять и простить их, и даже уехать, отказавшись от своего счастья, чтобы не вводить людей «во грех». А вот деревня хочет не примирения, а разрушения и насилия.
Человеческий мир не выдерживает испытания любовью, он не создан для счастья и гармонии, говорит нам Куприн своей повестью. Современная цивилизация порождает таких людей, как Иван Тимофеевич, – она убивает в них душу, лишает самого главного – трепетного, жаждущего сердца. Именно поэтому настоящее чувство обречено в человеческом мире на трагическую гибель.


Повесть «Олеся» была написана Александром Ивано­вичем Куприным в 1898 году.

1897 год Куприн провел в Полесье Ровенского уезда, где служил управляющим имением. Наблюдения над свое­образным бытом местных крестьян, впечатления от встречи с величавой природой дали Куприну богатый материал для творчества. Здесь был задуман цикл так называемых «По­лесских рассказов», в который впоследствии вошли расска­зы «На глухарей», «Лесная глушь», «Серебряный волк» и одно из лучших произведений писателя - повесть «Олеся».

Повесть эта - воплощение мечты писателя о прекрас­ном человеке, о вольной и здоровой жизни в слиянии с природой. Среди вечных, пронизанных светом, благоухающих ландышами и медом лесов находит автор героиню своей самой поэтичной повести.

История недолгой, но прекрасной по своей искрен­ности и полноте любви Олеси и Ивана Тимофеевича овеяна романтикой. Романтическая интонация угадывается уже в самом начале за внешне спокойным описанием быта и нравов полесских крестьян, самочувствия Ивана Тимофе­евича в непривычной обстановке глухой деревни. Затем герой повести слушает рассказы Ярмолы о «ведьмаках» и о живущей неподалеку колдунье.

Иван Тимофеевич не мог не найти затерявшуюся в болотах «сказочную избушку на курьих ножках», где жила Мануйлиха и красавица Олеся.

Писатель окружает свою героиню тайной. Никто не знает и не узнает никогда, откуда пришла Мануйлиха со своей внучкой в полесскую деревню и куда они навек исчезли. В этой неразгаданности тайны - особая притяга­тельная сила купринской поэмы в прозе. Жизнь на мгно­вение сливается со сказкой, но только на мгновение, потому что жестокие обстоятельства жизни разрушают сказочный мир.

В любви, бескорыстной и честной, с наибольшей пол­нотой раскрываются характеры героев повести. Выросшая в лесах, сроднившаяся с природой, Олеся не знает расчета и хитрости, ей чуждо себялюбие - все то, что отравляет взаимоотношения людей в «цивилизованном мире». Есте­ственная, простая и возвышенная любовь Олеси заставляет и Ивана Тимофеевича забыть на время предрассудки своей среды, пробуждает в его душе все самое лучшее, светлое, человечное. И потому так горько для него потерять Олесю.

Олеся, владеющая даром провидения, чувствует неиз­бежность трагического конца короткого своего счастья. Она знает, что их счастье в душном, тесном городе, от которого не мог отречься Иван Тимофеевич, невозможно. Но тем более по-человечески ценно ее самоотречение, попытка примирить свой образ жизни с тем, что ей чуждо.

Куприн беспощаден в обрисовке косной, забитой, страшной в своем темном гневе крестьянской массы. Он говорит горькую правду о загубленных веками рабства человеческих душах. Говорит с болью и гневом, не оправ­дывает, а объясняет невежество крестьян, их жестокость.

К лучшим страницам творчества Куприна и русской прозы в целом относятся пейзажные фрагменты повести. Лес - не фон, а живой участник действия. Весеннее пробуждение природы и зарождение любви героев совпа­дают потому, что люди эти (Олеся - всегда, ее возлюблен­ный - лишь недолго) живут одной жизнью с природой, подчиняются ее законам. Они счастливы до тех пор, пока сохраняют это единство.

В понимании счастья, возможного лишь в отрыве от цивилизации, было много наивного. Куприн сам понимал это. Но идеал любви как высшей духовной силы будет по-прежнему жить в сознании писателя.

Известно, что Куприн редко придумывал сюжеты, сама жизнь подсказывала их в изобилии. По-видимому, и сюжет «Олеси» имел корни в реальной действительности. По крайней мере известно, что в конце своего жизненного пути писатель признавался одному из собеседников, говоря о полесской повести: «Все это было со мной». Автору удалось переплавить жизненный материал в неповторимо прекрасное произведение искусства.

Константин Паустовский, прекрасный писатель, ис­тинный знаток и почитатель купринского таланта, написал очень верно: «Куприн не умрет, пока человеческое сердце будет волноваться любовью, гневом, радостью и зрелищем смертельно заманчивой земли, отведенной на нашу долю для жизни».

Куприн не может умереть в памяти людей - как не может умереть гневная сила его «Поединка», горькая пре­лесть «Гранатового браслета», потрясающая живописность его «Листригонов», как не может умереть его страстная, умная и непосредственная любовь к человеку и к родной земле.

РАЗУМ И ЧУВСТВО. АРГУМЕНТЫ К СОЧИНЕНИЮ ПО ДОПУСКУ К ЕГЭ (ПО ПОВЕСТИ А.И.КУПРИНА «ОЛЕСЯ»)

О человеческом разуме и о человеческих чувствах люди размышляют с древних времён. И до сих пор нет ответа на вопросы: что важнее в жизни: разум или чувство? Как жить: чувством или разумом?

Ни один писатель, пожалуй, не оставлял без внимания такие картины жизни, где у героев книг происходит внутренняя борьба, борьба между разумом и чувством.

Что было важнее в жизни для Олеси, главной героини повести А.И.Куприна: чувство или рассудок? Что выбрала она, полесская колдунья: спокойную, вдали от цивилизации жизнь без Ивана Тимофеевича или радость любви? Познакомившись с городским интеллигентным человеком, она полюбила его. Это чувство стало для Олеси всепоглощающим.

Олеся - девушка разумная, рассудительная. Она обладала особыми, нетрадиционными способностями. Олеся трезво смотрела на жизнь, тем более, что предвидела свою беду, когда по просьбе любимого человека она погадала на картах. Однажды она сказала, что даже хотела попросить молодого человека, чтобы он перестал бывать у них. А когда он заболел и она не видела его долгое время, тогда она решила, что будет, то и будет, а она своей радости никому не отдаст. Когда Иван Тимофеевич после болезни появился у Олеси, он во время этого молчаливого свидания почувствовал, что она «отдает ему радостно, без всяких условий и колебаний, всё свое существо».

Иван Тимофеевич предложил ей стать его женой. Девушка сказала, что это невозможно. Она осознавала, что они не пара: он барин, умный, образованный человек, а она даже читать не умеет. Олеся считала, что ему будет стыдно за такую жену. Ещё одно препятствие - это её бабушка. Она не смогла бы её оставить одну, а в городе та не смогла бы жить.

Множество нежных, благодарных слов было сказано Олесей Ивану Тимофеевичу. Олеся заботилась о том, чтобы молодой человек после болезни снова не простыл в прохладное время. Ей хотелось сделать что-нибудь очень, очень приятное. Олеся решила сходить в церковь. Женщины её сильно избили. Разумно ли она поступила? На такой поступок она решилась сознательно, потому что любила очень сильно. После этой истории Олеся сказала, что виновата она, что зря она так поступила. Она очень не хотела, чтобы её любимый испытывал чувство вины.

Читатель понимает, что любовь Олеси победила её здравый смысл. Но она не жалеет о том, что встретилась с человеком не своего круга. Олеся жалела только о том, что у неё нет от него ребёночка. Она была бы очень рада этому.

Большинство не будет отрицать, что в ХХI веке разум преобладает над чувствами. Человеку дан разум. Но не каждому судьбой даётся такое всепоглощающее чувство, как у Олеси. Для неё оно было на первом месте.

Исполненный греха, без разума и воли,
Непрочен и тщеславен человек.
Куда ни погляди, одни утраты, боли
Ему терзают плоть и душу целый век...
Едва уйдут одни - на смену им иные,
Все в мире для него страдания сплошные:
Его друзья, враги, любимые, родные. Анна Бредстрит
Русская литература богата замечательными образами прекрасных женщин: сильных характером, умных, любящих, мужественных и самоотверженных.
Русская женщина с ее удивительным внутренним миром всегда привлекала внимание писателей. Александр Сергеевич Грибоедов, Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Николаевич Островский понимали глубину душевных порывов своих героинь.
Произведения этих писателей помогают лучше узнать жизнь, понять характер взаимоотношений людей. А жизнь полна конфликтов, порой трагических, и вникнуть в их суть, понять их истоки - под силу лишь большому таланту писателя.
Повесть А. И. Куприна “Олеся” - произведение, которое ознаменовало начало новой литературной эпохи. Главная героиня его - Олеся - вызывает противоречивые чувства. У меня она пробуждает жалость, понимание, я почувствовала ее свободолюбивый и сильный хзРактеР-
Нужно вернуться в прошлое Олеси, чтобы лучше понять эту героиню.
Она выросла в постоянных гонениях, переездах с одного места на другое, ее всегда преследовала слава ведьмы. Ей с бабушкой пришлось даже отправиться жить в лесную чащу, на болота, подальше от селений.
В отличие от крестьян, Олеся никогда не посещала церковь, потому что считала, что волшебная сила ей дана не от Бога. Это еще больше отталкивало от нее местных жителей. Враждебное отношение их воспитывало в ней удивительную душевную силу.
И вот маленькая девочка выросла и стала прелестным цветком.
Олеся - высокая девушка двадцать пяти лет, с красивыми длинными волосами цвета крыла вороны, которые придают особую нежность ее белому лицу. В больших черных глазах можно увидеть искорку остроумия, смекалку. Внешний вид девушки сильно отличается от того, как выглядят деревенские женщины, все в ней говорит о ее неординарности, свободолюбии. Особую прелесть ей придает вера в магию, потусторонние силы.
И вот в жизни Олеси появляется большая и сильная любовь. При первых встречах с Иваном Тимофеевичем она ничего не чувствует, но потом понимает, что полюбила его. Олеся пытается потушить любовь в своем сердце. Но стоило ей разлучиться с Иваном Тимофеевичем на две недели, как она поняла, что любит его сильнее, чем прежде.
При встрече со своим избранником Олеся говорит: “Разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь тушит, а большую раздувает еще сильнее”. Героиня всю себя без остатка отдает любви, она любит искренне и нежно. Ради нее девушка не побоялась пойти в церковь, поступившись своими принципами, не побоялась последствий.
Она пережила огромное унижение, когда на нее накинулись женщины и закидали камнями. Олеся отдает себя в жертву любви.
Иван Тимофеевич перед своим отъездом предложил Олесе руку и сердце, но она ответила отказом, сказав, что не хочет его обременять своим присутствием, чтобы он ее стыдился. В этом поступке видна дальновидность девушки, она думает не только о сегодняшнем дне, но и о будущем Ивана Тимофеевича.
Однако^ несмотря на свою сильную любовь, Олеся неожиданно, без прощания с любимым, уезжает, оставив в доме на память ему лишь бусы.
Александр Иванович Куприн изобразил в своем произведении искреннюю, чуткую, красивую героиню, выросшую вдали от цивилизации, в гармонии с природой, способную на глубокие чувства.

Разум и чувства в повести Куприна "Олеся": что писать в сочинении?

    В повести Куприна Олеся даны два противоположных человека, которых свела судьба-это барин Иван Тимофеевич и простая девушка Олеся. Иван Тимофеевич все подвергает анализу, но боится своих чувств к Олесе и хочет, чтобы она жила в его мире, не понимая, что ей там будет страшно, одиноко и неуютно. Олеся же живет чувствами, она любит горячо и беззаветно, она готова ради любимого сделать то, чего боялась все годы-сходить в церковь, но это трагично для нее заканчивается. Вместе с тем она цельная, решительная, но ею движет любовь, чувство, разум же она не слушает.

    Таким образом, в этих героях показаны две крайности-чересчур осторожная, разумная и слабая жизнь Ивана Тимофеевича и жизнь на эмоциях, чувствах-Олеси. Герои слишком разные, чтобы быть вместе, они не могут друг друга понять, так как у разума и чувств разный язык.

    Тема Разума и чувств достаточно хорошо отражена в произведении Куприна Олеся.

    Чувства Ивана Тимофеевича влекут его к странной деревенской девушке, разум же наоборот говорит, что им не быть вместе. Иван Тимофеевич просто боится связать свою судьбу с судьбой Олеси.

    Олеся же наоборот сильная духом девушка, понимает, что городская жизнь не для не и остатся в деревне.

    Повесть Олеся можно по другому назвать весенняя сказка. Олеся- очаровательная героиня, похожая на сказочную деву, а Иван довольно обычный участник этой истории. Конфликт между сказкой и реальность неизбежен.

    Олеся живет по велению сердца и может пожертвовать собой, она действительно заслуживает счастья, но в реальной жизни оно не длиться для нее вечно. Вся повесть протянулась через красоту природу, через природу описываются человеческие чувства. И все равно в итоге любовь героев обречена, так как они остались сами собой, а мир их не воспринял.

    Двадцатипятилетняя девушка Олеся живт вместе со своей бабушкой в лесу. Бабку звали Мануйлиха. В деревне посчитали, что Мануйлиха ведьма, за что и выгнали из деревни вместе с внучкой. Олеся олицетворяет естественную природную жизнь. Олеся выросла без цивилизации и общественная норма поведения ей чужда. Она руководствуется зовом к свободной воле, цельными естественными порывами, навыками колдовских заговоров. Олеся гадает Ивану Тимофеевичу и прекрасно видит его дурные черты. И ведь вс равно любит его. Причм, она знает, что ничего хорошего с такой любви не будет. Но знает и то, что от судьбы не уйти. Согласилась идти в церковь, хотя прекрасно знала, что ей туда нельзя. Но чувства побеждают. Как говорится, сердцу не прикажешь...

    Главная героиня повести А. Куприна Олеся живет чувствами. Эта деревенская девушка живет в ладу с природой. Она не только чувствует природу, но и понимает ее, слышит. Наши предки любили природу и поклонялись ей. Все деревья, рава, небо - обладали духом. Ко всем нужно относиться с почтением и уважением. Олеся выросла в лесу и умеет жить сердцем. Она влюбляется в приезжего Ивана Тимофеевича. Начинается их прекрасный роман. Иван Тимофеевич готов жениться на сельской девушке и увести ее в город. Но Олеся не готова на такой решительный поступок. Ведь это означало бы для нее разрыв со всем тем, к чему она привыкла. Она не готова расстаться с бабушкой. Олеся не смогла бы жить в городе, без леса, без природы. Ей нужен простор. У нее поэтическая душа. Поэтому, разум ей подсказывает, что ничего хорошего в городе ее ждать не может. И Олеся расстается с Иваном. На мой взгляд, человек в своей жизни должен руководствоваться и разумом и чувствами. Если сердце зовет -нужно идти за своим сердцем. Но если разум говорит, что не стоит этого делать, надо к нему прислушаться.

    В своей повести Олеся Александр Иванович Куприн сводит двух абсолютно разных людей, показывая, насколько сильно каждый из них способен чувствовать, осознавать свои чувства и дарить их другому человеку. Олеся любит Ивана Тимофеевича всей своей душой. Несмотря на то, что девушка выросла вдали от цивилизации и даже не обучена грамоте, она наделена той природной мудростью, которая позволяет ей почувствовать и понять, что е искренняя любовь обречена, что отношения с любимым ею человеком не могут быть счастливыми. Олеся неспроста называет Ивана Тимофеевича слабым - она видит, что его влечт к ней, однако, связать с ней свою судьбу он боится. Когда человек до такой степени пугается своих чувств, встат вопрос, а есть ли они вообще? Может быть, это всего лишь иллюзия, на время завладевшая сознанием?.. Подробный анализ характеров двух главных героев поможет ответить на вопросы о конфликте разума и чувств в повести Олеся.

    Конфликт разума и чувства в поэтической истории любви между городским интеллектуалом и сельской девушкой передан Куприным очень выразительно. Постоянно колеблющаяся натура главного героя, пытающаяся найти компромисс между между любовью и привычным образом жизни, резко контрастирует со смелой решительностью Олеси, привыкшей во всем слушать свое сердце.

    Куприн пытается показать своему читателю, как, перестав прислушиваться к себе, поставив во главу угла разум и холодный расчет, мы безвозвратно потерялись, как подменили простые, естественные ценности на суррогат. Олеся - в своем единении с природой не просто чиста и невинна, она - олицетворение тех великих чувств, ради которых, по мнению Куприна, и стоит жить.

    Повесть Куприна Олеся наполнена мистицизмом. Ее главный герой, Иван Тимофеевич, человек образованный и начитанный, однако его никогда не оставляет мысль о присутствии в природе чего-то высшего, чего-то что не поддается доводам рассудка, что невозможно объяснить научными формулами. Это таинственное слышится ему в порывах ветра и он с удовольствием бросается на услышанную фразу о живущей неподалеку колдунье. Конечно, скептицизм Ивана Тимофеевича говорит ему, что колдовство невозможно, но чувства говорят иное и когда он попадает в домик колдуньи он воспринимает сказанное ему пророчество с недоверием в разуме, но с верой в душе.

    И ведь все сбывается. Его любовь к Олесе, такой странной и загадочной, способной заставить человека споткнуться на ровной дорожке, оказывается такой же невозможной, как и принятие идеи существования колдовства. такие отношения не могли закончится счастливо. Слишком разными были герои и если рассказчик признавал уникальность и неординарность девушки, то местные жители боялись ее.

    Конфликт разницы восприятия тайны цивилизованным человеком и темными местными жителями привел к трагедии - Олеся была вынуждена покинуть свой дом.

    Между тем, Иван Тимофеевич готов был пойти на поводу чувств и хотел жениться на Олесе, что кажется вовсе и не было глупостью, ведь любовь всегда права. Вот только в этой паре именно Олеся сохранила гораздо больше разума и отказалась выходить за барина, понимая, что этот брак не принесет ни ей ни ему счастья.

    Повесть Олеся завораживает интересным сюжетом любви городского молодого человека и девушки Олеси, которая живет в лесу со своей бабушкой по имени Мануйлиха. Как однажды заблудившись Иван влюбляется в девушку. Когда читаешь повесть, то начинаешь задумываться, как же так происходит, что разные люди влюбляются друг в друга. То есть становится совершенно понятно, что они не подвластны разуму, а ими руководят чувства. Вот это и есть настоящая, чистая любовь.

    Как ни странно, в этом романе разум и чувства находятся у главного героя в полном ладу. Чувство влечет его к странной лесной девушке Олесе, и разум подсказывает, что нет никаких причин им не быть вместе. Он хочет жениться на Олесе и увезти ее с собой в город.

    А вот у Олеси все сложнее. Чувство тоже велит ей выйти замуж за героя и уехать с ним, а разум вообще молчит. Вместо него - набор суеверий, вложенных ей в голову бабушкой, которая тоже полностью под властью чувств и не хочет расставаться с внучкой. Поэтому она внушает девушке, что той нельзя заходить в церковь, потом посылает ее в деревенскую церквушку, понимая, как ее там встретят.

    А ведь если бы девушка послушалась своих чувств и просто уехала бы героем, все было бы хорошо.