Основная мысль произведения паустовского корзина с еловыми. Урок литературного чтения Паустовский К





Рассказ Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками» был написан в 1954 году. В нем говорится об известном норвежском композиторе Эдварде Григе, а также об удивительной стране Норвегии: о ее морях и лесах, о неприступных скалах, о народных преданиях, песнях, которые вдохновляли композитора в его творчестве.

Эдвард Григ родился в городе Бергене и сюда же вернулся уже в зрелом возрасте, будучи известным и всеми признанным композитором. Неподалеку от города построил он виллу и подолгу жил там среди простых людей – рыбаков, лесорубов, крестьян. Природа Норвегии ни с чем не сравнима: холодное море с узкими заливами, шум прибоя и горные леса, по которым часами любил бродить композитор.

И вот однажды осенью он встретил в лесу маленькую девочку Дагни, дочь лесника, с корзиной еловых шишек.

Глаза у девчушки были зеленые, и в них огонечками отражалась золотая листва. Грига тронула ее детская рассудительность и серьезность, и ему захотелось что-нибудь подарить девочке. Нет, не игрушку («кукол, лент и бархатных зайцев» у него не было), и тогда Григ решил написать для нее музыку с посвящением: «Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет».

Около месяца сочинял он музыку для Дагни, сочинял и представлял себе, как юная девушка бежит ему навстречу, чтобы поблагодарить за подарок. Что он ей тогда скажет? «Ты прекрасна! Ты как солнце и ветер, ты нежный цветок и блеск зари, ты – счастье. Красота жизни – это ты». И всё это увидел Григ уже тогда, при встрече, когда она была еще маленькой девочкой, а он нес ее корзину с шишками, а теперь вот выразил в музыке.

Но состоялась ли эта встреча в действительности, ведь Григ впоследствии ни разу не вспоминал об этом? И музыкальной пьесы с таким посвящением тоже нет.

Значит, это придуманная автором история или, может быть, было в жизни композитора нечто подобное? Здесь можно вспомнить Нину Хагеруп, его кузину и жену. Они вместе росли в Бергене, но в возрасте 8 лет Нина с семьей уехала в Данию, а встретились молодые люди уже взрослыми. И пьеса, скорее всего, тоже существует, только называется она «Утро» и является частью очень известной сюиты «Пер Гюнт», а еще одна пьеса из этой же сюиты звучала у них на свадьбе.

Поэтому образ Дагни собирательный, и выдуманный и реальный одновременно. Разве не могло так случиться, что дочь лесника действительно однажды встретилась Григу. И тогда ему захотелось сказать ей с помощью музыки: «Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна. Я отдал жизни всё…»

Красота жизни – это сам человек и всё то, что окружает его, что его радует и волнует. Искусство же помогает людям увидеть в жизни прекрасное.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Ответы к школьным учебникам

Григ «писал и видел, как навстречу ему бежит девушка с зелеными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке». «Ты как солнце, - говорит ей Григ. - Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны. Я видел жизнь... она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни...»
Его, каждый по-своему, слушали синицы на дереве, матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, снег и Золушка. «Синицы волновались... Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка вытирала ладонью покрасневшее лицо и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и подглядывал в щелку за Григом.
Падавший снег повисал в воздухе, чтобы послушать зэон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Хрустальные туфельки у ее ног вздрагивали в ответ на аккорды».

2. По какой причине Дагни уехала из дома? Где она оказалась? Как характеризует героиню её отношение к театру?

В восемнадцать лет Дагни окончила школу, и отец отправил ее погостить к своей сестре Магде, театральной портнихе. Магда с мужем Нильсом жили в комнатушке под крышей театра.
«Дагни часто ходила в театр. Это было увлекательное занятие. Но после спектаклей Дагни долго не засыпала и даже плакала иногда у себя в постели». В театре Дагни верила всему. Она осталась такой же чуткой, милой, впечатлительной, как в детстве.

3. Что удивило и потрясло Дагни на концерте? Как она догадалась, что знаменитая пьеса Грига посвящена ей? Только ли потому, что было названо её имя?

Дагни пошла на концерт вместе с Магдой и Нильсом. «Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на нее странное действие. Переливы и громы оркестра вызывали у Дагни картины, похожие на сны». Потом ей почудилось, что ведущий концерта назвал ее имя. И он повторил, что музыкальная пьеса посвящена ей по случаю того, что ей исполнилось 18 лет.

4. Смогла ли героиня понять, что хотел сказать ей Григ? О чём она сожалела?

Дагни не смогла сдержать слез и закрыла лицо ладонями. Сначала она ничего не слышала, потому что внутри у нее шумела буря. Потом (?на услышала, как поет ранним утром пастуший рожок, и в ответ ему откликается струнный оркестр. «Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!.. Дагни плакала слезами благодарности». Она сожалела, что Эдвард Григ уже умер, и она не сможет поблагодарить его за чудесный подарок.

5. Согласишься ли ты с тем, что всё произошедшее на концерте можно назвать самым напряжённым моментом рассказа? Объясни.

Произошедшее на концерте можно назвать самым напряженным моментом рассказа. Дагни поняла, что тот человек, который помог ей донести корзину с шишками, и был Эдвард Григ. И пьеса - это тот подарок, который он обещал ей сделать десять лет назад.
«Музыка заполнила все пространство между землей и облаками, повисшими над городом... Музыка уже не пела. Она звала за собой в ту страну, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы... В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос. «Ты - счастье, - говорил он. - Ты - блеск зари».

6. Придумай заглавие к каждой части рассказа. Почему Паустовский так разделил текст? Как все части рассказа связаны друг с другом?

1) Встреча Грига с Дагни в лесу и его обещание написать музыку.
2) Григ пишет музыку для Дагни.
3) Дагни приезжает в гости в своей тете Магде. Комната Магды.
4) Симфонический концерт белой ночью в городском парке.

7. Определи основную мысль произведения Паустовского. В чём она заключается?

Этот рассказ о красоте мира и человека, о том, как прекрасно искусство, отражающее жизнь. Дагни представила, что она поблагодарила бы Грига «за то, что открыли для меня то прекрасное, чем должен жить человек».

8. Составь план и перескажи текст.

План пересказа
1) Композитор Эдвард Григ любил проводить осень в лесах около Бергена.
2) Однажды Григ встретил в лесу дочь лесника, но у него не нашлось, что ей подарить.
3) Григ проводил Дагни до дома и решил посвятить ей музыкальное произведение, которое он напишет к ее восемнадцатилетию.
4) Дом Грига совсем пуст и похож на жилище дровосека.
5) Больше месяца писал Григ музыку для Дагни Педерсен.
6) Григ во время работы представлял себе Дагни, картины скандинавской природы, реальных людей и сказочных героев.
7) Когда Дагни исполнилось восемнадцать, она приехала погостить к тете Магде.
8) Дагни часто ходила в театр, но очень переживала от увиденного, тогда тетя предложила посетить концерт для разнообразия.
9) Во время концерта Дагни вдруг услышала, что со сцены прозвучало ее имя.
10) Все узнали, что Григ посвятил Дагни свое сочинение - это был был подарок, который он обещал ей через десять лет.
11) Дагни уже не сможет сказать Григу «спасибо!».

9. Побеседуй с другом на тему «Я люблю слушать музыку». Вам помогут вопросы из «Рабочей тетради».

Я люблю слушать музыку и с друзьями, и в одиночестве. С друзьями я люблю слушать быструю, веселую и громкую музыку, а в одиночестве предпочитаю слушать спокойную тихую мелодию без слов. А еще я люблю слушать разную музыку в общественном транспорте, через наушники, чтобы никому не мешать. Я люблю при этом смотреть в окно и находить в плейере такую мелодию, которая бы соответствовала движению транспортного средства: или бравурную, если мы быстро едем, или медленную, если стоим в пробке.

  • Обучающая , частично поисковая: обучать умению подчинять свою работу названию темы, умению делать выводы, строить умозаключение, показать воздействие музыки на слушателя, наблюдать за стилем К.Г. Паустовского, работать над развитием речи, учить слушать, выражать свои мысли, чувства.
  • Развивающая : развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать произведение, самостоятельность, эмоциональный мир, воображение, творческие способности, память, мышление.
  • Воспитательная : прививать чувство любви к литературе, учить любоваться красотами природы, расти добрыми, чуткими, жизнелюбивыми.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Музыка в нашей жизни всегда. Это ТВ, это радио, кто-то учится в музыкальной школе, кто-то сам сочиняет и напевает нехитрые мелодии. Музыка играет в душе, когда нам: радостно, печально, тревожно, спокойно. Музыка для каждого из нас разная. Послушаем одно из музыкальных произведений, которому уже много десятков лет, но которое до сих пор вызывает бурю эмоций.

(Звучит музыка Э. Грига из оперы «ПерГюнт»“Утро”. Приложение 1 . (Слайды с 1 по 11)

У:- Какая красивая музыка!
- Кто написал эту чудесную музыку.? (Э.Григ.) (Слайд 12)

2.Рефлексия

Какие чувства, впечатления и настроения вызвало у вас это произведение?

Что вы представили, слушая музыку?

А что произвело на вас большее впечатление, сама музыка или описание музыки Паустовским?

Что вы лучше поняли, художественное произведение или музыкальное?

Как вы думаете, почему так происходит? Что нужно для того, чтобы понять музыку?

(её надо услышать)

У:- Как связаны литература и музыка?

Д: Это произведения искусства, которые заставляют читателя или слушателя мыслить, чувствовать, переживать.

Верно, Паустовский тоже это понимает. Найдите и прочитайте фразу,

в которой он объясняет, что трудно описывать музыку словами?

(невозможно описать музыку словами, как бы ни был богат наш язык)
- Где Вы черпаете вдохновение для сочинения такой красивой музыки?- спросили как - то Э.Грига.
- В величественной, суровой, северной стране неприступных гор, густых лесов, волшебных фьордов. В стране, где живут гордые и сильные духом люди.

У: -Ребята, а кто знает, что обозначает слово фьорды?

У: Эта страна расположена на Скандинавском полуострове, за полярным кругом, в зоне сурового арктического климата. Что это за страна? Расшифруйте слово.

Назовите Родину композитора. (Слайды с 13 по 16)

Норвегия- родина Грига, композитора и музыканта.

  • Проблемный вопрос

У: Почему на уроке литературного чтения мы встретились с композитором и его замечательной музыкой? (Слайд 17)

Д: Э. Григ и его волшебная музыка лежит в основе произведения К. Паустовского “Корзина с еловыми шишками”. (Слайд 18)

У: К. Паустовский любил писать истории из жизни знаменитых людей. Так появился рассказ “Корзина с еловыми шишками”.

Тема : К.Г.Паустовский
“Корзина с еловыми шишками”

Тема высказывания :
“Чем должен жить человек?”

Что необычного заметили в записи темы урока?

Д: Мы видим вопросительное предложение, а значит, нам предстоит дать на него ответ.

(Слайд 19)

У: Я хочу видеть на уроке внимательных, серьёзных, вдумчивых читателей, способных размышлять, анализировать, чувствовать сердцем и душой.

2. Осмысление

(Слайд 20 Встреча Грига и Дагни)

У: Ну, конечно, вы узнали этих героев? А что у девочки в корзине? Она так тяжела!

Д: В корзине у Дагни еловые шишки!

  • Проблемный вопрос

У: А зачем девочке понадобились шишки? (Варианты ответов детей.)

Д: Шишками можно топить печь, делать различные игрушки, утеплять дом.

У: А знаете ли вы, как появляются еловые леса? (Слайд 21)

У: Еловые леса растут из семян, которые находятся внутри шишек.(Слайд 22 для люб.)

Дагни - дочь лесника. Она собирала шишки с семенами для отца, а он, сажая семена, выращивал деревья.

У: Могла ли Дагни жить в этой избушке?

(Слайд 23 Избушка лесника)

  • Анализ текста

У: Ребята, давайте и мы соберем свои “шишки”, получим свои “семена” знаний, которые пригодятся в дальнейшей жизни. (Слайд 24)

  • Проверим домашнее задание
  1. Распредели слова по группам (ассоциативный ряд) (Слайд 25)

б) По опорному конспекту составь рассказ (описание) (Слайд 26)

Осенний лес
Грибной воздух
Шум прибоя
Пряди мха
Весёлое эхо

Зимний город
Туман
Пароходы
Пристань
Снег

У: Как вы думаете, зачем К. Паустовский включил описание осеннего леса и зимнего города? (Варианты ответов детей.)

Д: Композитор черпает вдохновение не только в природе, но и в обычной обстановке, привычном окружении. (Контраст: медь и золото листьев и заржавленный пароход.)

У: Произведение Константина Паустовского читают уже 150 лет!

Давайте и мы вслушаемся в красоту художественного слова, анализируя текст.

(Учитель раздаёт задания - “шишки” из корзины. Класс работает по группам разного уровня сложности.)

Дети вспоминают правила работы в группе. (Слайд 27 «Учись учиться»)

(Чтение вслух по цепочке, выбор старшего группы, название главы вслух, вопросы не читаем, дополнительные ответы поощряются, включаем музыку.

«Единственный путь, ведущий у знанию- деятельность.» Б. Шоу.

У: Я желаю вам плодотворной работы. (Слайд 28)

- Но сначала немного отдохнем.

Физкультминутка . (Слайд 29)

(Ребята выполняют задание, используя памятки: “Компоненты интонации”, “Идеальному читателю”, “Учись работать по алгоритму”.)

  • Работа в группе по главам произведения.

1-я группа “Встреча в лесу”. (Слайд 30)

У: Подарки материальные - вещи, игрушки - легче дарить.

Григ же задумал очень сложный - духовный подарок - музыку.

Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку, поэтому Григ обещает подарить подарок позже.

2 группа “В доме композитора”. (Слайд 31)

У: “…У тебя на сердце зацвел белый цветок и наполнил всё твоё существо благоуханием весны”.

Как ярко и точно пользуется художественным словом К. Паустовский. (Выслушивая ответы, подвожу к выводу.)

3 группа “В гостях”. (Слайд 32)

У: Дагни чуткая, милая, впечатлительная, как в детстве. (Выслушивая ответы, подвожу к выводу.)

4 группа “Долгожданный подарок”. (Слайд 33)

(Слайд 34 Фортепьяно)

(Стихотворение собственного сочинения. Синквейн.)

У: Чувства Дагни переполнили её душу. Девушка раскрылась как цветок всеми цветами радуги .

Он может расцвести в душе каждого из вас.
Давайте вернёмся к теме нашего урока. (Выслушивая ответы, подвожу к выводу. Звучит музыка.)

У: Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая музыку Э. Грига?

Какова главная мысль произведения? (Слайд 35)

(Д: “…Вы открыли передо мной, то прекрасное, чем должен жить человек”.)

Тема : К.Г.Паустовский
“Корзина с еловыми шишками”

Тема высказывания :
“Чем должен жить человек?” (Слайд 36)

У: Ответим на главный вопрос урока.

(Слайд 37-38)

Д: Мечтой, Родиной, искусством, музыкой…

У. Да, музыка - это чудо. В переливах струн, в звучании черно-белых клавиш таятся такие чувства, которые могут изменить нашу жизнь. Откройте и вы для себя классическую музыку, слушайте ее чаще. И однажды вы тоже попадете в свою сказку.

У. Сегодня на уроке мы о многом поговорили, на много вопросов ответили. А один забыли. Причем же тут шишки?

Вспомните, как Григ помог малышке?

-Он донес ее тяжелую корзину.

А как он помог ей во взрослой жизни?

-Он помог ей жить.

А жизнь гораздо тяжелее даже самой тяжелой корзины с шишками. (Слайд 39)

У: Произведение, которое мы с вами изучили современно и актуально. Все чувства и поступки для нас важны. Есть талантливые люди (Э. Григ и К. Паустовский), которые помогли раскрыть и понять книгу душевных отношений.

Я тоже хочу подарить вам душевный подарок. (Учитель читает стихотворение.)

Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей.

Ни своих прозрений и открытий

Не держите в тайне от людей…

Торопитесь всё отдать при жизни,

Чтоб, уйдя к небытию, во власть,

Тёплым ливнем, снегом ли пушистым

Снова к милой родине припасть.

(Слайд 40)
То, что прозвучало в этих строках, касается всех нас. Автор этих стихов даёт совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым был посвящён наш урок. Это К.Г. Паустовский и Эдвард Григ.

  • Домашнее задание. (Слайд 41)

Приготовить духовный подарок своим одноклассникам. Прочитать полное сочинение К.Г. Паустовского “Корзина с еловыми шишками”.

  • Душевные слова благодарности детям за работу на уроке. (Слайд 42)

(Слайд 43 Ключ к тесту)

Просмотр содержимого документа
«К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" »












Эдвард

Григ

Композитор

музыкант

1843-1907гг



Расшифруй слово


МОЛОДЦЫ!

НОРВЕГИЯ


Норвегия – Родина Грига, композитора и музыканта.


Проблемный вопрос

Почему на уроке литературного чтения мы встретились с композитором Э.Григом и его музыкой?


Э. Григ и его волшебная музыка лежит в основе произведения К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».


Тема: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Тема высказывания: «Чем должен жить человек?»




Еловые леса растут из семян, которые находятся внутри шишек.

Для любознательных детей



Приглашение

Ребята, давайте и мы соберем свои «шишки», получим свои «семена» знаний, которые пригодятся в дальнейшей жизни.


Д.з. Распредели слова по группам (ассоциативный ряд)

Осенний лес, зимний город, воздух, шум прибоя, пряди мха, Берген, пристань, туман, золото и медь, кованые листья, пароходы, снег, весёлое эхо.


Опорный конспект

Осенний лес

Грибной воздух

Зимний город

Туман

Шум прибоя

Пряди мха

Пароходы

Пристань

Весёлое эхо

Снег


«Учись учиться»

Памятка

«Как работать на уроке в паре, группе»

  • Внимательно прочитайте задание.
  • Старайтесь разделить всю работу поровну. Тактично помогайте друг другу в случае затруднения.
  • Не стесняйтесь обратиться за помощью, но не злоупотребляй этим.
  • Если твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему так, чтобы он работал с полным напряжением сил.
  • В любом коллективном деле должна быть согласованность.

Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность». Б. Шоу



Заслушаем мнение каждого

1 группа «Встреча в лесу»

1. Где и как познакомились главные герои произведения К. Паустовского?

2. «По ролям» прочитайте диалог Дагни и Грига (при необходимости используйте памятку «Компоненты интонации»).

3. Найдите в тексте скрытые вопросы. (проблемные вопросы)


2 группа «В доме композитора»

1. Какие литературные приёмы использовал автор в рассказе? Ответ запиши в таблицу.

2. Каких слушателей больше всего ценил Григ? За что они были дороги ему?

3. Что «расцвело на сердце» у Дагни? (Попробуйте создать и защитить свой проект, используя цитаты из текста.)

Олицетворение

Сравнение

Эпитет


3 группа «В гостях»

1. Перескажите главу от имени Дагни.

Используя «театральные вещи» в тексте попробуйте изобразить театральных или сказочных персонажей. 2. Ответ аргументируйте фразой из знакомых произведений.

3. Объясните значение слова «ботфорты» (используя разные виды словарей).


4 группа «Долгожданный подарок»

1. Найдите в тексте слова при помощи которых автор передаёт всю гамму чувств Дагни на концерте. Какой частью речи являются эти слова?

2. Что услышала девушка в музыке?

Передайте состояние девушки, её душевные качества при помощи цвета. 3. Составьте синквейн.



Основная мысль произведения:

«… открыл то прекрасное,

чем должен жить человек»


Тема: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Тема высказывания: «Чем должен жить человек?»



Чем должен жить человек

Красота природы

Человеческие отношения


«Что бы тебе ни говорили

о жизни, верь всегда,

что она удивительна

и прекрасна…»


Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей.

Ни своих прозрений и открытий

Не держите в тайне от людей…

Торопитесь всё отдать при жизни,

Чтоб, уйдя к небытию, во власть,

Тёплым ливнем, снегом ли пушистым

Снова к милой родине припасть.


Домашнее задание.

Полное сочинение произведения К.Г. Паустовского

«Корзина с еловыми шишками»



Ключ к тесту

  • Первый уровень
  • норвежский
  • Дагни
  • лесника
  • музыку
  • Второй уровень

5. в еловых шишках много смолы

6. Хагеруп

7. рояль мог петь обо всём

8. загулявшие матросы, прачка, сверчок, синицы, снег, Золушка

9. портнихой

  • Третий уровень

11. симфоническую

12. восхищение, уважение, гордость

В своем творчестве Константин Паустовский часто поднимает философские вопросы о смысле жизни, о поисках своего места в этом мире, о трудности выбора. Рассказ «Корзина с еловыми шишками» не является исключением. Читая это легкое жизнеутверждающее произведение, понимаешь, что самые лучшие в жизни вещи даются человеку бесплатно.

Главные герои этого произведения, композитор Эдвард Григ и маленькая девочка Дагни, дочь лесника, знакомятся в лесу. Композитор просто гуляет, любуясь неповторимым осенним пейзажем, а девочка собирает еловые шишки. Обычный разговор, обыкновенная осень. Однако все вокруг будто пропитано сказкой: удивительно тонкие и восприимчивые к каждому шороху осиновые листья, нахнущие тяжелой пахучей смолой еловые шишки, хрупкая и необычайно красивая стеклянная лодка…

Григ настолько впечатлен общением с маленькой незнакомкой, что решает посвятить ей музыкальное произведение. Конечно, ребенок не в состоянии глубоко оценить силу и красоту классической музыки, поэтому Григ говорит, что Дагни получит подарок через десять лет, когда ей исполнится восемнадцать. Девочка в растерянности, она хочет получить подарок сейчас, но ей остается только смириться.

Создавая произведение, посвященное Дагни, композитор с нежностью думает о своей маленькой музе. Он знает, что впереди у нее такая увлекательная, такая яркая и прекрасная жизнь, полная открытий и любви. Григ желает девочке большого и настоящего счастья, и все свои переживания вкладывает в музыку.

Проходят годы, Дагни превращается в стройную красавицу с длинными косами. По случаю окончания школы девушка едет погостить к своим дяде и тете, а те решают сводить ее на концерт. Каково же всеобщее удивление, когда со сцены звучит непередаваемо прекрасная музыка, посвященная ей, дочери лесника.

В душе у Дагни все переворачивается, ей вспомнилось все: и прекрасный осенний лес, и человек со смеющимися глазами, обещавший подарить ей необычный подарок. Этот подарок — действительно лучшее, что можно пожелать, потому что это больше, чем музыка, это дар любви к жизни.

Жизнь состоит из множества больших и мелких событий, ежеминутно человека окружают сотни вещей, и как же важно помнить, что все это прекрасно, и любить жизнь во всех ее проявлениях. «Корзина с еловыми шишками» — небольшой, но впечатляющий рассказ, заставляющий читателя задуматься об истинных ценностях.

    • Жизнь человека настолько стремительна и наполнена событиями, что порой забываешь, что в жизни самое важное, а что все же второстепенное. Именно это и происходит с Настей, героиней рассказа Паустовского «Телеграмма». Хотя весь сюжет разворачивается вокруг ее имени, с самой Настей мы знакомимся уже во второй половине рассказа. Настя родилась и выросла в глухом селе Заборье. Видно, девушке очень наскучила и родная деревня, и все, что с нею связано, потому что в деревню она не приезжает годами. Жизнь не стоит […]
    • Как часто в жизни мы, не задумываясь, раним других. Как много может спасти одно доброе слово, один сострадательный поступок. Возможно, именно эту идею хотел донести до читателя Паустовский рассказом «Теплый хлеб». Главный герой рассказа, Филька по прозвищу «Ну тебя!», - мальчишка с очень непростым характером. Филька недоверчив, несговорчив, всем грубит, даже старенькой бабушке. До поры до времени его грубости сходят ему с рук, но только до тех пор, пока мальчик не обидел раненого коня, любимца всей […]
    • Тягостное чувство возникает по окончании чтения рассказа К. Г. Паустовского "Телеграмма". Не светлая печаль, тихая грусть и примирительная гармония с миром, но какой-то тяжеленный темный камень на душе. Будто бы чувство вины, постигшее Настю слишком поздно, ложится в какой-то степени и на меня. Вообще подобные темы не так уж свойственны общеизвестному Паустовскому, изучаемому в школе и любимому маленькими детьми. Мы все знаем автора, уважающего и ценящего родную природу, мастера тонких и трогательных описаний […]
    • Делай добро – и оно к тебе вернется, делаешь зло – жди расплаты. В жизни все взаимосвязано. Наверно, рассказ Паустовского «Заячьи лапы» - именно об этом: о взаимосвязи всего живого, о важности в жизни любви и сострадания. Название рассказа очень необычно и сразу заставляет читателя задуматься о том, почему заячьи лапы? Что в них такого особенного? Ну, попал косой в лесной пожар, спасся, дело житейское. Неужели об этом стоит писать целый рассказ? Оказывается, что стоит, потому что заяц в рассказе не простой, а […]
    • Прекрасна и добра небольшая "сказка" Константина Паустовского под уютным домашним названием "Теплый хлеб". Несмотря на кажущуюся простоту и незамысловатость сюжета, несколько народный язык, короткие, но красочные описания природных явлений, - это настоящее произведение литературы художественной. И оно, наравне с многотомными романами, заставляет читателя остановиться, задуматься, что-то для себя решить. Над чем задуматься? Что именно решить? Об этом - ниже. Пойдем от меньшего - к большему. Главную идею оставим […]
    • Эрнест Хемингуэй – классик мировой литературы, лауреат Нобелевской и Пулитцеровской премий. Будущий писатель родился в 1899 году в Оук-Парке, привилегированном пригороде Чикаго. Его отец был врачом. Он постарался привить сыну любовь к окружающему миру. Также на мировоззрение писателя повлиял его дед. В 12-летнем возрасте Эрнест получил от него подарок – однозарядное ружье. Именно с этого началось увлечение Хемингуэя охотой. Первые рассказы будущего классика были напечатаны в школьном журнале «Скрижаль». Также […]
    • Начало творческого пути М. Горького пришлось на период кризиса в социальной и духовной жизни России. По признанию самого писателя, к сочинительству его подтолкнули страшная «бедная жизнь», отсутствие у людей надежды. Горький видел причину создавшегося положения прежде всего в человеке. Поэтому он решил предложить обществу новый идеал человека-протестанта, борца с рабством и несправедливостью. Горький хорошо знал жизнь бедняков, от которых отвернулось общество. В ранней юности он сам был «босяком». Его рассказы […]
    • Возрождение имени Максима Горького после пересмотра места его творчества в русской литературе и переименования всего, носившего имя этого писателя, обязательно должно произойти. Думается, немалую роль в этом сыграет самая известная из драматического наследия Горького пьеса «На дне».Сам жанр драмы предполагает актуальность произведения в обществе, где много нерешенных социальных проблем, где людям известно, что такое ночлежка и отсутствие дома. Пьесу М. Горького «На дне» определяют как социально-философскую драму. […]
    • Многие писатели середины XX столетия не смогли остаться в стороне от событий, происходивших тогда в стране. За время, предшествующее Октябрьской революции и последующие годы становления советской власти было убито или отправлено в ссылки много неугодных власти людей. Сломанные судьбы, осиротевшие дети, постоянные доносы – думающие люди не могли остаться равнодушны. Б. Пастернак, М. Булгаков, Е. Замятин, В. Шаламов, М. Шолохов, А. Солженицын и многие другие писали о том, что происходит и как от этого страдают […]
    • Настя Митраша Прозвище Золотая курочка Мужичек в мешочке Возраст 12 лет 10 лет Внешность Красивая девочка с золотыми волосами, лицо всё в веснушках, а лишь один нос чистенький. Мальчик невысокого роста, плотного телосложения, имеет большой лоб и широкий затылок. Его лицо в веснушках, а чистенький носик смотрит вверх. Характер Добрая, рассудительная, поборола в себе жадность Смелый, смекалистый, добрый, мужественный и волевой, упрямый, трудолюбивый, целеустремленный, […]
    • Владимир Набоков, выдающийся русский писатель, получил признание в 1920-х годах в эмиграции и только во второй половине 80-х годов вернулся своими произведениями на родину, в Россию. Его творческая деятельность началась на исходе Серебряного века русской поэзии и продолжалась вплоть до 70-х годов. Так сложилось, что творчество Набокова вписано в историю сразу двух национальных литератур – русской и американской, причем все его романы, написанные по-русски и по-английски, – подлинные литературные шедевры. Набоков […]
    • Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно […]
    • Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX – начала XX […]
    • У Александра Блока свое особое отношение к Родине. Россия – это не просто тема, а это мир, наделенный своими чертами, заполненный различными образами и символами. А. Блок обращается к размышлениям о трагическом прошлом России, многострадальном народе, о предназначении и особенности России. Очень ярко и своеобразно представлено отношение к Родине в цикле «На поле Куликове». Этот цикл включает в себя пять стихотворений. В примечании к циклу Блок написал: «Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям […]
    • Нужно отметить, что эпизод столкновения экипажей распадается на две микротемы. Одна из них – это появление толпы зевак и «помощников» из соседней деревни, другая – мысли Чичикова, вызванные встречей с молоденькой незнакомкой. Обе эти темы имеют как внешний, поверхностный пласт, касающийся непосредственно персонажей поэмы, так и пласт глубинный, выводящий на масштаб авторских размышлений о России и ее людях. Итак, столкновение происходит внезапно, когда Чичиков про себя посылает проклятия Ноздреву, думая, что […]
    • Ф. М. Достоевский был настоящим писателем‑гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других […]
    • Умение выражать тончайшие оттенки настроения сопутствовало Исааку Ильичу Левитану на протяжении всего творческого пути. Избегая сцен, эффектных внешне, он стремился выразить душевные волнения, изображая милые русскому сердцу мотивы. Простоватые, на первый взгляд, сюжеты картин несут сильную эмоциональную нагрузку. Это утверждение в полной мере применимо и к его "Одуванчикам". Неспроста Левитан одним летним утром возвратился с прогулки без этюда. В его руках был букет из одуванчиков, который он хотел […]
    • Сатира М. Е. Салтыкова‑Щедрина правдива и справедлива, хотя нередко ядовита и зла. Его сказки – это и сатира на самодержавных правителей, и изображение трагического положения угнетенного народа, его каторжного труда, и высмеивание господ и помещиков. Сказки Салтыкова‑Щедрина – это особая форма сатиры. Изображая действительность, автор берет только наиболее яркие черты, эпизоды, по возможности сгущает краски при их изображении, показывая события как бы под увеличительным стеклом. В сказке «Повесть о том, как […]
    • Замечательный русский поэт Борис Леонидович Пастернак долгие годы вынашивал идею написать роман. Ему довелось жить в сложное для страны время, в эпоху трех революций. Он был знаком с Маяковским, начинал свою творческую деятельность, когда активно работали символисты и футуристы, сам одно время принадлежал к футуристическому кружку «Мезонин поэзии». Пастернак намеревался «дать исторический образ России за последнее сорокопятилетие…». Первые наброски романа относятся к 1918 году. Автор дал им рабочее название […]
    • Конфликт - это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий “темного царства” и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует […]
  • Звукопись – фонетический приём создания выразительности текста
    - Ребята, а я посчитала количество гласных звуков – их 149. Звонких согласных – 87, глухих согласных – 56. Как вы думаете, это случайное совпадение?
    (Автор использует эти приёмы выразительности, чтобы в рассказе зазвучала музыка)
    Задание 3
    - Кому-нибудь из вас дарили музыку? Мне тоже, к сожалению. А Дагни получила такой подарок! Почему именно ей Григ решил сделать такой подарок на 18-летие?
    (Она красивая. Она добрая. Она умеет восхищаться красотой. Она любит театр и т.д.)
    - Найдите в нашем отрывке средства выразительности, с помощью которых создаётся образ Дагни
    1 группа – эпитеты
    2 группа – метафары
    3 группа – сравнения
    Ответы детей (сравнения: как солнце, как нежный ветер, как раннее утро, ты- белая ночь, ты - блеск зари, метафора – на сердце расцвёл белый цветок)
    Беседа.
    - Оправдалась ли вера композитора, что Дагни именно такая, какой он её видит?
    - Послушайте, музыкальный отрывок из первого концерта фортепиано с оркестром. Предполагают, что именно эту музыку подарил Григ случайно встреченной им девочке, дочери лесника (слайд № 22)
    - Проследите по тексту, что слышит Дагни. Совпадают ли наши представления с авторскими?
    - Какая судьба ждала Дагни?
    - О чём композитор хотел сказать девушке, человеку, вступающему в жизнь?
    (Жизнь прекрасна.)
    - «Дагни сжала руки и застонала от неясного ещё ей самой, но охватывающего всё её существо чувства красоты этого мира. «Слушай, жизнь, я люблю тебя!» - сказала тихо Дагни».

    Почему именно так заканчивается рассказ? Как вы думаете, какова главная мысль рассказа?
    (Человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира!)
    - Так в чём же смысл названия рассказа?
    (Ответы детей)
    (Мир вокруг нас огромен, удивителен, необыкновенно красив. Великое счастье уметь видеть прекрасное в самом обыденном, например, в корзине с еловыми шишками.)
    - Что изменило жизнь героини? Что помогло осознать эту истину?
    (музыка)
    Составление синквейна к слову «Музыка»
    Опорная запись (слайд № 24)
    (Ответы детей)
    Заключительное слово учителя:
    Слова и звуки, звуки и слова.
    В них жизни, полной жизни отраженье,
    Всё, что вмещает сердце, голова
    И человека грудь – все проявленья…
    В них мудрости и красоты венец,
    В словах и звуках вечный ключ сердец!
    - Искусство (живопись, театр, литература, музыка, «союз волшебных звуков, чувств и дум»), воспевает красоту мира, делает нашу жизнь красивее, благороднее, возвышенней. Люди, приобщаясь к искусству, преображаются. В рассказе Паустовского это случилось с Дагни Педерсен, ставшей той, кому Маэстро подарил встречу с Прекрасным.
    -А в вашей жизни была такая встреча?
    Домашняя работа: напишите дома мини-сочинение «Моя встреча с Прекрасным»