Отношение онегина к деревне цитаты. Какой была жизнь Онегина в деревне? Каковы жанровые особенности произведения




Жизнь главного героя в деревне, это вторая глава великого произведения автора. Здесь, очень глубоко, раскрываются душа и нрав героя.

После получения огромного наследства, Евгений Онегин, возвысился духом, и чувствовал себя очень энергично. Именно таким, он приезжает в деревню. Приехав в деревню, Евгений Онегин, нелегко принимает сущность жизни деревенских жителей. Ему тяжело принять жизненный уклад и суету деревни. Он не стремиться найти общий язык с соседями, что в итоге влечёт за его спиной, большие сплетни. Для окружающих, Онегин становиться интересным источником для обсуждения. Со своими высокими интересами, и взглядами на жизнь, он пытается внести радикальные изменения, в жизни деревенских жителей. Изначально, его реформа жизненного уклада, пришла сельчанам по душе, но вскоре, этот интерес проходит, и они осознают, что хорошего с этого ни чего не выйдет. Онегин, становится «белой вороной» в обществе, но находит себе собеседника, а вскоре друга Ленского.

Довольный жизнью, с заграничным образованием, помещик Ленский, был одним из сельских жителей. В отличие от Евгения, он не был травмирован жизнью, и наслаждался каждой минутой своего бытия, и такие слова как любовь и верность, для него имеют святое значение. Два приятеля, находят себя в интересах и противоречию к светской жизни. Онегин и Ленский, прекрасно понимают, что обсуждения духовности, сильно их отличает от сельчан, у которых кроме вина, сенокоса, нет ни чего в голове. Благодаря своему стойкому нраву, Ленский, в отличие от Онегина, стал другом для односельчан, не смотря на свои высокие моральные ценности. С появлением Ольги, жизнь двух друзей значительно меняться. Автор с недоумением выражает образ Ольги, как цветущий ландыш. И за этим цветком, всячески ухаживает Владимир Ленский. Она скромная и доверчивая натура, с голубыми глазами и открытой душой. Всё эти черты, отличали её от своей сестры Татьяны.

Татьяна, была тихой и грустной натурой, не похожа на своих сверстников, она не играла, в семье она была чужой. Татьяна, была упрямой натурой, и её не послушания к родительскому воспитанию, матери и отцу не давали покоя. Ни что её не привлекало к работе, ни вязания, ни помощь по дому. Их родители, были абсолютно разной духовной культуры. Отец не понимал интереса к книгам, мать же, всегда почитала литературу на высшем уровне духовности. Мать всегда подражала своим героям книг, даже пыталась одеваться как они. Мать, вела все домашние дела, работала и искала возможность заработать деньги для семьи. Муж, уважал труд жены, всячески пытался ей упростить работу, даже обедал в халате. К великому семейному сожалению, погибает отец. Его уважали односельчане, на надгробном камне, почётно писали о Дмитрии Ларине, как о простом и добродушном барине.

Именно такой, встретил эту семью Евгений Онегин. Не смотря на это, его пыл, остался таким же не зависимым и недоступным.

Несколько интересных сочинений

    Искусство… Оно способно возродить душу человека их пепла, заставить его испытывать просто невероятные эмоции и чувства. Искусство – это средство, с помощью которого авторы пытаются донести свое мысли до человека, приучить его к прекрасному.

  • Сочинение по произведению Царевна-лягушка 5 класс

    В сказке рассказывается о том, что в одном государстве царь начал думать о том, что его сыновьям пришло время жениться. Царевичей в произведении было трое и все они отправились на поиски невесты

Цели урока:

  • обучающая:
  • развивающая:
  • воспитывающая:


«Конспект урока по литературе 2 глава»

Конспект урока по литературе на тему: «Анализ 2 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Онегин в деревне.

Цели урока:

    обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образом Онегина; совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся;

    развивающая: развивать умение работать с лиро-эпическим жанром;

    воспитывающая: углубить понятия об истинной ценности дружбы и красоте, величии любви; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Ход урока

1. Оргмомент

2.Проверка домашнего задания.

    Подготовить рассказ о жизни Онегина в Петербурге

    Выполнить задания теста (Приложение №1)

Давайте вспомним историю создания романа.

Опрос:

Сколько времени писал Пушкин свой роман? ( Почти восемь лет создавал Пушкин свой роман).

Сколько глав в романе? А сколько было задумано автором? ( В романе 8 глав, задумано было 10+отрывки из путешествия Онегина ).

Сразу ли он был напечатан? ( Он выходил отдельными главами) .

( Роман в стихах)

Назовите основные сюжетные линии ( Онегин и Ленский, Онегин и Татьяна).

Что говорил Белинский о романе Пушкина «Евгений Онегин»? ( «Энциклопедия русской жизни» ). Почему Белинский назвал роман Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни»? ( В пушкинском романе сказано так много о жизни России в начале XIX века, что если бы мы ничего не знали об этой эпохе и только читали «Евгения Онегина» - мы бы все-таки знали многое ).

2. –

Главное действующее лицо романа – молодой помещик Евгений Онегин. Социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина. Он сын богатого барина, «наследник всех своих родных», тоже богатых помещиков. Ему не нужно было работать, он не умел и не хотел трудиться «труд упорный ему был тошен». В 1 главе мы узнаем о бездельной жизни этого умного и благородного юноши в Петербурге – встречи с друзьями в ресторане, посещение театра, балы, ухаживания за женщинами. Он рос без матери; его воспитанием занимались отец, иностранные гувернеры. Они почти ничему не научили мальчика, никак не воспитывали его и только слегка бранили за шалости. Из Онегина вырос эгоист, человек, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы, страдания других людей, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку .

3.Целевая установка

На прошлом уроке мы с вами познакомились с Евгением Онегиным, как он жил в Петербурге, чем занимался, что его волновало, а что печалило, а сегодня наша задача – углубить работу над образом Евгения Онегина и попытаться проникнуть в художественное своеобразие романа.

    Анализ 2 главы «Онегин в деревне»

Каким мы оставили героя по прочтении 1 главы? (Там скука, там обман иль бред… Ему наскучил света шум… ).

Почему же так часто рядом с Онегиным мы видим слово скука ? Ему скучно и в Петербурге, и в деревне. Но ведь прочитав 1 главу мы не находим других скучающих (за исключением автора) Почему же скучает Онегин, в то время, как других не тяготит праздная светская жизнь?

Что же есть то главное, без чего не может быть полной жизни, по Пушкину. На доске появляется схема:

ДРУЖБА
ЛЮБОВЬ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (= ПОЛЬЗА)

Есть ли всё это у Онегина в первой главе? Нет.

Подтверждаем примерами: «Друзья и дружба надоели», «Измены утомить успели», «Читал, читал, но всё без толку…», «труд упорный ему был тошен», «Нет, рано чувства в нем остыли…».

– Онегин переехал жить в деревню. Для чего Пушкин вводит Онегина в иную среду? (Чтобы показать героя в разной обстановке. Здесь, в деревне, Онегин нашел себе занятие, он решил учредить новый порядок).

– С чего начинается 2 глава? (С описания деревни и замка). Зачитывают (1-2 строфа)

– О ком идет речь в 3 строфе? (Рассказывается о жизни дяди Евгения, который в окно смотрел и мух давил».)

– В двух строчках – целая жизнь: сорок лет без дела в глухой деревне! Попав в деревню, Евгений мог бы повторить дядину жизнь – что же ему еще остается делать, как не браниться с ключницей и смотреть в окно? Но Онегин на такое не способен.

Чтение 4 строфы.

–Какие преобразования в своем хозяйстве совершил Онегин?

– Заменил непосильную для крестьян барщину (принудительный труд зависимого крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве помещика ) «легким» оброком (одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами ). Онегин, который был «хозяином заводов», переведя крестьян на оброк, не только облегчил их труд, но и значительно уменьшил свои доходы.

– Как отнеслись к этому соседи Онегина, помещики? Найдите строчки. («Опаснейший чудак»).

Почему соседи прекратили с ним дружбу? («Поступком оскорбясь таким»)

Какое мнение о нём сложилось у соседей? («Сосед наш неуч, сумасбродит; он фармазон..»).

Фармазон

– Онегин опять остается в полном одиночестве, его новшества никто не принял (5 строфа). И здесь Пушкин вводит новое лицо в свой роман Кто приезжает в деревню? (в деревню приезжает Владимир Ленский).

Чтение 6,7,8 строф .

Опишите Владимира Ленского. (Ленский – помещик, богатый, красавец, кудри чёрные до плеч, в полном цвете лет, поэт. Он из Германии приехал в деревню).

(Как жених, так как был богат и хорош собою).

(«Ленский, не имев, конечно, охоты узы брака несть, с Онегиным желал сердечно знакомство покороче свесть»).

Почему Ленский сближается с Онегиным? (Русское провинциальное дворянство было совершенно чуждо ему. И в этой «пустыне, где один Евгений мог оценить его дары...».

Ленский сближается с ним: «Они сошлись...» (строфа 13)

– Как говорит Пушкин о дружбе Ленского и Онегина? («От делать нечего друзья». То есть дружба их была случайной).

– Найдите в тексте, как Онегин относится к Ленскому.

Ленский – это душа чистая, восторженная, но в тоже время наивная в своих мечтах и совершенстве мира.

О чем они спорят? Чтение XVI строфы. (Круг их разговоров серьезен. Темы, которые они затрагивают, – темы людей мыслящих).

– Что же сближало Онегина и Ленского? (Онегина привлекали в Ленском ум, эрудиция, стремление узнать что-то новое. И хотя он «слушал Ленского с улыбкой», все, чем жил его новый приятель, чем дорожил, восторгался, - все это было дорого Онегину, ведь он сам когда-то был таким. Все это сблизило Онегина и Ленского, они стали неразлучны. Ленский, впервые полюбив, открывает Онегину тайну своего сердца). Чтение 19 строфы .

Чтение 21,23.

В кого влюблен поэт? Каков её портрет? Опишите её.

(Ольга выписана так подробно: глаза, локоны, улыбка, легкий стан – и так привычно! Она такая, как все! Самая обыкновенная провинциальная барышня , за внешностью которой нет ничего особенного, нет внутреннего содержания. В портрете нет ничего, что могло бы объяснить восторг Ленского ).

- С каким чувством рисует Пушкин этот образ? (С иронией относится к выбору: «надоел он мне безмерно»).

–А Татьяна? Какой была Татьяна? Чтение строф 24-28 (Пушкин рассказывает о том, какой она не была, подчеркивая тем самым её необычность, непохожесть . Если «все в Ольге...но любой роман возьмите...», то в Татьяне все своё, всё необычное, не похожа она ни на девиц из романов, ни на свою сестру Ольгу и ее подруг).

Дополните предложение:

Татьяна любила …

Татьяна не любила …

Каким чувством наполнены строки о Татьяне? (Пушкин любит свою героиню, восхищается ею).

Чтение 29-35 строф.

– Что мы узнаем о семействе Лариных? (XXIX) (Отец Татьяны считал книги пустой игрушкой, хотя сам их никогда не читал, особо не заботился о дочке, жена его любила Ричардсона. Она всегда была одета по моде, её повели к венцу, не спрося её совета, она сначала плакала, с супругом чуть не развелась, но потом привыкла, хозяйством занялась и открыла тайну, как управлять мужем).

Найдите строчки, описывающие то, что делала жена за спиной мужа. (XXXII) (Вела расходы, отдавала своих крестьян в солдаты, служанок била осердясь –всё это мужа не спросясь).

Как относился к ней муж? (34 строфа) (Он её любил, веровал ей, а сам в халате ел и пил).

Как они относились к русским традициям? (XXXV) (У них были блины на масленицу, два раза в год постились, на Троицу «роняли слёзки три», за столом у них гостям носили блюда по чинам).

(Чтобы показать, в какой среде росла Татьяна. Ведь здесь было все исконно русское) (35 строфа).

– Для чего Пушкин рядом с Татьяной показывает Ольгу?

(Веселость, красота, жизнерадостность).

– А что может привлечь Онегина в Татьяне?

5. Подведение итогов.

– Что мы узнали нового об Онегине?

    Два типа героя в романе Пушкина «Евгений Онегин»

    Черты сходства и отличия героев:

А) Портрет

    Онегин …

    Ленский …

Б) Воспитание, образование

    Онегин …

    Ленский …

В) Отношение к дружбе

    Онегин …

    Ленский …

Г) Отношение к любви

    Онегин …

    Ленский …

Д) Отношение к ним поместных дворян

    К Онегину …

    К Ленскому …

3. Причины их дружбы

Приложение №1

Тест по 1 главе.

Дополните предложения:

1.Онегин, добрый мой …

2.Онегин родился на …

3.Француз учил его …

4.Онегин одевался по …

5.Он по – французски мог … и …

6.Свет решил, что он.. и..

7.Онегин читал …

8.Евгений рано познал науку …

9.К Talon помчался: там уж ждёт его..

10.Всё украшало кабинет для …, для …

11.Мой Онегин, … , в своей одежде был педант.

12.Рано … остыли, ему … света шум, … и надоели.

13.Им овладела понемногу …

14.Онегин за перо взялся, но …

15.Книги тоже надоели, потому что там …, там.. иль …

16.Онегин едет к дяде, чтобы …

Приложение №2

Тест по 2 главе

1. О ком это:

«Ярем он барщины старинной

Оброком лёгким заменил…»?

2.С чего начинается 2 глава?

3. Чья это характеристика: «Лет сорок с ключницей бранился,

5. О чём ведут разговоры Онегин и Ленский?

6.Чья это характеристика:

7. Чья это характеристика:

8.О ком говорится в следующих строках: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень …»?

9.Кто казался чужим (ой) в своей семье?

10.Кто любил Ричардсона?

11. Чья это характеристика: «Он пел разлуки и печаль, и нечто, и туману даль»?

12. Чья это характеристика: «Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива»?

13. Чья это характеристика: «Богат, хорош собою, везде был принят как жених»?

14. О ком это: «Ей рано нравились романы; они ей заменили всё»?

15. О ком это: «Они хранили в жизни мирной привычки милой старины …»?

Просмотр содержимого документа
«С чего начинается 2 глава»

– С чего начинается 2 глава?

– О ком идёт речь в 3 строфе?

Какой первый шаг делает Онегин, чтобы не превратиться в своего дядюшку?

–Какие преобразования в своём хозяйстве совершил Онегин?

– Как отнеслись к этому соседи Онегина, помещики?

Почему соседи прекратили с ним дружбу?

Какое мнение о нём сложилось у соседей?

Опишите Владимира Ленского.

Как был принят Ленский в деревне?

Что об этом думает Ленский? Хочет ли он жениться?

Почему Ленский сближается с Онегиным?

– Как говорит Пушкин о дружбе Ленского и Онегина?

О чём они спорят?

В кого влюблён поэт? Опишите её.

– Что привлекает Ленского в Ольге?

Какой была Татьяна?

– Что мы узнаём о семействе Лариных?

– Для чего Пушкин так подробно показывает быт Лариных?

Как они относились к русским традициям?

Ольга выписана так подробно: глаза, локоны, улыбка, легкий стан – и так привычно! Она такая, как все! Самая обыкновенная провинциальная барышня , за внешностью которой нет ничего особенного, нет внутреннего содержания.

Фармазо ́ н – член тайного общества; вольнодумец.

Мадрига ́ л –короткое хвалебное стихотворение.

Просмотр содержимого презентации
«Евгений Онегин 2 глава»

А.С.Пушкин

«Евгений Онегин». Анализ 2 главы. Онегин в деревне.

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».


Проверка домашнего задания

Сколько времени писал Пушкин свой роман?

Сколько глав в романе? А сколько было задумано автором?

Сразу ли он был напечатан?

-Каковы жанровые особенности произведения?

Назовите основные сюжетные линии


Проверка домашнего задания

- Почему Пушкин в 1 главе рисует лишь один день из жизни Онегина?

-Из чего складывается этот день?

-Какое основное чувство сопровождает Онегина?

-Назовите главных героев романа.


Проверка домашнего задания

Расскажите о жизни Онегина в Петербурге

Главное действующее лицо романа – молодой помещик Евгений Онегин. Социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина. Он сын богатого барина, «наследник всех своих родных», тоже богатых помещиков. Ему не нужно было работать, он не умел и не хотел трудиться «труд упорный ему был тошен». В 1 главе мы узнаем о бездельной жизни этого умного и благородного юноши в Петербурге – встречи с друзьями в ресторане, посещение театра, балы, ухаживания за женщинами. Он рос без матери; его воспитанием занимались отец, иностранные гувернеры. Они почти ничему не научили мальчика, никак не воспитывали его и только слегка бранили за шалости. Из Онегина вырос эгоист, человек, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы, страдания других людей, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку.


Учимся понимать текст

-Каким мы оставили героя по прочтении 1 главы?

-Почему же так часто рядом с Онегиным мы видим слово скука ?

-Что же есть то главное, без чего не может быть полной жизни, по Пушкину.

ДРУЖБА ЛЮБОВЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (= ПОЛЬЗА)

-Есть ли всё это у Онегина в первой главе?


Учимся понимать текст

С чего начинается 2 глава? (Зачитывают (1-2 строфа)

О ком идет речь в 3 строфе?

В двух строчках – целая жизнь: сорок лет без дела в глухой деревне! Попав в деревню, Евгений мог бы повторить дядину жизнь – что же ему еще остается делать, как не браниться с ключницей и смотреть в окно? Но Онегин на такое не способен.

-Какой первый шаг делает Онегин, чтобы не превратиться в своего дядюшку?


Учимся понимать текст

Чтение 4 строфы.

Какие преобразования в своем хозяйстве совершил Онегин?

Как отнеслись к этому соседи Онегина, помещики? Найдите строчки.

-Почему соседи прекратили с ним дружбу?

-Какое мнение о нём сложилось у соседей?

  • Фармазон – член тайного общества; вольнодумец

Учимся понимать текст

Чтение 6,7,8 строф .

-Опишите Владимира Ленского.

- Как был принят Ленский в деревне? (XII)

- Что об этом думает Ленский? Хочет ли он жениться?

-Почему Ленский сближается с Онегиным?


Учимся понимать текст

Как говорит Пушкин о дружбе Ленского и Онегина?

Найдите в тексте, как Онегин относится к Ленскому.

Ленский – это душа чистая, восторженная, но в тоже время наивная в своих мечтах и совершенстве мира.

-О чем они спорят? Чтение XVI строфы.


Учимся понимать текст

Чтение 21,23.

-В кого влюблен поэт? Каков её портрет? Опишите её.

(Ольга выписана так подробно: глаза, локоны, улыбка, легкий стан – и так привычно! Она такая, как все! Самая обыкновенная провинциальная барышня, за внешностью которой нет ничего особенного, нет внутреннего содержания. В портрете нет ничего, что могло бы объяснить восторг Ленского).

- С каким чувством рисует Пушкин этот образ?


Учимся понимать текст

- Какой была Татьяна? Чтение строф 24-28 (Если «все в Ольге...но любой роман возьмите...», то в Татьяне все своё, всё необычное, не похожа она ни на девиц из романов, ни на свою сестру Ольгу и ее подруг).

Дополните предложение:

Татьяна любила …

Татьяна не любила …

-Каким чувством наполнены строки о Татьяне?


Учимся понимать текст

Чтение 29-35 строф.

Что мы узнаем о семействе Лариных? (XXIX)

- Найдите строчки, описывающие то, что делала жена за спиной мужа. (XXXII)

- Как относился к ней муж? (34 строфа)

- Как они относились к русским традициям? (XXXV)

Для чего Пушкин так подробно показывает быт Лариных?


Учимся понимать текст

Для чего Пушкин рядом с Татьяной показывает Ольгу? (Портрета Татьяны нет, потому что Пушкина интересует прежде всего ее внутренний мир).

Что привлекает Ленского в Ольге?

А что может привлечь Онегина в Татьяне? (Онегин одинок, в деревне ему чуждо все русское, он воспитывался на французских образцах, светский щеголь, но все ушло, оставив в его душе лишь разочарование. В душе они были близки).


Тест по 2 главе:

1. О ком это:

«Ярем он барщины старинной

Оброком лёгким заменил…»?

2.С чего начинается 2 глава?

3. Чья это характеристика: «Лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил»)?

4. Чья это характеристика: «И в голос все решили так, что он опаснейший чудак»?

5. О чём ведут разговоры Онегин и Ленский?

6. Чья это характеристика: «Всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро весела…»?

7. Чья это характеристика: «Красавец, в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт»?


Тест по 2 главе:

8.О ком говорится в следующих строках: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень …»?

9.Кто казался чужим (ой) в своей семье?

10.Кто любил Ричардсона?

11. Чья это характеристика: «Он пел разлуки и печаль, и нечто, и туману даль»?

12. Чья это характеристика: «Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива»?

13. Чья это характеристика: «Богат, хорош собою, везде был принят как жених»?

14. О ком это: «Ей рано нравились романы; они ей заменили всё»?

15. О ком это: «Они хранили в жизни мирной привычки милой старины …»?


  • Перечитать 3 главу;
  • выполнить тестовые задания;
  • выписать материал к характеристике Татьяны и Ольги.

Разумеется, художественное пространство в «Евгении Онегине» не исчерпывается только изображением городов. Одно из значительных мест в романе занимают образы, навеянные русской деревней. Причем это понятие с самого первого появления в романе становится в определенном смысле символичным. Об этом говорят эпиграфы, предпосланные Пушкиным второй главе: «O rus!.. (Hor.) – О Русь!» К этому знаменитому эпиграфу обращались не единожды Ю.М. Лотман, Н.Н. Скатов, В.А. Кошелев, говоря об игре слов: латинского «rus» («деревня») и русского «Русь». Пушкин дает каламбурный перевод, воспользовавшись совпадением звучания этих слов. В.А. Кошелев справедливо полагает, что «под пером русского писателя этот мнимо-шутливый каламбур неминуемо получал «расширительное» значение»131. Не менее правомерно замечание литературоведа Г.П. Макогоненко, который писал: «Петербургу с его омутом света и оторванной от национальной почвы культурой столичного дворянства противостояла Русь – хранительница национальных традиций, обрядов и нравов, высокой поэтической культуры народа, …мир русской деревни»132.
Без сомнения, в нашем восприятии пушкинское пространственное сопоставление «Русь – деревня» имеет ряд дополнительных смысловых оттенков. Известно, например, что на русскую культуру исключительно сильное воздействие оказало Просвещение, особенно та сторона этого явления, которая связана с концепцией «природного человека» Ж.-Ж. Руссо, нашедшей свое отражение в русском сентиментализме и в дальнейшем получившей свое развитие в русской литературе и философии. Возможно, не зря любимая героиня Пушкина Татьяна так увлечена европейскими сентиментальными романами: руссоистское восприятие мира и человека прочно укоренилось на русской почве. Основная оппозиция Просвещения – «Природа – предрассудок», «естественное – извращенное» получила особую интерпретацию в творчестве Пушкина. Очень верно отметил Ю.М. Лотман: «Гибельной цивилизации… противостоит естественная жизнь русского крестьянина, носителя здоровой морали и природных добродетелей… Естественное стало отождествляться с национальным. В русском человеке увидели «человека Природы», в русском языке – естественный язык, созданный самой Натурой»133.
Деревня – это образ иного стиля жизни, отличного от жизни в столицах,
а значит, и символ скуки, оторванности от общественного веселья: «…и в деревне скука та же…» (V, 32), «В глуши, в деревне все вам скучно…» (V, 70), «Деревня той порой//Невольно докучает взору//Однообразной наготой…» (V, 94) и т. д. После стремительного движения первой главы читатель оказывается в медленном, статичном и по­чти беззвучном пространстве: «Онегин шкафы отворил;//В одном нашел тет­радь расхода,//В другом наливок целый строй,//Кувшины с яб­лочной водой//И календарь осьмого года» (V, 37). «Время как будто с раз­бегу остановилось, обозначив пропасть, которая разделяет Россию петербургскую и деревенскую Русь»134, - таково тонкое наблюдение В.С. Непомнящего. Как считает В.А. Кошелев, глава, посвященная деревне, относительно других глав – «самая «неинформационная» и самая описательная; единственное сюжетно значимое событие в ней – «отповедь» Онегина, которая как бы обрывает завязавшийся любовный сюжет»135. Далее описывается повседневная деревенская жизнь героев, рисуется картина наступающей осени и зимы, и все заканчивается диалогом Онегина и Ленского: приглашением на будущие именины Татьяны. И, тем не менее, эта самая бессобытийная глава оказывается и наиболее сюжетно направленной, ведь «отповедь» Онегина получает продолжение, а приглашение в «свою семью» станет роковым: именно с него начинает разворачиваться будущая трагедия героев романа.
По точному высказыванию В.А. Кошелева, «деревня, сопоставимая с Русью, неожиданно поворачивается необычной стороной и, соединяя «скуку» и «блаженство», «обыденность» и «особенную физиономию», изменяет устоявшиеся представления и деяния»136.
Пожалуй, основным в образе деревни нужно считать то, что она прежде всего - символ «природности»:
Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! я предан вам душой…
(V, 33)

…Она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню…
(V, 163)

Описаниям природы принадлежит в романе важное место. Пейзаж присутствует в «Евгении Онегине» в виде развернутых законченных кар­тин, внешне выполняя роль своеобразных введений к отдельным главам или предваряя новые сюжетные эпизоды внутри глав. В целом пейзаж, как и быт, служит для создания в романе той реальной обстановки, в которой протекают развивающиеся в нем события. Сюжетное содержание большей части рома­на связано с деревенской тематикой, поэтому естественно, что автор уделяет большое внимание пейзажным зарисовкам. После приезда Онегина в деревню дяди следует описание природы:
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали села; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых дриад.
(V, 36)

«Приют спокойствия», «прелестный уголок» - вот основной лейтмотив изображения деревенского пейзажа данной строфы романа. И соответственно общая стилистическая тональность картины не лишена элемента идилличности. Как верно отмечал исследователь Ю. Стенник, «тональность изображения природы близка к номенклатурному трафарету традиционного сентиментального пейзажа, своеобразного «приюта» изгнанника света: «уединенные поля», «сумрачная дуброва», «журчанье тихого ручья» - это все классические признаки обобщенного элегического пейзажа, восходящего в русской поэзии к сентиментализму»137. А если учесть, что частично эта номенклатурность служит раскрытию облика скучающего Онегина, то перед нами – один из приемов пушкинской характерологии. Совсем иное мы видим, когда изображение природы соотносится с образом Татьяны: ро­мантическая окрашенность пейзажа объясняется роман­тическим мировосприятием самой героини. Ее внутренняя близость к миру природы – это несомненное указание на ее органичность, нравственное здоровье. Пейзаж затрагивает самые лирические чувства в читателе, вызывая в нем глубокое сопереживание и сочувствие делам и мыслям героев, понимание чувств автора. В VII главе романа, перед отъездом в Москву, Татьяна с грустью прощается с родными местами:
«Простите, мирные долины,
И вы, знакомых гор вершины,
И вы, знакомые леса;
Прости, небесная краса,
Прости, веселая природа;
Меняю милый, тихий свет
На шум блистательных сует…»
(V, 152)

Д.С. Лихачев писал, что «в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие… Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем… Издавна русская культура считала волю и простор величайшим эстетическим и этическим благом для человека»138. Опираясь на это высказывание, можно говорить о том, что «русская душою» пушкинская героиня прощается с природой как живым свидетелем ее прежней свободной, тихой жизни.
Ю.М. Лотман высказывает интересную мысль о создаваемом каждой, в том числе и русской, культурой пространственном образе мира. «Сложны отношения человека и пространственного образа мира, - пишет исследователь. – С одной стороны, образ этот создается человеком, с другой – он активно формирует погруженного в него человека»139. В узком смысле этот образ является «средой», формирующей личность, и уже неоднократно отмечалось, что Онегин и Татьяна оказались в различных условиях, что сказалось на формировании их характеров и взглядов на мир.
Мы можем сделать вывод, что через связи, которые существуют (или, напротив, не существуют) между героями и природой, автор может внутренне характеризовать их, определять их нравственную и духовную ценность. Как верно отмечал Г.Д. Гачев, «первое, очевидное, что определяет лицо народа, - это Природа, среди которой он вырастает и совершает свою историю. <…> Здесь коренится и образный арсенал национальной культуры (архетипы, символы), …все весьма стабильные. Нельзя ее [природу] сменить без потери своей национальной сути». Исследователь прибегает к широкому обобщению, и его высказывание подтверждает нашу мысль о том, что природа для Пушкина – одно из самых эффективных средств воссоздания картины русского мира, жизни народа, страны, движения истории.
Русская природа в романе «Евгений Онегин» - это некая основа, без которой и вне которой историческая жизнь выглядела бы как бесчеловечная и абстрактная, ничего не говорящая уму и сердцу читателя. В.Г. Белинский утверждал, что невозможно «быть оригинальным и самостоятельным, не будучи народным», и называл Пушкина подлинным художником русской литературы. Действительно, народность Пушкина состоит в органической связи с русской природой, жизнью и мировоззрением народа.

В центре поэтического романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» находится судьба молодого дворянина, типичного представителя своего времени и своего поколения. На протяжении восьми глав мы наблюдаем за его судьбой, драматическими перипетиями жизни героя, его эволюцией. В первой главе романа дается характеристика Онегина «на момент» его появления в романе, раскрываются истоки характера героя – условия его воспитания, а также описывается образ жизни Евгения. Кроме того, в первой главе начинается завязка романного действия, обусловленная «хандрой» героя. Автор представляет Онегина как своего «доброго приятеля», с которым он был хорошо знаком, и сразу называет его «молодым повесой», характеризуя, тем самым, образ жизни Онегина. Мы узнаем, что герой воспитывался, как и все столичные аристократы того времени. Его отец, имевший военный чин, любил жить на «широкую ногу». Поэтому со временем он разорился, пустив все свое состояние «по ветру». На воспитание Евгения отец не обращал никакого внимания – мальчика воспитывали французские гувернантки и гувернеры. Пушкин подчеркивает, что его герой не получил никакого серьезного, систематического образования. Его знания заключались лишь в том, что Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно… Этого было совершенно достаточно, чтобы быть хорошо принятым в свете. Там Онегин считался умным и талантливым юношей, красавцем, завидным женихом. Тем более, что самой «любимой» наукой для героя была «наука страсти нежной» («Но в чем он истинный был гений»). В чем же заключалась премудрость этой науки? В том, чтобы лгать, льстить, играть, но любой ценой добиваться своей цели. Важно, что истинные чувства в этой науке совершенно не ценились, не имели никакого значения. Как же протекала жизнь Онегина, что наполняло его дни? Светские развлечения – балы, рестораны, театры, круговертью сменявшие друг друга. Пушкин подчеркивает, что Евгений вел типичный для его круга образ жизни, который заключался в праздном «ничегонеделанье»: Проснется за полдень, и снова До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра. И в один прекрасный момент Онегину наскучило все, что его окружает – свет и то, что он может предложить. Героя одолела русская «хандра», которую тот пытался побороть самыми различными способами – чтением книг, отдалением от света, желанием путешествовать и так далее. В то время Онегина отличали «мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум». Волею судьбы (отправившись к умирающему дяде), Евгений надолго остается в деревне. Именно с этого начинается вторая глава романа. За считанные дни герой понял, что и здесь его будет преследовать скука. Онегин попробовал заняться полезной деятельность – облегчить жизнь крестьян или общаться с соседями. Но и это ему очень скоро прискучило. Единственной отрадой для героя было знакомство с Владимиром Ленским, молодым помещиком, жившим по соседству. В этом романтичном поэте Онегин узнавал себя несколько лет назад. Можно сказать, что между этими героями завязалась своеобразная дружба. Таким образом, первые две главы романа дают представление об Онегине как о неоднозначном человеке. С первого взгляда ясно, что герой имеет большой внутренний потенциал. И в то же время, он с самого детства является рабом света, образа жизни и мысли, навязанного им. Что же победит в герое? Об этом повествуют дальнейшие главы романа Пушкина.

Вторая глава романа Пушкина «Евгений Онегин», написанного в жанре романа в стихах, начинается описанием . Деревенская с трогательной любовью к ней. Далее Пушкин описывает хозяйский дом, названный Пушкиным на европейский манер, замком. В произведениях великого русского поэта нет ничего лишнего и случайного, в каждой строчке заложен глубокий смысл. Это можно заметить, анализируя вторую главу романа. (Кстати, прочесть ее краткое содержание можно ).

К примеру, называя замком господское имение, автор хотел подчеркнуть основательность и прочность дома, в котором поселился Евгений. Описание дома характеризует его бывшего владельца. Выстроив имение однажды, дядя на протяжении сорока лет в нем ничего не менял. Вел без особых нововведений свое помещичье хозяйство и «лет сорок с ключницей бранился».

Далее Пушкин показывает, как живет Онегин в дядином имении, его взаимоотношения с соседями. Это еще одна черточка к . Соседи поначалу стремились подружиться с молодым помещиком из Петербурга. Кто-то лелеял мечту сделать его своим зятем, кто-то искал общения с новым человеком, хотел узнать петербургские новости и сплетни. Но «сначала все к нему езжали». Только сам Онегин не искал ни с кем дружбы и как только видел на дороге кибитку с очередным гостем, буквально удирал на жеребце через задний двор.

Правда, здесь следует сказать о том, что приняв наследство, он заменил крестьянам барщину легким оброком. Чем еще больше оттолкнул от себя соседей. В этом его поступке отразилось настроение дворянской молодежи того времени, стремление самого Онегина к прогрессу.

Во второй главе Пушкин вводит еще одного героя – , тоже приехавшего в свою деревню почти в одно время с Онегиным. Ленский во всем противопоставляется Онегину. Если Евгений – мастер лицемерия, то Ленский честен с людьми и искренен. Того же он ждет от окружающих, а потому наивен и доверчив, как ребенок. Онегин остыл и все ему скучно, Ленский смотрит на мир широко распахнутыми глазами, влюблен в жизнь, в природу, окружающую его. Его душа не успела развратиться, как душа Онегина, он лишен скепсиса, любит людей и саму жизнь.

Образование Онегина домашнее, знания разрозненные, не имеющие логической системы. Ленский – выпускник Германского университета, имеет стройные знания, которые он готов применить на деле. По своему характеру, складу ума и пылкости души образ Ленского похож на самого Пушкина. К тому же он, как и , пишет стихи. Но Ленского Пушкин тоже писал не с себя.

Посещение могил Дмитрия Ларина и родителей – это еще один штрих к портрету Ленского. Этот эпизод свидетельствует о тонкости и душевной чуткости юного поэта.

Ленский, как и Онегин, был завидным женихом в российской глубинке, и хотя разговоры соседей о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне не вызывали в Ленском интереса, он не избегал общения с ними. От соседей Ленский узнал об Онегине, и захотел познакомиться с ним.

Молодые помещики стали часто встречались. притягивала их друг к другу, им вместе было интересно. Катаясь на лошадях, Онегин и Ленский спорили на экономические и политические темы, обсуждали вопросы науки, религии, говорили о поэзии.

Анализ 2 главы романа Пушкина «Евгений Онегин» показывает, что она построена на противоположностях. Онегину противопоставляется Ленский. В этой же главе Пушкин знакомит читателя с , которую любит Ленский. Простодушной и общительной Ольге противопоставляется ее старшая сестра – диковатая, молчаливая . Грустная и задумчивая девушка является антиподом своей младшей сестры – живой и энергичной.

Любовь Ленского и Ольги в значительной степени была им внушена родителями и общественным мнением. Ольга и Владимир росли вместе. Вероятно, родители между собою были дружны, и часто наезжали друг к другу вместе с детьми. Родители мечтали поженить своих детей. Эти разговоры и внушили послушным детям чувство привязанности, принимаемое ими за любовь. У Ольги не было других объектов обожания. Но она была способна легко увлечься другим, появись на ее небосклоне новое привлекательное лицо. А Ленский, выросший, как и Татьяна, на романах, был мечтательной натурой, и за любовь принимал желание любить и быть любимым.

Татьяна любила читать романы, была мечтательной, склонной к мистике, натурой. Даже Онегин после знакомства с сестрами, заметил Ленскому, что поэтической душе юного друга больше подходит мечтательная и задумчивая Татьяна. А Ольга мила, очаровательна, и похожа на куклу. Красота ее способна быстро надоесть, как надоела автору.

Так почему не Татьяна, а Ольга стала любовью Владимира Ленского? Ответ кроется в этих строках: «и были детские проказы ей чужды». Когда приезжали гости с детьми, она предпочитала уединяться в комнате, или где-нибудь в саду. И зная склонность Татьяны к одиночеству, добрые родители ей не докучали, предоставив ее самой себе.