Шолохов М. А




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17 г. ЯКУТСКА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ТЕМА: «СВОЕОБРАЗИЕ ПЕЙЗАЖА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. А. ШОЛОХОВА»

(Экзаменационная работа)

Выполнил:

ученик 11 «А»

Рожин Пётр.

Проверил:

учитель русского языка

и литературы

Васильева М. И.

Якутск - 2004

ПЛАН

I. ВВЕДЕНИЕ.

II. СВОЕОБРАЗИЕ ПЕЙЗАЖА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. А. ШОЛОХОВА.

1. ПЕЙЗАЖНЫЕ ОПИСАНИЯ В РОМАНЕ «ТИХИЙ ДОН».

2. ПРИРОДА В РАССКАЗАХ.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

I . ВВЕДЕНИЕ

Целью данной работы является реферативный обзор своеобразия пейзажа в романе «Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова и рассказах середины двадцатых годов.

Пейзаж – это вид, изображение какой-либо местности, картина природы. В литературном произведении пейзаж – это описание, где основной предмет изображения – природа (2,38).

Реферат – это краткое изложение документа или произведения или их частей, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для ознакомления с ними (2,711; 1,55). Поэтому в работе излагается содержание прочитанных произведений в русле заданной темы.

По утверждению специалистов, рефераты любого вида «не должны отражать субъективные взгляды референта на излагаемый вопрос, в реферате не даётся и оценка реферируемого документа» (1, 57).

Разумеется, рамки реферата не позволяют раскрыть всё многообразие использования пейзажных описаний в произведениях писателя, но выбранные эпизоды позволили создать целостную картину пейзажа у Шолохова.

Реферат состоит из введения, где излагается цель работы и её структура, даются определения основных понятий, необходимых для раскрытия темы. В основной части сообщается (реферируется) содержание романа «Тихий Дон» и произведения малых форм в контексте рассматриваемой темы. Завершает работу заключительная часть, где кратко делаются выводы по всему реферату.

В данной работе использованы издания романа М. А. Шолохова «Тихий Дон», рассказов, статьи И. И. Хаврук, В. А. Чалмаева, А. К. Демидовой, словарь русского языка под редакцией А. П. Евгеньева.

II . СВОЕОБРАЗИЕ ПЕЙЗАЖА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. А. ШОЛОХОВА

1. ПЕЙЗАЖНЫЕ ОПИСАНИЯ В РОМАНЕ «ТИХИЙ ДОН»

Роман начинается с описания Мелеховского двора на самом краю хутора (7, 29).

Автор в одном маленьком абзаце как бы вложил события, которые произойдут с Мелеховыми. Тут и «крутой спуск», означающий переломные события в истории народа, и «россыпь ракушек», символизирующий народ, и «намелованные волнами гальки», обозначающие тяжёлые испытания, и «вороненые ряби стремени Дона», символизирующие события, которые произойдут в жизни казачества. Писатель использовал иносказание: так, восток олицетворяет появление новой силы, которая надвигается на Дон с «конскими копытами», а «живущой придорожник» (живучий подорожник) означает казачество.

Пейзаж в романе не существует отдельно от событий, описанных в нём, а тесно связан с ними.

Приведем отрывок из главы ХIХ третьей книги: «Казакует по родимой степи восточный ветер. Лога позанесло снегом. Падины и яры сровняло. Нет ни дорог, ни тропок. Кругом, наперекрест, прилизанная ветрами, белая голая равнина. Будто мертвая степь. Изредка пролетит в вышине ворон, древний, как эта степь, как курган над летником в снежной шапке с бобровой княжеской опушкой чернобыла. Пролетит ворон, со свистом разрубая крыльями воздух, роняя горловой стонущий клекот. Ветром далеко пронесет его крик, и долго и грустно будет звучать он над степью, как ночью в тишине нечаянно тронутая басовая струна.

Но под снегом всё же живёт степь. Там, где, как замёрзшие волны, бугрится серебряная от снега пахота, где мертвой зыбью лежит заборонованная с осени земля, - там, вцепившись в почву жадными, живучими корнями, лежит поваленное морозом озимое жито. Шелковисто – зелёное, все в слезинках застывшей росы, оно зябко жмётся к хрушкому чернозёму, кормится его живительной чёрной кровью и ждет весны, солнца, чтобы встать, ломая стаявший паутинно-тонкий алмазный наст, чтобы буйно зазеленеть в мае. И оно встанет, выждав время! Будут биться в нём перепела, будет звенеть над ним апрельский жаворонок. И так же будет светить ему солнце, и тот же будет баюкать его ветер. До поры, пока вызревший, полнозёрный колос, мятый ливнями и лютыми ветрами, не поникнет усатой головой, не ляжет под косой хозяина и покорно уронит на току литые, тяжеловесные зёрна» (8, 116).

«Небо нахмарилось. Молния наискось распахало взбугренную черноземно-черную тучу, долго копилась тишина, и где-то далеко предупреждающе громыхал гром. Ядрёный дождевой сев начал приминать травы… Гром обрушился с ужасающей силой, молния стремительно шла к земле. После нового удара из недр тучи потоками прорвался дождь, степь невнятно зароптало…» (8, 31).

В обоих отрывках подразумевается время, которое принесёт много перемен, отражающихся на судьбах людей. Этими описаниями предваряются трагические события с приходом красных.

Картины природы означают и символические образы, и описание состояния героев: «С юга двое суток дул тёплый ветер. Сошёл последний снег на полях. Отгремели пенистые вешние ручьи, отыграли степные лога и речки. На заре третьего дня ветер утих, и пали под степью густые туманы, засеребрились влагой кусты прошлогоднего ковыля, потонули в непроглядной белесой дымке курганы, буераки, станицы, шпили колоколен, устремлённые ввысь вершины пирамидальных тополей. Стала над широкой донской степью голубая весна.

Иным, чудесно обновлённым и обольстительным, предстал перед нею мир. Блестящими глазами она взволнованно смотрела вокруг, по-детски перебирая складки платья. Повитая туманом даль, затопленные талой водою яблони в саду, мокрая огорожа и дорога за ней с глубоко промытыми прошлогодними колеями – всё казалось ей невиданно красивым, всё цвело густыми и нежными красками, будто осиянное солнцем.

Проглянувший сквозь туман клочок чистого неба ослепил её холодной синевой; запах прелой соломы и оттаявшего чернозема был так знаком и приятен, что Аксинья глубоко вздохнула и улыбнулась краешками губ; незамысловатая песенка жаворонка, донесшаяся откуда-то из туманной степи, разбудила в ней неосознанную грусть. Это она – услышанная на чужбине песенка – заставила учащённо забиться Аксинью сердце и выжала из глаз две скупые слезинки…

Бездумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему прикоснуться руками, всё оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатистым налётом, хотелось перешагнуть через разрушенное прясло и пойти по грязи, бездорожью, туда, где за широким логом сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле…» (8, 571).

Пейзажные зарисовки говорят о большой любви художника к природе донского края: «Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько – соленый запах, жует шелковистыми губами и ржет, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом! Вилюжены балок суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по- сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!» (8, 49).

Пейзаж одушевлён, например, «ветер казакует», «вода ворковала», «полая вода стояла как завороженная», «вода клокотала как бешеная», «степь оделась серебром» и помогает раскрыть чувства, настроения героев, передать их отношение к происходящим событиям.

В романе «Тихий Дон» в переломные моменты в судьбах героев Шолохов сопоставляет их внутреннюю жизнь с природными процессами (3, 27 - 31).

Например, остановимся на главных женских образах.

Жизнь Аксиньи и её внутреннее состояние после разрыва с Григорием автор сравнивает с вытоптанным табуном полем пшеницы и с чувством его хозяина: «Всходит остролистая зелёная пшеница, растёт; через полтора месяца грач хоронится в ней с головой, и не видно; сосёт из земли соки, выколосится; потом зацветёт, золотая пыль кроет колос; набухнет зерно пахучим и сладким молоком. Выйдет хозяин в степь – глядит, не нарадуется. Откуда ни возьмись, забрёл в хлеба табун скота: ископытили, в пахоть затолочили грузные колосья. Там, где валялись, - круговины примятого хлеба… дико и горько глядеть».

«В золотом цветенье» чувств Аксиньи наступил, «испепелил, испоганил» сапогом Гришка (7, 100). Но автор показывает, что жизнь продолжается: «Встаёт же хлеб, потравленный скотом. От росы, от солнца поднимается втолоченный в землю стебель; сначала гнётся, как человек, надорвавшийся непосильной тяжестью, потом прямится, поднимает голову, и так же светит ему день, и так же качает ветер…».

Особое место в романе занимает душевное состояние Натальи, которое сравнивается с грозой в природе.

В природе неспокойно: «По синему небу плыли и таяли изорванные ветром белые облака. Солнечные лучи калили раскалённую землю. С востока находил дождь». Плохо на душе у Натальи: узнав, что Григорий снова потянулся к Аксинье, она делается замкнутой и мрачной. Гроза подступает ближе: «…стремительно ложилась серая тень», «солнце наискось пронзило ослепительно белую кайму уплывающей на запад тучи», «по голубым отрогам Обдонских гор ещё царила и пятнала землю провожающая тучку тень».

Наталья уже не в силах справиться со своими чувствами: «Неожиданно вскочила, оттолкнула Ильиничну, протягивающую ей чашку с водой, и, повернувшись лицом на восток, молитвенно сложив мокрые от слёз ладони, скороговоркой, захлёбываясь прокричала:

Господи! Всю душечку мою он вымотал! Нету больше сил так жить! Господи, накажи его проклятого! Срази его там насмерть! Чтоб больше не жил он, не мучил меня!»

Природа откликается на её проклятия, бушует стихия: «Чёрная клубящаяся туча ползла с востока. Глухо грохотал гром. Пронизывая круглые облачные вершины, извиваясь, скользила по небу жгуче-белая молния. Ветер клонил на запад рокочущие травы, нёс со шляха горькую пыль, почти до самой земли пригибал отягощённые семечками шляпки подсолнухов. Над степью с сухим треском ударил гром». Теперь охвачена страхом и Ильинична:

Становись на колени! Слышь, Наташка!?»

Автор сопоставляет природные процессы с чувствами героинь. Природа живёт по своим законам, люди – по своим. В какой-то момент эти миры, сближаясь, пересекаются, и тогда возникает символ, в основе которого поэтический параллелизм (3, 27 - 28).

Наряду с сопоставлениями природных процессов с духовной жизнью Аксиньи и Натальи автор использует сравнения из мира природы (3, 28).

Писатель сравнивает чувства Натальи к Григорию с «недоступным звёздным займищем». Он пишет, что «оттуда с чёрно-голубой высшей пустоши серебряными колокольцами кликали за собой припозднившиеся в полёте журавли. Тоскливо-мертвенно пахла отжившая трава».

Метафора «серебряными колокольцами кликали за собой», эпитеты «тоскливо» «мертвенно» и определение «отжившая» наиболее точно передают душевное состояние героини.

Шолохов использует пейзажное описание при раскрытии им характеров Аксиньи и Натальи.

Ощущения Натальи и Аксиньи после тифа вначале почти одинаковые: Наталье «мила… устоявшаяся после орудийного гула тишина», « с жадностью вслушивалась в бесхитростную песню жаворонков», «вдыхала напитанный полынной горечью» ветер, «пьянящий запах раскалённого чернозёма»; Аксинья, перед которой мир предстал «чудесным и обольстительным», опьянена «бражной сладостью свежего весеннего воздуха», «прелой соломы», «песня жаворонка разбудила в ней неосознанную грусть».

Шолоховская весна – любовь.

Аксинья всей силой своей чуткой души воспринимает и впитывает красоту и живительные силы природы, сливающиеся в ней с силами её любви, нежности и ласки к Григорию. Воспринимает зрением («на венчиках луговых цветов покачивались смуглые дикие шмели»), слухом («щекотали в камыше дикие утки», «хрипотливо кликал подружку селезень», «далеко-далеко, невнятно и грустно считала кому-то непрожитые годы кукушка»), зрением и слухом («настойчиво спрашивал летевший над озером чибис: «Чьи вы? Чьи вы?»; «жужжали бархатисто-пыльные шмели»), ощущает её физически («босые ноги приятно холодила влажная зелень, оголённые полные икры и шею ищущими губами целовал суховей» – предельно точна и выразительна эта метафора: неживое (суховей) персонифицируется и воспринимается как живое, человеческое). Воспринимает запахи («из-под куста боярышника сочился бражный и терпкий душок гниющей прошлогодней листвы») (3, 28).

Не удержаться от цитирования слов автора: «Улыбаясь и беззвучно шевеля губами, она осторожно перебирала стебельки безмятежных голубеньких, скромных цветов, потом перегнулась полнеющим станом, чтобы понюхать, и вдруг уловила томительный и сладкий аромат ландыша. Пошарив руками, она нашла его. Он рос тут же, под непроницаемо-тенистым кустом. Широкие, некогда зелёные листья всё ещё ревниво берегли от солнца низкорослый горбатенький стебелёк, увенчанный снежно-белыми пониклыми чашечками цветов. Но умирали покрытые росой и жёлтой ржавчиной листья, да самого цветка уже коснулся смертный тлен: две нижние чашечки сморщились и почернели, лишь верхушка в искрящихся слезинках росы вдруг вспыхнула под солнцем слепящей пленительной белизной» (8, 350).

Так, образ ландыша, олицетворяющий гармонию и красоту жизни, и одновременно начало её увядания, ассоциируясь с жизнью Аксиньи, с её мыслями и чувствами, приобретает значение символа.

Приведём здесь несколько отрывков, отражающих шолоховское описание пейзажа в романе.

«Шуршали на кукурузных будыльях сохлые листья. За холмистой равниной переливами синели отроги гор. Около деревушки по нажитям бродили рыжие коровы. Ветер клубил за перелеском морозную пыль. Сонлив и мирен был тусклый октябрьский день; благостным покоем, тишиной веяло от забрызганного скупым солнцем пейзажа. А неподалёку от дороги в бестолковой злобе топтались люди, готовились кровью своей травить сытую от дождей, обсеменённую, тучную землю (8, 490).

Изжелта-белые, грудастые, как струги, тихо проплывали над Новочеркасском облака. В вышней заоблачной синеве, прямо над сияющим куполом собора, недвижно висел седой курчавый и розово серебрился где-то над станицей Кривянской.

Неяркое вставало солнце, но окна атаманского дворца, отражая его, жгуче светились. На домах блестели покаты железных крыш, сырость вчерашнего дождя хранил на себе бронзовый Ермак, протянувший на север сибирскую корону (8, 505).

В полуверсте от хутора, с левой стороны Дона, есть прорва, в неё вёснами на сбыве устремляется полая вода. Около прорвы из супесного берега бьют ключи – лёд там не смерзается всю зиму, теплится зелёным широким полудужьем полынья, и дорога по Дону опасливо обегает её, делает крутой скачок в сторону. Весною, когда через прорву могучим потоком уходит обратно в Дон сбывающая вода, в этом месте крутит коловерть, ревёт вода, сплетая разнобоистые струи, вымывая дно; и всё лето на многосаженной глубине держатся сазаны, прибиваясь к близкому от прорвы дряму, наваленному с берега (8, 568).

Хмель у него – словно клином вышибло. Он подбежал к полынье. Остро блестел свежеотломленный лёд. Ветер и стремя гоняли по широкому чёрному кругу полыньи куски льда, волны трясли зелёными вихрами, шелестели. В дальнем хуторе желтили темноту огни. Исступлённо горели и дрожали на плюшевом небе зернистые, как свежеперевеянные, звёзды. Ветерок пушил позёмкой, она сипела, мучнистой пылью летела в чёрное хайло полыньи. А полынья чуть дымилась паром и так же радушно и жутко чернела.

Полая вода только что начала сбывать. На лугу, около огородных плетней, оголилась бурая, илистая земля, каймой лежал наплав: оставшиеся от разлива обломки сухого камыша, ветки, куга, прошлогодние листья прибитый волною дрям. Вербы, затопленного обдонского леса чуть приметно зеленели, с ветвей кисточками свисали серёжки. На тополях вот-вот готовы были развернуться почки, у самых дворов хутора клонились к воде побеги окружённого разливом краснотала. Жёлтые пушистые, как неоперённые утята, почки его ныряли в волнах, раскачиваемые ветром.

На зорях к огородам подплывали в поисках корма дикие гуси, казарки, стаи уток. В тубе зорями кагакали медноголосые гагары. Да и в полдень видно было, как по взлохмаченному ветром простору Дона пестает и нянчит волна белопузых чирков (8, 600).

На западе густели тучи. Темнело. Где-то далеко-далеко, в полосе Обдонья вилась молния, крылом недобитой птицы трепыхалась оранжевая зарница. В той стороне блёкло светилось зарево, принакрытое чёрной полою тучи. Степь, как чаша, до краёв налитая тишиной, таила в складках балок грустные отсветы дня. Чем-то напоминал этот вечер осеннюю пору. Даже травы, ещё не давшие цвета, излучали непередаваемый запах тлена» (8, 634).

В приведённых выше отрывках несложно проследить любимые Шолоховым донские просторы.

Пейзаж в «Тихом Доне» выполняет разные функции: раскрывает характеры и внутренние состояния героев, поэтизирует события.

2. ПРИРОДА В РАССКАЗАХ

В прочитанных мною рассказах Шолохова, пейзаж занимает мало места. Но и в кратких описаниях природы, вырисовывается довольно ёмкий смысл, пронизывающий данные произведения. У них есть общее: пейзаж связан с настроением героев, с их восприятием окружающего мира и себя.

«Судьба человека» начинается с пейзажных картин весны (6, 5-8), которая у Шолохова всегда означает даже «в эту недобрую пору бездорожья» «напористость, тёплые ветра и первый после зимы, по-настоящему, тёплый день». Дружная весна в рассказе означает непоколебимость человека перед тяжёлой судьбой. Писатель утверждает через описание природы, что и в судьбе этих двух людей наступает весна (6, 47).

Писатель видит одну и ту же степь в разных рассказах по-разному, словно олицетворяя в образе степи казака. Жизнь казаков разная.

Например, в «Алёшкином сердце» (1925) пейзаж «пахнет земляной сыростью, крапивным цветом и дурманным запахом собачьей бесилы», подтверждая тяжелую судьбу Алёшки (5, 236 - 350).

В «Кривой стёжке» (1925), несмотря на осеннюю пору, зарождение чувств Васьки к Нюрке описан красками больше похожими на весенние. Пейзаж полон весны и молодости, как пишет сам автор «зелен и упруг». Затем постепенно картины природы начинают восприниматься безрадостно: «Туман, низко пригибаясь, вился над скошенной травой, лапал пухлыми седыми щупальцами колючие стебли, по-бабьи кутал паром копны. За тремя тополями, куда зашло на ночь солнце, небо увело шиповником и крутые вздыбленные облака казались увядшими лепестками» (5, 349). Несколько строк такой картины предвещает в себя трагический конец Нюрки.

В рассказе «Пастух» (1925) степь «выжженная солнцем, обугленная, травы желтизной покоробились; а хлебный колос… квёло поблёк, завял, к земле нагнулся, сгорбатившись по-стариковски» (5, 211). Судьба Гриши повторяет это описание. Гришу убили. А Дуняткина дорога будет иной: «Широка степь и никем не измерена. Много по ней дорог и проследков» (5, 221). Одна из них, возможно, Дуняткина.

Другой пейзаж с «обневестившимися садами», зацветшими «цветом молочно-розовым, пьяным» и с «днями погожими», с «радостью солнечной» в рассказе «Двухмужняя» (1925). Описание июльского ливня похоже на судьбу Анны, которая словно «оторванная вихрем ставня» (5, 363) будет маяться между нелюбимым мужем и Арсением.

Пейзаж в рассказах Шолохова иносказательно вводит читателя в сюжет повествования.

Особенностью своеобразия пейзажа в произведениях Шолохова является самоповтор, которого он совершенно не страшился (4, 14): пейзажи у него часто «казакуют», «вороненая рябь стремени Дона» «кочует» из одного произведение в другое, восточный ветер во многих произведениях приносит крутые перемены в судьбах казаков, а степной пейзаж – это всегда главный образ в описании природы.

III . ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В реферате рассмотрено пейзажное своеобразие в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» и рассказах «Судьба человека», «Алёшкино сердце», «Кривая стежка», «Пастух» и «Двухмужняя».

Прочитав произведения и изучив статьи некоторых авторов, можно сделать следующие выводы:

Своеобразие пейзажа в произведениях Шолохова заключается в использовании поэтического параллелизма при описании и раскрытии характеров, внутренних состояний героев;

Писатель использует самоповторы при описании пейзажей в различных произведениях;

В описании пейзажа Шолохов использует различные изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, анафоры.

В заключении можно сказать, что М. А. Шолохов является певцом степи, который увлекает своего читателя живым описанием природы Дона, читателя, который никогда не видел её.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Демидова А. К. Пособие по русскому языку. М.: Рус. яз. 1991.

2. Словарь русского языка: В четырех томах. Т. III. П-Р. М.: Рус.яз. 1983.

3. Хаврук И. И. Раскрытие характеров Аксиньи и Натальи в «Тихом Доне» Михаила Шолохова». / Литература в школе, 2003, № 6.

4. Чалмаев В. А. Новеллистика Михаила Шолохова. «Внутренние сюжеты», нравственные проблемы, поэтика. / Литература в школе, 2003, № 6.

5. Шолохов М. А. Собрание сочинений. Т. 7. М.: Худож. Лит. 1986.

6. Шолохов М.А. Судьба человека: М.: Дет. Лит. 1981.

7. Шолохов М. А. Тихий Дон. Кн. 1-2. М.: Худож. лит. 1980.

8. Шолохов М. А. Тихий Дон. Кн. 3-4. М.: Худож. лит. 1980.

Проблема художественного осмысления пейзажа в романе Михаила Шолохова "Тихий Дон"

Глава 1. Пейзаж и исторические события в "Тихом Доне"

Михаил Шолохов - активный участник революции, гражданской войны. Сам прошёл через её горнило, увидел весь ужас революционных свершений. Хотя он и был на стороне революционных масс, но в своём романе правдиво, без прикрас запечатлел трагедийность событий этого времени. Война у М. Шолохова - это "великое разрушение нравственности", трагедия народа, кощунство над моралью, разумом, она бесчеловечна, влечёт за собой разрушение семей, война, по мнению Шолохова, "в грязи, в страданиях, в смерти". В свою очередь Л.Н. Толстой высказал собственное мнение словами своего героя: "Война - не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьёзно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. Цель войны - убийство, орудия войны - шпионство, измена и поощрение её, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии, нравы военного сословия - отсутствие свободы. Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей, и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их" .

Природа тихого Дона, далекая степь и просторы выступают как отдельные герои в романе Шолохова "Тихий Дон". Писатель с любовью описывает те казачьи края, полные свободы, лучезарного солнца, полей, где ощущается полное единение человека с природой - идеал самого писателя.

Пейзаж Шолохова создаёт картину мира, дополняет ощущение реальности происходящего. Во время военных действий писатель акцентирует внимание на моросящий дождь, пронизывающий ветер, нечто грохочущее невдалеке, морозный сизый туман. Описание природы предвосхищает приближающиеся события романа, подготавливает читателя к восприятию грандиозных последующих перемен. К примеру, описание пограничного состояния природы, замерзшей в "ожидании" Верхнедонского восстания. Но в последней части романа "иным, чудесно обновлённым и обольстительным, предстал мир, проглянувшийся сквозь туман клочок чистого неба ослепил холодной синевой…" Шолохов не раз сравнивает "величаво распростертое" голубок небо, полное беспредельных просторов, с кипящей жизнью на земле, намекая на мысль о вечной жизни, вечного противоборства .

Само название романа символично и многозначно. Тихий - "величественный", Дон лишь внешне спокоен и тих, на самом деле река полна водоворотов, подводных камней. Жизнь героев подобна течению реки, что Шолохов и доказывает в своей эпопее. Но в то же время как бы ни изменялась жизнь, есть в ней что-то вечное, бессмертное. Меняются события истории, судьбы героев, но каждый год цветёт степь, приходят и уходят холод, течет тихий Дон в вечность. В этом Шолохов философствует о том, что природа и человек тесно связны между собой, и особенно ярко эта связь показана в романе Шолохова "Тихий Дон".

Все переживания во время войны, тяжесть военного времени Шолохов отобразил в пейзаже. Например, "Там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали. По ночам за горизонтом тянулись к небу рукастые алые зарева, зарницами полыхали деревни, местечки, городки. В августе - когда вызревает плод и доспевает хлеб, - небо неулыбчиво серело, редкие погожие дни томили парной жарой. … В садах жирно желтел лист, от черенка наливался предсмертным багрянцем, и издали, похоже, было, что деревья - в рваных ранах и кровоточат рудой древесной кровью" .

Благодаря метафорам, ярким олицетворениям, создается ощущение, что сама природа участвует в войне.

Еще один пример взаимовлияния - то, как военные события сказываются на мире природы (5 ч.): "Желто-бурая худая коза выскочила из поросшего татарником и тернами буерака, несколько секунд смотрела с пригорка на порубщиков, напряженно перебирала тоненькими, точеными ногами <…> - Что это за штука? - роняя топор, спросил Матвей Кашулин. С ничем не объяснимым восторгом Христоня рявкнул на весь завороженно-молчаливый лес: - Коза, стал быть! Дикая коза, растуды ее милость! Мы их повидали в Карпатах! - Значит, война ее, горемыку, загнала в наши степя? Христоне ничего не оставалось, кроме как согласиться" . И, в целом, война в "ТД" нарушает ту гармонию, которая, по мысли Шлохова, должна существовать между человеком и природой.

Шолохов неоднократно противопоставляет мир войны и смерти естественному миру природы (конец 2 кн., после описания похорон): "И еще - в мае бились возле часовни стрепета, выбили в голубом полынке точок, примяли возле зеленый разлив зреющего пырея: бились за самку, за право на жизнь, на любовь, на размножение. А спустя немного тут же возле часовни, под кочкой, под лохматым покровом старюки-полыни, положила самка стрепета девять дымчато-синих крапленых яиц и села на них, грея их теплом своего тела, защищая глянцево оперенным крылом".

После похорон деда Сашки - фрагмент, в котором показано "кипение жизни" + образ неба (перекличка с "В. и М. "): "Удрученный воспоминаниями, Григорий прилег на траву неподалеку от этого маленького дорогого сердцу кладбища и долго глядел на величаво распростертое над ним голубое небо. Где-то там, в вышних беспредельных просторах, гуляли ветры, плыли осиянные солнцем холодные облака, а на земле, только что принявшей веселого лошадника и пьяницу деда Сашку, все так же яростно кипела жизнь: в степи, зеленым разливом подступившей к самому саду, в зарослях дикой конопли возле прясел старого гумна неумолчно звучала гремучая дробь перепелиного боя, свистели суслики, жужжали шмели, шелестела обласканная ветром трава, пели в струистом мареве жаворонки, и, утверждая в природе человеческое величие, где-то далеко-далеко по суходолу настойчиво, злобно и глухо стучал пулемет" .

Начало первой мировой войны предварено в романе тревожным летним пейзажем, заставляющим вспомнить "Слово о полку Игореве". Осень - время кровавой жатвы в романе: "К исходу клонился август. В садах жирно желтел лист, от черенка наливался предсмертным багрянцем, и издали похоже было, что деревья - в рваных ранах и кровоточат рудой древесной кровью". Создается впечатление, что не только русские и немцы, красные и белые, но и сама природа находится в состоянии войны.

Неразрывность казачьего уклада и природы проявляется и в следующем. Казаки во многом зависят от состояния природы. Неурожаи, засухи, морозы, пожары - все это влияет на жизнь казачества. Поэтому они ценят природу, ее красоту, тонко чувствуют всей своей душой. Примером этому может служить то, как Григорий Мелехов отнесся к мертвому, им же убитому утенку. "Григорий с внезапным чувством острой жалости глядел на мертвый комочек, лежавший у него на ладони". Природа предчувствовала любое изменение в жизни людей. И именно описывая пейзаж, Шолохов предупреждает об опасности. Через состояние природы предвидит те события, которые должны неминуемо прийти в жизнь казачества. Среда, окружающая казаков, предвкушает наступление войны. Природа резко меняется. "Против хутора мелел Дон, и там, где раньше быстрилось шальное стремя, образовался бор… Ночами густели за Доном тучи, лопались сухо и раскатисто громовые удары, но не падал на землю, пышущую горячим жаром, дождь, вхолостую палила молния, ломая небо на остроугольные голубые краюхи" .

Шолоховский пейзаж в романе всегда связан с рядом событий в романе: события в жизни людей и в жизни природы даются в единстве, мир людей и мир природы осмыслены автором как единый жизненный поток. Тонко очерченная картина природы - "А весна в тот год сияла невиданными красками" - навевает мысли о чудовищной нелепости кровопролития, таит осуждение бесчеловечности войны.

пейзаж тихий дон шолохов

Через пейзаж Шолохов отражает образ и главного героя - Григория Мелехова. Земля и труд на ней, воинский долг, хутор, курень - вот составляющие духовного мира казака, вот условия, которые сформировали характер Григория. Любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию раскрывает автор на протяжении всего романа. Говоря о характере главного героя, следует отметить свойственное ему чувство нерасторжимой связи с окружающим миром: "Григорий долго стоял у воды. Прелью сырой и пресной дышал берег. С губ конских ронялась дробная капель. На сердце у Григория сладостная пустота". Тонкое чувство природы звучит и в прямой речи Григория: "Волосы у тебя дурнопьяном пахнут. Знаешь, цветком таким белым…"

В большинстве случаев пейзажные вставки встречаются в началах главок, т.е. описание природы, как правило, предшествует описанию действий человека. Достаточно часто изменение в природе предвосхищает будущие изменения в жизни людей. Так, например, мы видим предзнаменование Первой мировой войны в следующем фрагменте: "Ночами густели над Доном тучи, лопались сухо и раскатисто громовые удары, но не падал на землю, пышущую горячечным жаром, дождь, вхолостую палила молния, ломая небо на остроугольные голубые краюхи. По ночам над колокольней ревел сыч. Зыбкие и страшные висели над хутором крики, а сыч с колокольни перелетал на кладбище, ископыченное телятами, стонал над бурыми, затравевшими могилами. - Худому быть, - пророчили старики, заслышав с кладбища сычиные выголоски. - Война пристигнет" .

Имея в виду подобные фрагменты романа, Л.П. Егорова и П.К. Чекалов пишут, что "историческое, социальное сопрягается у Шолохова с природным - "степным космосом". Эпическое время и эпическое пространство в первой книге "Тихого Дона" шолоховеды вслед за Бахтиным определяют как "идиллический хронотоп", когда жизнь казачества подана в ее естественных, близких природе проявлениях, а бытовой уклад жизни неразрывно связан с природным циклом" .

Перекличка между событиями мира природы и событиями мира людей нередко выражается в романе в форме прямого параллелизма или сравнения: "Пахло обтаявшим черноземом, кровью близких боев пахло", "как выжженная черными палами степь, черна стала жизнь Григория".

Писатель подмечает моменты, когда восприятие природы становится особенно острым и впечатлительным, как бы увиденным впервые. Достаточно вспомнить самые трагические эпизоды романа: зверское убийство казаками красного командира Лихачёва. Идя на смерть, он видит красоту весеннего леса. Проходя мимо берёзки, сорвал ветку: "На ней уже набухали сладостные мартовским соком бурые почки; сулил их тонкий, чуть внятный аромат весенний расцвет, жизнь, повторяющуюся под солнечным кругом… Лихачёв совал пухлые почки в рот, жевал их, затуманенными глазами глядел на отходившие от мороза, посветлевшие деревья и улыбался уголком небритых губ" . Можно ли представить ситуацию трагичней этой, когда человек с такой привязанностью к естественной прелести жизни должен покинуть её навсегда. Картины расправы над коммунистами, красноармейцами, попавшими к белым, были во многих книгах. Но там обычно изображался сам акт насилия. Шолохов же подошёл к этому как психолог. Картины природы освобождают писателя от необходимости давать прямые авторские характеристики героев.

В повествовании об исторических событиях пейзаж выполняет полифункциональную роль: является одним из главных средств изображения, анализа и обобщения действительности, важнейшим средством воплощения авторской концепции истории. Рассмотрение смысла и роли картин природы в исторической линии сюжета позволяет утверждать, что Шолохов не был бесстрастным летописцем. Основной смысл романа-эпопеи "Тихий Дон" состоит в правдивом изображении трагических судеб народа и Родины в период революции и братоубийственной гражданской войны. Катастрофический характер изображаемой эпохи воплощается в предельно экспрессивных формах пейзажной живописи, к которым мы относим пейзажи-предзнаменования, пейзажи, содержащие эпические параллели и контрасты, насыщенные цвето-световой и христианской символикой.

"Русский бунт, бессмысленный и беспощадный" в русской литературе XIX-XX веков по произведениям А.С. Пушкина "Капитанская дочка" и М.А. Шолохова "Тихий Дон"

«Капитанская дочка» - историческая повесть, написанная в форме мемуаров. В этой повести автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Почему Пушкин обращается к истории Пугачевского восстания? Дело в том...

"Карамзин не открыл впервые для России того сентиментализма, который связывался с его именем. Он добился, однако, величайшей кристаллизации этого стиля, сделал его общим достоянием, добился его победы. Он связал со своим именем целое течение...

Времена года. Анализ произведений Н.М. Карамзина

Унылый пейзаж - истинное дитя сентиментализма. Иначе этот пейзаж можно назвать элегическим - он тесно связан с комплексом тех грустно-мечтательных мотивов, которые составляют жанровую особенность элегии...

Времена года. Анализ произведений Н.М. Карамзина

Изображает картины природы зимой. В отличие от идеального пейзажа составные части грозного, или бурного, поэтического пейзажа сдвинуты со своего обычного места. Реки, облака, деревья - все рвется за свой предел одержимо буйной...

Времена года. Анализ произведений Н.М. Карамзина

Человек - часть Природы, нельзя отделять их. В стихотворении "Выздоровление" лирический герой прославляет свою нежную матерь Природу за возвращённую жизнь...

Жанровое своеобразие шекспировских пьес

Свой творческий путь писателя, Шекспир начал с создания исторических сюжетов. Из всего творческого наследия Шекспира- это 37 пьес, 10 из них посвящены истории его страны. «Шекспировские хроники - художественный жанр, характерный для эпохи...

Исторические песни XVII века, их место в фольклоре

Исторические песни - это фольклорные эпические, лиро-эпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа...

Коми-пермяцкий эпос. Сказания о Пере-богатыре

Коми считались государственными крестьянами, они не знали ужасов крепостного права. Однако, как и другие народы России, они испытали на себе социальный и национальный гнёт. Север, в том числе Коми край, был в течение многих столетий местом...

Лицейские годы Пушкина

Своеобразной школой воспитания, формирования у лицеистов патриотических чувств, горячей любви к Родине явилась Отечественная война 1812 года. Когда через Царское Село шли отправлявшиеся на войну полки...

Мемуары маршала Г.К. Жукова как исторический источник

Сталин назначил Жукова командующим Киевским военным округом (с июня 1940 года). Этой странице жизни Маршала посвящена в мемуарах отдельная глава. Речь шла о крупнейшем тогда военном округе в СССР, расположенном на западных границах...

Образы русского дворянства в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Безусловно, все дворяне присягали на верность императрице. Это значит, что они обязаны защищать ее и ее трон от всевозможных покушений. Гринев так и делает. Следуя завету отца: "Береги честь смолоду"...

Семиотика удмуртских частушек советского периода

Двадцатые годы в истории Удмуртии богаты событиями значимыми и драматичными. Главное из них - юридическое и фактическое оформление государственности удмуртского народа 4 ноября 1920 года. Председатель СНК В.И. Ленин и председатель ВЦИК РСФСР М.И...

Фольклорные мотивы и пейзаж в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"

Как уже было указано выше, пейзаж занимает важное место как во всем цикле «Записки охотника», так и в рассказе «Бежин луг» в частности. В рассказе «Бежин луг» несколько зарисовок описания природы...

Функции пейзажа в прозе Ю. Казакова

Пейзаж - один из компонентов мира литературного произведения, изображение незамкнутого пространства (Себина, 2000. С.228). Традиционно под пейзажем понимается изображение природы, например, пейзаж - изображение картин природы...

Характерологические свойства пейзажа

Пейзаж (франц. paysage от pays - страна, местность) - это один из содержательных и композиционных элементов литературного произведения, выполняющий многие функции в зависимости от стиля автора, литературного направления (течения), с которым он связан...

В мировоззренческом плане М.А.Шолохов был человеком исключительно сдержанным и не торопился раскрываться перед людьми. Он предпочитал выражать себя не в обнаженном публицистическом слове, но в слове художественном, которое и было его стихией. В ответ на просьбу литературоведа Е. Ф. Никитиной написать свою автобиографию Шолохов ответил: "Моя автобиография - в моих книгах". Тем с большим основанием Шолохов мог сказать: "Мое исповедание веры - в моих книгах", что он, собственно, и доказал эпопеей "Тихий Дон".

Детально воспроизведенный быт, любовное описание донской природы, которая воспринимается как полноправное действующее лицо романа, меткая образная речь, искрящаяся юмором, позволяют читателю ощутить своеобразную прелесть казачьего уклада, понять суть тех традиций, которые исстари определяли жизнь казака. Это верность воинскому долгу защиты отечества от врага и мирный крестьянский труд до седьмого пота, дающий земледельцу возможность укреплять свое хозяйство, жениться, растить детей, котор"ым предстоит пройти тот же четко очерченный жизненный круг.

"Тихий Дон" вошел в историю русской литературы как яркое, значительное произведение, раскрывающее трагедию донского казачества в годы революции и гражданской войны. Эпопея вмещает в себя целое десятилетие - с 1912 по 1922 год. Начало романа еще не предвещает грядущих бурь и потрясений.

Спокойно несет свои воды величавый тихий Дон, переливается разноцветными красками лазоревая степь. Мирно и спокойно течет жизнь казачьего хутора Татарский, прерываемая разве что молвой о дерзкой связи замужней солдатки Аксиньи Астаховой с Гришкой Мелеховым. Страстное, всепоглощающее чувство вступает в противоречие с нравственными устоями казачьей старины. То есть уже в начале романа мы видим заявку на самобытные, яркие характеры, сложные и тонкие отношения героев, их непростые судьбы. Именно в Григории и Аксинье наиболее полно и глубоко выразились характерные, типические черты казачества, прошедшего долгий и мучительный путь исканий и ошибок, прозрений и потерь.

Природа постоянно присутствует в действии романа как равноправный участник событий. Тихий Дон становится мрачным и бурным, камыши могут быть местом для детских игр или убежищем для воинов, степь далеко не всегда спокойна, она страшна во время пожара, который легко перекидывается на благостный покой зажиточных хуторов.

Центральное место в шолоховской эпопее занимает жизненный путь Григория, эволюция его характера. На наших глазах этот норовистый, своевольный парень, веселый и простой, формируется как личность. Во время первой мировой войны он храбро сражался на фронте, даже получил Георгиевский крест. На этой войне он честно исполнил свой долг, ибо был абсолютно уверен в том, кто его враг. Но Октябрьская революция и гражданская война разрушили все его привычные представления о казачьей чести. Он, как и все люди той бурной и сложной эпохи, должен был сделать свой выбор - с кем ему по пути? С белыми, которые защищают старый устоявшийся правопорядок, стремясь восстановить монархию, или с красными, которые, наоборот, хотят разрушить старый уклад до основания, чтобы на руинах его строить новую жизнь.

Григорий служит то у белых, то у красных. Как настоящий казак, который с молоком матери впитал традиции этого сословия, герой встает на защиту страны, так как, по его мнению, большевики не только посягают на святыню, но и отрывают его от земли. Эти мысли волновали не только Григория, но и других казаков, которые с болью смотрели на неубранную пшеницу, нескошенный хлеб, пустые гумна, думая о том, как надрываются на непосильной работе бабы в то время, когда они ведут бессмысленную бойню, начатую большевиками. Но затем Григорию приходится стать свидетелем зверской расправы белых с подтелковским отрядом, которая вызывает у него горечь.

Однако помнит Григорий и другое- как тот же Подтелков хладнокровно уничтожал белых офицеров. И там, и здесь ненависть, зверства, жестокость, насилие Это противно, омерзительно для души нормального, хорошего, честного человека, который хочет трудиться на своей земле, растить детей, любить женщину. Но в том извращенном, смутном мире такое простое человеческое недосягаемо. И герой вынужден жить в стане ненависти и смерти. Он ожесточается, впадает в отчаяние, понимая, что помимо своей воли сеет вокруг себя смерть. Он насильственно отторгнут от всего того, что дорого его сердцу: дома, семьи, любящих людей.

Вместо цельной трудовой жизни на пашне и в поле он должен убивать людей за идеи, которых он не может понять и принять. Григорий мечется между враждующими лагерями, чувствуя узость и ограниченность противоборствующих идей. Он остро осознает, что "неправильный у жизни ход", но изменить его не в состоянии. Григорий понимает, что наивно цепляться за старое, неутомимо, как муравей, тащить все в дом, пользуясь всеобщей разрухой, как это делает его отец. Но в то же время он не может согласиться с точкой зрения пролетария, который предлагает ему бросить все и бежать к красным, ибо у него ничего нет, а значит, и терять ему нечего.

Григорий не может так просто покинуть то, что заработано тяжелым трудом, но и не хочет, отгородившись от всего мира, по мелочам улучшать свой быт. Он хочет докопаться до главного, понять, каковы те силы, которые взялись управлять жизнью. Его цепкий, наблюдательный крестьянский взгляд сразу отмечает контраст между высокими коммунистическими лозунгами и реальными делами: хромовые сапоги красного командира и обмотки рядового "Ванька". Если всего через гад в глаза бросается имущественное расслоение Красной Армии, то после того, как советская власть укоренится, равенство окончательно исчезнет. Эти иронические рассуждения Мелехова поражают точностью предвидения, когда из советских чиновников сформировался новый господствующий класс - партийная номенклатура. Но с другой стороны, Мелехову во время службы в белой армии больно и унизительно слышать презрительные слова полковника о народе

Перелистывая страницы романа-эпопеи, вчитываясь, врастая в непривычный уклад казачьей жизни, начинаешь понимать, что описания природы все же второстепенны и только лишний раз подчеркивают стилистическое мастерство автора. Главное - человек. Человек, который стремится трудиться на своей земле, растить детей, любить женщину в "родимой степи под низким донским небом".

В "Поднятой целине" много живописных картин народной жизни, поэтических описаний донской природы, неповторимого юмора. Но несмотря на это, общий колорит эпохи, изображенной в романе, вызывает отнюдь не оптимистическое ощущение. И не только потому, что страницы романа, образно говоря, залиты кровью: за 8 месяцев, в течение которых происходит действие, погибает 11 человек, - а потому, что большой художественный талант Шолохова постоянно вступал в противоречие с узостью идеологической схемы. Автор даже избегает разговора о конкретных результатах деятельности колхоза.

Например, здесь нет ни слова об урожае, то есть автор как бы стыдится в полный голос трубить о "победе" колхозного строя. Поэтому представление о торжестве политики партии в деревне создавалось во многом благодаря названию Жизнь крестьянства сравнивалась и необработанной, нераспаханной целиной, таящей в себе могучие силы и возможности. Такие силы, безусловно, были в обществе. И сейчас они пробиваются наружу, чтобы понять и переосмыслить трагедию переломного времени, круто изменившую сложившийся жизненный уклад.

Закончить сочинение хочется обращением к рассказу, который правильнее назвать эпопеей, ибо что такое "Судьба человека", как не изображение судьбы народа в переломный момент? Андрей Соколов представительствует от всего народа Его исповедь составляет сюжетный центр произведения.

На страницах рассказа сталкиваются две жизненные позиции. Первую можно выразить словами Соколова" "Одному-то и курить, и помирать тошно". Вторую - словами Крыжнева: "Своя рубашка к телу ближе". Происходит столкновение идеи национального единства и идеи, которая это единство разрушает

Неосознанное чувство собственного достоинства заставляет героя поступить так и именно так- "...хотя я и с голоду помирал, но давиться ихней подачкой не собираюсь, у меня есть свое, русское достоинство и гордость, и в скотину они меня не превратили, как ни старались".

– 2015 –

Над речкой вижу белый ветер.

Он превратился в облака.

Он так стремителен и светел.

Его дорога высока.

Вот берег. Ветер там зеленый.

На всех лугах его следы.

Он влился в радостные кроны,

Ворвался в спелые сады.

А в поле выйду − ветер красный

С восходом крепко сплавлен он.

Он заглушит любые краски,

Весь к небу только обращен.

Трепещет синь от напряженья,

Навстречу солнцу поднята.

И ветры − вечное движенье −

В себя вмещают все цвета.

Природа Дона – тихая и далёкая степь. Её просторы выступают как отдельные герои произведений Михаила Шолохова. Писатель с трепетом и любовью описывает казачьи края, полные свободы, лучезарного солнца, полей, спелых садов… Именно здесь ощущается полное единение человека с природой – идеалом самого писателя.

Пейзажи Михаила Александровича многогранны. Они создают целостную картину мира, дополняют ощущения реальности происходящего, оживляют страницы произведений Шолохова. Даже описывая военные действия в своих работах, классик акцентирует внимание читателей на пронизывающий ветер и моросящий дождь, морозный сизый туман и нечто грохочущее вдалеке… Казалось бы, на первый взгляд такая мелочь, но именно она помогает автору предвосхищать приближающие события, подготавливать читателя к восприятию последующих сюжетов.

Шолоховские пейзажи помогают не только передать движение времени. Часто они – одно из средств описания внутреннего мира героев. Пейзаж как бы созвучен с их настроением, переживаниями.

« Проглянувший сквозь туман клочок чистого неба ослепил её холодной синевой; запах прелой соломы и оттаявшего чернозёма был так знаком и приятен, что Аксинья глубоко вздохнула и улыбнулась краешками губ; незамысловатая песенка жаворонка, донёсшаяся откуда-то из туманной степи, разбудила в ней неосознанную грусть ».

Красочны, многоцветны шолоховские пейзажи Дона: через голые ветви проглядывает «крытый прозеленью рог месяца», снежные наносы «слепяще нестерпимо блещут», «неярко светится на стволе вишни янтарный натек замерзшего клея», зимней ночью «по бурьянам пролиты густосиние тени», весенней порой рассеиваются «порозовевшие туманы», в летнюю жару «угрюмо никнут к земле бурые космы татарника», «стелются пучки желтого пушистого ковыля», обугливаются под солнцем, пугают «мертвой чернотой пашни».

Но Шолохов не ограничивается зрительным восприятием внешней красоты окружающего мира. Он всегда передает жизнь природы, слышит её разноголосые звуки: от лютых февральских морозов «земля по ночам гулко лопается», «звенит, колдовски бормочет родниковая струя, стекая в речку»; весной слышится «выщелк раннего жаворонка да манящий клик журавлиной станицы»; летом, перед дождем, «тревожно засвистели суслики, отчетливей зазвучал перепелиный бой», «степь наполнилась сухим ропотом прошлогодних бурьянов», «стерня ощетинилась, зашуршала», «с оглушительным, сухим треском ударил гром».

Остро чувствует и тонко передает писатель разнообразные запахи природы своего Дона, улавливая «чуть внятный запах вишневой коры», тончайшее дыхание опаленной морозами полыни», приторно-сладкий, «медвяный аромат набухающих почек тополей», «пресный запах сохнущей земли и невыбродивший виноградный дух молодых трав».

Донские пейзажи Шолохова лиричны, эмоциональны, проникнуты чувством взволнованной любви писателя патриота к своей Родине. Описания природы нередко перерастают в лирические авторские обращения к читателю: «Вслушайся в мнимое безмолвие ночи, и ты услышишь, друг, как заяц на кормежке гложет, скоблит ветку своими желтыми от древесного сока зубами».

Михаил Александрович Шолохов очеловечивает природу, передаёт каждое изменение её настроения. В каждом лирическом отступлении чувствуется любовь классика к просторам, к родной земле, к каждой травинке, к каждому листочку. «Человек и есть сама природа, и мы неразрывны с ней» − считал автор. Писатель в своих произведениях о донских краях показывает, что, если человек слит с родной природой, он из этого источника черпает свои душевные силы, иначе: он погибает.

  1. Нестерова Е. Цветные ветры Дона / Е. Нестерова // Росное утро. Ростов-на-Дону: Книжное издательство, 1966. – с.179.
  2. М.А. Шолохов. Тихий Дон. В двух томах. Том 1. – М.: Дрофа, Вече, 2003. – с.688.
  3. http://mysoch.ru/sochineniya/sholohov/_self/sholohovskie_peizazhi/ Шолоховские пейзажи.
  4. Шолохов М. М. Об отце. Очерки и воспоминания разных лет. − М.: Советский писатель, 2004. − с.118.

Сколько же обличий у этой своенравной степной осени? Вот обернулась она злой ненавистной тещей, покрылась серым старушечьим платком и ну хлопать дверями во всем холодном неуютном доме. И все ей не так, и все не на месте. Злобно гоняет она по степи пучки спутанной травы, треплет за колючие косы молоденькую гледичию – нелюбимую невестку свою. А то вдруг завоет, запричитает, и зальется холодными слезами, и плачет, плачет, ничем не успокоишь растревоженную старуху. Но вдруг выглянет она из-за серой тучи краешком теплого мягкого солнца. И вспыхнут в его животворных лучах веселые озими, и заулыбаются всему свету зелеными улыбками. Как ласково, с какой материнской заботой лелеет осень своих зеленых младенцев в черной пушистой колыбели. А бывает, что обернется она богатой красавицей-невестой. Тогда нарядит осень своих подружек в лесных полосках в самые нарядные сарафаны: и светло-желтые, как листья у клена, и пунцово-красные, как у дикой степной вишни, и коричневые, как у молоденьких дубков, и фиолетовые, как у бирючины и бересклета. Сколько нарядов у ее подружек! И каких! И надо всем этим веселым и пестрым богатством раскинулся высокий и по-осеннему посветлевший купол прозрачного голубого неба. И на тонких паутинках повисли и летят неведомо куда маленькие паучки…

Колесников Г. Немые крики. Ростов н/Д, 1991. С. 327.

Описание поздней осени

Как резко отличается поздняя осень от той «осени первоначальной», о которой с прозрачной нежностью сказал Федор Тютчев. Самые яркие и чистые краски вспыхивают на полотнах художников, изображающих раннюю пору вечера года. И, может быть, лучшее из этих полотен – левитановская «Золотая осень».

Но когда опадут с деревьев листья, пожухнет в степи трава, побледнеет голубизна неба тогда осень становится достоянием графики. Причудливая вязь ветвей обнаженных деревьев лучше всего ложится черной тушью на белый лист бумаги. И чем тоньше и острое перо в руках художника, тем задушевнее передаст он грустное очарование поздней осени.

Колесников Г. Графика осени // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д, 1987. С. 340.

Яркая палитра

Осень – великолепная художница. Спокойно и нежно желтеют березы и липы. Желтеют и клены, но уже по-своему – ярко, сильно. Густо-пунцовой становится листва рябины и вишни. Чеканной медью и старой бронзой украшает осень яблони и груши степных садов. Тяжелая коричневая ржа съедает зелень дубрав. Густо-фиолетовым тоном заливает октябрь кусты бересклета и бирючины. До снежного ноября простоят в своей коричневато-желтой листве каштаны. А на опушках лесных полос холодными кострами вспыхивают жерделы. Нет, наверное, ни одного оттенка желтого, оранжевого, красного, фиолетового который осень не бросила бы на наши степные сады, леса и перелески. И только серебристые тополя, так и не поддавшись очарованию осени, сбрасывают на землю свои узорные листы в летнем зеленом уборе…

Не от русской ли осени пошла на Руси огневая роспись Хохломы?!

Колесников Г. Яркая палитра // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д, 1987. С. 339

Описание донской степи осенью

Сколько дум навевает осенняя дорога…

Вдоль Дона, покрытого свинцовой осенней рябью, до самого Семикаракорска, бежит гибкая лента асфальтового шоссе дорога окаймлена полосами разгорающегося октябрьским огнем степного леса, она пролегает полями озимей, пересекает красновато-бурые полотнища пойменных низин… промелькнул городок застекленных теплиц. Покачивают широко распростертыми крыльями дождевальные машины. Невозможно оторвать глаз от милых сердцу картин донской осени.

Коренному степняку нет ничего милей и краше осеннего золота донского приволья. Да и в самом деле – красоте своей, в своенравной неповторимости ни с чем не сравнима наша донская степь! Сколько у нее сказочных обличий, нежданных-негаданных превращений.

Вот обернулась она злой свекровью, покрылась серым старушечьим платком и ну хлопать дверями в своем холодном неуютном доме. Все ей не так, все у нее не на месте. Злобно гоняет она по полю пучки спутанной травы, треплет за колючие косы молоденькую гледичию, как нелюбимую невестку. И вдруг запричитает, завоет, зальется холодными слезами – ничем не успокоишь растревоженную старуху.

Внезапно выглянет осень из-за серой тучки краешком мягкого теплого солнца – и вспыхнут в его животных лучах веселые озими, и заулыбаются всему свету зелеными улыбками. Как ласково, с какой материнской заботой лелеет степная осень своих зеленых младенцев в черной пушистой колыбели!

А бывает, что обернется она богатой красавицей-невестой. Тогда нарядит своих подружек в лесных полосах в цветастые сарафаны: и светло-желтые, как листья у клена, и пунцово-красные, как у дикой вишни, и коричневые, как у молоденьких дубков, и фиолетовые, как у бирючины и бересклета. Сколько нарядов у ее подружек! И над все этим веселым и пестрым богатством раскинулся высокий и по-осеннему просторный и просветленный купол прозрачно-голубого неба. А на тонких паутинках повисли и летят неведомо куда маленькие паучки парашютисты. То обернется осень щедрой, не знающей и счета богатствам своим хозяйкой и начнет метать несметные сокровища в закрома земли нашей, в амбары и элеваторы, на колхозные базары и ярмарки.

Вот какая она многообразная, наша великолепная степная осень!

Колесников Г. Многоликая осень // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д, 1987. С. 334-335

Ноябрь

Хороша наша донская степь! Тонкие серые тучки медленно плывут по голубому, с прозеленью, небу. Раскустившиеся озими горят и переливаются зеленым огнем в рыже пунцовых рамках лесных полос. Свежие пласты зяби под прохладным осенним небом кажутся залитыми черной, как ночь, тушью. Описав плавную дугу, через лесную полосу перелетела крикливая стая грачей. Медленно опускается она на вспаханное поле и начинает свою работу.

Очень хорош степной сад в пору предзимнего покоя. Под сероватым осенним небом тускло тлеет бронзовая листва яблоневых и вишневых деревьев. Стоят они тихие, печальные, и на душе становится грустно. Воздух в лесных полосах насыщен крепким, с кислинкой, запахом опавшей листвы. Ни с чем не сравним и неповторим этот запах осени…

Колесников Г. Решено: обязательно стану виноградарем // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д,1987. С. 159-160

Осень на Севере (северная осень)

Осень на Севере очень красива, и наступает она стремительно, но длится недолго. Лимонно-вишневые огоньки березок гаснут. Быстро желтеют и опадают иглы лиственниц. Сопки становятся тускло коричневыми. Начинаются холодные затяжные дожди. Скоро упадет снег на мокрую землю. Он падает и тает. А вершины сопок уже устойчиво белые до нового лета.

Колесников Г. Бурый мишка возит воду // Тайны степного леса. Ростов н/Д, 1987. С. 265-268.