Урок "печорин и контрабандисты". Проблемное изучение романа М.Ю




«Тамань» – своего рода кульминация в столкновении двух стихий романа: реализма и романтизма. Тут не знаешь, чему больше удивляться: необыкновенной прелести и очарованию тонкого всепроникающего колорита, который лежит на образах и картинах новеллы, или предельно убедительной реалистичности и безукоризненному жизненному правдоподобию.

А. А. Титов видит, например, весь смысл «Тамани» с ее поэтичностью в намеренном снижении и развенчивании образа Печорина. Убежденный, что именно таков был замысел автора, он пишет об этой поэме в прозе: «мимолетный роман, который Печорин завязывает с контрабандисткой, смахивает скорее на грубоватую интрижку, вполне в духе странствующего офицера».

В действительности все сложнее. Печорин с его глубоким трезвым умом лучше, чем кто‑либо другой, понимает невозможность обретения в среде «честных контрабандистов» той полноты жизни, красоты и счастья, которых так жаждет его мятущаяся душа. Он понимает с самого начала безрассудность своих поступков, всей истории с «ундиной» и другими контрабандистами. Но в том‑то и заключается странность его характера, что, несмотря на присущий ему в высшей степени здравый смысл, он никогда не подчиняется ему целиком, – для него существует в жизни нечто более высокое, чем житейски выверенное благоразумие. Поэтому, посмеиваясь и иронизируя над собой, он все же не может не откликнуться на зов загадочно манящей свободной, наполненной опасностями и тревогами жизни контрабандистов. И пусть во всем этом ему до конца откроется своя прозаическая сторона, реальные жизненные противоречия, – для героя, и для автора реальный мир контрабандистов сохранит в себе не получивший развития, но живущий в нем прообраз вольной, исполненной «тревог и битв» человеческой жизни.

Постоянное колебание между «реальным» и заключенным в его глубинах «идеальным» ощущается почти во всех образах «Тамани», но особенно в девушке‑контрабандистке. Имени ее не названо, автор дает только описание девушки. Отсюда эти резкие переходы в восприятии ее Печориным – от завороженного удивления и восхищения до подчеркнутой прозаичности и будничности. Этому способствует и характер девушки, весь построенный на неуловимых переходах и неожиданных контрастах. Она так же изменчива и неуловима, как и ее жизнь, беззаконно‑вольная, исполненная неожиданностей, в которой имеются свои романтические глубины.

В отрывке о приходе «ундины» к Печорину в душе героя проносится целая буря чувств. Накопившиеся чувства прорываются, страсть мгновенно охватывает героя, только что столь трезво рассуждавшего. По существу в этом отрывке три главных типов героев: «ундина» как представительница загадочно‑таинственного мира вольной жизни и неподдельно‑естественной красоты, «линейный казак» – воплощение мира обыденной повседневности и, наконец, Печорин, беспокойно мятущийся, между этими двумя мирами.

Буря, окончившаяся ничем, поманившая призраком счастья, оборачивается для героя в конце отрывка, как и вся новелла, прозаическим «ущербом», иронически оттеняющим опустошенность, усиливающуюся в душе обманутого в своих ожиданиях героя. В одном случае опрокинут чайник с остатками чая, в другом героя чуть не утопили и украли у него шашку и кинжал. В отрывке, как и в новелле, в целом маячит фигура казака, этого Максима Максимыча, низведенного в своей заурядности до чина рядового.

Повествование «Тамань» словно впитало в себя отраженную в нем морскую стихию. Чередование романтического и реалистического планов в отрывке и новелле выдержаны в упругом, беспокойном ритме морского прибоя.

    • Печорин Грушницкий Происхождение Аристократ по происхождению, Печорин остается аристократом на протяжении романа. Грушницкий из простой семьи. Обычный юнкер, он весьма амбициозен, и всеми правдами и неправдами стремится выбиться в люди. Внешний вид Не раз Лермонтов акцентирует внимание на внешних проявлениях аристократизма Печорина, таких, как бледность, маленькая кисть, «ослепительно чистое белье». При этом Печорин не зациклен на собственной внешности, ему достаточно выглядеть […]
    • Роман М. Ю. Лермонтова создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею «лишних людей». Григорий Александрович Печорин, с которым русское общество познакомилось в 1839–1840 г., принадлежал именно к этому типу. Это человек, который даже не знал, зачем он жил и для какой цели родился. «Фаталист» – это одна из самых сюжетно напряженных и в то же время идейно насыщенных глав романа. Она состоит из трех эпизодов, своеобразных экспериментов, которые то подтверждают, то отрицают […]
    • «Как часто пестрою толпою окружен…» – одно из самых значительнейших стихотворений Лермонтова, по своему обличительному пафосу близкое к «Смерти поэта». Творческая история стихотворения доныне являлась предметом неутихающих споров исследователями. Стихотворение имеет эпиграф «1‑е января», указывающий на его связь с новогодним балом. По традиционной версии П. Висковатого, это был маскарад в Дворянском собрании, где Лермонтов, нарушив этикет, оскорбил двух сестер. Обратить внимание на поведение Лермонтова в это […]
    • Молодость и пора становления личности Лермонтова пришлась на годы правительственной реакции после поражения восстания декабристов. В России царила тяжелая атмосфера доносов, тотальной слежки, ссылок в Сибирь по обвинению в неблагонадежности. Передовые люди того времени не могли свободно высказывать свои мысли по политическим вопросам. Лермонтов остро переживал отсутствие свободы, состояние остановившегося времени. Главную трагедию эпохи он отразил в своем романе, который многозначительно назвал «Герой нашего […]
    • И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят - все лучшие годы! М.Ю. Лермонтов В романе “Герой нашего времени” Лермонтов ставит перед читателем волнующий всех вопрос: почему самые достойные, умные и энергичные люди его времени не находят применения своим недюжинным способностям и вянут в самом начале жизненного порыва без борьбы? На этот вопрос писатель отвечает историей жизни главного героя Печорина. Лермонтов […]
    • Вообще-то я не большой поклонник романа Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени", единственная часть, которая мне нравится-это "Бела". Действие в ней происходит на Кавказе. Штабс-капитан Максим Максимыч, ветеран Кавказской войны, рассказывает попутчику случай, произошедший с ним в этих местах несколько лет назад. Уже с первых строчек читатель погружается в романтическую атмосферу горного края, знакомится с горными народами, их бытом и обычаями. Вот как Лермонтов описывает горную природу: "Славное […]
    • "Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих?" М.Ю. Лермонтов В романе Лермонтова "Герой нашего времени" решается злободневная проблема: почему люди, умные и энергичные, не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов. Задаче всестороннего и глубокого раскрытия личности героя и той среды, которая воспитала его, подчинены […]
    • Итак, «Герой нашего времени» - психологический роман, то есть новое слово в русской литературе девятнадцатого века. Это действительно особенное произведение для своего времени - оно имеет поистине интересную структуру: кавказская новелла, путевые заметки, дневник.... Но все- таки главная цель произведения - раскрытие образа необычного, на первый взгляд, странного человека- Григория Печорина. Это и в самом деле необыкновенный, особенный человек. И читатель это прослеживает в течение всего романа. Кто же такой […]
    • В любом качественном произведении судьба героев связывается с образом своего поколения. А как же иначе? Ведь люди отражают характер своего времени, они являются его «продуктом». Наглядно мы видим это в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель на примере жизни типичного человека этой эпохи показывает образ целого поколения. Безусловно, Печорин - представитель своего времени, в его судьбе отразилась трагедия этого поколения. М.Ю.Лермонтов первым создал в русской литературе образ "потерянного" […]
    • Роман Лермонтова весь как бы соткан из противоположностей, которые сливаются в единое гармоническое целое. Он классически прост, доступен каждому, даже самому неискушенному читателю, вместе с тем необыкновенно сложен и многозначен и в то же время глубок и непостижимо загадочен. При этом роман обладает свойствами высокой поэзии: его точность, емкость, блеск описаний, сравнений, метафор; фразы, доведенные до краткости и остроты афоризмов, – то, что прежде называлось «слогом» писателя и составляет неповторимые черты […]
    • Восстань, пророк, и виждь, и внемли Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. А. С. Пушкин «Пророк» Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно‑художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и […]
    • Жизнь моя, ты откуда идешь и куда? Отчего мне мой путь столь неясен и таен? Для чего я не ведаю цели труда? Почему я влеченьям своим не хозяин? Пессо Тема судьбы, предопределения и свободы человеческой воли является одной из важнейших сторон центральной проблемы личности в «Герое нашего времени». Наиболее прямо она поставлена в «Фаталисте», который не случайно завершает роман, служит своего рода итогом нравственно‑философских исканий героя, а с ним и автора. В отличие от романтиков […]
    • Одно из последних стихотворений Лермонтова, лирический итог многочисленных исканий, тем и мотивов. Белинский относил это стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых «все лермонтовское». Не будучи символическим, с мгновенной непосредственностью запечатлевая настроение и чувство в их «лирическом настоящем», оно тем не менее сплошь состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблематических слов, каждое из которых имеет долгую и изменчивую поэтическую историю. В запеве – тема одинокой участи. «Кремнистый […]
    • Приличьем скрашенный пророк Я смело предаю позору – Неумолим я и жесток. М. Ю. Лермонтов Грушницкий – представитель целого разряда людей – по выражению Белинского, – имя нарицательное. Он из числа тех, которые, по мнению Лермонтова, носят модную маску разочаровавшихся людей. Меткую характеристику Грушницкому дает Печорин. Он, по его словам, позер, выдающий себя за романтического героя. «Его цель – сделаться героем романа», говорит он «пышными фразами, важно драпируя в необыкновенные […]
    • Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья иль сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов В. Г. Белинский писал: «Очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Мне кажется что главной темой в творчестве Лермонтова была тема одиночества. Она прошла через все его творчество и звучит практически во всех его произведениях. Роман […]
    • Роман Лермонтова «Герой нашего времени» стал первым социально-психологическим и реалистическим романом в русской литературе первой половины XIX века. Автор определил цель своего произведения как «исследование души человеческой». Структура романа своеобразна. Это цикл повестей, объединенных в роман, с общим главным героем, а иногда и рассказчиком. Лермонтов писал и публиковал повести отдельно. Каждая из них может существовать как самостоятельное произведение, имеет законченный сюжет, систему образов. Сначала […]
    • Историю жизни Печорина рассказывает читателю Максим Максимыч. Психологический портрет, набросанный путешественником, прибавляет к рассказу о жизни Печорина несколько характерных штрихов. Память Максима Максимыча запечатлела отдельные исповеди героя, благодаря чему биография «героя времени» приобрела необычайную убедительность. Печорин принадлежал к высшему петербургскому обществу. Юность его прошла в удовольствиях, которые можно достать за деньги, и они ему скоро опротивели. Светская жизнь с ее обольщениями тоже […]
    • Любопытство, бесстрашие, неоправданная тяга к приключениям - характеристики главного героя романа. На протяжении всей книги, автор показывает его нам с самых разных сторон. Сначала это взгляд Максим Максимыча, а потом уже и записки самого Печорина. Не могу назвать «судьбу» героя трагичной, так как ни смерть Бэлы, ни Грушницкого, ни печаль Максим Максимыча не делают его жизнь трагичнее. Возможно, даже собственная смерть не многим хуже, чем всё вышеперечисленное. Герой весьма отстраненно относится к людям, играет […]
    • Григорий Печорин Максим Максимыч Возраст Молодой, во время его приезда на Кавказ ему около 25 лет Почти пенсионер Военное звание Офицер русской императорской армии. Штабс-капитан Черты характера Всё новое быстро надоедает. Страдает от скуки. Вообще, уставший от жизни, пресыщенный молодой человек, ищет отвлечения на войне, однако буквально за месяц привыкает к свисту пуль и грохоту разрывов, снова начинает скучать. Уверен, что приносит окружающим одни несчастья, что усиливает его […]
    • И скажите, в чем загадка чередования периодов истории? В одном и том же народе, за каких‑нибудь десять лет спадает вся общественная энергия, импульсы доблести, сменивши знак, становятся импульсами трусости. А. Солженицын Это стихотворение зрелого Лермонтова, обнажающее общественно‑духовный кризис после декабрьского поколения. Оно замыкает предшествующие нравственные, социальные и философские искания поэта, подводят итог прошлому душевному опыту, отражая бесцельность личных и общественных усилий […]
  • Встреча Печорина, главного героя романа Лермонтова «Герой нашего времени», с «честными контрабандистами» изображена в повести «Тамань», первой в «Журнале Печорина». Композиция романа необычна: он состоит из отдельных повестей со своим завершенным сюжетом, объединенных общим главным персонажем. Лермонтов придерживается не хронологии событий, а логики постепенного раскрытия характера главного героя. С этим связано и наличие трех рассказчиков. Сначала Максим Максимыч рассказывает об организации Печориным похищения Бэлы, его охлаждении к ней и гибели девушки, затем рассказчик, странствующий по Кавказу, передает впечатления от увиденной им встречи Печорина с Максимом Максимычем. Получив в свое распоряжение записки Печорина и узнав о его смерти, рассказчик якобы публикует его дневники («Журнал Печорина») с целью (как он сообщает в предисловии) показать «историю души» человека, названного героем времени и охарактеризованного как портрет, составленный из пороков современного молодого поколения.

    Из повести «Тамань» читатель узнает, что сразу по прибытии на Кавказ из Петербурга «по казенной надобности», а не по своей воле Печорин оказался в «скверном городишке» Тамани. Подробного описания городка нет, лишь вскользь упоминается о грязных переулках и ветхих заборах, но «скверным» он назван не поэтому. Эпитет отражает, скорее, отношение Печорина к событиям, происходящим в этом местечке. Подведя итог всему случившемуся, Печорин запишет в дневнике: «… слепой мальчик меня обокрал, а восемнадцатилетняя девушка чуть не утопила». Таким образом, иронизируя по поводу произошедшего, герой называет двух основных участников разыгравшейся драмы.

    Создавая «Тамань», Лермонтов опирался на литературную традицию жанра разбойничьей новеллы, романтической по характеру изображения героев и обстоятельств. Поначалу складывается впечатление, что автор и не отступает от этого жанра. Завязка событий – «фатера», где «нечисто», слепой который «не так слеп, как оно кажется», лунный пейзаж, буря на море, таинственная белая фигура, отважный пловец – все это вызывает интерес у Печорина, заставляет не спать ночью, скрытно следить за тем, что происходит на морском берегу. Однако все это не настолько его тревожит и захватывает, чтобы он забыл о том, что было в недавнем прошлом: однообразный шум моря напоминает ему «ропот засыпающего города» и навевает грустные воспоминания. В то же время ночное приключение не настолько важно, чтобы, желая узнать развязку, Печорин отложил отъезд в Геленджик. Узнав о том, что судна не будет еще дня три-четыре, он возвращается от коменданта «угрюм и сердит».

    Впоследствии Печорин скажет, что давно уже живет не сердцем, а головою. Собираясь на свидание с «ундиной», он не забывает взять с собой пистолет и предупредить казака-денщика, чтобы тот, услышав выстрел, бежал на берег. Красавица, по-видимому, наивно думала, что, очаровав Печорина, станет хозяйкой положения. Однако Печорин не таков и знает цену женскому кокетству. И все же он смущается, по-настоящему волнуется, у него кружится голова, когда девушка целует его. С одной стороны, он называет её поведение «комедией», с другой – поддается ее обаянию. Он способен глубоко чувствовать и переживать, но ни на минуту не перестает анализировать.


    Кульминационная сцена – отчаянная борьба в лодке. Раньше Печорин сравнивал девушку с романтической русалкой, любуясь длинными распущенными волосами, необыкновенно гибким станом, золотистым отливом кожи, правильным носом, сравнивая ее с «птичкой, выпугнутой из кустарника». Как образованный аристократ, он небрежно рассуждал о «маленькой ножке» и «Гетевой Миньоне». Теперь ему приходится бороться за свою жизнь, а девушке – за свою. И нисколько не странно, что сейчас он говорит о ней: « … как кошка вцепилась в мою одежду… ее змеиная натура выдержала и эту пытку». Впрочем, нельзя не отметить, что, выбравшись на берег, Печорин «почти обрадовался», узнав в белой фигуре на берегу «свою русалку».

    Развязка совсем не романтическая. Все герои живы, но «мирный круг честных контрабандистов» потревожен, брошены на произвол судьбы полуглухая старуха, слепой мальчик. Печорин сочувственно рассказывает, как долго, долго плакал бедный слепой, но тут же замечает, что «слава богу, поутру появилась возможность ехать». В финале он еще раз вспоминает о брошенных слепом и старухе, но философски замечает: «… какое мне дело до радостей и бедствий человеческих …». А вот по-настоящему он к ним равнодушен или старается себя в этом убедить, читатель должен понять сам, обдумывая прочитанное и сравнивая то, что он узнал о герое в разных частях романа.

    Критик В.Г. Белинский оценил Печорина как человека с «сильной волею, отважного, не бледнеющего никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги». Таким мы знаем Печорина из рассказов Максима Максимыча, а теперь, в «Тамани», об одном из таких случаев он рассказал сам. Да, он деятелен, смел, находчив, решителен, умен, образован, но движет им лишь праздное любопытство. «Контрабандисты» все же выигрывают на его фоне. Они тоже смелы (Янко) и находчивы (ундина), а также вызывают сочувствие, жалость (старуха, мальчик); они борются за жизнь, а Печорин играет ею, впрочем, не только своей. Последствия его вмешательства в чужие судьбы печальны, и он понимает это, сравнивая себя с камнем, потревожившим гладь источника, а затем, в «Княжне Мери», с топором в руках судьбы. Печорин, по словам Максима Максимыча, чувствует себя не менее несчастным, чем те, кому он вольно или невольно делает зло. В «Тамани» это косвенно подтверждается.

    В этой части романа Печорин не произносит ни одного большого монолога, его мысли и чувства во многом еще скрыты от читателя, но уже вызывают большой интерес, благодаря недомолвкам и умолчаниям.

    «Тамань» высоко ценили Белинский и Тургенев, Толстой и Чехов за какой-то особенный колорит, гармоничность, прекрасный язык.

    Трагедия Печорина (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)

    «Герой нашего времени» — один из самых выдающихся произведений русской классической литературы, а Печорин — один из ярчайших персонажей. Личность Печорина неоднозначна, ее можно воспринимать по-разному: благосклонно или отрицательно. Но в любом случае этот образ трагичен.

    Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, каждая из которых имеет свое название, свой сюжет и жанровые признаки. Объединяет же эти произведения в единое целое главный герой — Печорин, чрезвычайно сложная и противоречивая натура.Интересно, что композиционная «зламанисть» произведения, а особенно то, что уже в середине романа читатель узнает о гибели Печорина, также подчеркивают трагизм и необычную роль главного героя.

    Чтобы как можно глубже раскрыть его личность, автор даже использует двойной повествования: в первых двух частях о жизни Печорина рассказывает Максим Максимович, в трех последних мы имеем возможность услышать голос самого Печорина. Интересно то, что автор в этой части выбирает форму исповеди: его герой говорит нам со страниц личного дневника. И такой прием еще глубже помогает понять загадку печоринского характера.

    Рисуя портрет Печорина, автор отмечает необычной особенности своего героя. Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». Автор делает вывод: «Это признак или злого характера, или глубокой постоянной сумму». И уже в этих строках дано ключ к раскрытию образа главного героя.

    По моему мнению, автор не случайно дает портрет Печорина только во второй части.Начав роман с трагической любви Беллы к Печорину, Лермонтов постепенно смещает свое внимание на «страсть к противоречиям» и раздвоение личности героя. Это, собственно, и привело к такому финалу.

    Печорин вначале искренне хотел сделать Бэлу счастливой. Однако он просто не способен на длительные чувства, ведь герой прежде ищет не любовь, а «лекарства» от скуки. Печорин постоянно хочет чего-то чрезвычайного, он даже готов рискнуть всем ради исполнения своей прихоти. При этом он невольно уничтожает чужие судьбы, и это противоречие Печорина обнаруживает, как пишет автор, «болезнь» целого поколения того времени.

    Всю свою жизнь Печорин стремился стать цельной натурой, таким, каким был еще в юности, когда жизнь его тянуло своей таинственностью. Став «умелым в искусстве жизни», Печорин быстро разочаровался в людях, в жизни, общественной деятельности, науках. В нем зародилось чувство отчаяния и уныния, которое герой решил скрыть от всех. Однако от самого себя, ведь в дневнике он постоянно прибегает к анализу своих мыслей и переживаний. Причем делает он это настолько обстоятельно и с таким научным интересом, будто проводит над собой некий эксперимент.

    Он пытается понять самого себя, не оправдываясь и не скрывая причин своих поступков. Такая беспощадность к самому себе — редкое качество, но этого мало, чтобы объяснить все сложности его натуры.

    Интересно, что в своих недостатках Печорин почему-то склонен обвинять общество.Он говорит, что окружение видело в его лице признаки «дурных наклонностей».Именно поэтому, считает Печорин, они оказались в нем. Ему даже в голову не приходит винить себя.

    Беда Печорина в том, что он прекрасно понимает, как предотвратить страдания, и при этом никогда отказывается от удовлетворения сознательно мучить других: «Быть для кого-то причиной страданий и радостей, не имея на это никакого права, — не сладкая это пища для нашей гордости? «Появляясь в чьей-то жизни, Печорин всем наносит горя контрабандисты убегают, оставив старую и бедного слепого мальчика; погибает отец Беллы и сама Белла; Азамат становится на путь преступности; убит на дуэли Грушницкого; страдает Мэри; обиженно Максима Максимовича; трагически погибает Вулич.

    Или злой Печорин? Возможно, так. Злой и жестокий, но прежде всего — несчастный, одинокий, измотан морально и физически. Виноват кто-то в этом? Отнюдь.

    Ведь серьезный враг каждого человека — он сам, и Печорин, столь ловко умеет властвовать над другими, играть на их «слабых струнах», себя овладеть совершенно не способен.

    Печорин делает страшное признание, что страдания и радости других людей «поддерживают его душевные силы». И здесь можно сделать вывод, что и «половина» души, которой были присущи скромность, готовность любить весь мир, стремление делать добро, просто испарилась, осталась только способность действовать.

    Называя себя «нравственным калекой», Печорин, по сути, прав: как еще можно назвать человека, лишенного возможности жить в полную силу и вынужденной руководствоваться побуждениями лишь одной, не лучшей половины своей души? Интересно, что в разговоре с Вернером Печорин признается: «Я взвешиваю, разбираю свои собственные желания и поступки с строгим любопытством, но без пылкости … Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой думает и судит его …»

    И именно та половина души, которую он считал уничтоженной, действительно жива.Вопреки собственным убеждениям, Печорин способен на искреннее большое чувство, но любовь героя сложна. Зачем он сначала хочет любви Веры? По моему мнению, он хотел прежде всего доказать самому себе, что ему под силу преодолеть недоступность этой женщины. Однако только тогда, когда Печорин осознает, что может потерять навсегда ту единственную, кто по-настоящему понимал его, чувство к Вере вспыхивают с новой силой.

    Тема урока: Печорин в столкновении с контрабандистами. (Анализ повести «Тамань»).
    Цели урока: 1) проанализировать повесть «Тамань», сконцентрировать внимание учащихся на образе Печорина;

    2) воспитывать у учащихся активную жизненную позицию;

    3) развивать связную речь школьников.
    Вы видите человека с сильною волею,

    отважного, не бледнеющего ни перед какой

    опасностью, напрашивающегося на бури

    и тревоги.

    В. Г. Белинский.
    Ход урока:
    I Оргмомент.
    1. Вступительное слово учителя.
    Начнём урок литературы. В настоящее время мы читаем и анализируем роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Это первый в русской прозе психологический роман. Его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (жизнь и приключения), а именно личность человека – его душевная и умственная жизнь. Роман состоит из пяти отдельных повестей, объединённых общностью героя, но самостоятельных по сюжету. Герой этот – Григорий Александрович Печорин. Сегодня на уроке мы проанализируем повесть «Тамань». Тема урока: «Печорин в столкновении с контрабандистами». Анализируя повесть «Тамань», русский критик 1-ой половины XIX века В. Г. Белинский сказал о Печорине так: (Обращение к эпиграфу урока). Эти слова я взяла эпиграфом к нашему уроку.
    2. Запись темы, эпиграфа в тетрадь.
    II. Повторение ранее пройденного.
    - Повторим ранее пройденное. Из каких повестей состоит роман «Герой нашего времени»?

    В чём своеобразие структуры романа?

    (Два ученика на доске показывают композиционную структуру романа и хронологическую последовательность событий).


    Примерный ответ ученика. (Такое нарушение хронологической последовательности сделано автором в целях осуществления главной задачи романа: дать всестороннюю обрисовку Печорина. Для этой цели автор сначала вкладывает рассказ о Печорине в уста Максима Максимыча, человека простого и не совсем понимающего своего бывшего приятеля («Бэла»), затем автор от своего лица рассказывает о Печорине, сообщая свои наблюдения над ним («Максим Максимыч»). Последние три повести являются дневником Печорина, непосредственно раскрывающим перед читателем душевную жизнь героя романа.)

    Что мы узнаём о Печорине из повести «Бэла»?

    Примерные ответы учеников. (Печорин странен. В дождик, в холод на охоте все иззябнут, устанут, а ему ничего. А в другой раз ветер подует, а он уверяет, что простудился, ставнем стукнет – вздрогнет, побледнеет. В то же время на кабана ходил один на один. То целыми часами мог слова не вымолвить, а то мог смешить так, что живот надорвёшь.)

    (Печорин в повести «Бэла» напомнил мне Онегина. В молодости он бешено наслаждался всеми удовольствиями, скоро они ему опостылели. Потом пустился в большой свет, он также ему надоел. Стал влюбляться в светских красавиц, но сердце оставалось пусто. Стал читать, учиться – науки вскоре надоели. Печорин испытывал скуку. Когда его перевели на Кавказ, в первое время он был счастлив. Через месяц он привык к жужжанию пуль и к близости смерти. Увидев Бэлу, Печорин влюбился, но вновь ошибся. Любовь дикарки оказалась для него немногим лучше любви знатной барыни.)

    (Печорин, соприкоснувшись с Бэлой, приносит ей несчастье. Сначала она мучается, страдает, а потом погибает. Сам Печорин искренне переживает смерть Бэлы. Он не может понять. Кто он, глупец или злодей, но твёрдо знает, что душа его испорчена светом, т. е. светским обществом.)

    Примерные ответы учеников. (Автор даёт психологический портрет героя. Через противоречия внешности он показывает сложность душевной организации героя. Небрежная и ленивая походка – верный признак некоторой скрытности характера. С первого взгляда – вроде бы, не более 23 лет, а после можно было дать 30. Светлый цвет волос и чёрные усы – признак породы. Глаза не смеялись, когда он смеялся. Такие противоречия свидетельствуют об усталости и холодности Печорина.)

    (Герой изменился после отъезда из крепости. Возросли равнодушие Печорина к жизни, апатия, холодность, эгоизм. Раньше он был способен открыть Максиму Максимычу причины своей тоски, признаться, что страдает, здесь он не может рассказать даже о самых поверхностных событиях своей жизни. Раньше он записывал в дневник всё случившееся с ним, теперь он даже не интересуется судьбой бумаг.)

    Какая повесть произвела на вас более грустное впечатление: «Бэла» или «Максим Максимыч»?

    Примерные ответы учеников. («Максим Максимыч». В «Бэле», несмотря на гибель героини, есть смягчающие трагичность и вселяющие в читателя оптимизм описания природы.)

    («Максим Максимыч». От Печорина требовалась лишь самая малость – задержаться на несколько часов, а торопиться герою некуда. Ему необходимо было разделить со стариком скромный ужин и хоть немного рассказать о себе, но даже этого Печорин не сделал.)

    Итак, какое впечатление составили вы себе о герое из предыдущих повестей?

    Примерный ответ ученика. (Печорин наделён силой характера, настойчивостью, благородством, даже простотой, но нельзя не видеть его эгоизма, его привычки считаться лишь с собственными желаниями, его неспособности к постоянному глубокому чувству. Он принёс несчастье Бэле, но и сам вызывает сочувствие, потому что несчастлив.)

    III. Работа над темой урока.
    - Какое место занимает повесть «Тамань» в композиции романа?

    Примерный ответ ученика. (Она открывает журнал Печорина.)

    Обратимся к повести «Тамань». Как сам Печорин в начале повести говорит о происшедшем в Тамани? (Чтение).

    Что в обстановке хаты, а также в поведении и характере героев показалось Печорину странным и загадочным?

    Чтобы лучше понять Печорина, заглянуть в самые сокровенные уголки его души, давайте сначала проанализируем образы контрабандистов. Какие черты характера контрабандистов привлекли Печорина?

    Примерный ответ ученика. (Мужество, отвага, смелость).

    Каким вы представляете себе человека, плывущего в бурю через пролив?

    (Чтение сцены «Янко переплывает пролив» со слов «Признаюсь… до слов «Казак мой был очень удивлён».)

    (Янко не только смел и храбр, он и волен как птица. В конце повести он скажет, что ему везде дорога, где море шумит да ветер дует.)

    Проанализируем поведение девушки. Для этого прочитаем сцену в лодке со слов «Войдём в лодку…» до слов «На дне лодки…»

    Как ведёт себя девушка в лодке?

    Примерный ответ ученика. (Во время борьбы она уступает Печорину только в силе, но не в ловкости и смелости.)

    Обратим внимание на поведение слепого мальчика. Прочитаем сцену ночного хождения слепого мальчика со слов «Между тем луна…» до слов «Что, слепой…».

    Прокомментируйте эту сцену.

    Примерный ответ ученика. (Слепой мальчик не менее отважен, чем его зрячие хозяева-сообщники.)

    Но главными героями повести являются не контрабандисты. А Печорин. Какие черты характера Печорина проявляются в повести «Тамань»?

    Примерный ответ ученика. (Решительность, смелость, интерес к людям, умение сострадать.)

    В каких сценах они проявляются особенно ярко?

    Примерные ответы учеников. (Первая встреча Печорина со слепым мальчиком выявляет интерес Печорина к человеку. Ему важно понять тайну мальчика, и он начинает следить за ним.)

    (Наблюдение за девушкой и первый разговор с нею заставляет его сделать вывод: «Странное существо! Никогда подобной женщины не видывал!»)

    (Сцена очаровывания Печорина Ундиной выдаёт в нём юношескую страсть. В глазах у меня потемнело, голова закружилась. Активное начало заставляет Печорина идти на свидание, назначенное девушкой ночью.)

    (Наблюдение за встречей слепого и Янко вызывает в герое грусть, выявляет его способность сострадать герою).

    В какой роли выступает герой в повести «Тамань»: наблюдателя или участника?

    Примерный ответ ученика. (Вообще-то он наблюдатель, случайно оказавшийся свидетелем действий контрабандистов. Но он постоянно выходит из роли наблюдателя и становится участником событий.)

    Как, по вашему мнению, герой относится к природе? Докажите примерами из текста.

    Примерный ответ ученика. (Рассказывая о себе, Печорин описывает природу: месяц, освещавший камышовую крышу, тёмно-синие волны, плескавшиеся с беспрерывным ропотом, луну, одевающуюся тучами, туман, сгущающийся над морем. Две звёздочки, сверкавшие на тёмно-синем своде, он сравнивает с двумя спасительными маяками. Он наблюдает за тяжёлыми волнами, которые мерно и ровно катятся одна за другой. Всё это говорит о том, что Печорин любит природу, наслаждается её красотой, она придаёт ему силы и уверенности.)

    Какие же черты характера мы видим у Печорина в этой повести?

    Примерный ответ ученика. (Активность, стремление к действию, влечение к опасности, настойчивость, самообладание, любовь к природе, мечтательность.)

    Всё, что совершает Печорин, он делает не ради какой-нибудь выгоды. Просто он не может не действовать, потому что такова его натура. В трудные минуты он умеет не терять присутствия духа. Так оценил поведение Печорина и критик Белинский. Прочитайте ещё раз слова критика, взятые эпиграфом к уроку.

    Но счастлив ли Печорин?

    Примерный ответ ученика. (Нет. Он ощущает свою вину.)

    Давайте разберёмся, почему. Какой можно представить жизнь контрабандистов и слепого после разлуки?

    Как передано горе слепого мальчика?

    Почему ещё Печорин несчастлив?

    Примерный ответ ученика. (Ни одно из действий Печорина не имеет глубокой большой цели. Он активен, но его активность не нужна ни ему, ни другим. Нет в его жизни цели, действия его случайны, активность бесплодна. Печорин несчастлив. Он жалеет, что нарушил жизнь честных контрабандистов и взволнованно восклицает: (чтение из текста)

    IY. Подведение итогов урока.
    1. Беседа с учащимися..
    - Чем отличается Печорин в повести «Тамань» от Печорина в повести «Бэла» и «Максим Максимыч»?

    Примерные ответы учеников. (В повести «Тамань» Печорин не кажется скучающим и безразличным. Герой далёк здесь от апатии и скуки. Безразличный ко всему человек не замечает окружающего, а Печорин мгновенно схватывает все детали обстановки хаты, улавливает и запоминает интонации голоса, манеру речи Янко, девушки, слепого.)

    (Эта повесть позволяет судить и о глубокой любви героя к природе. Печорин не только описывает её, но и любуется её.)

    В чём проявляется критическое отношение Печорина к себе?

    Примерные ответы учеников. (Рассказывая о себе, он ничего не скрывает. Он не умеет плавать, сам рассказывает, что уступает в ловкости девушке, не понимает действительных причин интереса, проявляемого к нему Ундиной.)

    (Он оказался даже жертвой: у него украли шкатулку и шашку. Печорин относится к себе с иронией.)

    Вызывает ли в этой повести Печорин осуждение?

    Примерный ответ ученика. (Скорее, он вызывает сожаление о том, что силы его богатой натуры не находят настоящего применения.)


    2. Слово учителя.

    Печорин в столкновении с контрабандистами – человек действия. Это не комнатный романтик-мечтатель и не Гамлет, чья воля парализована сомнениями. Он решителен и смел, но активность его беспредметна. У него нет возможности предаваться деятельности крупной, совершать поступки, о которых вспоминал бы будущий историк и для которых Печорин чувствует в себе силы. Поэтому он растрачивает себя, ввязываясь в чужие дела, вмешиваясь в чужие судьбы, вторгаясь в чужую жизнь и расстраивая чужое счастье. Таким был современник Лермонтова. Поэта это сильно беспокоило. Тема недовольства современным поколением звучит во многих произведениях поэта. В стихотворении «Дума» он писал:

    Печально я гляжу на наше поколенье!

    Его грядущее – иль пусто, иль темно,

    Меж тем под бременем познанья и сомненья

    В бездействии состарится оно.

    Богаты мы, едва из колыбели,

    Ошибками отцов и поздним их умом.

    И жизнь уж не томит, как ровный путь без цели,

    Как пир на празднике чужом.

    Разговор о Печорине на этом не закончился. Мы его продолжим, прочитав повесть «Княжна Мери».
    Y. Домашнее задание.
    Прочитайте повесть «Княжна Мери». В тексте карандашом подчеркните фразы, характеризующие интересы и занятия «водяного общества». Выпишите в тетрадь слова и замечания, показывающие отношение Печорина к дворянскому обществу и его представителям.


    Глава «Тамань» вошла в «Журнал Печорина». Восстанавливая хронологическую последовательность событий из жизни Печорина, следует начинать чтение романа «Герой нашего времени» с повести «Тамань», где Печорин рассказывает о случае, который с ним произошел, когда он впервые приехал из Петербурга на Кавказ. Затем следует повесть «Княжна Мери», где Печорин рассказывает о событиях, в которых он участвовал, приехав на воды в Пятигорск. Затем повесть «Бэла», события которой происходят в крепости, куда Печорин был сослан за дуэль с Грушницким. Из крепости Печорин уезжал на некоторое время в казачью станицу и был свидетелем истории с офицером Byличем, описанной в новелле «Фаталист». Затем проходит пять лет. Печорин, выйдя в отставку, живет в Петербурге и, снова заскучав, едет в Персию. По пути он встречается с Максимом Максимычем. Их встреча описана в рассказе «Максим Максимыч». Из краткого предисловия к «Журналу Печорина» мы узнаем, что, возвращаясь из Персии, Печорин умер. Лермонтов отступил от такой хронологии и построил композицию романа таким образом, что сначала мы узнаем о Печорине из рассказов о нем Максима Максимыча и проезжего офицера, а потом уж из дневника «Журнал Печорина». Таким образом характер Печорина раскрывается в различных ситуациях, в столкновении с другими персонажами романа. И каждый раз открывается какая-то новая грань сложной и богатой натуры Печорина. «Тамань» - третья по порядку повесть. Своей проблематикой и характером окружения героя как бы продолжает «Бэлу» и представляет собой запись об эпизоде из прошлого. Рассказ ведется от первого лица (Печорина). Описывая эпизод из жизни контрабандистов, Печорин о своих мыслях и переживаниях ничего не говорит. Внимание его сосредоточено на показе самих событий, их участников, обстановки. Создать таинственное и романтическое настроение повести помогает пейзаж. С удивительным мастерством Лермонтов описывает беспокойное море, луну, тучи. «Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, а внизу с беспрерывным рокотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля», - пишет Печорин. Вокруг него обстановка таинственности и неизвестности. Ночь, камышовая крыша и белые стены нового жилища, встреча со слепым мальчиком - все это настолько поражает воображение Печорина, что он долго не может уснуть на новом месте. Многое в поведении мальчика кажется непонятным и загадочным: как слепой так легко спускается по узкой крутой тропинке, как он чувствует взгляд человека. Неприятное впечатление на Печорина производит его едва приметная улыбка. Любопытство Печорина подстегивают и действия мальчика. Один, среди ночи, с каким-то узлом, он спускается к морю. Печорин стал наблюдать за ним, спрятавшись за выдавшеюся скалою. Он увидел, как к нему подошла белая женская фигура и заговорила с ним. Из разговора стало понятно, что они ждут Янко, который должен приплыть на лодке по бурному морю, минуя береговых сторожей. Он доставил на лодке какой-то груз. Взяв каждый по узлу, они пустились по берегу и исчезли из вида. Что за люди живут на берегу? Какие загадки таит их необычное поведение? Эти вопросы не дают покоя Печорину, и он смело вторгается в неизведанное, смело бросается навстречу опасности. Печорин знакомится со старухой и ее дочерью. Услышав песню, Печорин поднял глаза и на кровле крыши увидел девушку в полосатом платье, с распущенными косами, настоящую русалку. Впоследствии он прозвал ее Ундиной. Она была необыкновенно хороша собой: «Необыкновенная гибкость стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос - все это было для меня обворожительно». Заговорив с этой девушкой, Печорин рассказал о ночной сцене на берегу, свидетелем которой он стал, и пригрозил донести обо всем коменданту. Это была большая неосторожность с его стороны, и он скоро раскаялся. Поэтическая девушка - «ундина», «настоящая русалка» - коварно заманивает Печорина в ловушку, намекая на любовь: «Она вскочила, обвила руками мою шею, и влажный, огненный поцелуй прозвучал на губах моих. В глазах потемнело, голова закружилась, я сжал ее в моих объятиях со всей силой юношеской страсти…» Ундина назначила Печорину свидание ночью на берегу. Забыв об осторожности, Печорин садится в лодку. Отплыв от берега на некоторое расстояние, девушка обняла Печорина, отстегнула пистолет и выбросила за борт. Печорин понял, что может погибнуть, так как не умел плавать. Это придало ему силы, и непродолжительная схватка закончилась тем, что он сбросил ее в волны. Надежда на любовь оказалась обманутой, свидание кончилось яростной борьбой за жизнь. Все это вызывает гнев Печорина, пострадавшего из-за своей наивности и доверчивости. Но, несмотря ни на что, ему удалось раскрыть тайну «мирных контрабандистов». Это приносит герою разочарование: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну». Вернувшись, Печорин обнаруживает, что в мешке слепой отнес на берег его вещи - шкатулку, шашку с серебряной оправой, дагестанский кинжал - подарок друга. «Не смешно ли было бы жаловаться начальству, что слепой мальчик меня обокрал, а восемнадцатилетняя девушка чуть-чуть не утопила?» Утром Печорин уезжает в Геленджик. Печорин понимает, что совершил ошибку, вторгшись в жизнь этих людей, и винит себя за вторжение в их круг, которое нарушило жизнь. Уезжают Янко и девушка, оставляя мальчика и старуху без средств к жизни. Печорин признается: «Что сталось со старухой и с бедным слепым - не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности». «Тамань» поражает мастерским изображением характеров героев. Образ девушки-контрабандистки истинно романтичен. Для этой девушки характерны причудливая изменчивость настроения, «быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности». Ее речи загадочны и по форме близки к народным пословицам и поговоркам; ее песни, напоминающие народные, говорят о ее стремлении к буйной воле. В ней много жизненных сил, смелости, решительности, поэзии «дикой свободы». Богатая, своеобразная натура, полная таинственности, она как бы самой природой создана для вольной, полной риска жизни, которую она ведет. Не менее колоритен образ контрабандиста Янко, выписанный скупыми, но яркими штрихами. Он решителен и бесстрашен, не боится бури. Узнав о грозящей ему опасности, он покидает родные места, чтобы искать промысел в другом месте: «…а мне везде дорога, где только ветер дует и море шумит!» Но в то же время Янко проявляет жестокость и скупость, оставляя слепого мальчика на берегу с несколькими монетами. Личность Печорина дополняется такими качествами, которые проявляются в минуты опасности: это смелость, решительность, готовность идти навстречу риску, сила воли. В конце повести Печорин всматривается в белый парус, который мелькал между темных волн при свете месяца. Этот символический образ напоминает об одном из самых удивительных по красоте и самых глубоких по мысли лермонтовских стихотворений - «Белеет парус одинокий…». Такой же мятежной, беспокойной была жизнь главного героя - Печорина.