В чем прелесть февронии. Психологические портреты сказочных героев




Обучение рисованию детей должно быть направлено в первую очередь на развитие их творческой самостоятельности и активности. Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности.

  • -научить изображению смысловой связи между объектами,
  • -передаче пространственных отношений между ними;
  • -развивать композиционные умения (рисовать на всем листе, проводя линию горизонта);
  • -развивать чувство цвета.

Тематика сюжетного рисования в старшей группе определяется прежде всего теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Для детей данного возраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено. Им нельзя давать обобщенные темы, например "Праздник". Они могут нарисовать что-либо, не имеющее отношение к теме, или поставить перед собой непосильную задачу, не соответствующую их умениям, например рисование демонстрации.

При рисовании на темы литературных произведений дошкольникам следует давать конкретное задание. Например, в первом квартале детям предлагается изобразить эпизод из сказки "Два жадных медвежонка", когда делят сыр. Дети уже знакомы с рисованием игрушечного мишки. Рисуя сказочные образы, они также изображают игрушечных медвежат с теми же округлыми частями и несложной конструкцией. Все объекты располагаются на одной линии.

Позднее воспитатель подводит детей к более правильному композиционному использованию листа бумаги при изображении неба и земли, давая готовый фон для неба. Так, при изображении зимнего сюжета детям дается бумага голубого цвета, которая освобождает их от необходимости рисовать небо. Ребята закрашивают белой краской более или менее широкое пространство земли (снег), остальная часть - это небо. Такой прием подводит детей к самостоятельному использованию правильного композиционного решения и в других темах. В соответствии с сюжетом определяется цветовое решение композиции.

Воспитатель может предложить детям тот или иной фон, соответствующий теме (например, синюю или серую бумагу для изображения зимних сцен). Фон листа определит и выбор красок, над чем дети работают самостоятельно. На темном по контрасту лучше всего выделяются светлые тона: белый, голубой, желтый. Осенние пейзажи выразительнее выглядят на голубом или белом фонах, с которыми хорошо сочетаются различные теплые тона: желтый, красный, оранжевый.

Приобретенные детьми старшей группы навыки и умения позволяют педагогу усложнить задачи обучения детей 6-7 лет. Для этого необходимо:

  • -разнообразить содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу;
  • -научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете (например, поворот туловища, наклон, бег и т.п.);
  • -развивать композиционные умения - научить передавать на листе широкие пространства земли и неба, расположение предметов: близких - внизу листа и удаленных - вверху (без изменения размеров);
  • -развивать чувство цвета - учить самостоятельно передавать колорит, соответствующий сюжету.

В этом возрасте аналитическое мышление у детей уже более развито, что позволяет педагогу поставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Например, в рисовании на тему сказок "Гуси-лебеди", "Морозко" и других ребята выбирают из произведения тот эпизод, который им хотелось бы изобразить.

Самостоятельный выбор сюжета учит их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия. Если выбор происходит неосознанно, ребенок иногда объединяет в одном рисунке предметы и действия, не совпадающие во времени. Чаще это происходит при рисовании на темы сказок, рассказов, когда ребенку известно его содержание. Не умея расчленить произведение на отдельные эпизоды, он объединяет их в одном рисунке. Такие работы говорят о том, что ребенок не понимает еще своеобразия изобразительного искусства, передающего только один момент действия, а не всю его последовательность во времени. Воспитатель должен помочь детям разобраться в этом.

Эффективность развития творческого воображения дошкольников во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог в работе с детьми.

Г.Г. Григорьева отмечает, что игровые приемы вводят детей в изображаемые ситуации, направляют на поиск своих способов изображения, помогают поддерживать интерес к деятельности . В руководстве рисования используются следующие игровые методы и приемы:

  • -обыгрывание предметов, игрушек;
  • -обыгрывание готового изображения;
  • -обыгрывание еще незаконченного (создаваемого) изображения;
  • -обыгрывание изобразительного материала (карандаши, краски, дополнительный материал);
  • -игровые приемы с элементами ролевого поведения;
  • -использование дидактических и развивающих игр на развитие воображения дошкольников.

Обыгрывание предметов (игрушек) помогает привлечь внимание детей к изображаемому; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет. В процессе использования этого приема перед детьми ставятся игровые задачи, задавая вопросы: "Как помочь Лунтику оказаться на луне", "Что может оказаться внутри волшебного сундучка" и др.

Другой игровой прием - обыгрывание изображения. Он имеет несколько разновидностей, это: обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительная игра с еще не законченным (создаваемым) изображением. С объемной фигурой можно играть, тем самым, соединяя творчество и игру. Значит, ребёнок может почувствовать себя творцом, волшебником, который из ничего может создать образ и оживить его.

Прием обыгрывания готового (завершенного) изображения, как правило, применяется по окончанию рисунка. Полученное изображение используется при этом как своеобразная игрушка.

Обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого изображения) можно назвать "сюжетно-изобразительной игрой"

Особое место на всех занятиях по рисованию принадлежит игровой мотивации. Она не только позволяет избежать постановки задачи в категоричной форме ("Дети, сегодня будем рисовать…"), но и вызывает желание прийти на помощь к сказочному герою, дает возможность находиться в действительности, заполненной игрой.

На развитие творческого воображения дошкольников направлены и игровые приемы с элементами ролевого поведения. Детям предлагается роль художника, актера, писателя, дизайнера и т. д. Таким образом, их деятельность на занятии мыслится как та или иная деятельность взрослого. Действуя в образе, дети особенно увлечены рисованием, проявляют изобретательность, творчество, тщательно выполняют предъявляемые им требования.

На занятиях рисования также могут быть использованы игры и упражнения, содержание которых направлено на развитие воображения детей. Например, "Чудесные превращения", "На что это похоже", "Загадки и отгадки", "Морские камушки" и др.

Особый интерес вызывают у детей следующие упражнения:

  • - "Нарисуй что-нибудь необычное". Педагог предлагает детям нарисовать необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты и т. д.
  • - "Ожившая фигурка". Ребенку говорят: "Ты получил прекрасный дар, все, что ты нарисуешь - оживает. Что бы ты нарисовал?..
  • - "Несуществующее животное". Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и нарисовать какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен нарисовать воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.
  • - "Поможем художнику". Взрослый рассказывает детям, что художник не успел дорисовать фигурки и просит ребят помочь ему.
  • - "Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение". Могут даваться инструкции: "Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу и т. д".
  • - "Добрый и злой". Ребенку предлагают нарисовать злого или доброго сказочного персонажа.

Художественное слово создаёт подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, и его содержание, поэтому вызывает остроту мысли и чувства, воздействует, убеждает, воспитывает.

Воспитывая интерес и любовь к художественной литературе, педагог детского сада развивает у детей умение предпочитать одни произведения другим: дети учатся сознательно выбирать то, что им больше нравится. Предпочтительное отношение к тому или иному произведению - способность выбирать - является предпосылкой к развитию художественного вкуса, к развитию умения элементарно оценивать художественное произведение.

Использование литературных произведений расширяет тематику детских рисунков и является одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы. Словесный художественный образ раскрывает конкретные черты какого-либо предмета или явления и в то же время дает возможность слушателю домыслить и сам образ, и ситуацию, в которой происходит действие. Например, для героини сказки Ш. Перро "Красная Шапочка" обязательны внешние признаки: шапочка красного цвета, корзинка с угощением для бабушки, все остальное при рисовании придумывает сам ребенок - позу девочки, ее лицо, прическу, одежду, обувь.

Дети старшей группы удачно справляются с изображением таких словесных образов, представление о которых опирается на восприятия однородных предметов в жизни: Красная Шапочка - девочка, кукла; жадный медвежонок - игрушечный мишка; теремок - небольшой дом и т. п.

Некоторые сказочные образы представлены в игрушках - Буратино, доктор Айболит и др.

Игра с ними делает эти образы живыми для детей, действующими, конкретными, что облегчает их изображение. Но для ребят старшей группы не обязательно такое непосредственное наглядное подкрепление словесного образа. Их воображение может на основе нескольких признаков, имеющихся в художественном образе, создать его целиком.

Использование художественных образов помогает в раскрытии замысла. Перед началом рисования по собственному замыслу или на заданную сюжетную тему следует помочь ребенку из всей массы впечатлений отобрать то, что относится к данной теме, так как совершенно самостоятельный выбор иногда бывает случайным, неполным, неправильным. Литературное произведение следует разбить на ряд эпизодов, где самим текстом определены действующие лица, место и время действия. Дети пяти лет не всегда могут самостоятельно справиться с этим. Воспитатель в начале занятия разбирает с ними, какие картины можно нарисовать по данному произведению, что было сначала, потом, чем оно заканчивается. Воспитатель может сам предложить тему какого-либо эпизода или дать детям на выбор несколько эпизодов. Например, при рисовании на тему сказки "Теремок" воспитатель предлагает изобразить, как в дверь стучат один за другим звери, а кто именно, ребенок выбирает по собственному желанию. Или из сказки "Лиса, заяц и петух" детям предлагают изобразить плачущего зайчика около избушки, а кому он жалуется - медведю, собакам или петушку - выбирают сами ребята. Желая выразить положительное отношение к изображаемому персонажу, дети стараются украсить его, расцветить яркими красками, сделать узорчатую одежду. В особенности это ярко выступает при рисовании к сказкам.

Хорошо понимая пределы доступного для детей дошкольного возраста в смысле выражения ими задуманных образов и сюжета, воспитатели развивают у детей возможную для их возраста требовательность в отношении выразительности рисунка.

Таким образом, занятия по рисованию не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но будят интеллектуальную и творческую активность дошкольника, учат его планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, осуществлять задуманное. У детей формируется умение анализировать явления, сравнивать их, открывать новые идеи, новые пути, делать оригинальные выводы; появляется стремление к оригинальному, отрицание привычного, возникает желание преобразовывать окружающую действительность по законам красоты.

Герои и антигерои в русских волшебных сказках

1. Художественные приемы, с помощью которых центральный образ получает углубленную характеристику

Последовательность функций действующих лиц приводит к однообразному построению сказок, а устойчивость функций - к единообразию сказочных образов. Однако действительное число персонажей не соответствует числу действующих лиц, поскольку одной функцией наделяются различные персонажи. Так, в роли вредителя выступают змей, Кощей, мужичок с ноготок, баба-яга и другие, в роли дарителя - бабушка-задворенка, чудесные птицы и т. д. В волшебных сказках другие персонажи. Зло представлено в них фантастическими, отвратительными чудовищами. Это, прежде всего, Кощей Бессмертный - страшный, сильный старичище, похищающий женщин - как правило, мать, жену или невесту героя сказки. Это и Баба Яга -- «костяная нога, сама на ступе, нос в потолок, одна нога в правый угол, а другая - в левый». Это Змей Горыныч, пышущий огнем, о трех, шести, девяти или двенадцати головах. Это может быть и «мужичок с ноготок - борода с локоток» и др. Эти чудовища несут гибель людям и царствам. Они необыкновенно сильны и агрессивны. Но злое начало воплощают в себе и человеческие персонажи. Это ненавидящая детей мужа мачеха, это старшие братья героя и т. д.

Со всеми ними ведут борьбу не на жизнь, а на смерть главные герои волшебных сказок - Иван-царевич, Иван-дурак, Иван Быкович. Их отличают скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь, бескорыстие. Все это вызывает у нас восхищение. Мы сочувствуем им в трудную минуту, радуемся их победам. Все вместе они воплощают неписаный моральный кодекс народа. Иван Быкович, не задумываясь, идет защищать народ от Змея; Иван-царевич отправляется на поиски матери, которую внезапно похитил Кощей; Иван-дурак беспрекословно выполняет просьбу умершего родителя приходить к нему на могилу.

Волшебные сказки утверждают: тот выйдет победителем в борьбе с врагом, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, кто добр и справедлив, скромен и честен.

При всем сюжетном различии волшебные сказки обладают единством поэтической структуры. Это выражается в строгой соотнесенности мотивов, образующих последовательно развивающееся действие от завязки через развитие действия -- к кульминации, ведущей к развязке. Действие сказки строится по принципу нарастания: каждый предшествующий мотив поясняет последующий, подготавливая события основного, кульминационного, который передает наиболее драматический момент сюжетного действия: Иван-царевич побеждает Кощея, выполняет трудные поручения морского царя, Ивашка сжигает ведьму, царь раскрывает козни ведьмы и возвращает жене, обращенной в рысь, облик красавицы царицы, Кульминационный, или, иначе, центральный, мотив специфичен для каждого сюжета. Остальные могут варьироваться, т. е. подменяться сходными по содержанию мотивами в рамках данного сюжета.

Конфликтность, выражающаяся в резком противопоставлении основных действующих лиц, непременное условие сюжетного действия. В волшебной сказке она всегда мотивирована. Традиционными мотивировками, определяющими поступки героев, являются женитьба, желание получить чудесные предметы, уничтожение противника, наносящего герою (его семье или людям вообще) какой-то вред, например уничтожение посева, похищение царевны и т. п. Одна сказка может содержать две мотивировки (например, Иван-царевич побеждает змея и одновременно находит в подземном царстве себе жену). В зависимости от направленности сюжета мотивировки могут получать героическую, бытовую или социальную окраску. Композиция волшебной сказки по-своему проста, но эта простота -- ясность сложного, результат многовековой шлифовки сказки в процессе ее бытования. Падчерица вежливо отвечает Морозке и он награждает ее, дочери мачехи грубят Морозке и погибают.

При учете сюжетных - различий, авторских интерпретаций сказочные персонажи предстают широкой галереей типических образов. Среди них образ героя особенно важен, ибо он во многом определяет идейно-художественное содержание волшебных сказок, воплощая в себе народные представления о справедливости, доброте, истинной красоте; в нем как бы сконцентрированы все лучшие качества человека, благодаря чему образ героя становится художественным выражением идеала. Высокие моральные качества героев раскрываются через их поступки. Однако в сказках можно обнаружить элементы психологического характера, попытки передать внутренний мир героев, их душевную жизнь: они любят, радуются, огорчаются, гордятся победой, переживают измену и неверность, ищут выход из сложных ситуаций, подчас ошибаются. То есть в сказке мы уже находим наметки изображения личности.

И все же говорить об индивидуализации образов можно с известной долей условности, так как многие черты, присущие герою одного сюжета, будут повторены в героях других сказок. Поэтому справедливо мнение об изображении в сказках единого народного характера. Этот народный характер нашел воплощение в разных типах героев -- мужских и женских образах.

Сказочный герой по существу безымянен. Имя Иван допускает любые замены -- Василий, Фрол, Иван крестьянский сын, Иван Медведко и другие.

В начале сказки он называется среди прочих действующих лиц: «Жил-был царь, у него было три сына» -- таково типичное начало большинства волшебных сказок. Чтобы выделить героя среди второстепенных персонажей, сказка вводит ряд традиционных положений и ситуаций, связанных только с героем. Он молод, среди братьев он всегда младший и поэтому ему не доверяют. Определение «младший» может быть не только

возрастным, но и социальным: Иван-дурак презираем старшими братьями, его лишают наследства, Иван крестьянский сын, как младший, противопоставляется царским сыновьям.

Не редко героя отличает чудесное рождение: царица съедает горошину, выпивает воды из колодца или ручья - у нее рождаются сыновья-близнецы. Иван Медведко родится от брака человека и медведя, чудесную рыбу съедают царица, служанка и корова, у каждой из них рождается сын, но сын коровы (Иван Быкович) проявляет в будущем черты героя.

Эти мотивы, начинающие сказку, в силу своей традиционности, являются как бы сигнальными ситуациями, которые обращают внимание слушателей на героя и соответственно определяют отношение к другим персонажам. Такая предвзятость усиливает эмоциональное восприятие.

В большинстве волшебных сказок герой в отличие от других персонажей наделяется необычайной силой. Богатырство его обнаруживается уже в детстве, он «растет не по дням, а по часам», «выйдет на улицу, кого за руку схватит -- рука прочь, кого за ногу схватит -- нога прочь». Ему по силе лишь чудесный конь, который ожидает ездока по себе в подземелье, прикованный двенадцатью цепями. Отправляясь в путь, царевич заказывает себе палицу в двенадцать пудов. Та же сила скрыта и в Иване-дураке («Сивка-Бурка»): «...Ухватил клячу за хвост, содрал с нее шкуру и закричал: «Эй, слетайтесь, галки, карги и сороки! Вот вам батюшка корму прислал»

Следует отметить, что любое качество героя сказка дает не как щадит животных; Иван-дурак на последние деньги выкупает собаку и кошку, освобождает журавля, попавшего в силки; охотник, терпя нужду, три года кормит орла. Таким же проявлением идеальных качеств становится выполнение долга, почитание старших, следование мудрым советам. Обычно советы исходят от стариков и женщин, которые воплощают в себе жизненный опыт, умение предвидеть события. Эти персонажи часто выступают в функции чудесных помощников. В сказке о трех царствах Иван-царевич, отправляясь на поиски похищенной матери, побеждает многоголового змея, следуя ее наказу «не бить оружием дважды» или переставить бочки с «сильной и бессильной водой». Сюжет «Поди туда, не знаю куда» весь строится па выполнении стрельцом мудрых советов своей жены. Невыполнение наказа, нарушение данного слова расцениваются как провинность и несут за собой тяжелые последствия: у Ивана-царевича похищают чудесные предметы, невесту.

Особую убедительность правильным поступкам придает начальное ошибочное поведение. Иван-царевич думает, где достать богатырского коня. На вопрос встречной бабушки-задворенки, о чем он задумался, отвечает грубостью, но затем одумывается, просит у старушки прощения и получает нужный совет.

Личность героя проявляется в поступках, в его реакции на внешний мир. Сюжетное действие (ситуации, в которые поставлен герой) служит раскрытием и доказательством истинно положительных качеств человека, правильности его поступков, как соответствующих нормам поведения человека в обществе. За каждый добрый поступок герой награждается волшебными предметами: шапкой-невидимкой, скатертью-самобранкой, чудесными животными - богатырским конем, зверями-помощниками. Награда может быть в виде совета - где найти коня, как отыскать дорогу к суженой, одолеть змея.

Волшебная сказка знает два основных типа героев: Ивана-царевича -- героя волшебно-героических сюжетов («Три царства», «Кащей Бессмертный», «Молодильные яблоки» и др.) и Ивана-дурака - героя сказок «Сивка-Бурка», «Волшебное кольцо», «Чудесные дары», «Конек-горбунок» и др. Существование различных типов героев находит свою историческую и эстетическую обусловленность, последняя определяется стремлением всесторонне раскрыть общенародный идеал. Цель героя в разных сюжетах различна: возвратить людям свет, который проглотил змей, избавить от

чудовища мать и найти братьев, вернуть зрение и здоровье старика, обращает царицу в белую утку, а потом пытается погубить и ее детей.

Раскрывая образы своих героев, сказка передает народные представления о людях, их взаимоотношениях, утверждает доброту и верность. Образ героя раскрывается в сложной системе сюжетных противопоставлений. Антитеза -- это художественный прием, с помощью которого центральный образ получает углубленную характеристику. Противопоставление героя его противнику (вредителю) имеет особенное значение, так как взаимоотношения этих персонажей являются выражением различных жизненных принципов и таким образом становятся средством раскрытия идейного содержания сказок.

Основным типам героев -- активному (Иван-царевич) и пассивному (Иван-дурак, падчерица) -- соответствуют и типы противников. Условно их можно разделить па две группы: чудовищных противников «иного» царства-змей, Кащей, баба-яга и другие и противников «своего» царства -- царь, царевна, братья и пр.

Чудовищные противники -- персонажи героических сюжетов. Народная фантазия рисует их фантастическими чудовищами. Намеренно изображая героев внешне обычными людьми -добрым молодцем, красной девицей, сказка прибегает к гиперболе при описании врагов: девятиглавый змей, мужичок с ноготок - борода с локоток. Все они агрессивны, несут людям гибель и разрушение: похищают женщин, детей, сжигают царства. Но чем чудовищней противник, тем большей решимостью и мужеством должен обладать герой.

Антагонистические отношения героя и его противника составляют сюжетную основу всех волшебных сказок. Но при общем сходстве сюжетной фабулы ни одна сказка тем не менее не повторяет другую. Это различие кроется, в частности, в сюжетном многообразии, которое во многом обусловлено многочисленностью образов противников. Каждому из них присуща

конкретная традиционная функция в сюжете, отсюда различия в облике, атрибутах, свойствах, порождающих особые формы борьбы с ними. Число противников героя еще более увеличится, если принять во внимание, что за одним именем могут скрываться различные персонажи.

Таким образом, помимо основных действующих лиц - героя и его противника - в сказке немало и других персонажей, каждому из которых присуще свое назначение в сюжетном действии; среди них особенно многочисленна группа персонажей, дарящих чудесных помощников, и самих чудесных помощников. Это персонажи только волшебной сказки.

В волшебных сказках домашние и дикие животные всегда стоят на стороне героя: конь помогает победить змея, корова Буренушка выполняет за падчерицу трудную работу, кошка и. собака возвращают похищенное царевной кольцо, медведь, волк, заяц помогают царевичу достать смерть Кащея или разделаться с колдуном - любовником сестры.

Издавна, желая избавить себя от болезней и случайных опасностей, стремясь обеспечить удачу во всех делах, народное воображение наделяло магической функцией хлеб, воду, огонь, а также множество самых разнообразных предметов: огниво, полотенце, иголку, зеркало, кольцо, нож и др. Эта вера находит подтверждение в многочисленных обрядах и обычаях, она своеобразно отразилась и в сказке о чудодейственных свойствах отдельных предметов, с помощью которых герой выполняет трудные поручения, избегает опасности. Чудесные предметы в сказке - это, как правило, внешне обычные бытовые предметы - гребень, щетка, полотенце. Чудесные свойства заключены в их действии: скатерть кормит всех голодных, полотенце расстилается рекой, гребень превращается в непроходимый лес.

Анализ стихотворения "О доблестях, о подвигах, о славе" А.А. Блока

"Я забывал на горестной земле" - эти первые строки подтверждают, что влюбленным свойственно испытывать чувство полного удовлетворения и гармонии с миром и самим собой лишь тогда, когда объект любви находится рядом. Но вот «час настал»...

Валентин Распутин – "Пожар"

В «Пожаре» ландшафт не играет столь же значительной роли, как в предыдущих повестях Распутина, хотя и здесь чувствуется стремление писателя ввести его в мир героев, а героев показать через природу. Но в том-то и дело...

Ведущие библиотеки Беларуси. Характеристика одной из них

В работе нами использовались следующие методы: 1. Метод сравнительного анализа библиотечных систем; 2. Сопоставительный анализ состояния и развития ведущих библиотек Беларуси; 3...

Декаданс как теоретическое явление и художественная практика в современной литературе

Пожалуй, главной чертой и особенностью творчества Глеба Самойлова является то, что всё в нём строится на контрасте и противоречиях, всё в его мире «обратно» -- «жизнь наизнанку», «мир наоборот»...

Женские образы в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Центральное место в романе Ф.М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве...

Заимствованные сюжеты в произведениях Леонида Филатова

I.Смешение устаревших слов литературного языка и современной разговорной лексики. Так получается выражение «дамских масс»: «Принцесса Прости за опозданье. Ты ждал меня?.. Здорово, Свинопас!.. (сокрушенно показывает на фрейлин) Увы!....

Исследование межтекстовых связей в сказке И. Литвак "Тридевятое царство и золотой рожок"

К приёмам межтекстовых связей относят: цитата, автоцитата, эпиграф, цитатные заглавия, аллюзия и реминисценция, повторяющиеся образы, указание на круг чтения героев, текст в тексте . Рассмотрим каждый приём в отдельности...

Лингвопоэтический анализ повести Виктории Токаревой "Птица счастья"

Как было отмечено ранее, художественный эффект достигается разницей между общим художественным содержанием артемы и лексическим значением ее стилистически нейтрального эквивалента...

Основные формы и приемы комического в творчестве Виктора Голявкина

Все основные художественные средства, все основные приемы комического служат созданию «образа» явлений, отклоняющихся от нормы, явлений, порождающих комическое. Краткой характеристике основных приемов комического...

Особенности перевода топонимов на материале романа Дж.Р.Р. Толкиена "Властелин колец"

Существует три основных общепринятых приема перевода топонимов, как и остальных имен собственных: транслитерация, транскрипция и калькирование, разберем их более подробно...

Особенности сатиры и юмора М.Е. Салтыкова-Щедрина

Потенциальные слова в поэзии Е.А. Евтушенко

Винокур Г.О.: “В каждом языке, наряду с употребляющимися в повседневной практике словами, существуют, кроме того, своего рода “потенциальные слова”, т.е. слова, которых фактически нет, но которые могли бы быть...

Роль художественной детали в произведениях русской литературы 19 века

Судьба простой русской женщины хорошо показана в поэме «Кому на Руси жить хорошо» на примере крестьянки Матрены Тимофеевны. Это: Осанистая женщина, Широкая и плотная Лет тридцати оьми. Красива: волос с проседью, Глаза большие, строгие...

Сказки А.С. Пушкина, вошедшие в круг детского чтения

Фольклорная поэтика становится в сказках Пушкин могучим средством реалистического изображения жизни, помогает поэту проникнуть в психологию героев. Удивительно легко...

Черты поэтики сентиментализма в романе Л. Стерна "Сентиментальное путешествие"

Роман «Сентиментальное путешествие» имеет форму самоповествования. Главным героем его становится пастор Йорик, от лица которого и написана книга. Повествование ведется от первого лица, в мемуарной форме...

Конспект урока по изобразительному искусству в 3 классе по ФГОС (с использованием приемов репродуктивного чтения) УМК «Планета Знаний»

Тема: «Портреты сказочных героев»
Составитель: Степанова Татьяна Сергеевна, учитель изобразительного искусства, Дебесская СОШ, село Дебесы, Удмуртская республика.
Тип урока: урок комплексного использования знаний
Цели урока:
- по содержанию: знать о декоративном вымышленном портрете, как о виде портрета; об особенностях его рисования;
- по способу работы: освоить приемы изображения портрета сказочного героя в технике рисования «от пятна».
Задачи урока:
- воспитывать бережное отношение к сказкам и сказочным героям;
- воспитывать любовь к чтению;
- продолжить формирование знаний о портрете, его видах и способах передачи настроения через цветовую гамму, мимику лица;
- развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям художников-иллюстраторов;
- развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления;
- развивать умение работать с текстом, оценивать, анализировать полученную информацию.

УУД
Личностные:

- осознавать необходимость уважительного отношения к книге и к сказочному герою; развивать логическое и абстрактное мышление, творческое воображение, концентрацию внимания;
- развивать способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений художников-иллюстраторов России;
- развивать мотивацию и любовь к чтению книг.
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Метапредметные: развитие умения работать с текстом, оценивать и применять полученную информацию;
Предметные: освоить основные приемы передачи настроения в портрете сказочного героя, а так же рисования в технике «от пятна».
Наглядные и дидактические материалы: изображения сказочных героев, презентация, раздаточные карточки для выполнения упражнений по смысловому чтению.
Литературный ряд: стихотворение Юрия Энтина «В мире много сказок…», стихотворение «», стихотворения о сказочных героях.
Оборудование Для учителя: образцы портретов сказочных героев, компьютер, проектор, доска, презентация, гуашь, кисти, формат А-3, раздаточные карточки. Для учеников: гуашь, кисти, альбом.
Используемые методы и приемы репродуктивного чтения:
- «Ассоциативный куст»;
- «Тонкие» и «толстые» вопросы;
- Синквейн.

Для справки:
«Ассоциативный куст» - один из основных приемов работы с информацией. Учитель дает ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между ними. Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную способность учеников и мотивировать их на дальнейшую работу.

«Тонкие» и «толстые» вопросы – один из основных приемов работы с информацией после чтения, позволяющий систематизировать и закрепить полученные знания. «Толстые» вопросы требуют неоднозначных ответов «Дайте объяснение, почему…?»; «Почему вы считаете…?»; «Найдите отличия и сходства…»; «Предположите что будет, если…?». «Тонкие» вопросы требуют простого ответа «Кто?»; «Что?»; «Когда?»; «Согласны ли вы?».

Синквейн - один из основных творческих приемов работы с информацией после чтения, позволяющий систематизировать и закрепить полученные знания. Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.

Первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

Портрет сказочного героя
Яркий, декоративный
Рисовали, фантазировали, воображали
Портрет передает настроение героя
Жанр

Ход урока:

Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Красиво садитесь, спинки ровненькие, выпрямитесь! Молодцы!
Объяснение новой темы.
- Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со стихотворения Юрия Энтина. Послушайте, пожалуйста, внимательно (стихотворение появляется на слайде 1):

- Ребята, о чем данные строки?
- Верно! Они о сказочных героях! Давайте разместим это понятие на классной доске (на кл. доске появляется табличка «Сказочный герой»)
- Ребята, а какие они – сказочные герои? Мы можем их как-то охарактеризовать? Давайте, вспомним снова строки из прочитанного стихотворения. Все ассоциации со сказочными персонажами мы будем записывать на доске, вокруг таблички (в классе возникает дискуссия, записываем ассоциации вокруг таблички, например, злые и добрые, волшебные, необычные образы и т.д.)
- Все верно! Сказочные герои могут быть злыми и добрыми, со своим характером, как и люди – они все разные. Но мы с вами сейчас написали общие ассоциации, про всех сказочных героев! Теперь, мне бы хотелось, чтобы вы каждый попробовали подобрать и записать ассоциации к конкретному герою сказки. У вас на партах у каждого лежит листочек с заданиями, где вы видите схему с конкретным сказочным героем и стихотворением про него. Сначала прочтите стихотворение, а затем запишите все ассоциации, которые у вас возникли вокруг сказочного героя, в данной схеме. Самостоятельная работа 2-3 минуты.


- Молодцы! Я вижу, вы справились с заданием! А теперь посмотрите на экран (слайд 2, стихотворение о портрете А. Кушнер) . Давайте прочтем стихотворение Александра Кушнера:


- Ребята, о чем это стихотворение?
- Верно! Оно о портрете (учитель прикрепляет на доску табличку с понятием «Портрет»).
- А теперь, исходя из данных двух понятий «Сказочный герой» и «Портрет», сформулируйте тему сегодняшнего урока!
- Верно! Тема нашего сегодняшнего урока «Портреты сказочных героев»! Учитель на доску прикрепляет табличку с надписью «Портреты сказочных героев» и на классной доске открывает закрытые портреты сказочных героев (наглядное пособие учителя, нарисованное на форматах А4)
- Ребята, посмотрите внимательно на данные портреты! Каких сказочных героев вы видите? У каждого персонажа сказки свой характер и он отражен в этих изображениях с помощью цветовой гаммы, линий, черт лица.






- Давайте посмотрим, как сказочных героев изображали художники-иллюстраторы. Перед нами иллюстрации художницы Ирины Петелиной (слайд 3). Ребята для анализа иллюстраций художников мы с вами будем отвечать на некоторые вопросы.


- Теперь рассмотрим иллюстрации художника Ивана Билибина (слайд 4).
Работа с анализом иллюстраций


- Так же рассмотрим иллюстрацию Виктора Васнецова к сказке «Иван царевич и Серый волк», на которой изображены царевна и Кощей Бессмертный (слайд 5).
Работа с анализом иллюстраций


- Изобразить сказочного героя можно реалистично и декоративно, но портрет в любом случае будет вымышленным (слайд 6). Рассмотрим это на примере иллюстраций к сказке «Красная Шапочка» (слайд 6).


- Теперь я покажу вам, как нарисовать сказочного героя в технике «от пятна».
Учитель рисует педагогический рисунок (сказочный царь):
1. Лицо сказочного героя пишем «от пятна». Смешиваем белый, капельку красного и капельку желтого цвета.
2. Пока гуашь на лице подсыхает, глаза и другие черты лица рисовать нельзя, поэтому мы сначала пишем «от пятна» одежду, волосы, корону, бороду сказочного царя.


3. Прорисовка лица и других мелких деталей, например, узоров на одежде.
4. Фон – это может быть однотонный фон или изобразить в какой среде на тот момент находится герой, например, город, внутри избы, полянка и др.

ФЕВРОНИЯ

ПЁТР И ФЕВРОНИЯ - герои древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских», складывавшейся со второй половины XV в. на основе устных легенд и преданий. Окончательно повествование оформилось в связи с канонизацией П. и Ф. (1547) в сер.мм XVI в. Литературная обработка сюжета о муромских святых была осуществлена писателем и публицистом духовного звания Ермолаем-Еразмом, который входил в круг сотрудников митрополита Макария, работавших над Великими Минеями Четьими. О популярности повести говорит большое число списков, сохранившихся до наших дней. Повествование объединило два древнейших фольклорных мотива - о змееборце и о мудрой деве. В ряде списков «Повесть» именуется житием, однако Ермолай-Еразм не смог отойти от народно-поэтической традиции в изображении героев, в построении сюжета. Вероятно, из-за этой жанровой неопределенности, преобладания фольклорных начал в повествовании о «новых чудотворцах муромских» труд Ермолая-Ераз-ма не был включен митрополитом Макарием в состав Великих Миней Четьих.

Образ «мудрой девы» Ф. восходит к русской сказке. Дочь бортника («древолазца») из деревни Ласково Рязанской земли славится добрыми делами, умом и прозорливостью. Она - верная и заботливая жена, умеющая бороться за свое счастье. Ф. воплощает любовь, которую не могут победить ни злые люди, ни сила обстоятельств. Исследователи не раз сравнивали древнерусскую повесть с западноевропейским романом о Тристане и Изольде, которые на пути к счастью также встречают разнообразные препятствия.

Главная героиня активна, она сама творит свою судьбу и судьбу князя Петра, над которым одерживает моральную победу. Образ же П. играет в повествовании менее заметную роль, его как бы затмевает яркая и колоритная фигура Ф.

Муромский князь П., вступившись за честь жены своего брата, борется с повадившимся к ней летучим змеем. Овладев Агриковым мечом, П. одерживает победу, но ядовитая кровь змея вызывает на его теле неизлечимые язвы и струпья. Ф. врачует князя, выдвинув условие: она вылечит П., если тот возьмет ее в жены. Князь не хочет жениться на простой крестьянке. Но после вторичного обращения к Ф. за помощью пристыженный князь берет крестьянскую девушку в жены.

Мудрость Ф. проявляется не только в делах и поступках, но и в умении говорить иносказаниями, загадками. Так не понимает ее княжеский посланец, в ответ на вопросы которого Ф. говорит: «Плохо, когда двор без ушей, а дом без глаз»; «Отец и мать пошли взаймы плакать, а брат ушел сквозь ноги смерти в глаза глядеть». Ф. сама же и разъясняет смысл сказанного: уши дому - пес, а глаза - ребенок. Они, каждый по-своему, предупредят хозяина о приближении незнакомца. Отец и мать героини ушли на похороны, а брат-бортник - заниматься своим опасным ремеслом, залезая на высокие деревья. Мудрыми речами Ф. ставит в тупик и своего будущего мужа.

После того как Ф. становится женой князя, злобные бояре и их жены, «аки пси лающе», не желают, чтобы ими управляла женщина крестьянского происхождения, стремятся изг- 313 нать Ф. из города, разлучить героев. Однако и тут сила любви одерживает верх. Ф. хочет взять с собой самое дорогое - своего супруга. П. отказывается от княжения, покидает Муром вместе с Ф. Герои повести не дорожат властью и богатством. Так любовь П. и Ф. преодолевает социальные препятствия. В этом эпизоде заметна определенная антибоярская тенденция. Создатель повести подчеркивает, что «злочес-тивые» бояре передрались из-за власти: каждый «хотя державствовати». Горожане упрашивают П. править Муромом по-прежнему. Вернувшись в город, П. и Ф. правят не яростью, а истиной и справедливостью, относятся к подданным не как наемники, а как истинные пастыри. Они сравниваются с милостивыми и сердечными чадолюбивыми родителями.

Ни социальное неравенство, ни «злокозненные» бояре не могут разлучить героев. Неразлучны они и перед лицом смерти. Одновременно приняв иноческий чин, П. и Ф. молят Бога: «Да во един час будет преставление ею»; и завещают похоронить себя в одной гробнице.

Особенно выразительно описание кончины святых. Перед самой смертью «блаженная» Ф. вышивает «воздух» с ликами святых для собора. Князь, чувствуя близкую кончину, посылает сказать супруге о том, что он ждет ее, чтобы вместе покинуть этот мир. Ф. просит своего господина подождать, пока она закончит работу. После третьего обращения к ней П. («Отхожу из этого мира, не могу более ждать тебя»), княгиня-инокиня, успевшая вышить лик и руку святого, откликается на зов супруга. Воткнув иглу в недошитый покров и замотав вокруг нее нить, Ф. посылает к П. сказать, что готова.

Даже посмертное чудо - важный элемент композиции агиографического повествования - вновь утверждает неразрывность супружеских уз героев. Люди, стремившиеся разлучить П. и Ф. при жизни, дважды разлучают их и после смерти: тело П. положено в городе, «в соборней церкви пречистоя Богородицы», а тело Ф. погребено «вне града», в Воздвиженском храме женского монастыря. Наутро все видят чудо: тела князя и княгини оказываются в общей гробнице.

Образы П. и Ф., любимые народом, не раз запечатлевались иконописцами. По повелению царя Федора Иоанновича и царицы Ирины был вышит покров мощей муромских чудотворцев - замечательный памятник золотого шитья средневековой Руси (1594).

Древнерусское повествование привлекало внимание писателей и композиторов нового времени. Так, героиня рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник» (1944), избравшая для себя путь инокини, цитирует по памяти два фрагмента из повести (начальные строки и слова о конце земной жизни святых). «Неразлучная любовь» героев древнего сказания вдохновила А.М.Ремизова. Его произведение «Петр и Феврония Муромские» (1951), не печатавшееся при жизни писателя, было впервые опубликовано Р.П.Дмитриевой в ТОДРЛ (Т. XXVI. Л., 1971).

На материале повести, объединенной с Ки-тежской легендой, создана опера Н.А.Римско-го-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904 - либретто В.Бельского).

Лит.: Дмитриева Р.П. Ермопай-Еразм (Ермолай Прегрешный)

//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2, ч.1. С. 220-225; Лихачев Д.С. Великое наследие: классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. С.253-258; Повесть о Петре и Февронии. Подг. текстов и исследование Р.П.Дмитриевой. Л., 1979; Скрипиль М.О. Повесть о Петре и Февронии Муромских и ее отношение к русской сказке

//ТОДРЛ. М.; Л., 1949. Т.7. С.131-167.

А.А.Пауткин


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ФЕВРОНИЯ" в других словарях:

    И, жен.; разг. Февронья, и; прост. к Хаврония, и и Хавронья, и.Производные: Февроньюшка; Февроня; Фева; Феша; Хавроньюшка; Хавроха; Хавроша; Ховря (Ховра); Хоря.Именины: 8 июля, 10 окт., 10 нояб. Словарь личных имён. Феврония См. Хавронья … Словарь личных имен

    Сущ., кол во синонимов: 2 имя (1104) февронья (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (в миру Евфросиния) святая, супруга муромского князя Давида, в иночестве Петра, также причтенного к лику святых. О ней дошли до нас известия уже позднейшего происхождения, по всей вероятности XVI в., появившиеся, как можно полагать, одновременно… …

    Феврония - Февр ония, Февр онья … Русский орфографический словарь

    Феврония - русск. женское имя … Словарь личных имён и отчеств

    Феврония - – преподобномученица (III – IV в.); жила в Месопотамии, в гор. Сиваполе; пострадала в 310 г. Память ее 25 июня …

    Феврония - – святая (VI – VII в.). Она была дочерью императора Гераклия и с ранней юности подвизалась в уединении. Память св. Февронии 28 октября … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Святая, супруга муромского князя Давида, в иночестве Петра. О Февронии дошли до нас известия уже позднейшего происхождения, по всей вероятности XVI века, появившиеся, как можно полагать, одновременно с канонизацией муромских чудотворцев.… … Биографический словарь

    Феврония, 1670 73 г.игум. Архангельск. Никол. мон., нижегород. еп.Русский биографический словарь в 25 ти т. Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева. Санкт Петербург: Тип. И. Н. Скороходова … Большая биографическая энциклопедия

    Феврония, 1766 72 г.игум. Троицкого пензенского мон.Русский биографический словарь в 25 ти т. Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева. Санкт Петербург: Тип. И. Н. Скороходова, 1896 1918 … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Петр и Феврония. Сказания о святых супругах и о том, что любовь сильнее смерти , Тростникова Елена Викторовна. Святые супруги Петр и Феврония Муромские широко почитаются в России как покровители семьи и брака, день их памяти стал официальным праздником любви и верности. Древнее сказание о них в…

Михаил Салтыков-Щедрин - создатель особого литературного жанра - сатирической сказки. В небольших историях русский писатель обличал бюрократизм, самодержавие, либерализм. В этой статье рассмотрены такие произведения Салтыкова-Щедрина, как «Дикий помещик», «Орел-меценат», «Премудрый пескарь», «Карась-идеалист».

Особенности сказок Салтыкова-Щедрина

В сказках этого писателя можно встреть и аллегорию, и гротеск, и гиперболу. Присутствуют черты, характерные эзоповскому повествованию. В общении между персонажами отражены отношения, преобладавшие в обществе XIX века. Какие сатирические приемы использовал писатель? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует вкратце рассказать о жизни автора, столь безжалостно обличавшего косный мир помещиков.

Об авторе

Салтыков-Щедрин совмещал литературную деятельность с государственной службой. Родился будущий писатель в Тверской губернии, но после окончания лицея уехал в Петербург, где получил должность в Военном министерстве. Уже в первые годы работы в столице молодой чиновник начал томиться бюрократизмом, ложью, скукой, царившими в учреждениях. С большим удовольствием Салтыков-Щедрин посещал различные литературные вечера, на которых преобладали антикрепостнические настроения. О своих взглядах он оповестил петербуржцев в повестях «Запутанное дело», «Противоречие». За что и был сослан в Вятку.

Жизнь в провинции дала возможность писателю наблюдать во всех подробностях чиновничий мир, жизнь помещиков и угнетенных ими крестьян. Этот опыт стал материалом для написанных позже произведений, а также формирования особых сатирических приемов. Один из современников Михаила Салтыкова-Щедрина однажды сказал о нем: «Он знает Россию, как никто другой».

Сатирические приемы Салтыкова-Щедрина

Его творчество довольно многообразно. Но едва ли не наибольшую популярность среди произведений Салтыкова-Щедрина имеют именно сказки. Можно выделить несколько особых сатирических приемов, с помощью которых писатель пытался донести до читателей косность и лживость помещичьего мира. И прежде всего В завуалированной форме автор раскрывает глубокие политические и социальные проблемы, высказывает собственную точку зрения.

Другой прием - использование фантастических мотивов. Например, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» они служат средством выражения недовольства в адрес помещиков. И наконец, называя сатирические приемы Щедрина, нельзя не упомянуть символизм. Ведь герои сказок нередко указывают на одно из общественных явлений XIX века. Так, в главном персонаже произведения «Коняга» отражена вся боль русского народа, угнетаемого столетиями. Ниже приведен анализ отдельных произведений Салтыкова-Щедрина. Какие сатирические приемы использованы в них?

«Карась-идеалист»

В этой сказке воззрения представителей интеллигенции высказывает Салтыков-Щедрин. Сатирические приемы, которые можно встретить в произведении «Карась-идеалист» - это символизм, использование народных поговорок и пословиц. Каждый из героев - собирательный образ представителей того или иного социального класса.

В центре сюжета сказки - дискуссия Карася и Ерша. Первый, что уже понято из названия произведения, тяготеет к идеалистическому мировоззрению, вере в лучшее. Ерш же - это, напротив, скептик, иронизирующий над теориями своего оппонента. Есть в сказе и третий персонаж - Щука. Эта небезопасная рыба символизирует в произведении Салтыкова-Щедрина сильных мира сего. Щуки, как известно, питаются карасями. Последний, движимый лучшими чувствами, отправляется к хищнице. В жестокий закон природы (или веками устоявшуюся иерархию в обществе) Карась не верит. Он надеется образумить Щуку рассказами о возможном равенстве, всеобщем счастье, добродетели. А потому и погибает. Щуке, как отмечает автор, слово «добродетель» не знакомо.

Сатирические приемы здесь использованы не только для того, чтобы обличить жесткость представителей отдельных слоев общества. С помощью них автор пытается донести безрезультатность моралистических диспутов, которые распространены были среди интеллигенции XIX столетия.

«Дикий помещик»

Теме крепостничества отведено немало места в творчестве Салтыкова-Щедрина. Ему было что сказать читателям на это счет. Однако написание публицистической статьи об отношениях помещиков к крестьянам либо издание художественного произведения в жанре реализма на эту тему было чревато для писателя неприятными последствиями. А потому приходилось прибегать к иносказаниям, легким юмористическим рассказам. В «Диком помещике» речь идет о типичном русском узурпаторе, не отличающемся образованностью и житейской мудростью.

Он ненавидит «мужиков» и мечтает их извести. При этом глупый помещик не понимает, что без крестьян он погибнет. Ведь делать он ничего не хочет, да и не умеет. Можно подумать, что прототипом героя сказки является некий помещик, которого, быть может, писатель встречал в реальной жизни. Но нет. Речь идет не о каком-то определенном барине. А о социальном слое в целом.

В полной мере, без иносказаний, эту тему Салтыков-Щедрин раскрыл в «Господах Головлевых». Герои романа - представители провинциального помещичьего рода - погибают один за другим. Причина их гибели - глупость, невежество, лень. Персонажа сказки «Дикий помещик» ожидает та же участь. Ведь от крестьян он избавился, чему сперва был рад, но вот к жизни без них оказался не готов.

«Орел-меценат»

Герои этой сказки - орлы и вороны. Первые символизируют помещиков. Вторые - крестьян. Писатель снова прибегает к приему иносказания, с помощью которого высмеивает пороки сильных мира сего. В сказке присутствует также Соловей, Сорока, Сова и Дятел. Каждая из птиц - аллегория на тип людей или социальный класс. Персонажи в «Орле-меценате» более очеловечены, чем, например, герои сказки «Карась-идеалист». Так, Дятел, имеющий обыкновение рассуждать, в завершении птичьей истории не становится жертвой хищника, но попадает за решетку.

«Премудрый пескарь»

Как и в произведениях, описанных выше, в этой сказке автор поднимает вопросы, актуальные для того времени. И здесь это становится понятным уже с первых строк. Но сатирические приемы Салтыкова-Щедрина - использование художественных средств для критического изображения пороков не только общественных, но и общечеловеческих. Повествование в «Премудром пескаре» автор ведет в типичном сказочном стиле: «Жил-был…». Героя своего автор характеризуется таким образом: «просвещенный, умеренно-либеральный».

Трусость и пассивность высмеивает в этой сказке великий мастер сатиры. Ведь именно эти пороки были свойственны большинству представителей интеллигенции в восьмидесятые годы XIX века. Пескарь не покидает ни разу своего убежища. Он проживает долгую жизнь, избегая встреч с опасными обитателями водного мира. Но лишь перед смертью понимает, сколь много упустил за свою долгую и никчемную жизнь.