Cочинение ««Вишневый сад» Чехова цветет для человечества.




«Вишневый сад» - последнее произведение А.П. Чехова, завершающее его творческую биографию, его идейные и художественные поиски. Главную сюжетную линию пьесы автор обозначил самим заглавием произведения.
Действие комедии происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской - в имении с вишневым садом, окруженным тополями. Природа усадьбы является прекрасным фоном для развития событий, раскрывающих человеческие судьбы.
На мой взгляд, в пьесе есть очень важная и притягательная деталь, которая пробуждает оптимизм и надежду. Это необычайная природа, её творческая мощь, красота, стремление к обновлению. В обреченном на торги вишневом саду - «белые массы цветов», поют скворцы, над садом - голубое небо. Природа готовится к обновлению и как бы напоминает нам о красоте и счастье человеческой жизни, о необходимости созидания.
Меня также привлекает взгляд писателя на своих героев - в пьесе нет явных «злодеев» и «ангелов». Нет образов, чья преступная воля являлась бы источником конфликта и несчастий. Автор сдержанно описывает события, никого не обвиняя и не оправдывая. Он только показывает смысл человеческого счастья и причины несчастий.
Именно поэтому в героях его пьесы сочетаются хорошие и плохие качества, зачастую они выглядят довольно противоречиво. Например, когда в городе идут торги и продается вишневый сад, в имении Раневской бал, играет оркестр, в зале танцуют. Любовь Андреевна и сама понимает нелепость происходящего, но ничего не может с собой поделать: «И музыканты пришли некстати, и бал мы затеяли некстати… Ну, ничего…(Садится и тихо напевает.)»
Очень правильным, по-моему, является отсутствие в пьесе фатальной неизбежности.
Автор сохраняет надежду на светлое будущее и вводит в пьесу двух молодых героев - Аню и Петю Трофимова. Именно они олицетворяют искренность, красоту чувств и настроений, неотвратимость гибели старого уклада жизни. В конце пьесы Аня становится единомышленницей Трофимова, и это усиливает звучащие в пьесе ноты бодрости: «Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. …Я предчувствую счастье».
Пьесы А.П. Чехова привлекают меня своими открытыми и простыми образами, нравственными ценностями, которые автор провозглашал в своих произведениях. Чехов учит нас оптимистической вере в будущее, поиску смысла жизни, ориентации на подлинные человеческие идеалы.

Проблема тематики пьесы «Вишневый сад»

В последней пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» темой стала обычная на рубеже веков ситуация – продажа имения и когда-то роскошного вишневого сада разорившихся дворян. Однако продажа сада – это то, что лежит на самой поверхности, а на самом деле тема и идея пьесы «Вишневый сад» гораздо глубже.

Упадок дворянства как сословия и потеря ими своих родовых гнезд, разрушение формировавшегося веками уклада жизни, появление нового класса предпринимателей, идущих на смену дворянству, революционные идеи об изменении жизни, вызывающие у автора сомнение- все это и послужило замыслом пьесы. Однако мастерство Чехова было столь велико, что его финальная пьеса получилась настолько многослойной, что ее смысл оказался намного глубже первоначального замысла. Кроме самой видимой темы можно выделить и ряд других не менее значимых. Это и конфликт поколений, и непонимание друг друга, внутренний разлад персонажей, заключенный в неумении любить и слышать других, осознанное разрушение своих корней, забвение памяти о предках. Но самая актуальная и на сегодняшний день тема произведения «Вишневый сад» – это разрушение красоты человеческой жизни и исчезновение связующих звеньев между поколениями. А сам сад в этом контексте становиться символом уничтожения целой культуры. И ведь не случайно во втором действии у Шарлотты Ивановны оказывается ружье, ведь, по словам самого Чехова, ружье обязательно должно выстрелить. Но в этой пьесе выстрел так и не прозвучал, а между тем происходит убийство сада, олицетворяющего красоту.

Главная тема пьесы

Так какую же тему можно выделить как главную? Тема пьесы «Вишневый сад» выбрана не случайно, Чехова очень интересовала данная проблема, так как и его семья в свое время лишилась своего дома, проданного за долги. И он все время пытался понять чувства людей, теряющих свое родное гнездо, вынужденных оторваться от своих корней.

Работая над постановкой пьесы, А.П. Чехов состоял в плотной переписке с актерами, задействованных в ней. Ему было крайне важно, чтоб персонажи были представлены публике именно так, как он задумывал. Почему это имело такое огромное значение для драматурга? Антон Павлович стал первым писателем, не делившим героев на положительных или отрицательных. Каждый образ, созданный им, так приближен к реальным людям, что в них легко найти какие-то черты и самих себя и своих знакомых. Его выражение: «Весь смысл и драма человека внутри, а не во внешних проявлениях: Люди обедают, и только обедают, а в это время складываются их судьбы и разбиваются жизни» доказывают, что для Чехова на первом месте стоял интерес к человеческим характерам. Ведь, как и в жизни нет людей представляющих абсолютное зло или добро так и на сцене. И совершенно не случайно Чехова называли реалистом.

Можно сделать вывод, что главная тема «Вишневого сада» Чехова- это жизнь, показанная через созданные образы. Жизнь, в которой очень часто желаемое расходиться с действительностью. Ведь историю делают люди, а идеальных людей нет, что весьма наглядно и показал Антон Павлович.

Система образов как средство раскрытия темы произведения

Система образов в пьесе разделена по принадлежности героев к определенному времени. Это прошлое, настоящее и будущее. Что осталось в прошлом? Легкость, красота, многовековой образ жизни, понятный всем. Ведь были только «мужики» да «господа». Господа жили в свое удовольствие, а простой люд работал. И те и другие плыли по течению, а принимать твердые решения относительно своей жизни не было необходимости, ведь все настолько было устоявшимся. Но на смену старому режиму пришла отмена крепостного права. И все смешалось. Оказалось, что умные, чувствительные, отзывчивые и щедрые аристократы не могут вписаться в наступившую эпоху. Они по-прежнему умеют видеть и чувствовать красоту окружающую их, но спасти не в силах. Им противопоставлено настоящее. Настоящее оно жесткое и циничное. Лопахин – вот настоящее. Он умеет видеть и ценить красоту, однако в его сознании твердо сидит умение получать прибыль. Ему горько сознавать, что он уничтожает прошлое, но поступить по-другому не может.

И, наконец, будущее. Оно настолько туманно и сумрачно, что невозможно сказать, каким оно будет: радостным или горьким. Однако видно, что у будущего в настоящем происходит разрыв с прошлым. Теряют значение родственные связи, привязанность к своему дому, и становится заметна еще одна тема произведения: одиночество.

Чехов на многие года опередил развитие театра. Его произведения настолько тонки в своем содержании, что очень тяжело выделить какую- то одну основную тему пьес. Ведь анализируя их, становиться понятно, что он стремился показать всю глубину жизни, тем самым став непревзойденным мастером в изображении «подводных течений».

Тест по произведению

Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишневый сад», на мой взгляд, является очень актуальной в наши дни перехода к капитализму. Наверняка сейчас в стране в некотором смысле возникают аналогичные драматические ситуации, связанные со стремлением к обогащению, с жаждой ломки старого уклада жизни. Так называемые новые русские решают проблемы своих «Вишневых садов». Читая газеты, просматривая телевизионную информацию, я порой ощущаю себя среди чеховских героев, персонажей его бессмертной пьесы «Вишневый сад». много лет назад поднял проблемы, которые стоят перед нашим обществом сейчас. В первую очередь это - поиск житейского счастья и смысла жизни в новых общественных и экономических условиях. Что же мы можем позаимствовать у героев пьесы Чехова в смысле нравственного и житейского опыта? Возможно, мой вопрос звучит несколько потребительски, эгоистично, но ведь и герои Чехова ставили перед собой эти же вопросы и в той же тональности.

Сейчас вся молодежь просто помешана на Западе. Поклоняется всему иностранному - от произведений искусства до ширпотреба. Разве это не роднит современную молодежь с чеховским персонажем Яшей, который молился на иностранный уклад жизни и слезно просил хозяйку забрать его с собой обратно за границу? Множество талантливых людей уезжают жить за границу, но многие мужественно берут на себя добровольную обязанность вытягивать нашу Родину из тяжелого положения. У Чехова такие люди, как Любовь Андреевна Раневская и Гаев, по сути, должны взять на себя этот благородный труд вытягивания «из трясины» своей малой родины, которой является вишневый сад. Но они ведут себя пассивно. Отклоняют весьма дельные предложения Лопахина. Разве не такое же отношение к родине мы видим сейчас, когда в России под офисы иностранным бизнесменам продаются строения и участки земли, имеющие для России культурное и историческое значение.

Смысл жизни тех, кто пускает родину с молотка, конечно, заключается в стремлении к роскошной беззаботной жизни где-нибудь вдали от России.

Итак, рядом с нами живут лопахины, для которых важнее всего иметь деньги; Вари, которые, кроме домашнего хозяйства, ничего не видят в жизни и ничем не интересуются; раневские, для которых дороже всего роскошь. На этом фоне выгодно с нравственной точки зрения выделяется Аня, которая мечтает о светлом будущем, где она собирается жить для людей. Цель, конечно, благородная. Но, мечтая о будущих людях, которым она поможет обрести счастье, Аня забывает о человеке, нуждающемся в ее помощи сейчас. Это старый Фирс. Он обречен. Я думаю, что никто серьезно после этого не поверит в реализацию мечты Ани. Все у нее так и останется на уровне мечтаний юной дворянки, привыкшей в реальной жизни жить только для себя. В пьесе происходит все, как в нашем современном обществе. На смену раневским и гаевым приходят лопахины. Энергия лопахиных грозит уничтожением вишневых садов, то есть красоты нашей родины. И все совершается ради экономической выгоды.

Невольно задаешь себе вопрос: «А может, герои пьесы идут верным путем? Каждый ищет свой смысл жизни по мере сил и возможностей».

Никто же не будет спорить, что для каждого в мире - свое счастье. Счастье ищут и Петя Трофимов, и Аня. Пусть с накладками, вроде отношения к старому слуге. Но в конечном счете идет борьба за счастливое будущее. Наверное, следует отметить, что пьеса Чехова была написана во время образования в России тайных политических обществ. Наверняка Петя Трофимов был членом одного из них, судя по его манере общаться и держаться с окружающими. У Чехова все персонажи как бы полураскрыты. Автор предлагает читателю дорисовать их характеры, пофантазировать о их дальнейшей судьбе. Внимательный читатель имеет возможность потренировать свое логическое мышление, сравнить свою жизнь с жизнью персонажей пьесы и попытаться определить, к каким именно героям он себя может отнести сегодня. Я уверена, что многие мои соотечественники выбрали бы себе сейчас судьбу и возможности Лопахина, то есть современного преуспевающего бизнесмена…

Итак, в пьесе Чехова «Вишневый сад» современное общество может почерпнуть для себя много полезного с чисто практической точки зрения. А собственно, почему только с практической?! Ведь мы можем опускать недостатки героев, которые вообще-то сам автор выделил жирными штрихами, и искать смысл жизни, ориентируясь на определенные нравственные вехи. Чехов учит нас оптимистической вере в будущее, и, стало быть, его произведение - это достояние всего человечества, устремленного в будущее.

В последней пьесе Чехова есть один центральный образ, определяющий всю жизнь героев. Это - вишневый сад. У Раневской с ним связаны воспоминания всей жизни: и светлые, и трагические. Для нее и ее брата Гаева - это родовое гнездо. Вернее даже сказать, что не она владелица сада, а он - ее владелец. «Ведь я родилась здесь, - говорит Раневская, - здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом…» Но для Раневской и Гаева вишневый сад - символ прошлого.

Другой герой - Ермолай Лопахин - смотрит на сад с точки зрения «циркуляции дела». Он предлагает Раневской и Гаеву разбить имение на дачные участки, а сад вырубить. Можно сказать, что Раневская - сад в прошлом, Лопахин - сад в настоящем.

Сад в будущем олицетворяет молодое поколение действующих лиц пьесы: Петя Трофимов и Аня, дочь Раневской. Петя Трофимов - сын аптекаря. Ныне он студент-разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Его жизнь тяжела. Он сам говорит, что если зима, то он голоден, встревожен, беден. Варя называет Трофимова вечным студентом, которого уже два раза увольняли из университета. Как и многие передовые люди России, Петя умен, горд, честен. Он знает, в каком тяжелом положении находится народ. Трофимов думает, что это положение можно исправить только непрерывным трудом. Он живет верой в светлое будущее Родины. С восторгом Трофимов восклицает: «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!» Его речь возвышенна, особенно там, где он говорит о светлом будущем России. «Вся Россия наш сад!» - восклицает он.

Аня - это семнадцатилетняя девушка, дочь Раневской. Аня получила обычное дворянское воспитание. Большое влияние на формирование ее мировоззрения оказал Трофимов. Душевный облик Ани характеризуют ее непосредственность, искренность, красота чувств и настроений. В характере Ани много полудетской непосредственности, с детской радостью сообщает она: «А я в Париже на воздушном шаре летала!» Трофимов возбуждает в душе Ани красивую мечту о новой прекрасной жизни. Девушка порывает связи с прошлым. Она решает сдать экзамены за курс гимназии и начать жить по-новому. Речь Ани нежная, задушевная, наполненная верой в будущее.

Образы Ани и Трофимова вызывают мои симпатии. Мне очень нравятся такие их черты, как непосредственность, искренность, красота чувств и настроений, а также вера в светлое будущее своей Родины.

Именно с их жизнью связывает Чехов будущее России, именно им в уста вкладывает он слова надежды. Эти герои могут восприниматься как выразители идей и мыслей самого автора.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крушится мрамор,
К смерти все готово,
Всего прочнее на земле - печаль,
А долговечней - царственное слово.
А. Ахматова
Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишневый сад», на мой взгляд, является очень актуальной в наши дни перехода к капитализму. Наверняка сейчас в стране в некотором смысле возникают аналогичные драматические ситуации, связанные со стремлением к обогащению, с жаждой ломки старого уклада жизни. Так называемые новые русские решают проблемы своих «Вишневых садов». Читая газеты, просматривая телевизионную информацию, я порой ощущаю себя среди чеховских героев, персонажей его бесрмертной пьесы «Вишневый сад». Чехов много лет назад поднял проблемы, которые стоят перед нашим обществом сейчас. В первую очередь это - поиск житейского счастья и смысла жизни в новых общественных и экономических условиях. Что же мы можем позаимствовать у героев пьесы Чехова в смысле нравственного и житейского опыта? Возможно, мой вопрос звучит несколько потребительски, эгоистично, но ведь и герои Чехова ставили перед собой эти же вопросы и в той же тональности.
Сейчас вся молодежь просто помешана на Западе. Поклоняется всему иностранному - от произведений искусства до ширпотреба. Разве это не роднит современную молодежь с чеховским персонажем Яшей, который молился на иностранный уклад жизни и слезно просил хозяйку забрать его с собой обратно за границу? Множество талантливых людей уезжают жить за границу, но многие мужественно берут на себя добровольную обязанность вытягивать нашу Родину из тяжелого положения. У Чехова такие люди, как Любовь Андреевна Раневская и Гаев, по сути, должны взять на себя этот благородный труд вытягивания «из трясины» своей малой родины, которой является вишневый сад. Но они ведут себя пассивно. Отклоняют весьма дельные предложения Лопахина. Разве не такое же отношение к родине мы видим сейчас, когда в России под офисы иностранным бизнесменам продаются строения и участки земли, имеющие для России культурное и историческое значение. Смысл жизни тех, кто пускает родину с молотка, конечно, заключается в стремлении к роскошной беззаботной жизни где-нибудь вдали от России.
Итак, рядом с нами живут лопахины, для которых важнее всего иметь деньги; Вари, которые, кроме домашнего хозяйства, ничего не видят в жизни и ничем не интересуются; раневские, для которых дороже всего роскошь. На этом фоне выгодно с нравственной точки зрения выделяется Аня, которая мечтает о светлом будущем, где она собирается жить для людей. Цель, конечно, благородная. Но, мечтая о будущих людях, которым она поможет обрести счастье, Аня забывает о человеке, нуждающемся в ее помощи сейчас. Это старый Фирс. Он обречен. Я думаю, что никто серьезно после этого не поверит в реализацию мечты Ани. Все у нее так и останется на уровне мечтаний юной дворянки, привыкшей в реальной жизни жить только для себя. В пьесе происходит все, как в нашем современном обществе. На смену раневским и гаевым приходят лопахины. Энергия лопахиных грозит уничтожением вишневых садов, то есть красоты нашей родины. И все совершается ради экономической выгоды.
Невольно задаешь себе вопрос: «А может, герои пьесы идут верным путем? Каждый ищет свой смысл жизни по мере сил и возможностей».
Никто же не будет спорить, что для каждого в мире - свое счастье. Счастье ищут и Петя Трофимов, и Аня. Пусть с накладками, вроде отношения к старому слуге. Но в конечном счете идет борьба за счастливое будущее.
Наверное, следует отметить, что пьеса Чехова была написана во время образования в России тайных политических обществ. Наверняка Петя Трофимов был членом одного из них, судя по его манере общаться и держаться с окружающими. У Чехова все персонажи как бы полураскрыты. Автор предлагает читателю дорисовать их характеры, пофантазировать о их дальнейшей судьбе. Внимательный читатель имеет возможность потренировать свое логическое мышление, сравнить свою жизнь с жизнью персонажей пьесы и попытаться определить, к каким именно героям он себя может отнести сегодня. Я уверена, что многие мои соотечественники выбрали бы себе сейчас судьбу и возможности Лопахина, то есть современного преуспевающего бизнесмена...
Итак, в пьесе Чехова «Вишневый сад» современное общество может почерпнуть для себя много полезного с чисто практической точки зрения. А собственно, почему только с практической?! Ведь мы можем опускать недостатки героев, которые вообще-то сам автор выделил жирными штрихами, и искать смысл жизни, ориентируясь на определенные нравственные вехи. Чехов учит нас оптимистической вере в будущее, и, стало быть, его произведение - это достояние всего человечества, устремленного в будущее.

Значение пьесы «Вишнёвый сад»

А.И.Ревякин. "Идейный смысл и художественные особенности пьесы «Вишневый сад» А.П.Чехова"
Сборник статей "Творчество А.П.Чехова", Учпедгиз, Москва, 1956 г.
OCR сайт

9. Значение пьесы «Вишнёвый сад»

«Вишневый сад» заслуженно считается самым глубоким, самым благоуханным из всех драматических произведений Чехова. Здесь ярче, нежели в какой-либо другой пьесе, раскрылись идейные и художественные возможности его обаятельного таланта.
В этой пьесе Чехов дал в основном верную картину предреволюционной действительности. Он показал, что поместное хозяйство, связанное с крепостническими условиями труда, а также и его владельцы являются пережитками прошлого, что власть дворянства несправедлива, что она препятствует дальнейшему развитию жизни.
Чехов противопоставил дворянству буржуазию, как класс жизнедеятельный, но при этом подчеркнул ее грубо эксплуататорскую сущность. Писатель наметил и перспективу будущего, в котором должна отсутствовать и крепостническая, и буржуазная эксплуатация.
Пьеса Чехова, выпукло очертившая контуры прошлого и настоящего России и выразившая мечты о ее будущем, помогала тогдашним зрителям и читателям осознавать окружающую их действительность. Её высокий идейный, патриотический, моральный пафос содействовал и прогрессивному воспитанию читателей и зрителей.
Пьеса «Вишнёвый сад» принадлежит к тем классическим произведениям дооктябрьской литературы, объективное значение которых было много шире писательского замысла. Многие зрители и читатели воспринимали эту комедию, как призыв к революции, к революционному ниспровержению тогдашнего социально-политического режима.
Известный интерес в этом смысле представляют письма к Чехову Виктора Бориковского, студента 3 курса естественного отделения Казанского университета.
«С неделю тому назад, - писал В. Н. Бориковский 19 марта 1904 года, - я услышал в первый раз поставленную здесь на сцене Вашу последнюю пьесу «Вишневый сад». Раньше я не имел возможности достать её и прочесть, точно так же как и предшествующий по времени Ваш рассказ «Невеста». Знаете, как только я увидел этого «вечного» студента, услышал его первые речи, его страстный, смелый, бодрый и уверенный призыв к жизни, к этой живой, новой жизни, не к мёртвой, все разлагающей и уничтожающей, призыв к деятельной, энергичной и кипучей работе, к отважной, неустрашимой борьбе, - и дальше до самого конца пьесы,- я не могу передать Вам этого на словах, но я испытал такое наслаждение, такое счастие, такое неизъяснимое, неисчерпаемое блаженство! В антрактах после каждого акта я замечал на лицах всех присутствовавших на спектакле такие сияющие, радостные и весёлые улыбки, такое оживленное, счастливое выражение! Театр был полным полон, подъем духа был громадный, чрезвычайный! Не знаю, как мне и благодарить Вас, как выразить свою сердечную и глубочайшую признательность за то счастье, которое Вы дали мне, ему, им, всему человечеству!» (Рукописный отдел Библиотеки имени В. И. Ленина. Чехов, п. 36, 19/1 - 2).
В этом письме В. Н. Бориковский сообщал Чехову, что он хочет написать о пьесе статью. Но в следующем письме, написанном 20 марта, он уже отказывается от своего намерения, считая, что его статью никто не напечатает, а главное, она может оказаться губительной для автора пьесы.
«В предыдущий раз я, - пишет В. Н. Бориковский,- написал Вам, что хочу напечатать статью о Вашем «Вишневом саде». Немного же подумавши, я пришел к заключению, что это будет совершенно бесполезно, да и неосуществимо, потому что никто, ни один орган не решится поместить мою статью на свои страницы.
...Я понял все, все от первого слова до последнего. Какого же дурака сваляла наша цензура, допустивши к представлению и напечатанию такую вещь! Вся соль в Лопахине и студенте Трофимове. Вы ставите вопрос что называется ребром, прямо, решительно и категорически предлагаете ультиматум в лице этого Лопахина, поднявшегося и сознавшего себя и все окружающие условия жизни, прозревшего и понявшего свою роль во всей этой обстановке. Вопрос этот - тот самый, который ясно сознавал Александр II, когда он в своей речи в Москве накануне освобождения крестьян сказал между прочим: «Лучше освобождение сверху, чем революция снизу». Вы задаете именно этот вопрос: «Сверху или снизу?»...И решаете его в смысле снизу. «Вечный» студент - это собирательное лицо, это все студенчество. Лопахин и студент - это друзья, они идут рука об руку к той яркой звезде, которая горит там... вдали... И еще я мог бы много сказать об этих двух личностях, но все равно, не стоит, Вы сами отлично знаете, кто они, что они, а я, - я тоже знаю. Ну, с меня достаточно и этого. Все лица пьесы суть аллегорические образы, одни вещественные, другие отвлеченные. Аня, например, - это олицетворение свободы, истины, добра, счастья и благоденствия родины, совесть, нравственная поддержка и оплот, благо России, та самая яркая звезда, к которой неудержимо идет человечество. Я понял, кто Раневская, я понял всё, всё. И очень, очень благодарен Вам, дорогой Антон Павлович. Вашу пьесу можно назвать страшной, кровавой драмой, которая не дай бог, если разразится. Как жутко, страшно становится, когда раздаются за сценой глухие удары топора!! Это ужасно, ужасно! Волосы становятся дыбом, мороз по коже!.. Как жалко, что я не видел Вас никогда и никогда не сказал с Вами ни одного слова! Прощайте и простите, дорогой, любимый Антон Павлович!
Вишневый сад - это вся Россия» (Рукописный отдел Библиотеки имени В. И. Ленина. Чехов, п. 36, 19/1 - 2).
В. Бориковский не напрасно упомянул о цензуре. Эта пьеса сильно смущала цензуру. Разрешая ее к постановке и к печати, цензура исключила из речей Трофимова следующие места: «...у всех на глазах рабочие едят отвратительно, спят без подушек, по тридцати - по сорока в одной комнате».
«Владеть живыми душами - ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так, что ваша мать, вы, дядя уж не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней» (А. П. Чехов, Полное собрание сочинений и писем, т. 11, Гослитиздат, стр. 336 - 337, 339).
16 января 1906 года пьеса «Вишневый сад» была запрещена для представления в народных театрах как пьеса, изображающая «в ярких красках вырождение дворянства» («А. П. Чехов». Сборник документов и материалов, Гослитиздат, М., 1947, стр. 267).
Пьеса «Вишнёвый сад», сыгравшая огромную познавательную и воспитательную роль в пору своего появления, не утеряла социально-эстетического значения и в последующее время. Исключительную популярность она приобрела в послеоктябрьскую эпоху. Советские читатели и зрители любят и ценят ее как замечательный художественный документ предреволюционной поры. Им дороги ее идеи свободы, гуманности, патриотизма. Они восхищаются её эстетическими достоинствами. «Вишнёвый сад» - это высокоидейная пьеса, заключающая образы широкого обобщения и яркой индивидуальности. Она отличается глубокой оригинальностью и органическим единством содержания и формы.
Пьеса сохраняет и долго будет сохранять огромное познавательное, воспитательное и эстетическое значение.
«Для нас, драматургов, Чехов всегда был не только близким другом, но и учителем... Многому нас учит Чехов, чего мы ещё никак не можем достигнуть...
Чехов оставил нам эстафету борьбы за светлое будущее» («Советская культура» от 15 июля 1954 г.), - справедливо писал советский драматург Б. С. Ромашов.