Изо урок презентация форма и строение предметов. Методы обучения и их функции




Содержание учебного материала, предусмотренного для чтения, прослушивания и показа детям, разнообразно, тщательно подобрано на ассоциативной основе, отвечает самым высоким эстетическим требованиям. Это известные произведения литературы, декоративной живописи, книжной графики, музыки, драматического искусства, фольклора, декоративно-прикладного искусства, способствующие формированию у учащегося эстетического вкуса как одной из составляющих творческой личности. Эстетический принцип отбора совпадает с методическим, поэтому самое совершенное в художественном отношении становится наиболее эффективным в учебном смысле.

    Формы художественной деятельности могут быть разнообразными как по содержанию, так и по технике исполнения:
  • рисование под впечатлением от прочитанных литературных и просмотренных драматических произведений, от наблюдений с натуры;
  • рисование на белой бумаге акварельными, гуашевыми красками и на цветной, тонированной бумаге гуашью, цветными мелками;
  • декоративное творчество по мотивам народных промыслов и по народным фольклорным мотивам;
  • индивидуальное и коллективное творчество учащихся в технике аппликации и коллажа, используемое в оформлении школьных интерьеров;
  • изображение на плоскости (рисунок, живопись, аппликация), в объеме (из бумаги, картона, пластилина, глины), создание пространственных моделей (в макете из бумаги или пластилина).

Использование результатов художественной деятельности детей имеет существенное воспитательное значение. Занятия изобразительным искусством служат эффективным средством познания действительности, помогают формированию и развитию зрительного восприятия, ассоциативного видения, воображения, пространственных представлений. Основной акцент в процессе эксперимента ставится на развитие у детей способности к эмоционально-эстетическому восприятию окружающего мира, обогащение образного мышления, формирование системы нравственно-эстетических взглядов. Именно это и выявляет главное содержание работы.

Развитие учащегося в процессе учебы сориентировано на такие профессиональные категории, как колористическое единство, ассоциативное восприятие цвета и музыки, композиция, форма и рисунок в этой форме, внутренняя структура предметов, экология и др.

Таким образом, эстетическое воспитание, начинающееся с чувства, опирающееся на мыслительную деятельность, является эффективным средством интеллектуального развития, средством формирования духовного мира ребенка.

Художественно-выразительные средства, используемые на уроках ИЗО. На ранних этапах изобразительной деятельности в качестве художественно-выразительных средств дети используют линию и цвет.

Линии как выразительному средству дети придают очень большое значение. Роль педагога - научить их отличать и использовать разные графические материалы и техники.

Цвет как выразительное средство часто используется детьми не соответствующим натуре. “Неподражательный” цвет, которым раскрашивается красивое, часто бывает излюбленным цветом юного художника. Цвета в большинстве случаев чистые, локальные и, как правило, теплые. Такими цветами выражено положительное эмоциональное отношение ребенка к миру. Некрасивое, помимо того, что изображается небрежно, закрашивается каким-либо темным цветом. На определенном этапе рисование красивого предпочитаемой, а некрасивого отвергаемой краской прекращается. Ребенок начинает использовать краску, соответствующую цвету реального предмета.

Программой предусматривается эстетическое развитие учащихся с помощью эмоционального раскрытия и ассоциативного восприятия сказочных образов в определенных колористических гаммах (холодных, теплых, и даже огненных, изумрудно-зеленых, золотисто-желтых, бежево-коричневых, розовато-сиреневых). Психологи утверждают, что закрепление определенного цвета за предметом или образом есть необходимый прием в приобщении ребенка к познанию мира.

Цветовая гамма сближенных цветов и цветовой фон, соответствующие в определенной мере фантазии или реальности, помогают ребенку не только классифицировать предметы, но и воспринимать гармонию мира ассоциативно. Исследования психологов доказывают, что в работе детской психики принимают участие многие ее механизмы: эмоции, память и воображение, интуиция и логическое мышление. Особая роль принадлежит при этом ассоциативному механизму. Декоративная живопись широко использует цветовые эффекты- такие созвучия и контрасты цветов, которые обогащают образ и передают зрителю идейно-символическое содержание изображаемой темы. Необходимым художественно-выразительным средством, помогающим создать эмоциональный настрой, подключить ассоциативное мышление, является драматическое искусство (спектакль – сказка).

Драматическое искусство как самое чудодейственное средство способно передавать всю глубину человеческих чувств. С его помощью можно пробудить в детях чуткость и отзывчивость. Все это в сочетании с гуманистическим содержанием литературных и живописных произведений является мощным средством воздействия на детские души.

Слово, поэтическое или прозаическое, всегда было одним из самых главных средств учебно-воспитательного процесса. Большое значение приобретает оно в раскрытии образов природы, сказочных персонажей.

Цвет, драматическое искусство, слово как выразительные средства формируют навыки вычленения смысловых элементов, облегчают школьникам формирование ассоциаций, которые использует соответствующая система художественного языка. Это развивает умение связывать прямые и ассоциативные представления в целостные художественные образы. Итак, приемом в учебно-воспитательном процессе.

Среди специальных выразительных средств в программе выделяется направление коллективного детского творчества, использующее различные техники. Комплексное использование акварели, гуаши, фломастеров, аппликации из бумаги, ткани, меха, кожи, цветной фольги, блесток, бисера, пуха, ракушек, сухих цветов позволяет создавать композиции большого размера, предназначенные для оформления школьных интерьеров.

Изобразительная деятельность предполагает опору на наглядный (графический) материал, предъявляет определенные требования к работе с ним.

Для успешного занятия изобразительной деятельностью важное значение имеют различные художественные ассоциации, особенности зрительной памяти, эмоционального отношения к воспринимаемому материалу, своеобразие его видения и переработки. Ведущим свойством изобразительной деятельности является художественное воображение, опорными свойствами - высокая чувствительность зрительного анализатора (чувство линий, пропорций, формы, светотени, ритма, колорита, целого), специальная умелость руки, видение фона и т.д.

Для занятий изобразительным искусством школьникам необходимо иметь развитое воображение, которое проявляется в комбинировании и акцентировании элементов, зрительную память, эмоциональность, владеть спецификой содержания, формы объекта, средствами выражения, принятыми в определенном виде изобразительного искусства.

Требования современной школы ориентированы на формирование личности, в которой гармонично сочетались бы интеллектуальная, эмоциональная и потребностно-волевая сферы.

Преобладание в обучении словесно-рассудочных схем усвоения знаний приводит к недостаточному развитию воображения, образного мышления школьников и в итоге к формализму знаний, снижению интереса к учению.

Умение работать с образом (создавать его, оперировать им) придает всему процессу усвоения знаний личностно значимый характер. Постоянная опора на образ делает усваиваемые знания эмоционально насыщенными, активизирует творческое воображение ребенка, если они апеллируют к его субъектному (жизненному) опыту, личным наблюдениям, переживаниям, стремлениям.

Развитие образного мышления происходит в процессе собственной творческой деятельности ученика. Задаваемый для усвоения социальный опыт должен трансформироваться в активной деятельности самого ребенка, опираться на его индивидуальный опыт непосредственного взаимодействия с окружающим миром.

Образное восприятие мира отличается подвижностью, динамичностью ассоциативностью. Чем больше связей и отношений включено в содержание образа, тем полнее образ, тем больше возможностей его использования. Этим образ существенно отличается от понятия, выполняя свою специфическую функцию в структуре знания.

В психологии роль образного мышления нередко рассматривается как своеобразный возрастной этап в развитии личности школьника, причем этап вспомогательный, переходный (от наглядно-образного к понятийно-логическому мышлению). Образное мышление развивается весьма интенсивно во все возрастные периоды, имеет свои специфические функции, является сложным структурным образованием. В нем взаимодействуют, преобразуются «единицы» разного содержания - эмпирически-эмоционального и категориально-рассудочного; различны и источники, питающие образ. Образное мышление непосредственно включает в себя эмоциональное отношение человека к окружающему миру, его личный (индивидуальный) опыт, своеобразную избирательность в его восприятии и оценке.

Важным условием развития образного мышления в школьном возрасте является овладение технологией создания образов, то есть овладение приемами организации восприятия, средствами актуализации, преобразования уже имеющихся образов.

Уровень развития образного мышления у большинства учащихся недостаточен для полноценного усвоения ими знаний в их предметном содержании. Это проявляется в тех трудностях, которые испытывают школьники при работе с образом, их связанностью наглядной опорой, неумением гибко, легко и свободно переключаться с одних признаков на другие, динамично их использовать.

Учащиеся не могут произвольно изменять позицию наблюдения (точку отсчета), самостоятельно осуществлять выбор способов создания образов, разнопланово оперировать ими. Ориентация на указание учителя (заданный образец) нередко не формирует потребности ребенка в самостоятельном, свободном динамическом подходе к анализу предметного мира, что затрудняет развитие образного мышления в онтогенезе, не отвечает его основному содержанию.

Возможно ли эстетическое воспитание ребенка? Ведь воспитание может только помочь натуре, ускорить эволюцию способностей или помешать их неправильному развитию. Эстетическое воспитание ребенка возможно только в том случае, если у него есть художественные наклонности.

Красота охватывает две области - реальную, которая постигается чувствами, и фантастическую, куда нас вводит воображение.

Назначение чувств человека, прежде всего, утилитарное. Вкус и обоняние предупреждают нас об опасности, грозящей организму при поглощении ядовитых веществ; зрение, слух и осязание, осведомляя нас о предметах окружающей среды, дают возможность с уверенностью двигаться в пространстве. Все наши чувства стремятся к охране нашей личности.

Но они несут еще иную функцию и доставляют нам ощущения чисто эстетического свойства. Даже материальные ощущения еды и питья способны вызывать поэтические настроения (это почти единственная поэзия, встречающаяся в литературе первобытных народов).

Обоняние может также дать эстетические ощущения. Есть запахи, опьяняющие нас и приводящие в состояние такого же восторга, как и лучшие произведения искусства. То, что мы обыкновенно называем прелестью весны, не обязано ли больше всего ароматам, витающим в это время года в атмосфере? Если отнять от общего впечатления моря солёный запах, присущий ему, или от общего впечатления леса аромат листьев и сырости, то очарование, связанное с представлениями об океане и темном лесе уменьшится наполовину.

С эстетической точки зрения чувства вкуса и обоняния занимают второстепенное место в ряду прочих чувств. Прежде всего, ощущения вкуса и запаха не распадаются на первоначальные чувствования, их нельзя анализировать, и потому они всегда остаются несколько неопределенными. Нам стоит большого труда вызывать в себе воспоминания этих ощущений, так как для этих чувств не существует памяти. Удовольствие, сопровождающее их, ограничивается временным удовлетворением соответственных органов, но в глубине самих ощущений не лежит принцип разумного порядка, как в чувствах осязания, слуха и зрения.

Чувство осязания доставляет нередко чисто физиологическое удовольствие: ощущение гладкости предмета, шелковистости материи, бархатистости кожи. Иногда, в виду изогнутой линии, осязание получает удовольствие уже несколько высшего порядка; таким образом, это чувство в эстетическом отношении выше двух предыдущих; нередко ему приходится даже заменять зрение.

Но из всех чувств, способных дать нам наибольшее число впечатлений эстетического характера, в особенности способных дать их ребенку, это конечно зрение и слух. Ребенок входит в мир звуков раньше, чем в мир красок и форм. Ухо формируется раньше глаза. В первое время по рождении он меньший период времени остается глухим, чем слепым; позже звук также является более сильным возбудителем, чем форма и даже цвет. Зрение предполагает усилие: чтобы видеть, ребенок должен направить свой взгляд; для слуха этого не требуется, функция уха непроизвольна.

Развитие зрения у ребенка идет значительно медленнее, чем развитие слуха.

Изучение первых детских рисунков, указывая на посредственную способность наблюдения, не дает нам высокого понятия о его художественном даровании. Тем не менее эти рисунки свидетельствуют о желании подражать внешности вещей, что и есть в сущности один из принципов искусства.

В виду общих интересов необходимо, чтобы эстетическое воспитание остерегалось внушать ребенку преувеличенное стремление к прекрасному. Этой опасности очень легко избегнуть, если, на ряду с эстетическим воспитанием, серьезно заботиться о воспитании ума и воли. Те, кто считает эстетическое воспитание излишним, а также и те, кто хочет отвести ему первенствующее место - одинаково далеки от здорового педагогического мировоззрения. Как в жизни, так и в воспитании искусство и красота имеют право только на второстепенное место: они, по выражению Спенсера, должны занимать «часы досуга»...

Эстетическое воспитание никогда не должно выливаться в форму теоретического преподавания, это был бы вернейший путь навсегда отвратить ребенка от того искусства, к которому будто бы стараются пробудить его вкус.

Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества. Все учебные предметы обладают богатейшими воспитательными возможностями, и все, кто причастен к делу воспитания, должны помнить об этом при всех непосредственных отношениях с учащимися, воспитанниками.

Необходимым условием нравственного воспитания является, указывал Ушинский, формирование у детей правильных представлений о роли и значении труда в истории общества, в развитии человека. В своей статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский высказал следующее: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни...»

«В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку... Ученье есть труд и должно оставаться трудом, полным мысли...»

«Преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.» «Организм человека должен приучаться к умственному труду понемногу, осторожно, но действуя таким образом, можно дать ему привычку легко и без всякого вреда для здоровья выносить продолжительный труд умственный...» Учитель, «приучая воспитанника к умственному труду, приучает и преодолевать тяжесть такого труда и испытывать те наслаждения, которые им доставляются.» Исходя из такого понимания воспитывающего характера обучения, Ушинский возвеличил учителя, высоко оценил влияние его личности на учащихся. Это влияние он поставил на первое место среди других средств и утверждал, что оно не может быть заменено никакими другими дидактическими и методическими средствами.

План-конспект урока изобразительного искусства в 6 классе на тему: «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира» составила учитель МБОУ СОШ № 10 ст. Медведовской Тимашевского района Донейко Н.И.

Тема «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира»

Цели и задачи: познакомить учащихся с многообразием форм в мире; объяснить понятия формы, линейных, плоскостных и объёмных форм; учить видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира; продолжать работу по формированию навыков конструирования из простых геометрических тел, из бумаги; развивать пространственные представления; воспитывать наблюдательность; способствовать углублению межпредметных связей (математика, черчение, изобразительная деятельность). Совершенствовать графические навыки уч-ся.

Оборудование: геометрические тела (параллелепипед, конус, шар, куб); бумага карандаш, мультимедиа.

Ход урока

  1. Организация урока.
  1. Приветствие.

Предлагаю вам послушать стихотворение:

Художник, смотрите, художник!

Пришёл и сидит на пеньке.

При нём голенастый треножник

И кисточка в правой руке.

За ним – гаражи и помойки.

А прямо – огромный закат,

Два стройных жирафа на стройке,

Как чёрные тени стоят.

Художник! Смотрите, художник!

Сидит посреди пустыря…

Зачем-то сорвал подорожник,

Задумался – видно не зря!

М. Бородицкая

О чём это стихотворение? (Ответы учащихся.)

Кто-то сказал, что оно о помойках и гаражах, о подъёмных кранах. Пожалуй, с этим нельзя не согласиться. Но мне больше всего понравился ответ: «Там красивый закат». Значит, есть своё уникальное мировосприятие.

Сегодня мы продолжим наши рассуждения об умении видеть прекрасное в обыденном, о правде жизни, об удивительном рядом.

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.
  1. Сообщение темы урока.

Всякий окружающий нас предмет определяется тремя измерениями – длиной, шириной, высотой и формой. Вокруг себя вы видите огромное многообразие форм: и сложных, и простых. Зачем нам необходимо знание формы, вы узнаете сегодня на уроке.

  1. Изучение нового материала.

Общее понятие о форме.

Форма – это способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением (единство формы и содержания); внешнее очертание, наружный вид предмета (Земля имеет форму шара. Квадратная форма. Предмет изогнутой формы).

Форма (латинское forma – форма, вид, образ – очертания, внешний вид, контуры предмета).

  1. Беседа о многообразии форм в окружающем мире.

При работе над каким-либо объектом художник всегда старается все части натуры привести к простейшим и характерным формам, то есть обобщить их. Наблюдая любые изображённые предметы, вы можете убедиться, что, упрощая, обобщая их формы, можно прийти к самым простым геометрическим телам: кубу, призме, пирамиде, цилиндру, конусу, шару.

Приведите примеры различных окружающих нас предметов и объектов, имеющих те или иные формы. Соотнесите их с формами геометрических тел. (Ответы учащихся.)

Какую форму имеют ящики, книги?

Ученики. Форму параллелепипеда.

Вспомните из математики, что такое параллелепипед.

Ученики. Параллелепипед в математике – призма, основанием которой служит параллелограмм – четырёхугольник, у которого стороны попарно параллельны.

Посуда встречается нам в форме цилиндров, усечённых конусов или в сочетаниях этих последних с шаром (например, в кувшине). Охарактеризуйте цилиндрическую форму.

Ученики. Цилиндр – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон. Колонновидный предмет.

Что представляет собой конус?

Ученики. Конус – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов. Предмет такой формы – конусный.

Уже при рисовании простейших тел необходимо развивать в себе это чувство формы. Рисуя, например, куб, нельзя изображать только видимые его стороны, без учёта сторон, скрытых от глаз. Не представляя их, невозможно ни построить, ни нарисовать данный куб. Без ощущения всей формы в целом изображаемые предметы будут казаться нам односторонними. Зарисовки геом. тел.

Физкультминутка

Выполнение упражнения:

  1. Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки опущены. На счёт «раз» - поднять руки вверх, встать на носки, потянуться; на счёт «два» - вернуться в исходное положение (повторить упражнение 5-6 раз).
  2. Исходное положение – стоя. Ноги вместе, руки опущены. Выполнить рывки руками, поочерёдно поднимая вверх то правую, то левую руку (повторить 6-8 раз).
  1. Актуализация знаний учащихся.

Художнику необходимо уметь находить закономерность в строении предметов.

Эта способность развивается постепенно. Изучение геометрических тел или предметов, близких к ним по форме, поможет вам выявлять характер конструкции изображаемой натуры, будь то крынка или же здание.

Сегодня на уроке я познакомлю вас с развертками геометрических тел. При построении развёртки надо найти сначала истинные размеры и форму отдельных элементов предмета на чертеже. В простейших случаях развёртки можно вычертить, не пользуясь проекциями предмета. Например, для построения развёртки куба достаточно знать размер одного ребра куба. Для построения развёртки прямой призмы достаточно знать три размера: длину, ширину и высоту призмы.

Общеизвестно также, что развёртка цилиндра представляет собой прямоугольник, одна сторона которого равна высоте цилиндра, а другая – развёрнутой длине окружности основания 2 π R .

Как выполнить развёртки простейших геометрических тел (куба, параллелепипеда, конуса, призмы, цилиндра), показано на рисунках . Показ разверток

Презентация: построение здания из простых геометрических тел.

  1. Практическая работа.

Задание. Сконструируйте эскиз вазы, состоящей из геометрических тел.

Во время практической работы:

  1. контроль организации рабочего места;
  2. контроль правильности выполнения приёмов работы;
  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
  4. контроль объёма и качества выполненной работы.
  1. Итог урока.
  1. Выставка работ.
  2. Заключительное слово.

Художник постоянно учится видеть и чувствовать в окружающем мире объёмные формы, подчиняя им все способы и приёмы выполнения рисунка. Сегодня вы сделали первые шаги в этом направлении. Посмотрите, какие оригинальные конструкции получились у вас! Из самых простых объёмных геометрических тел вы изобрели огромное разнообразие новых сложных форм. В этом и состоит творческое конструктивное видение художником многообразного формообразующего начала в изобразительном искусстве. Похвально, что и вам удалось найти необычные сочетания форм в ваших работах, показать свою индивидуальность.

Функциональный подход является основанием для создания системы методов, в которой они выступают как относительно обособленные пути и способы достижения дидактических целей. Рассмотрим некоторые из них.

Методы организации учебно-познавательной деятельности.

Для передачи учебной информации при обучении изобразительному искусству используются рассказ, объяснение, инструктаж, демонстрация, самостоятельные наблюдения учащихся, упражнения.

Применение словесных методов предполагает соблюдение нескольких непременных условий.

Хорошая дикция, доступный темп и четкость речи очень важны для восприятия учебного материала школьниками. Ясно произносимые термины, сопровождающиеся паузами для их осмысливания, описания, даваемые в таком темпе, что они понимаются и запоминаются - все это обязательные требования применения словесных методов.

Очень важно уяснить, что пользоваться словом надо умело. Если школьники должны что-то внимательно рассмотреть (плакат или кадр диафильма), то нужна обязательная пауза. Можно привлечь их внимание к какому-либо элементу, но соответствующее пояснение должно не сопутствовать рассмотрению, что отвлекает внимание, а следовать за ним. Кстати, опытные актеры это очень хорошо знают иногда важнее слова, чем жестикуляция, они стараются, чтобы все внимание зрителя было обращено к речи. Таким образом, соединение слова с показом должно быть продуманным.

Успех словесного изложения во многом зависит от его эмоциональности. Когда учащиеся видят и понимают, как неравнодушен сам учитель, как он искренне хочет, чтобы излагаемый материал был ими воспринят, они откликаются на его усилия.

Рассмотрим особенности каждого из словесных методов.

В ходе рассказа ученики знакомятся с определенными предметами, явлениями или процессами в форме их словесного описания. Этот метод более пригоден для младшего школьного возраста. Эффективность применения рассказа зависит главным образом от того, насколько слова, используемые учителем, понятны для учащихся.

В обучении изобразительному искусству гораздо чаще используют разновидность рассказа - объяснение, когда рассуждения и доказательства сопровождаются обычно учебной демонстрацией.

Объяснять приходится особенности использования тех или иных материалов, правила построения изображения и т.п.. Этот метод используется во время вводного и текущего инструктажей при раскрытии вопросов подготовки работы, приемов выполнения ее и т.п. В старших классах чаще используют лекции, служащую обычно для передачи определенной информации из области истории изобразительного искусства, техники и технологии применения материалов. От рассказа лекция отличается тем, что она не только воздействует на воображение и чувства и стимулирует конкретно-образное мышление, но и активизирует способность отбора и систематизации излагаемого материала. Структура ее более строгая, чем у рассказа, а ход в большей степени подчинен требованиям логики.

Рассказ, объяснение и лекция относятся к числу так называемых монологических методов обучения («монос» - один), при которых доминирует исполнительская, репродуктивная деятельность обучаемых (наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по образцу и т.п.). При этом, как правило, отсутствует «обратная связь», т.е. необходимая для учителя информация об усвоении знаний, формировании умений и навыков.

Более совершенным словесным методом является беседа , в ходе которой учитель, используя имеющиеся у учащихся знания и опыт, с помощью вопросов и полученных ответов подводит их к пониманию нового материала, осуществляет повторение и проверку пройденного. От предыдущих методов беседа отличается тем, что не только требует от учащихся мысленного следования «за учителем», но и вынуждает их к самостоятельному мышлению. Она позволяет в большей степени активизировать умственную деятельность школьников и развивать их внимание и речь.

Беседа на занятиях по изобразительной деятельности - это организованный педагогом разговор, во время которого учитель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации. Специфика метода беседы предусматривает максимальное стимулирование детской активности. Именно поэтому беседа нашла широкое распространение как метод развивающего обучения изобразительной деятельности.

Беседа используется обычно в первой части занятия, когда стоит задача формирования изобразительного представления, и в конце занятия, когда важно помочь детям увидеть свои работы, почувствовать их выразительность и достоинства, понять слабости. Методика беседы зависит от содержания, вида занятия, конкретных дидактических задач.

В сюжетно-тематическом рисовании, когда детей учат передавать сюжет, в процессе беседы необходимо помочь учащимся представить содержание изображения, композицию, особенности передачи движения, цветовую характеристику образа, т.е. продумать изобразительные средства для передачи сюжета. Педагог уточняет с детьми некоторые технические приемы работы, последовательность создания изображения. В зависимости от содержания изображения (по литературному произведению, на темы из окружающей действительности, на свободную тему) методика бесед имеет свою специфику. Так, при рисовании на тему литературного произведения важно вспомнить его основную мысль, идею; эмоционально оживить образ (прочитать строчки из стихотворения, сказки), дать характеристику внешнего облика персонажей; вспомнить их взаимоотношения; уточнить композицию, приемы и последовательность работы.

Рисование (лепка) на темы окружающей действительности требует оживления жизненной ситуации, воспроизведения содержания событий, обстановки, уточнения выразительных средств: композиции, деталей, способов передачи движения и т.п., уточнения приемов и последовательности изображения.

При рисовании (лепке) на свободную тему необходима предварительная работа с детьми. В беседе педагог оживляет ребячьи впечатления. Затем он предлагает некоторым детям объяснить их замысел: что они нарисуют (слепят), как будут рисовать, чтобы было понятно другим, где расположат ту или иную часть изображения. Учитель уточняет некоторые технические приемы работы. На примере рассказов детей педагог учит школьников способам замысливания образа.

На занятиях, где содержанием изображения является отдельный предмет, беседа часто сопровождает процесс его рассматривания (обследование). В этом случае в процессе беседы необходимо вызвать активное осмысленное восприятие предмета детьми, помочь им уяснить особенности его формы, строения, определить своеобразие цвета, пропорциональных отношений и т.п. Характер, содержание вопросов педагога должны нацеливать ребят на установление зависимостей между внешним обликом предмета и его функциональным назначением или особенностями условий жизни (питание, передвижение, защита). Выполнение этих задач является не самоцелью, а средством формирования обобщенных представлений, необходимых для развития самостоятельности, активности, инициативы детей при создании изображения. Степень умственной, речевой активности школьников в беседах подобного рода тем выше, чем богаче опыт детей.

На занятиях по конструированию, аппликации, декоративно-прикладному творчеству, где предметом обследования и беседы часто является образец, предусматривают также большую степень умственной, речевой, эмоциональной и по возможности двигательной активности детей.

В конце занятия нужно помочь детям почувствовать выразительность образов, ими созданных. Обучение умению видеть, чувствовать выразительность рисунков, лепки - одна из важных за дач, стоящих перед педагогом. При этом характер вопросов и замечаний взрослого должен обеспечить определенный эмоциональный отклик детей.

На содержание беседы влияют возрастные особенности, степень активности детей. В зависимости от конкретных дидактических задач характер вопросов меняется. В одних случаях вопросы нацеливают на описание внешних признаков воспринимаемого объекта, в других - на припоминание и воспроизведение, на умозаключение. С помощью вопросов педагог уточняет представления детей о предмете, явлении, о способах его изображения. Вопросы используются в общей беседе и индивидуальной работе с детьми в процессе занятия.

Следует иметь в виду, что затраты времени при беседе больше и она требует лучшей подготовки со стороны учителя. Требования к вопросам носят общепедагогический характер: краткость, логическая четкость, доступность и ясность формулировки, эмоциональность. Нельзя задавать расплывчатых вопросов, на которые можно дать несколько ответов. Сложные вопросы следует расчленять на несколько более простых. Каждый задаваемый вопрос должен быть логически связан с предыдущим и всей темой в целом. К числу наиболее типичных можно отнести следующие вопросы:

    активизирующие в памяти обучаемых прежние знания и практический опыт («Расскажите, в какой последовательности вы выполняли рисунок с натуры?», «Что такое «тональный масштаб»?» и т.п.);

    облегчающие формирование понятий, установление связей между фактами, явлениями и процессами («Назовите виды и причины ошибок при изображении перспективы призматических тел?» и т.п.);

    направленные на практическое применение знаний в учебно-творческой деятельности («Какая густота гуашевой краски обеспечивает легкое управление кистью?»).

Особенно эффективно проявляется в беседе проблемная постановка вопросов. Такая беседа в отличие от сообщающей и воспроизводящей называется эвристической. Она способствует активизации мышления, развивает самостоятельность и инициативу школьников.

Среди словесных методов обучения необходимо назвать и такие как:

Пояснение - словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время занятий и что должны получить в результате. Пояснение дается в простой, доступной форме одновременно всей группе детей или отдельным детям. Пояснение часто сочетается с наблю дением, показом способов и приемов выполнения работы.

Совет используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения. Н.П.Сакулина справедливо требовала не спешить с советом. Дети с замедленным темпом работы и способные по заданному вопросу найти решение, часто не нуждаются в совете. В данных случаях совет не способствует росту самостоятельности и активности детей.

Напоминание в виде кратких указаний - важный методический прием обучения. Обычно его используют перед началом процесса изображения. Чаще всего речь идет о последовательности работы. Данный прием помогает детям вовремя начать рисунок (лепку), спланировать и организовать деятельность.

Поощрение - методический прием, который, по мнению Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, следует чаще применять в работе с детьми. Данный прием вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание выполнить работу хорошо, ощущение успеха. Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает активность детей, а ощущение неуспеха оказывает обратное влияние. Разумеется, чем старше дети, тем более объективно обоснованным должно быть переживание успеха.

Художественное слово широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Неназойливое использование художественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ.

Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой представляет метод обучения, основанный на слове, и является одним из важнейших средств как познания, так и закрепления знаний. При обучении эффективным средством контроля и оценки результатов самообразования также является работа с книгой. Рекомендуется ознакомить ребят с методами работы в библиотечных каталогах и с разного рода вспомогательными материалами, т.е. справочниками, энциклопедиями и т.п.

Урок изобразительного искусства предусматривает и другой тип словесного метода обучения - метод диалогичности. Здесь учитель и ученик – собеседники. Учитель искусства должен стать мастером слова так же, как и учитель литературы. Мы готовим не мастерового, а личность умеющую и мыслящаю. Мысль ученик должен научиться выражать и в практической работе (рисунок, живопись, конструкция и т.д.), и в слове. Постепенными тренировками перевода внутренней речи во внешнюю, попятную собеседнику, учитель должен подвести ребенка к свободным ассоциативным формам мышления и выражения и в изобразительном языке, и в словесной речи. Именно поэтому нетерпим метод монолога, метод сообщения знаний. Понимание тоже требует своих тренировок мысли, проверки ее словами. Наивные словесные образы детей, наивные ассоциации бесценный материал для учителя» (10, с. 118-120).

При включении в работу метода диалога необходимо помнить, что диалог проходит в виде вопросов-ответов, причем вопрос, задается всему классу или отдельному ученику, но с обращением ко всему классу; эта может быть.диалог-раз мышление, когда учитель, как бы размышляя, сознательно дает возможность учащимся поправить или дополнить его.

«Педагогически организованное художественное восприятие Произведений искусства должно исключать пассивное, незаинтересованное созерцание Активизировать процессы восприятия может диалоговая форма общения, при этом нельзя детей «заговаривать», навязывать чужую волю, стороннюю концепцию произведения искусства. Это может привести к недоверию собственной интуиции, к неприятию личного впечатления ».

В диалоговой форме общения можно вычленить два вида опросов - «настоящий» и «заводящий».

Первый наводит отвечающего на ответ, который пред полагает услышать педагог, второй «заводит», то есть извне мотивирует высказывание и поиск ответа. «Диалог на уроке искусства - это новый стиль сотрудничества, новый стиль мышления, новый стиль отношений. В диалоге дети учатся отстаивать свое мнение и соглашаться или не соглашаться с мнением другого человека, учатся культуре опора, учатся мыслить» (10, с. 43-44).

Особое место среди словесных методов обучения занимает инструктаж , под которым понимают пояснение способов действий с их наглядным показом, предупреждение возможных ошибок, ознакомление с правилами работы в материале. Выделяют вводное, текущее и заключительное инструктирование учащихся. Первый вид инструктажа служит для подготовки учащихся к конкретной самостоятельной работе, второй - для анализа ее хода, а третий для подведения итогов.

В отдельных случаях (технологическая сложность рабочих приемов, объектов труда) возможно письменное инструктирование учащихся на специальных раздаточных карточках.

С инструктажем тесно связаны демонстрации (как частный случай метода наблюдений). Так принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с соответствующим объяснением их существенных признаков. При демонстрации (показе) у учащихся формируется конкретный образец изобразительных действий, которому они подражают и с которым сравнивают свои действия.

ФОРМА И ЦВЕТ ПРЕДМЕТОВ Ц е л и: продолжить формирование навыков организации рабочего места; дать первичные представления о форме предметов, цветовой гамме; учить технике акварельный живописи; развивать наблюдательность; воспитывать аккуратность. О б о р у д о в а н и е: акварельные краски, простой карандаш, палитра, вода, кисти, салфетки. И з о б р а з и т е л ь н ы й р я д: геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат); образец педагогического рисунка, предметы различной формы или их рисунки (мяч, елка и т. д.); темный лист бумаги размером 60 × 80 см, комплекты цветных звездочек; цветные бумажные флажки основных цветов спектра и их оттенки. Л и т е р а т у р н ы й р я д: русские народные загадки, стихотворения. Х о д у р о к а I. Организация учащихся. 1. П р о в е р к а готовности учащихся к уроку. У ч и т е л ь. Я загадаю вам загадки. Отгадки к ним попрошу вас не называть, а показывать. Так мы проверим, не забыли ли вы эти необходимые принадлежности подготовить к уроку. Он признался ножу: – Без работы я лежу. Построгай меня, дружок, Чтобы я работать мог. (Карандаш.) Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Тетя, длинная, худая, Носит воду им, вздыхая. (Краски и кисточка.) Есть у вас рисовальных дел мастер – Яркий, классный?.. (Фломастер.) 2. С м а ч и в а н и е красок. II. Сообщение темы урока. У ч и т е л ь. Сегодня на уроке мы будем учиться работать с акварельной краской, узнаем, что каждый предмет имеет какую­либо форму, и нарисуем солнышко.

III. Вводная беседа. 1. О з н а к о м л е н и е с формой предметов. У ч и т е л ь. Каждый предмет имеет форму. По своим очертаниям или силуэту («теневое изображение») предметы похожи на различные геометрические фигуры. Знаете ли вы, как называются геометрические фигуры? (Ответы детей.) Правильно, это круг, овал, треугольник, прямоугольник и квадрат. Можете сказать, какую форму имеет мяч? (Ответы учащихся.) Верно, мяч имеет форму круга, поэтому говорят: «Мяч круглый». Какие еще предметы имеют форму круга? (Ответы учащихся.) Да, и полосатый арбуз, и румяное яблоко, и яркое, теплое солнышко имеют форму круга. А какие предметы имеют форму овала? (Ответы учащихся.) Послушайте подсказку: Может и разбиться, Может и свариться. Если хочешь, в птицу Может превратиться. (Яйцо.) Правильно, овальную форму имеют воздушный шар, яйцо, слива. Какие предметы имеют форму треугольника? (Ответы учащихся.) Послушайте подсказку: Красавица какая – Стоит, светло сверкая, Как пышно убрана… Скажите, кто она? (Ель.) Прямоугольную форму имеют такие предметы, как книга, ранец, шкаф… Как вы думаете, зачем нужно знать, какую форму имеет предмет? (Ответы учащихся.) Знание формы предмета очень важно для художника, так как позволяет наиболее точно и безошибочно выполнять рисунок. 2. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Выложи предмет». О п и с а н и е. Дети должны создать расчлененные образы предметов сложной формы по представлению, пользуясь комбинированием геометрических элементов. Эта игра требует творческого оперирования представлениями – умения составить предметы из геометрических фигур по замыслу. М а т е р и а л. У каждого учащегося два комплекта по шесть различных фигур: квадраты (5 × 5 см и 2,5 × 2,5 см); большой и маленький треугольники;

круг диаметром 1,25 см; полукруг (разрезанный пополам круг диаметром 1,25 см) – всего 12 фигур. Р у к о в о д с т в о. Учитель дает оценку, поощряет учеников, выполнивших удачные и оригинальные изображения. 3. О з н а к о м л е н и е с цветом предметов. У ч и т е л ь. Все предметы имеют не только какую­либо форму, но и окрашены в разные цвета. Окружающий мир очень многоцветен и разнообразен по краскам. Все вокруг какого­то цвета – яркого или блеклого, темного или светлого. А какие цвета вы знаете? (Ответы учащихся.) ЖЕЛТЫЕ СТИХИ Поливали канарейки Желтый луг из желтой лейки. Ты не веришь? И не верь! Побеги и сам проверь! – Покажите краски этого цвета. Назовите те предметы окружающего нас мира, которые бывают исключительно только желтого цвета. ЗЕЛЕНЫЕ СТИХИ Стихи совсем зеленые, Зеленые они… Окно и дверь балконную Пошире распахни! Пусть в комнату врывается Зеленый аромат, Зеленым одеваются И лес, И луг, И сад. Все, все растет зеленое В зеленый месяц май, Открой же дверь балконную И тоже подрастай. – Покажите краски этого цвета. Назовите те предметы окружающего нас мира, которые мы можем встретить только зелеными. СИНИЕ СТИХИ Небо в речку упало

И немножко полиняло. Полиняло? Полиняло! Речка тоже синей стала, Как цветок Василек, Как у мамы Платок. – Покажите краски этого цвета. Назовите предметы окружающего нас мира, которые нам известны не иначе как синего цвета. Красный, желтый и синий цвета называют основными, так как при их смешивании можно получить другие цвета и оттенки: оранжевый, зеленый и т. д. 4. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Подбери себе товарищей» (упражнение в сопоставлении и обобщении предметов по цвету). О п и с а н и е. Нескольким учащимся раздаются флажки разных оттенков одного и того же цвета (от темного к светлому). Учитель называет какой­нибудь цвет. К нему подходит учащийся с флажком данного цвета. Этот ученик выбирает себе товарищей (в соответствии с цветовой градацией оттенков). Все остальные учащиеся следят за действиями играющих детей. Если цветовая гамма подобрана ими правильно, они приглашают товарищей к себе, если неверно, хором объясняют: «Исправьте ошибку и тогда приходите». В случае затруднений учитель помогает детям составить правильную цветовую гамму, подобрать товарищей. М а т е р и а л. Цветные бумажные флажки основных цветов спектра и их оттенков (по одному на всех играющих учеников). Желтый, красный цвета воспринимаются теплыми, а зеленый и особенно синий придают «холодность». Теплые цвета как бы приближают предмет, а холодные удаляют. Все эти и многие другие свойства цвета используют живописцы. Картина не имеет реальной глубины – она расположена на плоском холсте или бумаге. Но искусство мастера таково, что используя различные свойства цвета, он добивается глубины пространства, воздушности и даже движения. 5. Д и д а к т и ч е с к о е у п р а ж н е н и е «Праздничный салют». У ч и т е л ь. В праздничные дни на темном небе зажигаются разноцветные красные, желтые, зеленые, голубые звездочки и осыпаются вниз. Это салют. Сначала звездочки салюта яркие, затем они делаются все бледнее и бледнее, пока

совсем не гаснут. Как рождаются картины праздничного салюта? Вы сейчас увидите и даже поучаствуете в их создании. Учитель на темном листе бумаги прикрепляет булавками ряд цветных звездочек, учащиеся отмечают цвет звезд, располагают звездочки цветовых тонов снизу вверх в порядке убывания яркости (от темного к светлому), называют цвет каждой звездочки в ряду (например, темно­красный, красный, розовый, светло­розовый). По окончании составления картины учащиеся любуются гармонией красок. Будет вечером салют, Все смотреть его пойдут. Ярким праздничным букетом В небе звезды зацветут. М. Ивенсен 6. П р и е м ы р а б о т ы с акварелью. У ч и т е л ь. При рисовании акварелью карандаш не должен просвечивать сквозь слой краски, поэтому линии обычно делаются бледными. Нельзя забывать и о том, что исправления при работе акварелью почти невозможны. Да и резинка, которой вы стираете карандаш, может нарушить верхний слой бумаги так, что краски будут ложиться неровно. Поэтому учитесь наносить рисунок безошибочно. В этом вам поможет зрительное изучение формы рисуемого предмета. Затем важно как можно точнее определить цветовую гамму изображаемой натуры. Но вот вы начали рисовать и вдруг видите, что в коробочке нет краски нужного оттенка. Что делать? Оказывается, нужно научиться смешивать разные краски для получения желаемых оттенков. Вот тут­то нам и понадобится палитра. На палитру наносится краска и либо разводится водой для получения светлых тонов, либо смешивается с какой­либо другой краской. Давайте попробуем сейчас этому научиться. IV. Актуализация знаний учащихся. У ч и т е л ь. Сегодня мы будем рисовать солнышко. Посмотрите на рисунки солнышек. (Плакат висит на доске.) Что бы вы могли сказать о каждом из этих замечательных солнышек? Какое из них вам больше всего нравится? А какое бы вы хотели нарисовать? Почему?

Что общего у всех этих солнышек? (Ответы детей.) Шар воздушный, Золотой Над рекой остановился, Покачался на водой, А потом за лесом скрылся. В. Толоконников Скажите, какую форму имеет солнышко – квадратную, овальную или какую­ то другую. (Ответы учащихся.) Правильно, солнце – круглое. А какого оно цвета? (Ответы учащихся.) Да, солнце желтого цвета. Но всегда ли? Почему об утреннем восходе солнца говорят: «Зорька алая»? (Ответы учащихся.) Утром солнышко большое и алое, то есть с красным оттенком. А вы замечали, что чем выше солнышко поднимается, тем оно становится все светлее, меняя цвет от желтого до светло­желтого? Вот и мы нарисуем сегодня три солнышка: алое, желтое и светло­ желтое. Ф и з к у л ь т м и н у т к а У п р а ж н е н и е «Мельница» по выработке плавных, пластичных движений рук, помогающих при рисовании. Можно проводить без музыкального сопровождения, но лучше под любую неторопливую музыкальную пьесу или произведение вальсового характера. Упражнение выполняется по показу учителя.

Дети стоят. Руки слегка согнуты в локтях и подняты в стороны. Легко качают руками перед собой, скрещивая их перед грудью, затем взмахивая ими в стороны. Делают круговые движения руками, начиная с небольшой амплитуды и постепенно увеличивая ее. При небольших круговых взмахах дети слегка пружинят ноги в коленях. С каждым новым взмахом движения ставятся энергичными, одновременно дети поднимаются на носки. Взмахи постепенно уменьшаются и прекращаются. V. Этапы выполнения рисунка. 1. К о м п о з и ц и я рисунка. Разметим расположение предметов на плоскости бумаги так, чтобы они смотрелись красиво. Сначала проводим горизонтальные линии, отмечая положение предметов по высоте, а затем определяя положение центрального предмета и относительно него положение остальных двух. (Приложение, рис. 1.) К о н т р о л ь: предметы не касаются друг друга; между ними места меньше, чем вокруг них. 2. О п р е д е л е н и е формы предмета. Рисуем три одинаковых круга по размеченным линиям. (Приложение, рис. 2.) 3. З а л и в к а контура цветом. Первый круг окрашиваем светло­желтой краской, для получения которой желтую краску на палитре разводим водой. Второй круг окрашиваем желтой краской без разведения. Для окрашивания третьего солнышка на палитре смешиваем желтую краску с красной для получения оранжевого оттенка. Рисунок готов. (Приложение, рис. 3.) VI. Практическая работа. З а д а н и е: выполнить рисунок «Солнечный круг» с окрашиванием его различными оттенками желтого цвета. VII. Итог урока. 1. В ы с т а в к а работ учащихся. К каждой выполненной работе учитель подбирает соответствующее Показывает на конкретный рисунок солнышка, четверостишие. комментируя его стихотворением.

1) Солнце ярко светит, Весело на свете. Тра­ля­ля, тра­ля­ля, Весело на свете. А. Ганчев 2) Стало ясно солнышко припекать, припекать. Землю, словно золотом, заливать, заливать. О. Высотская 3) Ярче, солнышко, сияй, К нам пришел веселый май. Туча, мимо проплывай. Н. Найденова 4) Ой ты, ясно солнышко, посвети, посвети! Хлеба земля­матушка, уроди, уроди! О. Высотская 5) Солнце светит спозаранку, Всей земле улыбку шлет. Мы выходим на полянку, Ручеек в лесу поет. 6) Утром солнышко встает, Всех на улицу зовет, Выхожу из дома я. – Здравствуй, солнце, это я! К. Ибряев 7) Нам до солнышка добраться Нелегко, да, нелегко. Светит солнышко, смеется Высоко, да, высоко. 8) Солнышко­ведрышко, выйди из­за облачка, Сядь на пенек, погуляй весь денек. 9) Среди поля голубого – Яркий блеск огня большого. Не спеша огонь тот ходит, Землю­матушку обходит, Светит весело в оконце, Ну конечно, это … (солнце). 10) Ну­ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет? (Солнце.)

2. О б о б щ е н и е изученного материала. В о п р о с ы к у ч а щ и м с я: – Что нового вы узнали на уроке? – Как можно получить краску нужного оттенка? – Зачем мы изучаем форму предмета? – Как вы сегодня использовали полученные знания? – В чем они помогли вам? – Что понравилось на уроке? – Где будете применять умения, которым научились? У ч и т е л ь. Всем удалось нарисовать удивительно красивые, веселые рисунки. Смотрите, сколько солнышек у нас! Молодцы! 3. И г р а «Солнышко». Вот как солнышко встает – Выше, выше, выше! Дети медленно поднимаются на носочки, одновременно поднимая все выше и выше обе руки; смотрят на руки. К ночи солнышко зайдет – Ниже, ниже, ниже. Дети медленно спускают руки вдоль туловища и встают на полную ступню. Хорошо, хорошо Солнышко смеется. А под солнышком нам всем Весело живется! Дети улыбаются, хлопают в ладоши, свободно приплясывают на месте.

Изобразительное искусство 5 класс

Тема: Рисунок. Анализ формы предмета.

Тип урока: комбинированный (рассуждение, практическая работа, игра-упражнение на закрепление темы урока)

Вид занятия: Изучение геометрических тел, фигур. Анализ формы предметов. Конструктивное построение.

Цель: Научить анализировать форму предметов, и на основе анализа выполнять конструктивное построение.

Задачи: Учиться внимательно рассматривать натуру, анализировать форму изображаемого предмета, переходить от плоского изображения к объёмному.

Развивать пространственное мышление, логику, умение сопоставлять, сравнивать, мыслить. Навыки построения предметов, графические навыки работы карандашом.

Воспитывать уважение к труду художника, усидчивость, внимание и трудолюбие, самокритичность.

Оборудование: для учащихся- альбом, графитный карандаш; для учителя- набор шаблонов геометрических тел, геометрических фигур, набор моделей геометрических тел. Рисунок-загадка (плакат).

Зрительный ряд: презентация темы, высказывания художников важности темы, детские работы.

Ход урока

    Французский художник Энгр часто повторял своим ученикам, что если бы он вознамерился повесить вывеску на дверь своей студии, он бы написал: «ШКОЛА РИСУНКА».

Давайте и мы с вами представим, что мы находимся в школе рисунка. Сегодня на уроке мы с вами научимся внимательно рассматривать форму предметов, анализировать её. Тема нашего урока «Анализ геометрической формы предмета».

Давайте рассмотрим таблицы,которые перед вами представлены. Во всех рисунках прослеживается тщательное построение и изучение натуры. Конструктивное построение. Поэтому без знания основ рисунка мы не сможем выполнить какую либо композицию, которая бы в дальнейшем привлекла внимание зрителя.

(демонстрация работы с ошибками)

а) Как вы считаете, почему эта работа не прошла отборочный тур, и не выставлялась? (не продумана композиция, не простроены элементы рисунка)

В какой бы вы технике не выполняли свою работу, главное это создание эскиза, наброска и конструктивного построения.

Рисунок – основа всего

    А теперь, давайте вспомним, какие геометрические фигуры вы знаете? (круг, квадрат, треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция).

Назовите геометрические фигуры представленные в таблице.

А какие вы знаете геометрические тела? (шар, куб,цилиндр, конус(полный и усечённый), пирамиды, призмы)

Назовите геометрические тела представленные в таблице.

На столе расположены геометрические тела, на доске – геометрические фигуры. Чем отличаются геометрические тела от геометрических фигур? (тела – объёмные, фигуры - плоские)

    Следующий этап нашего урока – решение задачи. На одной полке стояли геометрические тела, а на другой были расположены геометрические фигуры. Сейчас они все перемешались. Давайте расставим их по полкам. На первую – тела, на вторую фигуры. Объясните свои ответы.

    Сейчас мы переходим к практической работе. В ходе этой работы можно увидеть, как важно в изобразительном искусстве уметь правильно рассматривать и анализировать изображаемые предметы. Давайте проанализируем форму вазы. (на экране) Она составлена из геометрических тел или фигур? (фигур) Назовите их. Ваза смотрится плоской или объёмной? (плоской) Как превратить плоскую вазу в объёмную? (добавить элипсы)

    У меня в руках круглое блюдо. Если мы посмотрим на блюдо прямо, то видим круг, но если блюдо медленно опускать на плоскость, то зрительно круг как бы сужается. Закройте один глаз и карандашом (способом визирования), на вытянутую руку, обведите края блюда. Какую фигуру обвёл карандаш? (овал). Такое же сокращение круга происходит при построении вазы. (на экране)

    Что изменилось в изображении вазы? (она стала объёмной)

Из каких геометрических тел она состоит?

Рассмотрев геом.тела, геом.фигуры, перспективное сокращение круга, проанализировав форму вазы, ответьте на вопрос. Что значит выполнить анализ формы предмета?

(на экране)

    А теперь попробуйте сами придумать и построить эскиз вазы. Сначала составьте её из геометрических фигур, а затем превратите её в объёмную. Пусть это будет какая-то волшебная, не обычной формы ваза.

8 . Итог урока. Выставка –просмотр работ учащихся. Анализ.

Д.з. Составить из геометрических тел, фигур эскиз животного.

(на экране) Непрестанно рисовать с натуры – вот школа самая высшая и верная. И.Репин

На следующем уроке мы с вами будем рисовать с натуры натюрморт из геометрических тел. А тема сегодняшнего урока вам пригодится в дальнейшем на уроках изобразительного искусства, математики, в старших классах на уроках геометрии и черчения.

«Рисунок- это свеча, которую зажигают для того, чтобы не споткнуться во тьме»