Конспект занятия «Мордовский орнамент. Орнаментальные мотивы мордовской вышивки






Задачи: Воспитание любви и уважения к декоративно - прикладному искусству Мордовии, развивать творческие способности учащихся, развивать творчество, фантазию, воображение. Оборудование: 1) учебная таблица с орнаментом; репродукции с изображением мордовского костюма; детские рисунки с орнаментом; методические разработки элементов; бумага, клей, ножницы; книга «ДПИ Мордовии».


Ход урока. Одной из величайших ценностей человека является – память. А.С. Пушкин говорил: « что уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».Отношение к памятникам культуры есть показатель воспитанного образованного человека. Такой человек не безразличен к своей Родине, к своему городу, знакомым улицам, деревьям, к дому, где ты живешь, тем более к прошлому. А прошлое – это мордовский костюм с его разнообразной вышивкой и украшениями.



–Орнамент – (лат. слово) – украшение. Это украшение, построенное на ритмичном чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов. Что такое чередование? (повторение) Расскажите об истории возникновения орнамента? Орнамент появился в глубокой древности – несколько тысяч лет тому назад. Древние люди украшали свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким образом делались первые украшения на предметах.


Что является источником возникновения орнамента? Любуясь узорами на крыльях бабочек, птиц, рисунками листьев, плодами. Итак, природа стала источников возникновения орнамента. Различными штрихами впечатления изображали на камне, кости, дереве. Впоследствии украшали одежду, утварь дома. Что является содержанием /мотивом/ орнамента? сказок, легенд и т.д. Назовите виды орнамента? /Ленточный, замкнутый, сетчатый/ К какому виду орнамента относится мордовский? /Геометрический/ Какой орнамент называется геометрическим? Геометрическим называется орнамент, состоящий из простейших геометрических фигур: треугольников, квадратов, прямоугольников.








Оксана Артамонова

Мордовский орнамент «Розетка» с использованием элемента

«квадрат с продленными сторонами» на керамической тарелке с использованием техники точечная роспись.

Художественное творчество мордовского народа формировалось с учетом традиций финно-угорского мира и взаимодействия с культурами соседних народов. Наиболее ярко оно проявилось в орнаментике народного мордовского костюма, бытовых и ритуальных предметах, зодчестве.

Веками формировавшийся образ мира воплотился в присущих только мордовскому народу знаковой системе, орнаментальных композициях. Орнаментальные мотивы возникли как ассоциации с явлениями окружающей природы, с растениями, плодами, животными.

Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

Весь орнамент состоит из зигзагов, кругов, волнистых линий, розеток, квадратов, ромбов.

Круг в мордовской этнознаковой символике используется как символ солнца, луны, колеса, кольца. Он олицетворял собой силу, которая дарила жизнь всему сущему.

Квадрат – порядок, истину, справедливость, мужское начало.

Зигзаг – считается символом воды. Издревле человек почитал водные источники: родники, реки, озера, моря. У многих народов мира распространены мифы о том, что все в мире произошло из воды, которая является первоосновой всего сущего. В мордовских мифах вода (Иневедь, т. е. большая, великая вода) также является первичным элементом мироздания, она соответствует началу мира. По представлениям мордвы, Великая вода была и своеобразной преградой, отделяющей мир живых от потустороннего мира, где обитают умершие и сверхъестественные существа.

Цвета в мордовских узорах (орнаментах) носят символическое значение

1) Белый цвет. Символизирует изобилие, благо, добро, жизнь, чистоту, святость, сдержанность, невинность.

2) Красный цвет. Является одним из самых распространенных и любимых у мордвы, обозначая любовь, красоту, силу, смелость, эмоциональность, здоровье, тепло, победу.

3) Черный цвет. Его восприятие является негативным либо нейтральным.

4) Желтый цвет. Символизирует зрелость, полезность, ценность.

Мы живём в Мордовии. Должны знать ценности своего народа. Самый благодатный путь – возрождение забытых национальных ценностей. Не показное сувенирное, а каждодневное погружение (обращение) к истокам даст положительный результат и поможет проникнуться искусством мордвы.

Публикации по теме:

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием регионального компонента: «Башкирский национальный орнамент» Тема: Башкирский национальный орнамент Программное содержание: - познакомить воспитанников с понятием «орнамент», дать понятие «башкирский.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций рыбок (пресноводных). Беседа о местах обитания рыб (озеро, река, море). сделать заготовки.

Цели и задачи занятия: развивать у детей эстетическое восприятие природы; научить передавать изображение цветов, используя технику пластилинографии;.

Мастер-класс «Оформление осенней берёзы с использованием техники квиллинг» Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития.

Здравствуйте! У меня готова следующая тарелочка. На этот раз захотелось попробовать изобразить маки. Для работы потребовалось следующее:.

ООД по изодеятельности «Зимний пейзаж» с использованием нетрадиционной техники рисования Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально – художественная, продуктивная. Тема: Сказочный зимний лес. Тип: интегрированное.

А. М. Маслова. Ковёр-покрывало с мокшанским орнаментом. 1963 год

Орнамент - комплекс узоров из ритмически упорядоченных элементов, характерных для традиционной материальной культуры народов. Предназначен для украшения предметов быта, посуды, утвари, орудий труда, текстовых изделий, архитектурных сооружений; связан с поверхностью, которую зрительно организует. Рисунок подчинён свойствам материала и технике нанесения узора на предмет. Орнамент мордовский восходит к культуре древних племён мордвы. Наиболее разнообразны его формы в народном искусстве 18 -19 вв. На гончарных изделиях Орнамент прочерчен прямыми линиями, отпечатан витым жгутом, рогожкой, наколот в виде точечных углублений. Набор рисунков из ромбов, крестов, рядов косых и прямых линий, выполненных насечкой, служил отделкой пластинчатых и литых элементов бронзовых украшений (см. Ювелирное искусство). Особенности колорита Орнамента мордовского на текстиле сохранились во фрагментах археологических тканей, украшенных нашивкой рядов красных пастовых и стеклянных бус, оловянного бисера, бронзовых пластинчатых подвесок либо вышитым узором из прямолинейных строчек, мелких косых крестов, окружностей (красная или чёрная шерсть). С древности Орнамент мордовский выполнял обрядовую магическую роль; символика его элементов отражала фолькорно-поэтическое восприятие народом окружающего мира. Со временем древние мотивы Орнамента мордовского утратили первоначальный смысл, уступив место декоративной выразительности, информационному началу. В процессе развития Орнамента мордовского сформировались устойчивые принципы и формы техничесикх, композиционных, колористических решений, которыми во многом определяются художественные национальные традиции. Самобытны черты Орнамента мордовского, украшавшего предметы из дерева (см. Резьба по дереву).

А. М. Маслова. Скатерть с эрзянским орнаментом. 1960 год

Его наносили контурной линейной и желобчатой, трёхгранно-выемчатой, ногтевидной резьбой, последовательно выстраивая ленты простых и усложненных геометрических узоров. Набор орнаментных приёмов невелик: зигзаги, косые полосы, кресты, круги с вариациями солярных знаков, из которых выполнялось множество комбинаций, нередко дополнявшихся пиктографичесикми изображениями людей, орудий труда (см. Пиктографическое письмо и идеограммы). Композиционно Орнамент мордовский в деревянной резьбе включён в ленточные, окаймленные бордюры. Богатством орнаментных форм отличается вышивка мокши и эрзи, доминирующая в отделке женского народного костюма и определяла его локальное своеобразие. Преобладает геометрический орнамент в кайме одежды, элементах раскроя. Усложненной композицией отличается центрический орнамент розеток на плечах, груди и подоле рубах. Основой Орнамента мордовского являются точки, ромбы, треугольники, квадраты, кресты, зигзаги, гребёнки, решётки, 8-конечные звёзды, крючки и т. п., составленное симметричное построение узора. В зависимости от техники исполнения Орнамент мордовский может быть прямолинейным либо приобретает округлость линий. Выделяется монохромный орнамент в один цвет (красный или чёрный) и полихромный, выполненный в 2 основных цвета (красный и чёрный) с дополнением зелёного, оранжевого. Орнаментное ткачество в отделке мужских рубах, женской распашной одежды, полотенец выполнялось способом браного тканья. Набор узоров в узких поперечных полосах красными нитями по белому фону холста основан на вариациях из прямолинейных геометрических фигур - ромбов, треугольников, косых линий, столбиков. Линейность присуща орнаментике бисерного шитья и низания. Ромб с гребенчатыми сторонами или отростками по углам - один из наиболее сложных элементов в низании бисерных гайтанов, шейных воротников. В 20 веке сплетенные полосатые шерстяные наколенники вытеснены вязаными на спицах, сохранившими в цветовой основе чёрно-белый колорит, обогащенный введением орнаментных полос в виде мелких чёрных и белых квадратов (в шахматном порядке), косых линий, столбиков, крестов и цветочных розеток. Народному прикладному иск-ву мордвы этого периода свойственно введение форм орнамента, заимствованных из печатных источников; он пополнился растительными, зооморфными элементами, многоцветным колоритом. Орнамент мордовский перенимает элементы орнамента соседних народов - русских и мишарей . Орнамент русский а территории Мордовии развивается в русле крестьянской культуры, сохраняя традиции мест, откуда пришло русское население.

Пропильная резьба. Ковылкинский район. 2000 г.

Украшает изделия из глины, тканей, дерева, кожи, металла. Наносится способами росписи, резьбы, ткачества, вышивки, плетения, набойки и т. п. Одно- и многоцветный; выполняется выпукло, рельефно или заглубленно. В поволжской высокорельефной долблёной резьбе формировался растительный орнамент, украшавший жилище. Он строился по принципу гирлянд из веток, листьев, с гроздьями винограда, хмеля. На фронтоны и ставни наносился узор в виде вазонов с цветами. Нередко растительные мотивы дополнялись фигурами птиц, животных, цифрами, обозначавшими год постройки дома, инициалами хозяина или мастера. Иногда так оформлялись орудия труда, мебель. В начале 20 века долблёная резьба была вытеснена пропильной. Эти традиции распространялись и на архитектуру мордовских сёл. Русские мастера-резчики достигали виртуозной техники в оформлении досок для печатания узоров на ткани (набойки). Набивной орнамент (от геометричесикх мотивов до сложных цветочных, зооморфных и прочих композиций) печатали масляными или кубовыми красителями, сочетая контраст белого и цветного (красного, синего или чёрного) фонов. В узорах вышивок использовали как геометричесикй орнамент из ромбов, крестов, звёзд, гребёнок, решёток (обусловлен счётной техникой шитья крестом, набором, перевитью, настилом), так и растительный, антропо- и зооморфный (тамбур, гладь). Бытовали мотивы в красно-белом колорите, в 4 цвета, рельефом белых нитей по белому фону, золотной гладью по рельефной подкладке.

Татарские украшения для косы. 19 век

Вышивка перевитью с настилом по разреженные ткани, когда плотный мотив геометрического узора выделяется на ажурном сетчатом фоне, стала основной в начале 20 века в кружевном промысле в городе Темникове . Орнаментное ткачество, находившее применение в отделке полотенец, подзоров, скатертей, выполнялось способом браного тканья. Набор узоров нарядных концов, выполненные красными нитями по белому фону холста, основан на вариациях из прямолинейных геометрических фигур, привязан к фону, заполненные в шахматном порядке мелкой красно-белой клеткой. У русских было распространено узорное многоцветное вязание на спицах. В начале 20 века в северных районах современной Мордовии чулки, рукавицы, верх для кожаных ботинок вязали рядами растительного и геометрического орнамента (в 7 цветов). В декоре изделий из керамики утвердилась традиция простых форм орнаментации: ряды волнистых и прямых линий, углубленных точек по краю бортика и окату стенок горшка. Орнамент татарский на территории Мордовии развивается в русле крестьянской культуры мишарей. Связан с древней культурой кочевых племён (земледельческих, отчасти скотоводческих). Отражает связи с культурами соседних народов. Встречается на предметах быта, одежде, обуви, ювелирных украшениях. Архаичные формы содержатся в старых образцах самотканой одежды темниковских мишарей, оформленных счётной вышивкой геометрического и стилизованного растительного орнамента. На одежде узор располагается в окаймленной ленточной композиции, в 2 – 3 ряда по подолу, краям рукавов, разрезу ворота. Растительный орнамент из волнистых ветвей, цветов, листьев, букетов выполнялся тамбуром на ковриках, покрывалах, головных полотенцах, позже на рубахах, безрукавках.

Татарские украшения: браслеты. 19 век

Вышивка гладью золотыми нитями или разноцветным шёлком растительных узоров украшала головные уборы, женские нагрудники, накосники. Узор Орнамента татарского динамичный, включает асимметричные элементы спиралей, вихревых розеток. В ткачестве Орнамента татарского отличается мелкой проработкой геометричности узора. В технике браного ткачества он строился симметрично красными нитями на бело-красном фоне; при закладном ткачестве использовался многоцветный колорит, выстраивались радужные мозаичные ряды ломаных уступчатых линий, зигзагов, крючков, S-образных фигур; орнамент дополнялся усложненными геометрическими элементами, которые вышивались на ленточных бордюрах перевитью, набором, счётной гладью. Предпочтительное сочетание цветов в Орнаменте татарском - зелёный, жёлтый, оранжевый, красный; с появлением анилиновых красителей добавились розовые, сиреневые, голубые тона. Наиболее богатые варианты татарского народного костюма включали комплекс ювелирных украшений (шейные, чресплечные, серьги, заколки, браслеты, подвески и накладки из серебра, выполненные в технике бугорчатой скани, гравировки, литья, штамповки, с вставками полудрагоценных камней). Форма украшений полностью покрывалась орнаментной отделкой, которая повторяла контур изделия, группировалась вокруг вставки из камня, образуя розетку. Преобладали цветочно-растительные узоры, которые перемежались рядами ромбов, квадратов, кругов, зигзагов, витых линий; отдельные композиции включали зооморфные мотивы. Украшения изготовлялись на территории Казанской губернии, распространялись в ареалах проживания татарского населения, влияли на орнамент дргих видов татарского прикладного искусства. Национальная кожаная обувь с мозаичной отделкой, производимая вблизи города Казани, находила сбыт у тюркских народов России. Художественное оформление татарской обуви нашло отражение в народном мордовском костюме (женские сапоги, украшенные по верху голенищ растительным орнаментом, строчкой по сафьяну или лаковой отделке).

Богатая и своеобразная материальная и духовная культура мордовского народа формировалась в процессе сложных и разносторонних взаимоотношений его с кочевниками юга и с народами лесной полосы Восточной Европы. При этом определяющее значение с последней четверти 1 тыс. нашей эры имели контакты мордвы с восточнославянскими племенами, а затем - со сформировавшимся иа их основе русским народом.

Мордва, численность которой составляет свыше одного млн. человек является самым крупным из народов финно-угорской языковой семьи и од ним из крупных народов Среднего Поволжья. Коренная этническая территория на западе ограничивалась нижним течением Оки, на севере - Волгой, на востоке захватывала долину Суры, на юге простиралась до верховий Суры и Мокши. В ходе исторического развития мордва широко расселялась за пределами коренной этнической территории. В настоящее время мордва живет вперемежку с русскими и татарами, составляя по переписи 1989 г. около 33% населения республики.

Мордва этнически неоднородна и состоит из двух крупных этнических общностей: эрзи и мокши. Выделяются небольшие этнографические группы: мордва-терюхане, мордва-эрзя (шокша) и мордва-каратаи. Названия этих групп связаны с их географическим расселением, а языково-культурные особенности обусловлены влиянием инонационального окружения.

Сложная этническая история мордвы нашла свое отражение и в декоративно-прикладном искусстве. Мордовский народ не только создавал сам, но и творчески осваивал культурные достижения соседних народов, вкладывая свое понимание красоты в создаваемые произведения культуры. Яркое представление о мастерстве древних ювелиров, гончаров, ткачей и резчиков в 1 - начале 2 тыс. нашей эры дают находки бытовых предметов, украшенных орнаментом, различных металлических украшений, бус, вышитых тканей, сделанные во время археологических раскопок.

В 18 - начале 20 вв. древние традиции прикладного искусства мордвы получили свое яркое воплощение в шитье бисером, в изготовлении украшений из бисера, бус, пуговиц, металла и раковин, художественной обработке дерева. Значительное распространение имели узорное ткачество, вязание и аппликация. Но наиболее яркой и выразительной была вышивка. Ее самобытность и высокие художественные достоинства, сложность орнаментальных форм давно привлекали внимание исследователей. Уже в путевых очерках, описаниях и дневниковых записях, первых обобщающих исследованиях о народах России путешественников и ученых 19 в. имеются свидетельства о широком распространении вышивки, о, ее орнаменте. В трудах практически всех исследователей, изучавших материальную культуру мордовского народа, имеются сведения о вышивке, ее колорите и орнаменте, технике исполнения. Из дореволюционных исследователей несомненная заслуга в изучении мордовской народной вышивки, ее орнамента принадлежит финскому ученому-этнографу А.О. Гейкелю. И поныне его монография дает довольно четкое представление о составе орнаментальных мотивов мордовской народной вышивки 19 века. Предпринятые Гейкелем поиски исходных форм орнаментальных мотивов привели к появлению 63 таблиц рисунков простейших элементов, встречающихся в искусстве многих народов мира. Формалистический подход к изучению орнамента мордвы, поиски "общефинских", "прафинских" орнаментальных мотивов не позволили Гейкелю дать объективную оценку орнаменту мордовской народной вышивки.

В советской этнографической литературе, посвященной материальной и духовной культуре локальных групп мордвы, орнаменту вышивки уделяется уже большее внимание и с иных позиций. Имеется много ценных замечаний по технике вышивания, составу орнаментальных мотивов, их происхождению. Орнамент, рассматривается в качестве исторического источника. Изучая орнамент народов Сибири как исторический источник (в частности орнамент обских угров), С.В. Иванов неоднократно привлекал для сравнительных характеристик многие орнаментальные мотивы мордовской вышивки, рассматривал вопросы их происхождения. Совершенно естественно, что в Трудах Мордовской этнографической экспедиции Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая и ордена "Знак Почета" Научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики отведено значительное место, особенно в третьем томе "Народная одежда мордвы". В этой монографии В.Н. Белицер на обширном, научно документированном материале рассматривает расположение и колорит вышивки на будничной и обрядовой одежде, касается состава орнаментальных мотивов и вопросов их происхождения.

Особое место в изучении орнамента мордовской народной вышивки принадлежит Т. А. Крюковой. Уже сама постановка темы исследования ("Мордовское народное изобразительное искусство") предполагала кроме публикации памятников народного творчества обращение именно к орнаменту вышивки как наиболее массовому виду народного творчества. И здесь Крюкова сумела выделить локальные группы мордвы, отличающиеся по колориту вышивки и составу орнаментальных мотивов, отметила зависимость композиции вышивки и орнамента от характера и назначения одежды, обратила внимание на устойчивость традиций в композиции и составе орнаментальных мотивов, рассматривала вопросы развития орнамента в историческом плане. Большим достоинством монографии является публикация значительного количества образцов вышитой одежды и орнамента в черно-белом и цветном исполнении.

В последнее время вопросы состава и композиции мордовского орнамента привлекают все большее внимание исследователей. В статьях В.Н. Мартьянова рассматриваются вопросы происхождения ряда орнаментальных мотивов, композиция и семантика редких в мордовской вышивке сюжетных композиций. Но в целом вопросы происхождения, типового состава орнамента, использования его в качестве исторического источника, анализа в искусствоведческом плане еще ждут своего исследователя.

Рассматривая состав орнаментальных мотивов, композицию и типовой состав орнамента вышивки, мы обращаемся к вышивке только женской одежды. Во, многом это связано с тем, что мужская народная одежда утратила свои самобытные черты (в том числе, вероятно, и вышивку) уже в 17 в. Традиционная женская одежда, напротив, сохраняла на протяжении довольно длительного времени свои многие самобытные черты в покрое основных частей одежды, в расположении и колорите вышивки, в составе ее орнаментальных мотивов.

В декоративный комплекс женского традиционного костюма у локальных групп мордвы В 19 - начале 20 века входили рубахи, сарафаны, штаны, юбки, кофты, платья, передники, безрукавки, курточки, верхняя одежда из холста, сукна и меха, различные типы головных уборов, многочисленные головные, шейные, нагрудные, поясные и наручные украшения, обувь из лыка и кожи.

Для исследования был выбран орнамент вышивки трех групп предметов как наиболее устойчивых и традиционных по покрою и расположению вышивок. В первую группу входят нательные рубахи и распашная одежда, во вторую группу - головные уборы, в третью - поясная одежда и украшения, в которых использовалась вышивка.

Иллюстрируя свои теоретические положения черно-белыми рисунками, мы понимаем условность трактовки многих узоров вышивки. При черно-белом исполнении орнамента не всегда удается передать характерное для мордвы оконтуривание орнаментальных мотивов, заполнение элементов узора разными по цвету нитками, включение контура орнаментального мотива в позитив и негатив узора и т. д. Но В то же время графическое изображение орнамента позволяет более четко определить характерный состав орнаментальных мотивов, выделить исходные элементы орнамента. Применяя при характеристике орнамента такие понятия как "позитив" и "негатив", мы исходим из того, что вышитый красной или черной ниткой узор - это позитивный узор, а невышитый белый фон холста между позитивными контурами узора - это негативный узор.

Вышивка плечевой одежды

Истоки народной вышивки уходят в далекую древность. Можно предположить, что уже в 5-7 вв. вышивка существовала как самостоятельный вид декоративной отделки костюма. У населения, оставившего Армиевский могильник, существовало несколько видов ткани. Один из них, употреблявшийся для изготовления одежды, представлен тканью из шерсти, причем на одном обрывке отчетливо заметен орнамент в виде косых клеток. Нитка, при помощи которой изготовлялся орнамент, в настоящее время имеет более светлый тон». Наличие вышивки зафиксировано и в других археологических памятниках мордвы: в Курманском могильнике мы находим те же кресты и круги, исполненные цветной нитью по гладкому полю ткани полотняного переплетения. В Крюково-Кужновском могильнике, как бы вторя узору ломаной саржи, на ткани вышиты ромбы. Все образцы вышивки выполнены кручеными вдвое шерстяными цветными нитями по шерстяной ткани иного, чем нити, цвета. Лучшая сохранность тканей в могильниках 12-17 вв. позволяет более определенно говорить о широком распространении вышивки. Так, в Коринском и Сарлейском могильниках найдены вышитые фрагменты рукавов, головных уборов, лент от какого-то нагрудного украшения.

Покрой плечевой одежды

Рис. 1. Женская народная одежда мордвы-мокши. Покрой и расположение вышивок.

Расположение вышивок на плечевой холщовой одежде 19-20 вв. зависело от покроя одежды, ее назначения. У всех групп мордвы рубаха была туникообразной, но выделялись два варианта покроя - мокшанский и эрзянский. У мордвы-мокши в основе рубахи было одно полотнище холста, перегнутое на плечах поперек и составляющее перед и спину. При сшивании основного полотнища с боковыми получалось четыре шва: два спереди и два сзади (далеемокшанский покрой). Основу нательной рубахи мордвы-эрзи составляют два полотнища холста, перегнутые на плечах поперек. При сшивании получалось тоже четыре шва, но расположение их было другое: по середине спины и груди и два по бокам (далее эрзянский покрой, рис.2). По своему покрою нательная рубаха мордвы-эрзи (панар, покай) отличается не только от рубахи мордвы-мокши, но и от рубах всех других финно-язычных народов Поволжья и Прикамья, а также чувашей, у которых покрой рубах близок к мокшанскому. Следует обратить внимание еще на одно обстоятельство: у всех народов Поволжья, за исключением мордвы-эрзи, бытовали женские холщовые штаны, доходящие до щиколоток.

Рис. 2. Мужская и женская народная одежда мордвы-эрзи. 1 - мужская нательная рубаха; 2 - женская нательная рубаха; 3 - обрядовая рубаха покай; 4 - женская нательная рубаха мордвы-терюхан; 5 - верхняя распашная одежда из холста руця.

В связи с различным кроем рубах мордвы-мокши и мордвы эрзи наблюдается в настоящее время и довольно четкое различие в расположении вышивок на них. Вышивка на мокшанской рубахе, располагаясь вдоль швов, образовывала две группы параллельных линий спереди и на спине, идущих от плеч и заканчивающихся полурозетками, а на эрзянской - вышивка концентрировалась вдоль шва на груди. В то же время целый ряд фактов позволяет высказать предположение о том, что у предков мордвы-эрзи в далеком прошлом (предположительно - в начале 1 тыс. нашей эры) была распространена наплечная одежда, скроенная по типу мокшанской. Факты эти следующие. На многих эрзянских рубахах сохранились спереди и сзади на подоле рудименты парных вышитых полурозеток, а также продольные полосы вышивок на груди и спине, характерные для мокшанских рубах и соответствующие их крою. Особенно хорошо они прослеживаются на обрядовой одежде мордвы-эрзи - покаях. В селе Алемаеве (Нижегородская область) в конце 19 в. зафиксирован покай, скроенный по типу мокшанской рубахи и с соответствующим расположением вышивок. Очень близок к мокшанскому, возможно, является вариантом мокшанского, покрой нательной рубахи мордвы-терюхан.

Рис. 3. Женская народная одежда мордвы. Покрой и расположение вышивок. 1 - нательная рубаха мордвы-мокши; 2-4 - нательная рубаха мордвы-эрзи.

Общим для всей мордвы является покрой верхней распашной одежды из холста типа халата. Основу составляет одно полотнище холста, перегнутое на плечах поперек и разрезанное спереди (мокшанский покрой).

Кроме того, в могильниках на этой территории встречается височная привеска с бипирамидальным грузиком на одном конце и спиралькой - на другом; часто - западная, иногда - южная ориентировка погребенных; часто встречается обряд погребения женщин на боку, в скорченном положении, с пилокерями (специфическими накосниками). Естественно возникает вопрос о том, где и когда могли произойти события, которые привели к изменениям в покрое нательной рубахи мордвы-эрзи, в декоративном комплексе всего костюма, а следовательно, и к изменениям в расположении вышивок.

Одной из составных и специфических частей декоративного комплекса костюма мордвы-эрзи является набедренник (пулай, пулагай, пулакш и др. названия). Наибольшее число аналогий эрзянскому пулаю из археологических материалов имеется в погребальном инвентаре муромских могильников. Простейшие типы поясных украшений муромы находят свое продолжение в поясных украшениях. Симметричность расположения больших прямоугольных ажурных привесок в более сложных поясных украшениях муромы, их ярусность повторяются и в эрзянских пулаях, особенно из Нижегородской и Самарской областей. Так пулай из на состоит из двух сплошь вышитых кусков холста, укрепленных симметрично на узком тканом пояске. Эта традиция выделения двух вышитых прямоугольников. располагавшихся при одевании пулая симметрично на ягодицах, сохраняется вплоть до начала ХХ века. Основу ряда пулаев составляет кусок холста размером около 15х45 см. Разделен он на три части. По бокам - прямоугольники вышивок размером 15х20 см, середина оставлена невышитой. В пулаях, относящихся к более раннему времени, невышитая середина занимала третью часть (или более) всей ширины пулая. Со временем эта средняя часть сократилась и к началу 20 века превратилась в вертикальную разделительную полосу между вышитыми прямоугольниками. ширина этой полосы колебалась в пределах двух - шести сантиметров, Подобная разделительная полоса между двумя вышитыми прямоугольниками характерна для всех пулаев мордвы-эрзи Нижегородской области. Рудименты разделительной полосы встречаются и на пулаях мордвы-эрзи Самарской области.

Рис. 4. Верхний и средний ряд - схемы поясных украшений мордвы-эрзи. Штриховкой отмечены зоны вышивки. Нижний ряд - Украшение мордвы-эрзи ожа нучка и украшение муромы.

Рис. 6. Композиция и состав орнаментальных мотивов вышивки поясных украшений мордвы-эрзи.

В муромских древностях встречается сложное украшение, состоящее из одного - четырех "коромысел" С колокольчатыми или бутыльчалыми подвесками и пронизей, соединяющих эти "коромысла". Высказывались предположения, что это украшение - привеска для косы, наспинное украшение или специальное поясное. Прямой аналогией специфическому муромскому украшению из "коромысел" является наспинное украшение теньгушевской мордвы-эрзи ожа - ничка. Оно представляет собой надеваемые на плечи и перекрещивающиеся на спине красные шерстяные лямки, к концам которых на уровне пояса пришивались узкие, вытянутые в горизонтальном положении прямоугольные куски бересты или картона, обшитые кумачом, монетами и раковинами. Прямоугольники из бересты (картона) располагались в два-три яруса и соединялись между собой в центре узкой полосой ткани. Приведенные факты позволяют говорить о сходстве поясных украшений муромы и мордвы-эрзи, причем не в отдельных частях, а в построении их в целом. Возможно, следует говорить более определенно: эрзянские пулаи генетически связаны с муромскими поясными украшениями.

Рассматривая одежду русских рязанского Поочья, отмечают сохранившиеся в ней к началу 20 века следы влияния "чудского" населения, проживавшего на этой территории в 1 тыс. нашей эры. Среди этих следов - "эрзянский" шов, встречающийся в вышивках русских бывших Спасского и Михайловского уездов Рязанской губернии, и широко распространенный "мордовский" лапоть. А у русских села Мелихова бывшего Касимовского уезда бытовал своеобразный пояс с бахромой, напоминавший в какой-то мере эрзянский пулай. О древних контактах мордовского населения со славянским в рязанском Поочье свидетельствуют и лингвистические данные. Появление у мордвы-эрэи иного покроя нательной рубахи, отличного от всех других финноязычных народов Поволжья и Прикамья, было связано с длительными этническими контактами мордвы-эрзи и вятичей в рязанском Поочье и позднее с русскими в западной части Волго-Окско-Сурского междуречья. И, возможно, восточные славяне, у которых рубашка шилась из четырех продольных полотнищ холста и которая является общеславянской. могли повлиять на изменение покроя нательной рубахи мордвы-эрзи. В связи С изменением покроя нательной рубахи мордвы-эрзи стала формироваться на протяжении 1 тыс. нашей эры и отличная декоративная отделка. Однако на более древних образцах, особенно на обрядовой одежде (и прежде всего на покаях), сохранились рудименты декоративной отделки, свидетельствующие о некогда существовавшем едином покрое рубахи у мордвы-мокши и мордвы-эрэи.

Орнаментальные мотивы мордовской вышивки

Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И, все-таки, в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.

По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга, естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.

Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг - солнце, квадрат - земля, треугольник - горы, свастика - движение солнца, спираль - развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов - днища, оборотные стороны.

Но ранние декоративно - орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15-10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Орнамент как самостоятельное художественное произведение не существует, но иногда он может стать основой формообразования изделия.

Орнамент всегда связан с формой, масштабом, материалом изделия, его практическим назначением и художественно - образным смыслом. Орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество и плавность, внутреннее напряжение или спокойствие, свободное движение. Его эмоциональная выразительность бесконечна. В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, и которую он возник в народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента - мотивы, формы, расположение на украшаемой поверхности. Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства:

1. Состоит обычно из повторяющихся элементов-мотивов, которые являются основой орнамента. Определенное сочетание мотивов создает художественный образ.

2. Орнамент может быть повторяющимся (раппортным) и замкнутым (в круге, в квадрате).

3. Орнамент может быть многоцветным (полихромным) и одноцветным (монохромным).

Виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.

Геометрия в орнаменте мордовской вышивки

Математика декора, геометрия стежка-

Простота и совершенство нитью красной сплетена,

И в покае, и в сюлгамо

Симметричности узор

Ромб, квадрат, прямоугольник

Украшают панар твой.

В народном творчестве выражались нравственные, эстетические идеалы мордвы. Художественный вкус мордовского народа формировался с учетом традиций финно-угорских народов и взаимодействия культур соседних народов, в первую очередь, русской. Пробудить эту дремлющую в нас память нам помогло многоцветье орнаментов. В каждом национальном орнаменте узоры были не случайны, а глубоко символичны.

Известный исследователь этнографии народов Поволжья конца ХIХ начала XX века И.Н. Смирнов так писал о мордовском костюме:

"Благодаря оригинальному расположению нашивок рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой - "долматиком" византийских царей, а масса потраченной на вышивки шерсти придает ей значительную тяжесть и торжественность".

Каждый человек ощущает себя частью чего-то: семьи, общества и даже Вселенной. Кроме того, каждый из нас чувствует свою принадлежность к тому или иному этносу

Многовековая история каждого народа формирует свои жизненные идеалы. Из поколения в поколение на протяжении веков на соответствии природного и человеческого формировались народные символы, знаковая фиксация окружающего мира.

В мордовских узорах преобладающими орнаментальными мотивами являются геометрические узоры, среди которых по характеру и сложности выделяются более двух десятков групп. Основными среди них являются такие как зигзаги, квадраты, ромбы, треугольники, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звезды, вытянутые шестигранники, сложные розетки, построенные на основе ромба или на основе правильных восьми - и шестиугольников.

В народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента - мотивы, формы, расположение на украшаемой поверхности.

Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.

Исходным вариантом для получения узоров является сетка, построенная на основе ромба с продленными и загнутыми сторонами.

Другим весьма распространенным видом симметрии в мордовском орнаменте является бордюр. Бордюры из простейших фигур (наклонные отрезки прямых, ромбы, зигзаги и др.), заключенные между двумя горизонтальными или вертикальными параллельными прямыми применялись практически для всех частей одежды и головных уборов мордвы.

Розетка, как вид симметрии, нашла широкое применение в орнаменте мордовской вышивки.Она является композиционным центром наплечных вышивок.Большинство розеток построено на основе ромба.

Мордовским орнаментом восхищаются и в России, и за границей. Последнее время эрзянская и мокшанская вышивка интересует ученых - этнографов. Мордовский орнамент - это сложнейшая пластическая система, все в нем гармонично, выверено, точно рассчитано.

Композиционные особенности узоров на рубахах мордвы

Мордовия с древних времен славилась своими яркими национальными костюмами. Красота одежды - в вышивках, которыми ее украшали. Основные цвета- красный, зеленый, желтый. Узоры оформлялись черной или синей окантовкой.

Композиционное расположение вышивок на мокшанских и эрзянских женских рубахах определялось покроем одежды. В узорах на одежде различили родовые знаки - «резы», похожие на древние руны - знаки рунического письма древних скандинавов и германцев.

Украшая одежду, народные мастерицы веками отбирали лучшие узоры орнамента, несли из поколения в поколение национальное богатство вышивальных традиций.

Особенности рубахи мордвы - эрзи

Рубаха – главный компонент женского костюма. Покрой рубахи туникообразным. Ее стан состоит из двух полотнищ прямоугольной формы в центре вдоль шва два разреза. Один глубокий треугольный для головы, другой - на подоле, необходимый при ходьбе. Прямые рукава. Под рукава вшиты квадратные ластовицы.

Анализируя вышивку с точки зрения геометрии, мы видим, что у ворота, в области ключицы, обычно выполнялся ромб – «сельме». Особый орнамент окаймлял разрез на подоле. Небольшие треугольники вышивались в месте соединения полотнищ холста по бокам или у основания продольных полос сзади. Но в целом вышитый орнамент эрзянской рубахи прост. Обычно он включает точечные композиции, прямые и ломаные лини. В узорах видны ромбы, ромбы со вписанными квадратами.

Богатство геометрических мотивов в орнаментальных формах мордовских узорах вызывало и будет вызывать интерес. Новые орнаментальные композиции, выполненные с соблюдением характерных для национальной вышивки приемов, широко используются в вышивке современных изделий. Орнаментальные мотивы, ранее имевшие символическое значение, обращаются в чисто декоративные формы.

Кирилл РУЗАЕВ

Список литературы

1.Балашов Б.А. Мордва: Историко – культурные очерки. Саранск. Мордовское книжное издательство,1995г.

2.Мартьянов В.Н. Мордовская народная вышивка. Саранск. Мордовское книжное издательство,1991 г.

3. Крюкова Т.А.Мордовское народное изобразительное искусство.

4. Прокина Т.С., Сурина М.И. Мордовский народный костюм, 1990, Мордовское книжное изд- во.

5. Лузгин А.С. Промыслы Мордовии. Саранск. Морд. кн. из- во 1993 г.

Рассказать друзьям