Причины ссоры Дубровского и Троекурова. А.С.Пушкин "Дубровский"




«Барышня-крестьянка» — повесть из цикла «Повести и.п.Белкина». в ней автор сумел выразить свою мечту о высокой морали, о любви, не знающей социальных преград.

Попробуем проанализировать повесть, ответив на ряд вопросов:

1. Когда и где была написана повесть «Барышня-крестьянка» ?
«Барышня-крестьянка» была написана осенью 1830 года в Болдине. Точнее, 20 сентября 1830 года. Именно эту дату поставил Пушкин в конце произведения.

2. Объясните название повести.
Лиза была барышней, дочкой помещика, а переодевшись, притворилась крестьянкой.

3. Почему Лиза так поступила?
Она хотела познакомиться с Алексеем Берестовым: их отцы были в ссоре.

4. Чем была вызвана ссора помещиков?
Причина ссоры отцов не очень понятна детям. Они говорят, что Берестов был бережливый, а Муромцев — расточительный. Один втрое увеличил свои доходы, а Муромцев входил в долги. Учащиеся должны почувствовать пушкинскую иронию в изображении обоих помещиков. Ее объясняет учитель. Самомнение Берестова выражалось в том, что он сам «почитал себя умнейшим человеком во всем околотке, что никак не является признаком действительно умного человека». Соседи лишь «не прекословили ему в этом. Весьма нешироки были его культурные интересы: он ничего не читал, кроме «Сенатских ведомостей». Попутно обращаем внимание на черты старинного дворянского быта, знакомые им по «Дубровскому». Как и к Троекурову в Покровское, соседи Берестова « … приезжали к нему гостить со своими семействами и собаками». Можно остановиться и на англомании Муромского, которая говорит о знакомом уже учащимся по «Дубровскому» преклонении русских помещиков перед иностранцами.

5. Чем занималась мисс Жаксон в приютившей ее стране?
Она почти ничего не делала. Два раза в год перечитывала английский роман, получала за это две тысячи рублей, немалые по тому времени деньги, и «умирала» от скуки В этой «варварской России».

6. Каким Пушкин изображает Алексея Берестова? Автор с симпатией рассказывает о нем, но вместе с тем и с насмешкой. Алексей «был молодец», хорошо скакал на коне, хотел идти на военную службу. Он был молодым и веселым человеком, а говорил об «утраченных радостях и об увядшей юности» и носил черное кольцо с изображением мертвой головы.

7. А как относится Алексей к Акулине?
Алексей искренне полюбил Акулину, учит ее грамоте. Он вопреки желанию отца, который угрожал лишить его наследства, решил жениться на Акулине и жить своим трудом.

8. Вспомните, как закончилась ссора между двумя помещиками и какие общие замыслы
сделали их друзьями. Вспоминаем о том, как помирились помещики и как они решили поженить своих детей. И именно эта общая затея сделала их друзьями.

9. Чем привлекает нас Лиза?
Лиза «смелая», «простая в обращении с Настей», «шаловливая». Она находчивая: нашлась, как поступить, когда Алексей должен был приехать к ним.

10. В чем своеобразие композиции повести «Барышня — крестьянка»? После того как Лиза в облике Акулины встречается с Алексеем, мы все время следим за поведением Алексея. Мы знаем, кто Лиза, а он не знает. Когда отцы помирились, Лиза попадает в затруднительное положение. Мы не знаем, как она из него выйдет, и с интересом ожидаем ее появление среди гостей. В последней сцене Алексей узнал то, что давно было известно читателю: Акулина это и есть Лиза. На этой сцене можно показать детям прием «непрямой
внутренней речи». О радости Алексея, узнавшего в Лизе Акулину, говорит автор, но говорит
так, как сказал бы об этом Алексей.

В «Барышне-крестьянке» нет и следов романтической поэтики, в ней нет ничего таинственного, неожиданного, в ней все просто: и любовь, и герои, и атмосфера деревенской жизни. Здесь звучит шутка, озорство, лукавство. Пушкин шутит непосредственно, шутит без оглядки. «Барышня-крестьянка» — это легкий рассказ, построенный на реально-бытовой основе с незамысловатым сюжетом и со счастливым концом. Некоторые критики, современники Пушкина, считали повесть недостойной пушкинского таланта, осуждали ее -несерьезность». «Но они не заметили в ироническом пафосе рассказа положительного, художественно-созидающего начала».

Тема урока: А.С.Пушкин «Дубровский». Ссора помещиков.

Цель урока: формирование навыка текстологического и сравнительного анализа образов героев, развитие умения рассуждать, отстаивая собственное мнение

Задачи урока (для учителя): 1) выявить впечатления обучающихся о прочитанном; 2) прояснить мотивировку поступков героев; 3) формировать навык выразительного чтения; 4) активизировать познавательную деятельность, стимулировать мыслительную активность; 5) воспитывать культуру связной речи, толерантность, умение общаться.

Задачи урока (для ученика):

1)дать сравнительную характеристику центральным персонажам,

2) определить причины ссоры помещиков,

3) определить мотивы их поведения.

Ход урока.

    Оргмомент. Приветствие. Мотивация.

Ребята, выполнив литературную разминку, вы узнаете, какая у нас тема урока, задачи.

Выполнение упражнения «Третий лишний»(см.Слайд).

А что такое роман? На этот вопрос найдём ответ на стр 137 электронного учебника (Роман (франц.) – жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою – целых поколений в связи с судьбой общества и исторической обстановкой. Это определяет значительность объема романа. Особенностью его является разветвленность сюжета, отражающая сложность отношений героев.)

Итак, запишем в тетрадь тему урока. На какие вопросы нам предстоит ответить в течение урока?

    Вступительное слово учителя (стр 142 ЭУ– портрет поэта )

Пушкин – солнце русской культуры. Эта мысль отнюдь не нова. Нет ни одного жанра в отечественной литературе, где Пушкин не оставил бы свой след. Проходят годы, века, а русская культура продолжает развивать идеи, образы, темы, когда-то затронутые им. Пушкинские герои, а вместе с ними и сам писатель ведут свой непрерывный диалог с читателем, размышляя о добре и зле, чести и бесчестии, милосердии и жестокости.

После «Повестей Белкина», в октябре 1832 года, А. С. Пушкин принялся за роман в трех частях, который остался незаконченным и был напечатан только после его смерти. Это был «Дубровский», названный так по имени главного героя. В рукописи заглавия нет, на первом листе просто сказано: «Том первый. Глава первая». Пушкиным были написаны только два тома. Как показывают отметки в рукописи, второй том был закончен в феврале 1833 года. В основу романа Пушкин положил случай, довольно характерный для отношений между помещиками и для судебного произвола, существовавшего в то время. Пользуясь своим влиянием, сильный и богатый помещик всегда мог притеснить бедного соседа и даже отнять у него законно принадлежащее ему имение.

- Вспомним историю написания романа, обратившись к электронному учебнику – стр. 137. Кто сможет добавить факты об истории создания романа? (Ответ обучающихся). Пушкину было известно судебное дело нижегородского помещика Дубровского, у которого в 1802 г. незаконно отняли имение его родственника. Уездный суд оставил поместье за женой губернского прокурора. Крестьяне Дубровского были готовы расправиться с сержантом и солдатами, запрещавшими вывозить лес из имения.

Ребята, в романе усадьбы так же, как и герои имеют прототипы. Давайте вспомним об этом (индивидуальное сообщение о Петровском и Болдино (Кистенёве). Стр 136 ЭУ (изображение усадьбы)

- Н. Г Чернышевский писал об этом романе: «Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых времён в начале романа «Дубровский».

-- Обратимся к учебнику стр 136. Прочитайте высказывания критиков о романе. Какую оценку они дают роману? Пройдем по ссылке и узнаем, кому принадлежат слова (В.Г.Белинский, Анненков).

Роман Пушкина показывает жизнь помещиков-крепостников. Стр 138 ЭУ – репродукция. Из какого произведения, изученного в прошлом году, мы узнали о том, как относилась помещица к своим крепостным? (Из рассказа И.С.Тургенева «Муму», к Капитону, Татьяне, Герасиму). А с темой какого стихотворения Пушкина перекликается роман «Дубровский»? (В своем стихотворении « Деревня» Пушкин так говорил о крепостной жизни:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца…
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.

Это беспощадное осуждение «дикого» барства, защита человеческой чести и достоинства, глубокая любовь Пушкина к родному народу и сочувствие его страданиям.)

Постараемся внимательно прочитать роман и увидеть, что он не только о событиях почти двухсотлетней давности, но и о нашем времени.

3.Работа с текстом (беседа, выборочное чтение, сопоставление)

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с экспозицией этого романа, узнаем, что было с героями до начала развития основных событий, как автор раскрывает их характеры.

Прочитаем выразительно первые 2 абзаца – приложение ЭУ. Прослушивание аудиофрагмента. ()

Между какими помещиками произошла ссора?

Кто такой Троекуров? (Кирила Петрович Троекуров – старинный русский барин). Стр 143 ЭУ – интерактивное задание (упр-карандаш№2)

Кто такой Андрей Гаврилович Дубровский?

Одним из видов домашнего задания у вас была сопоставительная таблица по образам Троекурова и Дубровского, поэтому при характеристике персонажей можете к ней обращаться.

Троекуров

Дубровский

Социальное положение

Отставной генерал-аншеф, богат, происходит из знатного рода и имеет связи, большой вес в губерниях

Отставной поручик гвардии, владел семьюдесятью душами, беден и независим

Качества характера

Необразованный, пылкого нрава, ограниченного ума, надменный в отношениях с людьми низшего звания, отроду не удостаивавший никого своим вниманием

Нетерпеливый и решительный. Прямо высказывает свое мнение, не заботясь о том, противоречит ли оно мнению хозяина дома

Занятия

Праздность, дом полон гостями, буйные увеселения, страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе, время проводил в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах

Горячий охотник

Отношение соседей

Рады были угождать, трепетали при его имени

Все завидовали согласию с Троекуровым, удивлялись смелости, пытались подражать

Отношение к крестьянам

Относился строго и своенравно

Доброе

Общее в судьбах героев

Женились по любви, скоро овдовели, у обоих оставалось по ребёнку, были друзьями

Рассказывая о Троекурове и Дубровском, Пушкин употребляет слова, которые, может быть, не всем знакомы.

Лексическая работа (заранее подготовленный ученик)

(Подобострастие – льстивость, угодливость; тщеславились – хвалились, кичились; надменный – высокомерный, подчеркивающий свое превосходство перед другими; большой вес (переносное) – большое влияние; своенравно – капризно, сумасбродно; идти на Троекурова – ссориться с Троекуровым; чернильное племя – чиновники; паче чаяния (устаревшее) – против ожидания; апелляция – жалоба).

Кирила Петрович Троекуров. Кирилл (у Пушкина – одна буква “л”) с персидского – солнце, с греческого – маленький господин. Троекуров могущ, как солнце: “Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губернии”. В то же время, он господин: “Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени”. Да и фамилия у него говорящая: трижды порочный. Он “два раза в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе”. Но самый тяжкий его порок бездушие (поэтому и отчество его – Петрович, Петр – с древнегреческого – скала, камень)

Говорящими являются и имена других героев. Индивидуальное задание готовили… :

Кирилл (греч.) – господин, владыка, повелитель

Петр - скала, утес, камень.

Андрей – смелый, храбрый

Гавриил (древнееврейское) – сильный муж, крепость.

О чем говорят имена героев?

- Что сближало обоих помещиков и что их разделяло?

(Судьбы обоих похожи: ровесники, одного сословия, одинаковое воспитание, соседи по имению, вместе служили, женились по любви, рано овдовели, один растит сына, другой – дочь, сходились отчасти и в характерах, и в наклонностях. Оба были горды и независимы. Отличались состоянием – один бедный, другой богатый).

4.Чтение эпизода. Прочитает 3-й абзац … (до слов «Нечаянный случай»)

- «Остался вне общего закона». А какой был общий закон? (Все должны были угождать малейшим прихотям Троекурова, никто не смел дерзнуть высказать свое мнение, противоречащее мнению помещика. Дубровский не ищет выгоды от дружбы с Троекуровым, не лицемерит. Он отказывается от покровительства Троекурова).

Как вы думаете, это исключение из правил долго могло сохраниться или конфликт неизбежен? Почему? (Соединение гордого характера и «смиренного состояния» ставят Андрея Гавриловича Дубровского в особое положение. Долго оставаться в таком положении нельзя. «Нечаянный случай на псарне» - проявление социальной закономерности.)

Действительно, «нечаянный случай все расстроил и переменил».

5. Просмотр эпизода «На псарне» из кинофильма «Дубровский», пересказ эпизода и его обсуждение – стр 140 ЭУ.

Кто виноват в ссоре двух друзей? Найдите цитаты в тексте, доказывающие вину Дубровского, Троекурова, Парамошки.

Троекуров: «Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестися и к ним».

«Осердился и вторично послал того же слугу сказать Андрею Гавриловичу, [то если он тотчас же не приедет ночевать в Покровское, то он, Троекуров, с ним навеки рассорится».

«Да знает ли он, с кем (связывается? Вот я ж его... Наплачется он у меня, узнает, каково идти на Троекурова!»

«На возвратном пути со всею своей охотою нарочно поехал полями Дубровского»

Дубровский: «Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения».

«Псарня чудная, - вряд ли людям вашим житье такое ж, как вашим собакам».

«Между тем Андрей Гаврилович скрылся, и никто того не заметил. Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться».

«...А я терпеть шутки от ваших холопьев не намерен, да и от вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин».

Парамошка: «Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, - сказал он, - благодаря Бога и барина, не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее».

Делаем выводы:

а) Виноват Троекуров – стал смеяться над дерзкой шуткой псаря.

б) Псарь, обидно пошутивший.

В) Дубровский, ведь он позавидовал и вспылил.

По мнению одного литературоведа, Троекуров – олицетворение всех пороков: обжорства, безделья, гнева, гордыни. Много зла в нем, но на этот раз чиркнул спичкой не он. Дубровский на самом деле во многом был таким же, как и он. Вы согласны?

Почему Троекуров был рад «дерзкому замечанию» псаря?

(Замечание верного слуги льстило его самолюбию.)

Сразу ли понял Троекуров, что обидел старого друга?

(Кирила Петрович не понимает, что оскорбил Дубровского. Троекуров обошелся с ним так, как обычно обходился со всеми.)

Сожалеет ли он о случившемся?

(Кирила Петрович удивлен и огорчен отсутствием Дубровского за ужином (дважды посылает за ним, расстроен настолько, что «отпустил гостей и отправился спать», «на другой день первый вопрос его был» о Дубровском).

Почему письмо Дубровского оскорбило Троекурова?

(В письме Дубровский требует невозможного - равенства с самим Троекуровым. Этого простить Кирила Петрович не может!)

Почему Троекуров воздержался от намерения разорить усадьбу Дубровского?

(Троекуров, уязвленный вызывающим поведением прежнего друга, решает не просто отомстить бывшему другу, а уничтожить его.)

Почему Троекуров уверен, что его планы осуществятся?

Как актёры передали душевное состояние своих героев? (При виде псарни Троекурова от зависти играют желваки на лице Дубровского. От неслыханной дерзости псаря Дубровский ломает трость. Троекуров, в свою очередь, стал призывно смеяться над дерзкой шуткой псаря.)

Совпадает ли ваше представление о героях романа после просмотра фильма?

Ситуация, возникшая на псарне, стала той спичкой, от которой вспыхнул пожар взаимной вражды. Проследите поэтапно, как они вели себя в гневе.

(Узнав об отъезде Дубровского, Троекуров не попросил, а «велел тотчас его догнать и воротить непременно». Оскорбленный Дубровский, просит выслать людей Троекурова с повинной, а он будет «волен их миловать, наказывать». Будучи на охоте, Троекуров нарочно поехал полями Дубровского. Дубровский наказал воровавших у него лес мужиков Троекурова – «известных разбойников». Троекуров «вышел из себя», «хотел разорить Кистеневку дотла и осадить самого помещика в его усадьбе. Таковы подвиги были ему не в диковинку» - в Троекурове вспыхивает жажда мести).

Какой в конечном итоге избирает способ мести Троекуров? (Троекуров выбрал самый подлый способ мести – он решил незаконно отобрать имение у своего бывшего товарища, пользуясь услугами судейского заседателя Шабашкина).

Говорящая ли фамилия Шабашкин?

Просмотр эпизода фильма.

К чему же привела ссора помещиков?

6. Обобщение изученного на уроке ( а налитическая беседа).

Так кто же виноват в ссоре?

Кто же одержал победу в ссоре: Дубровский или Троекуров?

(Победил Троекуров. Он отнял у Дубровского имение. После ссоры с Троекуровым Дубровский тяжело заболел и умер, а Троекуров сохранил и имение, и здоровье, и жизнь)

Какие чувства испытывает человек от победы? (делятся опытом)

А испытывал ли Троекуров радость от этой победы? Почему?

(Нет. Троекуров приобрел имение Кистенёвку.

Но Троекуров не нуждался в имении Дубровского. Во-первых, он был достаточно богат, во-вторых, «... от природы он не был корыстолюбив»).

Что терзает Троекурова? Каково его душевное состояние?

(Троекуров потерял друга. Его мучает совесть, он утратил душевное спокойствие. Для него главным было желание сломить гордость и независимость А. Г. Дубровского.)

Ответ на вопрос: «Кто победил в ссоре: Дубровский или Троекуров?» на первый взгляд кажется простым. Ведь Троекуров добился своего. Но сам он не чувствовал радости от этой победы.

В чем же тогда состоит победа Троекурова, если он потерял больше, чем приобрел? (Когда ссорятся между собой друзья, близкие люди, разве может быть победитель. Кто-то теряет больше, как, например, Дубровский, кто-то меньше, как Троекуров, но страдают все участники конфликта. Троекуров это понял слишком поздно).

7. Составление синквейнов «Троекуров», «Дубровский».

8. Подведение итогов. Выставление оценок.

Итак, на сегодняшнем уроке мы познакомились с экспозицией романа «Дубровский», с его героями, их взаимоотношениями. Но, как я сказала в начале урока, это произведение не только о событиях двухсотлетней давности, но и о нашем времени. Читая его, можно извлечь для себя много нравственных уроков. Первый из них: «Мирись с соперником скорее, пока ты еще на пути с ним». Эти слова принадлежат библейскому персонажу Матфею. Помните, к чему могут привести длительные ссоры. Я вам желаю никогда не допускать подобного в отношениях с близкими и друзьями.

9. Рефлексия.

Продолжите фразу Этот урок помог мне понять

Какие вопросы по тексту остались?

Чью роль исполнил бы в спектакле? В фильме?

9. Домашнее задание.

- Подготовить сообщение «Дубровский в суде», «Троекуров в суде».

Из раздела «Минуты творчества» (Нарисовать герб Троекуровых и Дубровских).

В своем романе "Дубровский9 А. С. Пушкин описал быт крепостных людей, самодурство помещиков. Он рассказывает о ссоре двух соседей-помещиков Троекурова и Дубровского. Дубровский - воспитанный, интеллигентный человек, который уважает прежде всего человека, а не его титулы и богатство, для него крепостные люди - это не рабы, не животные, а личности. Для Троекурова же крепостные люди не представляют никакой ценности, он с ними груб, своенравен, временами жесток.

Когда уездный суд вынес решение о переходе в собственность Троекурова крестьян Дубровского, естественно, что вся дворовая челядь Дубровского возмутилась. Люди знали о самоуправстве Троекурова и не хотели уходить от прежнего хозяина. Дубровский остановил своих людей, когда те хотели расправиться с приказными, привезшими решение из уездного суда. Крестьяне послушались хозяина, но некоторые из них не смирились, они понимали, что решение будет исполнено и в их силах изменить свою судьбу.

Ночью молодой барин Владимир Дубровский поджег свой дом, в нем тоже назрел бунт, и крестьяне его поддержали. Дом со спящими приказчиками горел, а на крыше сарая металась кошка. Кузнец Архип, один из самых отважных бунтарей, рискуя жизнью, спас животное. Почему же так сочетается в людях жестокость и мягкосердечие? Я думаю потому, что человек выражает протест против насилия, несправедливости, зла и, когда гуманные доводы не приводят к положительному результату, понимает, что без холодной и расчетливой борьбы ему не победить. А невинных, слабых, забитых, если ты сильнее, нужно защищать. Поэтому те, у кого было сильно развито чувство свободы и справедливости, ушли с Дубровским в лес.

После пожара в окрестностях появилась группа разбойников, которая грабила и сжигала помещичьи дома. Во главе этой шайки стоял Дубровский. Те, кто хотел свободы, получал ее, те, кто хотел бороться за свои права, становился лесным разбойником.

15503 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Дубровский / Бунт крестьян против несправедливости (По роману А.С.Пушкина "Дубровский")

Смотрите также по произведению "Дубровский":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский (по роману А. С. Пушкина «Дубровский»)

Роман А. С. Пушкина «Дубровский9raquo; — произведе-ние о драматичной судьбе бедного дворянина, у кото-рого незаконно было отнято имение. Проникшись со-страданием к участи некоего Островского, Пушкин в своем романе воспроизвел правдивую жизненную ис-торию, не лишив ее, конечно, авторского вымысла.

Герой романа, Андрей Гаврилович Дубровский — отставной поручик гвардии, небогатый помещик.

Живет он весьма скромно, но это не мешает ему под-держивать добрососедские отношения с Кирилой Пет-ровичем Троекуровым, известным всей округе бари-ном, отставным генерал-аншефом, очень богатым и знатным человеком, имеющим многочисленные свя-зи и весомый авторитет. Все, кто знает Троекурова и его нрав, трепещут при одном только упоминании его имени, они готовы угождать малейшим его прихотям. Сам именитый барин подобное поведение восприни-мает как должное, ибо, по его мнению, именно такого отношения его особа и заслуживает.

Троекуров надменен и груб даже с людьми самого высокого звания. Никто и ничто не способно заста-вить его преклонить голову. Кирила Петрович посто-янно окружает себя многочисленными гостями, кото-рым он демонстрирует свое богатое имение, псарню и которых шокирует сумасшедшими забавами. Это своенравный, самолюбивый, тщеславный, избало-ванный и извращенный человек.

Единственный, кто пользуется уважением Троеку-рова, — это Андрей Гаврилович Дубровский. Троеку-ров сумел разглядеть в этом бедном дворянине смело-го и независимого человека, способного горячо от-стаивать чувство собственного достоинства перед кем бы то ни было, умеющего свободно и прямо высказы-вать собственную точку зрения. Подобное поведе-ние — редкость в окружении Кирилы Петровича, по-этому иначе, чем с другими, сложились его отноше-ния с Дубровским.

Правда, троекуровская милость быстро сменилась на гнев, когда Дубровский пошел наперекор Кириле Петровичу.

Кто виноват в ссоре? Троекуров властолюбив, а Дубровский решителен и нетерпелив. Это человек го-рячий и неосмотрительный. Поэтому несправедливо было бы возлагать вину только на Кирилу Петровича.

Троекуров, безусловно, неправильно повел себя, не только позволив псарю оскорбить Андрея Гаврилови-ча, но и поддержав слова своего дворового громким смехом. Не прав он был и когда рассердился на требо-вание соседа выдать Парамошку для наказания. Од-нако и Дубровский виноват. Он прутьями проучил пойманных покровских мужиков, ворующих у него лес, и отобрал у них лошадей. Подобное поведение, как утверждает автор, противоречило «всем поняти-ям о праве войны», а написанное несколько ранее письмо Троекурову по тогдашним понятиям об этике-те было «весьманеприлично9raquo;.

Коса нашла на камень. Кирила Петрович выбирает самый страшный способ мести: он намеревается ли-шить соседа крыши над головой, пусть даже и непра-ведным путем, унизить, раздавить его, заставить по-виноваться. «В том-то и сила, — утверждает Троеку-ров, — чтобы безо всякого права отнять имение». Богатый барин подкупает суд, не задумываясь ни о нравственной стороне дела, ни о последствиях совер-шающегося беззакония. Своенравие и властолюбие, горячность и пылкий нрав в два счета разрушают дружбу соседей и жизнь Дубровского.

Кирила Петрович отходчив , через некоторое время он решается на примирение, так как «от природы не корыстолюбив», но оказывается слишком поздно.

Троекуров, по словам автора, всегда «выказывал все пороки человека необразованного» и «привык да-вать полную волю всем порывам своего пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Дубров-ский не захотел смириться с этим и понёс тяжелое на-казание, обрекая на нищету не только себя, но и собст-венного сына. Обостренное честолюбие и уязвленная гордость не позволили ему трезво взглянуть на сло-жившуюся ситуацию и пойти на компромисс, ища примирения с соседом. Будучи человеком глубоко порядочным, Андрей Гаврилович не мог предположить, как далеко Троекуров может зайти в желании отом-стить, как легко может быть подкуплен суд, как без законного основания могут выставить на улицу. Он мерил окружающих своей меркой, был уверен в собст-венной правоте, «не имел ни охоты, ни возможности сыпать около себя деньгами», а потому «мало беспо-коился9raquo; о возбужденном против него деле. Это сыгра-ло на руку его недоброжелателям.

Обрисовав конфликт между Троекуровым и Дуб-ровским-старшим, А. С. Пушкин обличил жесткость и мстительность, показал цену горячности, остро по-ставил нравственные вопросы своего времени, кото-рые очень близки и сегодняшнему читателю.

Внимание, только СЕГОДНЯ!







К. Троекуров и А. Дубровский Чем был знаменит Троекуров? Занятия Троекурова. Чем отличался от Троекурова Андрей Дубровский? Почему он не хотел, чтобы его сын женился на Маше? Что подчеркивает автор в Троекурове, а что в Дубровском? Отступают ли человеческие чувства перед социальной обусловленностью их отношений? Дружба отцов --- любовь детей. Богатство и бедность.



Кирила Петровиц Троекуров - помещик - крепостник, генерал - аншеф Андрей Гаврилович Дубровский - бедный дворянин Владимир Дубровский Маша Троекурова Надменный, своенравный, непрактичный, неосмотрительный; бедный, но прям и независим, благородный. …» Я не шут, а старинный дворянин.» Кому из героев принадлежат эти слова? Объясните их смысл. Сделайте вывод о характерах и устоях дворянского общества.


Ссора двух помещиков (стр.76,77) Прочитать и объяснить кто, по - вашему, виновен в ссоре. Почему дружба двух помещиков оказалась непрочной? Конфликт социального закона и человеческой воли. Как вы можете объяснить смысл этой фразы? Честность - бедность; любовь - ненависть; сдержанность - разгул. Сопоставьте эти слова применительно к каждому из помещиков.

/ / / Бунт крестьян против несправедливости (по роману Пушкина «Дубровский»)

В грандиозном по замыслу и воплощению романе « » Александр Сергеевич Пушкин описал не только произвол и самодурство знатных дворян, но и быт крепостных крестьян.

В основу сюжета романа положена ссора двух помещиков, живших по соседству, Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Последний – благородный человек, который судит о людях не по титулам и состоянию, дворовые крестьяне для него, прежде всего, личности, он не считает их рабами, не имеющими ни на что права. Чего не скажешь о Троекурове. Своенравный барин Кирила Петрович вообще не берет в расчет тот факт, что крепостные тоже люди, относится к ним грубо и жестоко, считая, что ценность их существования только в том, чтобы служить помещику.

Решение уездного суда о переходе всех крестьян Дубровского в собственность Троекурова вызвало волну возмущения. Дворовая челядь, наслышанная о нраве Кирилы Петровича и его обращении с прислугой, не желала уходить от прежнего хозяина, которым после смерти отца стал молодой барин .

Несправедливость судебного решения, нападки и отвратительное поведение Шабашкина вызвали агрессию и недовольство в сердцах людей, они хотят расправиться с прибывшими в дом приказными. И хотя Владимир их отговаривает от этого страшного поступка, многие не хотят повиноваться, ведь судьба все равно решена, и изменить ничего не удастся.

Да и сам он вдруг меняет свое решение. Сначала молодой человек хотел тихо проститься с родными местами и уйти. Но письма матери заставили свернуть с намеченного пути и поджечь родовой дом, чтобы не отдавать его на разорение чужим, посторонним людям.

Бунт в сердце юноши, порожденный нежеланием осмеяния памятных для него вещей, поддержали все дворовые люди. Дом со спящими в нем приказчиками горел, и никто не стал их спасать. Зато кузнец Архип, рискуя сгореть в огне, бросился на помощь кошке, которая металась по крыше, не зная, как оказаться в безопасности.

Родовое имение превратилось в пепелище. После этого случая в окрестностях стала разбойничать шайка, которая грабила только богатых и знатных людей. И во главе нее стоял Владимир Дубровский, переступивший черту между добром и злом и вставший на защиту бедных, униженных и оскорбленных. К нему присоединились все те, кто жаждал справедливости, кто желал бороться за нее из последних сил.

Протест крестьян против самодурства и жестокости находит отклик в душе Владимира, ведь это и его заклятый враг. Он готов всю свою жизнь положить на то, чтобы отомстить этому человеку за смерть отца. Дубровский всем сердцем ненавидит и чиновников, готовых ради денег на все: обманывать, подтасовывать факты, переделывать документы.

Бунт в душе народа, тем более еще и под предводительством молодого и благородного юноши непременно должен был вылиться в борьбу, что и произошло на страницах романа.

Но по закону жанра победить должно добро, поэтому Александр Сергеевич заканчивает свое произведение исчезновением банды, оставляя возможность додумать, что настанет время, когда она снова встанет на защиту простых и честных людей.