Роза мира даниил андреев краткое содержание. Основные произведения даниила андреева




Клюев Николай Алексеевич (1884-1937), русский поэт. Родился 10 (22) октября 1884 в с.Коштуг Вышегородского уезда Олонецкой губ. в крестьянской старообрядческой семье традиционно крепкого морального закала. Учился в церковно-приходской школе, много занимался самообразованием.

В 16 лет, надев на себя вериги, ушел «спасаться» в Соловки, затем подвизался в роли псалмопевца Давида в раскольничьем «корабле». Странствия по России, участие в движении сектантов, носившем в те годы отчетливый характер социальной оппозиционности, во многом определили творчество Клюева.

Горние звезды как росы.
Кто там в небесном лугу
Точит лазурные косы,
Гнет за дугою дугу?
<...>
Будьте ж душой непреклонны
Все, кому свет не погас,
Ткут золотые хитоны
Звездные руки для вас.

Клюев Николай Алексеевич

Первые стихи опубликовал в 1904 (Не сбылися радужные грезы..., Широко необъятное поле...). За революционную пропаганду в 1906 был заключен в тюрьму. В 1908 в «Нашем журнале» (№ 1) анонимно опубликовал статью В черные дни. (Из письма крестьянина), где доказывал «врожденную революционность глубин крестьянства».

В 1907-1912 переписывался с А.А.Блоком, который увидел в Клюеве персонифицированное воплощение своей мечты о единстве двух Россий, мистически-патриархальной и крестьянско-бунтарской, и помог Клюеву издать в Москве поэтические сборники Сосен перезвон (1911, 2-е изд. 1913, с предисловием В.Я.Брюсова, где мэтр отметил «первенство» Клюева среди крестьянских самородков), Братские песни (1912), Лесные были (1913). Выдержанные в стиле раскольничьих песнопений, духовных стихов и апокрифов, тяготеющих к обличениям протопопа Аввакума (что заставило некоторых критиков увидеть в Клюеве прежде всего талантливого подражателя и имитатора), они были близки также символизму блоковского образца. В 1915-1916 Клюев - глава т.н. новокрестьянских поэтов (С.А.Есенин, называвший Клюева «апостолом нежным», С.А.Клычков, П.В.Орешин, В.А.Ширяевец (Абрамов) и др.).

В 1916 выпустил посвященный событиям военных лет сборник Мирские думы, содержащий главным образом стихи, близкие народным плачам и причитаниям. В 1917-1918 поэта поддерживала литературная группа «Скифы», в ее одноименном альманахе Клюев в эти годы опубликовал циклы Земля и железо, Избяные песни (посвящен матери, «былиннице» и «песеннице») и др., проникнутые ностальгией по крестьянской Руси, «избяной» старине - и острым, мятежным неприятием «города» и всех форм «западной» цивилизации.

Принципиальным было для Клюева сохранение «дедовской веры» - даже в контексте принимаемых поэтом революционных преобразований (сборники Песнослов, кн. 1-2, Медный кит, оба 1919; Избяные песни, 1920; Изба и поле, 1928; поэмы Мать-Суббота, 1922; Плач по Есенину, Заозерье, обе 1927). Программные строки «Не хочу Коммуны без лежанки...» определили и утопические картины будущего России в поэзии Клюева, сочетающей надежды на социальные перемены (цикл Ленин - «Есть в Ленине керженский дух, / Игуменский окрик в декретах...», 1918; поэма Ленин, 1923, и др.) с призывами к консервации старинного уклада жизни и мировидения.

Художественно-поэтическая система Клюева, опирающаяся на язык и формы богослужебной обрядности, древнерусскую книжность и фольклор, в послеоктябрьский период уснащалась злободневной политической лексикой, приводящей к стилевому и содержательному эклектизму («Господи! Да будет воля Твоя лесная, фабричная, пулеметная...»), всегда отличающему причудливо-фантазийное, стилизованно-архаичное и при этом склонное к избыточному словесному изыску творчество Клюева.

Органичность перехода от торжественной проповеди, пророчества или скорбного проклятия к сентиментальной слащавости, цветистая «изукрашенность» и «пестрядь» речи, то библейски-возвышенной, то диалектно-просторечной («зажалкует», «братовья», «баско» и т.п.), то по-деревенски озорной; соответствующие ей перебивы ритма, метафорически-значительные образы, сочетающие христианство с язычеством, космогоническую мощь и вселенские масштабы с мистической символикой «земляной», «кондовой», «дремучей» Руси и сказочной «Белой Индии»; постоянный мотив социального превосходства крестьянина, - все это, получившее в свое время в официозной советской критике полупрезрительное название «клюевщины» и тщательно вытравливаемое из отечественной поэзии, стало, тем не менее, одной из существенных и самобытных ее граней, оказав влияние на творчество Есенина и других крестьянских поэтов и наиболее ярко проявив специфику «нового народничества» начала века, когда интеллигенция шла в деревню не просвещать мужика, а учиться у него «Слову жизни», страждущая «почвы, земли, живой крови...» (Р.В.Иванов-Разумник).

Темным зовам не верит душа,
Не летит встречу призракам ночи.
Ты, как осень, ясна, хороша,
Только строже и в ласках короче.

Потянулися с криком в отлет
Журавли над потусклой равниной.
Как с природой, тебя эшафот
Не разлучит с родимой кручиной.

Не однажды под осени плач
О тебе - невозвратно далекой
За разгульным стаканом палач
Головою поникнет жестокой.

Клюев Николай Алексеевич

В творчестве Клюева Русь предстает ликами церковных святых и мучеников, языческих божеств-покровителей, достоверными и красочными чертами деревенской природы и быта («Зорька в пестрядь и лыко / Рядит сучья ракит...»; «Месяц засветит лучинкой, / Скрипнет под лаптем снежок»; «Горние звезды как росы. / Кто там в небесном лугу / Точит лазурные косы, / Гнет за дугою дугу?»), в котором эстетически значимым, высоким звучанием наполняются все предметы и понятия - и «сермяга», и «лыко», и «лапти», где, в развитие традиций А.В.Кольцова и И.С.Никитина, поэтизируется крестьянский труд. Величавыми, завораживающими, настраивающими на религиозный лад и в то же время реалистическими предстают в стихах Клюева картины севереной природы, «явь Обонежья» («Прослезилася смородина, / Травный слушая псалом...»), изба олонецкого мужика («В избе заслюдела стена, / Как риза рябой позолотой»), образ русского странника - неутомимого искателя «дали», «неведомой земли» (стих. Белая Индия и др.), русской крестьянки (стихи, вызванные смертью матери, растворяющейся, по Клюеву, в бессмертии родного «избяного» мира). Внеисторическая Русь Клюева, как и других новокрестьянских поэтов, поначалу с надеждой открылась советской действительности (член РКП(б) с 1918, Клюев писал: «Коммунист я, красный человек, запальщик, знаменщик, пулеметные очи»; в 1919-1920 поэт выступил с рядом пафосных революционных стихов, его стихотворение Распахнитесь, орлиные крылья приобрело хрестоматийную известность), однако утопия мужицкого рая так и не смогла совместиться с нею. В апреле 1920 Клюев был исключен из партии «за религиозные взгляды».

Даниил Леонидович Андреев— русский поэт и писатель, автор мистического сочинения «Роза Мира» родился 2 ноября 1906 года .

Даниил Андреев, второй сын известного русского писателя Леонида Николаевича Андреева (1871—1919) и внучатой племянницы Тараса Шевченко Александры Михайловны Андреевой (урожд. Велигорской; 1881—1906) родился в берлинском районе Грюневальд по адресу Гербертштрассе, 26.

15 ноября от послеродовой горячки Александра Михайловна Андреева умирает. Потрясенный отец обвиняет новорожденного сына в гибели любимой супруги, и бабушка Евфросинья Варфоломеевна Велигорская (урожд. Шевченко; 1846—1913) увозит мальчика в Москву, в семью другой своей дочери, Елизаветы Михайловны Добровой (урожд. Велигорской; 1868—1942), жены известного московского врача Филиппа Александровича Доброва. Жили в это время Добровы в доме Чулкова (№ 38), на углу Арбата и Спасопесковского переулка. Даниил много болел, его с трудом выходили. Позже Добровы поселяются в Малом Левшинском переулке.

От болеющего шестилетнего Андреева заражается дифтерией и умирает бабушка. Тем же летом на даче на Чёрной речке под Петербургом мальчика в последний момент останавливают на мосту через реку: он хотел утопиться, страстно желая поскорее увидеть вновь маму и бабушку.

Окруженный заботой и вниманием, мальчик воспитывался в семье тети как родной сын. Дом Добровых являлся одним из литературных и музыкальных центров тогдашней Москвы, в нем бывали Бунин, Горький (крестный отец Даниила), Скрябин, Шаляпин, актеры Художественного театра. Под влиянием атмосферы дома мальчик рано начинает писать стихи и прозу.



Весной 1915 года появляется первое стихотворение «Сад». В этом же году пишутся первые рассказы «Путешествие насекомых» и «Жизнь допотопных животных» (не сохранились). Также в детстве, по воспоминаниям супруги А. А. Андреевой, Даниил пишет огромную эпопею, где действие разворачивается в выдуманном межпланетном пространстве. В детской на уровне своего роста мальчик рисует портреты правителей выдуманной им династии.



МИЛЫМ ДРУЗЬЯМ

Ах, как весело разуться в день весенний!

Здравствуй, милая, прохладная земля,

Перелески просветленные без тени

И лужайки без травы и щавеля.

Колко-серые, как руки замарашки,

Пятна снега рассыпаются кругом,

И записано в чернеющем овражке,

Как бежали тут ребята босиком.

В чащу бора - затеряться без оглядки

В тихошумной зеленеющей толпе,

Мягко топают смеющиеся пятки

По упругой подсыхающей тропе.

А земля-то - что за умница! Такая

Вся насыщенная радостью живой,

Влажно-нежная, студеная, нагая,

С тихо-плещущею в лужах синевой…

Ноздри дышат благовонием дороги,

И корней, и перегноя, и травы,

И - всю жизнь вы проморгаете в берлоге,

Если этого не чувствовали вы.

Даниил Андреев прожил жизнь, вобравшую в себя все трагические события отечественной истории первой половины XX века. Детство, прошедшее в семье доктора Доброва, в которой бывали многие — от Андрея Белого и Бунина до патриарха Тихона, учеба в известной московской гимназии Репман, а затем на Высших литературных курсах.

В 30 лет Даниил знакомится с Аллой, своей будущей женой и музой. К 35-ти годам Андреев - автор многих стихотворных циклов и поэм, а также создаёт основной массив романа «Странники ночи», работу над которым прерывает великая отечественная война.

Вернувшись с войны домой, в Москву, продолжает работу над романом и стихами. Будучи сыном известного писателя-эмигранта Леонида Андреева, печататься возможности не имеет. На жизнь зарабатывает скромной работой художника-шрифтовика, а всё свободное время отдаёт творчеству. Свои стихи и главы из романа читает небольшому кругу друзей и близких.



В 1947 Даниила Андреева и многих его родных и знакомых арестовывают органы госбезопасности. По сфабрикованному делу Даниил Андреев получает 25 лет тюремного заключения, - смертную казнь тогда ненадолго отменили. Его отправляют во Владимирскую тюрьму. Алла Андреева и ещё несколько человек получают по 25 лет лагерей строгого режима. Остальным дают по 10 лет.

Отобранные при аресте рукописи, письма и дневники уничтожаются. Роман «Странники ночи» невозвратно погибает. Сегодня, к великому сожалению, у нас имеются только несколько черновых обрывков этого романа и краткий пересказ от Аллы Андреевой.

В тюрьме Даниил Андреев создал основные свои произведения. Пишет насыщенный духовным и духовидческим опытом трактат «Роза Мира», поэтический сборник «Русские боги», драматическую поэму «Железная Мистерия». Восстанавливает многие ранние стихи. Пишет на клочках бумаги, которые иногда отбираются при «шмонах», и ему приходится начинать всё сначала.


Творчество Даниила Андреева - это прежде всего «Роза Мира», рассказывающая нам о Боге и дьяволе, о добре и зле, о многослойной вселенной и разноматериальной структуре человека. О жизни после смерти, о небесных городах и странах, о смысле ключевых событий истории и культуры. О возможном Золотом веке человечества, названным духовидцем Розой Мира.





"Роза Мира": ... Впервые в своей истории народ пережил близость гибели, угрожавшей не от руки открытого, для всех явного внешнего врага,а от непонятных сил, таящихся в нём самом, - сил иррациональных, таинственных и тем более устрашающих. Россия впервые ощутила, какими безднами окружено не только физическое, но и душевное её существование...

он был еще и свободным теологом. В размышлениях о человеческом существовании какие-то глубинные переживания бытия уводили его от догматизированных представлений и погружали туда, где континуальная составляющая существования детально очевидна. И "образ через образ" следует и воскресает. Не отсюда ли его реинкарнационные стихи?

Индия! Таинственное имя,

Древнее, как путь мой во вселенной!

Радуга тоскующего сердца,

Образы, упорные, как память...

Он интересно размышляет о христианстве, критически оценивая его. Вот его слова из "Розы Мира": Драма исторического христианства заключается в том, что ни одна из церквей не превратилась в форму совершенного народоустройства, способную выразить и осуществить завет христианства, его мистический и этический смысл.

Именно эту драму мы и имеем несчастье наблюдать и участвовать в ней.

Оценить содержание "Розы Мира" можно по отдельным ключевым словам, таким, например, как: многослойность Вселенной, Небесная Россия, Соборная Душа России, Антикосмос Галактики), Миры возмездия, Демонические стихиали, Светлые стихиали, Метаистория древней Руси, мистика пола, Дар вестничества, Миссии и судьбы, Магия стиха.... Симфоническое звучание даже такого короткого списка свидетельствует, прежде всего, о том, что Даниил умел слушать "зов Вечности".

Обратим внимание на цитаты: "Идеальное народоустройство. Упразднение государства. Превращение государственного строя человечества в Братство " и "Государственность отягощена первородным грехом; озарить ее невозможно ."

Даниил Андреев — личность выдающаяся, талантливая, необычайная. Удивительна его многогранность. Великий осетинский поэт Коста Хетагуров писал:

"Весь мир — мой храм, Земля — моя святыня, Вселенная — отечество мое ".

Даниил Андреев один из тех редких землян, которые умели жить во Вселенной.

Музей философа, писателя и поэта Даниила Андреева открылся в деревне Чухраи Брянской области. В этих местах в 1930-е годы Андрееву пришла идея его главного произведения "Роза мира", рассказала корр. ТАСС пресс-секретарь заповедника "Брянский лес" Екатерина Пилютина.

Фонд музея составляет пока экспозиция фотографий Даниила Андреева, его книг, материалов о пребывании писателя в Брянской области.

"Сегодняшнее открытие - лишь старт большой работы по созданию настоящей музейной экспозиции. В рамках этой работы в ближайшее время мы оборудуем экологическую тропу "Путями Даниила Андреева", создадим полноценную тематическую экскурсию", - сказала Пилютина.

В планах также проведение литературных чтений, встреч, конференций. В музее планируется собрать библиотеку книг писателя.

Ожидается, что самым ценным экспонатом станет первое издание "Розы мира", выпущенное в 1990-х годах.

Так, восходя от света к свету и от славы к славе,
все мы, населяющие землю теперь,
и те, кто жил, и те, кто явится жить в грядущем,
будем подниматься к неизреченному Солнцу Мира,
чтобы рано или поздно слиться с Ним
и погрузиться в Него для сорадования
и для сотворчества Ему
в созидании вселенных и вселенных.

Д. Андреев, «Роза Мира»

Эта статья предназначена в большей степени для тех, кто «Розу Мира» не читал совсем или, если читал, то, может быть, неправильно понял ее идеи. Также я надеюсь, что эту статью прочитают те, кто считает «Розу Мира» сектантской литературой или чем-то недалеким от ереси. В этой работе я попробую объяснить основную идею «Розы Мира» и привести примеры из современной жизни, из других книг и т.п., которые в той или иной степени подтверждают эти идеи. Также я хотел бы поговорить о роли языка в литературе и о том, почему Д. Андреев ввел в «Розе Мира» много новых терминов.

Написать эту небольшую работу меня заставила статья Андрея Кураева «Как относиться к «Розе Мира?». «Розу Мира» я читал несколько раз и сейчас перечитываю частями. Согласен, что к нововведенным терминам привыкнуть трудно. Но я считаю, что понять и осмыслить тот духовный опыт, которым с нами поделился Даниил Андреев, гораздо труднее и важнее, особенно человеку, который далек от религиозной жизни.

Лично мне эта книга помогла ответить на многие вопросы, которые касаются духовной жизни, заставила задуматься над этими вопросами, переосмыслить их, помогла приобрести твердую веру в Бога. До прочтения «Розы Мира» религиозными вопросами я не интересовался совсем и был очень далек от религиозной жизни. Я считаю, что чтение этой книги, осмысление ее основных идей, в той или иной степени подготовило меня к принятию таинства св. Крещения. Поэтому для меня эти нововведенные термины не играют большой роли: их всё равно все не запомнишь. Они необходимы по той причине, что многие реальности других миров (параллельных) не имеют соответствующих названий в русском языке, не говоря уже о том, что, по словам Д. Андреева, некоторые названия сопровождаются световыми и звуковыми явлениями, т.е. являются как бы аккордами, и посредством этого несут на себе определенный смысл. Кстати, можно заметить, что названия (точнее – проекция их истинных имен на наш земной язык) миров восходящего ряда очень музыкальны: Олирна, Нэртис, Ирольн, Готимна, а названия миров возмездия похожи на какофонию: Скривнус, Мород, Буствич, Журщ. Так что эти, казалось бы непонятные термины, отражают в той или иной степени содержание этих миров, но я снова повторяю, что сама суть «Розы Мира» не в них, и об этом надо помнить, читая эту книгу.

По поводу роли языка я хотел бы отметить, что язык несомненно влияет на душевный и духовный настрой читателя. Здесь я приведу личный пример.

Еще до прочтения «Розы Мира» мне попала в руки книга Владимира Соловьева «Критика отвлеченных начал. Оправдание добра» – такого кристально чистого и ясного языка в философии я не встречал нигде. То, что я прочитывал, становилось близко к сердцу и в то же время понятно для ума, хотя философией я до этого не занимался. Здесь я уже не говорю о той чистоте языка, которым были написаны творения св. отцов Церкви – безусловно, чтение таких книг душеполезно и спасительно, оно помогает очистить ум от мелкой суеты, помогает хоть как-то приблизиться к духовному миру. Эта кристальность языка была следствием их личной скромности, целомудрия, духовного делания.

Теперь я хотел бы поговорить о содержании (сути) и о задачах «Розы Мира».

Эта книга несет нам весточку из других миров. Она заставляет задуматься о том, что мы (т.е. всё человечество) не одни на Земле (я уже не говорю о других планетах, о звездах, галактиках…!), что существует множество так или иначе материальных миров, которые тесно связаны с нами в добре и зле. Я подчеркнул здесь слово материальных, т.к. по словам Д. Андреева, миров духовных (в истинном смысле этого слова) как таковых не существует. Материальность параллельных миров отличается от нашей числом пространственных или числом временных координат. Есть, например, миры с тремя пространственными координатами и множеством временных координат, т.е. время там течет несколькими потоками, хотя представить нам это очень трудно. Есть миры четырехмерные, пяти-, шестимерные. Конечно, представления о материи там резко отличаются от наших, и пытаться что-то вразумительно объяснить мне не представляется возможным. Естественно я не передам все содержание этой книги, поэтому чтобы хоть что-то понять, надо читать и вчитываться в «Розу Мира», и, несомненно, должна быть вера в это, т.е. человек должен это понять в большей степени сердцем.

Если кто сомневается в том, что существуют параллельные миры, то пусть он попробует ответить на такой вопрос: «Зачем человек живет на Земле, если он всё равно умрет и после смерти будто бы исчезнет абсолютно…?». Ответ на этот животрепещущий вопрос, исходя из «Розы Мира», можно сформулировать следующим образом.

Абсолютная ценность любой личности заключается в том, что она «содержит единоприродые с Божеством способности творчества и любви ». Вы только вдумайтесь в это слово – единоприродые! Не зря же Церковь утверждает, что Бог это не какой-то абстрактный принцип, а это Отец наш Небесный. Другими словами, абсолютная ценность личности заключена в ее монаде – первичной, неделимой, бессмертной духовной единице, творимой (или в редких случаях таинственно рождаемой) Богом и только им. Здесь на Земле каждая восходящая монада проходит всего лишь земной отрезок своего космического пути. Стоит задуматься над этим – всего лишь отрезок! «Относительная же ценность зависит от стадии её восходящего пути, от суммы усилий – её собственных и Провиденциальных, затраченных на достижение ею этой стадии, и от того, в какой степени она эти способности богосотворчества и любви выявляет в жизни ». Таким образом, задача каждой монады, кроме демонической, – «творческий труд, ведущий к просветлению Вселенной », т.е. она должна творчеством и любовью совершенствовать окружающую её природную и искусственную среду, должна преодолевать «в этой среде тенденцию к изолированному самоутверждению частей и частиц за счет других ». Как сказал Д. Андреев: богосотворчество – это цель, любовь – это путь, а свобода – условие.

«Роза Мира» заставляет читающего задуматься о космическом, о духовном Космосе, который создан Богом и продолжает твориться Им. В «Откровении» Иоанна Богослова можно найти этому подтверждение (Откр. 21: 5): «И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны». Она заставляет задуматься, глядя, например, на созвездие Ориона, о том, что там также есть жизнь, что Орион – это система миров необычайного могущества духовного Света, которая полностью освободилась от демонических начал! «Тот же, кто будет созерцать в рефлектор великую туманность Андромеды, увидит воочию … Галактику, не знавшую демонических вторжений никогда ». Разве после этих слов можно отнести «Розу Мира» к сектантской литературе, разве позволительно отделять Д. Андреева от христианства. Скорее всего, «Роза Мира» не вписывается в рамки православной ортодоксии – это верно, и сравнивать её с Библией, с творениями св. отцов Церкви, я считаю, не имеет смысла.

Также «Роза Мира» объясняет, что общеизвестный закон «борьбы за существование» является результатом вмешательства в процесс возникновения и развития жизни на Земле демонических сил, что «ложно и кощунственно приписывать Божеству законы взаимопожирания, возмездия и смерти…От Бога только спасение. От Него только радость. От Него только благодать». Происхождение зла надо искать в мифе о восстании Люцифера, в том, что каждой монаде присуща свобода выбора – её священнейший атрибут. «Роза Мира» показывает всю глубину разрыва между двумя духовными полюсами: Космосом и Антикосмосом: «Космос есть поприще становящихся монад. Антикосмос – всемирный союз соперников и скопище ущербленных светлых монад, плененных ими в мирах, над которыми господствуют демоны. У этих пленников отнят их священнейший атрибут – свобода выбор а». Вспомним песню Виктора Цоя «Война»: «…Земля – Небо, между Землей и Небом – война!».

Я не спорю, что читать про темные миры тяжко, но здесь должна действовать своего рода защитная реакция – голос собственной монады: когда человек это читает и видит подлинную суть этих миров, его вера в добро, в светлые Силы должна становиться все крепче и крепче. Его сознание должно все больше отдаляться от зла. Другими словами, человек при этом должен получить спасительный восходящий импульс, который заставит его творить добро, дарить любовь людям, т.е. по мере своих сил просветлять окружающий мир.

Эта книга направлена против двух первичных зол: гибели человечества физической, вследствие мировой войны, и гибели человечества духовной, вследствие абсолютной всемирной тирании. Двадцатый век явил собой всплеск стремления ко всемирному: это две мировые войны с угрозой третьей (атомной); диктатуры Сталина, Гитлера и Муссолини; холодная война СССР и США, стремление США к мировому господству (чем бы оно ни прикрывалось). Поэтому жестокий урок двадцатого века не должен пройти даром для всего человечества. Если некоторые считают, что сейчас человечеству не угрожает гибель физическая, то угроза всемирной тирании будет висеть над людьми вплоть до второго пришествия Христа – вот об этом предупреждает «Роза Мира» (хотя и не только она: вспомним четыре Евангелия, «Откровение» Иоанна Богослова, «Краткую повесть об антихристе» Вл. Соловьева). Д. Андреев показывает корень этих двух зол и вообще всего зла: «Формами и масштабами оно разнообразно почти до бесконечности, но основа всегда одна и та же: стремление к утверждению себя за счет всех остальных и всего остального ».

«Роза Мира» предупреждает нас, чтобы мы не повторили больше ошибки, которую совершили, приняв Сталина за благодетеля человечества, чтобы смогли увидеть «злого гения народа». Она дает нам безусловные признаки, которые отличают посланника светлых миров от темного гения: «последний сумрачен; первый – весел духовным веселием. Один укрепляет свою власть казнями и карами; другой не станет домогаться власти ни в один из дней своей жизни, а когда примет её – не прольет ничьей крови. Один насаждает по всей земле, ему подвластной, культ своей личности; другому отвратительно и смешно его прославление. Один недоступен; другой открыт всем. Один обуреваем неистовой жаждой жизни и власти и прячется от воображаемых опасностей за непроницаемыми стенами; другой свободен от жизненных искушений, а перед лицом опасности спокоен, потому что совесть его чиста, а вера непоколебима. Это – два антипода, посланцы двух непримиримых начал ».

В этой книге можно найти ответы на многие вопросы, всех их не перечислишь, но я отмечу здесь несколько таких вопросов, чтобы читающие хоть как-то задумались:

Почему имеются противоречия между мировыми религиями и как их можно и нужно преодолеть?

Какова в общих чертах разноматериальная структура человека и чем отличаются термины духовный и душевный?

Каков был объективный мотив предательства Христа Иудой Искариотским?

Почему в 19 веке в русской литературе был всплеск женских образов?

Кем был на самом деле Сталин – не кандидатом ли в антихристы?

Каковы были глубинные причины убийства А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и почему так рано ушел из жизни Вл. Соловьев (а в наше время ушли из жизни И. Тальков, В. Цой, В. Высоцкий, А. Мень, М. Круг)?

Каков этический долг у нас перед животными?

Почему нельзя предсказать землетрясения?

Еще я хочу отметить, что Д. Андреев выражал свои идеи не только в «Розе Мира».

У него есть множество прекрасных поэтических произведений (поэм и стихотворений) о природе, о Вечной Женственности, о России земной и о России Небесной, о ее истории и метаистории.

В конце данной работы я хотел бы привести примеры, которые на мой взгляд подтверждают некоторые идеи «Розы Мира».

Приведем примеры из православной литературы.

В «Розе Мира» говорится, что онтологически существуют две категории монад: богорожденные и богосотворенные. Первых монад относительно немного, они предназначены для водительства мирами. Монада Иисуса Христа – Великая Богорожденная монада, выразительница Бога-Сына. В «Символе Веры» можно прочесть: «…И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша…».

Д. Андреев пишет, что первородный грех – это то, что произошло между ваятельницой человеческой плоти (Лилит) и сатаной (Гагтунгром), из-за чего все люди несут в себе это сатанинское семя (эйцехоре). В своей молитве к Иисусу Христу св. Антиох говорит: «…и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть…».

В «Розе Мира» утверждается, что есть в другом слое Россия Небесная, что туда рано или поздно поднимаются сквозь миры просветления все, кто жил в России земной, поднимаются для того, чтобы творить и любить, чтобы помогать нам, живущим здесь на земле. Для сравнения приведем отрывок из православной молитвы об усопших: «…вечныя муки избави, Небесному Царствию причастники учини…». Об этом мире поет русская церковь, когда провожает усопших в невозвратный путь.

Неужели теперь непонятно, что в пасхальном песнопении «…Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия!…» говорится не о земном Иерусалиме, а о Небесном. Небесный Иерусалим является значительной вехой на пути восходящей монады. Его рано или поздно достигают все, т.к. он является как бы символом христианства – воистинну мировой религии.

Приведем примеры из современной жизни.

Вспомните дискотеки с их завораживающей цветомузыкой посреди ночи, с их захватывающими дух басами, с их полу бесовскими плясками – разве не указывает это на то, что под землей в другом слое есть цитадель государства с его античеловечеством и что она в какой-то степени действует на нас (на нашу архитектуру, науку и технику): посмотрите на эти железобетонные здания (9, 10, 14 … этажные) с их примитивной архитектурой, посмотрите на ущербную архитектуру всем нам известного мавзолея – откуда она взялась? Кстати, в «Розе Мира» и в поэме «Изнанка мира» есть описание особей этого античеловечеества (игв) и там сказано, что почти неизбежно, что они смогут пробраться в наш слой. Может стоит задуматься над тем, кто такие пришельцы (если, конечно, все эти истории с НЛО не выдумки)? Очень уж похоже это описание с типичным изображением гуманоида – мышинно-серая кожа, перепонки между пальцев, дырочки вместо носа, «…Лишены выражения, как камни, красные глаза игв, выпучивающиеся по сторонам их цилиндрической головы и похожие на глаза мух; приспособлены к односложному, узко-амплитудному говору их вытянутые трубчатые губы. Разум их остер, холоден и сух; круг чувств – беден… ».

Теперь приведем примеры, связанные с природой.

Вспомним песню «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?». Поющий ее спрашивает рябину, пытается услышать ее ответ. В «Розе Мира» написано, что души деревьев существуют в других слоях, что они там разумны, прекрасны и мудры. Сами деревья – это их физические тела. Вслушаемся в отрывок из песенного дуэта М. Круга и В. Цыгановой: «…Так падает снег, так кружится листва, так тихо – ты только послушай. И в этой тиши ты услышишь слова – они западут в твою душу». Нам необходимо вслушиваться в природу, осмысливать ее действия (ветер, снегопад, листопад, дождь), пытаться почувствовать духовную сторону природы. Хотя надо всегда помнить, что природа – двойственна: посмотрите на болота, трясины, тропические заросли, пустыни, темные глубины океанов. Чем меньше будет на Земле таких негативных участков природы, тем лучше. Вспомните всем известную песню, воспевающую страну свежего снежного покрова: «…Такого снегопада, такого снегопада давно не знали здешние места…». Хорошо послушать ее, когда за окном падает снег, представить, что в этот момент души снегов укрывают землю своей фатой! И когда всматриваешься в это множество снежных хлопьев, то кажется, что они соединены между собой тонкой материей, т.е. как бы полупрозрачным туманом. Вспомним, наконец, песню В. Высоцкого «Шторм»: «Мы говорим не штормы, а шторма, слова выходят коротки и смачны, ветра – не ветры сводят нас с ума, с корнями выкорчевывая мачты.…Кто в океане видит только воду, тот на земле не замечает гор…». Я думаю, стоит над этим задуматься.

Многим, я думаю, известны такие математические объекты, как фракталы. Главное их свойство состоит в том, что фракталы самоподобны, т.е. если увеличить небольшую часть его графического образа, то ее разрешение не уменьшится. Другими словами небольшая часть фрактала подобна целой части. Такое «углубление» можно продолжать практически до бесконечности (практически оно ограничено точностью вычисления компьютера, а теоретически – ничем). Мне кажется, что фракталы отражают масштабность мира. В «Розе Мира» говорится, что элементарные частицы, системы атомов и т.п. представляют собой достаточно сложные миры, и что некоторые элементарные частицы отчасти разумны, т.е. обладают своеобразным сознанием. Здесь налицо масштабность, т.е. элементарную частицу можно как бы раскрыть, увидеть всю ее сложность. Хотя для человека это закрыто.

Свою работу я хотел бы закончить следующими словами.

Книга «Роза Мира» является всего лишь кирпичиком в фундаменте того учения, которое со временем должно появиться на земле. Оно появится в результате совместного труда огромного числа людей. Но не надо ни на минуту забывать о том, что без воли Провиденциальных Сил, без благословения на это, ничего у нас не получится. Безусловно, для этого необходим новый духовный опыт, т.к. без этого учение «Розы Мира» было бы механическим сочетанием высоких тезисов мировых религий. Саму «Розу Мира», по слову Д. Андреева, можно сравнить с опрокинутым цветком, корни которого – в небе, а лепестковая чаша – здесь, в человечестве, на земле. Множество лепестков розы – это множество религий на земле, сердцевина – это учение «Розы Мира», которое не противоречит им. По стеблю от корней сходит к нам могучий поток духовности и наша задача воспринять его, несмотря на многие трудности. В дополнение я хотел бы отметить, что нашу планету можно назвать «Розой», сложное переплетение лепестков которой отражает все слои планеты, т.е. все ее миры. По аналогии, с розой можно сравнить и Солнце, и Галактику, и, наконец, всю Вселенную, с ее необъятным числом миров. До полного раскрытия нашей планеты как духовного цветка еще очень далеко, и наша задача – делать все возможное для достижения этой высокой цели.

Книга, о которой пойдёт речь, одновременно и безвестна, и знаменита: эзотерически образованная публика хорошо знакома с ней; читатели же, далёкие от мистики и других тонких материй, могли даже и не слышать об этом произведении - книге "Роза Мира". Даниил Андреев краткое содержание, квинтэссенцию своих убеждений изложил именно в ней.

Даниил Андреев: сумасшедший или пророк?

Сын известного писателя-эмигранта был не менее талантлив, чем его отец. Уже с юности Даниил обнаруживает в себе способность видеть иноматериальные планы бытия, трансфизическую реальность и тонкие миры.

Родился будущий поэт, писатель и провидец в 1906 году. С ранних лет он начал писать стихи, а позднее - и прозу. Уже к 35 годам наследие Даниила Андреева составляло ряд стихотворных циклов и роман "Странники ночи".

Однако его творчество было истолковано сталинистами как антисоветское. По законам того времени, были арестованы не только автор романа и его супруга Алла Андреева, но и многие из их круга, которым Даниил вечерами читал свои произведения. Блюстители растоптали судьбы безвинно осуждённых и уничтожили практически все рукописи Андреева, сочтя их опасными для господствующей доктрины сталинизма.

Писатель провёл в тюрьме 10 лет, которые посвятил восстановлению своих произведений, а главное, созданию самой известной из своих книг - "Розы Мира".

Легенда о чудесном рождении книги

Почитатели таланта писателя уверены в неземном происхождении произведения "Роза Мира". Даниил Андреев, краткое содержание творения которого будет приведено ниже, рассказывал в предисловии, как ему удавалось непостижимым образом прятать рукописи от тюремщиков и обысков. Он не сомневался, что ему помогали не только люди, но и "не люди" - светлые сущности Высшего Мира.

Книга год за годом рождалась на обрывках бумаги, которые удавалось достать в тюрьме. Когда в 1957 году писатель вышел из застенков, его главный труд оказался практически готов.

Картина мира Даниила Андреева

Каждый человек имеет свою точку зрения на происходящее в мире. За рамки привычного и общепринятого выходила картина, которую видел Андреев Даниил - "Роза Мира". Весь текст пронизан духовными прозрениями и догадками, словно принял в себя часть души автора.

Он свято верил в вечное противостояние Добра и Зла, но не исключал возможности эволюции для тёмных миров и сущностей. Его внутреннему взору представало многомирье, некая вертикальная иерархия разноплановых пространств. Каждая вечная душа, переходя пределы земной жизни, по его убеждению, попадала в мир, соответствующий прижизненным деяниям человека.

Миропонимание автора не ограничивалось духовными постулатами: он был убеждён в пагубности любой диктатуры и в насильственной природе любого государства. Всё это ожило на страницах книги "Роза Мира": Даниил Андреев краткое содержание своих взглядов изложил в главном своём детище.

Розой Мира он называл эпоху Золотого Века - неизбежно наступающего (по некоторым предсказаниям индийских брахманов, уже начавшегося) периода свободы и расцвета личности.

"Роза Мира" (Даниил Андреев): краткое содержание

Произведение включает в себя 12 книг, которые в совокупности можно оценить как завершённый литературный, философский и эзотерический труд. Это своего рода учебник альтернативного миропонимания, включающий и теоретические, и практические главы.

  • Первые две книги - это, по сути, введение и бытия.
  • Следующие четыре книги описывают структуру земного плана бытия, а также миров светлых и тёмных со сказочно звучащими названиями, их иерархию и законы существования.
  • Книги с 5 по 11 - попытка переосмыслить основные вехи нашей истории. Тексты, скорее, субъективные духовные воззрения автора, не относящиеся к альтернативной истории.
  • Двенадцатая книга отличается от предыдущих, ибо носит предсказательный характер. Здесь автор оставляет человечеству альтернативу выбора, недвусмысленно показывая наиболее благоприятный вариант - духовное перерождение.

Величайшее произведение, которое написал Даниил Андреев, - "Роза Мира". Содержание книги представляет собой веру в лучшее будущее для всей Земли, в эволюцию и неизбежный подъём каждой воплощённой души. Всякому человеку, которому небезразличны вопросы сохранения мировой гармонии, духовной эволюции и самосовершенствования, имеет смысл прочитать этот уникальный труд.

Эта книга начиналась, когда опасность неслыханного бедствия уже нависала над человечеством; когда поколение, едва начавшее оправляться от потрясений второй мировой войны, с ужасом убеждалось, что над горизонтом уже клубится, сгущаясь, странная мгла – предвестие катастрофы еще более грозной, войны еще более опустошающей. Я начинал эту книгу в самые глухие годы тирании, довлевшей над двумястами миллионами людей. Я начинал ее в тюрьме, носившей название политического изолятора. Я писал ее тайком. Рукопись я прятал, и добрые силы – люди и не люди – укрывали ее во время обысков. И каждый день я ожидал, что рукопись будет отобрана и уничтожена, как была уничтожена моя предыдущая работа, отнявшая десять лет жизни и приведшая меня в политический изолятор.

Книга «Роза Мира» заканчивается несколько лет спустя, когда опасность третьей мировой войны не поднимается уже, подобно мглистым тучам, из-за горизонта, но простерлась над нашими головами, закрыв зенит и быстро спускаясь от него вниз, по всем сторонам небосклона.

А может быть, обойдется? – Такая надежда теплится в душе каждого, и без подобной надежды нельзя было бы жить. Одни пытаются подкрепить ее логическими доводами и активными действиями. Некоторые ухитряются убедить самих себя в том, будто опасность преувеличивается. Третьи стараются не думать о ней совсем, погружаясь в заботы своего маленького мирка и раз навсегда решив про себя: будь, что будет. Есть и такие, в чьей душе надежда тлеет угасающей искрой, и кто живет, движется, работает лишь по инерции.

Я заканчиваю рукопись «Розы Мира» на свободе, в золотом осеннем саду. Тот, под чьим игом изнемогала страна, давно уже пожинает в иных мирах плоды того, что посеял в этом. И все-таки последние страницы рукописи я прячу так же, как прятал первые, и не смею посвятить в ее содержание ни единую живую душу, и по-прежнему нет у меня уверенности, что книга не будет уничтожена, что духовный опыт, которым она насыщена, окажется переданным хоть кому-нибудь.

А может быть – обойдется, тирания никогда не возвратится? Может быть, человечество сохранит навеки память о страшном историческом опыте России? – Такая надежда теплится в душе всякого, и без этой надежды было бы тошно жить.

Но я принадлежу к тем, кто смертельно ранен двумя великими бедствиями: мировыми войнами и единоличной тиранией. Такие люди не верят в то, что корни войн и тираний уже изжиты в человечестве или изживутся в короткий срок. Может быть отстранена опасность данной тирании, данной войны, но некоторое время спустя возникнет угроза следующих. Оба эти бедствия были для нас своего рода апокалипсисами – откровениями о могуществе мирового Зла и о его вековечной борьбе с силами Света. Люди других эпох, вероятно, не поняли бы нас; наша тревога показалась бы им преувеличенной, наше мироощущение – болезненным. Но не преувеличено такое представление об исторических закономерностях, какое выжглось в человеческом существе полувековым созерцанием и соучастием в событиях и процессах небывалого размаха. И не может быть болезненным тот итог, который сформировался в человеческой душе как плод деятельности самых светлых и глубоких ее сторон.

Я тяжело болен, годы жизни моей сочтены. Если рукопись будет уничтожена или утрачена, я восстановить ее не успею. Но если она дойдет когда-нибудь хотя бы до нескольких человек, чья духовная жажда заставит их прочитать ее до конца, преодолевая все ее трудности, – идеи, заложенные в ней, не смогут не стать семенами, рождающими ростки в чужих сердцах.

И произойдет ли это еще до третьей мировой войны или после нее, или третья война не будет развязана в ближайшие годы вовсе – книга не умрет все равно, если хоть одни дружественные глаза пройдут, глава за главой, по ее страницам. Потому что вопросы, на которые она пытается дать ответ, будут волновать людей еще и в далеком будущем.

Эти вопросы не исчерпываются проблематикой войны и государственного устройства. Но ничто не поколеблет меня в убеждении, что самые устрашающие опасности, которые грозят человечеству и сейчас и будут грозить еще не одно столетие, это – великая самоубийственная война и абсолютная всемирная тирания. Быть может, третью мировую войну – в нашу эпоху – человечество превозможет или, по крайней мере, уцелеет в ней, как уцелело оно в первой и во второй. Быть может, оно выдержит, так или иначе, тиранию еще более обширную и беспощадную, чем та, которую выдержали мы. Может случиться также, что через сто или двести лет возникнут новые опасности для народов, не менее гибельные, чем тирания и великая война, но – иные. Возможно. Вероятно. Но никакие усилия разума, никакое воображение или интуиция не способны нарисовать опасностей грядущего, которые не были бы связаны, так или иначе, с одной из двух основных: с опасностью физического уничтожения человечества вследствие войны и опасностью его гибели духовной вследствие абсолютной всемирной тирании.

Существует инстанция, много веков претендующая на то, чтобы быть единственной неуклонной объединительницей людей, предотвращающей от них опасность войны всех против всех, опасность падения в хаос. Такая инстанция – государство. Со времен окончания родового строя на всех исторических этапах государство являлось существенной необходимостью. Даже иерократии, пытавшиеся его подменить властью религиозной, превращались в разновидности того же Государства. Государство цементировало общество на принципе насилия, а уровень нравственного развития, необходимый для того, чтобы цементировать общество на каком-либо принципе ином, не был достигнут. Конечно, он не достигнут и поднесь. Государство до сих пор остается единственным испытанным средством против социального хаоса. Но уясняется наличие в человечестве этических начал более высокого типа, способных не только поддерживать, но и совершенствовать социальную гармонию: и, что еще важнее, намечаются пути ускоренного развития этих начал.

В политической истории новейшего времени легко различаются две общечеловеческие направленности, полярные друг другу.

Одна из них стремится к переразвитию государственного начала как такового, к укреплению всесторонней зависимости личности от государства, точнее – от той инстанции, в руках которой находится государственный аппарат: партии, армии, вождя. Государства типа фашистского или национал-социалистического – ярчайший пример феноменов этого рода.