Сюрреализм в искусстве. Нужна помощь по изучению какой-либы темы





Каждое сюрреалистическое полотно несет в себе эффект неожиданности, свойственную только ему тайну, свою необыкновенную жизнь, а также вереницу загадок и философских головоломок, помогающих стимулировать сознание, и развивать воображение. А тот, кто пишет в стиле сюрреализма является не просто художником, он – философ разума.

На рубеже ХХ-ХХI столетия последователи великих сюрреалистов по-прежнему волнуют зрителя своими необыкновенными иллюзорными работами, как и много лет назад их волновали сюрреалистические работы Сальвадора Дали, Макса Эрнст, Миро, Фриды Кало, Марка Паркеса, Рене Магрита.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/one_love.jpg" alt="Влюбленные. (1928). Автор: Рене Магрит. | Фото: artchive.ru " title="Влюбленные. (1928).

Но есть в сюрреализме и хорошо обдуманные и взвешенные сюжеты. Что можно увидеть на примере творчества бельгийского сюрреалиста Рене Магрита. Всем известно, что будучи в творческом поиске, Сальвадор Дали, засыпая, держал ложку над большим медным тазом, которая при падении будила художника. И резко просыпаясь, он как бы вырывал кусочек своего видения из глубокого сна для сюжета будущего полотна.

Современные живописцы сюрреализма также создают свой уникальный мир оптических иллюзий, фантастических снов из глубин своего воображения и призрачный мир мечты, который никого не оставит равнодушным.

В мире красочных снов и древнегреческих мифов художника Войтека Сьюдмака

Войтек Сьюдмак родился в старинном городе Велюни в центре Польши. Образование получил в Академии изящных искусств в Варшаве. Но с 1966 года живет и работает во Франции. Полотна Войтека Сьюдмака являют собой необычную смесь стилей: гиперреализма, фантастического реализма и сюрреализма. Сам же он себя называет - фантастическим гиперреалистом.

Уникальная вселенная, наполненная личной символикой и воображаемыми конструкциями, которые органически объединены в единое целое, магнетически притягивает зрителя и погружает в мир древних богов, красочных снов и древнегреческих мифов.








Между сном и мечтой. Сюрреализм Анатолия Леушина

Анатолий Леушин родился в Омске в 1954 году.Окончил художественную школу.
Сюрреализм Леушина заключается в осознанной гармонии, где нет агрессии и абстракции.
Его работы очень близки к притчам, которые несут в себе общечеловеческие и религиозные понятия. Метафизические образы, сливаясь воедино, создают фантастически реальный мир. Его полотна дышат космической энергией Вселенной.

Основной жанр творчества художника - романтизм, сюрреализм. Более шестидесяти творений мастера находятся в частных коллекциях Европы и Америки.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/leyshin-004.jpg" alt=" Странствующий остров. (2002). Автор: Анатолий Леушин. | Фото:art-vernissage.ru." title=" Странствующий остров. (2002).

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/leyshin-006.jpg" alt="Предзнаменование. Автор: Анатолий Леушин. | Фото:art-vernissage.ru. " title="Предзнаменование.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/leyshin-002.jpg" alt="Летучий голландец. (2010). Автор: Анатолий Леушин. | Фото:art-vernissage.ru." title="Летучий голландец. (2010).

Удивительные портреты всемирно известных людей через оптические иллюзии Олега Шупляка

Олег Шупляк в 1991 году окончил архитектурный факультет Львовского политехнического института. С конца 90-х преподает рисунок и живопись в детской художественной школе. Около 30 лет выставляется на отечественных и зарубежных выставках.

Оригинальный сюрреализм талантливого художника из Украины, создающего уникальные иллюзии в портретах знаменитых личностей, покорил миллионы зрителей. Каждое полотно Олега уникально в своем композиционном решении и в умелом соединении воедино множества различных образов. Отображая две стороны одной иллюзии, художник шаг за шагом переводит нас из одной композиции в другую.

Мастер работает в разных техниках и направлениях: станковой живописи, церковной росписи и реставрации, в жанрах ассоциативного символизма, постмодернизма, абстракционизма, сюрреализма и реализма.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/shuplyak-005.jpg" alt="Шекспир. (2011). Автор: Олег Шупляк. ¦ Фото: livejournal.com." title="Шекспир. (2011).

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/shuplyak-007.jpg" alt="Гоген. (2012). Автор: Олег Шупляк. ¦ Фото: livejournal.com. " title="Гоген. (2012).

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/shuplyak-004.jpg" alt="Леонардо да Винчи.(2012). Автор: Олег Шупляк. ¦ Фото: livejournal.com." title="Леонардо да Винчи.(2012).

Фантастические иллюзии Алекса Фишгойта

Алекс Фишгойт (Alex Fishgoyt) - сын известного художника-постановщика многих советских фильмов, Михаила Фишгойта. Потомственный живописец живет и работает в Нью-Йорке в США. Он последователь традиций и методов Сальвадора Дали. Его"сюр" скрупулезно продуманный, композиционно сложный, играющий яркой палитрой красок. В некоторой степени его иллюзии напоминают знаменитые полотна малых голландцев.

С философской точки зрения эти работы - размышление над органическим процессом вечного стремления к возвышенному и необратимых изменениях во Вселенной.



Сюрреализм (франц. surrealisme – сверхреализм) – направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах. Возникнув во Франции по инициативе писателя А. Бретона, сюрреализм скоро стал международным направлением. Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических действий (случайное блуждание карандаша по бумаге и другие вариации).

Сюрреализм в живописи развивался по двум направлениям. Одни художники вводили бессознательное начало в процесс создания живописных полотен, в которых преобладали свободно текущие образы, произвольные формы, переходящие в абстракцию (Макс Эрнст, Труй Камиль Кловис, А. Масон, Миро, Жан Арп). Другое направление, которое возглавлял Сальвадор Дали, основывалось на иллюзорной точности воспроизведения ирреального образа, возникающего в подсознании. Его картины отличаются тщательной манерой письма, точной передачей светотени, перспективы, что характерно для академической живописи. Зритель, поддаваясь убедительности иллюзорной живописи, втягивается в лабиринт обманов и неразрешимых загадок: твердые предметы растекаются, плотные приобретают прозрачность, несовместимые объекты скручиваются и выворачиваются, массивные объемы приобретают невесомость, и все это создает образ невозможный в реальности.

Общие особенности искусства сюрреализма – фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов. Главной целью сюрреалистов было через бессознательное подняться над ограниченностью как материального, так и идеального мира, продолжить бунтарство против выхолощенных духовных ценностей буржуазной цивилизации. Художники этого направления хотели создать на своих полотнах реальность, не отражающую действительность, подсказанную подсознанием, но на практике это порой выливалось в создание патологически отталкивающих образов, эклектику и китч. Отдельные интересные находки сюрреалистов использовались в коммерческих областях декоративного искусства, например оптические иллюзии, позволяющие видеть на одной картине два различных изображения или сюжета в зависимости от направления взгляда. В это же время художники обратились к имитации черт первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных.

При всей своей программной заданности произведения сюрреалистов вызывают самые сложные ассоциации. Они одновременно могут отождествляться в нашем восприятии как со злом, так и с добром. Устрашающие видения и идиллические грезы, буйство и смирение, отчаяние и вера – эти чувства в различных вариантах проступают в произведениях сюрреалистов, активно воздействуя на зрителя. При всей абсурдности и даже определенной забавности некоторых произведений сюрреализма они способны стимулировать сознание, пробуждать ассоциативное воображение.

Сюрреализм представлял собой противоречивое художественное явление, что в значительной мере объясняет широкую орбиту его распространения. Многие ищущие художники, впоследствии отказавшиеся от сюрреалистических взглядов, прошли через него (П. Пикассо , П. Клее и др.). К сюрреализму примыкали поэты Ф. Лорка, П. Неруда, испанский режиссер Л. Бунюэль, снявший сюрреалистические фильмы. Изощренная техника соединения несоединимого и появившаяся в позднем сюрреализме самоирония и юмор позволили ему органично влиться в поэтику современного постмодернизма.

Справочные и биографические данные "Галереи живописи Планеты Small Bay" подготовлены на основе материалов "Истории зарубежного искусства" (ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой), "Художественной энциклопедии зарубежного классического искусства", "Большой Российской энциклопедии".

Сюрреализм, направление в искусстве, в котором разум чужд, оно берет начало из "до"-разумного, подсознательного начала. Сюрреализм зародился во Франции к началу 1920-ых годов.
Суть философии сюрреалистов в том, что бы отказаться от заранее продуманного плана и устранить препятствия для самостоятельного роста произведения, в результате этого может возникнуть нечто чудовищное с точки зрения непосвященного человека, но, преодолев предубеждения, зритель включится в предложенную художником игру фантазии, погрузиться в его сновидческий мир.
Зигмунд Фрейд доказывал, что при ослаблении контроля со стороны бодрствующего сознания в цивилизованном человеке просыпается дикарь или ребенок. На этом основании сюрреалисты заявляли, что бодрствующий разум не способен к художественному творчеству. В их представлении разум может лишь добывать научные знания, но искусство возникает только из "до"-разумного, подсознательного начала.
Некоторые представители данного искусства, например Де Квинси, принимали опиум, что бы подавить рассудок и дать простор воображению. Сюрреалисты во всяком случае с не меньшим рвением стремились достичь таких психологических состояний, при которых выходит на поверхность то, что обычно скрывается в глубинах нашей души.
Существовали эксперименты с воссозданием сновидений в живописи, и это заслуживает внимание. Во сне нередко появляется странное ощущение, что объекты возникают и исчезают, прорастают друг в друга. Собака может оказаться одновременно и нашим начальником, а соседний парк – пустыней. Эти наплывы и взаимопревращения объектов передавал в своей живописи один из ведущих представителей сюрреализма Сальвадор Дали. Проживал он в Соединенных Штатах Америки, но по происхождению он был испанцем. В произведениях Дали обрывки реальности наслаиваются таким образом, что в кажущемся безумии проступает какой-то смысл.
Подобные картины могут послужить дополнительным комментарием к вопросу о причинах неудовлетворенности художников задачей «писать, что видит глаз». Они знают, что нельзя «изобразить» реальную вещь, если просто смотреть на нее широко открытыми глазами. Начинать приходится с другого – взять краски и, вооружившись набором известных форм, выстроить требуемый образ. Эта простая истина часто ускользает от нас потому, что в изобразительном искусстве прошлого каждая красочная форма соответствовала только одному элементу натуры: коричневые вертикали – древесные стволы, зеленые точки – листья. Картины Дали, где одна и та же форма служит изображением одновременно нескольких предметов, наглядно демонстрируют исходную многозначность красочных конфигураций на плоскости – точно так же, как удачный каламбур демонстрирует многозначность слова и зависимость его значения от употребления в контексте.
И все же, как велики, при всем сходстве методов, его отличия от созданий современного искусства. Можно было бы сказать, что образы Дали возникли из грез, но то были коллективные грезы целого народа, видение судьбоносной силы, властвующей над племенем.

Сюрреалисты

Сюрреализм основывается на идеях интуитивизма, символизма и фрейдизма, основывается на свободной игре мысли, всемогущественного сновидения, всего бессознательного и технике свободных ассоциаций. Характерно все иррациональное, не соответствующие общепринятым понятиям и стандартам. Движение сюрреализма зародилось в 1920-х годах во Франции и имело огромное влияние на западную культуру.

Основоположником и теоретиком направления является Андре Бретон. Он утверждал, что сюрреализм способен разрешить противоречие между мечтой и реальностью, выразить истинную функцию мысли, которая не ограничена и не контролируется разумом и морально-этическими ограничениями. Основывается на вере в высшую реальность, на могуществе сна, на нецеленаправленной игре мышления. Его сочинение «Магнитные поля», которое было опубликовано в 1919 году в одном из литературных журналов, стала предвестником сюрреализма. В 1924 году он публикует «Первый Манифест сюрреализма», после чего формируется движение сюрреалистов и создается кружок, в состав которого входили Луи Арагон, Поль Элюар, Тристан Тцара. Кружок продуктивно трудится, создается бюро сюрреалистических исследований, издаются журналы и множество произведений и картин. Впоследствии подобные кружки стали создаваться по всей Европе. Андре Бретон устраивает выставки сюрреалистического искусства по всему миру, чем способствовал популяризации данного направления, ведь он искренне верил, что все люди сюрреалисты.

В 1926 году Сальвадор Дали знакомится с Андре Бретоном и присоединяется к кружку сюрреалистов и стал олицетворять это направление. Впоследствии он говорил: «Сюрреализм – это я». Сальвадор Дали был полностью поглощен идеей создания на холсте образов, вызванных свободными ассоциациями. В своих картинах Дали выражал свое мировоззрение, наполняя их яркими и противоречивыми образами, растягивающимися и растворяющимися предметами, переходящими из картины в картину. Привычные образы и предметы приобретали новый смысл и необычное видение, выраженное в тонкой оптической иллюзии и сюрреалистической эстетике.

Влияние идей сюрреализма отразилось на творчестве Андре Массона и Жоана Миро. После знакомства с Андре Бретоном в 1924 году они начинают эксперименты с «автоматическим рисованием» и формируют свой собственный стиль с использованием геометрических форм и элементов чертежной графики.

Одним из создателей кружка сюрреалистов также был Макс Эрнст. Для реализации идей сюрреализма использовал фронтаж – перевод на бумагу текстуры какой-либо поверхности. После чего, полученные образы дорисовывал или брызгал краской. В своих картинах он отображал причудливые образы, растительные моменты, переходящие в различные метаморфозы.

Выдающимися художниками-сюрреалистами являются Рене Магритт, Фрида Кало, Джорджо де Кирико, Иероним Босх и многие другие. Гений сюрреализма свободен и необычен и выражается в необычном, иррациональном творчестве, успешно реализуемом в наше время.

Биографии. «ХВОСТ СВЯЩЕННОЙ КОРОВЫ» - ЭПАТАЖНАЯ ЖИЗНЬ И ДАДАИЗМ САЛЬВАДОРА ДАЛИ

Авангардное искусство XX века, восставшее против его традиционных форм, дало миру новые модернистские течения, среди которых был сюрреализм. Первая мировая война – всемирная катастрофа, которая разрушила представления о здравом смысле и порядке вещей. Мир разваливался в самоубийственной войне, а политики продолжали высокопарно разглагольствовать. Возникшая «революционная» культура отвергала всякую эстетику обанкротившегося мира, которому нельзя больше верить, который вдруг стал безумным и эфемерным.

Новое и дерзкое развившееся «антитворчество», в том числе и движение дадаизм вылилось в воинствующую «антихудожественность». Дадаизм, как название, возник то ли из детского лепета итальянских детишек, то ли из русского повтора-утверждения, то ли из языка одного из африканских племен, где оно означает «хвост священной коровы». Но это название привилось и стало обозначать полную абсурдность любого вида искусства. Яркими представителями дадаизма были: Андре Бретон, Луи Арагон, Поль Элюар, Дюшан, Пикабиа. Это был настоящий безумный бунт дадаизма, но он был недолгим и вскоре себя исчерпал. И появились новые идеи, связанные с человеческой психикой, с бессознательным, с субъективными ассоциациями, подчас бредовые и фантастические. Так возник сюрреализм или сверхреальность, и начало ему положил Анри Бретон в «Манифесте сюрреализма». Для сюрреализма характерно противоестественное сочетание предметов, приобретающих видимую достоверность. Именно испанский художник Сальвадор Дали и стал продолжателем традиций дадаизма, из которого развился сюрреализм.

Из чего была слеплена судьба Сальвадора Дали? Скорее всего - из изначального дара художника, развитию которого способствовало его раннее окружение. Родился Сальвадор Дали в небольшом провинциальном городке Фигерас испанской провинции Каталония, на тот момент имевшем около одиннадцати тысяч жителей. Возможно, его атмосфера была и впрямь так насыщена искусством, как об этом пишет его сестра в биографических воспоминаниях. «Музыкальное общество» 20-х годов играло главную роль в культурной жизни города, где часто выступали приезжие знаменитости. Директором художественной школы был в то время талантливый человек Хуан Нуньес.

Окружение отца, его друзья сыграли немаловажную роль в становлении творческой биографии Сальвадора Дали. Первым покупателем картин стал именно друг отца Жоаким Куси, основатель Северного Исследовательского центра. Первые печатные отзывы на творчество начинающего художника были от журналиста и драматурга Карлеса Коста. Он, как и семейство Дали, лето проводил в Кадакесе. Семейство Дали дружило с Пичотами. В этой семье все дети были творческими личностями, начиная с отца, который бросил заниматься юриспруденцией ради парковой архитектуры. Дом Пичотов находился у самого моря, он и сейчас стоит там в прекрасной сохранности. В семье Пичотов Сальвадор Дали познакомился с Пикассо, который был другом Рамона. Пикассо было 29 лет, маленькому Дали – 7 лет. Настоящее знакомство произошло в 1926 году во время поездки в Париж.

Белостенный летний дом в Кадакесе, дом у самого моря, дом с зелеными ставнями и зеленым балконом – о котором мечтали всю зиму. Зимой приезжали только на каникулы, зато все лето было в самом красивом для Сальвадора, по его словам, городке на свете. Как он говорил, в предвкушении счастья, пересчитывал листки календаря. Сама природа учила его писать, что он и делал с утра до вечера. Писал как сумасшедший, вкладывая весь талант в картину. До 1921 года у Сальвадора не было своей мастерской в доме, где они жили, и Рамон Пичот предложил отцу Сальвадора снять мастерскую для творчества на улице Льянер. В этой мастерской бывал Пикассо, и свои кадакесские картины он написал здесь. Светлая комната со стеклянным потолком, вытесанный из камня стол рядом с домом, заросли ежевики – это место Сальвадор полюбил с первого взгляда.

В 1921 году семья Дали перестроила дом и выделила место для мастерской Сальвадора. Свою мастерскую-студию Сальвадор декорировал сам. Стены он обил холстом и разрисовал. Сальвадор вел записи в тетрадке, куда вносил названия своих картин и комментарии к ним. Позднее он их выбросил, сестра сохранила, что осталось. Импрессионизм, особенно французский, полностью овладел юным художником. Но Сальвадор прекрасно писал в традиционном стиле и у сестры сохранился рисунок дома, переданный, по ее словам, живо и точно, особенно его атмосфера.

Родился Сальвадор Дали 11 мая 1904 года через год с небольшим после смерти брата, которого тоже звали Сальвадор (Спаситель). Родители очень тяжело переживали эту смерть и постоянно говорили об этом. В доме присутствовали игрушки умершего брата, мать часто брала маленького Сальвадора на могилку, и он видел собственное имя на могильном камне. Постоянное напоминание о «другом» Сальвадоре действовало на неокрепшую психику мальчика, и ему приходилось бороться за внимание к себе и своему существованию. Но все-таки в семье царила атмосфера любви, доброжелательности. Особенно дружил мальчик со своей сестрой Анной Марией. Жизнь была или казалась счастливой, только смерть матери в 1921 году стала ударом для всей семьи и потрясением для Сальвадора. После смерти матери отец через четыре года женился и Сальвадор счел это предательством, как и раньше преждевременную смерть матери. Не стало ежевечерних бесед с отцом так, ни о чем... и обо всем на свете.

В 1918 году в Фигерасе проходила выставка художников, где четырнадцатилетний мальчик выставил две своих работы. Велико было увлечение Сальвадора импрессионизмом, кубизмом и футуризмом, но он никогда не ниспровергал классиков, как это делали многие представители авангардного искусства. В мастерской мальчик проводил все время, с раннего утра он был там. Только доносилось «мурлыканье» непонятного мотива, который, впрочем, ни с чем нельзя было спутать. Впоследствии Гарсиа Лорка сказал, что Сальвадор, как золотой шмель жужжит за работой. Очень сильно молодой Дали увлекался колористикой, светом и цветом.

Уговорив отца, он основал свою художественную студию при Академии изящных искусств в Мадриде, куда он поступил учиться в 1921 году. Работал он неистово, до изнеможения, и его талант начали замечать. В Галерее Делмо в Барселоне в 1925 году состоялась первая персональная выставка Дали, которую приняли благосклонно. Но Сальвадору Дали хотелось войти в мир искусства так, чтобы его запомнили. Он выбрал свой путь – путь эпатажа. В 1926 году его за дерзость выгоняют из Академии. За мадридский период молодой Дали познакомился с киноавангардистом, уважаемым в Европе, Луисом Бюнюэлем, с поэтом Федерико Гарсиа Лоркой. Они были яркими представителями новой интеллектуальной жизни того периода Испании. И без того радикальное мышление Дали подпитывалось новыми идеями, бросавшими вызов консервативной политике Испании. В конце 1926 года состоялась вторая выставка работ художника, которую общество и люди искусства приняли с большим энтузиазмом.

Из Парижа пришло приглашение от Бюнюэля для работы над авангардным фильмом «Андалузский пес». Шокирующий фильм прославил и Дали и Бюнюэля. Их новый фильм «Золотой пес» был принят с восторгом, только авторы никак не могли поделить лавры. Уникальный метод, как сам Дали его назвал - «параноидально-критический», в полной мере проявлялся и в его картинах. Ему соответствовала гротескная манера написания картин, где образы, подвластные человеческому разуму, объединялись между собой в подсознании. Еще не став членом группы сюрреалистов, Дали уже вливался в новое течение. Каталонский художник, сюрреалист Хоан Миро, стал его другом. Но в Париже Дали приняли в ряды авангардного течения, и он подружился с поэтом Полем Элюаром. Впоследствии тот с семьей приехал в гости в Кадакес на лето. Так 1929 год стал судьбоносным в биографии молодого Дали. Двадцатипятилетний молодой человек нашел себе жену и любовницу, музу и няню на всю свою жизнь. Судьба соединила его с женой Элюара, которая сначала стала любовницей Дали, а потом и его женой. Жена поэта была русской, урожденной Еленой Дмитриевной Делувиной-Дьяконовой. В 1930 году она бросила своего мужа и переехала к Сальвадору Дали. Отец Дали очень непросто относился к своему сыну. И этому способствовала связь с Галой, которая была старше С.Дали на десять лет. И написанная к тому времени картина «Святое сердце» с осквернением памяти матери, которую очень плохо приняли критики и общество.

Запрет отца на посещение родительского дома подвел Дали к тому, что пришлось купить небольшой дом в Порт Лигат, который постепенно достраивался, напоминая со временем крепость. Гала стала для него не просто женой (поженились они в 1934 году), но и любовницей. Она была его патронессой, деловым менеджером, музой. Новая неисчерпаемая энергия и неистощимая фантазия дали его творчеству новый виток. Его уверенность в жизни и в работе, как всегда великая самовлюбленность, оттолкнули его от группы сюрреалистов, к которым он принадлежал. Отныне Дали считал, что он и есть сам сюрреализм. Увлечение Фрейдом было очень велико, его работы носили сексуальный характер, где присутствовали намеки на содомию, мастурбацию и кастрацию. Классической технике рисования Дали не мог дать ничего нового, он сам считал, что выше этого искусства нет ничего. Но Дали шел своим путем, и чтобы запрятанные очень глубоко мысли освободить, был необходим иррациональный разум сумасшедшего. Сам Дали не был и не считал себя сумасшедшим. Живописью он считал то, что запало в душу и легло на кисть. Он умел видеть то, чего не видели другие.

Самые известные свои картины Дали написал в период с 1929 по 1939 годы, используя изобретенный им метод. К более традиционному стилю он выходит на конец 30-х годов. «Мистер Сюрреалист» уезжает в Америку, где к нему и его новшествам относятся более спокойно. Можно сказать, что его настоящая слава начинается сейчас. Разнообразие творчества велико и простирается даже на оформление магазинов и на консультации по дамским прическам. Кроме того он сотрудничает с журналами, ставит балет и, естественно, пишет картины. К сорока годам Дали написал две автобиографические книги. Религиозная тематика характерна для его американского периода, это «католический сюрреализм». В 1949 году Дали пригласил на аудиенцию Папа Римский. Но этот факт совсем не значит, что религиозная тематика отвлекла Сальвадора Дали от его экспериментов.

Дали был высокоэрудированным человеком, и когда его возможно было разговорить, то общение проходило на любые темы. Освоив нотную грамоту, он сочинил оперу, на французском языке написал трагедию, увлекался экспериментами с голографией и фотографией. Но его скандальность в жизни была непредсказуема, и для журналистов организовывались целые демонстрации несуразностей. Его «скандальная муза», если не была увлечена очередным романом, растворялась в Дали. Не только ее чувственность и красота покоряли людей, но и интеллигентность, и глубокий интеллект. Художник был отгорожен от прозы жизни благодаря заботам Галы.

В 1973 году Сальвадор Дали организовал Театр-музей в Фигерасе – фантастический памятник самому себе, который стал для художников культовым местом. Более десяти лет работал Дали над проектом создания этого музея. Через шесть лет Французская Академия избрала его почетным членом. На одном из собраний прозвучала его темпераментная речь, в которой он пожелал быть замороженным после смерти. Гала умерла в 1982 году, в этом же году Сальвадору Дали был дарован высший испанский орден – Большой Крест Карлоса III и титул маркиза Дали де Пуболя. Нести крест гениального безумца одному оказалось тяжело и он (хотя отчуждение от Галы произошло гораздо раньше - до ее смерти) стал затворником в Пуболе. Стали возникать скандалы по поводу фальшивых работ. Позднее выяснилось, что подписи на чистых листах его уговорили сделать. Потом возникли болезни и пришла смерть. Дали ранее завещал, чтобы его похоронили под хрустальным куполом его детища - Театра-музея в Фигерасе.

Лихо закрученные вверх усы Дали-актера известны всему миру и даже тем людям, которые не интересуются его творчеством. Также, как и плавящиеся часы в Постоянстве памяти. Соединяя несоединимое, Дали испытывал на прочность традиционные ценности. От дадаизма в нем так и остался авангардный бунт против традиций искусства, против Бога и безбожия. Вера в человека и неверие одинаково дискредитируются Дали, и его трудно понять с его чудовищными галлюцинациями, гротескностью и фантастичностью сюжетов. Но нельзя не признать тех ошеломляющих образов им созданных.

Что такое сюрреализм? Ответить на этот вопрос односложно представляется невозможным. Данное понятие слишком многогранно. Каждый деятель искусства, причисляющий себя к данному направлению, трактует определение этого стиля по-своему.

Поэзия

Сюрреализм как стиль возник в конце первого десятилетия 20-го века. Впервые употребил этот термин французский поэт Гийом Аполлинер. Так он назвал действо, которое происходило на премьере балета "Парад". Художественным оформлением данного спектакля занимался Пабло Пикассо.

В этой театральной постановке все компоненты: музыка, живопись, танец раскрывали идею о преломлении в сознании художника окружающей действительности. Такое видение мира и получило название сюрреализма. Это слово происходит из латыни и может буквально переводиться как "потусторонняя реальность" или "то, что находится вне повседневной обыденности".

Таким образом, направление сюрреализм возникло впервые не в живописи, а в литературе. Данный факт является весьма занимательным, ведь большинство людей склонны ассоциировать в своем сознании сюрреализм именно с творчеством художников.

Сын полка

Этот стиль основан на широком применении различных отсылок к другим произведениям искусства, использовании сложные системы образов, частом обращении к таким измененным формам человеческого сознания, как сновидения, гипноз, транс и так далее. Интерес творческих людей к подобной тематике можно объяснить реакцией на различные события, происходившие в мире в момент возникновения этого вида искусства. Несомненно, одним из побудителей к отдалению от окружающей, порою очень агрессивной действительности, явилась Первая мировая война.

Французский писатель Андре Бретон, которого называют "отцом сюрреализма", участвовал в данном глобальном вооруженном конфликте.

Этот литератор был единственным ребенком в семье парижских интеллигентов. Родители всеми силами старались дать своему отпуску достойное образование.

Андре закончил медицинскую академию. После получения диплома он сразу же был направлен на фронт. Военные события, происходившие на глазах совсем юного человека (ему тогда не исполнилось еще и 30 лет), повлияли на мировоззрение юноши. Параллельно своей основной деятельности, Бретон стал заниматься литературным творчеством, собрав вокруг себя кружок из единомышленников, одним из первых членов которого был немецкий художник Макс Эрнст. На этого живописца, также как и на его друга поэта, сильно повлияла Первая мировая война, предоставив ему многочисленные темы для размышления, и толчок к переосмыслению окружающей действительности.

Предшественники сюрреализма в живописи

Это одно из самых значительных направлений художественного искусства 20-го века, несмотря на свою видимую оригинальность и отдаленность от повседневности, возникло не на пустом месте. У сюрреализма было несколько родителей и прародителей. Макс Эрнст, художник о котором уже упоминалось в данной статье, в своей юности был увлечен дадаизмом.

Это течение так же, как и сюрреализм, было реакцией на шаткое политическое и экономическое положение во всем мире. Творческая интеллигенция, недовольная картиной происходящего, в своих произведениях обращалась к особой, вымышленной ее представителями реальности, которая, по их мнению, не должна была иметь ничего общего с действительностью. Эти артисты рассуждали примерно так: "Войны и другие межнациональные конфликты спровоцированы политиками, которые действуют на основе логики и здравого смысла. Если такие умозаключения приводят к столь плачевным последствиям, то нужно в своем творчестве воспевать явления, противоположные им. Поэтому искусство должно отрицать любое проявление здравого смысла, рассудка, логики, общественных норм, морали и тому подобных вещей".

Само слово "дадаизм" является своеобразным лозунгом направления. Понять, откуда оно произошло, невозможно. Созвучные с ним слова есть в различных языках мира, в том числе и в русском. Так, дадаисты считают, что наименование стиля могло означать утвердительный ответ, повторенный два раза: "Да, да". В одном из наречий, на котором говорят племена из Южной Африки, таким термином обозначается божество - священная корова. Это почитаемое животное символизирует женское начало и плодородие.

Другим предшественником реализма был фумизм, который провозглашал критическое мышление и отрицание идеалов высшим благом. Примером работы, где прослеживается подобное нигилистическое видение мира, может служить картина художника Эжена Батая "Джоконда с трубкой".

Художественные приемы сюрреализма в живописи

Дадаизм был ведущим направлением изобразительного творчества в 10-е годы XX века. Его предшественник фумизм возник еще в 1870-е. Таким образом, можно говорить о преемственности этих стилей. Соответственно, на вопрос: что такое сюрреализм, можно дать следующий ответ: это направление в искусстве, явившееся новым этапом осмысления мира, пришедшим вслед дадаизму и фумизму.

Самое таинственное из художественных течений 20-го века унаследовало от своих прародителей не только философские идеи и стремление разрушить сложившиеся моральные устои, но и ряд творческих приемов. Так, например, наследие фумизма можно проследить в таких полотнах, как многочисленные картины Сальвадора Дали, где действующими лицами являются различные исторические персонажи, предстающие в нетипичной для них реальности.

А из дадаизма в сюрреализм перешел такой популярный вид художественной техники, как коллаж. Этот жанр изобразительного искусства основывается на использовании в работах уже готовых элементов - вырезок из газет, опавших листьев, обоев и так далее.

Новаторство

На основе коллажной техники возник и более вызывающий с точки зрения общественной морали вид работ, называемых "готовыми". Идея этого приема заключается в том, чтобы взять какой-либо предмет, мало ассоциирующиеся с художественным творчеством, и, переосмыслив его значение, представить его как шедевр искусства или одну из частей его.

Так, в творчестве скульпторов-сюрреалистов часто употребляются предметы мебели, бытовой техники и так далее. Подобные новаторские техники вызывают до сих пор множество споров среди критиков. Однако художники сюрреализма, такие как Макс Эрнст, никогда не пренебрегали возможностью подогреть интерес к своим работам при помощи каких-либо скандальных выходок. А значит, негативные отклики журналистов об их произведениях играли этим деятелям искусств только на руку.

Преемники сюрреализма

Этот стиль, как уже было сказано, являясь одним из звеньев в цепи декадансного искусства, имеет и собственных детей. Например, склонность Сальвадора Дали в своих поздних сюрреалистических картинах изображать знаменитостей из мира богемы, было унаследовано более поздним художественным течением, получившим название поп-арт.

Примером подобных работ можно называть скульптуру "Мозг Элиса Купера", созданную все тем же испанским гением, и портрет Мэрилин Монро, принадлежащий перу Энди Уорхола. Последний является одним из основоположников поп-арта. От сюрреализма новое направление искусства унаследовало и стремление поэтизировать обычные, казалось бы, предметы повседневного быта. Почти каждому любителю искусства известна работа Уорхола, на которой изображены консервные банки.

Страна снов

На вопрос: "Что такое футуризм?" во многих энциклопедических справочниках дается определение, подобное этому: "Направление представляет собой стиль, основанный на таких явлениях человеческого сознания, как сон и другие малоизученные состояния". По этой причине несложно догадаться, что многие представители данного стиля являлись поклонниками немецкого психолога Зигмунда Фрейда. Этот ученый известен своим изучением сновидений и их толкованием. У него есть несколько трактатов, посвященных именно этой проблеме. Возвращаясь к теме живописи, стоит вспомнить такую сюрреалистическую картину, как "Сон, вызванный полетом пчелы..." Это полотно написал испанский гений изобразительного искусства Сальвадор Дали.

Мистический подход

Соответственно, художники, стремившиеся отдалиться от рутины повседневной жизни, часто прибегали в своем творчестве к мистическим и мифологическим сюжетам. Даже обычные предметы домашнего обихода, такие как часы, часто изменяли свою форму и консистенцию на полотнах сюрреалиста Сальвадора Дали.

Интеллектуал среди мистиков

Особняком среди всех картин в стиле сюрреализм стоят творения бельгийского художника Рене Магритта. Этого деятеля искусства можно назвать интеллектуалом направления. Его работы выделяются среди всего наследия стиля сюрреализм своими идеями, основанными на логической игре, а также на своеобразном стремлением представить на полотнах что-то вроде шарад и ребусов. Они заставляют людей задуматься о смысле окружающей действительности.

Этот живописец, в отличие от Сальвадора Дали, Макса Эрнста и других, почти не прибегает в своем творчестве к теме мистицизма и и не употребляет образы, связанные с мифологией и религией. Напротив, он старается заставить зрителей вспомнить о том, что окружающий мир лучше всего может быть осмыслен при помощи таких мыслительных процессов, как логика.

Широко известна серия его картин, посвященных идее о том, что человеческое зрение не всегда отражает предметы действительности такими, какие они есть на самом деле. Например, в этом цикле, носящем название "Вероломство образов" есть полотно, на котором изображена обычная курительная трубка. Надпись, которая приводится под предметом, гласит: "Это вовсе не трубка". Таким образом, художник хотел сказать о том, что краски, при помощи которых создается иллюзия, вызывающая в сознании человека образ привычной для него вещи, не являются, в сущности, этим предметом.

О политических взглядах

Многие деятели искусства, которые причисляли себя к направлению сюрреализм (картины их имели все признаки этого стиля), пропагандировали оппозиционные и даже радикальные политические идеи. Многие из этих художников были членами коммунистических партий своих стран. Однако большинство из данных живописцев говорили о том, что революцию нужно проводить не в политической системе, а в мировоззрении людей.

Конфликт Сальвадора Дали с братьями по оружию

Продолжая данную тему, стоит упомянуть о том, что в середине тридцатых годов испанский гений живописи вышел из кружка сюрреалистов, в который он ранее входил. Его изгнание произошло именно из-за того, что он отказался отождествлять свое творчество с каким-либо политическим течением. Он всегда отвечал на нападки собратьев по творчеству такой фразой: "Неважно, к какой партии я отношусь. Я и есть сюрреализм". Сальвадор Дали известен и таким изречением: "Пикассо испанец, я тоже. Он - гений, я тоже. Пикассо - коммунист, а я нет".

Тем не менее существует даже определенное течение в политике, которое также носит название сюрреализм. Соответственно, на вопрос "что такое сюрреализм" можно ответить и следующим образом: это явление в культуре, искусстве и общественной жизни, появившиеся в первой половине 20-го века.

Самокритичный гений

Общепризнанный король представителей сюрреализма, Дали относился к своему творчеству в своеобразной манере, которая содержала большую долю юмора. Свою популярность он тоже воспринимал подобным образом. Порою он подходил к чистому холсту, делал на нем несколько мазков различными цветами, а потом говорил: "Ну, все! Я могу продать эту картину за пару тысяч долларов".

То же самое произошло и во время одной из его встреч со знаменитым рок-музыкантом Элисом Купером, когда он показал певцу свою новую скульптуру. Это был вылепленный из гипса мозг знаменитого американца. На вопрос Элиса: "Я могу это взять себе?" Сальвадор сказал: "Конечно же, нет! Это стоит миллионы долларов".

Заключение

В данной статье были приведены несколько определений того, что такое сюрреализм. Известные картины, перечисленные в тексте, являются общепринятой классикой. Также была представлена история этого направления. Несколько интересных фактов из жизни знаменитого Сальвадора Дали дополнили этот краткий экскурс.

Одним из примечательных моментов, на которые стоит обратить внимание, является тот факт, что это направление впервые возникло в литературе, а не в художественном искусстве. Сюрреализм, породивший несколько стилей-приемников, жив и сегодня в творчестве современных живописцев.