Элективный курс культура. Рабочая программа элективного курса «Культура русской речи» элективный курс по русскому языку (10 класс) на тему




Пояснительная записка

Наше время – время деловых, активных и предприимчивых людей. В стране созданы условия для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей современного человека.

Важнейшим средством коммуникации является слово. «Словом можно убить – и оживить, ранить – и излечить, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить», - писал талантливый педагог В.А. Сухомлинский.

Яркое и страстное слово во все времена, как известно из истории развития человечества, оказывало большое влияние на людей, их взгляды и убеждения, дела и поступки. Человек, произносящий речь, приковывает внимание окружающих. Высказывая то или иное суждение, оратор воздействует на публику. Дейл Карнеги, автор популярной в мире и в нашей стране книги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей», писал: «Умение говорить – это кратчайший путь у известности.… Почти любой может говорить так, что будет приятен и желанен в обществе, если он обладает верой в себя и людей, которая его воспламеняет».

Человек, обладающий риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверено в самых различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения. Такому человеку намного легче установить контакт и найти взаимопонимание со знакомыми и незнакомыми людьми, с подчиненными и начальством. Только человек, владеющий словом и логикой, может добиться успехов в жизни. Но для того, чтобы овладеть логикой и речью, надо систематически работать, развивая необходимые навыки.

Цель данного спецкурса – способствовать формированию навыков и умений рационального речевого поведения, обучению ораторскому искусству, искусству воздействия на собеседника-единомышленника и оппонента, а также научить готовить и произносить убедительные речи на доступные учащимся темы с учетом интересов аудитории, участвовать в дискуссиях, отстаивая свою точку зрения.

В каждой части излагается теоретический материал, даются практические советы и рекомендации, тексты для анализа, задания для самостоятельной работы, тренинги и ролевые и деловые игры.

Изучив курс, вы сможете убедительно отстаивать свое мнение, выступать с подготовленными докладами, импровизировать на любую более или менее известную вам тему, активно включаться в деловую беседу, а также усовершенствуете свою речь, расширите кругозор, приобретете уверенность в себе и станете раскованнее и общительнее.

Программа курса

Предлагаемый элективный курс «КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО РЕЧИ, ИЛИ КАК НАУЧИТЬСЯ КРАСИВО И УБЕДИТЕЛЬНО ГОВОРИТЬ» предназначен для учащихся Х - ХI классов и рассчитан на 34 часа.

В новый период развития нашего общества устное слово стало особенно весомым, его роль расширилась: оно сделалось орудием поиска истины и средством выражения позиции человека.

Оратор пользуется оптимальной формой подготовленной речи, которая эффективно воздействует на аудиторию в соответствии с поставленной им задачей – убедить слушателей, обращаясь к разуму и эмоциям, и добиться нужной реакции.

Предполагается изучение ораторской речи на двух уровнях: на уровне замысла и содержания, т.е. определения темы, цели речи, отбора фактического материала; на уровне композиции, т.е. расположения и порядка следования частей. Все эти уровни связаны с психологией воздействия на аудиторию, с процессом общения с нею.

Программа включает в себя темы, которые необходимо изучить с целью овладения искусством публичного выступления.

После каждой темы дается перечень умений, которые должны быть сформированы при усвоении данной темы. Выработка этих умений базируется на умениях, которые сформировались в предыдущие годы на уроках литературы, русского языка и других предметов.

В курсе представлены все разделы современной риторики: «Культура и этика общения», «Основы ораторского искусства», «Звучащая речь и ее особенности», «Основы полемического мастерства», а также включено занятие «Умение быть остроумным».

В каждой части излагается теоретический материал, задания для самостоятельной работы, тренинги и ролевые и деловые игры.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

1. Способствовать формированию навыков и умений рационального речевого поведения, обучению ораторскому искусству, искусству воздействия на собеседника-единомышленника и оппонента;

2. Формирование и развитие языковой личности, которая способна словесно воплотить мысль.

3. Научить готовить и произносить убедительные речи на доступные учащимся темы с учетом интересов аудитории, участвовать в дискуссиях, отстаивая свою точку зрения.

ЗАДАЧИ:

1) Дать учащимся наиболее общее представление о сущности риторики; познакомить с этикой и культурой делового общения; показать учащимся возможности слова-действия.

2) Заложить основы знаний построения публичного высказывания, произнесения речи.

3) Выработать умения и навыки ораторского мастерства (владение речью и ее техникой, влияния на аудиторию и т.п.)

4) Научить анализировать и создавать собственную публичную речь с точки зрения ее целесообразности и эффективности.

5) Сформировать навыки культуры спора, дискуссии, полемики.

6) Развивать интерес к родному языку, литературе и культуре.

7) Сформировать потребность постоянного совершенствования своей речевой деятельности.

8) Воспитать морально-волевые качества личности (внимание, память, уверенность в себе, настойчивость, общительность, толерантность).

9) Расширить кругозор учащихся.

ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП: обучение через действие и игру, понимание через познавание.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ содержит сведения о различных формах делового общения, о композиции публичной речи, ее логическом построении, технике речи, межличностных отношениях в процессе коммуникации.

ПРАКТИЧЕСКОЕ УСВОЕНИЕ теоретических сведений по данному курсу предполагает формирование у учащихся следующих умений и навыков:

    Умение сознательно структурировать собственную мысль, опираясь на общие законы и правила монологической речи;

    Понимать способы выражения замысла оратора в адекватной языковой форме с учетом поставленных целей;

    Овладение техникой построения речи;

    Выработка навыка структурирования замысла с учетом различных целевых установок и интерпретации информации в различных жанрах;

    Овладение основными ресурсами аргументации;

    Умение прогнозировать и устанавливать связи полученного и ожидаемыми результатами;

    Умение находить и отбирать знания, материал для реализации частных тем; (отработка навыков и умения находить нужную информацию по заданной теме в специальной литературе, расширяя и углубляя учебный материал за счет жизненных наблюдений и интеграции учебных курсов);

    Произносить свои сочинения, опираясь на знание аудитории;

    Освоение основных способов эмоционального воздействия на аудиторию;

    Умение корректно вести спор, дискуссию, полемику;

    Умение распознавать и противостоять двойственным и нечестным приемам в споре;

    Развитие коммуникативных умений и навыков культурного индивидуального и коллективного общения, выполнение правил речевого этикета в процессе публичной речи;

    Выработка собственного стиля, определенной манеры общения с людьми, реализации своей индивидуальности в речи.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ могут быть различными: зачеты по технике речи; составление речи (части речи) на конкретную тему (с определенной целью) или составление устных высказываний в различных жанрах на предложенные темы (составление ответов на различных уроках); произнесение «чужой» речи (конкурсы монологов, деловые и ролевые игры, тренинги и т.п.); запись речи на магнитофон, прослушивание и анализ произнесенной речи (анализ подготовленных прослушанных речей); импровизация и аргументация в процессе создания речи (просмотр видео- и телефильмов, оценка просмотренного, ответ на уроке); анализ речей с учетом этических норм, эмоционального состояния человека, приемов и методов принесения речи и т.п.; письменный анализ структуры произнесенной (услышанной) речи; произнесение собственной речи; устное планирование замысла; подражание предложенному образцу (стилизация) и т.п.

1. Культура и этика общения

Общение и его слагаемые. Субъект, объект, язык, предмет. Виды общения (контактное, дискантное; деловое, неофициальное и т.п.)

Условия эффективного общения . Обоюдное желание, удачный выбор темы интересной для собеседников, умение найти общий язык, понятный собеседнику.

Деловое общение: регламентированность, деловой этикет, речевой этикет; виды и условия эффективного слушания.

Структура деловой беседы. Начало беседы, изложение позиции и ее обоснование; выяснение позиции собеседника; совместный анализ проблемы; принятие решений.

Типичные ошибки: авторитарность; не учитывают мотивы поведения собеседника; не проявляют интереса к проблеме; не слушают собеседника; перебивают говорящих; говорят, не будучи уверенными, что их слушают; говорят долго; не используют всего банка идей.

Телефонный разговор – один из видов делового общения.

Невербальные средства общения. Мимика. Жестикуляция (виды жестов, национальные жесты). Поза.

. Формирование тактичного, делового, доброжелательного индивидуального и коллективного стиля общения, навыки и умения рационального речевого поведения, коммуникативной компетентности личности, развитие морально-волевых качеств личности (внимания, памяти, уверенности в себе, настойчивости, общительности, толерантности), умение вести содержательный разговор.

Тест «Коммуникативная культура личности». Беседа «Общение и его слагаемые». Сообщение учителя по теме. Сообщение учащегося по книге Д.Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Ролевые игры «Приветствие», «Просьба», «Выход из контакта», «Этика взаимоотношений», «Передача эмоций» (разыгрывание ситуаций, где отсутствует один из компонентов общения, умение найти выход из такой ситуации). Тренинг «Кавалер», «Комплимент». Сообщение учащегося «Типы собеседников». Практикум. Составление таблицы «Как надо и не надо слушать». Деловая игра «Как мы слушаем?». Тест «Культура телефонного общения». Деловая игра «Разговор по телефону». Сообщение учащегося по книге А.Пиза «Язык телодвижений». Практикум «Что это означает?» (умение определять готовность к общению по жестам). Вопросы, задания и упражнения для самостоятельной работы.

2. Основы ораторского искусства

Риторика как наука об убеждениях, о формах и методах речевого воздействия на аудиторию. Искусство красноречия в Древней Греции, Древнем Риме, России.

Риторические умения и навыки. Речевой аппарат, дыхание и его тренировка, голос, дикция и процесс их воспитания, интонация, паузация (тон, интенсивность звучания, темп, тембр, 7 интонационных конструкций, назначение интонации и пауз).

Индивидуальные особенности оратора.

Чувство неуверенности и страха перед выступлением.

Выработка практических умений и навыков . Подготовка школьников к психологическому контакту с аудиторией – преодоление страха, неуверенности, выработка умения свободно, раскованно держаться перед аудиторией, безошибочно реагировать на ее поведение; совершенствование речевого аппарата, дыхания, голоса, интонации; овладение техникой речи.

Примерные виды деятельности учителя и учащихся.

Доклады, сообщения учащихся об известных ораторах Древней Греции, Древнего Рима. Доклады, сообщения учащихся из истории русской школы риторики и ее мастерах. Упражнения для дыхания, дикции, голоса, интонации. Тренинг («Литературный пересказ», «Придумай рассказ», «Дополни пословицу», «Угадай пословицу»). Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме.

3. Композиция речи

Композиция речи. План – основа композиции: предварительный план, рабочий план, основной план, простой и сложный план.

Составные части композиции. Вступление. Основная часть и методы изложения материала. Заключение. Типы композиционного построения речи: дедуктивное и индуктивное рассуждение, движение от проблемы к ее решению, опора на причинно-следственные связи, изложение от простого к сложному, от знакомого к незнакомому.

Недостатки композиции и пути их преодоления.

Анализ и оценка выступления.

Овладение учащимися навыками построения устной речи; произнесение речи по подготовленному заранее плану-конспекту, сочетание естественности и живости спонтанной речи; развитие умения оценивать, анализировать и создавать собственную публичную речь с точки зрения ее целесообразности и эффективности; умение находить и отбирать знания, материал для реализации частных тем; (отработка навыков и умения находить нужную информацию по заданной теме в специальной литературе, расширяя и углубляя учебный материал за счет жизненных наблюдений и интеграции учебных курсов); выработка навыка структурирования замысла с учетом различных целевых установок и интерпретации информации в различных жанрах; овладение техникой построения речи;

. Беседа и сообщения учащихся по теме занятия. Беседа по теме занятия. Тренинг. («Придумай рассказ», «Литературный пересказ»). Ролевые игры («Информация»). Вопросы и задания для самостоятельной работы.

4. Логические основы красноречия. Искусство быть убедительным

Логическая связь фактов, мыслей, положений публичного выступления, его подчиненность доказательству главной идеи и реализации цели убедить слушателей.

Требования диалектической логики, предъявляемые к публичному выступлению: всесторонне знание предмета, рассмотрение его в развитии, проверка утверждений практикой, конкретность истины.

Основные формально-логические законы : закон тождества, закон противоречия/непротиворечия, закон исключения третьего, закон достаточного основания.

Логические ошибки : потеря тезиса, подмена тезиса, антиномия, софизм.

Доказательства (демонстрации): их структура и виды. Структура доказательств. Виды доказательств. Способы доказательств (прямое и обратное). Доказывание и убеждение.

Требования, предъявляемые к аргументам: истинность, доказательность. Приемы аргументации (факты, цифры, статистические данные, ссылки на авторитеты).

Фактический материал и средства наглядности: правила цитирования; средства наглядности (визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, графические)

Выработка практических умений и навыков. Умение пользоваться логическими приемами, законами, умозаключениями; умение применять различные виды и способы доказательств, соблюдая требования, предъявляемые к фактическому материалу и средствам наглядности; умение сознательно структурировать собственную мысль, опираясь на общие законы и правила монологической речи; понимать способы выражения замысла оратора в адекватной языковой форме с учетом поставленных целей; овладение основными ресурсами аргументации.

Примерные виды деятельности учителя и учащихся . Беседа и сообщения учащихся по теме занятия. Ролевые игры. («Прорыв», «Метафора», «Точка зрения»). Тренинг. («Буриме», «Гайд-парк», «Психотренинг»). Практикум. Составление памятки «Правила цитирования». Вопросы, упражнения и задания для самостоятельной работы.

5 . Владение аудиторией и способы влияния на нее

Контакт с аудиторией. Способы установления контакта со слушателями: начальная пауза, «ораторская лихорадка», жесты и мимика, техника речи.

Педагогические приемы, используемые при выступлении : прием новизны, учет интересов слушателей, создание проблемной ситуации, прием соучастия и сопереживания.

Учет особенностей аудитории и психологии слушателей . (Возраст, род занятий, интересы и т.п.)

Форма преподнесения материала.

Поведение оратора (жесты, мимика). Типы ораторов.

Выработка практических умений и навыков. Умения и навыки ораторского мастерства (владение способами установления контакта с аудиторией, влияния на слушателей, и т.п.); освоение основных способов эмоционального воздействия на аудиторию; умение произносить свои сочинения, опираясь на знание аудитории; умение прогнозировать и устанавливать связи полученного и ожидаемыми результатами;

Примерные виды деятельности учителя и учащихся . Беседа и выступления учащихся. Сообщения учащихся по книге А.Пиза «Язык телодвижений» по книгам Д.Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично». Ролевые игры («Убеждение», «Побуждение», «Горячий стул», «Всеобщее внимание».) Тренинг («Опоздавший», «Психотренинг», «Гайд-парк»). Вопросы, упражнения и задания по теме.

6. Основы полемического мастерства

Спор. Классификация: цель, социальная значимость проблемы, количество участников и слушателей, форма проведения, организованные и неорганизованные споры; предмет (предмет отсутствует, умение выделить и не потерять предмет спора; культура спора (определенность позиций, употребление понятий). Из истории искусства спора.

Полемика. Поведение полемистов (не оспаривай глупца, наличие свидетелей, индивидуальные особенности участников). Уважительное отношение к оппонентам. Выдержка и самообладание.

Доводы в споре и полемические приемы . Доводы и их особенности (сильные и слабые; адресат; воздействие на чувства слушателей). Полемические приемы (опровержение ложного тезиса фактам; критика доводов оппонента; опровержение демонстрации; юмор, ирония, сарказм; «сведение к абсурду»; прием бумеранга; атака вопросами; «довод к человеку»).

Вопросы и ответы. Виды ответов (краткие и развернутые).

Выработка практических умений и навыков. Сформировать знания, умения и навыки культуры спора, дискуссии и полемики, формирование культуры несогласия в процессе проведения споров, диспутов, полемик, спонтанных и подготовленных дискуссий; умение пользоваться в речи элементами адресации, авторизации и этикетными речевыми формулами; умение корректно вести спор, дискуссию, полемику.

Примерные виды деятельности учителя и учащихся. Беседа и выступления учащихся. Доклады и сообщения учащихся из истории искусства спора и полемики. Практикум. Составление «Памятки полемиста», «Словаря полемиста», «Памятки «Как вести дискуссию»». Ролевые игры. («Принятие решений», «Вопросы», «Политбой»). Тренинг («Считалка», «Диспут», «Импровизация», «Критики», «Диалог»). Вопросы, задания для самостоятельной работы и упражнения по теме.

7. Двойственные приемы в споре

Двойственные и некорректные приемы и уловки в споре.

Двойственные приемы («ошибка многих вопросов», «ответ вопросом на вопрос», «ответ в кредит», «оттянуть возражение»).

Психологические приемы («ставка на ложный стыд»; «подмазывание аргумента»; ссылка на возраст, образование, положение; перевод разговора на другую тему («увести разговор в сторону»); «противоречие между словом и делом»).

Некорректные приемы («перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда», «»смещение времени действия»; самоуверенный тон; «чтение в сердцах», обсуждение, «обструкция»).

Нечестные приемы («софизм», «подмена тезиса», «фигура умолчания»; «использование ложных или недоказанных аргументов», «аксиоматическое доказательство»; «наклеивание ярлыков»; «высокомерный ответ»; «игра на самолюбии»).

Умение нейтрализовать двойственные приемы: опровержение ложного тезиса фактами; «бить врага его оружием»; «сведение к абсурду»; «довод к человеку»; «возвратный удар»; «подхват реплики»; «апелляция к публике или чувству юмора».

Выработка практических умений и навыков. Выработать умения и навыки распознавать и нейтрализовать некорректные и двойственные приемы в споре, дискуссии и полемике.

Примерные виды деятельности учителя и учащихся . Тренинг («Гайд-парк», «Психотренинг». «Волшебный сон», «Ответы на вопросы»). Ролевая игра «Обвинители и защитники». Вопросы, упражнения и задания по теме.

8. Умение прослыть остроумным

Остроумие, юмор, ирония, сарказм.

Способы создания юмористических ситуаций: глубокомысленная пауза; ложное противопоставление; ложное усиление; доведение до абсурда; остроумие нелепости; смешение стилей; псевдоглубокомыслие; намек; блатной стиль; ирония; сравнение по неявному признаку; повторение как прием остроумия; перечисление разнородных предметов; двойное истолкование; парадокс и парадоксальная ситуация; эпиграмма, каламбур и др.

Выработка практических умений и навыков. Формирование знаний, навыков и умений коммуникативной компетентности личности, формирование и развитие языковой личность, которая способна словесно воплотить мысль, умения быть остроумным; понимать способы выражения замысла оратора в адекватной языковой форме с учетом поставленных целей;

Примерные виды деятельности учителя и учащихся. Сообщения учащихся «Что такое юмор, ирония, сатира, сарказм?». Беседа «Что вызывает улыбку и смех: взгляд в прошлое или настоящее?». Тренинг («Кавалер». «Комплимент», «Доверчивость», «Расскажи анекдот», «Я остроумный»). Ролевая игра «Шутка». Упражнения и задания по теме.

Учебно-тематическое планирование курса

Кол -во часов

Основные вопросы.

Виды учебной деятельности

Культура

и этика общения

1. Общение и его слагаемые.

    Субъект, объект, язык, предмет.

    Виды общения (контактное, дискантное; деловое, неофициальное и т.п.)

2. Условия эффективного общения

    Обоюдное желание,

    Удачный выбор темы интересной для собеседников,

    Умение найти общий язык, понятный собеседнику.

3. Деловое общение.

1) регламентированность, деловой этикет, речевой этикет;

2) виды и условия эффективного слушания

3) Структура деловой беседы.

    Начало беседы,

    Изложение позиции и ее обоснование,

    Выяснение позиции собеседника,

    Совместный анализ проблемы

    Принятие решений.

Не учитывают мотивы поведения собеседника,

Не проявляют интереса к проблеме,

Не слушают собеседника,

Перебивают говорящих,

Говорят, не будучи уверенными, что их слушают

Говорят долго,

Не используют всего банка идей.

4. Телефонный разговор – один из видов делового общения.

5. Невербальные средства общения.

  • Жестикуляция (виды жестов, национальные жесты)

1.1. Тест «Коммуникативная культура личности»

1.2. Беседа «Общение и его слагаемые».

1.3. Сообщение учащегося по книге Д.Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей».

1.4. Ролевые игры «Приветствие», «Просьба», «Выход из контакта», «Этика взаимоотношений», «Передача эмоций» (разыгрывание ситуаций, где отсутствует один из компонентов общения, умение найти выход из такой ситуации)

1.5.Тренинг «Кавалер», «Комплимент»

1.6. Сообщение учителя по теме.

1.7. Сообщение учащегося «Типы собеседников».

1.8. Практикум. Составление таблицы «Как надо и не надо слушать».

1.9. Деловая игра «Как мы слушаем?»

1.10. Ролевая игра «Считалка».

1.11. Тест «Культура телефонного общения».

1.12. Деловая игра «Разговор по телефону».

1.13.Сообщение учащегося по книге А.Пиза «Язык телодвижений».

1.14. Практикум «Что это означает?» (умение определять готовность к общению по жестам)

1. 15. Вопросы, задания и упражнения для самостоятельной работы.

Основы ораторского искусства.

1. Из истории риторики.

2. Риторические навыки и умения.

    Речевой аппарат,

    Интонация, паузация (тон, интенсивность звучания, темп, тембр, 7 интонационных конструкций, назначение интонации и пауз).

3. Индивидуальные особенности оратора.

4. Чувство неуверенности и страха перед выступлением.

2.1. Доклады, сообщения учащихся об известных ораторах Древней Греции, Древнего Рима.

2.2. Доклады, сообщения учащихся из истории русской школы риторики и ее мастерах.

2.4.Тренинг («Литературный пересказ», «Придумай рассказ», «Дополни пословицу», «Угадай пословицу»).

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме.

построить свою речь?

1. Что такое композиция речи?

2. План – основа композиции:

    Предварительный план,

    Рабочий план,

    Основной план,

    Простой и сложный план.

3. Составные части композиции

    Вступление,

    Основная часть и методы изложения материала,

    Заключение.

4. Недостатки композиции и пути их преодоления.

5. Анализ и оценка выступления.

3.1. Беседа и сообщения учащихся по теме занятия.

3.2. Тренинг. («Придумай рассказ», «Литературный пересказ»).

3.3.Ролевые игры («Информация»).

3.4. Вопросы и задания для самостоятельной работы.

Искусство быть убедитель

1.Требования диалектической логики, предъявляемые к публичному выступлению:

    всесторонне знание предмета,

    рассмотрение его в развитии,

    проверка утверждений практикой,

    конкретность истины.

2. Основные формально-логические законы

    закон тождества,

    закон противоречия/непротиворечия

    закон исключения третьего,

    закон достаточного основания.

3. Логические ошибки.

    Потеря тезиса,

    Подмена тезиса,

    Антиномия

4. Доказательства (демонстрации): их структура и виды.

    Структура доказательств,

    Виды доказательств,

    Доказывание и убеждение.

5. Фактический материал и средства наглядности:

    Правила цитирования;

Средства наглядности (визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, графические)

4.1. Беседа и сообщения учащихся по теме занятия.

4.2. Ролевые игры. («Прорыв», «Метафора», «Точка зрения»).

4.3. Тренинг. («Буриме», «Гайд-парк», «Психотренинг»).

4.4. Практикум. Составление памятки «Правила цитирования».

4.5. Вопросы, упражнения и задания для самостоятельной работы.

Как владеть аудиторией и влиять на нее?

1. Контакт с аудиторией. Что это такое?

2. Способы установления контакта со слушателями.

    Начальная пауза,

    «Ораторская лихорадка»,

    Жесты и мимика,

    Техника речи.

3. Учет особенностей аудитории и психологии слушате­лей. (Возраст, род занятий, интересы и т.п.)

4.Форма преподнесения материала.

5. Поведение оратора (жесты, мимика)

5.1. Беседа и выступления учащихся.

5.2. Сообщения учащихся по книгам А.Пиза «Язык телодвижений», Д.Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».

5.3. Ролевые игры («Убеждение», «Побуждение», «Горячий стул», «Всеобщее внимание».)

5.4.Тренинг. «Опоздавший», «Психотренинг», «Гайд-парк»).

5.5. Вопросы, упражнения и задания по теме.

Основы полемическо

го мастерства.

    Классификация (Цель, социальная значимость проблемы, количество участников и слушателей, форма проведения, организованные и неорганизованные споры),

    Предмет (предмет отсутствует, умение выделить и не потерять предмет спора),

    Культура спора (определенность позиций, употребление понятий)

    Из истории искусства спора.

2. Полемика:

    Поведение полемистов (не оспаривай глупца, наличие свидетелей, индивидуальные особенности участников),

    Уважительное отношение к оппонентам,

    Выдержка и самообладание.

3. Доводы в споре и полемические приемы.

    Доводы и их особенности (сильные и слабые; адресат; воздействие на чувства слушателей)

    Полемические приемы (опровержение ложного тезиса фактам; критика доводов оппонента; опровержение демонстрации; юмор, ирония, сарказм; «сведение к абсурду»; прием бумеранга; атака вопросами; «довод к человеку»)

4. Вопросы и ответы (Искусство отвечать на вопросы, виды ответов).

    Классификация вопросов (уточняющие и восполняющие, простые и сложные, корректные и некорректные, благожелательные и неблагожелательные, острые).

Виды ответов (краткие и развернутые).

6.1. Беседа и выступления учащихся.

6.2. Доклады и сообщения учащихся из истории искусства спора и полемики.

6.3. Практикум. Составление «Памятки полемиста», «Словаря полемиста», «Памятки «Как вести дискуссию».

6.4. Ролевые игры. («Принятие решений», «Вопросы», «Политбой»).

6.5. Тренинг («Считалка», «Диспут», «Импровизация», «Критики», «Диалог»).

6.6. Вопросы, задания для самостоятельной работы и упражнения по теме.

Двойствен

ные приемы в споре.

1. Двойственные и некорректные приемы и уловки в споре:

    Двойственные приемы («ошибка многих вопросов», «ответ вопросом на вопрос», «ответ в кредит», «оттянуть возражение»)

    Психологические приемы («ставка на ложный стыд»; «подмазывание аргумента»; ссылка на возраст, образование, положение; перевод разговора на другую тему («увести разговор в сторону»); «противоречие между словом и делом»);

    Некорректные приемы («перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда», «»смещение времени действия»; самоуверенный тон; «чтение в сердцах», обсуждение, «обструкция»);

    Нечестные приемы ((«софизм», «подмена тезиса», «фигура умолчания»; «использование ложных или недоказанных аргументов», «аксиоматическое доказательство»; «наклеивание ярлыков»; «огульное несогласие»; «высокомерный ответ»; «игра на самолюбии»).

2. Умение нейтрализовать двойственные приемы:

    опровержение ложного тезиса фактами;

    «бить врага его оружием»;

    «сведение к абсурду»; «довод к человеку»;

    «возвратный удар»;

    «подхват реплики»;

«апелляция к публике или чувству юмора»).

7.1. Тренинг. («Гайд-парк», «Психотренинг». «Волшебный сон», «Ответы на вопросы»)

7.2. Вопросы, упражнения и задания по теме.

7.3. Ролевая игра «Обвинители и защитники».

Как прослыть остроумным?

1.Остроумие, юмор, ирония, сарказм.

2.Способы создания юмористических ситуаций:

    глубокомысленная пауза,

    ложное противопоставление,

    ложное усиление,

    доведение до абсурда,

    остроумие нелепости,

    смешение стилей,

    псевдоглубокомыслие,

  • блатной стиль,

  • сравнение по неявному признаку,

    повторение как прием остроумия,

    перечисление разнородных предметов,

    двойное истолкование,

    парадокс и парадоксальная ситуация,

    эпиграмма.

8.1. Сообщения учащихся «Что такое юмор, ирония, сатира, сарказм?»

8.2. Беседа «Что вызывает улыбку и смех: взгляд в прошлого и настоящее?»

8.3. Тренинг. («Кавалер». «Комплимент», «Доверчивость», «Расскажи анекдот», «Я остроумный».)

8.4. Ролевая игра «Шутка».

8.5. Упражнения и задания по теме.

Итоговое

Деловая игра. («Детектив», «Прием на работу», «Обвинители и защитники».)

Литература

    Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

    Игры – Обучение, тренинг, досуг… / Под ред. Петрусинского В.В.// В 4-х книгах. – М.: Новая школа, 1994.

    Михайличенко Н.А. Риторика: учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. – М.: Новая школа, 1994.

    Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления: Пособие для учащихся 10-11 классов средних школ, гимназий. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – М.: Аспект Пресс, 1996.

    Павлова Л. Г. Психология спора. - Владивосток, 1988.

    Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика: Книга для учащихся старших классов средней школы. – М.: Просвещение, 1991.

    Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995.

    Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и убедительно говорить: учеб. пособие. – СПб.: Паритет, 2002.

Пояснительная записка

В век рыночной экономики значительная часть населения России активно вовлекается в экономическую деятельность. Появилось много людей, у которых основная профессия – предпринимательство, которое позволяет развернуть свои деловые качества.
Следует отметить, что у большинства наших предпринимателей крайне низка культура устной речи, что значительно снижает их деловой потенциал и не позволяет максимально реализовать свои возможности.
Учащиеся практически ничего не знают о нормах и правилах поведения в трудовом коллективе, о его морально-психологическом климате, об этике служебных отношений. А такие знания остро необходимы начинающему работнику, поскольку, плохо зная особенности этикета, он будет всё время ставить себя и других в трудное положение.

Место и роль данного курса

Данный курс позволяет сформулировать основные положения, характеризующие деловую беседу, коммерческие переговоры, служебные совещания, служебный телефонный разговор и приём посетителей с позиции их речевой, логической, психологической и невербальной культуры.
При изучении данного курса учащиеся знакомятся с языковыми особенностями официально-делового стиля речи, учатся вести деловой разговор, деловую беседу, оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги.
Программа курса предусматривает предпрофильную подготовку учащихся 9 классов в той сфере русского языка, которая связана с его функционированием в области официально-делового стиля. Кроме того, в курс включены инструкции по употреблению средств языка в деловых документах, а также система упражнений, основанная на типичных ошибках в согласовании и словоупотреблении.

Цели курса

Разрабатывая данный курс, мы ставили перед собой конкретную цель: познакомить учащихся с нормами и правилами делового общения, нормами и правилами составления и формирования деловых документов. Практическая часть курса включает в себя ряд полезных практических советов по улучшению человеческих отношений, по установлению деловых контактов.

Задачи курса

Обучающие

  • Познакомить учащихся с языковыми особенностями официально-делового стиля речи на лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях.
  • Ввести понятия «этикет», «этика», «служебный этикет», «служебная этика», с нормами поведения в трудовом коллективе.

Воспитывающие.

  • Дать практические рекомендации учащимся по поведению в конфликтных ситуациях, по установлению и улучшению человеческих отношений.

Развивающие.

  • Усвоение учащимися навыков устного и письменного этикета.
  • Научить ребят правильно составлять такие документы, как автобиография, заявление, доверенность, резюме, апелляция.
  • Познакомить учащихся с речевыми стандартами, помогающими вести любую из основных форм делового разговора.

Основные особенности программы

Программа курса разделена на 3 части:

Часть первая – «Культура делового общения»
Часть вторая – «Деловой стиль речи»
Часть третья – «Деловые бумаги».

Первая часть знакомит учащихся с понятиями «этикет», «этика», «служебный этикет», «служебная этика», с нормами поведения в коллективе. Ребята получают рекомендации по поведению в конфликтной ситуации, идёт отработка навыка этикета (устного и письменного).
Во второй части идёт знакомство с языковыми особенностями официально-делового стиля речи на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях.
Назначение третьей части практическое. Идёт ознакомление учащихся с образцами составления таких документов, как автобиография, заявление, доверенность, резюме, апелляция.

Сроки реализации программы

Обучение по данному курсу рассчитано на 34 часа.

Режим занятий: 1 час в неделю.

Форма обучения

Организация работы в рамках данного элективного курса: лекции, семинары, познавательные игры, решение практических задач, заполнение бланков деловых бумаг, анкетирование, тестирование и др.
Планируются уроки следующих типов: уроки-консультации, деловые игры, уроки-семинары, уроки-конференции, игры и тесты: «Познай себя», «Какой вы слушатель», «Качества, важные для общения, анализ ситуаций, зачёты и контрольные работы, устные выступления. На занятиях широко используются опорные схемы, творческие опорные конспекты, справочная литература.

Предполагаемые результаты

В результате изучения курса «Культура делового общения» учащихся должны научиться:

  • понимать значимость официально-делового стиля, уяснить его самостоятельность и связь с другими стилями;
  • знать средства языка официально-делового стиля и уметь ими пользоваться;
  • уметь составлять и рецензировать тексты официально-делового стиля: служебная переписка, заявление, резюме, расписка, доверенность, справка, письменные отчёты и др.;
  • уметь ориентироваться в мире профессий и уметь связывать их с понятием «Культура делового общения»;
  • овладевать нормами делового разговора, а также навыками правильного оформления деловых бумаг.

Учебно-тематический план курса «Культура делового общения»

Наименование тем

Кол-во часов Формы контроля
I. Культура делового общения
1. Этика и этикет 1 Конспект
2. Искусство вежливости 1 Конспект
3. Основные правила поведения на улице, в общественном транспорте, за столом. 1 Конспект
4. Знаете ли вы? (из истории русского этикета) 1 Разбор ситуации успеха
5. Мимика, позы, жесты. Тест «Умеете ли вы общаться?» 1 рисунок по теме
6. Служебная этика и служебный этикет.
(из истории делового этикета)
1
7. Искусство вежливости. 1 Конспект
8. Если на работе возникает конфликт. 1 Разбор ситуации успеха
9. Этикет деловой речи. 1 Конспект. Разбор ситуации успеха
10 Традиции в составлении официальных писем (письмовики). 1 Урок-консультация
11. Деловые качества (выбор профессии) 1 Урок-лекция, анализ тестов.
12. Типы темпераментов
Тест «Умеете ли вы себя контролировать?»
1 Урок-лекция, деловая игра.
13. Ключи к успеху в жизни и работе
(Разбор способов выработки иммунитета от эмоциональных травм)
1 Урок-диалог
14. Заповеди делового человека. 1 Разбор ситуаций и составление конспекта рекомендации.
15. Тест «Рационально ли вы используете своё свободное время? Возраст успеха. 1 Тестирование, разбор мнений по данному вопросу.
II. Деловой стиль речи
1. Языковые средства в официально-деловом стиле речи. 1 Конспект. Тренировочные упражнения.
2. Лексические средства делового стиля речи. 1 Лекция
3. Фразеология деловой речи. 1 Конспект, работа над тренировочными упражнениями.
4. Морфологические средства языка
а) трудности в употреблении кратких форм прилагательных;

Урок-семинар

б) – трудности в употреблении местоимений;
– трудности в употреблении числительных.
1 Урок-семинар
в) особенности употребления форм глагола. Трудности в употреблении предлогов. 1 Урок-семинар
5. Синтаксические ошибки делового стиля

а) трудности в согласовании сказуемого с подлежащим;

Урок-лекция, упражнения тренинги.

б) трудности в согласовании определений; 1 Урок-лекция, упражнения тренинги.
в) трудности в употреблении дополнений и обстоятельств; 1
г) использование конструкций с отглагольными существительными; 1 Урок-лекция, корректировка текстов.
д) употребление личных и безличных конструкций действительных и страдательных оборотов. 1 Урок-лекция, корректировка текстов.
е) сложное предложение. 1 Урок-лекция, отработка навыка (упражнение-тренинг)
III. Деловые бумаги
1. Автобиография 1 Практическое занятие
2. Заявление 1 Практическое занятие
3. Личный листок по учёту кадров. 1 Практическое занятие
4. Доверенность. 1 Практическое занятие
5. Резюме 1 Практическое занятие
6. Апелляция 1 Практическое занятие
Примерная тематика проектов:
  • Риторический инструментарий деловой речи.
  • Речевой этикет в деловом общении.
  • Умозаключения и их использование в деловой практике.
  • Вербальные и невербальные средства делового общения
  • Официально-деловой стиль: особенности, жанры, сфера употребления.
  • Деловые бумаги и работа с ними.
  • Употребление нейтральных жестов в деловом разговоре.
2 Защита проектов

Библиография

  1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М., 1975 г.
  2. Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. М. 1990г.
  3. Ахбарова Г.Х. Деловое письмо. М. 2004г.
  4. Брагина А.А. Правильно ли мы говорим? Как обратиться к незнакомому человеку? Ж. «Русская речь», 1985 г., № 1.
  5. Веселов П.В., Овчинникова Н.В. «Служебный речевой этикет». Ж. « Русская речь», 1986 г., № 5.
  6. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. «Секреты хорошей речи». М.,1993 г.
  7. Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983 г.
  8. Горелов И.Н. и другие. «Умеете ли вы общаться?» , М., 1991 г.
  9. Знаете ли вы себя? (55 популярных тестов) М., 1989 г.
  10. Т.С.Кудрявцева, О.Ю.Шарапова. Деловой стиль речи. Деловые бумаги. Деловые качества. М.: ЮНВЕС – 1997 г.

11.05.2011 7742 1120

Программа элективного курса для 10 класса

«Основы культуры речи»

ГУ «Средняя школа № 30 отдела образования

акимата города Костаная»

1.Пояснительная записка.

3.Требования к уровню подготовки учащихся.

4.Календарное планирование.

6.Сборник заданий и упражнений для учащихся.

7.Хрестоматия для учащихся.

8.Используемая литература.

Пояснительная записка.

Настоящая программа составлена на основе государственных общественных стандартов среднего общего образования Республики Казахстан по предмету «Основы культуры речи».

Элективный курс по основам культуры речи направлен на развитие интереса школьников, лицеистов, гимназистов к русскому языку, его прошлому, на пробуждение желания изучать историю своего языка и современное его состояние.

В процессе изучения курса учащиеся узнают: имена великих ораторов; этику ораторского выступления; эстетические качества речи; преимущества и недостатки речи; значение речи в межличностных и общественных отношениях; разновидности речи; логические и психологические приемы полемики; разновидности документации; язык телодвижений; речевой этикет как часть нравственной культуры; технические средства информирования и обслуживания; коммуникативные качества речи…

Цели изучения курса:

Расширение теоретических сведений учащихся о речевой культуре; структуре речевой коммуникации; этике ораторского выступления; эстетических качеств речи; преимуществах и недостатках речи; правилах пользования жестами, манерами, мимикой; новом и старом в речи; речевом этикете как части нравственной культуры; развитии познавательного интереса и творческой способности учащихся; формировании культуры речи у учащихся; формировании навыков самостоятельной работы у учащихся; расширении и углублении знаний в области культуры речи.

Задачи изучения курса:

Познакомить с теоретическими сведениями о речевой культуре; научить грамотно излагать свои мысли устно и письменно; сформировать качества коммуникации для установления контакта с аудиторией; видеть и оценивать преимущества и недостатки речи; применять технические средства информирования, обслуживания; произносить речь перед микрофоном и телевизионной камерой; ознакомить с основными тенденциями современного образования; осуществить компетентностный подход к образованию.

Основные компоненты содержания курса.

Курс рассчитан на 34 часа. Занятия по данной программе целесообразно проводить один раз в неделю по одному часу. Это позволит тщательно подготовиться школьникам к конференциям, диспутам, «защитам» творческих работ, деловых игр…

Программа открывает возможность привлечения учеников к самостоятельному творческому изучению риторики, ее анализу и реферированию доступной их возрасту лингвистической литературе, к подготовке сообщений по выбранной теме, к поискам отдельных слов, выражений, фразеологических оборотов…

Эта деятельность стимулирует учащихся к правильному изложению своих мыслей, делает речь выразительней и качественней, рождает новую фразеологию, прогнозирует факторы успеха в проведении беседы, помогает установить деловые контакты, утверждает речь как средство социального статуса, что и окажет положительное воздействие на повышение культуры общения школьников.

Занятия должны проводиться в разнообразной, увлекательной форме, с использованием бесед, сообщений, занимательных лингвистических игр, тестирования, творческих заданий, защиты проектов. А также шире должны применяться выставки творческих работ, уголки русского языка, дискуссии, публичные выступления…

Методы и формы обучения:

- лекции;

Практические занятия;

Творческие задания;

Дискуссии;

Сочинения;

Контрольные работы;

Публичные выступления;

Чтение наизусть;

Инсценировки;

Произнесение речи с проработкой;

Рефераты;

Результаты изучения курса:

- освоение основ курса культуры речи;

- определение общего и различия культуры речи и риторики;

- соблюдение этики ораторского выступления;

- владение эстетическими качествами речи;

- определение преимуществ и недостатков речи;

- нахождение нового и старого в речи.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки:

Практические занятия;

Рефераты;

Контрольные работы;

Творческие задания;

Сочинения;

Ораторские выступления.

Критерии оценки:

С учетом специфики конкретного предмета оценка «5» ставится, если ответ ученика:

Мотивирован и доказателен;

Логичен и последователен;

Литературно грамотен.

При этом важно, что:

Обобщения и выводы опираются на определенные факты, подтверждаются примерами не только примерами учебника, но и дополнительной литературы, собственными наблюдениями из окружающей жизни;

Показано умение отделять главное от второстепенного, отдельные факты от обобщений;

Имеет не более 1-2 несущественных неточностей, не вызывающих сомнений в глубоком и прочном знании учащимся программного материала.

Оценка «4» ставится за ответ, в котором учащийся обнаружил знания как основного материала, так и существенных деталей, как и при оценке «5», но допустил отдельные упущения в содержании и способах изложения материала.

Оценка «3» ставится за ответ, в котором ученик обнаружил достаточно прочные знания основного материала в пределах школьной программы, но без глубины содержания, возможны ошибки по отдельным вопросам программы, которые ученик исправил сам при дополнительных вопросах.

Оценка «2» ставится за ответ, не удовлетворяющий указанным выше требованиям, в результате допущенных грубых ошибок, свидельствующих о плохом знании учащимся фактического материала, которые ученик не в состоянии исправить даже при дополнительных вопросах.

«Основы культуры речи»

Данное пособие входит составной частью в разработанный для X класса учебный комплекс, включающий программу, сборник заданий и упражнений, хрестоматию, приложение.

Осуществляя задачи «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы», автор данного комплекса стремился усилить роль уроков русского языка в формировании эстетической восприимчивости, обогатить духовный мир школьников, приобщая их к самостоятельной работе, вооружая знаниями и практическими умениями в области русского языка, воспитывая нравственную подготовленность и широкое применение в практике.

Комплекс «Основы культуры речи» ориентирует учителя в первую очередь на углубленное изучение основ культуры речи, которые рассматриваются на уроках.

Курс рассчитан на 34 часа. Занятия целесообразно проводить один раз в неделю по одному часу. Каждая тема рассчитана на два часа. Прилагается словарь терминов для повторения, пройденного материала.

Цель предлагаемого комплекса-решить стоящие перед ним ответственные учебно-воспитательные задачи на новом этапе развития школы, овладеть методикой работы по комплексу, созданному в соответствии с программными требованиями и отражающему систему обучения на таком (из IX в X класс) этапе. Автор также стремился раскрыть возможности использования всего учебного комплекса, призванного помочь учителю в его методических поисках и организации деятельности учащихся.

В методическом руководстве обосновываются методы и формы преподавания русского языка, определяются план и содержание материала.

Комплекс предполагает обязательное проведение лекций учителя, практических занятий, творческих заданий, дискуссий, сочинений, контрольных работ, игр, публичных выступлений, чтений наизусть, инсценировок, рефератов, бесед, семинаров с краткими сообщениями учеников, работа с научно-популярной литературой, справочниками, терминологией, выполнение самостоятельных творческих заданий школьниками.

В состав комплекса входит сборник заданий и упражнений, где указана классная и домашняя работа учащихся. Необходимо учитывать интеллектуальный уровень учащихся, выполняя задания необходимо обратить внимание на условные обозначения сборника:

* задания средней сложности;

** задания повышенной сложности;

Д/р. задания для домашней работы.

Задания, отмеченные звездочками, могут выполняться выборочно, соответствуя интеллектуальному уровню учащихся.

Задания, которые не отмечены звездочками, предназначены для всех учащихся в классе.

Итоговое занятие-это защита проектов. Всего 26 тем. Учащиеся выбирают одну из тем в начале изучения курса. Готовят реферат, используя дополнительную литературу. Норма реферата-10-12 лисов печатного издания, с указанием источников.

Курс «Основы культуры речи» способствует развитию познавательных, разносторонних интересов учащихся и ориентирует их на широкий выбор профессий, связанных с лингвистикой, журналистикой, информатикой и их приложениями на практике.

К каждой теме прилагаются главы в хрестоматии «Основ культуры речи», в которой даются варианты ответов: контрольных вопросов, терминов, образцы творческой и самостоятельной работы.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса «Культура речи» для общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования и базисным учебным планом.

Данная программа конкретизирует содержание программы элективного курса, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, развивает содержание базисного курса русского языка и позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности.

Новизной программы элективного курса «Культура речи» является направленность курса на совершенствование и развитие навыков связной культурной речи обучающихся путем усиления лингвистической основы обучения, ознакомления школьников с системой речеведческих понятий, что позволяет формировать речевые умения и навыки сознательно.

В целом вся программа направлена на то, чтобы помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться пользоваться богатством родного языка для выражения своих мыслей и чувств, определиться с выбором будущей профессии, развивать свои творческие способности.

Курс «Культура речи» является неотъемлемой частью образовательного процесса, способствующего формированию всесторонне развитой личности.

Распределение часов учебного времени в рабочей программе:

9 класс - 17 недель – 17 уроков (1 час в неделю).

Программа допускает вариантность применения, корректировку содержания с учетом индивидуальных особенностей школьников.

Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:

    Научить ребят правильно использовать лексические и грамматические богатства русского языка и стилистические возможности синтаксиса

    Повысить уровень речевой культуры, коммуникативной компетентности учащихся

    Систематизировать знания о стилистическом богатстве русской речи;

    Выработать навыки и методы самостоятельной работы с источниками, развить начальные навыки научно-исследовательской деятельности;

Ведущими методами обучения предмету являются: частично - поисковый, проблемный, исследовательский, объяснительно - иллюстративный и репродуктивный.

На уроках используются различные технологии: личностно - ориентированная, развивающее обучение, проблемное обучение и др.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1: Введение (1 час)

Знакомство с курсом. Презентация курса. Стилистические ресурсы русского языка.

Определение основных направлений в работе. Обсуждение и поиски ответа на вопрос: что делает нашу речь выразительной.

Раздел 2: Подготовка и практика выступления (16 часов)

Культура речи, ее предмет и задачи.

Понятие о культуре речи. Работа с понятиями: речь, культура речи, речевой этикет.

Основные признаки культуры речи.

Закрепление представления о составляющих культуры речи.

Осторожно: слово!

Слово – основная единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Понятие экспрессии. «Поиск» нужных слов. Анализ речевых ошибок.

Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота и богатство.

Многословие и речевая недостаточность.

Размышление о красоте слога. Абсурдность многословия. Речевая недостаточность – результат небрежности. Работа с терминами: тавтология, плеоназм, элипсис.

Виды речи. Приветственная речь.

Что такое приветствие. Каким оно должно быть?

Составление собственного монологического высказывания-приветствия.

Информационная речь.

Признаки информационной речи. Умение строить собственное высказывание. Практическая работа

Фигуры речи. Выразительные средства языка.

Работа с литературоведческими терминами и определениями. Анализ текста, поиск средств выразительности. Создание собственных текстов с использованием средств выразительности.

Орфоэпия.

Ударение. Культура произношения. Языковые нормы.

Искусство и культура общения.

Истоки культуры общения. Общение. Разные формы общения между людьми.

Подготовка и презентация публичных выступлений обучающихся.

Систематизация полученных знаний. Составление устного и письменного высказывания (выступления) на заданную тему.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения культуры речи ученик должен:

    Знать : основные базовые знания по культуре речи, ключевые понятия (литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические), расширить знания о качествах идеальной речи.

    Уметь: правильно подбирать лексические понятия; работать с предложенным текстом, находя в нем характерные выразительные средства, определяя их роль; создавать собственные высказывания; сохранять стиль речи до конца высказывания; грамматически правильно выстраивать свою речь; усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    Получения и оценки информации;

    Реализации своих коммуникативных намерений в различных ситуациях общения

    Использования в общении языковых средств разных функциональных стилей публичных выступлений

Для контроля уровня достижений обучающихся используются:

    наблюдение за активностью на занятиях;

    результаты выполнения предложенных заданий;

    анализ промежуточных творческих работ;

    создание собственных проектов.

Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется зачетная работа: подготовка и публичное выступление учащихся, соответствующее требованиям. Оценка по пятибалльной шкале не выставляется (зачёт-незачёт).

    ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

    Устный опрос.

Дается устное задание по новому материалу.

«5» – выполнил всё задание правильно;

«4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками

«3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;

«2» – почти ничего не смог выполнить правильно;

    Публичное выступление

Критерии

Показатели критерия

Соответствие содержания выступления заявленной теме.

нет отступлений

одно отступление

два отступления

Структура выступления

Структура выдержана полностью (вступление, основная часть, заключение)

Отсутствие одного из элементов

Отсутствие двух элементов

Структура не выдержана совсем

Логика высказывания не нарушена

Невербальное поведение

Эмоциональность, мимика и жесты уместны, адекватны содержанию речи

Эмоциональность, мимика и жесты не всегда уместны, расходятся с содержанием речи

Эмоциональность, мимика и жесты отсутствуют

Речевое оформление

Предложения построены верно

В построении предложений есть ошибки

Наличие связующих (вводных) слов

Отсутствие речевых повторов

Соответствие регламенту

Выступление длится более 2 минут

1,5 – 2 минуты

1-1,5 минуты

Менее 1 минуты

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА

    Розенталь П.А. Стилистика. М.: Просвещение, 1985.

    Власенков А.И., Рыбникова О.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М. «Просвещение», 2006 г.

    Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова М. Просвещение 1982 год.

    Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 год.

5. Гольдин В.Е. Речь и этикет М. Просвещение 1983 год.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка М. 2002 год.

7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М. Айрис рольф, 1996 год.

8. Чечет Р.Г., Софронова И.Н. Тесты по стилистике и культуре речи. Минск: «Тетра Системс», 2006 год.

    медиаресурсы:

    Тренинг по публичному выступлению

    Интернет- ресурсы

    Учебник «Культура речи» http://www.klex.ru/5ew

2. Информационные и коммуникационные технологии в обучении http://www.9151394.ru/