Какие эпизоды баллады изображены на иллюстрациях зачитайте. Сопоставительный анализ баллады Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» и эпизода «Смерть Олега» в «Повесть временных лет




Среди жанров мировой литературы особо выделяются баллады, обращаться к которым любили поэты-романтики. Изначально жанр зародился в поэзии Средних веков, но позднее был переосмыслен и приобрел новое звучание и значение. Предлагаем познакомиться с ключевыми признаками баллады, которые помогут отличить ее от иных стихотворных произведений.

Отличительные черты

Создателем литературной баллады принято считать Роберта Бернса, который активно обращался к народным сюжетам, но облекал их в более правильную стихотворную форму. В его произведениях гармонично сплетены черты собственно песни и увлекательного рассказа с сюжетом. Какие же основные признаки баллады выделяют литературоведы?

  • Авторские чувства или ощущения персонажей выражены ярко и выразительно.
  • Обязателен сюжет, но в отдельных случаях его может заменять диалог, в котором присутствует какое-либо действие.
  • Часто используется элемент таинственности, мистики, чего-то непознанного, это придает тексту особое звучание. Примеры подобного построения текста можно встретить у Жуковского (например, «Светлана», «Ленора» - авторский перевод одноименного произведения Бюргера).
  • Зачастую действие происходит на фоне поразительного пейзажа: невероятного красивого или фантастического.

Не менее важно отметить, что отличительный признак баллады как литературного жанра - это объединение в едином тексте, нередко небольшом по объему, эпического и лирического начал.

Отличие от прочих жанров

Рассмотрим, чем баллада отличается от схожих жанров, былины и сказки. Для удобства материал представлен в форме таблицы.

жанра баллады
Параметр сравнения Баллада Былина Сказка
Авторство Есть народный и литературные тексты Автора нет, тексты относятся к устному народному творчеству Есть народные и литературные тексты
Особенность изложения Писались в стихотворной форме. Использовалась балладная строка: четные и нечетные стихи обладали различным числом стоп Написаны тоническим стихом, чаще всего число ударений от 2 до 4 Могла использоваться как прозаическая, так и стихотворная форма, в зависимости от желания автора
Сюжет Наличие сюжета обязательно
Герои Героем мог быть любой человек, с которым произошло событие, достойное упоминания

Положительный герой - воплощение мужества и справедливости в народном сознании - богатырь или князь. Он всегда совершает свои подвиги ради народа.

Отрицательный герой - воплощение злых качеств, нередко являлся выдуманным существом (Соловей-разбойник)

Волшебная сказка: героями были цари, царевичи, выдуманные существа, колдуны.

О животных: действуют представители живой природы, наделенные человеческими качествами.

Бытовые: обычные люди (крестьяне, попы, солдаты)

Место действия На фоне таинственного либо прекрасного пейзажа Обязательно четко указывалось (Киев-град) В тексте могло отсутствовать упоминание места действия
Тема Необычное событие из жизни любого человека, необязательно героя. Хотя имеется отдельный пласт героических баллад (например, о Робине Гуде) Событие общероссийского значения, обладающее патриотическим пафосом, нечто великое, грандиозная победа Абсолютно любое событие по воле рассказчика

Пользуясь таблицей, можно понять признаки баллады и быстро отличить произведения этого жанра от любых других.

Тексты Жуковского

Этот поэт-романтик настолько любил рассматриваемый жанр, что его в шутку прозвали «балладником». Его перу принадлежит огромное количество и переводов, и собственных текстов, которые до сих пор интересны читателю благодаря незамысловатому слогу и увлекательному сюжету. Какие же основные признаки баллад Жуковского можно выделить?

  • Во многих тестах звучит мотив борьбы зла и добра, причем симпатии автора на стороне последнего, но победа часто достается отрицательным персонажам (девушка Людмила в одноименном произведении погибла только за то, что хотела навсегда остаться с возлюбленным).
  • Наличие потусторонней силы, мистический компонент (гадания, призраки, фантастические существа - все это делает тексты интересными для современного читателя).
  • Большое количество диалогов, которые делают восприятие текста еще более простым.
  • Особую роль играет описание природы, иногда пейзаж становится своеобразным действующим лицом.

Признак баллад любовной тематики - глубокая проникновенность и выражение в поэтическом тексте тончайших оттенков чувств.

Приведем пример из «Светланы»:

Как могу, подружки, петь?

Милый друг далеко;

Мне судьбина умереть

В грусти одинокой.

Год промчался - вести нет;

Он ко мне не пишет;

Ах! а им лишь красен свет,

Им лишь сердце дышит...

Иль не вспомнишь обо мне?

Где, в какой ты стороне?

Где твоя обитель?

Я молюсь и слезы лью!

Утоли печаль мою,

Ангел-утешитель.

В тексте переданы все переживания Светланы, ее тоска, сомнения и надежда на то, что любимый к ней все-таки вернется.

«Лесной царь»

Рассмотрим признаки баллады в «Лесном царе» Жуковского, небольшом по объему произведении, построенном в форме диалога. Какие же черты позволяют отнести текст к балладам?

  • Наличие сюжета, который имеет определенную динамику.
  • Большая роль диалогов.
  • Выражение чувств: читая балладу, начинаешь испытывать ужас, который ребенок и его отец ощущают от присутствия Лесного царя.
  • Мистический компонент - сам царь, гибель младенца.

Наконец, несмотря на то что произведение по смыслу завершено, оно сохраняет в себе элемент таинственности. Такие признаки баллады можно найти в «Лесном царе» Жуковского.

Баллада - удивительный жанр, который сейчас незаслуженно утратил свою популярность. Эти поэтические тексты позволяют и рассказать о необычном событии, и выразить свое отношение к героям повествования.

/ / / Сопоставительный анализ баллады Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» и эпизода «Смерть Олега» в «Повесть временных лет»

В творческом багаже гениального русского поэта Александра Пушкина есть множество произведений разного жанра, в том числе и баллады.

« » основана на рассказе, записанном в «Повести временных лет». Поэта заинтересовал образ князя Олега и его печальная история.

«Песнь о Вещем Олеге» основана на одном эпизоде из «Повести временных лет», однако она воспринимается, как оригинальное сочинение. Сопоставляя балладу Пушкина и отрывок из летописи, мы можем найти существенные различия.

Сближает произведения то, что они имеют одинаковый сюжет: пророчество мудрого старца, первое прощание князя с конем, второе прощание с конем спустя несколько лет, гибель Олега. Но описаны эти события по-разному. Поэтому мы воспринимаем балладу, как отдельное уникальное произведение.

Рассказ о князе Олеге в «Повести временных лет» изложен летописцем сухо и беспристрастно. Это объяснялось тем, что летопись должна была носить, прежде всего, информационный характер, объективно передавать факты, не иметь ярко выраженной экспрессивной лексики. Поэтому в Повести просто перечисляются факты, описываются действия героев без авторского мнения. Здесь нет места рассуждением или авторским эмоциям.

«Песнь о Вещем Олеге» Александра Пушкина напротив написана в экспрессивной форме. Баллада насыщена множеством художественных приемов: эпитетами, метафорами, сравнениями и т.д. Поэт дает яркую характеристику героям, описывает их чувства и переживания, выражает свою авторскую позицию по отношению к событиям и персонажам.

Важным отличием есть и то, что эпизод о князе в Повести записан прозой, а Пушкин создал балладу в стихах. Поэтому баллада обладает большей лиричностью, душевностью.

Летописец дает сухую характеристику персонажам, а Пушкин ярко описывает главных героев. Так, например, старый мудрец, который рассказал Олегу о его судьбе, в Повести назван волхвом, а поэт называет его вдохновенным кудесником.

В балладе сцена прощания Олега с конем описана очень трогательно, тогда как в летописи это событие подается сдержанно. Пушкинский Олег более эмоционально реагирует на расставание с конем, ведь считает его своим верным другом, а летописный Олег просто отдает коня, чтобы избежать пророчества. Прощание князя с конем поэт изображает, как расставание двух привязанных душ, а не как хозяина и животного. Невзирая на свое положение, могучий князь склоняет голову к преданному коню. Лицо его сейчас выглядит очень угрюмым, и даже печальным.

Анализ двух произведений показал, что история князя Олега подается по-разному в «Повести временных лет» и «Песне о Вещем Олеге».

Урок выстроен в виде системы заданий, охватывающей различные виды творческой деятельности. Задания систематизированы по тематике и уровням сложности. Обучающиеся выполняют работу, определяя для себя свой уровень.

Им предлагается обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любо­му ребенку.

Следующий уровень - это творческое задание. Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.

Работа на уроке способствует накоплению творческого опыта познания действительности. Дети приобретают умения изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков.

На уроке используются презентация и диафильм. Презентация состоит из 28 слайдов (среда POWER POINT). Это позволяет сократить время на усвоение нового материала за счет большей наглядности и активизации зрительной памяти. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере. Компьютер вносит элемент новизны, делает процесс работы наглядным, помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах. Работа по каждому этапу урока строится как своеобразный диалог между учителем и учениками, в котором компьютер служит демонстратором решения вопросов. Его использование в учебном процессе позволяет достигать высокой степени результативности.

Использование презентации и диафильма оказывает огромное воздействие на эмоциональное восприятие учащихся, способствуя более глубокому усвоению учебного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок с использованием информационно-коммуникативных технологий

«А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе»

7 А класс

учитель родного языка и литературы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

с.Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области

2014г

Пояснительная записка к уроку русской литературы

Тема.

Учитель: Хисматова Тамара Фанзеловна, учитель родного языка и литературы

Образовательная: познакомить учащихся с балладой А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»; развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения; развивать творческие способности учеников.

Развивающая: развивать творческую фантазию ребят через иллюстрирование прочитанного произведения

Воспитательная: воспитывать уважение к прошлой истории Отчизны; прививать любовь к чтению.

Задачи:

Класс: седьмой

Образовательное учреждение : ГБОУ СОШ с. Камышла Самарской области

Медиапродукт: презентация 28 слайдов (среда PowerPoint)

Продолжительность урока – 40 минут

Продолжительность использования презентации и диафильма на уроке: 12-15 минут

Тип урока: знакомство с новой темой.

Предназначение: для изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер;

портрет писателя, выставка книг писателя, диафильм.

Форма использования – проецирование на экран при фронтальной работе с классом, при индивидуальной работе.

Метод обучения: словесно-логический, поисковый, практический

Методические приемы:

Подготовительная работа: дети получили задания:

Выразительное чтение баллады А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Комментарий - пояснение

Мультимедийная презентация разработана в редакторе PowerPoint. Слайды и действия на слайдах сменяются по щелчку мыши. В план-конспекте урока отмечены слайды, соответствующие каждому этапу урока. В конспекте урока выделены курсивом места перехода с одного слайда на другой.

Преимущество данной презентации заключается в том, что:

  1. Презентация сопровождает все этапы урока.
  2. Презентация дает возможность наглядно показывать словарную работу, иллюстрации к тексту и т.д., что избавляет от необходимости использовать на доске громоздкие картинки и иллюстрации, дает возможность сразу же закрепить полученные знания с помощью всевозможных эффектов на слайдах.
  3. При использовании презентации гармонично сочетаются различные формы и методы работы: наглядный, т.е. показ, фронтальный опрос, словесный метод и др.

Для использования проекта необходимо:

  1. Компьютер с установленным пакетом Microsoft Office, в частности, компонентом PowerPoint версии 2007 года.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Экран.
  4. Музыкальное сопровождение с аудиозаписями - для использования здоровье сберегающих технологий.

Источники информации:

  1. Книги с произведениями А. С. Пушкина.
  2. Поурочные разработки по литературе 7 класс. И. В. Золотарева, Н. В. Егорова, 2010
  3. По материалам статьи В.Г. Маранцмана «Изучение творчества А.С. Пушкина». М., 2011.
  4. Иллюстративный материал.

Урок выстроен в виде системы заданий, охватывающей различные виды творческой деятельности. Задания систематизированы по тематике и уровням сложности. Обучающиеся выполняют работу, определяя для себя свой уровень.

Им предлагается обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ребенку.

Следующий уровень - это творческое задание. Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.

Работа на уроке способствует накоплению творческого опыта познания действительности. Дети приобретают умения изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков.

На уроке используются презентация и диафильм. Презентация состоит из 28 слайдов (среда POWER POINT). Это позволяет сократить время на усвоение нового материала за счет большей наглядности и активизации зрительной памяти. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере. Компьютер вносит элемент новизны, делает процесс работы наглядным, помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах. Работа по каждому этапу урока строится как своеобразный диалог между учителем и учениками, в котором компьютер служит демонстратором решения вопросов. Его использование в учебном процессе позволяет достигать высокой степени результативности.

Использование презентации и диафильма оказывает огромное воздействие на эмоциональное восприятие учащихся, способствуя более глубокому усвоению учебного материала.

Тема: А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе.

Цель урока: познакомить учеников с летописным источником произведения Пушкина, развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения, развивать творческие способности учеников.

Задачи : 1. Изучить произведение так, чтобы учащиеся с возможной для их возраста полнотой увидели богатство выраженных поэтом мыслей и чувств;

2. Приучить детей понимать поэтическую речь, слышать звучания стиха, передавать в своём чтении основное настроение произведения и собственные переживания, вызванные им;

Методические приемы: рассказ учителя, работа с картой, выразительное чтение, словарная работа, работа по составлению таблицы, работа с иллюстрациями, элементы анализа текста, работа над выразительным чтением.

Оборудование: учебник-хрестоматия для 7 класса, репродукции картин В.М.Васнецова к «Песне о вещем Олеге», диафильм, мультимедийный проектор, экран, компьютер; портрет писателя, выставка книг писателя.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Выразительное чтение отрывков поэмы Пушкина «Медный всадник».

2. Чтение мини-сочинений по одной из иллюстраций к поэме. (Вариант: устный рассказ по иллюстрации к поэме «Эпизод из музейной экскурсии»).

3. Реализация индивидуального задания: сообщение «Пушкин и Петр I ».

II. Слово учителя (Слайд 1,2)

Обратимся к еще одному произведению Пушкина на историческую тему - «Песнь о вещем Олеге», в котором он интерпретирует реальные события глубокой древности. В основу «Песни...» положен текст древнерусских летописей. Послушайте, как звучала история князя Олега на древнерусском языке.

III. Чтение «Сказания о смерти Олега от коня»

Учитель читает и комментирует фрагмент летописи (стр. 79 учебника).

Комментарии:

1. Перевод фрагмента летописи на современный русский язык

«Некогда Олег в осеннее время вспомнил о коне своем, от коего ему предрекли умереть волхвы и кудесники. И сказал ему один кудесник так: «Князь! Конь, которого ты любишь и ездишь на нем, от него-то тебе и будет кончина». Олег в уме своем принял намерение такое: «Если так и есть (как говорил кудесник), то не только чтоб ездить на нем, но даже видеть его не захочу». Но, вспомнив коня, Олег призвал старшего конюха и спросил его, говоря: «Конь, которого тебе дал для сбережения, где ныне? Ибо хочу его видеть». Отвечал старейшина конюхов: «Уж он умер». Олег тогда рассмеялся и, укоряя волхвов и кудесников, которые ему предрекали от коня сего умереть, сказал: «Всегда они говорят ложь, ведь ныне видим, что конь уже умер, а я жив». И повелел Олег себе седлать коня, доехав до того, хотя бы на кости его посмотреть. Доехав же до места, где лежали кости и череп конский, сойдя со своего коня на самые кости, со смехом и руганием сказал: «От этого ли черепа мне умереть?» И Олег ступил ногою на череп, попирая, и вот внезапно из оного черепа выникнувшая змея ужалила его в ногу, отчего разболелся и умер. Люди же над ним великий плач сотворили, по обычаю погребли его на горе, Шелковица именуемой, где могила его и до наших дней слывет Олеговой могилой».

2. Из истории написания произведения

Пушкин бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называют могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге. Пушкина поразил этот эпизод летописи. «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», - писал поэт Александру Бестужеву. 1 марта 1822 г. Пушкин заканчивает работу над «Песнью о вещем Олеге», которое начинается с описания другого похода Олега - похода на хазар.

IV. Работа с картой «Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI-XI вв.» (Слайд 3)

Учитель:

Представить, где и когда происходили события, упомянутые в летописи и в произведении Пушкина, нам поможет карта. Напомним, что на месте столицы Византийской империи - Константинополя, а по-русски - Царьграда, сейчас расположена столица Турции - Стамбул. Прочитаем первый абзац вступительной статьи учебника к «Песни....» (стр. 79-80) и рассмотрим карту.

V. Чтение «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина, просмотр диафильма

Диафильм создан в 1972 г.

Художник: В. Бордзиловский
Музыка: Гавриила Попова
Читает: Александр Водяной

VI. Словарная работа (Слайды 10-23)

Хозары(или хазары) – народ, некогда живший в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.

Нива – большое поле, засеянное и возделанное человеком.

Кудесник – волшебник, колдун, жрец языческого культа.

Мольба - страстная просьба.

Волхв - служитель языческого культа, жрец, прорицатель, мудрец.

Чело – перед кокошника; лоб; начало чего-либо.

Отрада – утешение

Отрок – младший член дружины князя Древней Руси, служивший при его дворе.

Попона – покрывало, накидываемое на круп лошади для ее защиты от переохлаждения и насекомых.

Курган – разновидность погребальных памятников. Характеризуется, как правило, сооружением земляной насыпи над погребальной ямой.

Вал – очень высокая волна.

Пращ – метательное холодное оружие, представляющее собой верёвку или ремень, один конец которого свёрнут в петлю, в которую продевается кисть пращника.

Ретивый – усердный и исполнительный.

Секира – топор

Комментарий:

Остальные незнакомые ученикам слова объяснены в примечаниях к тексту. Поясним, что в древней Руси существовал обычай во время похоронного обряда - тризны - убивать коня почившего воина и хоронить вместе с ним.

VII. Выразительное чтение баллады (2-3 ученика) (Слайды 7-9)

VIII. Беседа по вопросам

Вопросы:

За что славит поэт князя?

Что поэтического видит Пушкин в происшествии, которое стало основой «Песни...»?

Как вы понимаете слова:

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен»?

Комментарий:

Прочитаем второй абзац вступительной статьи учебника к «Песни....» (стр. 80).

Как эти слова связаны с событиями в жизни поэта во время

В каком жанре написана «Песнь...»? (В жанре баллады.) (Слайды 5,6)

Что общего между жанрами летописи и баллады и чем они отличаются друг от друга?

(Общее: произведения обоих жанров основаны на историческом событии. Различия: летопись - прозаическое произведение, баллада - поэтическое, активно использующее средства художественной выразительности. Цель баллады, в отличие от летописи, не только сообщить о событии, но и создать определенный образ, повлиять на читательское отношение к герою.)

Что вас поразило в балладе? Какие эпизоды взволновали более всего?

Почему Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым безумным стариком»? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?

Какое значение имеет последняя строфа баллады?

Отметьте в пушкинском тексте характеры Олега и волхва и средства их передачи.

Индивидуальная работа на интерактивной доске (ученик с овз)

Тест

  1. Жанр, в котором написана «Песнь о вещем Олеге»

а) ода;

б) баллада;

в) дума.

2. Сюжет стихотворения взят Пушкиным:

а) из древнерусской летописи;

б) из германского эпоса;

в) из древнерусской былины.

3. «Песнь о вещем Олеге» написана:

а) высоким стилем, с использованием славянизмов;

б) низким стилем, с использованием просторечных слов,

в) нейтральным языком, присущим всем стилям.

4. В разговоре с волхвом князь Олег проявил себя как человек:

а) трусливый, опасающийся за свою жизнь;

б) смелый, отважный, принимающий вызов судьбы;

в) надменный, насмешливый, не доверяющий чужому мнению.

5. Слово «чело», «пращ», «вещий» являются:

а) архаизмами;

б) диалектизмами;

в) славянизмами.

6. Фраза «твой щит на вратах Цареграда» напоминает читателю:

а) о поражении князя Олега под Царьградом;

б) о том, что Олег повесил свой щит на ворота Царьграда в знак победы над греками

в) о победе Олега в войне с турками в X веке.

7. Царьград сейчас носит название:

а) Константинополь;

б) Стамбул;

в) Царьград.

8. Предложение: «…И кудри их белы, как утренний снег / Над славной главою кургана…»

Содержит:

а) сравнение;

б) антитезу;

в) олицетворение.

Ключ

Составление сопоставительной таблицы, изображающей события, основные эпизоды летописи и баллады. (Слайд 4)

(работа ведется двумя учащимися самостоятельно у доски, у детей карточки с названиями эпизодов, учащиеся должны расположить их так, чтобы передать последовательность событий)

«Повесть временных лет»

«Песнь о вещем Олеге»

1.Князь вспомнил своего коня.

1.Князь едет в поход против хазар.

2.Когда-то он оставил его из-за предсказания волхва.

2.По дороге встречает кудесника и спрашивает о судьбе.

3.Князь спросил о судьбе коня и узнал о его смерти.

3.Диалог князя и кудесника.

4.Он поехал взглянуть на кости коня.

4.Прощание с конём.

5.князь, смеясь, наступил на череп, и его укусила змея.

5.Князь пирует с дружиной.

6.он умер и был похоронен на горе Щековице.

6.Князь спрашивает о судьбе коня и узнаёт о его смерти.

7.Князь вспоминает предсказание (но не смеётся, а скорбит)

8.Князь едет взглянуть на кости.

9.Князь тихо наступил на череп и прощается с конём.

11.Гробовая змея.

12.Тризна по Олегу.

Подведение итогов сравнения.

Сделайте вывод: в чем смысл этого произведения?

Какой судьбы пытался избежать Олег, отказываясь от коня?

Обратите внимание: в «Песни» Олег едет в опасный поход и хочет узнать будущее.

(он предположил, что конь подведёт его и он погибнет в сражении, князь хочет избежать гибели, которая пристала воину, - гибель в битве, где рядом с ним был бы друг – конь и все его друзья – дружинники)

Сумел ли князь изменить свою судьбу?

(он не обошел предсказание, но судьбу свою всё же изменил. Он «обидел» судьбу, как обидел коня: она не была к нему враждебна. Та или иная смерть всё равно ждала князя, но он отверг гибель в битве – гибель воина и героя – и умер бесславно)

События следуют за чувствами человека. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не общая судьба. Именно это делает Олега лицом поэтическим. Так что же, смысл «Песни» так горек? Неужели верность чувству ведет к гибели? Может быть, и так. Ведь сказал же Данте: «Дано любви нас с жизнью разлучать».

На доске вопрос: почему для Пушкина важна любовь князя к коню?

Почему Пушкин окружает Олега не семьёй, а дружиной?

(вся жизнь князя – битва. Дружина для него ближе, чем кто бы то ни было)

Почему ещё пушкинский Олег так горько переживает смерть коня?

(он предал дружбу, пытаясь спасти свою жизнь)

Физкультпауза

IX. Работа с иллюстрациями (Слайды 24-26)

Вопросы:

Какой эпизод «Песни...» иллюстрировал В. Васнецов?

Такими ли вы представляли себе героев баллады?

В чем особенность композиции рисунка? Какова роль композиции?

X. Подведем итоги урока. (Слайд 27)

1. Что нового узнали на уроке?

2. Что понравилось и запомнилось на уроке?

3. Составление синквейна:

Баллада

Загадочная, непредсказуемая

Интригует, заставляет задуматься

Помни от судьбы не уйдешь

Рок

История повторяется. Люди, обращаясь к истории, решают важные проблемы из современной жизни. Это страшные горькие уроки. Это решение трудных проблем.

Какая проблема могла волновать ссыльного Пушкина? Есть ли ответ в тексте?

В устах волхва: свобода, независимость, неподкупность.

Мы уже с вами говорили о независимости поэзии и о духовной свободе поэта от мирской власти царей. Но поэт должен быть патриотом своей страны и использовать свободу в «ее интересах».

XI. Домашнее задание по группам

1. Подготовить выразительное чтение баллады.

2. Выучить фрагмент баллады наизусть.

3. Подготовить устный рассказ на тему: «Памятник одному из героев «Песни...»

Предварительный просмотр:

Таблица

«Анализ баллады А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»

Вопросы

Наблюдения

Выводы

Жанр баллады

Но вижу твой жребий на

Светлом челе.

Воителю слава – отрада;

и волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе.

У брега Днепра лежат благородные кости…

…смертию кость угрожала

из мёртвой главы гробовая змея … выползала…

В основе лежит предание, связанное с историческими событиями.

«Песнь..» - легенда, облечённая в форму баллады. Имеет сюжет.

Включение диалога – традиционная особенность баллады.

Череп, кости, гробовая змея – атрибуты неизбежного рока.

Тема

Исторические реалии:

Твой щит на вратах Цареграда…

Древние обычаи и традиции:

На тризне уже недалёкой…

Покорный Перуну старик одному…

В основе легенда (история гибели князе Олега)

Тема рока, предопределённости, неизбежности судьбы:

Главная тема – тема судьбы.

Тема отношений поэта и власти, которая в реальной жизни для поэта стала роковой.

Идея и идейно-эмоциональная оценка

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на

Светлом челе.

…примешь ты смерть от коня своего….

«Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», - писал поэт Александру Бестужеву

Князь – власть, а кудесник выше князя по божьему проведению.

Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них ни одна судьба.

Верность чувству долга может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.

Герои баллады

Князь по полю едет на верном коне,

Идёт вдохновенный кудесник,

С дружиной своей,

отроки-други возьмите коня, пирует с дружиною, князь Игорь и Ольга.

Главные герои – Олег и его верный конь, кудесник.

Второстепенные герои – Ольга, Игорь, дружинники, слуги.

Сюжет и композиция

Композиция

1. Предсказание кудесника и прощание с конем.

2. «Пирует с дружиною Вещий Олег…»

3. «На холме у брега Днепра…»

Сюжет

завязка действия . (Встреча с мудрым старцем.)

кульминация в развитии действия . (Исполнение предсказания.)

развязка («На тризне плачевной Олега…»)

Художественно-изобразительные средства

– отмстить неразумным хазарам, могучий Олег, вдохновенный кудесник

– грядущие годы таятся во мгле…

как чёрная лента , вкруг ног обвилась… и кудри их белы , как утренний снег

над славной главою кургана…

И волны, и суша покорны тебе;

– с волей небесною

И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды

И пращ, и стрела , и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

И холод, и сеча ему ничего.

Но примешь ты смерть от

Коня своего

Эпитеты

Метафоры

Сравнения

Олицетворение

Инверсия

Градация

Художественное пространство баллады.

Князь по полю едет на верном коне

Пирует с дружиною вещий Олег… На холме, у брега Днепра, лежат благородные кости…

На тризне плачевной Олега… дружина пирует у брега…

Действие происходит в поле, на холме, на берегу Днепра.

На море, на суше, в Царьграде, в Киеве.

Художественное время в балладе.

1 – 10 строфы сложные предложения – настоящее время употребляются глаголы в настоящем, будущем времени изъявительного и повелительного наклонения

(встреча с кудесником и предсказание)

11 – 15 строфы – глаголы в настоящем времени (пирует. поминают, внемлет), в прошедшем времени (рубились, промолвил) и в будущем времени (хочет увидеть)

16 строфа – глаголы в прошедшем времени (таилась, угрожала, выползала, обвилась, вскрикнул).

17 строфа – глаголы в настоящем времени (шипят, сидят, пирует, поминают)

В прошедшем времени глагол – рубились.

Прорицатель как будто видит уже свершившимся жребий (судьбу) князя употребляет такие глагольные формы, которые передают будущее время в форме настоящего.

Читатель догадывается, что прошло много лет между встречей с волхвом и гибелью князя. В летописи указан точный промежуток времени – «прошло 4 лета а на пятое вспомнил…»

Язык баллады

Обрек, отроки-други, воитель, на тризне плачевной

Могущему, позлащённое стремя,глава

На светлом челе, конь мой ретивый

Архаическая высокая лексика

Старославянизмы:

Фольклорные эпитеты :

Стремится через язык баллады передать исторические реалии.

Размер баллады.

Баллады состоит из 17 шестистиший. Трёхсложный размер баллады с ударением на втором слоге.

4/3 – стопный амфибрахий

Редкий у Пушкина трёхсложный размер

Подписи к слайдам:

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» Презентация к уроку литературы

Вещий Олег и его время (879 - 912 гг.) Олег – родственник Рюрика. В 882 году Олег перенес столицу в Киев. В 907 году осуществил успешный поход на Царьград (Константинополь) Необычайная военная удача, его ум и проницательность принесли ему прозвище "Вещий".

Летопись и баллада

Баллада – жанр лиро-эпической поэзии Баллада – лирическое стихотворение с напряжённым, острым сюжетом (легендарным, историческим, фантастическим). Герои в балладе вступают в конфликт друг с другом, с самой судьбой. Часто присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, трагически неразрешимого.

Жанр «Песни о вещем Олеге» « Песнь о вещем Олеге» - легенда, облечённая в форму баллады: - в основе лежит исторический факт -тема рока, предопределенности, неизбежности судьбы - композиционная особенность - включение диалога (обращения, вопросы-ответы)

Тема, идея произведения Тема: История гибели князя Олега Тема отношений поэта и власти. Главная тема – тема судьбы. Идея: Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них ни одна судьба. Верность чувству долга может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия

Герои, сюжет, композиция произведения Главные герои – Олег и его верный конь, кудесник. Второстепенные герои – Ольга, Игорь, слуги, дружинники. Сюжет баллады: Завязка действия - встреча с мудрым старцем. Кульминация в развитии действия – исполнение предсказания. Развязка действия - «На тризне плачевной Олега…»)

Композиция баллады « Песнь о вещем Олеге» 1 . Предсказание кудесника и прощание с конем. 2. «Пирует с дружиною Вещий Олег…» 3. «На холме у брега Днепра …»

Хозары (или хазары) – народ, некогда живший в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.

Нива – большое поле, засеянное и возделанное человеком.

Кудесник – волшебник, колдун, жрец языческого культа.

Мольба - страстная просьба.

Волхв - служитель языческого культа, жрец, прорицатель, мудрец.

Чело – перед кокошника; лоб; начало чего-либо.

Отрада – утешение

Отрок – младший член дружины князя Древней Руси, служивший при его дворе.

Попона – покрывало, накидываемое на круп лошади для ее защиты от переохлаждения и насекомых.

Курган – разновидность погребальных памятников. Характеризуется, как правило, сооружением земляной насыпи над погребальной ямой.

Вал – очень высокая волна.

Пращ – метательное холодное оружие, представляющее собой верёвку или ремень, один конец которого свёрнут в петлю, в которую продевается кисть пращника.

Ретивый – усердный и исполнительный.

Секира – топор

Предсказание кудесника

Прощание с конём

Олег у костей коня

Выводы: «Песнь о Вещем Олеге» дополняет содержание летописи, помогает представить исторических героев, увидеть их характеры и судьбы. Вещий Олег наделён душевной привязанностью к коню. Над его чувствами не властно ни время, ни даже смерть коня. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню.

Интернет-ресурсы: http:// nearyou.ru/vvasnetsov/oleg1.html http:// nearyou.ru/vvasnetsov/oleg2.html http:// nearyou.ru/vvasnetsov/oleg3.html http:// www.ozhegov.org http:// www.youtube.com/watch?v=oNf0t28DfJ0&noredirect=1


«Лицей Пушкина» - Пушкин попал в лицей «по блату». Французская литература и оказала самое сильное влияние на раннее творчество Пушкина. Вольховский В.Д. Металлическая овальная пластина, масло. Друзья мои, прекрасен наш союз! Яковлев М.Л. Творческие порывы. Корсаков Н.А. Атрибуция портрета Н.В. Баранской. Друзья Пушкина.

«Детские и лицейские годы Пушкина» - Отец Сергей Львович. Бабушка Мария Алексеевна. Няня Арина Родионовна. 19 октября 1811 торжественно открыт Царскосельский лицей. Род Пушкиных уходил корнями в глубокую древность. Детские и лицейские годы А.С. Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая (6 июня) 1799 года. И встретил нас Куницын…-.

«Пушкин в начальной школе» - Потерять свежесть. Приятна мне твоя прощальная пора. А. С. Пушкин "Осень". Раскрыть возвышенное настроение стихотворения. Подведение итогов урока. Александр Сергеевич Пушкин. Размышление. 6 июня 1799 года родился А.С.Пушкин. Мать - Надежда Осиповна Отец - Сергей Львович. Заполните таблицу.

«Царское село - лицей Пушкина» - Синонимы. Воспоминания в Царском Селе. Муза. Библиотека. Учебная комната. Пушкин и Царское Село. Царскосельский дворец. Комната лицеиста. Царское Село. Запятые. Царскосельский Лицей.

«Лицейские годы Пушкина» - Кюхельбекер. Крылов и Гнедич. Пущин. Там собирались противники "Беседы" но и не сторонники "Арзамаса". Лицейские годы А. С. Пушкина. Н. И. Гнедич. Сколько приятных воспоминаний будет у Пукшкина связанно с лицеем. Воспитание и детство. Где наша роза, Друзья мои? Помимо "Арзамаса" и "Беседы" были еще литературные общества.

«Пушкин лицеист» - И.Репин «Пушкин на экзамене». «Сень наук». В.Ф.Малиновский – первый директор Лицея. Желанные гости. А.А.Дельвиг. «Дортуар». "Лицейская республика". Царское Село. И.И.Пущин. № 14, спальня А.С.Пушкина. Рукописные журналы. «Святое братство». На каждого лицеиста полагался умывальный столик, комод, конторка и кровать.

Всего в теме 20 презентаций

Как построена баллада? Найдите завязку, кульминацию и развязку.

В балладе есть своеобразный пролог: бегство князя Курбского от Ивана Грозно­го. Есть в ней и завязка: решение князя послать гневное обличительное письмо Ивану Грозному и согласие стремянного — Васьки Шибанова — отвезти это посла­ние. Этот поступок — смертный приговор для вестника; зная это, Василий Шибанов идет на такой шаг. И вот кульминация баллады:

Вдруг едет гонец, раздвигает народ,

Над шапкою держит посланье.

И спрянул с коня он поспешно долой,

К царю Иоанну подходит пешой И молвит ему, не бледнея:

«От Курбского князя Андрея!»

«Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!»

И в ногу Шибанова острый конец Жезла своего он вонзает…

Затем царь отправляет Василия с Малютой Скуратовым в застенок.

Вскоре наступает трагическая развяз­ка: казнь Шибанов встречает бесстрашно.

Какую роль в развитии сюжета играют Курб­ский и царь Иоанн? Почему автор назвал балладу «Василий Шибанов»?

От царя Иоанна Грозного зависит жизнь всех людей в его государстве, в том числе и Василия Шибанова. От князя Курбского также зависит судьба его слу­ги. Но в сюжете баллады царь Иоанн и князь Курбский враждуют, и их проти­востояние определяет судьбу Василия Шибанова.

Какой эпизод показался вам самым убеди­тельным для характеристики главного героя?

Василий Шибанов во всех эпизодах, ко­торые описаны в балладе, ведет себя ровно и независимо. Однако не всегда это легко герою, и есть моменты, когда читатель остро переживает за него. Таков момент, когда царь пронзает своим жезлом его но­гу, читая дерзкое письмо Курбского. Сле­дя за тем, как ведет себя гонец под пытка­ми, мы запоминаем более всего то, что «он славит свого господина». И это запоми­нается, поскольку эти же слова звучат и перед его казнью. Так, описание судь­бы Шибанова достигает особой силы не столько за счет отдельного эпизода, сколь­ко за счет умелой демонстрации главного его качества — верности.

Какие художественные приемы активно ис­пользует автор при характеристике своих героев и при описании событий?

Баллада «Василий Шибанов» близка по стилистике устному народному творче­ству и использует многие приемы произ­ведений фольклора. В ней много просто­народных слов и оборотов: слово своего заменяется просторечным свого, в речь героя включены слова зазноба, напря­мик, напролет, пешой. В письмо Курб­ского включены обороты, свойственные письменной речи той поры: ответ­ствуй; внимай; побил еси добрых и сильных; и аз, иже кровь в непрес­танных боях за тя, аки воду, лиях и лиях.

Автор насыщает балладу эпитетами: святая великая Русь, измученный конь, ночь туманная, верность раб­ская, стан вражий, опальный воево­да, душа оскорбленная, злые слова, дерзновенные слова, медный звон, змеиная душа.

Большую роль играют повторы. Запо­минается фраза, которая говорит о вер­ности стремянного: «Он славит свого гос­подина!» и слова повторяют палачи, кото­рым так и не удалось сломить верность слуги Курбского. Сам же он повторяет слова о своей верности:

Язык мой немеет, и взор мой угас,

Но слово мое все едино…

Какие метафоры передают эмоциональное состояние героев?

Князь Курбский исполнен… желчи и злобы, перо его местию дышит; злы­ми словами язвит он царя; послание, полное яду; кромешная тьма опрични; очи царя загорелися вдруг и др. Метафоры помогают передать накал страстей, которые владеют героями.

Сравните первую и последнюю строфы бал­лады. Как вы охарактеризуете их роль в развитии сюжета?

В первой строфе перед нами своеобраз­ный пролог к событиям баллады. Князь

Курбский бежит от гнева царя Иоанна Грозного в сопровождении стремянного Васьки Шибанова. В последней строфе — последние слова погибающего героя — развязка трагического сюжета баллады.

Создайте краткий рассказ об одном из геро­ев баллады.

Главным героем баллады, конечно, яв­ляется Василий Шибанов. Это верный своему хозяину стремянный. Рассказывая об этом человеке, можно использовать сло­во верность, и оно полностью охарактери­зует его главное качество. Но рядом с этим словом мы можем применить много других определений: бескорыстие, бесстрашие, точное осознание места в той ситуации, ко­торая сложилась. Шибанов не предаст, хо­тя отчетливо видит недостатки своего князя.. Его подвиг продиктован не трусостью, не страхом перед пытками, а твердыми убеждениями. Слуга предстает перед нами как человек, достоинства которого значительно выше качеств, которые демонстрируют князь Курбский и Иван Грозный.

Иван Грозный в этой балладе гневный, жестокий, нетерпеливый в своем всевлас­тии человек. Облик князя Курбского бли­зок к такой же характеристике: он гневен, «исполнен желчи и злобы», а «перо его мес­тию дышит». В столкновении двух власти­телей оба равны в своей ненависти, оба поглощены осуществлением только лишь сво­их задач, удовлетворением своих амбиций.

В рассказе о царе можно привлекать ил­люстративные материалы, например порт­реты, выполненные В. М. Васнецовым, ко­торые помогают представить себе этого че­ловека.

Составьте краткий словарь устаревших слов, которые использует автор в балладе. Объясните, с какой целью они помещены в текст.