Влияние репертуара на учебно-воспитательный процесс коллективного музицирования.




Хоровой репертуар как основополагающий фактор в формировании музыкальной культуры учащихся

Козырева И.В., Романова Н.Г., Мигунова М.Г.

Подбор репертуара – сложная, многоплановая задача для руководителя хора. Руководитель должен ясно представлять художественно - исполнительские возможности руководимого им коллектива. Малый опыт работы с хором зачастую не позволяет руководителю правильно определить, что может хор исполнить на должном исполнительском уровне, а что ему пока недоступно. Правильный подбор репертуара зависит и от знания руководителем музыкальной литературы. Чем глубже и шире эти знания, тем больше возможностей у руководителя коллектива правильно подобрать нужный и интересный репертуар. Пытливость и творческое желание изучать музыкальную литературу различных эпох и народов – необходимое условие для успешной работы с коллективом.

Репертуар – самый важный вопрос жизни творческого коллектива. Репертуар – его лицо, его визитная карточка. Еще не слыша хор, но зная его репертуар, можно в определенной мере точно судить о творческом лице коллектива, его эстетических и нравственных позициях, его исполнительских возможностях .

Умело подобранный, высокохудожественный репертуар обеспечивает творчески активную жизнь хора, постоянно повышает его исполнительское мастерство в целом и каждого отдельного исполнителя в частности. И, наоборот, случайно составленный репертуар чаще всего приводит к тяжелым последствиям – распаду хора. Вот почему с такой тщательностью должна продумываться руководителем репертуарная политика, особенно в первое время существования коллектива.

Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого участника хора, но в то же время он не только повышает музыкальную культуру детей, но и в значительной мере способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы и взгляды, укрепляет чувство любви к своей Родине и народу, повышает ответственность перед коллективом и товарищами.

В процессе музыкальных занятий у младших школьников активно развиваются музыкальные способности, художественный вкус. Вместе с этим, параллельно, воспитываются устойчивые интересы к музыке, к пению, развивается память, активность, умение трудиться, умение организовывать себя, свое время, умение общаться с коллективом сверстников. Это и есть формирование готовности к музыкальной деятельности.

Сформированная готовность к музыкальной деятельности включает в себя: во-первых, направленность к оркестровой деятельности, в которую входят: а)мотивация; б) переживание чувства радости, удовлетворения, в) проявление творческого подхода; г) осознание общественной и личной значимости хорового исполнения. Перечисленные основные компоненты структуры показывают, что готовность к музыкальной деятельности – это не отдельное качество человека, а сочетание многих сторон хорового исполнения .

Формирование готовности к музыкальной деятельности зависит не только от компонентов структуры готовности, т.е. внутреннего содержания самого «механизма» готовности, но и от внешних факторов. К их числу относятся: организация хоровой деятельности, дисциплина в коллективе, мастерство педагога, хоровой репертуар и т.д.

Одной из основных задач при составлении репертуара является нахождение таких музыкальных произведений, которые способствовали бы воспитанию художественного вкуса исполнителей и слушателей, т.е. для работы с хором должна быть подобрана подлинно художественная музыка. Следует помнить, что музыка несёт в себе равноправие словесного и музыкального содержания, поэтому подлинно художественным должен быть не только музыкальный, но и литературный текст.

Одним из главных критериев подбора репертуара является принцип доступности, поэтому при составлении репертуара обязательно следует учитывать количественный состав хора и его качественное состояние.Следующий принцип, которым следует руководствоваться при подборе репертуара, является постепенность усложнения репертуара. Надо сказать, что довольно часто неопытные руководители не учитывают этот принцип в своей работе. Исполнение сверх сложных произведений, погоня за популярным репертуаром при отсутствии необходимых умений приводит к закреплению ошибок, воспитывает неправильные навыки .

Наряду с этим, в результате любого хорового коллектива, в том числе и детского хора, необходимо наличие произведений, представляющих собой определенную трудность для разучивания и исполнения в данном хоре (имеются в виду такие трудности, которые можно преодолетьв процессе работы). Более сложные произведения стимулируют деятельность хора, заставляют предельно раскрывать возможности участников, а в конечном счёте, коллектив, разучив сложное произведение в своём развитии делает «шаг вперёд». Этот принцип – принцип построения обучения на высоком уровне трудности. Однако, нельзя всю деятельность коллектива строить лишь на сложных произведениях, в противном случае этот метод принесёт коллективу больше вреда, чем пользы: во-первых, работа лишь над сложным репертуаром будет требовать постоянного максимального напряжения слуха, внимания, голоса, что непременно приведёт к чрезмерному утомлению участников хора: во-вторых, интерес к музыкальной деятельности. Будет постепенно угасать, потому что учащиеся, не достигнув нужных результатов, своих «маленьких вершин», не получат полного удовлетворения от своей деятельности. Поэтому в хоровом репертуаре обязательно должны быть произведения, которые не представляют большой сложности исполнения для данного коллектива.

Хоровой репертуар должен быть интересным, многоплановым, разнообразным по характеру, мелодике, ритму, темпу, характеру изложения, стилю, гармонии и д.т. Нельзя забывать, что дети приходят не только учиться, но и получать удовлетворение от занятий.

В репертуар любого хорового коллектива необходимо включать народные песни, произведения классиков, современную музыку (произведения советских и зарубежных авторов).

Значение народной песни трудно переоценить, потому что народная песня с ее удивительной метроритмикой – лучший художественный и учебный материал. Русская народная песня – исключительно ценный материал для вокальной работы: распевание напевных, широких мелодий на одном гласном звуке требует глубокого полного дыхания. При этом у учащихся развивается весь певческий аппарат, музыкальный слух, воспитывается умение пользоваться дыханием, навык импровизации, самостоятельность в интерпретации произведений .

Русская народная песня - прекрасный материал для выра­ботки навыка пения a capp е lla . Современные композиторы пишут мало песен a cappella для исполнения оркестрами младше­го школьного возраста, а русская народная песня - неисчер­паемый источник.Нужно исполнять не только русские народные песни, по и песни других пародов. Своеобразие песен пародов России и песен стран мира необычайно обогатит кругозор, му­зыкальные представления учащихся. В репертуар следует включать те обработки народных песен, которые сделаны па высоком профессиональном уровне. Большую ценность пред­ставляют собой великолепные обработки русских композиторов: Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, А. Т. Гречанинова, П. И. Чайковского, которые вошли в сокровищницу музыкаль­ного исполнительства.

О том, что в ре­пертуаре хора обязательно должны присутствовать произведе­ния современных композиторов, наверное, не стоит много говорить, тем более, что в данном случае речь идёт о младшем школьном возрасте. Современные школьники поют музыку композиторов-современников - это естественно. Проблема за­ключается в другом: современные композиторы часто исполь­зуют в своих сочинениях новые приёмы в мелодии, гармонии, ритме, фактуре. Освоение современного музыкального языка представляет собой определённую трудность, главная причина которой - в инерции нашего музыкального мышления, воспи­танного на музыке XIX века.

Таким образом, проблема репертуара является одним из основных вопросов в работе хорового коллектива. Все учебные, педагогические, творческие процессы находятся в непосредственной зависимости от репертуара. Правильно подобранный репертуар, разучивание и исполнение произведений, весь этот процесс в целом способствует проявлению склонностей, направленности учащихся к хоровому пению, разрабатывает и стимулирует способности учащихся к музыкальной деятельности и является критерием творческого роста коллектива на основе практической подготовки – опыта, т.е. формирует у учащихся готовность к музыкальной деятельности.

Список литературы

1. Осеннева Н.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскимвокально-хоровым коллективом. – М.:1999 г. -221 с.

2. Соколов В. Работа с хором. – Изд.2-е. – М.: «Музыка», 1983.

3. Струве Г.А. Школьный хор. М.: «Музыка», - 1981.

4. Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа. Сб. «Музыкальное воспитание вшколе», вып.15.-М.: «Музыка»,1982.

МКОУ ДО «Кореневская детская школа искусств имени А.М.Руденко»

Доклад

«Компетентностный подход в составлении индивидуальных планов обучающихся ДШИ»

Выступление на внутришкольном методическом семинаре

«Приоритеты в подборе репертуара для учащихся ДШИ в условиях современности»

Подготовила: преподаватель

по классу баяна

Дерябина В.Д.

п. Коренево, 2016 г.

План

Введение

2. Репертуар – важнейший фактор в воспитании устойчивого интереса ученика к музыке.

3. Организация педагогической работы в школе искусств.

4.Компетентностный подход как показатель нового качества дополнительного музыкального образования детей

Заключение

Литература

Введение

« Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».

Изменения, происходящие в стране, в обществе, предъявляют новые требования к современному преподавателю. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить?». В школе искусств это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей учеников, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования.

Современный преподаватель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы могли применять эти знания на практике. Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.

Отличительными чертами современного педагога, являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а идти вперед. Школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Перемены в образовании кардинально изменяют профессиональное сознание учителя. Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному преподавателю. Одно из таких понятий компетентность .

1. Профессиональная компетенция учителя как условие реализации ФГ требований.

1.1. Понятие компетентности.

Компетентность - это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.

Под профессиональной компетентностью в педагогической деятельности понимается характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях . При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.

1.2.Компетентностная модель учителя.

Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в нее элементов.

    Ценности, принципы и цели.

    Профессиональные качества.

    Ключевые компетенции.

    Педагогические методы, способы и технологии.

    Профессиональные позиции.

Ценности (сюда относятся те суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):

    свобода учащегося быть самим собой;

    каждый человек обладает своим «совершенством»;

    помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;

    индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям;

    человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;

    чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;

    приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.

Профессиональные качества:

    доброжелательно и заинтересованно относиться к учащимся;

    быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, вносить соответствующие коррективы в свою деятельность;

    иметь развитую способность к критике и рефлексии;

    воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания;

    понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности;

    быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу;

    спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес;

    иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим;

    уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами;

    демонстрировать компетентное поведение - собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации и диалогу и т.п.

    демонстрировать увлеченность своим предметом;

    использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями.

Профессиональные компетенции учителя

Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка. Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, мотивировало учащихся на более высокие достижения и творческий рост.

1.3.Компетентностный подход.

Учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает! То есть осуществлять компетентностный подход. К омпетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

    Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.

    Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.

    Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

Компетентность не замыкается только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности – самостоятельность, которая является основным результатом начальной ступени образования.

1.4.Создание развивающей среды.

Характеристики образовательных ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды»

    Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности.

    Самостоятельная, мотивированная учебная деятельность учащегося.

    Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).

    Участие детей в различных формах деятельности.

    Формирование понятий и организация на их основе своих действий.

    Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.

Возможные действия учителя, направленные на создание развивающей среды

    Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.

    Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.

    Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.

    Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них творческие способности.

    Создавать, разные формы мотивации, позволяющие включать в творческую деятельность всех учащихся.

    Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.

    Учить понимать других учащихся, имеющих иные ценности, интересы и способности.

    Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.

    Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.

    Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.

    Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.

1.5.Основные компетенции современного учителя.

Основа образовательных стандартов нового поколения – формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования. Учитель должен:

    Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».

    Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).

    Уметь мотивировать учащихся, включая их в творческую деятельность.

    Уметь выстраивать учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности учеников, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.

    Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся умений и навыков в образовательной деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.

    Уметь подмечать склонности ученика и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или репертуар.

    Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.

    Уметь вести занятия в режиме диалога.

    Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

1.6. Педагог должен остерегаться:

Передавать свой опыт и воспитывать исходя из того, как был воспитан он сам.

Мелочных правил и инструкций.

Цель современного учителя: воспитать детей, которые могут поставить перед собой задачу, самостоятельно принять необходимые меры для её решения и добиться их выполнения. Это возможно лишь тогда, когда преподаватель будет компетентным в своей профессиональной деятельности. У современного преподавателя должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика. В практике школ искусств это – индивидуальный план обучающегося, основным содержанием которого является подобранный исполнительский репертуар каждого обучающегося .

2. Репертуар – важнейший фактор в воспитании устойчивого интереса ученика к музыке.

Репертуар ” (фр. Repertoire, от лат. Repertorium – список, опись) – это совокупность произведений, исполняемых в театре, концерте, на эстраде и т.д., а также круг ролей (партий), в которых выступает актер, или музыкальных пьес, которые исполняет музыкант. На современном этапе развития школ искусств, традиционные требования составления репертуара, оказываются за пределами зоны мотивации музыкальных интересов учащихся.

Исследователи И.Пуриц, С.Мильтонян, В.П.Анисимов, изучавшие методические особенности и основы подбора репертуара для учащихся, указывают на такие аспекты сохранения мотивации музицирования учащихся, как:

    Доступность по содержанию и по средствам выразительности.

    Игра в ансамбле, коллективные занятия.

    Общение с учеником на самые различные темы, с целью

выявления круга личностных интересов учащихся.

    Обеспечение успешности работы учащихся.

В кратком музыкальном словаре для учащихся понятие “ репертуара ” заключается в подборе музыкальных произведений, исполняемых в концертах, а также совокупность пьес, составляющих “багаж” какого-либо исполнителя-солиста.

В таком определении обозначается личностная направленность произведений, подбираемых для конкретной личности. Указание на то, что такой “багаж” необходимо подбирать для учащегося, говорит о необходимости индивидуального подхода и учета исполнительской возможности данного ребенка. Понятие “ репертуар ” должно включать три признака:

Первый признак – это совокупность, комплекс, система произведений (на этот признак указывают все источники научно-методической литературы).

Второй признак - это идейная направленность, круг, спектр ценностных ориентаций субъекта.

Третий признак - технические возможности исполнения определяемого комплекса произведений.

Таким образом, “Репертуар” - это совокупность произведений, определяющих субъективную идейную направленность, круг ценностных ориентаций, а также технические возможности исполнителя, способного выражать свои идейные предпочтения, посредством исполняемого комплекса произведений, ролей (партий).

В таком определении понятия “репертуар” внимание акцентируется как минимум на два аспекта:

1) характер содержания музыки и технических средств выразительности;

2) субъективные возможности исполнителя как по техническим аспектам музицирования, так и его готовности (или неготовности) усвоения идейно-образного содержания музыкального произведения.

Именно второй аспект зачастую игнорируется в педагогической практике подбора репертуара.

3. Организация педагогической работы в школе искусств.

Планирование учебного процесса

В музыкальных учебных заведениях процесс обучения строится на основе определённого плана, который планируется в соответствии с программными требованиями.

На каждого учащегося составляется индивидуальный план. Необходимо, при его составлении, обратить внимание на правильное соотношение инструктивного и художественного материала. Принцип составления плана требует учёта особенностей данного ученика (одарённость, музыкальные способности, физические особенности, подвинутость), а также последовательности и постоянности в его художественном и техническом развитии.

В плане не должно уделяться много места как чрезмерному увлечению техническим материалом в ущерб художественному развитию, так и наоборот.

При составлении индивидуального плана нельзя не учитывать желаний ученика, но и подходить к его склонностям необоснованно. Иными словами, репертуар не должен состоять только из благодатных произведений, пьес. В последнем случае эти произведения не будут составлять трудности для ученика, поэтому не будет продвижения вперёд. Это простая программа. В случае завышения программы перед учеником встают задачи, с которыми он не может справиться, он теряет веру в свои силы и останавливается профессиональный рост ученика (паника ученика и т.д.).

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод о том, что к выбору программы нужно подходить очень серьёзно.

Выбирая произведения соответствующие способностям учащегося, задачам данного этапа его развития педагог должен исходить из содержания этих произведений, яркости, конкретности и доступности художественных образов. Особенно это надо учитывать при начальном образовании.

Д.Писарев (критик) говоря о влиянии искусства на воспитание, писал: «Красоты тех произведений, которыми мы окружаем детей, должны быть красоты простые, понятные, близкие детскому сердцу. Картины должны изображать такие эпизоды, в которых проявлялось бы чувство, доступное детям, способное возбудить в них сочувствие. Музыкальная мелодия должна отличаться простотой. В противном случае искусство останется для детей чуждым элементом и не получит образовательного влияния».

При составлении индивидуально плана ученика начальных классов ДШИ, следует учитывать ограниченность объёма внимания и выдержки ребёнка, поэтому в репертуар должны входить пьесы малой формы и небольшого объёма.

Индивидуальный план рекомендуется составлять по следующим направлениям:

    Новый художественный репертуар для детального изучения.

    Новый художественный материал для самостоятельного изучения.

    Репертуар для эскизного изучения

    Репертуар для повторения

    Инструктивный материал (гаммы, арпеджио, упражнения, этюды).

    Материал для развития навыков чтения с листа, транспонирования, игры по слуху, импровизации.

В индивидуальном плане художественный материал должен быть представлен произведениями различных эпох и направлений, произведениями разных композиторов. В план должны входить как кантилены, так и пьесы темпового характера.

Индивидуальный план составляется к началу каждого полугодия. В начале плана пишется инструктивный материал (гаммы, этюды), затем – художественный. В конце года, к весеннему экзамену составляется характеристика на ученика, где должны быть отражены моменты:

1) музыкальные данные, возможности, их развитие;

2) что сделано за год (какие изучены штрихи, приёмы игры, приобретены умения и навыки (например, навык чтения с листа и т.д.);

3) освоение учеником всей программы;

4) какие моменты не получаются и требуют дальнейшей доработки;

5) отношение к учёбе и занятиям дома;

6) восприятие музыки, эмоциональность, музыкальность.

Характеристика должна быть очень подробной, в ней также указываются цели и задачи работы с учеником на следующий год. Удачно подобранный репертуар способствует быстрым успехам ученика и наоборот, неудачно составленный план может вызвать нежелательный результат.

Составлять план нужно заранее. Он должен отвечать требованиям программы учебного предмета. Необходимо поощрять самостоятельность ученика в выборе программы, но относиться к выбранным им пьесам очень внимательно. Следует исходить из полезности репертуара.

Поощрение самостоятельности ученика пробуждает более живое отношение к занятиям музыкой и работой над выбранными пьесами.

При составлении индивидуального плана следует учитывать и то, что будет исполняться на академическом концерте, экзамене, на конкурсе или фестивале, т.к. эти произведения необходимо довести до возможной степени отточенности. Корректировка индивидуальных планов, изменение программы в процессе работы может быть вызвана только методической необходимостью или конкурсом, фестивалем, концертом.

Основные принципы при подборе репертуара:

1. Доступность для участников ансамбля как в техническом отношении, так и по содержанию.
2. Репертуар ансамбля скрипачей младших классов не должен по трудности быть сложнее пьес, изучаемых в классе по специальности.
3. Репертуар должен способствовать развитию творческого воображения учеников. Для этого в программу следует включать пьесы программного характера, жанровые зарисовки.
4. Учет количества и уровня технической подготовки учеников – участников ансамбля.
5. Принцип изучения музыкального материала “от простого – к сложному”.
6.Принцип разнообразия пьес в репертуаре.
7.Выбор репертуара с перспективой дальнейших концертных выступлений.

4. Компетентностный подход как показатель нового качества дополнительного музыкального образования детей

Важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, является детей. Среди его разнообразных направлений музыкальное образование – одна из самых методически разработанных областей педагогической науки и практики.

На протяжении двух десятилетий в России произошел пересмотр идейных, социальных, а с ними – и культурно-художественных ценностей, что повлекло за собой существенные изменения в образовательных и культурных потребностях учащихся. Изменились, прежде всего, целевые установки главного «потребителя» музыкально-образовательных услуг: из области профессиональных интересов ориентационные мотивы учения многих юных музыкантов переместились в область общего эстетического развития и досуга. Кроме того, реализация тенденций демократизации и гуманнизации российского образования позволила привлечь к обучению музыке детей и подростков разных возрастов, с разным уровнем общих и музыкальных способностей.

В этих условиях одним из перспективных направлений в модернизации музыкального обучения и может стать компетентностный подход, где «компетентность» понимается - как состоявшееся личностное качество готовности человека самостоятельно решать проблемы жизнедеятельности в новых условиях, в ситуациях неопределенности. Актуальность компетентностного подхода к образованию обусловлена ускорением темпов развития общества. В современном быстро меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм, то есть способность менять сферы и способы деятельности, применять полученные знания и умения в новых ситуациях. От педагогов дополнительного образования требуется подготовка учеников к жизни в условиях перемен, развитие в них мобильности, динамизма. Если до сих пор основными категориями педагогического целеполагания выступали знания, умения и навыки учащихся, то новыми качествами выпускника любого образовательного учреждения на современном этапе должны явиться самостоятельность, ответственность за свой жизненный выбор, готовность к саморазвитию, креативность .

И если в сфере общего образования данный подход широко обсуждается (достаточно назвать таких авторов, как М. Е. Бершадский, И. А. Зимняя, В. И. Слободчиков, А. В. Хуторской, Б. Д. Эльконин и др.), то в области дополнительного образования исследования возможностей и средств реализации данного подхода исчисляются единицами.

Недостаточная разработанность данной проблемы побудила сформулировать тему: «Компетентностный подход в составлении индивидуальных планов обучающихся ДШИ». В качестве основных задач работы выделены следующие:

1. Определить сущностные характеристики компетентностного подхода в образовании и особенности его осуществления в контексте дополнительного музыкального образования;

2. Выявить ключевые, базовые и функциональные компетенции, приобретаемые учащимися в процессе дополнительного музыкального образования;

3. На основе предлагаемых компетенций определить направления реализации компетентностного подхода в работе преподавателя над репертуаром обучающихся;

4. Провести исследование эффективности подхода участников образовательного процесса к музыкальному репертуару учащихся в детской школе искусств.

Ключевые компетенции учащегося детской школы искусств.

Ключевая компетенция получения знаний в сфере музыкального искусства и культуры связана с развитием таких базовых компетенций , как умение самостоятельно знакомиться с новой музыкой и работать с нотным текстом, умение музыкально озвучить внутренние образы и переживания, реализовать музыкальными средствами свои эмоциональные, творческие, познавательные и досуговые потребности.

Такие ценностно-смысловые компетенции , как способность ориентироваться в многообразной звуковой палитре современного мира и способность разбираться в музыке разных направлений, стилей и жанров, соответствуют новому качеству музыкального восприятия. Это восприятие осуществляется через постижение музыки в новом пространстве, заинтересованное знакомство с новыми средствами музыкальной выразительности, толерантное отношение к существованию различных эстетических критериев в музыке разных направлений и культур.

Нетрудно догадаться, что данные базовые компетенции реализуются через такие функциональные умения и навыки, как чтение с листа, подбор по слуху, музыкальная импровизация, аранжировка, переложение любой понравившейся музыки на любой состав инструментов.

Коммуникативная ключевая компетенция реализуется в сфере музыкального образования через развитие умения общаться с широким кругом людей, терпимо, с пониманием относиться к представителям других культур, умение выступать перед людьми и умение слушать других. Функциональной основой этой компетенции являются: развитая культура музыкального восприятия, широта музыкального мышления, умение выступать перед публикой, как в качестве солиста, так и в ансамблях различного состава.

Даже поверхностный анализ традиционной методики обучения музыке показывает, что преобладающим по времени на уроке специальности является работа над музыкальными произведениями из репертуара, определенного и индивидуальным учащегося. Так как учебный репертуар по уровню технической и художественной сложности находится в «зоне ближайшего развития» ученика, последний может справиться с ним только при условии совместной работы с педагогом. Сложность музыкального языка, традиционно высокие требования к исполнению классической музыки в российском музыкальном образовании обуславливают кропотливый характер такой работы на уроке, её трудоемкость, большие временные затраты. Всё это практически «не оставляет шансов» другим направлениям музыкальной , развивающим навыки самостоятельного музицирования учащихся и, как следствие, – музыкальную компетентность в широком социально-культурном понимании этого слова. Безусловно, индивидуальную работу ученика с педагогом над совершенствованием исполнения учебного репертуара ничто не может заменить, в том числе, потому, что в ней развиваются многие ключевые и базовые компетенции учащихся: общекультурная, ценностно-смысловая, коммуникативная . Но если такая деятельность доминирует в содержании и формах музыкального образования, то «на выходе» мы имеем примерно следующие результаты: небольшая часть выпускников ДШИ (5-10 %) поступает в музыкальные колледжи и ВУЗы. А что же остальные 90 % учащихся, какие компетенции получили они? Подавляющая масса выпускников музыкальных школ и школ искусств могут в первые полгода после окончания обучения сыграть пару произведений из программы выпускного экзамена, через год – главные музыкальные темы из этих произведений, позже – ничего. Но воспроизведение музыки из учебного репертуара в различных жизненных ситуациях для подростков зачастую нецелесообразно, а освоить другую, актуальную в данный момент, музыку в самостоятельном режиме они не могут. Единицы из всей массы выпускников способны аккомпанировать себе и друзьям в часы досуга, с трудом разобрать мелодию с из сборника популярной музыки, но в большинстве случаев эти умения являются личными достижениями, а не следствием совместной целенаправленной работы с педагогами. Таким образом, в традиционном начальном музыкальном образовании такая базовая компетенция, как умение работать над исполнением одного-двух музыкальных произведений, оказывается не востребована жизнью, а другими компетенциями выпускники ДШИ в массе своей не обладают.

Какие же компетенции требуются современным детям и подросткам уже сейчас и будут востребованы в будущем?

Что бы ответить на этот вопрос многими школами искусств проводится мониторинг музыкально-образовательных и общекультурных потребностей учащихся, их родителей, учителей общеобразовательных школ, представителей общественности района, а также их комплексной оценки результатов деятельности ДШИ. В процессе анализа данных мониторинга видно, как динамично меняются дети, их музыкальные запросы, вкусы, взгляды на музыкальное образование. Например, одной из важных тенденций мотивационной сферы учащихся ДШИ является потребность в реализации знаний и умений, полученных на музыкальных занятиях, в концертной и досуговой практике, в социально-значимой деятельности на уровне школы, микрорайона и города (участие в мероприятиях на различных площадках).

Исходя из данных мониторинга и критического анализа содержания традиционного музыкального образования видно, что фундаментом компетентностного подхода в дополнительном музыкальном образовании детей, его деятельностной основой должно стать развитие навыков музицирования на всех этапах обучения в школе искусств, начиная с первых шагов, с первых проб звукоизвлечения. Казалось бы, ничего нового для развития юного музыканта не предлагается, ведь чтение с листа, подбор по слуху, игра в ансамбле всегда декларировались в качестве составляющих любой учебной программы. Проблема заключается в том, что дальше деклараций дело чаще всего не заходит. Развитие навыков самостоятельного музицирования, как один из предполагаемых результатов деятельности школ искусств в наше время приобретает новую, обостренную актуальность.

Заключение

Если проследить образовательную деятельность нашей школы в рамках программ старого образца, на первом этапе ДШИ по реализации компетентностного подхода в музыкальном образовании, были сформулированы требования по развитию навыков музицирования. Основной проблемой этого периода явилась недостаточная разработанность методико-дидактической базы музицирования, что проявилось в ограниченности и однообразии музыкального репертуара, отсутствии новых форм проведения контрольных мероприятий, в занятиях педагогов данными видами деятельности эпизодически, для отчетности, несмотря на всеобщее понимание необходимости такой работы.

На втором этапе инновационной деятельности в ДШИ были содержательно разработаны новые программы по музицированию (чтению с листа, подбору по слуху и гармонизации, игре в ансамблях различного состава, аккомпанементу). Кроме того, появились новые формы отчетности: зачеты и отчетные концерты, тематические и театрализованные концерты с единым сценарием. Были разработаны и сейчас уже стали традиционными внутрнишкольные конкурсы различной тематики.

Работа по внедрению компетентностного подхода в музыкальное образование стала проводиться педагогами отделений ДШИ. Это проведение открытых музыкально-интеллектуальных игр с участием команд обучающихся по теории, и общешкольные тематические конкурсы и концерты, приуроченные к юбилеям композиторов, музыкальных деятелей. Инновационная деятельность по внедрению компетентностного подхода в школе искусств продолжается, но промежуточная диагностика уже показала, насколько востребовано данное направление.

Задача педагогов музыкальной школы - облегчать детям сложный путь в мир музыки, учитывая реалии современного мира. Меняются вкусы, пристрастия, музыкальный язык, изменилась вся звуковая атмосфера, в которой растут наши дети. Музыка, которую они слышат вокруг, которую они играют, определяет их вкус, формирует духовные склонности. Поэтому, важно раскрыть перед детьми диалектическую взаимосвязь между музыкальным наследием прошлого и современной музыкой, показать и помочь осмыслить развитие традиций и жанров, научить отбирать истинные ценности, которые, несомненно, есть в любом виде музыки, содействовать способности понимать умом и сердцем разницу между серьёзной музыкой, с одной стороны, и легкой – с другой. В этом случае, мотивация исполнения своих произведений проецируется и на произведения программного репертуара. Репертуар высокохудожественных произведений будет играть реальную воспитательную роль при условии мотивационной готовности учащихся к присвоению содержания (идеи, образа) произведения как личностно значимого.

В качестве важнейшей педагогической задачи стоит необходимость подбора такого репертуара для каждого учащегося, который бы обеспечивал сохранение имеющейся мотивационной готовности и её дальнейшего развития с ориентацией на высокохудожественные образцы музыки.

Приложение: анкетирование обучающихся старших классов.

Литература

Зимняя И. А. . Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня. – 2003. №5. – С.34-42.

1. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования // ред. А. Каспржак, К. Митрофанов. – М., 2002.

2. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. №5. – С.3-12.

3. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход / под ред. Н. Ф. Радионовой и М. Р. Катуновой. – СПб.: Изд-во ГОУ «СПБ ГДТЮ», 2005. – 64 с.

4. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". – 12.12.2005,

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Детская школа искусств

Доклад из опыта работы

«ВЛИЯНИЕ РЕПЕРТУАРА НА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КОЛЛЕКТИВНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ».

Подготовил : преподаватель по классу баяна и аккордеона

Музицирование – не дело состязания, а дело любви...

(Г. Гульд, пианист)

История музицирования так же длинна, как и само существование музыки. В древности люди верили в целительную силу прекрасных звуков, которые появлялись в результате занятий музыкой. Именно поиск гармонии, первые стремления человека самовыразиться были попытками музицировать. История становления различных видов музицирования с древности до наших времён раскрывает процесс развития данной формы музыкальной деятельности от органичной составляющей естественного хода жизни, через принадлежность к содержанию светского образования, как отражение идеи общественного прогресса, до понимания музицирования как педагогической стратегии музыкального образования. Существование различных форм музицирования подтверждает воспитательную силу воздействия музыки на развитие личности, общества. Освоение традиций народного музицирования происходило непосредственно в практической деятельности и предполагало коллективное музицирование и взрослых и детей. Ансамблевое музицирование, совместная игра детей и взрослых, их сотворчество являлись традиционными формами воспитания. С помощью коллективного музицирования активно протекает процесс социальной адаптации к взаимодействию в коллективе, к подчинению своих интересов общим целям. Коллективное инструментальное музицирование - это одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Творческая, игровая атмосфера занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей. Это, в свою очередь, содействует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди учеников. Совместное музицирование развивает такие качества, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм.

Репертуар – зеркало, в котором мы видим лицо коллектива – в профиль и анфас. Перед руководителем такого коллектива постоянно встаёт вопрос: «Из каких произведений формировать репертуар?». От умелого подбора произведений зависит рост мастерства коллектива, перспективы его развития, все, что связано с исполнительскими задачами. Сформировать мировоззрение исполнителей, расширить их жизненный опыт поможет осмысление репертуара, поэтому высокая художественность и духовность того или иного произведения, предназначенного для музицирования, есть основополагающий принцип в выборе репертуара. Особенно внимательно надо подходить к выбору репертуара в детском ансамбле.

Основная задача репертуара – неуклонно развивать музыкально-образное мышление участников коллектива, их творческую заинтересованность. Это возможно только через обновление и расширение музыкального материала.

В репертуар, прежде всего, нужно включать русскую народную музыку. Народная песнялучшее средство развития основных музыкальных способностей учащихся. Такие качества народной песни, как четкость ритмического рисунка, повторность небольших по размерам мотивов, куплетность и вариационность форм делают ее исключительно ценным материалом в музыкальном воспитании учащихся различных возрастов. Русская народная музыка, с ее, не отличающимися сложностью музыкальными образами, доходчива и проста для восприятия. (Приложение).

Огромнейшие фонды классической музыки могут стать одним из значительных источников формирования репертуара. Произведения русской и зарубежной классики отличаются глубоким содержанием и могут значительно обогатить художественный вкус обучающихся, а также повысить интерес к занятиям. Классика – это проверенная временем, лучшая школа воспитания участников коллектива и слушателей. При выборе таких произведений нужно внимательно подходить к качеству инструментовки. Иногда, после неудачной инструментовки пьесы теряют свои художественные достоинства, а известная музыка с трудом узнается на слух. Поэтому выносить их на суд слушателей можно лишь тогда, когда они не только хорошо технически отработаны, но и оригинально и грамотно трактованы. (Приложение).

Обязательно нужно включать в работу с коллективом пьесы современных авторов, написанные в стиле эстрадной музыки с использованием нестандартных гармоний, мелодических оборотов и т. п. Такие произведения вызывают сильный эмоциональный отклик обучающихся, так как обладают красивой мелодикой и оригинальным гармоническим строем и самое главное они популярны и на слуху. (Приложение).

И ещё не стоит забывать о том, что ансамбль может выступать в качестве аккомпаниатора солисту или вокальному ансамблю. Очень много произведений написано для детского хора, в сопровождении ансамбля русских народных инструментов, ансамбля духовых инструментов и т. д. Эти номера всегда пользуются популярностью в концертах. Зрители с большим удовольствием слушают их, а участники ансамбля с интересом разучивают эти произведения, т. к. партии аккомпанемента всегда легче для исполнения. (Приложение).

Произведения, включаемые в репертуар любого коллектива, должны обладать выразительностью и наглядностью художественных образов. В большей мере этим требованиям отвечают произведения, созданные композиторами специально для конкретных составов инструментов: АРНИ или ансамбль баянистов и аккордеонистов, духовой оркестр или ансамбль скрипачей.

Принципы подбора репертуара.

При выборе репертуара рекомендуется руководствоваться критериями, предложенными. Произведение «…должно быть художественным и увлекательным.., оно должно быть педагогически целесообразным (т. е. учить чему-то нужному и полезному) и должно выполнять определённую воспитательную роль». На начальном этапе работы с коллективом, когда участники овладевают азами игры на инструменте, вырабатывают навыки коллективной игры, когда устанавливается тесное взаимопонимание между участниками и руководителем, приходится решать проблему учебного репертуара. Профессионализм руководителя выражается в грамотном распределении партий по инструментам, что способствует развитию мелодического слуха у участников, навыков чтения нот с листа, а самое главное удовлетворяет потребность быстро, не прилагая усилий овладеть инструментом. Зачастую ученик хочет «просто научиться играть на инструменте», преподаватель учит его «вслушиваться в звуки», «вчитываться в ноты», «приобщает», «развивает», «воспитывает», согласно сложившимся педагогическим традициям и в результате часто разлучает ученика с любимым некогда инструментом.

Существенное требование, предъявляемое к исполняемому репертуару – его доступность. Когда репертуар соответствует возрастным особенностям коллектива, тогда занятия будут плодотворными и интересными, а для учащихся это способствует эффективному художественно-творческому развитию. Репертуар должен быть доступен для исполнения. Произведения подбираются с учетом технических возможностей учащихся, приобретенных ими исполнительских навыков на данном этапе обучения. Каждый участник коллектива обязан в совершенстве овладеть порученной ему партией. Произведения должны быть доступными и по объему. Важно подбирать такие произведения, которые были бы доступны не только с точки зрения фактурных и технических трудностей, но главным образом по содержанию. То есть, художественная форма музыкального произведения не должна быть сложной.

Следующее условие правильного подбора музыкального репертуара – его педагогическая целесообразность , т. е. он должен способствовать решению конкретных учебно-воспитательных задач, соответствовать методическим требованиям на определенных этапах музыкальной подготовки учащихся. Репертуар, исполняемый ансамблем должен вырабатывать исполнительские навыки и навыки коллективной игры. А т. к. приобрести различные навыки на однотипном материале невозможно, в учебную (исполнительскую) программу включаются разнохарактерные произведения. Таким образом, действует принцип многоплановости. Это очень важно и для музыкально-эстетического воспитания коллектива, так как художественные произведения, различные по жанрам, содержанию, стилевым особенностям делают возможным разностороннее музыкальное развитие учащихся.

Следующим принципом правильного формирования репертуара является принцип заинтересованности. При подборе музыкальных произведений важно учитывать предпочтения учащихся. Когда исполняемое произведение вызывает интерес у детей, решение учебных и воспитательных задач в значительной мере облегчается. Содержание музыкальных произведений должно отличаться яркостью музыкальных образов. Руководитель должен постоянно поддерживать интерес к исполняемым произведениям, ставя перед участниками детского коллектива все новые художественно-исполнительские и познавательные задачи.

При подборе репертуара не менее важное значение имеет постепенность его усложнения, в соответствии с техническим развитием учащихся. Бессистемный подбор музыкальных произведений сказывается отрицательно на музыкальном развитии детей , притупляет интерес к занятиям, расхолаживает их. Путь от простого к сложному – основной принцип приобщения учащихся к музыкальному искусству. Сложность произведений, которые разучивает коллектив, наращивается постепенно и последовательно, что, в конечном итоге, приводит к росту исполнительского уровня коллектива.

Таким образом, проблема репертуара всегда была основополагающей в художественном творчестве. Репертуар, как совокупность произведений, исполняемых музыкальным коллективом, составляет основу его деятельности, способствует развитию творческой активности участников, находится в непрерывной связи с различными формами и этапами работы, будь то репетиция или концерт, начало или вершина творческого пути коллектива. Репертуар влияет на весь учебно-воспитательный процесс, на его базе накапливаются музыкально-теоретические знания, нарабатываются навыки коллективной игры, складывается художественно-исполнительское направление ансамбля. В целом у каждого коллектива со временем вырабатывается определенное репертуарное направление, накапливается репертуарный багаж. Достигнув определенных вершин, творческий коллектив ищет почву для своего развития в более сложном репертуаре. В этом смысле репертуар всегда должен быть нацелен на перспективу, его постоянно надо в определенном смысле одолевать.

Приложение

1. А. Гречанинов – обр. р. н.п. «Пойду ль, выйду ль я»

2. А. Лапошко - обр. р. н.п. «Калинка» - поппури на темы народных песен,

3. В. Чунин – инструментальная обр. р. н.п. «Камаринская»

Николаева музыкального образования: Древняя Русь: Конец X – середина XVII столетия: Учебное пособие. М., 2003.

Кабалевский принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. Программа. – М., 1980. – С. 16

Цвибель В. Музицирование, как метод овладения фортепианной игрой. – Карелия, 1994.

Развитие музыкального восприятия детей осуществляется посредством всех видов музыкальной деятельности, поэтому речь пойдет о качестве репертуара в целом. Музыкальный репертуар, изучаемый детьми, в большой степени определяет содержание музыкального образования. Вот почему оценка качества музыкальных произведений, используемых в работе с дошкольниками,- важнейший вопрос методики.

Содержание образования - это не только знания, умения и навыки, которыми овладевают дети. Оно должно обеспечить выполнение задач воспитания и развития ребенка в комплексе. Успешность решения задач музыкального воспитания (развитие музыкальных способностей, основ музыкальной культуры детей) в значительной степени предопределена самим музыкальным репертуаром. Не столько важно обучить детей определенным навыкам и умениям (пение, движения, игра на музыкальных инструментах), сколько с помощью всех этих средств приобщить к музыкальной культуре. Одни и те же навыки и умения могут формироваться на репертуаре, имеющем различную художественную ценность, поэтому его отбор имеет первостепенное значение.

Музыкальный репертуар, используемый в работе с детьми, должен удовлетворять одновременно двум требованиям - художественности и доступности. Рассмотрим эти требования подробнее.

Музыка существует с глубокой древности. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени все наиболее ценное, яркое, талантливое, художественное. Это народная музыка и произведения, созданные композиторами в разные исторические эпохи в разных странах. У современного человека имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Разные люди неодинаково относятся к этой возможности. Одни отдают предпочтение классической музыке, у них есть любимые композиторы, произведения; другие же равнодушны к ней.

В чем причина такого явления, что признанные человечеством художественные шедевры не имеют ценности для многих людей?

Является ли музыка элитарным искусством, доступным восприятию лишь немногих, или ее может полюбить каждый человек, и тогда надо говорить об издержках музыкального воспитания?

Музыкальная культура человека, его вкусы формируются в процессе познания им опыта культурного наследия. Где и когда человек обретает этот опыт? Освоение его начинается в детстве.

Известно, что ребенок усваивает речь, находясь в человеческом окружении. Если он попадает в изолированную от общения с людьми среду, то после 3-летнего возраста ему трудно будет научиться говорить. Музыкальный язык, имеющий общую с речью интонационную природу, также должен усваиваться человеком с раннего детства.

В еще не столь далекие времена, когда музыкальная культура была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления.

В быту ребенок слышал колыбельные песни матери, народную музыку, среди которой он рос. Все народные праздники, обряды сопровождались пением, танцами, звучанием народных инструментов.

В обеспеченных семьях дети могли часто слушать музыку в исполнении членов семьи, коллективное домашнее музицирование было широко распространено. Детей тоже обучали игре на музыкальных инструментах.

Большое влияние на формирование начал музыкальной культуры оказывала религия. С детства ребенок слышал музыку в церкви во время торжественной, величественной службы, в атмосфере всеобщего внимания. Эмоциональные впечатления от музыки углублялись и усиливались самим таинством духовности, которую проповедовала церковь.

В итоге, несмотря на отсутствие в те времена радио, телевидения, может быть, и благодаря этому, ребенок получал эстетически ценные музыкальные впечатления.

В каждую историческую эпоху в музыке отражался излюбленный круг образов, тем, интонаций. «Новые люди, новое идейное устремление,- писал Б. В. Асафьев,- иная «настроенность эмоций» вызывают иные интонации»1.

Б. В. Асафьев подчеркивал, что в музыке разных времен существует свой «интонационный словарь эпохи». Это понятие употребляется в разных вариантах: «бытующий словарь интонаций», «устный словарь интонаций», «звукосмысловые накопления», «звукословарь», «интонационный словарь своего времени».

В музыке И. С. Баха часто звучат строгие, возвышенные мелодии. В творчестве французских клавесинистов Ф. Куперена, Ж. Рамо получило отражение галантное искусство эпохи рококо.

Романтическая приподнятость в сочетании с лиризмом, искренностью в выражении чувств свойственна музыке Р. Шумана, Ф. Шопена. Современная классическая музыка более конфликтна; полна острых звучаний.

Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Знаменитый скрипач С. Стадлер однажды заметил: «Чтобы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением.

В дошкольном возрасте у ребенка еще не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времен и стилей. Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Интонации народной и классической музыки становятся все более привычными для слуха, знакомыми, узнаваемыми. А, как известно, узнавание полюбившихся мелодий, интонаций, произведений вызывает у человека положительные эмоции.

Б. В. Асафьев объясняет это явление так: «В сознании слушателей... не размещены целиком музыкальные произведения... а отлагается сложный, очень изменчивый комплекс музыкальных представлений, в который входят и разнообразные «фрагменты» музыки, но который, в сущности, составляет «устный музыкально-интонационный словарь». Подчеркиваю: интонационный, потому что это не абстрактный словарь музыкальных терминов, а каждым человеком интонируемый (вслух или про себя...) «запас» выразительных для него, «говорящих ему» музыкальных интонаций, живых, конкретных, всегда «на слуху лежащих» звукообразований, вплоть до характерных интервалов. При слушании нового музыкального произведения сравнение происходит по этим общеизвестным «дорогам»1.

Прокладывать эти «дороги» предпочтительнее на высокохудожественных образцах музыкального искусства, создавая в представлении ребенка эталоны красоты.

Таким образом, репертуар, который используется в процессе музыкального воспитания, оказывает влияние на формирование отношения детей к музыке. Какую музыку дети слышат сегодня в детском саду и семье?

Репертуар детского сада включает народную музыку, детскую классику и современную музыку, но в своем подавляющем большинстве состоит из произведений, специально созданных отечественными композиторами для детей (с учетом дидактических целей). Многие из этих произведений не отвечают высоким требованиям художественности. Они написаны упрощенным, малохудожественным музыкальным языком, включают примитивные штампы интонационных оборотов и гармонизаций, скучны и неинтересны. С помощью этих произведений и прокладываются «дороги», по которым идет ребенок, постигая язык музыки.

Большое влияние на усвоение детьми музыкального опыта оказывает общение. То, что является ценным для окружающих людей, приобретает ценность и для самого ребенка. В семье малыши, как правило, слышат преимущественно развлекательную музыку. Классическая музыка не имеет ценности в представлении многих родителей, которые сами выросли без нее.

Музыкальный руководитель формирует интерес к музыке на том репертуаре, который традиционно используется в работе детского сада. Дети воспринимают положительное отношение педагога к этим произведениям, и, таким образом, эталоны красоты у них формируются на малохудожественных произведениях. В итоге деятельности и общения дети воспитываются на репертуаре, далеком от совершенства. «Интонационный словарь эпох» усваивается ими в очень незначительной степени. Он вытесняется интонационным словарем специфически детской современной музыки (в детском саду) и развлекательной (в семье).

Еще раз подчеркнем: репертуар, используемый в работе с детьми, должен включать в себя произведения классической музыки всех эпох.

В связи с этим необходимо рассмотреть другое требование, которое предъявляется к музыкальным произведениям,- требование доступности. Оно рассматривается, как правило, в двух аспектах: доступность содержания музыкальных произведений и доступность для воспроизведения их детьми.

Доступность содержания иногда понимается как использование программно-изобразительных образов, близких детям (природа, игра, игрушка, сказка, образы животных и птиц и т. д.), дающих опору на внешние предметные образы. Вопрос же доступности содержания музыки гораздо шире. Он должен рассматриваться в плане возможности восприятия эмоционального содержания, соответствия чувствам, которые дети способны пережить в данный момент.

Доля изобразительной музыки в общем музыкальном культурном наследии ничтожно мала, поэтому детей не следует приучать при восприятии музыки непременно искать опору в предметных образах. Полезно, чтобы дети слушали и внепрограммную музыку, различали настроения, выраженные в ней, сопереживали чувствам. При этом важен эмоциональный

опыт - способность сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.

Детям, уже начиная с раннего возраста доступны для восприятия образы, выражающие спокойствие, радость, нежность, просветленность, легкую грусть. Предлагать для слушания произведения с ярко выраженной тревожностью, мрачностью звучания не следует. Ведь музыка воздействует на человека и физиологически - успокаивает или возбуждает (в зависимости от ее содержания). Этот факт доказал своими экспериментальными работами крупнейший физиолог В. М. Бехтерев. На основании опытов он сделал вывод, что ребенок задолго до развития речи (буквально с первых дней жизни) реагирует на звуки музыки. В. М. Бехтерев указывает на целесообразность использования произведений, которые вызывают у детей положительные эмоции: «Малолетние дети вообще живо реагируют на музыкальные произведения, из которых одни вызывают у них плач и раздражение, другие - радостную эмоцию и успокоение. Этими реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных пьес для воспитания ребенка»1.

Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И. С. Баха, А. Вивальди, музыку В. А. Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов - спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку (танцевальную, маршевую) они реагируют непроизвольными движениями. Дети хорошо воспринимают народную музыку с теми же эмоциями.

На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Накопление музыкальных впечатлений - важнейший этап для последующего развития музыкального восприятия детей. Поскольку объем внимания дошкольников невелик - они могут слушать музыку в течение небольшого времени (1-2 минуты),- целесообразно отбирать небольшие произведения или яркие фрагменты. При повторных прослушиваниях можно взять более крупный фрагмент, в зависимости от реакций детей, их заинтересованности. Важно при этом соблюдать чувство меры, ориентироваться на желание ребят, проявление интереса.

Детей необходимо знакомить со звучанием различных музыкальных инструментов - народных, инструментов симфонического оркестра, чудо-инструмента - органа, их выразительными возможностями.

Таким образом, круг доступных по содержанию дошкольникам музыкальных произведений достаточно широк.

В настоящее время в музыкальную школу стали принимать детей без вступительных экзаменов, организовали подготовительные классы для детей раннего возраста (3-5 лет), из репертуарной программы были извлечены многие произведения, в программу обучения введены новые специализации и т.д. На фоне произошедших нововведений хочется обратить особое внимание на необходимость поиска методических пособий, которые смогут помочь сделать процесс приобщения к музыке и овладения навыками игры на аккордеоне доступными ребенку с самыми обычными данными. Часто возникает ситуация, когда при общепринятом подходе изучения нотной грамоты, у детей пропадает желание заниматься музыкой.

С точки зрения психологов все многообразие человеческой деятельности сводится к трем основным видам – игре, учебе и труду. Ведущим из них является тот, в ходе которого происходит в данный период основное развитие психологических функций и способностей. Так, для дошкольников ведущей деятельностью является игра. Именно в процессе игры у ребенка формируется внимание, воображение, управление своим поведением. Если ребенка в 5-6 лет лишить игры и полностью включить в трудовую деятельность, то это может привести к задержке его развития, либо к однобокому развитию.

Для детей школьного возраста ведущей деятельностью становится учеба. Но они по-прежнему много и охотно играют. При поступлении в школу происходит смена ведущего вида деятельности. Игра уступает место учебе. Значит, ребенок, не желающий учиться, сопротивляется и протестует против смены ведущей деятельности. Мы должны понять ребенка, войти в его ситуацию. Понять, почему он не хочет учиться. Потому, что ему трудно, не совсем понятно, недостаточно интересно.

Как сделать интересными и любимыми занятия на аккордеоне? Этому могут способствовать то, что будит воображение – музыкальный материал, рисунок, текст песенок, произведения современного репертуара. Большую роль могут сыграть и родители, помогающие ребенку дома.

При выборе репертуара необходимо учитывать не только исполнительские и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности. Если вялому и медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но

проигрывать с ним такие вещи в классе стоит, на концерт же лучше выносить более спокойные. И наоборот: подвижному и возбудимому надо рекомендовать более сдержанные, философские произведения .

Необходимо поддерживать стремление детей играть то или иное произведение, даже не соответствующее уровню их музыкального развития и техническим возможностям. Если ученик хочет сыграть какое-то произведение, значит - оно отвечает его эмоциональному состоянию. Ясно, что такие пьесы не надо прорабатывать в классе и тем более готовить их для концерта. Но предоставить свободу выбора нужно. Высокий репертуарный уровень побуждает к творческим поискам художественных образов. А серый репертуар, не соответствующий уровню интеллекта, снижает стремление заниматься музыкой.

В последнее время возрос интерес к эстрадной, популярной музыке исполняемой на академических инструментах (скрипка, баян, аккордеон, ансамбли различных составов) под фонограмму. Баян и аккордеон раскрылись с новой стороны, о чём свидетельствуют выступления П. Дранги, В.Ковтуна, дуэта «Баян – mix» и т. д. Это послужило популяризации инструментов. Интерес со стороны детей и родителей объясняется тем, что они приходят в музыкальную школу в класс баяна, аккордеона, чтобы играть, как великие артисты. Поэтому по возможности необходимо подбирать интересный репертуар.

Почему детям нравится исполнять произведения под фонограмму. Потому что они звучят ярче, сочнее. Любая пьеса превращается в яркий концертный номер, игра на инструменте в сопровождении собственного эстрадного оркестра.

Почему исполнение под фонограмму современно? В наше современное время с экранов телевизоров мы слышим, в основном, только эстрадное исполнение, отсюда следует, что слушателю это знакомо и легче воспринимается.

Процесс обучения игре под фонограмму состоит из нескольких этапов. Сейчас мы рассмотрим каждый этап по отдельности:

Первый этап – обучение игре в ансамбле (репертуар составляют простые песенки, даже на одной ноте).

Наиболее серьезной проблемой в ансамблевой игре, в том числе и в игре под фонограмму, считается синхронность звучания, то есть точное совпадение во времени сильных и слабых долей такта, всех длительностей участников ансамбля. Как правило, в коллективе исполнитель первой партии кивком головы показывает начало пьесы, замедление, снятия аккорда, окончание

произведения. При игре под фонограмму от ученика требуется предельная концентрация внимания, так как нужно точно совпадать с записанным сопровождением. Нужно контролировать игру, не допуская расхождения с фонограммой.

Такой вид работы позволяет развивать самостоятельность, так как есть возможность разучивать произведение и дома, а не только в классе с педагогом.

Примером вышеизложенного материала могут служить пьесы Р. Бажилина из альбома пьес для начальных классов ДМШ «Учимся играть на аккордеоне» - Одним из важных компонентов при игре является метроритм. Именно он позволяет играть ученику синхронно с записью. При нарушении метроритма рушится все исполнение. Также метроритм способствует техническому развитию ученика.

Второй этап - игра под фонограмму (соло), репертуар усложняется.

1.Репертуар на этом этапе различен. В последние годы появился подходящий репертуар (Р. Бажилин «Учимся играть на аккордеоне» часть 2; А. Новосёлов «Играем с удовольствием»; Ю. Шадёркин «В современных ритмах»). Такой репертуар несомненно, дополняет, расширяет содержание музыкального образования, способствует активизации учебного процесса. Играя под такой аккомпанемент, юный музыкант уже на начальном этапе сможет ощутить себя маленьким артистом, и это будет стимулировать его занятия на инструменте.

Примерный репертуар:

Во время исполнения, перед учеником поставить определенные задачи:

Точность в темпе, ритме

Штрихи должны соответствовать характеру произведения

Динамические оттенки не должны конфликтовать с фонограммой, а должны быть выразительны.

Третий этап – обучение игре под фонограмму унисоном или ансамблем (унисон – сложная, интересная и незаслуженно забытая форма обучения на баяне, аккордеоне, когда несколько инструментов играют одну и ту же мелодию).

При игре в ансамбле каждый участник может учить свою партию одновременно с партнером и по мере продвижения работать над отдельными частями произведения.

Разучивая произведение с фонограммой, нужно уже знать текст¸ играть в нужном темпе, с динамическими оттенками штрихами.

В изложении важен темп. Именно верно выбранный темп способствует точной передаче характера музыки. Ученик должен четко представлять, в каком темпе он сможет сыграть, попадать в нужный темп, контролировать

свою игру, не допуская расхождения с партнером в ансамбле и с фонограммой.

Для чего нужно играть под фонограмму?

Игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид исполнения вовлекает ученика в активную форму музицирования. Ведь исполняя самые простые мелодии, дети приобщаются к творческому процессу. Играть под фонограмму следует на протяжении всего времени обучения в школе.

Игра под фонограмму воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств: ритмическая дисциплина, ощущение темпа, способствует развитию музыкальности, исполнительской выразительности, слуха.

Такой способ исполнения доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений.

Любому преподавателю важно увлечь маленьких музыкантов, ведь играя под фонограмму, он ощущает себя настоящим артистом, играющим в сопровождении целого коллектива.

Такой вид работы, расширяет творческие способности, помогает закладывать основы для слухового внимания, развития гармонического слуха, способствует ритмической дисциплине, развивает самостоятельность.

В воспитании музыканта - будущего исполнителя и педагога, в формировании его творческой индивидуальности и в совершенствовании мастерства решающую роль играет тот репертуар, над которым он работает в процессе обучения. Личность музыканта складывается из взаимосвязанных развивающихся компонентов: художественного вкуса, мышления, эмоционального строя, технического мастерства. И естественно, чем шире круг музыкальных образов, чем разнообразнее стилистические особенности, язык исполненных произведений и, наконец, чем глубже они изучены, тем больше условий для разностороннего развития будущего музыканта.


Лукоянова Наталья Николаевна