Канкан - «утиный» танец, ставший визитной карточкой всех кабаре.




(1889-90)

115x150 см
Филадельфийский художественный музей, собрание Генри П. Макиленни

Этот шедевр Тулуз-Лотрека демонстрирует тонкую наблюдательность художника и его склонность к заостренности, почти карикатурности образов. В нем он впервые обращается к теме ночной жизни большого города. Доски пола как бы ведут взгляд зрителя от фигур переднего плана к персонажам, заполняющим задний план и наблюдающим за тем, как танцор Валентин (по прозвищу «Бескостный») обучает начинающую танцовщицу. Эти зрители вытянуты по полотну наподобие фриза. Оставляя промежуток на переднем плане картины, Тулуз-Лотрек делает зрителя участником происходящего, вводя его в пространство полотна. Крайняя слева фигура мужчины частично срезана границей холста — этим усиливается ощущение того, что перед нами выхваченная из гущи жизни сценка и что действие, развернувшееся перед нашими глазами, продолжается и за пределами картины.
Ночные клубы Монмартра, вместе с пестрой публикой, их заполнявшей, стали центральной темой творчества Тулуз-Лотрека. Индустрия развлечений пышно расцвела в Париже в последние годы XIX века. В конце 1880-х и начале «порочных девяностых» годов большая часть работ художника определяется атмосферой знаменитых ночных заведений Монмартра. Помимо своих легендарных плакатов, Лотрек написал на эту тему целый ряд полотен маслом. Еще в 1870-е годы импрессионисты увлеклись изображением современной парижской жизни. Мане писал сценки в «Фоли-Бержер», Ренуар запечатлел кабаре «Мулен-де-лаТалетт», а Дега сосредоточил свое внимание на кафе (том же «Ам-бассадер») и на танцовщицах парижской Оперы. Танцовщицы с Монмартра интересовали и Жоржа Сера - свидетельство тому его картина «Канкан». В 1890-х годах определился круг «звезд», сиявших на тогдашней эстраде. Л а Гулю, Валентин «Бескостный», Джейн Авриль, Иветт Гильбер, Аристид Брюан стали героями картин и афиш Ло-трека. Созданные им плакаты не только способствовали успеху «звезд», но и принесли ему славу выдающегося мастера этого редкого жанра.

Портреты и карикатуры Контрастные цвета Театральное освещение танцевального зала художник эффектно подчеркивает с помощью зеленых теней. Треугольный участок между двумя женскими фигурами освещен особенно ярко, и здесь плотные зеленые тени максимально контрастируют с красным и розовым. Лица людей, составляющих фриз заднего плана, представляют собой точные портреты, чередующиеся с карикатурами. Рядом с реалистическим изображенным усатым посетителем кабаре можно рассмотреть женщину с карикатурными чертами Джейн Авриль и нелепую фигуру в котелке со стилизованным лицом скелета.

Кто она? Кто эта элегантная женщина с опущенными глазами? Непосвященному трудно ответить на этот вопрос, но не завсегдатаю Монмартра — тот безошибочно опознает ее как проститутку. Об этом недвусмысленно говорит наполовину спрятанная позади нее фигура женщины в бесформенном платье. Во времена Лотрека проститутки, как правило, выходили «на работу» в сопровождении непривлекательной компаньонки.

Французы говорят: " Кто был в Париже и не посетил Мулен Руж, тот не сможет до конца понять, что же такое Париж". Ведь Мулен Руж -- это тоже часть истории Парижа, это больше, чем мелодраматическая история, рассказанная в одноименном фильме, это -- символ. Символ сбывшихся и несбывшихся надежд, разбитых и соединившихся сердец, творчества и порока, красоты и безобразия.

Самый высокий холм Парижа — Монмартр. До середины XIX века он был известен своими виноградниками и мельницами. Ныне на Монмартре осталась только одна, но зато самая узнаваемая — Красная мельница (от редактора — в действительности, на Монмартре по меньшей мере две мельницы — причем одна из них настоящая — Мулен де ля Галет), в переводе — "Мулен Руж", известное на весь мир кабаре с феерическим танцевальным шоу и, конечно, знаменитым традиционным французским канканом.

Мулен Руж стал тем местом, где развлечение объединило самые разные группы людей, перемешало артистов, пьяниц, воров, проституток, художников, буржуазию и аристократию. Здесь стиралась граница между высоким и низким, между искусством и шоу, между индивидуальным и коллективным, здесь вульгарное зрелище стало предметом восхищения и символом изысканного вкуса.

Датой рождения Мулен Ружа стал день 6 октября 1889 года, когда господа Оллер и Зидлер впервые открывают двери кабаре "Бал Мулен Руж". Гениальная идея - кадриль, ставшая бессмертным творением, прозванным в дальнейшем с легкой руки англичан "французским канканом", идентифицируется с тех пор со знаменитой красной мельницей, венчающей здание театра в районе Монмартра. Прошло всего несколько месяцев, с момента как мюзик-холл принял своих первых посетителей, а о том, как это "побывать в Мулен Руж" скоро говорил уже весь Париж.
Чтобы посмотреть на сногсшибательных, экстраординарных танцовщиц с такими выразительными именами, как Ля Гулю (в дословном переводе - "обжора"), Рэйон д"Ор ("Золотой луч"), Нини-Пат-ан-л"Эр ("Нини — лапки кверху"), сюда приезжали гости со всего мира.Одна из них - Ля Гулю (уроженка Эльзаса Луиза Вебер) стала подлинным украшением Мулен-Руж. Ей суждено было стать одной из самых знаменитых танцовщиц своего времени.
Она дебютировала в кабаре в 19 летнем возрасте в 1890 году. Очень скоро она становится самой яркой звездой “Мулен Руж”, его порочным и притягательным символом.

По традиции монмартрских балов она получила кличку, Ла Гулю — Обжора. Потому что любила, подсев за столики к посетителям кабаре, вкусно поесть и выпить за их счет. Ла Гулю пользовалась оглушительным успехом, она была вульгарна, чувственна и пикантна.
От ее канкана ходуном ходили сцена и зрительный зал. Казалось, еще секунда, и все рухнет от бешеной дроби ее сильных, крепких ног. В ее канкане современникам слышались орудийные выстрелы. Это был не танец, а битва. Луиза оказалась не только сильной исполнительницей, но и не лишенной фантазии танцовщицей. Она придумала свой собственный вариант канкана. Вращаясь в танце, Луиза отводила ногу в сторону, потом брала ее за стопу и поднимала над головой. А затем с душераздирающим криком падала на шпагат.
Еще одной звездой “Мулен Руж” была Джейн Авриль, которую публика прозвала Мелинит — Динамит, а критики называли воплощением танца. За болезненной внешностью этой женщины скрывалась невероятная энергия, поражавшая посетителей “Мулен Руж”. Другим знаменитым персонажем “Мулен Руж” и партнером Ла Гулю был Валантен Реноден, прозванный Ле Дезоссе — Бескостный. По утрам он работал слугой в маленьком кафе, а по вечерам становился героем кабаре. В жизни нелюдимый, на сцене Валантен преображался. Его мрачность исчезала, и он являлся искрометным танцором, поражающим пластикой змеи и утонченностью манер.
Сохранилась легенда, что когда в 1890 года Его высочество Принц Гальский, будущий король Эдуард VII, был по частным делам проездом в Париже, он не преминул заказать себе столик в "Мулен Руж", чтобы посмотреть, что же это такая за кадриль, слух о которой пронесся далеко за Ла-Маншем. Ля Гулю, танцуя французский канкан, высоко выбрасывая ноги и задрав нижние юбки аж до головы, узнала принца и без всяких колебаний крикнула Его высочеству, приветствуя: "О, Гальский, с тебя шампанское!". Конечно, для исполнения этого бешеного танца, когда женщины и мужчины скачут козлами, задирая ноги выше головы необходима энергия и умение. Но нужны здесь еще и фантазия, и артистизм. Известная канканерка Маргарита Ригольбош вспоминает:
“Чтобы танцевать канкан, надобно иметь совсем особый темперамент, исключительный дух, тут нельзя ограничиваться воспроизведением составленной по правилам фигуры. Тут надобно изобретать, творить. Канкан — это сумасшествие ног. Когда я танцую, мною овладевает род помешательства: я забываю все… Музыка сжимается в моей груди, бросается в голову, как пары шампанского. При последней ноте ритурнели я в опьянении. Тогда исступление становится беспримерным. Мои руки в безумии, ноги тоже. Мне нужно движение, шум, содом; это род какого-то сотрясения, переливающегося из ног в голову. Все волнуется вокруг меня — декорации, мебель, свечи. Можно сказать, что все это сговорилось передавать мне музыку. В эту минуту, если бы стена стала передо мной, я бы, кажется, прошла и сквозь нее. Я люблю рукоплескания. Я бы хотела, когда танцую, чтобы гремел гром, сокрушались дома! Я бы хотела такой трескотни, которая и самых храбрых приводит в ужас: неумолкаемых ударов большого колокола Парижской Богоматери, землетрясения, последнего суда!..”
Сумасшедшие ночи в "Мулен Руж" продолжались вплоть до начала Первой мировой войны. Закрывшись в 1915 году, кабаре вновь было открыто лишь в 1921-м, став храмом мюзик-холла. Знаменитые артисты - от Ля Гулю до Мистингет, от Эдит Пиаф до Жозефин Беккер, от Мориса Шевалье до Ива Монтана - считали для себя честью выступать здесь.

В 1925 году на мюзик-холльном небосклоне Парижа вспыхивает черная звезда — Жозефина Бейкер. Она родилась в Америке, в Сент-Луисе, в бедной негритянской семье, с детства мечтала стать артисткой, выступала в мюзик-холлах Бродвея, а затем в составе негритянского ревю “Черные птицы” приехала в Париж и покорила этот самый капризный город мира. Блистала в парижском театре "Фоли Бержер", выступала и в Мулен Руж.
Ее выступления потрясали изумительной непосредственностью. Жозефина пела, танцевала, вертелась, кувыркалась, гримасничала, напоминая сказочного чертенка. Так, в финале своего номера она убегала на четвереньках, с задранным выше головы, как у молодого жирафа, задом. И при этом комизме она была необыкновенно эротична. Гибкая, как змея, с поющими руками, с жарким блеском глаз и с кожей цвета кофе с молоком, она притягивала внимание всего зала.
И как Жозефина танцевала чарльстон! Так не танцевал никто. Казалось, в ее ногах поселился веселый бес, который и руководит ее танцем. Один из критиков, описывая выступление Бейкер, восклицал: “Это не женщина, это не танцовщица — это нечто непостижимое, такое же восхитительное, как сама музыка”. На сцене Жозефина появлялась почти обнаженной. Она была столь хороша, что не нуждалась ни в каких украшениях — на ней были лишь боа из перьев, нитка жемчуга и ее знаменитая связка бананов на бедрах
Очень многие считают Мулен Руж местом, где зародился стриптиз, однако в Мулен Руже стриптиза как такового не было. Там танцевали женщины, но при этом зрителям они демонстрировали только остававшиеся неприкрытыми кусочки тела между трусиками и чулками, то есть, самую малость. Остальное, сидящие в зале мужчины дофантазировали сами, полагаясь, в основном, на собственные желания и опыт. И всё же, именно Мулен Руж стал тем местом, где зародился стриптиз.
Летом 1893 года здесь проходил традиционный бал студентов художественных училищ. И вот, в самый его разгар, две девицы, разгоряченные шампанским, вдруг вспрыгнули на стол и под звуки музыки стали медленно раздеваться, пока не остались в чём мать родила. История сохранила их имена: Манон Лавиль и Сара Браун. Да, уточню, что на хлеб они зарабатывали тем, что позировали начинающим художникам и скульпторам, а значит, были, с большинством собравшихся в тот вечер в Мулен Руж, хорошо знакомы. Если учесть пуританские нравы, царившие в то время даже в Париже, то нет ничего удивительного, что против участников этого бала полиция завела дело, а суд приговорил некоторых из его участников к различным денежным штрафам. Это вызвало страшное возмущение парижских студентов. Дело дошло даже до схваток с полицией, в ходе которых один студент был убит. Но, как теперь выяснилось, молодые парижане не зря шли тогда на смерть - табу на стриптиз было снято!

Пришедшего в годы открытия в Мулен Руж, прежде всего, ошеломлял интерьер - причудливые комбинации старинного и антикварного с модерном и сюрреализмом, восточного с европейским. Мулен Руж воплотил витавшее в воздухе кредо тогдашней жизни в Париже - "право быть ленивым". Здесь можно было все — плакать и смеяться, танцевать ночи напролет и спать, пристроившись на одном из диванов. Искусство и мошенничество переплетались и создавали особую атмосферу Мулен Руж: где-то играли в карты, где-то строились планы о покорении города, а в каком-то из залов смешной коротышка - художник Лотрек увековечивал этот "карнавал жизни". Во многом, именно благодаря исскуству Тулуз-Лотрека, запечатлевшему эксцентричный танец на своих афишах и рисунках, Мулен Руж обязано своей славой и известностью. Тулуз-Лотрек был потомком древнего аристократического рода — его предки некогда возглавляли крестовые походы и вступали в родственные связи с королями Франции. Он родился в южнофранцузском городе Альби и в четырнадцать лет из-за перелома ног, вызванного врожденным костным заболеванием, навсегда остался калекой. Это трагическое обстоятельство подтолкнуло его желание целиком отдаться проявившейся еще в детстве страсти к искусству. 1885 году Лотрек поселился в самом центре Монмартра, и отныне вся его творческая жизнь оказывается неразрывно связанной с этим районом Парижа, еще сохранявшим в ту эпоху черты полудеревенского пригорода.
В 80-е и 90-е годы здесь одно за другим открываются кабаре — "Элисе-Монмартр", "Мерлитон", "Мулен-де-ла-Галетт","Японский Диван" и конечно "Мулен Руж" — где публика могла танцевать или, сидя за столиками кафе, смотреть на профессиональных танцоров и слушать песенки модных певцов. Именно актеры кабаре и их зрители, состоявшие из художественной богемы, простого люда и представителей самого дна большого города, стали главными персонажами Лотрека. С 1889 по 1892 год художник создает серию картин, в которых как бы фиксировалась под разными углами зрения жизнь монмартрских кабаре.
В 1891 году художник создает первую литографскую афишу для Мулен Ружа. За этой работой, которая была по сути одним из первых плакатов в истории современного искусства, последовали другие афиши, станковые литографии, цветные и черно-белые; альбомные серии ("Иветт Гильбер", "Они"), театральные программы и книжные иллюстрации. В своих литографиях Лотрек обессмертил ярких, но эфемерных звезд Монмартра, гротескно заострив суть их творческой индивидуальности, передав ритмы их танцев и песенок.
В 1937 году Роберт Харман превращает Мулен Руж в ночной клуб, делая его еще более модным и современным.

Открывшийся в 1959 году новый зал позволяет организовать хорошо оснащенную кухню, чтобы предложить клиентам, приезжающим сюда со всех уголков земного шара, "ужин-спектакль" с большим выбором блюд и, конечно, концертом, имеющим уже на то время высокую мировую репутацию
С 1962 года, когда руководство "Мулен Руж" взял на себя Джеки Клерико. Мировые звезды, будучи проездом в Париже, считали для себя чуть ли не обязательным выступить на сцене этого театра. Лайза Минелли, Фрэнк Синатра, Элтон Джон, Жингер Роджерс... В гала-концерте, посвященном 90-летию "Красной мельницы", выступали Петр Устинов, Шарль Азнавур, Джерри Левис.
С приходом Джеки Клерико началась новая эра "Мулен Руж" — расширение зала, гигантский аквариум и первый водный балет с обнаженными танцовщицами.

Открывшаяся в 1963 году новая программа "Фру-фру" произвела неописуемый фурор. Представление прошло с огромным успехом. Суеверный Джеки отныне выбирает своим программам названия, начинающиеся только на букву "Ф" ("Frou-Frou" (Шелест), "Frisson" (Дрожь), "Fascination" (Очарование), "Fantastic" (Фантастика), "Festival" (Фестиваль), "Follement" (Безумство), "Frenesie" (Неистовство), "Femmes, Femmes, Femmes" (Женщины, женщины, женщины), "Formidable" (Великолепные)). «Feerie» (Феерия).
И, разумеется, в каждой программе есть особое место легендарному французскому канкану.
И лишь однажды, в один из ноябрьских вечеров 1981 года, "Мулен Руж" закрыл свои двери. Труппе Мулен Ружа была оказана огромная честь, она была приглашена в Лондон, чтобы выступить перед Ее высочеством Королевой Елизаветой II.

Вот уже 112 лет самый легендарный зал кабаре в мире принимает миллионы зрителей, приехавших насладиться известными представлениями! Конечно, сейчас Мулен Руж перестал быть тем местом, где собиралась богема Парижа, где в прокуренных залах потягивали запрещенный повсеместно абсент и где приглянувшуюся танцовщицу из кордебалета можно было пригласить к себе домой. В те времена в «Мулен Руж» вообще не было ни кулис, ни репетиций: сцена и жизнь сливались в шумном веселом гулянии, с ухаживаниями и любовными историями.
А сейчас сцена и кулисы - два разных мира. Современный «Мулен Руж» - это уже не образ жизни. Это прежде всего зрелище, шоу. Атмосфера праздника и всепоглощающего веселья сохранилась, но сегодняшний Мулен Руж — это элитное заведение, нечто среднее между фешенебельным ночным клубом и музеем. Но он остается местом, где танцуют легендарный французский канкан.
И хотя в городе существуют и другие подобные заведения, где программа, может быть, более яркая и насыщенная, но приезжающие в Париж приходят именно сюда. Не потому, что не знают о других мюзик-холлах (в любом путеводителе можно найти с десяток адресов и подробных описаний), а потому, что флер таинственности, загадочности и какой-то светлой грусти окутывает Мулен Руж, где "мельница" веселья крутится каждый вечер уже много-много лет.
И сегодня принципы Мулен Руж остаются неизменными: перья, стразы и блестки, роскошные декорации, оригинальная музыка и самые красивые девушки. Он остается местом, где мечтают и познают, что такое настоящий Париж.

Feerie

Сегодня, каждый вечер Мулен Руж дважды представляет свое ревю “Феерия”(Feerie)
которое идет с 2000 года. Поставили "Феерию" Дорис Хог и Ружеро Ангелетти — один из самых известных в мире режиссеров эстрадных спектаклей. Музыку написал Пьер Порт для оркестра из 80-ти музыкантов и 60-ти хористов. В шоу, стоившем около 7 миллионов долларов, заняты более ста танцовщиков из разных стран. Для них в лучших парижских ателье по эскизам неповторимого Коррадо Колабуччи сшито более тысячи ослепительных костюмов.
“Феерия” — это 4 больших инсценировки, поражающих воображение зрителей со всего мира:

* “Мулен Руж сегодня и вчера, Мулен Руж навсегда”
* “Пираты”
* “В Цирке”
* “Мулен Руж от 1900 до…”
Итак, в программе "Feerie" участвуют 100 артистов, из которых 60 - представительницы прекрасного пола - Дорис Герлз (Doris Girls), (Doris - имя хореографа шоу. Эти девушки танцуют и поют топлес), 1000 сценических костюмов, 800 пар обуви, танцоры, перья, стразы и блестки, роскошные декорации, пони, гигантский аквариум и огромный живой питон!
Костюмы с натуральными страусовыми перьями - фирменный знак и гордость «Мулен Руж».
Перья на костюмах крепятся на металлических каркасах. Весят до 8 - 10 килограммов.
Во время спектакля девушки переодеваются до 10 раз в костюмы стоимостью до 30 000 долларов.

Администрация бережет их как зеницу ока: актерам запрещено садиться в костюмах на стулья и прислоняться к стенке, а если кто-то будет застигнут в костюме с сигаретой - следует немедленный разрыв контракта или штрафы. И в финале шоу, неотъемлемый элемент спектакля, самый знаменитый Френч-Канкан мира в исполнении Дорис Герлз!На каждый год во время представлений для гостей открывается без малого 200.000 бутылок настоящего французского шампанского.
Площадь театра - 2500 квадратных метров, количество посадочных мест - 850.
Каждый вечер под руководством Шеф-повара Лорана Тарридека и в сопровождении оркестра гости со всего земного шара наслаждаются традиционной французской кухней и самым знаменитым ревю планеты.
Если не считать Сент-Женевьев-де-Буа, поскольку это как-никак кладбище, главное русское место в Париже теперь — «Мулен-Руж». Наши и раньше на «Красную мельницу» хаживали, как к себе домой.
Открывали это кабаре на Монмартре князья Трубецкой с Понятовским, во время Всемирной выставки 6 октября 1889 года. Среди поклонников знаменитых «мельничих» Ла Гулю и Джейн Авриль были сплошь русские офицеры и русские купцы. До 20-х годов имя Мистангет, новой звезды кабаре, мелькало в российских газетах чаще, чем Роза Люксембург.

А с 60-х, когда Советская Партия торжественно присвоила кабаре высокое звание «олицетворения буржуазного разврата», простой советский командировочный готов был, чтобы посмотреть на танцовщиц в перьях-блестках и с обнаженной грудью на «Красной мельнице», расплачиваться самым для него дорогим - посещением квартиры-музея В. И. Ленина с обязательным пожертвованием на реставрацию 10 франков.
При этом сюда обязательно водили высокое советское начальство - министров, партийных деятелей и прочих функционеров, которым, наверное, за всю их предыдущую жизнь не доводилось видеть столько обнаженной женской плоти, сколько за один вечер в «Мулен Руж». Но на такие «культпоходы» решались не все: многие боялись провокаций, считая, что их зазывают в заведение типа публичного дома. Но, между прочим, у посольства СССР во Франции была договоренность с дирекцией кабаре о том, чтобы с его гостей денег не брать. Зачем это было нужно хозяевам кабаре, до сих пор загадка. Сейчас на сцене «Мулен Руж» танцуют и русские таланты. Без преувеличения, можно сказать, что бывшая русская танцевальная школа здесь высоко ценится. И, открыв однажды возможность пригласить по контракту танцоров из России, балетмейстер театра Жанет Фараон отобрала их уже более десяти. Так что русская речь - отныне дело привычное не только среди многочисленной публики, но и среди танцоров мюзик-холла. В «Мулен Руж», считают, что русские танцовщики - одни из самых профессиональных в мире. И это не удивительно, ведь они учились в лучших российских хореографичских училищах. Постановщик «Феерии» Руджеро Анджелетти уверяет: «Они потрясающе умеют работать! К тому же они везде прекрасно адоптируются». Некоторые, впрочем, считают, что русским не хватает легкомыслия.
Первая русская звезда кабаре - Влада Красильникова, мастер спорта по художественной гимнастике. Она первой попала в «Мулен Руж» в начале 90-х и почти сразу стала примой.
И теперь «русский дух» на подмостках «Мулен Руж» — это одна из особенностей нашего теперешнего времени. Наши танцоры танцуют там в свое удовольствие и зарабатывают на жизнь. Их талант каждый вечер вызывает бурю восторга и гром аплодисментов зрителей. Они свободно изъясняются по-французски, с удовольствием говорят и по-русски. Открыто улыбаются, когда им хорошо и весело. Грустят, когда что-то не получается. В общем, живут и радуют своим талантом Париж и его гостей.


Знаменитое на весь мир парижское кабаре «Мулен Руж» в конце ХІХ в. славилось своей безудержной «пляской разврата», как тогда называли канкан. Завсегдатаи заведения приходили сюда, чтобы посмотреть на сумасшедшие танцы звезд кабаре: Иветты Гильбер, Жанны Авриль и Луизы Вебер по прозвищу Ла Гулю – «ненасытная», или «обжора». Эта танцовщица была звездой №1 кабаре «Мулен Руж», но ее жизненный путь завершился бесславно – в нищете, пьянстве и полном забвении.





Луиза Вебер родилась в бедной еврейской семье в 1866 г. С самого детства она помогала матери работать в прачечной, при этом она часто примеряла одежду клиентов и представляла себя танцовщицей. Эту мечту ей удалось осуществить: в 16 лет Луиза часто посещала танцхоллы, где вскоре обратили внимание и на ее умение танцевать, и на дерзкое поведение. Так она стала выступать в небольших кабачках.



Однажды она встретила художника Огюста Ренуара, который предложил ей работать натурщицей и познакомил с представителями богемы Монмартра. В 1889 г. совладелец «Мулен Руж» Джозеф Оллер пригласил ее танцевать у себя в кабаре. На протяжении 6 лет Луиза выступала там почти каждую ночь. Тогда у нее и появилось прозвище Ла Гулю – «обжора», или «ненасытная» – за то, что она не стеснялась опустошать бокалы клиентов и ужинать за их счет.



Ла Гулю была грубоватой и вульгарной, но ее чувственность и безудержность в танце привлекали многочисленных поклонников. Журналисты даже окрестили ее «королевой парижской чувственности» и «королевой Монмартра». У Ла Гулю было несколько излюбленных трюков: так, например, она высоко поднимала ногу и носком сбивала шляпу с головы посетителя или, кружась в танце, она отводила ногу в сторону, поднимала ее вверх, брала за стопу, а затем с визгом падала на шпагат. Завсегдатаем кабаре «Мулен Руж» был художник Анри де Тулуз-Лотрек, и Ла Гулю стала его любимой моделью. Он часто изображал ее в танце на афишах кабаре и на своих полотнах.



В 1895 г. Лу Гулю ушла из «Мулен Руж». Точно не известно, что именно стало причиной такого решения. У танцовщицы был скверный характер, и она не желала подчиняться заведенным правилам. Есть версия, что склонная к обжорству женщина так располнела, что владелец просто попросил ее уйти.



Луиза пыталась сделать свое шоу с восточными танцами в ярмарочных балаганах, даже заказала Тулуз-Лотреку афиши и сама зазывала народ, но из этой затеи ничего не вышло. Какое-то время Ла Гулю работала укротительницей в цирке и клоунессой в уличных представлениях. Она растратила все деньги, заработанные в кабаре, влезла в долги и пристрастилась к алкоголю. Теперь ее называли мадам Луиза, а Ла Гулю в ней уже никто не узнавал.





В конце своей жизни Луиза оказалась на улице, без денег, без работы, забытая всеми. Ее приютил старьевщик в своем фургончике, она продавала орешки, сигареты и спички на углу улицы рядом с «Мулен Руж», куда теперь ее даже на порог не пускали. 30 января 1929 г. Луиза Вебер скончалась в парижской больнице в полной нищете и забвении. В 1990 г. ее останки были перезахоронены на кладбище Монмартра.





Ла Гулю не заслуживает забвения хотя бы потому, что одной из первых начала танцевать канкан и прославила кабаре *Мулен Руж*, прошедшее путь
Танцовщицы канкана. Худ. Н. Папирна, 2011 год.

Когда речь заходит о канкане, воображение тут же рисует эффектных девиц, высоко поднимающих ноги. На сегодня этот танец прочно ассоциируется со знаменитым кабаре «Мулен Руж», а ведь его истоки берут свое начало с обычной кадрили.


Танцовщица. А. Тулуз-Лотрек. | Фото: colors.life.

Одну из версий названия танца связывают с утками. Французы считают, что их утки крякают «кан-кан». Как известно, одним из характерных па является движение танцовщиц вперевалочку друг за другом.


Канкан. Наталья Папирна, 2011 год. | Фото: colors.life.

Вообще слово «канкан» переводится с французского как «шум, гам». Некоторые утверждают, что классический канкан был исполнен в «Мулен Руж» в 1890 году, но это не совсем соответствует истине. Первое подобие канкана зародилось в рабочих кварталах Парижа еще в 1820-е годы. Он трансформировался из кадрили и галопа. Махи ногами добавил в танец танцор и акробат Шарль Мазурье. Когда в моду вошли чулки с подвязками, то они стали неизменным атрибутом исполнительниц канкана. Танец стал считаться и вовсе непристойным.


Танцовщица канкана. | Фото: colors.life.


Золотой канкан. Наталья Папирна, 2011 год.| Фото: colors.life.

Мелодия канкана принадлежит композитору Оффенбаху. Впервые она прозвучала в оперетте «Орфей в аду» в 1858 году.


Канкан. Наталья Папирна, 2010 год. | Фото: kulakov-papirna.com.ua.

В знаменитом «Мулен Руж» канкан был исполнен впервые на открытии кабаре танцовщицей Селест Могадо. Поначалу в танце принимали участие не только женщины, но и мужчины, которые также высоко поднимали ноги.


Афиша кабаре Мулен Руж. А. Тулуз-Лотрек.

Современный канкан подразумевает 8-минутное исполнение. В танце задействованы махи ногами, прыжки, шпагаты и другие движения, которые только ускоряются с каждой минутой. Каждый, кто оказывается в «Мулен Руж», просто обязан своими глазами увидеть знаменитый зажигательный танец.

Редкие фотографии кан-кан танцовщиц из Мулен Руж

Мулен Руж был основан в 1889 году двумя компаньонами - Жозефом Оллер и Шарлем Зидлер. Кабаре находилось недалеко от Монмартра, известного как место для развлечений, так что поток посетителей был гарантирован. Кабаре находилось в самом центре так называемого района красных фонарей, да и само название - Красная Мельница - подчеркивало, что соседство это неспроста.

Танцовщицы The Hoffman Girls перед выступлением. 1924г.

Танцовщица Edmonde Guydens во время исполнения номера в Мулен Руж. 1926г.


1890 год - первоначальный вид кабаре Мулен Руж.

Вначале представления в Мулен Руж (Moulin Rouge) представляли из себя шумные вечеринки, на которых шампанское лилось рекой, а танцовщицы были совсем рядом со зрителями, иногда даже завлекая некоторых из опьяневших гостей прямо на сцену. Декорации быстро сменялись, танцовщицы исполняли знаменитый канкан, и все чаще и чаще в этом заведении стали появляться не только представители среднего класса, но и художники, писатели, поэты и другие известные личности. Секрет успеха был прост - надо просто дать возможность гостям веселиться и забыть обо всех проблемах.


1895 г. Мулен Руж в Париже.


Сад у кабаре, главной достопримечательностью которого был огромный слон. 1900г.


Американские моряки посещают Мулен Руж во время Первой Мировой Войны. Ок.1915г.


Танцовщицы готовятся к выступлению. 1930г.

В баре алкоголь всегда лился рекой. 1929г.

Датой рождения знаменитого кабаре называют 6 октября 1889 года, именно в этот день заведение в первый раз распахнуло двери перед своими посетителями. Название Мулен Руж означает Красная мельница. Как всегда, есть несколько версий происхождения названия и символа кабаре. Красный цвет был выбран ввиду соседства с кварталом Красных фонарей. Мельница, по одной из версий, была выбрана ввиду близости кафе «Две мельницы», а по другой - в честь известной мельницы Монмартра Муллен де Ла Галлет. Дату открытия совпала с проведением в Париже Всемирной выставки и окончанием строительства Эйфелевой башни. Именно в это время весь город был наполнен состоятельными туристами. Заведение стало настолько популярным, что всего через пару месяцев о Мулен Руж говорил весь Париж. Ввиду того, что в округе было достаточное количество ресторанов, владельцы сделали ставку на зажигательное шоу, и конечно, не прогадали.

Здесь и появился тот самый канкан. Этот зажигательный танец исполняли куртизанки для привлечения и обольщения клиентов. Конечно девушки, выступавшие здесь, были неотразимы. Самая знаменитая танцовщица того времени - Луиза Вебер, по прозвищу Ла Гулю - Обжора, выступала в Мулен Руж. Она дебютировала в кабаре, когда ей исполнилось 19 лет. Свое прозвище она получила благодаря привычке подсаживаться за столики клиентов и угощаться за их счет. Однако это привычка не мешала ей танцевать так, что вся сцена и зрительный зал ходили ходуном. Луиза не просто исполняла танец, она вносила в него свои вариации. Вращаясь в танце, она отводила ногу в сторону, потом брала за стопу и поднимала над головой, а после с громким криком падала на шпагат. Зрители были в бешеном восторге.


Партнером Ла Гулю по танцам был Ле Дезоссе - Бескорыстный Валантен Реноден. По утрам он работал слугой в одном из маленьких кафе Парижа, а по вечерам танцевал в кабаре. Нелюдимый в жизни, Валантен преображался в танце, поражая зрителей своей пластичностью и тонкими манерами.

Завсегдатаями Мулен Руж были Анри Тулуз Лотрек, Пикассо, Оскар Уальд. Тулуз Лотрек увековечил в своих произведениях не только само заведение, но и его звезд.

В 1893 году в кабаре произошло весьма знаковое событие, здесь впервые в истории был исполнен стриптиз. По одной версии одна из танцовщиц решилась на это, по другой - это была девушка из зала, одна из натурщиц художников, которые часто проводили здесь время. Разгоряченная спиртным девушка начала снимать одежду прямо на столе. По сему случаю даже полицию вызвали, но все обошлось и судить девушку не стали. Только с тех самых пор на стриптиз в Мулен Руж строгое табу.


Во время Первой мировой войны в 1915 году здесь случился пожар, после чего, по вполне понятным причинам, кабаре закрылось.

Только спустя 6 лет, в 1921 году, Красная мельница вновь распахнула перед посетителями свои двери. В конце 30-х годов кабаре модернизировали, переоборудовав под современный по тем временам ночной клуб. Внесли новшества и в программу, к привычным танцам добавили аттракционы, выступления иллюзионистов, другие развлекательные номера. В 1959 году в заведении добавили еще один зал, благодаря чему в кабаре появилась кухня, и посетители смогли наслаждаться не только зрелищами, но и совмещать их с ужином.

Мулен Руж стала тем местом, в которым было престижно выступать любому артисту. Многие звезды эстрады прошлого столетия выступали на сцене кабаре. Это и Эдит Пиаф, и Шарль Азнавур, и Ив Монтан. Даже Фрэнк Синатра, Лайза Минелли и Элтон Джон пели здесь.

В 1964 году в Мулен Руж появляется огромный аквариум, в котором выступают танцовщицы. А в 1982 году даже сама Елизавета II, английская королева, посетила известнейшее кабаре.

Пережив взлеты и падения Красная мельница крутиться до сих пор, и, как говорят, кто не побыл в Мулен Руж, тот не видел Парижа.


emily 08.01.2016 12:56


Канкан, пожалуй, самый известный французский танец. Появился этот танец в 1820 годы на публичных балах рабочих кварталов Парижа. Этот зажигательный танец - потомок кадрили, из которой взяты последние фигуры. Канкан имеет энергичный, подвижный темп. Движения, характерные для этого танца - выбрасывание частей тела, головы, руки, ноги, прыжки вниз головой. С течением времени и темп, и движения в канкане усложнялись. Характерные трюки с юбками появились в танце только к концу 19 века, вместе с появлением характерного нижнего белья - панталон и чулок.


Сейчас в нашем представлении канкан - исключительно женский танец, но некогда его наряду с дамами, исполняли и мужчины. Наиболее известная мелодия для этого зажигательного танца была написана Жаком Оффенбахом для оперетты «Орфей в аду». В финале спектакля Орфей с нимфами исполняли этот самый танец.

Англичанин Чарльз Мортон присвоил танцу название - Французский канкан. Он пытался использовать танец в своем мьюзик холле, однако для англичане сочли французский канкан слишком фривольным. В то время как во Франции танец имел бешенный успех.

И конечно же, легендарный танец в первую очередь ассоциируется с не менее легендарным заведением - Мулен Руж. Именно тамошние танцовщицы привносили в этот танец свои трюки, и сделали его таким, каким мы его и знаем сегодня.

Под музыку Оффенбаха танцовщицы пляшут 8! минут, демонстрируя зрителям свою подвижность и гибкость, акробатические элементы в бешеном ритме. И все это в экстравагантных костюмах. Только на юбки идет около 100 метров ткани, и хотя используется самая легкая ткань, вес костюмов составляет около 10 кг. Исполнение канкана - тяжкий труд и серьезная кардионагрузка. И вместе с тем это шикарное зрелище, которое обязательно стоит увидеть вживую.


emily 13.01.2016 12:00