Коржев гелий картина чревоугодник описание. Художник Гелий Коржев: жизнь и картины




Гелий Михайлович Коржев - российский художник, яркий представитель « » в живописи. Первый секретарь Союза художников РСФСР, Академик АХ СССР, Народный художник СССР, преподаватель МВХПУ имени С. Г. Строганова.

Гелий Михайлович Коржев родился 7 июля 1925 года в Москве. Живописи обучался в МГАХИ имени В. И. Сурикова. Широкую известность получил в 50-60-х годах, в первую очередь благодаря серии картин «Опалённые огнём войны» и триптиху «Коммунисты».

Герои его картин, как и подобает картинам сурового стиля, — это крепкие, мужественные люди, которые живут открыто, любят всем сердцем, страдают всей душой, готовы пожертвовать собой ради идеалов и благородной цели. Художник Гелий Коржев в своих картинах всегда подчёркивал драматизм событий, выражал некий эмоциональный выкрик, рассказывал о чаяниях, надеждах, страданиях всего русского народа. Его работы проникают в самую душу, потому что художник был способен передать эмоциональную атмосферу происходящего, выразить сюжет максимально реалистичным и максимально понятным для обычного человека образом. Зритель, который открывает для себя картины Гелия Коржева, может почувствовать, что это настолько впечатляющие и животрепещущие композиции, что невольно начинаешь сопереживать главным героям, чувствовать их силу и стремление, радость и горе. Неважно каков главный сюжет той или иной картины - героический или бытовой - его работы всегда выглядят величественно и достойны называться настоящими шедеврами русской живописи.

Замечательный советский и российский художник Гелий Коржев умер 27 августа 2012 года. Похоронен на Алексеевском кладбище в Москве. Картины художника находятся в в Санкт-Петербурге, Третьяковской галерее в Москве, Музее русского искусства в Миннеаполисе, Институте русского реалистического искусства в Москве, а также других музеях и частных коллекциях.

Пиломатериалы высокого качества для строительства или ремонта. На сайте на www.faneramonolit.ru можно приобрести профилированный брус любых размеров. Большой каталог продукции для вашей работы.

Гелий Коржев "Беседа", 1989

По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция сайт запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.

Третьяковская галерея представила монографическую выставку Гелия Михайловича Коржева, последнего великого русского реалиста XX века. Коржев – одна из самых мощных фигур в отечественном искусстве, сложнейшая и противоречивая личность. Представитель послевоенного поколения, он стремительно ворвался на художественную сцену в конце 1950-х годов и стал одним из лидеров легендарных шестидесятников.

Гелий Коржев "Влюбленные", 1959

Гелий Михайлович Коржев (Чувелев) родился в Москве 7 июля 1925 года в семье архитектора садово-парковых ландшафтов. Главным учителем его стал Сергей Васильевич Герасимов, профессор Суриковского института, русский импрессионист и один из основоположников соцрелизма в советском искусстве. Эта встреча на долгие годы предопределила как тематику произведений Коржева, так и его живописную манеру. Но история искусства соцреализма и всей страны сложилась так, что будучи одним из наиболее известных живописцев 1960–1980-х годов и интенсивно работая вплоть до последних дней жизни, Коржев оказался неактуальным и почти неизвестным автором для нескольких поколений зрителей и профессионалов.

Гелий Коржев "Поднимающий знамя", 1957–1960

Триптих Коржева "Коммунисты", посвященный Великой Октябрьской революции и состоящий из картин "Интернационал", "Гомер" и "Поднимающий знамя", стал важным явлением в истории советской живописи. На последней из них изображен безымянный боец революции, поднимающий красное знамя с булыжника мостовой. Примечательно, что Коржев в своих картинах не изображает каких-либо конкретных событий и исторических личностей. Все его герои – обобщенные персонажи, в определенном смысле олицетворяющие весь народ целиком и воспроизводящие типичные сцены из повседневной жизни.

Гелий Коржев "Следы войны", 1963–1965

Искусствоведы называют Гелия Коржева "художником русской беды" и считают его представителем сурового стиля, но сам он по этому поводу говорил: "Суровый стиль начинали Петров-Водкин и Дейнека, а не мы!" Связано это, конечно же, с тематикой его картин: бедность быта, тяготы войны, мужицкая грубость, которые он изображал с невероятной прямолинейностью. Персонажи его картин не становятся героями. Даже тему Великой Отечественной войны он представляет не через подвиги и победы, а через портреты безымянных военных, которые представлены с безжалостной прямотой: изувеченными и грубыми.

Гелий Коржев "Мать", 1964–1967

Гелий Коржев никогда не брал официальных заказов: по договорам, которые он заключал с Союзом художников, он писал не вождей, а картины на различные темы, что стало возможно только в период оттепели 1960-х. "В творчестве я более всего дорожу свободой. Свобода – это писать то, что я хочу, и так, как чувствую и могу," – говорил Коржев. Портреты простых людей стали для него живописным и социальным экспериментом.

Гелий Коржев "Облака 1945 года", 1980–1985

"Облака 1945" – программное произведение Коржева. На картине изображены пожилые женщина и мужчина, который на войне потерял ногу. Но главное в картине – это социальный подтекст и та тишина, которая стоит в воздухе весенним или летним жарким полднем и так поражает людей, привыкших к постоянным обстрелам и бомбежкам.

Гелий Коржев "Благовещение", 1987

Важным направлением в творчестве Коржева стало обращение к библейским и евангельским сюжетам
Он долго писал свой "Библейский цикл", оставив все официальные должности после кончины родителей в 1986 году. "Тут есть враги, есть друзья, но нет политики", – говорил он о сюжетах своих полотен. Картину "Благовещение" Коржев писал десять лет. И хотя вроде бы шел в ногу со временем и идеями так и остался не понят зрителем: впервые этот цикл был представлен не в России, а в США в 2007 году.

Гелий Коржев "Беседа", 1989

Гелий Коржев "Беседа", 1989

"Беседа" – одно из немногих произведений, где мастер работал с портретом Ленина. В данном случае он использовал этот образ в метафорическом и символическом плане: Ленин изображен вместе с изможденным слепым стариком, который, с одной стороны, олицетворяет собой голодающий народ, а с другой, оказывается какой-то бесплотной силой, определяющей трагическую судьбу всего, или юродивым, предрекающим скорую гибель.

Гелий Коржев "Тюрлики № 2: В парикмахерской", 1991

Ужас, сумбур, кровь и страшная реальность 1990-х годов – все это нашло отражение в серии "Тюрлики", посвященной выдуманным чудовищам, вдохновленной полотнами Франциско Гойи и Иеронима Босха. Таким Гелий Коржев видел свое время. Его "Тюрлики" вызывают тошноту и отторжение, порой – еще и от узнавания некоторых персонажей, ситуаций, актуального подтекста. Еще при жизни художника цикл был представлен в московской галерее "Риджина".

Гелий Коржев "Триумфатор", 1996

Сейчас это сложно уже оценить, но Коржев довольно дерзко нарушал и разрушал каноны отечественного искусства, очень узко понимающего реализм. Но его поздние сюрреалистические работы были однозначно более смелыми, нежели работы советского периода.

Гелий Коржев "Лишенные рая", 1998

В середине 1980 годов художник возобновляет активную работу над философским библейским циклом картин, начатым еще в конце 1960-х. Эта работа продолжалась вплоть до смерти Гелия Михайловича 27 августа 2012 года. Посмертная выставка библейского цикла, которую при жизни начал готовить сам автор, прошла в Институте Русского Реалистического Искусства в 2012 году.


В здании ГТГ на Крымском валу проходит большая выставка Гелия Коржева.
Гелий Михайлович Коржев родился 7 июля 1925 года в Москве. Учился в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1944-1950). Преподавал в МВХПУ имени С. Г. Строганова. Профессор (1966). Председатель правления СХ РСФСР(1968-1975).Скончался в 2012 году.

Все, что я о нем помнила до выставки – это две картины из старой ГТГ.

Проводы (1967)

Поднимающий знамя

Уже в этих картинах виден весь художник, особенности его стиля и мышления. Сюжет, событие дается крупным куском, крупным кадром. Минимум посторонних деталей. При этом заметен мрачный настрой художника.
Вот картина с солдатом и женщиной: почему это «Проводы», а не «Встреча»? Или мужчина, поднимающий знамя из рук упавшего товарища – ясно же, что и его вот-вот убьют.
Гелия Коржева любят называть соцреалистом. Мне всегда трудно было понять, что этим хотят сказать, но раньше быть представителем социалистического реализма было обязательно, а теперь считается позорным.
Реализм в художественном искусстве я бы определила от противного: это не абстракционизм, не кубизм, не сюрреализм и пр. Более того, это картина или скульптура, а не, например, инсталляция из мусора, которая теперь есть в каждом большом музее мира, и в ГТГ есть, на первом этаже здания на Крымском Валу в отделе новых поступлений. Впрочем, и это уже старье. Да и кусать людей за ноги тоже старье. Даже не знаю, какое теперь самое новое течение в художественном искусстве.
Таким образом, все, что писали до 20 века – это реализм. Конечно, можно сказать, что реалист должен отражать исключительно окружающую действительность, т.е. выбирать бытовые сюжеты. Но ведь художник или реалист, или нет. А если он сегодня написал портрет соседа, завтра – натюрморт из продуктов, а послезавтра картину на библейский сюжет, то он что же: здесь реалист, а там уже нет? Ерунда какая-то получается. Да и разве, например, импрессионисты не писали бытовых сцен, обычных предметов, пейзажей? Да только этим и занимались. Вопрос в том, как они это делали.
Ну, а социалистический реализм, как нас учили в школе, это реализм, обращенный в будущее. Для коммунистической доктрины будущее это было непременно светлым, коммунистическим. Вот с этим, по-моему, у Коржева были проблемы: светлого будущего у него не просматривается.
Если висевшие в постоянной экспозиции Третьяковки картины Коржева написаны на героическую тему: один идет на фронт, другой сражается на баррикадах, то на выставке можно увидеть картины с совершенно другим настроем.
Вот картина про Победу. Да, победили, но слишком дорогой ценой.

Облака. 1945 (1985 год)

Даже картина про любовь выглядит грустной.

"Влюбленные".


Для художника естественно писать красивое: влюбленные должны быть молодыми, страстными, а здесь двое немолодых людей уехали подальше от людских глаз: наверное, им негде встречаться, кроме как на природе. Может, у них семьи? Или стесняются детей?

"Старые раны".
Кстати, вам не кажется, что это те же герои, что и во "Влюбленных"?

И обратите внимание, никакой лакировки действительности, в чем часто упрекали социалистический реализм. Мы видим бедных, усталых людей, которым живется трудно.

Вот эта картина выглядит повеселее. Но я не нашла, что это такое. Остается поверить блогеру, который ее выложил как картину Коржева.

Но картины с реалистическими сюжетами занимают не главное место на выставке. Вот характерная картина

Егорка-летун (1976 год)

Говорят, что такой случай произошел в действительности. «В 1695 году, апреля 30 дня, закричал на Ивановской площади мужик караул и сказал за собою государево слово, и приведён в Стрелецкий приказ и распрашиван, а в распросе сказал, что он, сделав крылья, станет летать как журавль. По царскому указу предложение было принято.
Сделал себе крылья из слюды, истратив на это 18 рублей. Начальник Стрелецкого приказа боярин Троекуров с товарищами и с другими любопытными лицами вышел из приказа и стал смотреть, как полетит мужик. Устроив крылья, мужик по обычаю перекрестился и стал мехи надувать, хотел лететь, да не поднялся, сказал, что крылья сделал тяжелы. Боярин на него раскручинился. Мужик бил челом, чтоб ему сделать крылья иршеные (род замши), на которые издержано ещё 5 рублей. И на тех не полетел. За то ему было наказанье - бить батогами, снем рубашку, а деньги на нём доправить, продав все его имущество» (И.Е.Забелин. История Москвы)
Но то был взрослый мужик, а здесь – подросток, и тот не полетел, а этот погиб. И ведь картина эта не просто парафраз истории «Икара» - это о нас, о советских людях, которые летели к коммунизму, да разбились.

Большое впечатление производит серия «Дон Кихот». Эти картины похожи на книжные иллюстрации. Здесь опять сплошные крупные кадры.
Увы, Дон Кихот абсолютно безумен и очень стар. Борьба со злом обречена.


Коржев писал картины и на библейские темы. Почему-то это особенно напрягает критиков: соцреалист рисует Христа! А что, соцреалист – не человек, и не может высказаться на вечную тему?
Коржев видит библейские истории, как произошедшие в действительности.
Адам и Ева у него – супружеская пара, у которой никого нет, кроме друг друга, и которым больше не на кого надеяться, кроме как, друг на друга.

Изгнанные из рая (Адам и Ева)

Осень прародителей (Адам и Ева)

«Благовещение».
Мария испугалась ангела и своей судьбы. Впрочем, Коржев был не первым, кто так изобразил это событие.

«Изыди, сатана».
А от сатаны попали в кадр только нога и рукав.

Несение креста

Распятие



Снятие с креста

Оплакивание Христа

«Отец и сын».
Как понимать эту картину? Кто отец Христа? Бог Саваоф или св.Иосиф – муж девы Марии? Кто на картине?

«Иуда».
Как видите, Коржев стремится отразить самое главное. Чтобы изобразить повешенного, достаточно показать ноги, не дотягивающиеся до земли. Голова – это уже лишнее.

Как мы видим, Коржев очень подробно описал Новый Завет. Но у него нет Воскрешения – главного в христианстве.

Несмотря на любовь к библейской, литературной тематике, Коржев пишет и остро социальные картины.

Позиция его понятна.
Коммунизм мертв

Рядом со скелетом сам художник.

Заложники (Живой заслон)(2001-2004)
Картину почему-то трактуют, как картину о прошлом. А мне кажется, что она была написана про сегодняшний день. Да, там враги в фашистской форме, но ведь фашизм никуда не делся.

«Встань, Иван»
А защитник русского народа беспросветно пьян.

И уже не понимает, что его собутыльники мертвы

Как видим, тут и обобщение, и карикатура. А вот совершенно реалистичное изображение пьянства и деградации.

Что же будет дальше? А дальше люди мутируют и превратятся в тюрликов.
Тюрлики отвратительны, страшны и смешны одновременно. С одной стороны, у них все, как у людей: мужчины пьют горькую, женщины кокетничают. Есть даже свои философы. Но все это – карикатура на нормальных людей.

"Триумфатор"

"Пир".
Кого едят тюрлики? Впрочем, и мы ведь един коровьих и овечьих младенцев.


"Философы"


"Борьба"

«Череп предка»
Видите? Тюрлики произошли от людей.

Вот другой вариант этой картины


У Коржева некоторые картины написаны в нескольких вариантах, и трудно сказать, какой лучше.

"Мутанты"


"Раздумье"


"Русский мужик спорит с нелюдью"


«Голубой огонек» (1976)
Вам не кажется, что это – Пугачева? Он знал!


"Старая кокетка"

"Тюрлик за деревом". Почему-то этого мне жалко: он такой одинокий.

Наконец, натюрморты

Но даже в натюрморте художник может отобразить свою гражданскую позицию.
"Свалка"

Коммунизм выбросили на свалку, а взамен предлагают архаику: двуглавого орла да лапти.

В целом я довольна, что интерес к советским художникам возрождается. Одно время их списали на свалку, а от советского периода оставили Дейнеку, да Кабакова с Брускиным. Были еще выставки Тышлера и Штернберга, но они, все же, стоят на рубеже эпох.

А сейчас одна за одной пошли выставки. Был Эрик Булатов, Салахов, Пивоваров, теперь вот Коржев. Да, и Герасимов в Историческом музее выставлен. Процесс пошел.


Гелий - в переводе бог солнца. Мать рассказывала ему, что его хотели назвать Трактор, но было лето и жара, поэтому - Гелиос. Гелий Коржев был награждён орденом Ленина, но никогда не состоял в партии. Возглавлял Союз художников, а от зарплаты отказался. Служебной машиной не пользовался и выставок себе не устраивал. Так и прожил Коржев длинную жизнь без персональной выставки на Родине. Его занимала лишь работа, материал, он никогда не гнался за известностью. Коржев закрылся от окружающего мира и писал до последнего в своей мастерской. Гелий Коржев умел мастерски передать в одном жесте, в выражении лица то, о чём думало целое поколение.

Ленин и слепец

Гелий Коржев регулярно присутствовал на заседаниях президиума ЦК партии, но сумел остаться независимым художником и никогда не писал по партийному заказу. Просто не был на это способен. Лишь однажды взялся. Долго и мучительно разрабатывал образ вождя пролетариата и седовласого слепца. Менял композицию, сомневался, не мог найти художественное решение. Чиновники, увидев его эскизы, заказ передали другому художнику. А картина «Беседа» свет всё же увидела. Спустя 10 лет. За неё то он и получил государственную премию СССР. Удивительно, ведь образ Ленина на ней совсем нетипичный, да и мысль художника довольна уклончива.


"Беседа"1985–1990гг. Государственный Русский музей

"Художник может служить:
1 материальным благам,
2 самому себе,
3 власть имущим,
4 искусству,
5 народу (последнее - самое трудное дело)",

- так начинаются «размышления» Коржева о роли художника. Он выбрал самый сложный путь.


"В дороге"1962г. Самарский областной художественный музей

Свой стиль реализма с приставкой «соц» Коржев позиционировал не как социалистический, а как социальный. Многих современников сильно раздражала его самобытность. Художника можно описать как метущуюся и несгибаемую натуру. Он не оглядывался на других. Больше всего дорожил внутренней свободой. На картинах нет сцен баталий. Его герои - люди способные совершить поступок, люди неординарные. Человек крупным планом. Часто изображение не вмещается в холст в полный рост. Обыденность, мелочность - отсутствуют.

«Нет, лирика мне не свойственна. Я не хочу писать несчастных, вызывающих жалость, людей. Мне интересны те люди, которые сопротивляются. Личности, которых следует уважать за их осанку, их необыкновенную стойкость», - позиция Гелия Коржева.


"Следы войны"1963–1964гг. Государственный Русский музей

Своей задачей как творца видел необходимую борьбу с бездумностью. Он отказывается от красоты в привычном понимании и пишет интеллектуальные работы. Коржев скорее выражает свои философские воззрения. Живопись становится инструментом достижения цели, а цель - обращение к человечеству, предостережение.


"Художник"1961г. Государственная Третьяковская галерея

Коржев выявлял идеалы и недостатки своего времени. Пика творческого мастерства художник достиг в 60-е годы. «Влюблённые», триптих «Коммунисты», цикл работ «Опаленные огнём войны». Он не приукрашивает жизнь, а ведь именно лакировкой действительности занимались все художники соц. реализма. А у Коржева - бедные, голодные, страдающие и уставшие от тяжёлого труда люди.

Суровый стиль


"Влюбленные"1959г. Государственный Русский музей

Взгляните, сюжеты социальные, а не социалистические. «Влюблённые» - не молодая уставшая пара. Они уехали подальше от глаз посторонних. Возможно, им негде встречаться, а может они вместе работают в поле. Эти влюблённые нетипичны, зато их чувство глубокое, как краски на холсте.

Изувеченные, но сильные. Свободный дух и «суровый стиль» - вот что отличает этого советского художника. В Великую Отечественную Войну рвался на фронт, но его не взяли. К работе своей Коржев относился крайне серьёзно. Дело тут не в удовлетворении творческой гордыни. Жизнь его была подчинена строгому расписанию. Подъём в 8 утра. Весь день в мастерской и лишь один перерыв на обед. Домашние знали, не стоит отвлекать художника. Деньги для Коржева не имели большого значения. Многие рассказывали, как он неохотно продавал картины. Долго приглядывался к покупателю, и часто отказывался от сделки по необъяснимым причинам.


"Маруся"1989г. Музей русского искусства в Миннеаполисе

«Суть метода реализма - непрерывная борьба художника с ложью» , - его основной постулат. И с ложью Гелий Коржев боролся вокруг себя и внутри себя. На холст попадала только правда, конечно, как он её видел.


"Старая кокетка"1985г. Частное собрание, США

В 90-х годах на полотнах Коржева оживают мифические существа - тюрлики. Уродливые персонажи беснуются в картинных рамках. Неожиданная серия работ как диагноз действительности. Время на изломе и его вряд ли можно излечить. В 2001 первом он дал интервью, в котором объяснил, почему быстро бросил изображать тюрликов: картины начали воспринимать как памфлеты. Слишком просто. И Коржева это не устроило.

Первая персональная выставка Гелия Коржева в России состоялась в Третьяковской галерее в 2017 году. Развеяны все сомнения о значимости его творчества. Но, к сожалению, самое крупное собрание работ находится в Америке. В коллекции Реймонда Джонсона в Миннеаполисе в Музее русского искусства.


"Мать"1964–1967гг. Государственная Третьяковская галерея

«По моему мнению, самые великие художники, которые творили в ХХ веке, - русские. И, конечно, что касается второй половины XX века, Гелий Коржев, возможно, - самый значительный»,

- сказал Реймонд Джонсон.