Новые направления в культуре 18 века. Развитие русской культуры в XVIII веке




В 18 веке происходит "европеизация" русской культуры - процесс приобщения русской культуры к европейской. Проникновение западных влияний в Россию началось в 17 веке. В Москве существовала немецкая слобода. В русской торговле и промышленности было много англичан и голландцев. Однако это были только первые симптомы новой тенденции в развитии русской культуры. В полной мере она проявляет себя в 18 веке. Знакомство России с европейской культурой происходило несколькими пулями: приглашались на работу в Россию иностранные мастера, приобретались произведения европейского искусства, посылались за границу русские мастера как пенсионеры, т.е. за государственный счет. С середины 18 века начинается соответствующее общеевропейскому развитие русской культуры. Отныне все новые культурные движения и художественные направления приходят с Запада и укореняются на русской почве (барокко, рококо, классицизм, романтизм и др.) Вторая тенденция в развитии русской культуры 18 века - это "обмирщение" культуры, проникновение в нее светских начал, отход от церкви и религиозных канонов. Этот процесс охватил все сферы культуры (образование, просвещение, книжное дело, художественную культуру, бытовой уклад). Причем на западе к этому времени уже сформировались новые формы жизни, светская культура. Поэтому России пришлось за 50 лет во всех сферах пройти этот путь развития, который на западе длился 2 - 3 столетия. Русская культура 18 века впитала проблематику европейской культуры 15 - 18 веков, соединив в себе черты и Ренессанса, и Просвещения.

Оценка русской культуры 18 века неоднозначна. Славянофилы критиковали ее за копирование и подражательность, за отрыв от древнерусских традиций. Они говорили о неограниченности духовной жизни эпохи. Западники считали, что заимствовали европейского опыта было необходимо, чтобы преодолеть отсталость России. По их мнению, западный опыт был переработан и укоренился на русской почве. В западноевропейской культуре есть немало утверждений, отрицающих какую бы то ни было самобытность русской культуры.

Заключение

В ходе написания реферата я выполнил поставленные цели и пришел к изложенным ниже выводам.

С распространением образования тесно связано развитие науки. Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны вызывались экономическими потребностями.

18 век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры,для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство,но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии.

Русское искусство, как мы увидим ниже, продолжающее в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалось выражено национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам по себе весьма знаменателен.

Однако в отличии от предыдущего периода времени на культуру большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев.

В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все же царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по распространению образования - этого требовала эпоха.

В развитии просвещения России второй половины XVIII в. отчетливо прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности на постановку просвещения.

В конце 18 века процесс развития русской культуры вступает в новую стадию развития. Формируется национальная культура, многовековой процесс накопления знаний входит в стадию формирования наук, складывается литературный русский язык, появляется национальная литература, увеличивается количество печатных изданий, строятся шедевры зодчества, развивается живопись и скульптура.

Старые церковные и сословные школы перестали удовлетворять потребность в количестве и качестве образованных граждан. С 80-х годов правительство начинает создание общеобразовательных учебных заведений. В 1786 г. согласно «Уставу народных училищ» учреждались главные народные училища с четырьмя классами в губернских городах, а в уездных городах - малые народные училища с двумя классами. Увеличилось число сословных школ для образования дворян. Выдающимся деятелем в сфере образования был И.И. Бецкий. Кроме народных училищ, он создал училище при Академии художеств, Коммерческое училище, медсестринское отделение при Смольном институте благородных девиц.

Главным центром научной деятельности была Академия наук. В целях развития высшего образования в России, 12 января 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями, который стал центром русского просвещения. В отличие от европейских университетов, образование в нем было бесплатным для всех сословий (кроме крепостных крестьян). В 1773 г. открывается Горное училище в Петербурге. Создание сети высших учебных заведений потребовало издания новых учебников. Их разработкой занимались Академия наук и Московский университет. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М.В. Ломоносов - разносторонне одаренный ученый, поэт, историк и естествоиспытатель.

Особое развитие в 18 в. получили естественные науки. В 20-50 гг. 18 в. Академия наук организовала Великую Северную экспедицию для исследования северо-востока Азии, Северного Ледовитого океана, и северо-запада Америки.

В 60-80 гг. выполнено комплексное исследование Севера европейской части России. Важнейшие географические открытия были сделаны С.И. Челюскиным, С.Г. Мапыгиным, братьями Лаптевыми. В. Беринг и А.И. Чириков прошли между Чукоткой и Аляской, открыв пролив между Америкой и Азией.

Во второй половине 18 в. наблюдается взлет технической мысли. И.П. Кулибин создал проект одноарочного моста через Неву, изобрел прожектор, лифт, протезы для инвалидов. И.И. Ползунов впервые разработал проект универсального парового двигателя.

Литература этого периода представлена тремя направлениями. Классицизм представляет творчество А.П. Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедия «Опекун»). В романтическом стиле пишет Н.М. Карамзин («Бедная Лиза»). Художественно-реалистическое направление представлено Д.И. Фонвизиным (комедии «Бригадир» и «Недоросль»).

В 1790 г. была издана книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», содержавшая протест против крепостного права.

В архитектуре господствовал стиль русского барокко, отличавшийся особой роскошью. Это был сплав европейского классицизма и отечественных архитектурных традиций. культура россия научный юлианский

Крупнейшими зодчими этого направления были В.В. Растрелли в Петербурге и Д.В. Ухтомский в Москве. Стиль классицизма в Петербурге представляли Д. Кваренги, Н.А. Львов и Ч. Камерон. В Москве в стиле классицизма строили В.И. Баженов и М.Ф. Казаков.

Русская живопись совершенствуется в традиционном портретизме (работы Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского). М. Шибанов положил начало жанровой живописи. Родоначальники пейзажной живописи - С.Ф. Щедрин и Ф.Я. Алексеев. Первые картины в историческом жанре были созданы А.П. Лосенко.

Замечательные творения создают скульпторы Ф.И. Шубин - мастер скульптурного портрета и М.И. Козловский, который стал родоначальником русского классицизма в скульптуре.

В эпоху Петра I ломке подверглись все традиционные представления о бытовом укладе российского общества. Царь в приказном порядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами.

Важным нововведением петровской эпохи стало принятие в России юлианского календаря. С 1700 г. началом года стало считаться не 1 сентября, а 1 января, а счет лет стал вестись от Рождества Христова, а не от Сотворения мира, как было до этого принято в России.

Екатерина II, считая себя " просвещенным монархом", задумала создать «новую породу людей». Основываясь на идеях французских просветителей, в те времена считали, что изолированный от семьи и переданный на попечение воспитателей ребенок может вырасти идеальным человеком.

Проектом было создание закрытых учебных заведений интернатского типа, принимающих детей в 5-6 летнем возрасте и выпускающем их в жизнь к 18-20 годам.

Итоги развития русской культуры в 18 веке.

  • Культура России развивалась под влиянием петровской реформации и идей Просвещения, в эту эпоху носила светский характер.
  • Культурное развитие достигло высокого уровня.
  • Культура России отличалась демократизмом и гуманизмом.
  • В эту эпоху были заложены основы современной системы просвещения.

Культура XVIII века России

Введение

Общая оценка русской культуры XVIII века

Просвещение

Литература

Живопись

Архитектура

Заключение

Список использованной литературы

Введение

История культуры России распадается на два неравных, резко ограниченных периода: древний, простирающийся с незапамятных времен до эпохи преобразований Петра Великого, и новый, обнимающий собой два последних столетия.

В течение первого периода из элементов, заимствованных от Византии, занесенных к нам с Востока и отчасти Запада, медленно, но непрерывно вырабатывался оригинальный тип искусства, обещавший достигнуть высокого совершенства, но вдруг остановленный в своём развитии петровскими реформами.

Второй период ознаменован пересадкой к нам западноевропейского искусства. Но в это время передовые русские художники, под влиянием пробудившегося в русском обществе национального самосознания, стали гнушаться академической рутиной и устремились от подражательности чужестранным образцам к непосредственному воспроизведению действительности и к изучению художественной старины с целью положить ее в основу своего творчества.

XVIII век сыграл огромную роль в истории русской культуры. В начале века происходит переход от средневековья к культуре нового времени, все сферы жизни общества подвергаются европеизации, происходит секуляризация культуры. В XVIII веке начинается приготовление к тому порядку вещей, который знаменует государственную жизнь России среди Европейских держав. Поэтому заимствование плодов европейской цивилизации с исключительной целью материального благосостояния становится недостаточным, является потребность в духовном, нравственном просвещении, потребность вложить душу в приготовленное прежде тело. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических перемен, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространение материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли отражение в философии, науке, литературе, в просветительской деятельности величайших философов, ученых, писателей этого времени - Дидро и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера, Ломоносова и Радищева.В новый период вступает и русская культура, пережившая на рубеже XVIIи XVIII столетии знаменательный перелом. После долгого временикультурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольскимзавоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего западного. Русское искусство постепенно вступает на путь общеевропейского развития и освобождается от оков средневековой схоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического взгляда на жизнь. «Мирское» искусство приобретает общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании и развитии новых устоев общественнойжизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергаласвоего прошлого, Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на русскую национальную традиции, накопленные за длительный предшествующий период культурно-исторического развития Киевской и Московской Руси, опыт древнерусского искусства. Именно благодаря этой глубокой преемственностиРоссия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие вобщем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре иживописи, в театре и музыке.

К концу столетия русское искусство достигает огромных успехов.

Общая оценка русской культуры 18 века О значении сдвигов, происшедших в русской культуре, говорит тот факт, что впервые в XVIII веке светская, нецерковная музыка выходит из области устной традиции и приобретает значение высокого профессионального искусства. русской культура в XVIII веке развивалась под влиянием тех больших изменений, которые внесли в общественно-политическую жизнь страны реформы Петра I.С начала столетия Московская Русь превращается в Российскую империю. Петровские преобразования в корне изменили весь строй культурной и общественной жизни России. Петровская эпоха всегда вызывала споры своей сложностью и неоднозначностью. Однако реформы Петра не означали радикального разрыва с прошлым, с национальными традициями, и полного усвоения западных образцов. Тем не менее, открытость русской культуры Западу ускорили ее собственное развитие. Для культуры этого периода характерна быстрая смена стилей (барокко, классицизма). Появляется авторство. Искусство становилось светским, более разнообразным в жанровом отношении, пользовалось поддержкой государства. Но наряду с появлением этих тенденций, художественная культура первых десятилетий XVIII в. сохраняла еще некоторые черты предшествующего столетия и носила переходный характер.
Политические и культурные достижения петровской эпохи укрепляли в народе чувство национальной гордости, сознания величия и мощи Русской империи. Начало XVIII в. было важным периодом в формировании русских литературных традиций. Литература этого времени еще носит на себе отпечаток старины: литературные произведения существуют и распространяются не в печатном, а в рукописном виде, как это было и раньше, авторы остаются неизвестными; жанры в основном наследуются от XVII века. Но в эти старые формы постепенно вливается новое содержание. Замысел произведений меняется, подвергаясь влиянию гуманистической мысли и идей Просвещения.
В начале XVIII в. популярны были повести («гистории»), особенно «Гистория о российском матросе Василии Кориотском», отразившая появление нового героя, деятеля, патриота и гражданина. «Гистории» показывали, что успеха в жизни человек может добиться благодаря личным качествам, добродетелям человека, а не происхождению. Влияния стиля барокко проявлялось, прежде всего, в поэзии, драматургии (представленной, в основном, переводными пьесами), любовной лирики.
Необычайный по своей ценности вклад в развитие русской культуры XVIII века внесли русские композиторы, исполнители, оперные артисты, в основном вышедшие из народной среды. Перед ними стояли задачи огромной трудности, в течение нескольких десятилетий они должны были освоить веками накопленныебогатства западноевропейской музыки. В общем пути исторического развития русского искусства XVIII векавыделяются три основных периода:. первая четверть века, связанная с реформами Петра;. эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся дальнейшим ростом национальной культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства и вместе с тем усилением сословного гнета;. последняя треть столетия (начиная с середины 60-х годов), отмеченная большими общественными сдвигами, обострением социальных противоречий, заметной демократизацией русской культуры и ростом русского просветительства. Просвещение В XVIII веке в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс.учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее отставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в.насчитывалось в одних только воскресных школах более 250 тыс. учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России же в среднем училось лишь два человека из тысячи. Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах былчрезвычайно пестрым. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т. д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся - в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины. Общераспространенными учебниками в училищах были азбука, книга Ф.Прокоповича «Первое учение отрокам», «Арифметика» Л. Ф. Магницкого и«Грамматика» М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. Обязательных учебных программ не было, срок обучения колебался от трех до пяти лет. Прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики игеометрии. В основном подготовка специалистов велась и через университеты -Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существовавший до 1765 г., Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова, и Виленский, который формально был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х годов XVIII в. Студенты философского, юридического и медицинского факультетов Московского университета, помимо наук по своей специальности, изучали также латынь, иностранные языки ирусскую словесность. Московский университет был крупным культурным центром. Он издавал газету «Московские ведомости», имел собственную типографию; при нем работали различные литературные и научные общества. Из стен университета вышли Д. И. Фонвизин, позднее А. С. Грибоедов, П. Я. Чаадаев, будущие декабристы Н. И. Тургенев, И. Д. Якушкин, А. Г. Каховский. Необходимо трезво оценивать результаты развития просвещения в России в XVIII в. Дворянская Россия имела Академию наук, университет, гимназии и другие учебные заведения, а крестьянский и мастеровой люд страны в массе оставался неграмотным. Школьная реформа 1786 г., так широко афишированная правительством Екатерины II, была народной только по имени, а на деле носила сугубо классовый характер. Нельзя забывать, что идеи «Просвещения»были «девизом царизма в Европе». Однако гений народа смог проявиться не благодаря политике «просвещенного абсолютизма», а вопреки ей. Это особеннонаглядно видно на примере М. В. Ломоносова. Могущественным средством для умственного развития, для расширения умственной сферы русского человека, для уничтожения прежней замкнутости и застоя было сообщение сведений о том, что делается в России и в других землях. До Петра знать, что делалось у себя и в чужих странах, было привилегиею правительства; извлечения из иностранных газет (куранты) составлялись для царя и немногих приближенных особ и бережно хранились, как тайна. Петр хотел, чтоб все русские люди знали, что делается на свете. 17 декабря 1702 года великий государь указал: по ведомостям о воинских и всяких делах, которые надлежат для объявления Московского и окрестных государств людям, печатать куранты, и для печати тех курантов ведомости, в которых приказах, о чем ныне какие есть и впредь будут, присылать в Монастырский приказ, откуда те ведомости отсылать на Печатный двор. Указ был исполнен, и с 1703 года начали издаваться в Москве куранты под заглавием: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах». Хотя газета была маленькая, статей в ней не было, а помещались только краткие сообщения о замечательных событиях в России и за границей, всё же и она пропагандировала реформы как военной, так и в гражданской области.Широко освещалась преобразовательная деятельность в публицистике. Крупнейшими её представителями были учёный-монах Феофан Прокопович купец и предприниматель Посошков, вышедший из крестьян, и дворянин Татищев.

Обострение классовых противоречий, нарастание крестьянского движения содействуют развитию передовой общественной мысли и ведут к более чёткому размежеванию культуры на два лагеря: прогрессивный и рекреационный. Растёт и крепнет литература передового дворянства и демократических слоёв общества, резко обличающая чиновников-взяточников, вельмож, занимающих высокое положение не по за слугам, и жестоких помещиков.

Успешно развивается наука. Из народных масс выдвигаются гениальные изобретатели, сделавшие многие важнейшие открытия, опередившие западноевропейские. Так, И. Кулибин, нижегородский мещанин, создал самокатку-велосипед, машинное самодвижущееся судно, проект арочного моста через Неву без промежуточных устоев. Сын уральского горнорабочего И. Ползунов в 1763 году, почти на 20 лет раньше Уатта, изобрел и построил паровую, «огненную» машину.

Шире развернулась система домашнего образования в дворянских семьях. В Петербурге и в Москве возникли научные и литературные общества. Большое внимание было уделено собранию и изданию древнерусских и литературных произведений. Значительно больше стало выходить газет и журналов, издаваться книг. Особенно плодотворной в этом отношении была деятельность Николая Ивановича Новикова(1744-1818).

Это был человек большой культуры, видный общественный деятель, журналист и писатель. Он начал свою общественную просветительскую деятельность изданием сатирических журналов(первый его журнал «Трутень» стал выходить в мае 1769года). В 70-х годах новиков издаёт ряд книг по истории России.

Новиков организует в Москве «Дружеское ученое сообщество», целью которого было распространение образования и издание полезных книг. Была создана «Типографическая компания», которая не только издавала книги, но и организовала книжную торговлю в городах и даже в деревнях.

Деятельность Новикова, сплотившая вокруг себя многих передовых людей, показалась Екатерине II опасной. С 1784 года начинаются гонения на Новикова, а в 1792 году он был заточён на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. После смерти Екатерины II в 1796 году Новиков был выпущен из тюрьмы, но вышел он оттуда совершенно больным.

Театр

Вплоть до середины XVIII века (до 1756 года) театральные представления продолжались лишь в школах, преимущественно духовных.

Начиная с 30-х годов возобновляется придворный театр. Он обслуживается преимущественно иностранными труппами(итальянскими., немецкими, французскими).

На русском языке пьесы в 30 – 40-х годах ставились в школьных театрах. С конца 40-х годов интерес к театру пробуждается и в широких городских демократических кругах. Ученики школ, мелкие чиновники, солдаты, лавочники в дни праздников стали спектакли и в специально устроенных помещениях, деревянных балаганах, или в частных домах, главным образом в купеческих. Такие временные театры возникли не только в Петербурге и в Москве, но и в провинции.

Одной из таких сначала любительских, а потом полупрофессиональных частных трупп была труппа Ф. Г. Волкова в Ярославле. Волков(1729 - 1763) был талантливым сыном русского народа, одним из замечательных людей XVIII века. Сын купца, он три года учился в Славяно-греко-латинской академии, потом поехал в Петербург, чтобы изучить торговое дело. Но не торговле, а театру решил посвятить себя Волков. Он бывал на школьных спектаклях в Московской академии, но поразил его театр Петербурга.

Здесь он видел спектакли итальянской оперы, немецкой драмы и спектакль, поставленный в Шляхетном корпусе силами учеников этого учебного заведения. По возвращении в Ярославль Волков собирает актёрскую труппу, строит специальное помещение и начинает ставить спектакли. Сам Волков был архитектором, и живописцем, и директором, и поэтом, и первым актёром в этом театре.

Театр Волкова был национальным русским театром, при том демократическим как по составу актёров, так и по составу зрителей, посещавших его постановки. Слухи о театре дошли до Петербурга, и в 1752 году ярославцы были вызваны ко двору Елизаветы. Здесь они поставили школьную драму. Игра актёров понравилась. Для получения и общеобразовательной, и специально актёрской подготовки наиболее талантливых актёров, в том числе братьев Волковых и Дмитриевского, определили в Шляхетный корпус. В 1756 году они окончили курс. Тогда по указу Елизаветы был организован постоянный «Русский для представления комедий и трагедий театр»

Так возник русский театр, имевший большое значение для развития искусства и литературы.

Литература

Важнейший период в развитии русской художественной литературы – вторая треть XVIII века. Появляются выдающиеся деятели литературы (теоретики и писатели); зарождается и оформляется целое литературное направление, то есть в творчестве ряда писателей обнаруживаются единые, общие для всех их идейно-художественные черты. Таким литературным направлением был классицизм.

Своё название классицизм получил оттого, что представители этого литературного направления провозгласили высшим образцом художественного творчества лучшие произведения античного искусства – искусства древней Греции Рима. Эти произведения были признаны классическими, то есть образцовыми, и писателям предлагалось подражать им, чтобы самим создавать истинно художественные произведения.

Каждое направление в искусстве вызывается в жизни определёнными общественными потребностями. Классицизм – это искусство эпохи формирования национальных государств, периода образования наций, национальной культуры. Политический строй в ряде стран в это время приобретает форму абсолютизма.

Поскольку эпоху абсолютизма в XVII – XVIII веках переживали разные государства Западной Европы, классицизм был свойственен и литературам этих стран: Франции, Германии, Англии. На основе изучения художественных произведений и работ греков и римлян было выработано руководство для писателей. Он называлось «Поэтическое искусство» и служило настольной книгой писателям-классицистам в течение полутора веков.

Классицизм рассматривал литературу и искусство как школу, которая воспитывает людей верности абсолютистскому государству, разъясняет им, что выполнение обязанностей перед государством и его главой – монархом – первая и основная задача гражданина.

Указывалось, что писатели должны изображать те явления жизни, которые интересны для аристократии, дворянства и знатных горожан, угождать их вкусам и оценивать изображаемые явления так, как на них смотрят представители этих кругов. Брать сюжет из повседневной жизни считалось недопустимым. Писатель должен был изображать события важные для государства: политику королей, войну и т.п. героями произведений должны быть цари, полководцы. Русский классицизм имел много общих черт с западным, в частности с французским классицизмом, поскольку он тоже возник в период абсолютизма, однако он не был простым подражанием. Русский классицизм зародился и развился на самобытной почве, с учётом опыта, который накопил раньше его сложившийся и развившийся западноевропейский классицизм.

Эти своеобразные черты русского классицизма следующие: во-первых, с самого начала в русском классицизме сильно сказывается связь с современной действительностью, которая в лучших произведениях освещается сточки зрения передовых идей.

Второй особенностью русского классицизма является обусловленная передовыми общественными идеями писателей обличительно-сатирическая струя в их творчестве. Наличие сатиры в творчестве русских писателей-классицистов придаёт их произведениям жизненно правдивый характер. Живая современность, русская действительность, русские люди и русская природа в известной степени отражаются я в их произведениях.

Третей особенностью русского классицизма, обусловленной горячим патриотизмом русских писателей, является их интерес к истории своей родины. Все они изучают русскую историю, пишут произведения на национальные, исторические темы.

Живопись .

XVIII век принес изменения во многие сферы жизни России, не стало исключением и искусство. На смену иконописи приходит живопись.

Основоположником развития русской живописи в начале XVIII века стал А. Лосенко. Он положил основание направлению, которое надолго приняла наша живопись. Отличительной чертой этого направления была строгость рисунка, держащегося не столько натуры, сколько форм античной скульптуры и итальянского искусства эпохи эклетиков. Бедность фантазии, следование в композиции определенным, рутинным правилам, условность колорита и вообще подражательность составляли основные недостатки живописцев того времени.

С середины же XVIII века среди жанров особенный стимул к развитию получает портрет, к которому начинает пробуждаться глубокий интерес.

В это время портретная живопись заняла лидирующие позиции. Русские художники помимо изображений царей, стремились увековечить деятельность русских бояр, патриархов и купцов, которые стремились также не отставать от царя и часто поручали заказ портрета совершенствующимся в изобразительном искусстве русским художникам портретистам того времени. Для русского портрета 18 века было характерно увлечение передачей изысканных жестов и поз натурщиков. Художники старались обогатить портретную композицию бытовым интерьером и атрибутами национального костюма, окружающего пространства. Выделяя предметы дорогой обстановки, богатую мебель, вазы, ну и конечно одежду из роскошных тканей, блестяще передавали фактуры материалов, тщательно выписывая фактуру шелка, парчи с помощью тончайших оттенков.

Портреты, написанные во второй половине XVIII века художниками Левицким, Рокотовым и Боровиковским, Брюлловым, Тропининым, Кипренским прекрасно демонстрируют все своеобразии русского портрета того времени. Искусство портрета 18 века развивалось в различных своих разновидностях: парадный, полу парадный, интимный и камерный портрет. Эти направления отражали различные аспекты богатства материального мира и душевных нравов, развивая и совершенствуя усложняя изобразительный язык. Искусство вступило в новую ступень популярности, многие художники зарабатывали славу в изготовлении парадных портретов на фоне природы и архитектуры, которые создавались в сложнейшей светотеневой обработке, тонко сочетающимися колоритом тонов красочного слоя с динамикой живописной фактуры.

В дальнейшем под влиянием социального переворота, произведенного во Франции великой революцией, вкус времени изменился: парадные, щеголяющие всякой роскошью, изобилующие аксессуарами портреты уступили место более скромным изображениям, с пустыми, однотонными фонами, с бесцветными и некрасивыми костюмами. Этими двумя обстоятельствами, наплывом неважных иностранных художников и упрощением требований от портретной живописи объясняется, почему многие из портретов, писанных в первые годы царствования Александра I, уступают портретам екатерининских времен.

Жанровые же картины в XVIII веке считались второстепенной, побочной отраслью живописи. В искусстве, долго служившем для услады лишь высшего общества и подчинявшегося академической рутине, изображение повседневной жизни и народного быта считалось делом неважным – забавой, которой художникам позволительно заниматься в виде отдыха от других, более серьёзных трудов. Жанровые картины в то время выходили по большей части из-под кисти исторических живописцев, которые исполняя их, не могли отрешиться от условности и подражательности, усвоенных ими еще на школьной скамье. Жизнь простых смертных с ее типами, нравами и обычаями воспроизводилась лишь с малыми отступлениями от правил, узаконенных для высоких, благородных сюжетов.

В XVIII в. русская культура стремительно европеизировалась, обмирщалась, приобретала светский характер, включалась в процесс взаимодействия с культурами других стран. Основные направления в литературе.

1. В литературе XVIII в. торжествовало направление классицизма, ориентировавшееся на античные художественные образцы и гражданские добродетели. Его ярчайшими представителями были М. Ломоносов, В. Тредиаковский, Г. Державин, А. Кантемир, Д. Фонвизин и др.

2. В конце века его сменил сентиментализм, обратившийся к переживаниям и чувствам отдельного человека («Бедная Лиза» Н. Карамзина).

Архитектура

Строительство новой столицы – Петербурга – по плану в соответствии с целостным градостроительным замыслом и западными образцами стало новым этапом в становлении русской архитектуры. Лицо молодой столицы определили постройки Д. Трезини (здание Двенадцати коллегий, Петропавловский собор). В середине века наступает мода на барокко, классиком которого считается Б. Растрелли (Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе и др.), создатель зданий блистательных и пышных. Увлечение античным искусством второй половины XVIII в. нашло выражение в строгом, сдержанном, математически точном, благородном классицизме. Его вершиной стали постройки Ч. Камерона, В. Баженова, М. Казакова.

Живопись и скульптура

С классицизмом связывают и выдающиеся достижения скульптуры, такие как «Медный всадник» Э.М. Фаль-коне, памятник Суворову М. Козловского, памятник Минину и Пожарскому И. Мартоса. Любимым жанром русских живописцев XVIII в. становится портрет. В этом жанре работали И. Никитин, И. Аргунов, Д.Левицкий, Ф. Рокотов, В. Боровиковский. Развитие получила как историческая (А. Лосенко), так и пейзажная (С. Щедрин) живопись. В 1757 г. по инициативе И.И. Шувалова была образована Академия художеств.

Театр

В 1756 г. в Петербурге открылся первый профессиональный театр. Его основой стала театральная труппа Ф. Волкова, созданная в 1750 г. в Ярославле. Самым известным композитором России XVIII в. был Д. Бортнянский.

Образование и наука

В XVIII в. в России получает развитие система светского образования. Первой была открыта школа «мате-матицких и навигацких» наук в Москве (1701 г.). Позже были образованы инженерные, медицинские, горные, кораблестроительные школы, а также «цифирные школы» начального обучения. В 1724 г. Петр I подписал указ об учреждении Петербургской академии наук.

В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова был открыт Московский университет.

В 1783 г. была создана Российская академия наук. Ее первым президентом стала графиня Е.Р. Воронцова-Дашкова.

Значительны достижения российской науки, представленной именами М. Ломоносова (физика, химия, минералогия, геология, металлургия, филология, история), Л. Эйлера (математика), С. Крашенинникова (география), А. Болотова (агрономия и почвоведение), В. Татищева, И. Болтина (история), Я. Козельского и С. Десницкого (правоведение) и др. Выдающимися изобретателями были А. Нартов (токарный станок), И. Ползунов (первая в мире паровая машина), И.П. Кулибин (оптические приборы, проект одно-арочного моста через Неву).


Введение.

XVIII век – век перемен не только в экономике, социальных отношениях, но и в общественной мысли и культуре России. Реформы Петра I, направленные на модернизацию и европеизацию России, определили особенности историко-культурного процесса России в начале XVIII века: дальнейшее обмирщение культуры и утверждение нового взгляда на человеческую личность, преодоление замкнутости культурного развития. Важным является то, что во второй половине XVIII века формируется просветительская мысль и идеи просвещения глубоко проникают во все сферы культурного процесса. После долгого времени насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего "еретического", "западного" (в том числе образованности, нравов, форм культурного быта), русская культура вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековья. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми догмами религиозной морали. "Мирское" искусство приобретает право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизни страны. Эти процессы развиваются очень быстро, но, несмотря на глобальную европеизацию, русская культура наследовала лучшие национальные традиции, она не отвергала своего прошлого.
Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке.
К концу столетия русское искусство достигает огромных успехов.

    Русская культура в первой половине XVIII века. Эпоха Петра I.
1.1 Быт и нравы.
XVIII в. характеризуется ломкой средневекового образа жизни, правил поведения, усилением западноевропейского влияния на быт русского дворянства. Наиболее заметные изменения произошли в период петровских преобразований. Петр I осознавал единство образа жизни, обычаев, быта и форм социальной активности, поэтому он начал свои преобразования с "исправления нравов".
Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось новое летосчисление: не от сотворения мира, а от Рождества Христова; новолетие начиналось не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских странах. Празднование Нового года должно было происходить с 1 по 7 января. Ворота дворов надлежало украшать сосновыми, еловыми или можжевельными деревьями, а ворота бедных владельцев - ветвями. Каждый вечер по большим улицам предписывалось жечь костры, а при встрече поздравлять друг друга. В столице в эти дни устраивались фейерверки.
За этим наступили перемены в счете часов. Раньше сутки делились от утра и до вечера. Петр же ввел новое, европейское, деление – с полудня по полуночи.
В 1700 г. был принят специальный указ об обязательном ношении венгерского платья (кафтана), а в следующем году было запрещено носить русское платье, его изготовление и продажа карались законом, предписывалось носить немецкую обувь - сапоги и башмаки. Это было сознательное противопоставление нового, современного, удобного - старому, архаичному. Долгие годы только насилием можно было поддерживать новые моды и нравы. Не раз публиковались указы, угрожавшие нарушителям различными карами, вплоть до каторги.
Стремясь выкорчевать "сонный нрав" московской старины, Петр I в 1705 г. приказал брить лицо (раньше брадобритие считалось признаком западной "ереси" - "латинства"). Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Купцы и другие горожане, стремившиеся сохранить подобие "лика Христова", должны были платить специальный налог:от 30 до 100 руб. в год (в зависимости от сословной принадлежности и имущественного положения) - огромные по тому времени деньги. Был введен металлический бородовой знак - своего рода квитанция об уплате денег за ношение бороды.
С 1718 г. в домах вельмож регулярно начали проводить ассамблеи (балы-собрания). На них съезжалось все тогдашнее петербургское общество. Гостей здесь не встречали и не провожали. В ассамблеях непременно участвовали и женщины. Уходили с таких ассамблей «по-английски», не прощаясь.
Разрабатывались специальные правила поведения в обществе, появился так называемый «политес», правила хорошего тона. Петр всячески поощрял умение танцевать, свободно изъясняться на иностранных языках, фехтовать, владеть искусством речи и письма. Наибольшей популярностью пользовалось изданное в 1717 г. для юношества наставление "Юности честное зерцало". В нем порицалось то, что совсем еще недавно было обычным для самого молодого царя и его друзей, когда они впервые выехали за границу. Там, в частности, говорилось о поведении за столом: «…сяди прямо и не хватай первый в блюдо, не жри как свинья и не дуй в ушное (от слова «уха», рыбное блюдо), чтобы везде брызгало не сопи егда яси (когда ешь)… Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом».
В середине XVIII в. быт русского дворянства в значительной степени определялся западноевропейскими обычаями, следование которым стало принимать форму низкопоклонства перед Западом.

1.2 Образование и наука.
При Петре I распространение образования впервые было признано государственной необходимостью, стало неотъемлемой частью государственной политики. Особенности этой политики определялись признанием основной целью образования удовлетворение государственной потребности в кадрах. Главным отличием образования петровских времен стали его светский характер и соединение обучения с практикой. Богословские дисциплины в учебных заведениях уступили место арифметике, геометрии, тригонометрии, фортификации, инженерному делу и другим наукам. Обязательным стало обучение грамоте дворянских детей, которые могли учиться на дому, в частных или государственных школах. Кроме того, для овладения ремеслами, обучения разным наукам и искусству молодых дворян посылали за границу. Указом 1714 г. уклонявшимся от учебы дворянам было запрещено жениться. Распространению грамотности, развитию светской школы и активизация книгоиздательского дела в значительной степени способствовала проведенная в 1708-1710 гг. реформа алфавита: старославянская кириллица была заменена более простым "гражданским" печатным алфавитом, а сложная система буквенного обозначения чисел - арабскими цифрами. Уже в первой четверти XVIII в. в качестве учебных пособий были изданы "Букварь" Ф. Поликарпова, "Первое учение отрокам" Ф. Прокоповича, "Арифметика" Л. Магницкого и переиздана "Грамматика" М. Смотрицкого. С 1708 по 1725 гг. было напечатано около 300 гражданских книг, но тиражи их были пока невелики. Формирование системы учебных заведений. Возрастающие потребности государства в отечественных специалистах разных отраслей обусловили возникновение сети учебных заведений. Впервые петровские школы набирали "робяток всякого рода, опричь (кроме) помещичьих крестьян",
Система начального и среднего общего образования осталась практически неразвитой. В I714 г. по указу Петра I были созданы 42 губернские цифирные школы - государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян (со второй четверти столетия количество этих школ постепенно сокращалось, и вскоре они прекратили свое существование).
Ориентация системы образования на подготовку кадров специалистов обусловила наибольшее развитие системы профессиональных школ. В 1701 г. в Москве была открыта школа математических и навигационных наук (Навигацкая школа), в которой изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, астрономию, навигацию. В 1715 г. из старших классов этой школы, переведенных в Петербург, была создана Морская академия. При Посольском приказе была открыта школа для обучения иностранным языкам, а позже - школа канцелярских служащих. В это же время были созданы Артиллерийская, Инженерная и Медицинская школы, на уральских заводах создавались горнозаводские училища. При всех профессиональных школах существовали подготовительные отделения, в которых обучали письму, чтению и арифметике.
Подготовка дворян к офицерской службе в армии и на флоте осуществлялась в открывшемся в 1731 г. Шляхетском (дворянском) корпусе (в дальнейшем он разделился на сухопутный, морской, артиллерийский и инженерный). К придворной службе дворянских детей готовил открывшийся в конце 50-х гг. Пажеский корпус.
Начальное образование дворяне было через систему частного обучения, прежде всего на дому. Это была единственная форма обучения, доступная лицам женского пола, для которых был закрыт доступ в учебные заведения. Дети духовенства учились в епархиальных школах, духовных семинариях и академиях. Дети разночинцев и купцов могли учиться в различных профессиональных (медицинских, горных, коммерческих) и профессионально-художественных учебных заведениях. Рекрутские дети обучались в гарнизонных школах, готовивших для армии унтер-офицерский состав. Дети крепостных крестьян по-прежнему были лишены возможности получить образование.
Выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755 г. по инициативе и проекту М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова Московского императорского университета и гимназии при нем. В соответствии с идеями М.В. Ломоносова, университет был создан для "генерального обучения разночинцев", что противоречило установившимся принципам и явилось важным шагом на пути формирования единой системы бессословного образования.
Интенсивный процесс накопления знаний в предшествующий период обеспечил бурное развитие в XVIII в. отечественной научной мысли, сочетавшееся с овладением лучшими достижениями европейской науки и техники. Накопленные в предшествующие периоды разрозненные знания в большинстве областей начали превращаться в науку .
В первой четверти XVIII в. впервые в истории России процессы накопления научных знаний и их рационального теоретического осмысления получили мощную поддержку государственной власти. Целенаправленная государственная политика в значительной мере способствовала быстрому развитию отечественной научной мысли. Важнейшим результатом деятельности Петра I в области науки было открытие в 1725 г. в Петербурге Академии наук и художеств (с 1803 г. - Императорская Академия наук), ставшей центром русской науки. Петербургская Академия наук имела твердый государственный бюджет. Первоначально она объединяла 3 "класса": математики, физики и гуманитарный. Для изучения территории Российской империи, ее природных богатств, населения и исторических памятников Академия организовала несколько экспедиций, среди них две Камчатские (1725-1730 и 1733-1743). Академия наук располагала физическим кабинетом, химической лабораторией, астрономической обсерваторией, анатомическим театром, механической и оптической мастерскими, граверной школой, типографией, библиотекой и архивом. В 1719 г. при Академии была открыта Кунсткамера - первый в России естественноисторический музей. В первой половине столетия в России было собственные ученых было очень мало, поэтому в Академию наук приглашались иностранные специалисты, что, с одной стороны, способствовало приобщению России к достижениям европейской науки, с другой стороны, нередко наносило ущерб развитию отечественной научной мысли. В Петербургской Академии наук работали такие выдающиеся иностранные ученые, как основатель гидродинамики Д. Бернулли; автор нескольких сотен работ по механике, астрономии и кораблестроению Л. Эйлер; ботаник И. Гмелин; естествоиспытатель К. Вольф и др. Они внесли большой вклад в русскую науку, отстаивали ее честь в Западной Европе. Лишь с середины XVIII в. под влиянием М.В.Ломоносова, ставшего в 1745 г. первым русским академиком, в Академии начался постепенный рост числа отечественных ученых. Академиками стали физик Г.В. Рихман, географ и этнограф С.П. Крашенинников и другие.
Наибольшее развитие в "Петровскую эпоху" получили отрасли знаний, необходимые для создания сильной армии и флота, обеспечивающие успешную внешнюю политику, подъем промышленности и торговли. Это обусловило быстрое развитие естественных наук.
Уже в начале века было начато активное изучение природных ресурсов страны, имевшее в первое время чисто практическое значение: изучение природных ресурсов было необходимо для строительства новых заводы для выплавки чугуна, меди и серебра. Были открыты залежи каменного угля в районах Подмосковья, Дона и Кузнецка. Велись работы по разведке бакинской нефти. Русские рудознатцы открыли богатейшие залежи железной руды на Урале, давшие необходимый в период Северной войны металл. В Забайкалье были найдены залежи серебра. Промышленное изучение земных недр способствовало также развитию науки.
В то же время были организованы экспедиции, имевшие преимущественно научные цели. 1713-1714 гг. экспедиции И.М. Евреинова и Ф.Ф. Лужина впервые побывали на Курильских островах. В 1720 г. правительством была организована первая экспедиция для изучения Сибири. Эта экспедиция, руководимая Д. Мессершмидтом, собрала ценные сведения о природе, истории, экономике и этнографии Сибири. Участник второй Камчатской экспедиции (1733-1743) ученый-натуралист И. Гмелин опубликовал свои путевые наблюдения "Путешествие по Сибири" и четырехтомный труд "Флора Сибири", в котором описал более тысячи видов растений. Картографы Ф. Соймонов и К. Верден нанесли на карту Каспийское море и описали его. Эта карта внесла коренное изменение в представления современников о береговой линии Каспийского моря. Большой вклад в развитие географии и картографии внесли В. Киприянов, А. Зубов и Я. Брюс, трудами которых на карты были нанесены Балтийское и Азовское моря, бассейн Дона. Обследования внутренних районов Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана, Средней Азии подготовили издание в середине XVIII в. географом И.К. Кирилловым "Атласа Российского" (к этому времени подобный атлас имела только Франция).

1.3 Литература.
Литература XVIII в. была своеобразной творческой лабораторией, в которой вырабатывалась стилистика прозы, формировалась система стихосложения, происходил творческий эксперимент в области художественного слова, в ходе которого были созданы основы современного русского литературного языка.
Преобразования первой четверти XVIII в. способствовали окончательной победе светского направления в литературе, что обусловило формирование новых жанров, появление новых литературных героев, новых сюжетов.
Введение Петром I "гражданского" алфавита и его дальнейшее упрощение, проведенное в 1730- е гг. Академией наук не только способствовало укреплению светского языка и развитию новой светской литературы, но и активизировало книгоиздательскую деятельность.
В рамках традиционных литературных жанров появляются новые сюжеты, новые герои, выражаются новые идеи. В то же время формируются новые жанры. Одним из господствующих жанров по-прежнему остается бытовая повесть.
Большую популярность в это время получили сатирические произведения. Крупнейшим мастером сатиры был русский поэт и просветитель Антиох Кантемир (1708-1744). Его главные сатиры ("Куму своему" и "Филарет и Евгений") посвящены защите петровских преобразований. Большую известность приобрели также оды, басни и эпиграммы Кантемира.
Широкое распространение в петровскую эпоху получает любовная лирика. Манерность, изысканность языка и обращение к античным образам свидетельствуют о влиянии французской "галантной поэзии". Авторы многочисленных образцов любовной лирики петровского времени в большинстве случаев неизвестны. Впоследствии сочинение любовных стихов вошло в моду, с него начинали свой творческий путь многие крупнейшие поэты XVIII в.
Автор многочисленных од, поэм, стихотворений, являющихся образцами литературы русского классицизма, М.В. Ломоносов разработал теорию "трех штилей", в соответствии с которой каждому жанру соответствует свой стиль: высокий, посредственный или низкий. Эта теория стала руководством для создания нового литературного языка.
Народное творчество . Помимо традиционных для народного творчества обрядовых песен, широкое распространение получают произведения о Петре I и песни-жалобы. Известно более 200 народных песен о Петре, в которых затрагиваются почти все основные события его жизни - от рождения до смерти (о заговорах царевны Софьи, о стрелецких бунтах, о взятии Азова, особенно многочисленны произведения о Полтавской битве). Большинство песен свидетельствуют о героизации образа Петра в народном сознании. Особенно ярко это отразилось в "Плачах войска" о смерти Петра, сложившихся, по-видимому, в солдатской среде. В то же время в народном творчестве все чаще стали звучать жалобы на тяготы рекрутской жизни, на закрепощение вольных "гулящих людей", которым некуда "кинуться" от "крепких караулов". В песнях о Степане Разине и о Кондратии Булавине "удалым молодцам"-казакам противопоставляются виновники народных бед "собаки"-воеводы и бояре.

      Искусство.
    1.4.1 Изобразительное искусство
Русское изобразительное искусство первой половины XVIII в. характеризуется окончательной победой светского направления, появлением новых жанров, тесной связью с западноевропейским изобразительным искусством.
Русская светская живопись развивалась на основе национальных традиций живописной мастерской Оружейной палаты. В то же время отечественные мастера активно осваивали лучшие западноевропейские традиции: в Россию приглашали иностранных художников, а молодых русских живописцев посылали учиться в Италию, Нидерланды (петровские пенсионеры).
Ведущим жанром становится портрет, окончательно вытеснивший икону. Первые произведения этого жанра по своему характеру тяготеют к парсуне. Основоположниками русского светского портрета принято считать И.Н. Никитина и А.М. Матвеева.
В первой половине столетия началось освоение русскими художниками новых для них композиций с мифологическими сюжетами. (А.Матвеев "Венера и Амур", "Аллегория живописи"). Популярностью пользовались также монументальная роспись в виде панно и плафонов в строившихся дворцах и административных зданиях, а также миниатюрное письмо.
Особое значение приобрела в начале столетия гравюра, передававшая героический пафос эпохи. Возможность получать с одного оригинала несколько сот оттисков обеспечивала выполнение чрезвычайно важных в петровское время агитационно- пропагандистских функций. Основоположниками гравюры нового времени в России являются голландские мастера А.Шхонебек и П.Пикарт. Крупнейшими русскими мастерами гравюры того времени были А.Зубов, много лет проработавший при петербургской типографии и оставивший большое графическое наследие ("Баталия при Гренгаме", "Панорама Петербурга"), и М.Махаев,автор знаменитой серии видов Петербурга.
В первой половине XVIII в. широкое распространение получает лубок (народная картинка) - выполняемое мастерами-ремесленниками произведение графики, отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения. Лубку свойственны простота техники, яркая раскраска. Изображения часто дополняются пояснительными надписями. Одна из наиболее известных лубочных картинок этого периода - "Мыши кота погребают", получившая широкое распространение после смерти Петра I. Кроме заглавной надписи, внизу картинки расположены шуточные подписи ко всем изображенным участникам похоронной процессии. Общая тема подписей - ликование крыс и мышей по поводу смерти кота.
В середине столетия русская живопись развивалась под влиянием европейских стилей барокко и рококо, что проявилось в ее тяготении к парадности, пышности и вместе с тем виртуозной декоративности.

1.4.2 Театр.
На протяжении первой половины XVIII в. неоднократно предпринимались попытки создать в России профессиональный театр. Петр I придавал большое значение театральному искусству как средству воздействия на общественное сознание. В 1702 г. по его распоряжению был создан Публичный общедоступный театр, для которого на Красной площади было построено специальное здание - "Комедиальная храмина". Труппа состояла из немецких актеров, возглавлял ее И.Х. Кунст. Он же должен был подготовить русских артистов. 1706 г. театр, не пользовавшийся успехом у зрителей, прекратил свое существование, но его актеры продолжали выступать.
В первой половине XVIII в. закладывались и основы русской школы классического балетного танца. В 1738 г. для подготовки танцоров придворной балетной труппы в Петербурге была основана балетная школа Ж.Б. Ланде, а в 1741 г. указом императрицы Елизаветы Петровны была учреждена русская балетная труппа.
В середине XVIII в. во многих городах выступали иностранные актерские труппы, но преобладание в их репертуаре иностранных пьес обусловило отсутствие к ним широкого интереса.
Широкое распространение получил крепостной театр: крупнейшие русские вельможи создавали у себя в вотчинах или в столичных домах театры, актерами которых были крепостные. Наибольшую известность приобрел возникший еще в XVII в. театр Шереметевых.

2. Русская культура во второй половине XVIII века. Эпоха Екатерины II.
2.1 Быт и нравы.
Вторая половина XVIII века, а именно период царствования Екатерины II вошел в историю как «золотой век» российского дворянства. Одним из первых манифестов Екатерины II после восшествия на престол был «Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», по которому дворяне освобождались от обязанностей воинской и гражданской службы. По этому же «Манифесту» многие дворяне получили земли в свое владение, за ними же закрепились крестьяне, жители этих земель. Естественно, что эти земли надо было благоустраивать. Благоустройство начиналось, как правило, со строительства усадьбы. И время правления Екатерины – это время расцвета дворянской усадебной культуры. Но жизнь большинства помещиков не была отделена «железным занавесом» от жизни крестьян, происходило прямое соприкосновение с народной культурой, зарождается новое отношение к крестьянину как к равному себе человеку, как к личности.
Также вторая половина XVIII века ознаменовалась рядом появления новшеств, касающихся быта горожан. Особенно много нового появилось в жизни городов. После разрешения правительства держать купцам лавки в своих домах, в городах появляются купеческие усадьбы со складами и магазинами, образующими целые торговые улицы.
В Москве и Петербурге появились водопроводы, но для большинства городов источником водоснабжения оставались многочисленные колодцы и ближние водоемы, а также развозившие воду в бочках водовозы.
В конце века в отдельных крупных городах вводится освещение главных улиц. В Москве первые уличные фонари появились с 30-х гг. XVIII в. В них фитиль, опущенный в конопляное масло, зажигался по специальному распоряжению властей.
Большой проблемой для городских властей с увеличением населения становились вопросы гигиены, поэтому в городах растет число общественных бань, в которых за особую плату можно было и откушать, и скоротать ночь приезжим. Впервые специальным указом Сената запрещен патриархальный обычай париться вместе мужчинам и женщинам, а по Уставу Благочиния 1782 г. запрещен вход в баню лицам другого пола не в их день.
Еще одним новшеством во второй половине века стало открытие городских больниц. Первая из них появилась в Петербурге в 1779 г. Но, несмотря на это, в простонародье прочно сохранялась вера в знахарей, заговоры. Предрассудки укрепляло само правительство: в 1771 г. при эпидемии чумы в Костроме Екатерина II подтвердила указ 1730 г. о посте и крестном ходе вокруг города как средствах борьбы с заразой.

2.2 Образование и наука.
В "Екатерининскую эпоху" тенденция огосударствления образования получила новый импульс и новый характер. Если в первой четверти столетия главной целью образования было удовлетворение государственной потребности в кадрах, то Екатерина II, стремилась с помощью просвещения воздействовать на общественное сознание, воспитать "новой породы людей". В соответствии с этим был сохранен принцип сословности образования.
Важную роль в распространении грамотности и развитии образования сыграла книгоиздательская деятельность, заметно расширившаяся во второй половине столетия. Книжное дело перестало быть привилегией государства. Большую роль в его развитии сыграл русский просветитель Н.И. Новиков. В его типографиях издавались книги по всем отраслям знаний, в том числе и учебники. Важным событием стало издание в 1757 г. "Российской грамматики" М.В. Ломоносова, заменившей устаревшую "Грамматику" М. Смотрицкого.
Начальная школа по-прежнему оставалась наименее развитым звеном в системе образования. Как и в предшествующий период, существовали епархиальные школы для детей духовенства, гарнизонные школы для детей рекрутов. Лишь в конце века в каждой губернии были открыты формально бессословные главные народные училища, а в каждом уезде - малые народные училища. Однако дети крепостных крестьян по-прежнему были лишены возможности получить образование.
Профессиональные школы по-прежнему занимали значительное положение в системе образования. Дальнейшее развитие получила сеть медицинских, горных, коммерческих и др. профессиональных школ, возникли новые направления специального образования. В 1757 г. в Петербурге по проекту И.И. Шувалова была основана "Академии трех знатнейших художеств".При Московском воспитательном доме было открыто Балетное училище. Для подготовки учителей народных школ в Москве и Петербурге были созданы учительские семинарии, на базе которых впоследствии возникли педагогические институты.
Существенные изменения произошли в системе высшей школы. Крупнейшим культурным центром Российской империи стал созданный в 1755 г. по проекту М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова Московский императорский университет. Университет имел философский, юридический и медицинский факультеты. Богословие в нем не преподавалось вплоть до начала XIX в., все лекции читались на русском языке. При университете была организована типография, в которой до 1917 г. издавалась газета "Московские ведомости". Помимо Московского университета, обучение в котором в соответствии с уставом было бессословным, по-прежнему действовали дворянские корпуса (сухопутный, морской, артиллерийский, инженерный и пажеский) и духовные академии.
В 1764 г. для девочек открылся Смольный институт благородных девиц (Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге), при котором существовало "Училище для малолетних девушек" недворянского происхождения (позже оно было преобразовано в Александровский институт).
В 1786 г. был издан «Устав народных училищ» - первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы и классно-урочная система
К концу XVIII в. в стране функционировало 550 учебных заведений, в которых насчитывалось около 60 тысяч учащихся; было положено начало женскому образованию. Несмотря на значительные достижения в деле распространения грамотности и развития сети учебных заведений, образование по-прежнему оставалось сословным, оно не было всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения.
Екатерина II продолжила политику государственной поддержки отечественной науки . Понимая важность развития науки для укрепления экономики и обороноспособности страны, Екатерина II поддерживала различные научные исследования. Так, например, именно ей в 1768 г. была сделана первая прививка от оспы. В "Екатерининскую эпоху" отечественные ученые заняли господствующее положение в Академии наук, значительно вырос круг отечественных ученых - академиков, среди них племянник М.В. Ломоносова математик М.Е. Головин, географ и этнограф И.И. Лепехин, астроном С.Я. Румовский и другие. В то же время, опасаясь всякого "вольнодумства", императрица стремилась подчинить развитие науки строгой государственной регламентации. Это стало одной из причин печальной участи многих талантливых русских ученых-самоучек.
Естественные науки во второй половине XVIII в., как и в предшествующий период, развивались опережающими темпами. К концу столетия отечественное естествознание достигло общеевропейског
и т.д.................