Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развития речи. «Приобщение детей к художественной литературе




Организация: МБДОУ ЦРР «Детский сад №193»

Населенный пункт: Алтайский край, г. Барнаул

Статья «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе».

Шелкова Л.В., Стародумова Л.А.

(г. Барнаул, Россия,

МБДОУ ЦРР «Детский сад №193»,

mbdou . kid barnaul - obr . ru )

Художественная литература играет особую роль в воспитании детей, расширяя их представления о живой реальности, помогая ребенку познавать жизнь, формируя его отношение к окружающему, воспитывая духовно и нравственно. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей, что пробуждает у них гуманные чувства – способность проявить участие, доброту, милосердие, чувство справедливости.

Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому желательно приобщать ребенка к книге, к чтению уже в дошкольный период, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, иначе трудно будет в дальнейшем воспитать читателя, что негативно скажется не только на развитии конкретного ребенка, но и на духовно-нравственном потенциале общества в целом.

Изучению данного вопроса посвящено много работ, например, на важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, Ф.А.Сохини.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И.Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А.Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является актуальной, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением.

Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать. Чтобы познание художественной литературы стало школой развития чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое влияние на ребенка со стороны окружающих и взрослых.

Поэтому задача педагогов ДОУ, в первую очередь, состоит в построении работы таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.

В связи с этим, в нашем детском саду три года успешно проводилась опытно - экспериментальная работа по теме «Развитие у детей дошкольного возраста интереса и любви к книге». Для опытно – экспериментальной работы мы взяли большие художественные произведения: с детьми 5-6 лет изучили А.А.Милна «Винни – Пух и все, все,все», А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города», с детьми 6-7 лет - Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», «Богатыри земли русской» - изучение былин.

Основные идеи эксперимента. Развитие интереса и любви к книге, успешное использование художественной литературы, как средства воспитания и развития ребенка, возможно при условии, если педагог исходит из эстетической природы слова, широко использует выразительное чтение, методы и приемы, способствующие развитию воссоздающего и творческого воображения, эмоциональной сферы, самостоятельной интеллектуальной и художественно-речевой деятельности детей.

Цель эксперимента:

1.Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к книге. 2.Создание модели работы с детской книгой.

Задачи:

1. Анализ имеющегося теоретического и практического опыта работы педагогов по заявленной теме.

2. Создать методический комплект материалов (проекты, конспекты, методические рекомендации и т.д.)

  1. Разработать модель работы детей старшего дошкольного возраста с детской книгой.

4. Познакомить детей старшего дошкольного возраста с большими литературными произведениями через разные виды деятельности:

  • речевую – слово (эпитеты, сравнения, ритм, метафора);
  • театрализованную - движения, жесты, голос, мимика, интонация;
  • изобразительную - рисунок, прием сопоставления живописных полотен с литературными текстами.;
  • музыкальную - мелодия, ритм, интонация.
  • игровую - дидактические игры.

5. Формировать самостоятельную художественно-речевую деятельность детей старшего дошкольного возраста (через обогащение предметно- развивающей среды, «уголки книги», игровую деятельность)

6.Обобщить опыт работы педагогов ДОУ в виде методических материалов.

Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного

возраста.

Предмет исследования: развитие у детей старшего дошкольного возраста

интереса к книге.

Гипотеза:

Развитие интереса у детей является актуальным в процессе формирования информационной культуры личности, но реализуемые на практике разрозненные методы и приемы не способствуют мотивации дошкольников к чтению больших литературных произведений. Развитие у старших дошкольников интереса к книге будет успешным, если:

Воспитательно-образовательный процесс будет наполнен разнообразными методами и приемами работы с литературными текстами;

Создана развивающая предметная среда, ориентирующая дошкольников на формирование читательской культуры ребенка;

Организована совместная деятельности ДОУ и социума по организации литературного просвещения детей (ДОУ- БГПУ- гимназия №42-библиотеки);

Организовано взаимодействие ДОУ и семьи в формировании у детей читательской культуры, литературного вкуса.

Этапы эксперимента:

1этап. Подготовительный (6 месяцев)

Разработка и корректировка локальных актов по управлению экспериментом;

Корректировка должностных инструкций и инструкций по ОТ и ТБ участников ОЭД;

Разработка поэтапного плана ОЭД;

Внесение корректив в программу развития и годовой план ДОУ;

Оформление заявки на ОЭД в комитет по образованию;

Комплектование фонда справочных пособий, информационных материалов по проблеме эксперимента (включая электронные носители и Интернет);

Обобщение опыта работы педагогов ДОУ

2 этап. Функционирование экспериментальной площадки (2 года)

Организация экспериментальной работы в соответствии с перспективным планом, программой интегрированных проектов;

Создание условий для профессионального роста и творческой активности педагогов (семинары-практикумы, выставки, презентации, литературные

гостиные);

Разработка методических материалов, дидактического и методического сопровождения эксперимента;

Организация открытых мероприятий, выставок продуктов педагогической и детской деятельности;

Определение эффективности проделанной работы (итоговая диагностика)

3 этап. Обобщающий (6 месяцев)

Обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами;

Составление письменных отчетов;

Составление докладов, выступлений к научно-практическим конференциям, методическим объединениям педагогов и т.д.;

Подготовка материалов для публикации в журналах «Дошкольное воспитание», «Управление ДОУ», «Обруч», газетах «Дошкольное образование» и др.;

Издание методических пособий по теме эксперимента, апробированных перспективных планов, авторских программ и т.п.

Принципы реализации экспериментальной деятельности:

- принцип интеграции, который позволяет совместить в решении задач приобщения детей к чтению художественной литературы аспекты разных видов деятельности (познавательно-исследовательской, изобразительной, художественно-речевой, театральной, музыкально-эстетической деятельности), а также в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

Принцип деятельностного подхода, который формирует познавательную активность дошкольников, практические и творческие способности детей, развивает образное мышление, наблюдательность, самостоятельность, положительно влияет на расширение кругозора детей через включение детей в познавательно-исследовательскую деятельность;

Принцип системности в процессе ознакомления дошкольников с литературными произведениями на основе двустороннего взаимодействия педагогов и родителей;

Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими видами деятельности;

Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу на новом, более высоком уровне;

Принцип развития личностных качеств ребенка направлена на формирование уважительного, позитивного отношения к книге;

Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивающих возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладание эмпатии в межличностных отношениях;

Принцип преемственности во взаимодействии детского сада и семьи и как условие построения единого воспитательно-образовательного пространства и обеспечение развития ребенка.

Условия реализации основных принципов работы:

1. Организация книжного уголка «Островок Книги».

2. Организация мастерской по ремонту книг «Книжкина больница».

3. Создание театрального уголка.

4. Создание мини-музея детской книги.

5. Создание методической, дидактической и наглядной базы.

6. Разработка интегрированных проектов по ознакомлению с произведениями и творчеством писателей.

7. Разработка программы клуба детского чтения совместно с библиотекой «Золотой ключик», кружка «Книжная колыбель», детско-родительской студии «В гостях у сказки».

8. Разработка программ семинаров для педагогов ДОУ и родителей.

9. Разработка модели работы детей старшего дошкольного возраста с детской книгой.

Формы взаимодействия с детьми:

1.Совместная деятельность с воспитателем

Занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой и биографиями писателей

Занятия по ознакомлению детей с окружающим – предметным миром («Откуда книга к нам пришла»)

Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей (календарь знаменательных дат)

Создание «Книжкиной больницы» в группах

Занятия в кружке «Книжная колыбель» (1 раз в неделю)

●изготовление коллажей в процессе непосредственно - образовательной деятельности (художественно-продуктивная деятельность)

●художественное творчество (организация конкурсов детских рисунков по произведениям художественной литературы, лепка, аппликация, рисование по произведениям художественной литературы, изготовление макетов к большим художественным произведениям, изготовление книжек - самоделок)

●словарное творчество (придумывание рассказов, загадок, сказок)

●организация досуговой деятельности (развлечения, театрализованные представления, инсценирование)

●рассматривание репродукций, иллюстраций

●празднование именин литературного произведения

Литературно-музыкальные праздники (опера, музыкально-игровые развлечения)

Конкурсы между «героями» художественного произведения

Экскурсии и занятия в филиале городской библиотеки №1.

2.Самостоятельная деятельность детей

Организация сюжетно-ролевых игр, игр-путешествий, дидактических игр

Драматизация сказок,

Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация)

Формы взаимодействия с родителями

I. Информационно – аналитические

Проведение анкетирования, опросов «О чтении в семье», «Любимая книга детства», «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге»

- «Почтовый ящик» (родители в письменной форме помещают свои вопросы и пожелания).

II. Познавательные формы работы (призваны знакомить родителей с рациональными методами и приемами ознакомления дошкольников с детской литературой, формирует практические навыки взаимодействия с детьми)

Индивидуальные консультации, беседы

Родительские собрания

Семинары – практикумы

- «Дни открытых дверей»

Проектная деятельность

Акции «Подари книгу», «Книжки – самоделки»

Экскурсии

Создание макетов по художественным произведениям.

III. Досуговые формы

Детско – родительская студия «В гостях у сказки»

Вечера – развлечения, праздники

Создание семейных библиотек

Конкурсы рисунков, поделок

Клуб выходного дня «За чашкой чая».

IV. Наглядно – информационные

Родительский уголок

Информация для родителей: списки литературных произведений по возрасту, советы «Как организовать чтение дома», рубрика «Новинки детской литературы» с краткой аннотацией к ним

Папки – передвижки

Буклеты

Стенгазеты

Информационные листы «Растим будущего читателя».

Формы активизации педагогов:

Традиционные:семинары, семинары – практикумы, консультации, творческие группы, педагогические советы, тренинги, деловая игра, повышение квалификации.

- Инновационные: проектная деятельность, мастер – классы, создание банка инновационных идей, использование квест – технологии, кейс – технологии, издательская деятельность, ИКТ – технологии, литературный салон.

Методы работы:

Анкетирование

Тестирование

- SWOT - анализ

Самоанализ

- «Мозговой штурм»

Метод «Модерации»

Методический фестиваль.

Результаты опытно – экспериментальной деятельности:

1.Повысился уровень речевого развития и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

2.Повысился у детей интерес к книге и отношение к ней.

3.Педагоги знают теоретические основы методики работы с художественной литературой; умеют анализировать и оценивать идейно-художественное содержание и форму литературного произведения; умеют организовывать разнообразную художественную деятельность; владеют средствами выразительного чтения.

4.Родители стали активными помощниками, участниками конкурсов и выставок, совместных мероприятий с детьми, проводимых в детском саду. Они читают детям много произведений, обсуждают их, являются постоянными посетителями библиотеки.

5.Создан методический комплект (интегрированные проекты, перспективные планы, методические рекомендации, конспекты занятий, дидактические пособия и т.д.).

6.Создана развивающая предметно – пространственная среда в соответствии с особенностями читательских интересов детей дошкольного возраста.

7.Организована работа детского клуба «Золотой ключик» во взаимодействии с социумом.

8.Организована работа кружка «Книжная колыбель».

9.Создана детско – родительская студия «В гостях у сказки».

10.Создана модель работы с детской книгой.

Список литературы:

  1. Арушанова Истоки диалога: сценарии активизирующего общения /А. Арушанова// Дошкольное воспитание. – 2003.- №10 – С. 73 – 80.
  2. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…: методика приобщения детей к чтению/ - М.: Линка-Пресс, 2003.-176с.
  3. Кузьменкова Е., Рысина Г. Воспитание будущего читателя: литературно – художественное развитие детей 3-5 лет/ - М.: Чистые пруды, 2005.-32с.
  4. Микляева Н.В., Мишина Т.С. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения: метод. пособие/ - М.: Айрис-пресс. 2005. – 80с.
  5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения/ К.Д. Ушинский – М.: Просвещение, 1978. – 488с.
  6. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника/ У.А. Флерина. – М.: АПН РСФСР, 1961.- 334с.

Дети 5–6 лет уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Дошкольники способны восхищаться описанием природы (стихотворения И. Бунина, Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, С. Есенина и других поэтов).

Список художественных произведений для старшего дошкольного возраста довольно объемен и разнообразен. Он включает песенки и заклички, но интерес детей к ним уже не так ярко выражен, как в предыдущих возрастных группах. Зато популярны считалки, скороговорки, загадки, волшебные сказки.

Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности.

В программу включены авторские сказки (А. Пушкин, Д. Мамин-Сибиряк, Н. Телешов, В. Катаев, П. Бажов, М. Горький, X.К. Андерсен, Р. Киплинг, О. Пройслер, Т. Янссон и др.); рассказы о детях, их поступках и переживаниях (В. Дмитриева "Малыш и Жучка"; А. Гайдар "Чук и Гек"; Л. Толстой "Косточка"); произведения о взаимоотношениях в мире людей и животных (Л. Толстой "Лев и собачка"; Г. Снегирев "Отважный пингвиненок" и др.); юмористические рассказы (В. Драгунский, Н. Носов, К. Паустовский, Л. Пантелеев, С. Георгиев и др.).

Уже в средней группе вводится чтение "толстой" книги по главам (чтение с продолжением). У старших дошкольников интерес к "толстой" книге устойчивее. Читая главу за главой, нужно интересоваться, что детям запомнилось и есть ли у них желание послушать, что еще ждет героев книги (А. Волков "Волшебник Изумрудного города"; Т. Александрова "Домовенок Кузька"; Л. Пантелеев "Рассказы о Белочке и Тамарочке" и т. п.).

Подготовка детей к восприятию нового произведения может осуществляться непосредственно перед чтением или накануне, при этом используются самые разные приемы.

В книжный уголок педагог помещает новую книгу. Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации, пробуют определить жанр произведения (сказка, рассказ, стихотворение), выяснить, о чем оно. В начале занятия педагог расспрашивает детей об их предположениях, хвалит за наблюдательность, называет произведение.

Воспитатель показывает предметы, о которых упоминается в произведении и которые дети не знают, называет их, объясняет назначение. Например, перед чтением сказки Н. Телешова "Крупеничка" предлагает рассмотреть гречку (крупу и картинку с изображением этого растения; лучше во время цветения и с уже созревшими плодами-семенами).

Воспитатель предлагает, ориентируясь на название, высказать предположения о содержании книги. Например: "Новая сказка Бориса Заходера называется "Серая звездочка". Как вы думаете, про кого она? (Ответы детей.) А вообще-то эта сказка про жабу. Почему вы нахмурились и руками замахали?"

Непосредственно после чтения произведения (или через некоторое время) необходимо побеседовать с детьми. Лучшему усвоению содержания способствуют перечисленные ниже приемы.

Вопросы воспитателя.

Рассматривание иллюстраций к произведению.

Демонстрация рисунков и панно, на которых изображены герои произведения, различные эпизоды.

Например, воспитатель предлагает детям закрыть глаза и представить козлика из сказки П. Бажова "Серебряное копытце". Затем он показывает рисунок. "Это не он, – говорят дети, – у сказочного козлика на правой передней ноге серебряное копытце, ножки тоненькие, головка легонькая, на рожках по пять веток". Воспитатель еще раз просит детей закрыть глаза и заменяет прежний рисунок новым (козлик с серебряным копытцем, из-под которого разлетаются драгоценные камни). Дети с удовольствием дополняют набор камней, изготовляя их из блестящх фантиков (комочки).

Словесные зарисовки. Педагог предлагает детям вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки к произведению они нарисовали бы. Выслушивая высказывания, воспитатель задает уточняющие вопросы.

Чтение отрывков из текста по просьбе детей.

Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности жанра, языка произведения, воспитатель может предложить им:

– рассказать о самом смешном (самом грустном, самом страшном и т.п.) эпизоде. Затем зачитываются соответствующие отрывки. Например: "Но кот не выходил. Он противно выл, выл непрерывно и без всякого утомления. Прошел час, два, три… Пора было ложиться спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы" (К. Паустовский "Кот-ворюга");

– рассказать об одном из эпизодов (по выбору педагога) подробнее. Потом воспитатель зачитывает текст, а дети договаривают концовки предложений: "Марьюшка была хороша – красавица писаная, и от доброты… (краса ее прибавлялась) " ("Финист – Ясный сокол", русская народная сказка). Или: "Крупеничка, красная девица, живи, цвети, молодейся… (добрым людям на радость) ! А ты, гречка, выцветай, созревай, завивайся – будь ты… (всем людям на угоду) !" (Н. Телешов "Крупеничка");

– драматизировать отрывки, наиболее интересные с точки зрения активизации словарного запаса или содержащие диалоги, которые дети с удовольствием воспроизводят и слушают. Например, разговор Наташи с домовенком Кузей (по мотивам произведения Т. Александровой "Домовенок Кузька").

Домовенок . Дряпать тоже не будешь?

Наташа . А что такое дряпать?

Домовенок (смеется, прыгает, веселится) . Дряпать – это царапаться.

Наташа . Не буду царапаться. Я ведь человек, а не кошка.

Домовенок . А свориться не будешь?

Наташа . Свориться – это что?

Домовенок (прыгает, пляшет, причитает) . Ах, беда-беда-огорчение! Что ни скажешь – не по разуму, что ни молвишь – все попусту, что ни спросишь – все без толку!..

Сценка репетируется заранее. Потом желающие могут разыграть ее на прогулке или в группе в свободное от занятий время, а если необходимо, то и на праздниках. Как ни странно, исполнители роли Домовенка очень радуются, натянув лохматый парик. Он помогает им войти в роль.

Необходимость в беседе по прочитанному очевидна, так как любое произведение искусства становится эстетическим объектом только тогда, когда оно осмыслено. Но нельзя забывать и о том, что ребенок, прежде всего, должен насладиться услышанным. Подробный анализ может принести больше вреда, чем пользы. Если произведение детям читают не на занятии, следует лишь помочь им понять мотивы поступка героя, попросив подумать, поразмышлять на досуге, что побудило его принять то или иное решение. Или можно уточнить, почему именно так называется произведение. Например: "Как вы думаете, почему сказка, в которой заяц проявил храбрость, спасая ворону, называется "Заяц-хвастун"?" (русская народная сказка, обработка О. Капицы).

Беседуя о прочитанном на занятии и задавая вопросы, требующие размышлений и доказательств, педагог, выслушав детей, должен зачитать отрывок (отрывки) из произведения. Важно, чтобы дети чаще слышали текст, нежели рассуждения о том, что и почему случилось.

Чтение русских народных сказок целесообразно начинать с присказки: "Начинаются наши сказки, заплетаются наши сказки. На море-океане, на острове Буяне…"

Рассказывание сказок следует завершать одной из традиционных для русского фольклора концовок, например:

Так они живут,

Пряники жуют,

Медом запивают,

Нас в гости поджидают.

И я там был,

Мед, пиво пил,

По усам бежало,

В рот ни капли не попало.

Или концовкой из сказок А. Пушкина: "Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!"

Детей старшей группы знакомят с некоторыми обрядовыми песнями, прибаутками, докучными сказками, небылицами (народными и авторскими).

В списках литературы много стихотворений, посвященных природе. Их надо неоднократно читать детям на занятиях и в повседневной жизни (полностью и отрывки), особенно тогда, когда лучше и сказать трудно.

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом облака.

И. Бунин "Первый снег"

Еще прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

А. Пушкин "Евгений Онегин"

В списке программных произведений перечислены стихи, рекомендованные для заучивания и для чтения в лицах.

Занятия по заучиванию стихотворений строятся следующим образом: чтение без установки на заучивание; чтение с установкой на заучивание, последовательный анализ логически завершенных отрывков; подведение детей к тому, как правильнее прочитать определенную часть стихотворения; упражнения в декламации отрывка (3–5 человек); чтение воспитателем стихотворения целиком.

Прежде чем прочитать очередной отрывок, следует проговорить предыдущий, а затем новый, чтобы ребенок как можно чаще слышал текст. Не надо призывать детей читать стихотворение хором. При индивидуальном чтении важно обращать внимание не на громкость речи, а на ее выразительность и естественность интонаций. Приведем пример.

"Чудесное стихотворение, не правда ли? – спрашивает педагог, прочитав стихотворение И. Сурикова "Зима". – Что в нем необычного, что вам особенно запомнилось?

Педагог читает первую часть стихотворения и следующее четверостишие.

Воспитатель предлагает детям продолжить строчку: "Всю ночь падал снег, и под утро снегом… (поле забелело, точно пеленою все его одело) ".

Три-четыре ребенка повторяют отрывок.

Педагог читает стихотворение полностью.

Третье четверостишие – самое трудное. Для того чтобы помочь детям запомнить его, воспитатель использует прием "Спрашиваю – отвечай!": "Темный лес, что шапкой принакрылся чудной"? Вопрос адресуется 3–4 детям, запоминающим стихи медленнее сверстников. Дети по очереди воспроизводят фразу.

Воспитатель читает стихотворение целиком, предлагая детям очень тихо читать вместе с ним.

Каждое занятие по ознакомлению с произведениями художественной литературы нужно начинать с повторения, чтобы дети не забывали пройденный материал: "Сегодня я познакомлю вас с новым стихотворением Самуила Яковлевича Маршака. А какие его стихи и сказки вы уже знаете?"

Следует также чаще напоминать детям отрывки из знакомых программных произведений на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. В конце каждого месяца целесообразно проводить литературные викторины, литературные калейдоскопы. В этой возрастной группе они уже могут быть тематическими: "Волшебные сказки", "Сколько в сказках, рассказах, стихах котов и котят (лис, медведей)!", "Книги любимого писателя", "Эти удивительные животные!", "Небывальщина да неслыхальщина", "Веселые стихи" и т. д.

В планы занятий можно включить:

Викторины ("Из каких произведений эти отрывки?");

Драматизации небольших отрывков из 1–2 произведений (готовятся заранее);

Выступления поющих героев произведений. Они встречаются в русских и особенно часто в зарубежных авторских сказках (выступления должны быть подготовлены заранее при участии музыкального работника):

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати.

Сестрица Аленушка и братец Иванушка, русская народная сказка

Мойся, Ворчунишка,

Косолапый Мишка,

Чтобы Мишка чистым был,

Надо, чтобы Мишка мыл

Коготки и пятки,

Спинку, грудь и лапки.

Т. Энгер "Приключения в лесу Елки-на-Горке"

Чтение воспитателем отрывков из произведений, которые особенно нравятся детям (по просьбе детей);

Конкурс на лучшего исполнителя роли (например, гнома, домового, Царевны-лягушки, Винни-Пуха и т.п.).

Такой набор заданий вполне подходит и для вечеров досуга. На этих вечерах уместно также разыграть (в свободной интерпретации) отрывок из какого-либо произведения, обучая детей импровизации при активном участии взрослых. Например, при драматизации отрывка из сказки К. Чуковского "Муха-цокотуха" детям предлагают изображать жуков, тараканов, бабочек, сверчков.

Появляется Муравей.

Муравей . Ой, не могу! Вот новость так новость! Муха… Она… Муха…

Все . Что случилось? Какая муха? Что с ней? Да говори ты толком!

Все насекомые толкуют об одном и том же, но каждый по-своему.

Муравей . Фу-у! Дайте отдышаться! Муха по полю пошла.

Все . Что? Эка невидаль – муха по полю пошла. Пусть идет.

Муравей . Муха по полю пошла. Муха денежку нашла.

Все . Да? Чего нашла? Говорит, что нашла денежку. А что это такое – денежка? Может быть, бомба? Ой, куда бежать-то?!

Муравей . Пошла муха на базар и купила самовар.

Все . Куда пошла? Что купила? Са-мо-вар! Вон оно что!

Муравей . А вон и она.

Муха еле тащит здоровенный самовар (воображаемая ситуация), утирает пот со лба.

Муха . Приходите, дорогие, я вас чаем угощу.

Все . Вот спасибо! Спасибо! Это хорошо! Это замечательно! Повезло-то нам как! Надо собираться, надо наряжаться.

Планирование занятий

"Программа воспитания и обучения в детском саду" в старшей группе рекомендует проводить 8 занятий в месяц по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой.

В таблице указаны номера занятий, на которых решаются конкретные программные задачи.

Планы занятий

Приобщение детей к художественной литературе .

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве.

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способ­ность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать худо­жественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, воз­мущаться, радоваться.

Любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослого. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким обра­зом читают детям.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и по­знавательные возможности дошкольников). Детская литература способ­ствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его ми­ровоззрения.

В круг детского чтения входят:

Произведения устного творчества русского народа и народов мира;

Классическая детская литература (отечественная и зарубежная);

Современная литература (русская и зарубежная).

Народное поэтическое творчество - величайшее достижение на­циональной культуры каждого народа. Высокое художественное со­вершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возрас­та сделали фольклор важным средством воспитания, приобщения к народной культуре, родному языку В программу включены песенки, потешки, заклички, календарный детский фольклор, скороговорки, загадки.

Чрезвычайно велика педагогическая ценность сказок. Детям дошкольного возраста читают и рассказывают сказки о животных. В сказках разных народов и разных времен встречаются образы простовато-глуповатого волка, трусливого хвастуна зайца, медведя-увальня, лукавой кокетли­вой лисы, воинственного петуха и т. д.

Волшебные сказки любимы старшими дошкольниками. Они нена­вязчиво учат ребенка оценивать дела и поступки людей в свете пра­вильных понятий о том, что хорошо и что плохо. На основе народных сказок возникли литературные авторские сказки. В них часто переплетаются элементы сказок о животных, бы­товых и волшебных сказок.

Приобщение детей к поэзии начинается с раннего возраста с фольклора и поэтов А. Барто, К. Чуковский и др.. Детей постарше приобщают к восприятию серьезной высо­кой поэзии - стихам А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Майко­ва, И. Бунина, С. Есенина и многих других замечательных русских поэтов. В программных списках широко представлены различные по тема­тике рассказы. В одних раскрываются нравственные проблемы, а в других- экологические, в третьих - «подвиги» детей, выдумщиков и фан­тазеров, лихо завоевывающих право на самостоятельность.

Итак, круг детского чтения направлен на формирование у до­школьников интереса к книге, на постепенное пополнение их литера­турного багажа, обогащение литературного опыта, который проявля­ется в заинтересованности произведениями определенного жанра или конкретной тематики, в потребности рассматривать иллюстрирован­ные книги.

Рассмотрим особенности работы по приобщению детей к художественной литературе в разных возрастных группах.

(Педагоги рассказывают о проделанной работе в своей группе.)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.»

Задачи

Познакомитьдетейсданной тематикой по художественной литературе.

Углубитьзнаниядетейо выбранной вами тематике.

Формироватьудетейэмоционально-образноевосприятиепроизведений черезхудожественноеописаниеоб­разов.

Воспитыватьспособностьнаслаж­датьсяхудожественнымсловом, уместностьупотребленияеговсоб­ственнойречи(поговорки, загадки, метафоры, народныевысказывания, звукоподражание). Учитьчувствовать ипониматьобразныйязыкпрочитанных произведений.

Посредствомпроизведенийспособствоватьу детей оценивать дела и поступки людей в свете пра­вильных понятий о том, что хорошо и что плохо, воспитаниюдобрых чувств, интереса к художественным произведениям. Вос­питыватьумениеудивлятьсякрасоте

Учитьдетейдоговариваться, делить­ся, помогать, оказыватьподдержку вработе, проявлятьинтересквы­полненномузаданию.

Расширятьпредставленияродителей о детскойлитературе.

Приобщитьродителейксемейно­мучтениюдетских художественных произве­дений.

Проект состоит из 3 этапов:

1 этап-подготовительный(одна неделя). Исходяизинтересовдетей,

Анкетированиеродителей, обсуждение цели и задач проекта с детьми, созданиеусловий, необходимыхдляреализациипроекта.

II этап-основной(1 месяц). Реализацияосновныхвидовдеятель­ностипонаправлениямпроекта. Пре­зентация.

III этап-итоговый(однанеде­ля). Включаетвсебясбориобработку методических, практическихматериалов, соотнесениепоставленныхипрогно­зируемыхрезультатовсполученными, обобщениематериаловпроекта.

Приусловииреализацииданного проектаможнопредположитьследующие результаты.

1. Созданиевгруппенеобходимых условийпоознакомлениюдетейсвыбранной тематикой

а) созданиебиблиотеки

б) подборфонотеки

в) созданиеуголкаразвивающих игр;

г) оформлениеальбомарисунков

д) выполнение самого проекта в виде композиции (поделки).

2. Отношение80% детейккниге нетолькокаккразвлечению, акакк источникупознавательныхинтересов.

3. Активноеучастиепредположитель­но80% родителейвреализациипроекта.

4. Умение25% детейвысказывать идеиипредположения.

5. Созданиесистемы- работыпо ознакомлениюдетейс детской художественной литературой.

Оценкаэффективностипоитогам работыпроводитсяпотремнаправле­ниям: дети, родители, педагоги.

Оценказаинтересованностидетей, ихуспешностивобщемделеотсле­живаетсячерезнаблюдениеианализ детскойдеятельности, занятий, бесед сдетьми.

Оценказаинтересованностииучастия впроектеродителейпроисходитчерез ихучастиевмероприятиях, помощь в осуществлении проекта (домашнее задание с детьми, помощь в оформлении книжного уголка по выбранной группой тематике).

Оценкаактивизациидеятельности педагоговотслеживаетсяпокачеству проведенияработысдетьмиврамках проекта

Оборудование и материалы:

  1. Консультации для родителей
  2. Сводная по анкетам своей группы
  3. Рисунки по произведениям (дома с родителями, в саду с воспитателями, со специалистами –психологом, логопедом)
  4. Фотоматериал в группе (занятия с детьми, работа в книжном уголке 5-6 фотографии)
  5. Фотовыставка «Мама, папа, я- читающая семья» в своей группе.
  6. Книжный уголок по данной тематике.
  7. 1 конспект комплексного занятия.
  8. Сам проект (в объеме), + заполнение таблицы «Планирование и организация деятельности по осуществление проекта по приобщение детей к художественной литературе».
  9. Итоговое занятие (в виде викторины, досуга, можно объединиться с другой группой, подключить педагогов доп. образования)
  10. Папку с проделанной работой для методического кабинета.

Анкета для родителей по теме:

« ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ».

  1. Приобщает ли Вы ребенка к чтению детской литературы, если «да», то каким образом________________________________

_____________________________________________________

  1. Кто читает ребенку книги?

Мама____ Папа___ другие____

  1. Где берете детские книги?

Дома библиотека____ В детской библиотеке____

Покупаете____ Другое_____

  1. Как часто читаете ребенку?

1-2 раза в неделю_____ каждый день____ чаще____

  1. Кто выбирает чаще, что читать ребенку?

Ребенок____ Взрослый____

  1. Какую тематику читаете наиболее чаще, почему?

Сказки волшебные, о животных _____

Поэзию (о животных, времена года, о детях, прочее)_____

Детские рассказы (о животных, о детях, о природе)________

Фольклорный жанр (песенки, потешки, пословица, др.)_______

Потому что____________________________________________

  1. Каких писателей предпочитаете читать детям?

Отечественных____ Зарубежных______

  1. Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанное, если да, с какой целью?

Да_____ Нет_____

Цель_________________________________________________

  1. Любимое произведение ребенка или что последнее читали (читаете)? ____________________________________________

P.S. Поставьте галочку возле выбранного Вами ответа.

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В ПРОЕКТЕ.

«Планирование и организация деятельности по осуществление проекта по приобщение детей к художественной литературе».

I Этап

Мероприятие

Цели

Анкетирование родителей

Выявить, читают ли родители детям книги. Что предпочитают читать?

Подбор библиотеки

Развить у детей интерес к дет. худ. литературе

Акция «Подари книгу детскому саду» (по данной тематике)

Пополнить библиотеку группы книгами по выбранной тематике, продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий группы

Оформление родительского уголка

Просвещать родителей

Подбор наглядных пособий, демонстрационного материала для занятий

Создать условия для демонстрации произведений

II Этап

Мероприятие

Цели

Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям

Развить у детей интерес к книгам

Оформление книжного уголка

Создать условия по реализации проекта. Развить интерес к книгам

Чтение произведений выбранной тематики

Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе.

Учить понимать идею произведения, развивать умение оценивать поступки героев (для детей ст. д. возр.), выполнять действия, инсценировать (для детей мл. д. возр.)

Продуктивная деятельность (указать какая)

Досуг по данной тематике (указать)

Игры –драматизации

Домашнее задание

Коррекционная работа. Психогимнастика, настрои

Поддержать эмоционально-психологическое состояние детей

Придумывание различных вариантов продолжения произведений (для ст. д. возр.)

Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения произведений. Развивать коммуникативные навыки.

Конкурсы, выставки (указать)

Оформление альбома

Оформить альбом по данной тематике

Что провели, обведите в кружок.

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

Книга-это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, а также из книг.

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить нас родителей задуматься и попытаться, как-то исправить положение вещей.
С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.
Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.

Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.
Рекомендации по приобретению литературы:

У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет
развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Потихоньку приступайте к заучиванию стихотворений.

В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, с творчеством К. Чуковского.


Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться


Советы для родителей:

Чаще говорите о ценности книги;
Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
Чаще устраивайте семейные чтения.

Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью

Почему важно сделать чтение

привычкой Вашего ребёнка?

Чтение в семье - давняя традиция. В среде просвещенного сословия семейные чтения не имели специальной целевой установки, а были естественным атрибутом духовного общения взрослых между собой и детьми. Но, к сожалению, многие культурные традиции были утрачены, в том числе и чтение в семье.

Главное отличие семейных чтений от других его видов - классного, внеклассного и домашнего состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности.

Семейное чтение - это литература, интересующая всех членов семьи, обсуждение прочитанного всей семьей, это общение, сближающее людей разных возрастов.

ЕСЛИ ВЫ РЕШИЛИ КУПИТЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ НОВУЮ КНИГУ

При выборе книг для своего ребенка обратите внимание на следующие их качества:

1. Как книга иллюстрирована. Дети любят смотреть картинки не меньше, чем слушать. Они ценят красоту, юмор и фантазию. Избегайте книг, где стиль рисунков слишком деловой или упрощенный.

2. Соответствует ли книга способностям ребенка как слушателя. Не судите по возрасту, а выбирайте истории достаточно сложные, чтобы завладеть вниманием ребенка, но притом достаточно простые, чтобы он мог следить за развитием событий.

3. Та ли это книга, которая понравилась именно вашему ребенку. Не слишком обращайте внимание на ее учебную ценность. Любая история, которая ребенку нравится, будет в этом смысле ценной.

4. Обладает ли книга силой эмоционального воздействия . Хотя детям нравятся и те книги, которые просто содержат информацию, на долгое время для ребенка любимыми остаются такие, которые близки ему эмоционально.

5. Хорошо ли книга написана . Дети прислушиваются к звучанию речи, а не только к ее значению.

6. Нравится ли книга вам . Если вы читаете то, что больше нравится вам самим, есть большое основание ожидать, что это понравится ребенку.

КАК ОБРАЩАЕТСЯ С КНИГОЙ ВАШ РЕБЕНОК?

По тому, как выглядят книги, принадлежащие в доме ребенку, вы можете судить о том, достаточное ли внимание вы уделяете привитию сыну или дочери навыков обращения с книгой. Обратите внимание, придерживается ли ваш ребенок следующих правил обращения с книгой:

Прежде чем взять книгу, проверь, чистые ли у тебя руки;

Книгу читают и рассматривают за столом;

Бери книгу: не пачкай ее, не заминай страницы, правильно их перелистывай, не смачивай палец слюной;

Не играй с книгой, она от этого портится;

После того как посмотрел и прочитал книгу, не забудь положить ее на место;

Правильно храни книгу в специально отведенном для нее месте - в книжном шкафу или на полке, а не среди игрушек;

- если заметил, что книга не в порядке (порвалась или отклеилась обложка, выпала страница), почини ее сам или с помощью взрослого.

1. Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

2. Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.

3. Работа с книгой стимулирует творческое воображение , позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.

4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.

5. Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.

6. Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.

7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.

8. Книги - помощники родителей в решении воспитательных задач . Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.

9. Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.

10. Чтение - самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

«КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ»

Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса. Вот некоторые из них:

1. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

2. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.

3. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

4. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).

5. На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

6. Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).

7. В доме должна быть детская библиотечка.

8. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

9. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

10. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.

11. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.

12. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

13. Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

14. Чаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

15. Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов - пусть дети читают все что угодно!

17. Пусть дети каждый вечер читают в постели, перед тем как уснуть.

Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.


Уже отмечалось, что художественная литература является мощным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Однако в программе художественное произведение рассматривается как самоценность, и материал по приобщению детей к художественной литературе выделяется в отдельный раздел.

В средней группе следует продолжать ежедневно читать детям знакомые и новые произведения: на занятиях и вне их (перед выходом на прогулку, на прогулке, перед сном и т. д.).

Ребенок четырех лет – это уже "потребитель" всевозможной информации, фантазер и мастер потрясающих выводов и обобщений, любознательный слушатель.

Литературный репертуар для детей этого возраста отличается разнообразием жанров, тем, сюжетов. По-прежнему значительное место занимают произведения малых фольклорных форм. Объемнее стали песенки, потешки, сложнее их язык: "Дед хотел уху сварить…", "Барашеньки крутороженьки…", "Лень-потягота…" и т.д. В программный репертуар включены заклички ("Иди, весна, иди, красна"), считалки, загадки, скороговорки. Отгадывать загадки дети не умеют, но старательно запоминают и проговаривают их, ощущая себя знающими и компетентными.

Выбирать ведущего с помощью считалки (это новое приобретение возраста) дети могут только при участии взрослого. Ребенок вместе с педагогом медленно проговаривает текст, а воспитатель в такт каждого воспроизведенного слова слегка касается рукой очередного игрока.

Умение проговаривать скороговорки только начинает формироваться. Неудачи пока не огорчают, а веселят детей, потому что воспроизвести скороговорку, не сбившись, не исказив ее слова, не получается.

Объемнее и сложнее стали сказки. В этом возрасте детям доступны сказки о животных, которые выступают носителями определенных качеств: лиса умна, хитра и артистична; заяц бахвал и воображала. Но эти качества характеризуют и людей: "Сказка ложь, да в ней намек!"

Постепенно дети начинают понимать, что сказка не только развлекает, но и учит, наставляет, убеждает в том, что зло наказывается, а за правду надо бороться. Известно, что дети воспринимают сказку как реальность. Именно поэтому она оказывает огромное влияние на формирование нравственности.

Для чтения и рассказывания детям рекомендованы как русские народные сказки о животных (в обработке М. Булатова, О. Капицы, И. Карнауховой, В. Даля, И. Соколова-Микитова и др.), так и зарубежные ("Три поросенка", английская; "Бременские музыканты" (из сказок братьев Гримм, немецкая); "Колосок", украинская; "Хитрая лиса", корякская; "Травкин хвост", эскимосская и т. д.).

Среди программных произведений есть басни Л. Толстого (по Эзопу).

Достойную репертуарную нишу занимают литературные сказки отечественных и зарубежных авторов: "Воробьишко" М. Горького, "Сказка про Комара Комаровича…" Д. Мамина-Сибиряка, "Огниво", "Стойкий оловянный солдатик" X.К. Андерсена и т.д.

В репертуаре много интересных рассказов: о животных (В. Вересаев "Братишка"; С. Воронин "Воинственный Жако"; Е. Чарушин "Лисята", "Воробей") и о детях (М. Зощенко "Показательный ребенок"; Л. Пантелеев "На море"; С. Георгиев "Бабушкин садик" и др.).

Специально предусмотрено знакомство дошкольников с историями о маленьких человечках (гномик, домовенок), похожих на самих детей, но менее самостоятельных и знающих, а потому нуждающихся в сочувствии умных и находчивых ребят (А. Балинт "Гном Гномыч и Изюмка"; Н. Носов "Приключения Незнайки и его друзей").

В программном списке много стихотворений: о природе и временах года, о животных, детских приключениях и переживаниях. Выделены стихи для заучивания. (Воспитатель может выбирать их, учитывая возможности детей и личные предпочтения.)

Воспитателям предлагается широкий выбор художественных произведений для чтения на занятиях, в повседневной жизни, для проведения спектаклей, праздников.

К программе специально подготовлены хрестоматии. (Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия: 4–5 лет / Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. – М.: Оникс-XXI век, 2005.) А московским издательством "Весть ТДА" выпущены фонохрестоматии с лучшими программными произведениями в исполнении известных актеров театров и кино с прекрасным музыкальным сопровождением.

В ходе работы с детьми 4–5 лет особое внимание следует обратить на задачу формирования у них способности сопереживать при восприятии литературного произведения и личностного отношения к нему. Этому способствует точное и выразительное прочтение произведения воспитателем. Но прежде чем знакомить детей с произведением, педагог должен проанализировать его.

Условно можно выделить три аспекта анализа.

Языковой. Этот анализ предполагает выборку из текста слов, фраз, диалогов, повторение которых будет способствовать тому, чтобы язык художественной литературы стал достоянием речи ребенка.

Исполнительский. Педагог должен поупражняться в выразительном прочтении произведения.

Дети эмоционально реагируют на описываемые события, но это не значит, что они все понимают правильно. Так, многие из них считают, что заяц в сказке братьев Гримм "Заяц и еж" лучше, чем еж. Еж – обманщик, а это плохо. Ответы на вопрос: "А разве заяц сам себя не наказал и разве не надо воспитывать грубиянов и невежд?" – были самыми разными. Но мнение о зайце-страдальце изменяется, как только воспитатель еще раз зачитывает начало сказки, где заносчивый заяц насмехается над ежом.

При любых разногласиях между детьми следует обращаться к тексту. Необходимо учить дошкольников размышлять и пересматривать первоначально высказанную точку зрения, пытаясь аргументировать ее.

Известно, что пятый год жизни – чрезвычайно благоприятный возраст для развития языкового чутья. Одним из условий его формирования является доступный ребенку анализ произведений с точки зрения образности и выразительности речи.

В процессе чтения воспитателю следует выделять наиболее яркие в образном отношении слова и фразы. Однако для того, чтобы они стали достоянием речи детей, необходимо предоставить им возможность произнести, проговорить их. Например, воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают: "Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы… (собирать ), венки… (плести ), песни… (петь ), хороводы… (водить ). Только одной Снегурочке… (по-прежнему не весело )". ("Снегурочка", русская народная сказка, обр. А.Н. Толстого.) Или: "Темный лес что… (шапкой ) принакрылся… (чудной ) и заснул под нею… (тихо, беспробудно )". (И. Суриков. "Зима".)

Подобный анализ учит детей, слушая произведение, не только следить за ходом событий, но и радоваться интересным словам и выражениям. "Прочитайте, – просят они, прослушав "Федорино горе" К. Чуковского, – как коза выпучила глаза, только там другое слово" ("растопырила").

Понять, прочувствовать образность языка детям помогают и физкультурные паузы. Например: "И впрямь находчивый этот Жихарка, – восхищается педагог. – Сообразил, как перехитрить лису. Та на лопате свернулась в кольцо, лапки спрятала, хвостом накрылась". Воспитатель предлагает детям показать (на ковре), как лиса свернулась в кольцо и спрятала лапки.

Дети обычно находятся под впечатлением от прослушанного и хотят, чтобы им прочитали произведение еще раз, но за неимением времени воспитатель вынужден ограничиваться выборочным чтением, поэтому уже с начала года желательно привлекать дошкольников к выбору отрывков для повторного чтения. В начале года дети обычно называют персонажа ("Прочитайте про заиньку-паиньку"), но со временем они уже способны формулировать суть отрывка ("Повторите про то, как Айболит чуть не погиб в пути"). Выбор отрывка – трудная, но чрезвычайно полезная для детей деятельность. Она помогает им разобраться в прочитанном педагогом произведении. Воспитателю же это дает возможность проанализировать, как оно воспринято и осмыслено.

В средней группе для заучивания предлагаются небольшие динамичные стихи, часто юмористического содержания. И все-таки, чтобы запомнить стихотворение и понять, как его выразительнее прочитать, детям нужны пояснения воспитателя. Их необходимо сочетать с упражнениями в индивидуальном декламировании тех или иных строчек стихотворения, выражающих логически завершенную мысль. Ни в коем случае нельзя заучивать стихи хором.

Поэтапный анализ стихотворения в сочетании с упражнениями на запоминание и выразительное чтение следующих друг за другом логически завершенных отрывков требует времени, но именно такая работа позволяет повысить умственную активность детей, обеспечивает осмысление текста. А главное – упражнения в декламации воспринимаются детьми как приятное времяпрепровождение.

Обычно ребенок, читая стихотворение полностью на занятии по заучиванию, утрачивает выразительность (интонации), удававшуюся ему при проговаривании отрывков. Это закономерно, ибо он вынужден одновременно решать несколько задач: вспоминать, что за чем следует; произносить слова, не искажая и не заменяя их; читать выразительно. Пока ребенок не запомнит текст, выразительность чтения будет страдать, поэтому как на занятиях, так и вне их необходимо повторять стихотворение, возвращаясь к нему в течение года несколько раз.

Для того чтобы порадовать детей и проверить, не забыли ли они знакомые сказки, рассказы, стихи, проводятся литературные викторины (литературные калейдоскопы).

Во всех возрастных группах следует периодически проверять, насколько хорошо дети знают программные произведения. При проведении срезовой работы нужно избегать таких вопросов, как: "Какие сказки (рассказы) ты знаешь? Назови их", "Какие стихи ты помнишь?" Целесообразно, ориентируясь на перечень произведений для той или иной возрастной группы, взять выборочно 5–6 произведений разных жанров и напомнить детям начало произведения или отрывок из него. Если ребенок знает сказку (рассказ), то вспомнит ее название (в своей редакции) и содержание. Если речь идет о стихотворении, то взрослый должен начать читать его сам, а затем предложить ребенку продолжить декламацию.

Планы занятий