Ромен Роллан заканчивает роман: Жан Кристоф. Драматург: борьба за новый театр




Год написания:

1912

Время прочтения:

Описание произведения:

Написанное Роменом Ролланом произведение "Жан-Кристоф" является романом-эпопеей, которую автор закончил в 1912 году. Этот роман состоит из десяти томов, и за него автор был удостоен Нобелевской премии.

Публиковался роман постепенно в период с 1904 по 1912 годы по мере того, как писался текст. Прочитайте размещенное краткое содержание романа "Жан-Кристоф".

Краткое содержание романа
Жан-Кристоф

В маленьком немецком городке на берегу Рейна в семье музыкантов Крафтов рождается ребенок. Первое, еще неясное восприятие окружающего мира, тепло материнских рук, ласковое звучание голоса, ощущение света, темноты, тысячи разных звуков… Звон весенней капели, гудение колоколов, пение птиц - все восхищает маленького Кристофа. Он слышит музыку всюду, так как для истинного музыканта «все сущее есть музыка - нужно только ее услышать». Незаметно для себя мальчик, играя, придумывает собственные мелодии. Дедушка Кристофа записывает и обрабатывает его сочинения. И вот уже готова нотная тетрадь «Утехи детства» с посвящением его высочеству герцогу. Так в семь лет Кристоф становится придворным музыкантом и начинает зарабатывать свои первые деньги за выступления.

Не все гладко в жизни Кристофа. Отец пропивает большую часть семейных денег. Мать вынуждена подрабатывать кухаркой d богатых домах. В семье трое детей, Кристоф - старший. Он уже успел столкнуться с несправедливостью, когда понял, что они бедны, а богатые презирают и смеются над их необразованностью и невоспитанностью. В одиннадцать лет, чтобы Помочь родным, мальчик начинает играть второй скрипкой в оркестре, где играют его отец и дед, дает уроки избалованным богатым девицам, продолжает выступать на герцогских концертах, У него нет друзей, дома он видит Очень мало Тепла и сочувствия и поэтому постепенно превращается в замкнутого гордого подростка, никак не желающего становиться «маленьким бюргером, честным немчиком». Единственным утешением мальчика являются беседы с дедушкой и дядей Готфридом, бродячим торговцем, иногда навещающим сестру, мать Кристофа. Именно дедушка первым заметил у Кристофа музыкальный дар и поддержал его, а дядя открыл мальчику истину, что «музыка должна быть скромной и Правдивой» и выражать «настоящие, а не поддельные чувства». Но дедушка умирает, а дядя навещает их редко, и Кристоф ужасно одинок.

Семья на грани нищеты. Отец пропивает последние сбережения, В отчаянии Кристоф с матерью вынуждены просить герцога, чтобы деньги, заработанные отцом, отдавали сыну. Однако вскоре и эти средства иссякают: вечно пьяный отец отвратительно ведет себя даже во время концертов, и герцог отказывает ему от места. Кристоф пишет на заказ музыку к официальным дворцовым празднествам. «Сам источник его жизни и радости отравлен». Но в глубине души он надеется на победу, мечтает о великом будущем, о счастье, дружбе и любви.

Пока же его мечтам сбыться не суждено. Познакомившись С Отто Динером, Кристофу кажется, что он наконец обрел друга. Но благовоспитанность и осторожность Отто чужды вольнолюбивому, необузданному Кристофу, и они расстаются. Первое юношеское чувство тоже приносит Кристофу разочарование: он влюбляется в девушку из знатной семьи, но ему тутже указывают на разницу в их положении. Новый удар - умирает отец Кристофа. Семья вынуждена перебраться в жилище поскромнее. На новом месте Кристоф знакомится с Сабиной, молодой хозяйкой галантерейной лавки, и между ними возникает любовь. Неожиданная смерть Сабины оставляет в душе юноши глубокую рану. Он встречается ей швеей Адой, но та изменяет ему с его младшим братом. Кристоф снова остается Один.

Он стоит на перепутье. Слова старого дяди Готфрида - «Главное, это не уставать желать и жить» - помогают Кристофу расправить крылья и словно сбросить «вчерашнюю, уже омертвевшую оболочку, в которой он задыхался, - свою прежнюю душу». Отныне он принадлежит только себе, «наконец он не добыча жизни, а хозяин ее!». В юноше просыпаются новые, неведомые силы. Все его прежние сочинения - это «теплая водица, карикатурно-смешной вздор». Он недоволен не только собой, он слышит фальшивые ноты в произведениях столпов музыки. Излюбленные немецкие песни и песенки становятся для него «разливом пошлых нежностей, пошлых волнений, пошлой печали, пошлой поэзии…». Кристоф не скрывает обуревающих его чувств и во всеуслышание заявляет о них. Он пишет новую музыку, стремится «выразить живые страсти, создать живые образы», вкладывая в свои произведения «дикую и терпкую чувственность». «С великолепной дерзостью молодости» он полагает, что «надо все сделать заново и переделать». Но - полный провал. Люди не готовы воспринимать его новую, новаторскую музыку. Кристоф пишет статьи в местный журнал, где критикует всех и вся, и композиторов, и музыкантов. Таким образом он наживает себе множество врагов: герцог изгоняет его со службы; семьи, где он дает уроки, отказывают ему; весь город отворачивается от него.

Кристоф задыхается в душной атмосфере провинциального бюргерского городка. Он знакомится с молодой французской актрисой, и ее галльская живость, музыкальность и чувство юмора наводят его на мысль уехать во Францию, в Париж. Кристоф никак не может решиться оставить мать, однако случай решает за него. На деревенском празднике он ссорится с солдатами, ссора заканчивается общей дракой, троих солдат ранят. Кристоф вынужден бежать во Францию: в Германии против него возбуждается уголовное дело.

Париж встречает Кристофа неприветливо. Грязный, суетливый город, так не похожий на вылизанные, упорядоченные немецкие города. Знакомые из Германии отвернулись от музыканта. С трудом ему удается найти работу - частные уроки, обработка произведений известных композиторов для музыкального издательства. Постепенно Кристоф замечает, что французское общество ничуть не лучше немецкого. Все насквозь прогнило. Политика является предметом спекуляции ловких и наглых авантюристов. Лидеры различных партий, в том числе и социалистической, искусно прикрывают громкими фразами свои низкие, корыстные интересы. Пресса лжива и продажна. Создаются не произведения искусства, а фабрикуется товар в угоду извращенным вкусам пресытившихся буржуа. Больное, оторванное от народа, от реальной жизни искусство медленно умирает.

Как и у себя на родине, в Париже Жан-Кристоф не просто наблюдает. Его живая, деятельная натура заставляет его во все вмешиваться, открыто выражать свое возмущение. Он насквозь видит окружающую его фальшь и бездарность. Кристоф бедствует, голодает, тяжело болеет, но не сдается. Не заботясь о том, услышат его музыку или нет, он увлеченно работает, создает симфоническую картину «Давид» на библейский сюжет, но публика освистывает ее.

После болезни Кристоф внезапно ощущает себя обновленным. Он начинает понимать неповторимое очарование Парижа, испытывает непреодолимую потребность найти француза, «которого мог бы полюбить ради своей любви к Франции».

Другом Кристофа становится Оливье Жанен, молодой поэт, уже давно издалека восхищавшийся музыкой Кристофа и им самим. Друзья вместе снимают квартиру. Трепетный и болезненный Оливье «прямо был создан для Кристофа». «Они обогащали друг друга. Каждый вносил свой вклад - то были моральные сокровища их народов». Под влиянием Оливье перед Кристофом внезапно открывается «несокрушимая гранитная глыба Франции». Дом, в котором живут друзья, как бы в миниатюре представляет различные социальные слои общества. Несмотря на объединяющую всех крышу, жильцы сторонятся Друг друга из-за моральных и религиозных предубеждений. Кристоф своей музыкой, несокрушимым оптимизмом и искренним участием пробивает брешь в стене отчуждения, и столь не похожие между собой люди сближаются и начинают помогать друг Другу.

Стараниями Оливье к Кристофу неожиданно приходит слава. Пресса восхваляет его, он становится модным композитором, светское общество распахивает перед ним свои двери. Кристоф охотно ходит на званые обеды, «чтобы пополнить запасы, которые поставляет ему жизнь, - коллекцию человеческих взглядов и жестов, оттенков голоса, словом, материал, - формы, звуки, краски, - необходимый художнику для его палитры». На одном из таких обедов его друг Оливье влюбляется в юную Жаклину Аанже. Кристоф так озабочен устройством счастья друга, что лично ходатайствует за влюбленных перед отцом Жаклины, хотя и понимает, что, женившись, Оливье уже не будет всецело принадлежать ему.

Действительно, Оливье отдаляется от Кристофа. Молодожены уезжают в провинцию, где Оливье преподает в коллеже. Он поглощен семейным счастьем, ему не до Кристофа. Жаклина получает большое наследство, и супруги возвращаются в Париж. У них рождается сын, но былого взаимопонимания уже нет. Жаклина постепенно превращается в пустую светскую даму, швыряющую деньги направо и налево. У нее появляется любовник, ради которого она в конце концов бросает мужа и ребенка. Оливье замыкается в своем горе. Он по-прежнему дружен с Кристофом, но не в силах жить с ним под одной крышей, как раньше. Передав мальчика на воспитание их общей знакомой, Оливье снимает квартиру неподалеку от сына и Кристофа.

Кристоф знакомится с рабочими-революционерами. Он не задумывается, «с ними он или против них». Ему нравится встречаться и спорить с этими людьми. «Ив пылу спора случалось, что Кристоф, охваченный страстью, оказывался куда большим революционером, чем остальные». Его возмущает любая несправедливость, «страсти кружат ему голову». Первого мая он отправляется со своими новыми друзьями на демонстрацию и тащит с собой еще не окрепшего после болезни Оливье. Толпа разделяет друзей. Кристоф бросается в драку с полицейскими и, защищаясь, пронзает одного из них его же собственной саблей. Опьяненный битвой, он «во все горло распевает революционную песню». Оливье, затоптанный толпой, погибает.

Кристоф вынужден бежать в Швейцарию. Он ожидает, что Оливье приедет к нему, но вместо этого получает письмо с известием о трагической гибели друга. Потрясенный, почти невменяемый, «словно раненый зверь», он добирается до городка, где живет один из почитателей его таланта, доктор Браун. Кристоф запирается в предоставленной ему комнате, желая только одного - «быть похороненным вместе с другом». Музыка становится для него невыносимой.

Постепенно Кристоф возвращается к жизни: играет на рояле, а затем начинает писать музыку. Стараниями Брауна он находит учеников и дает уроки. Между ним и женой доктора Анной вспыхивает любовь. И Кристоф, и Анна, женщина глубоко верующая, тяжело переживают свою страсть и измену другу и мужу. Не в силах разрубить этот узел, любовники пытаются покончить с собой. После неудачной попытки самоубийства Анна тяжело заболевает, а Кристоф бежит из города. Он укрывается в горах на уединенной ферме, где переживает тяжелейший душевный кризис. Он жаждет творить, но не может, отчего чувствует себя на грани безумия. Выйдя из этого испытания постаревшим на десять лет, Кристоф ощущает себя умиротворенным. Он «отошел от себя и приблизился к Богу».

Кристоф побеждает. Его творчество получает признание. Он создает новые произведения, «сплетения неведомых гармоний, вереницы головокружительных аккордов». Лишь немногим доступны последние дерзкие творения Кристофа, славой своей он обязан более ранним произведениям. Ощущение того, что его никто не понимает, усиливает одиночество Кристофа.

Кристоф встречается с Грацией. Когда-то, будучи совсем юной девушкой, Грация брала у Кристофа уроки музыки и полюбила его. Спокойная, светлая любовь Грации пробуждает в душе Кристофа ответное чувство. Они становятся друзьями, мечтают пожениться. Сын Грации ревнует мать к музыканту и всеми силами старается помешать их счастью. Избалованный, болезненный мальчик симулирует нервные припадки и приступы кашля и в конце концов действительно серьезно заболевает и умирает. Вслед за ним умирает и Грация, считающая себя виновницей смерти сына.

Потеряв любимую, Кристоф чувствует, как рвется нить, соединяющая его с этой жизнью. И все же именно в это время он создает самые глубокие свои произведения, в том числе трагические баллады по мотивам испанских народных песен, среди которых «мрачная любовная погребальная песня, подобная зловещим вспышкам пламени». Также Кристоф хочет успеть соединить дочь ушедшей возлюбленной с сыном Оливье, в котором для Кристофа словно воскрес погибший друг. Молодые люди полюбили друг друга, и Кристоф старается устроить их свадьбу. Он уже давно нездоров, но скрывает это, не желая омрачать радостный для молодоженов день.

Силы Кристофа убывают. Одинокий, умирающий Кристоф лежит в своей комнате и слышит невидимый оркестр, исполняющий гимн жизни. Он вспоминает своих ушедших друзей, возлюбленных, мать и готовится соединиться с ними. «Врата открываются… Вот аккорд, который я искал!.. Но разве это конец? Какие просторы впереди… Мы продолжим завтра…»

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание романа "Жан-Кристоф" не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию произведения.

Творчество Ромена Роллана

«Жан-Кристоф»: структура романа, образ главного героя, особенности поэтики, жанровая специфика, суть новаторства

«Жан-Кристоф» необычен уже самим замыслом. Это - повествование о жизни гениального музыканта, от рождения и до смерти. Роман необычен и по своей структуре: никакой романической интриги, мало внешних событий, но зато много размышлений, подчас - страницы лирической прозы, а подчас - переходы повествования в прямую публицистику. Манера изложения неровная, местами непривычно приподнятая и несвободная от длиннот; диалоги выразительные, насыщенные мыслью и чувством, но мало похожие на будничную, бытовую речь. Меньше всего «Жан-Кристоф» напоминал беллетристику для легкого чтения: автор явно не заботился о занимательности, не очень заботился и о полной общедоступности своего романа. То и дело на его страницах встают имена композиторов и писателей разных эпох, возникают по ходу действия разнообразные ассоциации с произведениями искусства; нередко идет речь и о таких событиях общественной и художественной жизни, которые не так уж хорошо известны читающей публике.

И, несмотря на все это, роман завоевал неожиданно широкое признание. «Жан-Кристоф» стал выходить книга за книгой. Его начали переводить на иностранные языки. Сразу по завершении своего труда в 1913 году Ромен Роллан получил Большую премию Французской Академии, а еще раньше - орден Почетного легиона. «Жан-Кристоф» был воспринят и осознан как общественное событие, вошел в круг литературных произведений, определивших лицо художественной культуры XX века. Стоит задуматься над причинами этого успеха.

В «Жан-Кристофе» поколение 1904 года нашло основание для того, чтобы надеяться, бороться - в социальных и исторических условиях, изменившихся по сравнению с теми, какие доводили до отчаяния людей предшествующих поколений. Объективный смысл этой исторической перемены, по-своему отразившейся на страницах романа, - это выдвижение на арену истории рабочего класса, который, несмотря на колебания и ошибки, набирал силу, обретал самостоятельность, привлекал на свою сторону и непролетарские слои трудящихся. В «Жан-Кристофе» по-своему отразились и нарастание военной опасности и поднимавшийся подспудно протест против нее.

Такая характеристика идейной сущности "Жан-Кристофа" может показаться на первый взгляд излишне прямолинейной. Ведь все-таки перед нами история музыканта, ведь речь идет о становлении, поисках, творческом восхождении композитора, человека мятежного по своему духу, но по самой сути своей профессии далекого от политической жизни. Но возмущение властью собственников, враждебной подлинной культуре и искусству, отвращение к торгашеству, мещанству, к явлениям буржуазного распада, протест против угнетения человека человеком и, в то же время, ожидание больших исторических сдвигов в жизни людей - все это живет в романе, одушевляет его. Именно отсюда коренные черты характера и мироощущения Жан-Кристофа - непримиримость, независимость и вместе с тем глубокая симпатия к трудящимся. И можно понять, почему французские читатели, уставшие от сумеречной, проникнутой духом уныния и морального нигилизма, декадентской литературы конца века восприняли «Жан-Кристофа» как струю свежего воздуха.

Глубина и сложность концепции романа раскрылись не сразу - не только перед широкой публикой, но и перед критиками, литературоведами. Однако читателей мыслящих, духовно живых с самого начала привлек образ главного героя - бунтаря, творца, гуманиста, человека отважной и щедрой души. Привлек и необычный художественный строй романа, в котором своеобразно воплотилась вера писателя в жизнь, в поступательное движение человечества.

«Жан-Кристоф» богат суровым критическим содержанием, - и там, где изображен мещанский мир Германии, переходящий от верноподданнического захолустного прозябания к милитаристской ярости, и там, где показана без прикрас буржуазная (и литературная, артистическая) верхушка Франции, погрязшая в коррупции и цинизме. Пятая книга романа, где изумленному, возмущенному взору Жан-Кристофа открывается парижская «ярмарка на площади», отличается особой резкостью тона. Роллан был хорошо знаком с нравами «ярмарки» и сказал о ней вслух то, что было у него на уме, не боясь нажить себе влиятельных врагов. Ему пришлось выслушать упреки по поводу этой книги даже от некоторых друзей, и он с большой искренностью оправдывался. «Нападая на продажных французов, - говорит Ромен Роллан устами своего героя, - я защищаю Францию... Нужно говорить ей правду, особенно когда ее любишь». Эту принципиальную позицию французского мастера сумели понять - и у него в стране и за ее рубежами - наиболее проницательные читатели его романа. Ромен Роллан постарался в последующем развитии действия романа «восстановить меру». Дружба с французским литератором Оливье, более тесные личные контакты с соседями-парижанами, далекими от грязной суеты «ярмарки», - все это помогает Жан-Кристофу яснее увидеть «истинную Францию...». И все глубже раскрывается по ходу действия романа пропасть, отделяющая угнетенных от угнетателей.

Если маленький Жан-Кристоф впервые познал несправедливость, когда его, сына приходящей кухарки, оскорбили и побили наглые барчуки, то взрослый Жан-Кристоф Крафт приходит в ужас, присматриваясь к условиям жизни парижской бедноты. И вместе с Кристофом мучительно размышляет над горем обездоленных его друг Оливье. С возрастающей остротой поднимается в «Жан-Кристофе», особенно в предпоследней его книге «Неопалимая купина», - проблема революционного преобразования мира. Поднимается - и оказывается камнем преткновения и для самого Роллана и для героев, близких ему по духу.

Ромен Роллан трезво видел слабые стороны французского рабочего движения перед первой мировой войной - разобщенность на отдельные течения и группы, сектантскую узость одних, оппортунизм других" анархическое фразерство третьих. Все это в какой-то мере затемняло в его глазах реальные исторические перспективы пролетариата. Сомнения, отчасти предубеждения писателя (как и недостаточное знание материала) сказались в тех главах романа, где речь идет о попытках Жан-Кристофа и Оливье принять участие в борьбе рабочего класса. Преградой между героями Роллана и деятелями пролетарских организаций становятся и те черты, которые были свойственны самому писателю не меньше, чем его героям: недоверие к политике, обостренный моральный ригоризм. Есть своя закономерность в том, что Жан-Кристоф, после трагической гибели Оливье в схватке с полицией, вовсе отходит от общественной жизни.

Было бы несправедливо заподозрить Жан-Кристофа (а тем более самого Роллана) в интеллигентском высокомерии, своего рода духовном аристократизме. Нет, музыкант-новатор на протяжении всего своего жизненного пути тянется к рядовым труженикам, умеет находить с ними общий язык. Среди персонажей романа немало простых и честных людей с душой, открытой искусству. Кристоф обретает поддержку в дружбе с ними.

Закат Жан-Кристофа дан в мягких тонах. После долгой жизни, которая прошла в лишениях, волнениях, тяжелых трудах, он вправе считать себя победителем. Он не склонился перед торгашескими нравами «ярмарки на площади», не приспособился к ее пошлым вкусам. Его музыка, смелая, исполненная энергии, во многом необычная, получила признание - она и после его смерти будет доставлять радость людям.

Но сам Кристоф, былой неукротимый бунтарь, на старости лет изменился, утратил свой боевой пыл. В его образе жизни и образе мыслей сказывается известная душевная усталость, побуждающая его снисходительно выслушивать и такие речи, такие мнения, с которыми он не может быть согласен. Молодое поколение французов, поддающееся воинственным националистическим настроениям, не вызывает в нем гнева.

И все же нет оснований рассматривать «Жан-Кристофа» как роман «прощания с прошлым», как отречение писателя или его героя от былых идеалов. В той мере, в какой бунт Кристофа носил индивидуалистический и отвлеченный характер, этот бунт обнаруживает, в плане социальных идей, свою внутреннюю непрочность: это показано, в сущности, вполне трезво. В последней книге романа - пусть действие в ней и перенесено в неопределенное будущее - отражены некоторые реальные черты духовной атмосферы Франции накануне первой мировой войны.

Образ Жан-Кристофа - не умиротворенного старика из последней книги, а молодого отважного бунтаря, каким он представал в книгах «Бунт», «Ярмарка на площади», - то и дело возникал перед Ролланом. Он создал этот образ, а теперь герой оказывал обратное влияние на автора, укреплял его стойкость, побуждал к активному сопротивлению силам империализма.

Идея мира и взаимопонимания народов глубоко заложена в самой сути повествования о Жан-Кристофе. Задумав роман о великом музыканте, ориентируясь на величественный образ Бетховена, Ромен Роллан должен был сделать своего героя немцем, окунуть его в атмосферу старой германской провинции. Но из жизни Бетховена он заимствовал лишь отдельные факты, относящиеся к детству и ранней юности композитора. Жан-Кристоф - «герой бетховенского типа» становится взрослым на рубеже XIX и XX веков; обстоятельства вынуждают его эмигрировать во Францию. Такой поворот событий пришелся Р.Роллану особенно кстати потому, что давал возможность показать литературно-артистический мир Парижа и Францию в целом через обостренно-свежее, остро критическое восприятие иностранца. Так сложилось оригинально построенное повествование, в котором взаимодействуют, сопоставляются разные нации и разные национальные культуры.

Идейная сущность большого художественного произведения выражается, как правило, не в авторских декларациях, а тем более не в скороспелых решениях проблем, не решенных самой жизнью. Многие важные социально-политические вопросы эпохи не могли быть ясны для создателя «Жан-Кристофа». Но ему было ясно, что обновление всего строя жизни людей во Франции и во всем мире на началах нравственности и социальной справедливости встало в порядок дня. И Роллан стремился приблизить это неясное для него будущее, участвовать силой своего искусства в движении человечества вперед. Художественная структура романа подчинена этой задаче.

Приподнятость повествования над реальностью сказывается у Роллана и в свободном обращении с романическим временем: действие последней книги, где идет речь о старости и смерти героя, происходит уже через много лет после того, как автор дописал свой роман. И это не смущало Ромена Роллана, как не смущали его хронологические неточности и неувязки, на которые ему указывали дотошные критики. Он хотел воссоздать современность в крупных линиях, в главных тенденциях, но и не старался привязать каждое событие к определенному году. Важнее всего для него было передать общий дух эпохи, ее драматизм и открываемые ею неясные, но, как бы то ни было, обнадеживающие возможности.

В «Жан-Кристофе» - как это и бывает и должно быть в добротном реалистическом романе - каждое из главных действующих лиц изображено в своем социальном бытии, в своих социальных связях и представляет собою тип. Но Ромену Роллану хотелось большего. О Жан-Кристофе он говорил, что это не только тип, но и символ (иначе говоря - художественное обобщение большого философского масштаба). И в самом деле, Кристоф представлен во взаимодействии не только с обществом, но и с различными народами Европы, еще шире - со всем мировым целым.

Археологическое исследование на Татарском городище в 2006 г.

насыпи кургана №3 Изучение насыпи кургана №3, ее структуры и конструкции сплошной каменной вымостки ее поверхности значительно было затруднено наличием растительного покрова (деревья, кустарник) и грабительской воронкой с выбросами...

Віденська культура

Із середини XVIII сторіччя на розвиток європейської музичної культури став впливати класицизм. Твори мистецтва повинні були створюватися за строгими правилами й вирішувати високі моральні проблеми...

Голландская школа живописи

В Голландии вместе с известностью жанра пейзаж, появляются новые: марина - морской пейзаж, городской пейзаж - ведута, изображение животных - анималистическая живопись...

Жанр бытовой сказки в корейском фольклоре

Сказка о животных -- это совокупность разножанровых произведений сказочного фольклора, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы...

Живопись в русской истории XVIII века

С точки зрения внутренней иерархии жанровая живопись числилась в Академии художеств на одном из последних мест. Вместе с тем это очень своеобразное явление...

Живопись. Пейзаж

За основу был взят холст, натянутый на подрамник собственного изготовления с помощью самодельных скоб и молотка. Грунт состоит из клеевого слоя и последующих эмульсионных белых, без тонирования. Рисунок был нанесен тонкой кистью краской...

Особенности зрелищ в Древнем Риме в рамках праздничного действа

Особенности управления в центральной районной библиотеке (и системе соответственно)

На современном этапе в связи с реформированием библиотечного дела встала проблема переоценки как содержания работы библиотек, так и управление ими. Но, к сожалению...

Работа над ролью Ученика в спектакле по пьесе Александра Володина "Мать Иисуса"

Помимо своей собственной пластики, герой обладает еще и своей манерой речи, которая также продиктована его физическим самочувствием, характером, его внутренней сущностью. Это не только именно голос, но темп, ритм, мелодика речи, возможно...

Свадебный обряд как одна из форм активизации и развития творческих способностей человека

Создание серии композиций в технике коллаж

Принято называть "натюрмортом - (от англ.)- Still life- "тихая жизнь", (от нем.)- Stilleben - "тихая жизнь", (от фр.)- Nature morte - "мертвая натура" жанр изобразительного искусства, посвященный изображению окружающих человека вещей, размещенных, как правило...

Сущность и специфика самодеятельного художественного творчества

Творчество Ромена Роллана

роллан роман драматургический прозаический Драмы Роллана, во многом шедшие вразрез с общепринятыми, встречавшие непонимание или даже, враждебность в буржуазном театральном мире, рождались в трудных, порой мучительных творческих поисках...

Творчество Ромена Роллана

Роман «Очарованная душа» состоит из четырех книг: первая - «Аннета и Сильвия» (1921), вторая - «Лето» (1922-23), третья - «Мать и сын» (1925-26) и последняя - «Провозвестница» (1929-33). В последней книги больше политики...

Театр Романа Виктюка

Основными темами спектаклей являются проблемы любви, добра и зла. Сам режиссёр разделяет платоновское понимание любви: каждый человек обречён на вечный поиск своей “второй половины”. Но порой это заканчивается трагически - гибелью героя...

Рассказ о жизни гениального композитора-бунтаря развертывается на широком фоне современной Роллану Европы.

Временные и пространственные рамки романа очень широки. Он вмещает в себя описание событий, происходящих в Германии, Франции, Швейцарии, Италии.

Первые страницы книги, рассказывающие о рождении героя, переносят читателя в небольшое прирейнское немецкое герцогство второй половины XIX века, в последних же главах стареющий Жан-Кристоф с тревогой наблюдает рост шовинистических, милитаристских настроений предвоенной Европы. «Кристоф умирает, достигнув пятидесятилетнего возраста, в канун 1914 года», - уточнял позже Роллан. Нельзя не отметить несоответствие исторического времени времени действия романа. Время жизни героя течет значительно быстрее истории. Это особенно заметно в последней книге - «Грядущий день», где, по словам автора, «Кристоф не считает больше убегающих лет». Если оба временных плана привести в соответствие, то смерть Кристофа следовало бы отнести к тридцатым годам, то есть через восемнадцать лет после того, как был закончен роман.

Роман вобрал в себя политическую и общественную жизнь, развитие культуры, искусства Европы между франко-прусской войной 1870 года и началом первой мировой войны 1914 года.

Все десять книг романа объединены образом Жан-Кристофа, героя «с чистыми глазами и сердцем». «Герой этот, - писал Роллан Мальвиде фон Мейзенбуг в 1902 году, - Бетховен в нашем сегодняшнем мире». Он постоянно подчеркивал, что не следует в Жан-Кристофе видеть прямое повторение Бетховена, несмотря на совпадение отдельных биографических фактов. Жан-Кристоф - герой бетховенского плана, то есть человек такого же душевного героизма, бунтарского духа, врожденного демократизма, что и гениальный немецкий композитор. Герой роллановского романа - немец, что вызывало немало нареканий, упреков со стороны националистически настроенной части французской критики 900-х годов. Объясняя свой выбор героя, писатель отмечал, что герой-иностранец, немец мог посмотреть на современную Францию свежими глазами и острее схватить и понять положительные и отрицательные стороны ее общественной жизни. Но, подчеркивал Роллан, главное же состоит в том, что Жан-Кристоф прежде всего - человек, «настоящий человек», «человек полноценный». Он воплощал положительный идеал писателя, с образом Жан-Кристофа связан героический пафос всего произведения.

Вот что писал сам автор: «От окончания «Утра» и до начала «Грядущего дня» - героическая поэма о Жан-Кристофе заполнена бунтом - бунтом жизни против всего, что извне душит и отравляет ее своими смрадными объятьями (искусственно созданные условности и моральные предрассудки, лицемерие и растленность общества, труп прошлого, пожираемый червями, «Ярмарка на площади»)» .

Воссоздавая процесс формирования творческой личности, писатель особенно внимательно перелистывает первые страницы жизненной летописи Жан-Кристофа. Ласково склоняется Роллан над колыбелью ребенка, пытаясь проникнуть в мир его чувств и ощущении. Первое, еще неясное и смутное восприятие окружающего мира, тепло материнских рук, ласковое звучание голоса, ощущение света, темноты, тысячи разных звуков… Роллан подчеркивает впечатлительность, одаренность мальчика. Звон весенних капель, гудение колоколов, пение птиц - чудесный мир звуков восхищает маленького Кристофа, и, наконец, в его жизни наступает великое мгновение - открытие музыки. Он слышит музыку всюду, так как для гениального музыканта «все сущее есть музыка - нужно только ее услышать». Кристоф рано знакомится с трудностями и горестями жизни. Сын кухарки, он еще в детстве познает социальную несправедливость; рано видит смерть, с ужасом и отвращением сталкивается с пьянством. С одиннадцати лет маленький музыкант вынужден работать, помогая матери прокормить младших братьев, в четырнадцать лет он уже глава семьи. Развитие и возмужание Кристофа идет через глубокие внутренние потрясения и душевные кризисы. Каждое новое столкновение с жизнью неизбежно приносит ему новое разочарование. Обманчивой оказывается мечта о дружбе с Отто Динером, горький осадок в душе оставляет увлечение Минной и встреча с Адой. Неожиданная смерть Сабины обрывает большое чувство Кристофа. Но из всех этих испытаний и горестей он выходит еще более сильным и закаленным. Внимание писателя сосредоточено не на описании подробностей различных событий, а на их психологических результатах.

С самого начала сознательной жизни своего героя Роллан подчеркивает присущий ему дух непокорности и бунтарства, протест против страданья. «Широко открыв глаза, вдыхать всеми порами могучее дыхание жизни, видеть вещи как они есть, смотреть в лицо своим бедам - и смеяться». В этом жизнеутверждающем оптимизме - великая сила Кристофа; затем он передаст его героям других книг Роллана: весельчаку Кола Брюньону, умной и мужественной Аннете Ривьер. Героическое начало объединяет всех этих любимых детей писателя. «Я люблю больше всего тех людей, которые прошли сквозь страдание, не унизившись и не утратив богатства своей внутренней жизни», - говорил Роллан. Жан-Кристоф несет высокий идеал человеческого мужества и достоинства. Роллан наделил этого гениального композитора ярким, незаурядным характером, неукротимой силой чувств, ибо только такой герой мог противостоять затхлому миру буржуазной Европы. Жан-Кристофу чуждо равнодушие к жизни. Он все воспринимает глубоко и обостренно, целиком отдаваясь охватившему его чувству, будь то дружба, любовь, ненависть, горе или радость. Писатель не идеализирует своего героя. Необузданный, правдивый иногда до грубости, он нередко слишком резок, подвержен вспышкам гнева, порою необъективен в суждениях. Роллан шутливо жаловался в одном из своих писем: «Это ужасный человек, он доставляет мне много беспокойства, никогда не знаешь, не выкинет ли он какую-нибудь глупость». Но при всем этом Жан-Кристоф покоряет читателя своей добротой, величием таланта, высоким накалом творческого горения. Человек большой требовательности к себе, Жан-Кристоф с этой же меркой относится ко всем людям и не прощает им недостатков и слабостей. Подобно ибсеновскому Бранду, он не признает компромиссов, уступок, живет по жестокому закону: «Все - или ничего», поэтому ему нередко очень тяжело, поэтому он чаще всего одинок.

На протяжении всех десяти книг романа образ Кристофа дается в непрерывном развитии. Следуя за героем по его трудной жизненной дороге, читатель видит, как с годами постепенно нарастает у него возмущение окружающей действительностью, как зреет в нем смерч бунта. Сама логика характера Кристофа приводит его к открытому столкновению с буржуазным обществом. Это четвертая книга романа - «Бунт». Кристоф бросает дерзкий вызов выродившемуся искусству Германии. Родина. Гете и Бетховена предстает перед ним страной, где всюду, даже в искусстве, торжествует пошлость и посредственность. Потворствуя вкусам филистеров, современные композиторы пишут слащавые, сентиментальные Lieder (песни). Старый Шульц, тонкий ценитель народной и классической музыки, кажется современникам смешным чудаком, слава избирает своим баловнем пустого, отравленного ядом декаданса композитора Гаслера, который ничего не может дать людям, ибо искусство для него лишь средство личного преуспеяния. Великие музыканты прошлого превращены в идолов, которым слепо и бездумно поклоняются. Кристоф вначале обрушивается даже и на великих классиков, вроде Брамса, возмущенный бездарностью его истолкователей.

Прозорливость большого художника помогает Роллану увидеть тревожные симптомы в политической жизни Германии. Опьяненная победой во франко-прусской войне 1870 года, страна охотно бросается в объятья прусской военщины.

Противопоставляя своего героя измельчавшей немецкой культуре, Роллан подчеркивает, что источник внутренней силы Кристофа - творчество. В музыке его звучит тема борьбы и бунта, она не ласкает слух, не успокаивает, не радует - она вселяет чувство беспокойства, тревоги; ее не понимают и не принимают.

Роман «Жан Кристоф»: материалы для анализа

Характеризуя историю создания романа, отметим, что она интересна и характерна для творческого процесса Роллана. Об этом он подробно написал в «Послесловии к русскому изданию 1931 г.» 1 . Идея произведения зародилась в 1890 г., заключительные главы были написаны в июне 1912 г. Замысел вынашивался в течение десяти лет. Структура произведения была тщательно продумана и взвешена. «Я принадлежу к старой породе буржуазных строителей, — писал Роллан. — Никогда я не начал бы произведения, не устроив заранее его фундамент и не определив всех его основных очертаний». Почти десять лет Роллан отдавал книге все свои интеллектуальные, духовные и эмоциональные силы. Все это время Роллан должен был совмещать работу над романом с другими обязанностями — преподаванием, сочинением исторических и музыковедческих трудов, работая ради куска хлеба. Позднее он вспоминал: «Но за эти десять лет не прошло ни единого дня, когда бы его («Жана Кристофа». — Б. Г.) не было бы со мною. Ему даже незачем было говорить. Он был тут: автор разговаривал со своей тенью». Заметим, что пятой книге эпопеи, «Ярмарка на площади», предшествует предисловие Роллана, которое называется «Диалог автора с тенью».

1. Определяя пафос своего сочинения, Роллан свидетельствовал: «Я пишу не литературное произведение. Я пишу символ веры».

Как вы понимаете эти слова? Прокомментируйте слова Роллана:

«Обязательство, которое я взял на себя в "Жане Кристофе", состояло в том, чтобы в период морального и социального разложения Франции пробудить дремлющий под пеплом духовный огонь».

2. Приобщение к творчеству и самому облику Бетховена, пленившего Роллана, явилось одним из главных стимулов в работе над романом. Почему великий композитор стал важнейшим героем для писателя? Почему именно бетховенский тип личности отвечал жизненной философии и эстетике писателя? Охарактеризуйте жизнь Бетховена как «героическую биографию», а самого композитора как «титана» в сфере творчества. Вспомните титанические образы в мировой литературе, такие, как Прометей, Фауст, Манфред. В чем особенности изображения этих образов?

В чем своеобразие и сложность замысла Роллана, запечатлевшего гения, музыканта на фоне современного ему социума? Обнаруживаете ли вы в образе главного героя автобиографические черты писателя? Были ли присущи самому Роллану, человеку хрупкого здоровья, сила духа, мужество в отстаивании своих убеждений, свойственные Жану Кристофу? В какие моменты жизни Роллана его бескомпромиссность и стойкость проявились особенно реально?

Какой смысл имеет посвящение в романе: «Свободным душам всех наций, которые страдают, борются и побеждают»? Охарактеризуйте интернационалистский пафос романа. Почему от писателя требовались смелость и независимость, чтобы сделать немца главным героем книги? Вспомните о событиях Франко-прусской войны, о деле Дрейфуса. Какова роль музыки в истории немецкой культуры? Каких великих композиторов помимо Бетховена вы можете назвать? В чем значение музыки Вагнера для литературного процесса на рубеже XIX—XX вв.?

3. Охарактеризуйте структуру романа «Жан Кристоф». Как определяет ее сам Роллан в предисловии к парижскому изданию 1921 г. 2 ? Писатель называет свое произведение «четырехчастной симфонией». Каковы содержание и пафос каждой из частей?

Проанализируйте жанровую природу романа «Жан Кристоф». Что такое роман-эпопея 3 ? Какие образцы этого жанра в литературе рассматриваемого периода вам известны (вспомните творчество Э. Золя, А. Франса, Г. Манна)? Назовите циклы романов, образующих эпические полотна (Э. Золя, Г. Манн, Т. Гарди, Т. Драйзер и др.).

В каких произведениях рассматриваемого периода в центре оказывается судьба творческой личности — живописца, музыканта, ученого? Вспомните творчество Э. Золя, Г. де Мопассана, Т. Драйзера, Дж. Лондона. Почему роман «Жан Кристоф» западные литературоведы называют «роман-река»? Как вы понимаете это определение?

4. Поясните суждения Роллана о своем романе: «Это своего рода интеллектуальная и нравственная эпопея современной души».

Почему, прослеживая жизнь гениального музыканта, Роллан делает акцент на его внутреннем, эмоциональном состоянии?

«Жан Кристофа» называют «музыкальным романом». Как Роллан достигает гармонического единства формы и содержания, т. е. изображения композитора, специфики его творческого труда и самой образно-стилевой системы произведения с его внутренней музыкальностью?

5. Охарактеризуйте первые три книги романа («Заря», «Утро», «Отрочество»). Как передает Роллан «пробуждение чувств и сердца героя» в родительском гнезде, в узких пределах «малой родины»? Как подводит его к первым жизненным испытаниям? Как складывается в Жане Кристофе представление о его жизненной миссии. Проследите наиболее значительные вехи сюжета в первых трех книгах романа.

Какова ситуация в семье Жана Кристофа? Как ребенок воспринимает окружающий мир и как у него проявляются музыкальные импульсы? Проанализируйте его взаимоотношения с дедом, отцом, дядюшкой Готфридом; первые музыкальные сочинения Жана Кристофа и ранние выступления в придворном оркестре. Как созревает музыкальный талант героя? Каков характер увлечений героя? В чем проявляется максимализм в любви и дружбе? Какова «планка» человеческих отношений?

Как Роллан изображает «жизнь души» своего героя?

6. Определите проблематику следующих двух книг: «Бунт», «Ярмарка на площади». Какую роль в развитии мировидения и характера героя сыграли его «немецкий» и «французский» опыт? Как происходит духовный рост героя? Жан Кристоф срывает свою «вчерашнюю, уже омертвевшую оболочку». Как это понимать?

Как происходит переход Жана Кристофа от «бунта» в музыкальной сфере к «бунту» в сфере социальной? В чем причина его бегства из Германии?

7. Почему книга «Ярмарка на площади» занимает особое место в романе? Какой известный писатель употребил слово «ярмарка» в значении «торжище» для характеристики буржуазно-аристократического общества? В каких случаях в стилистике романа появляются черты гротеска, сатиры, памфлета? Приведите примеры. Как в Париже исчезают иллюзии Жана Кристофа относительно Франции как страны свободы, противостоящей Германии с ее духом милитаризма и сословными пережитками? Опишите реакцию героя на современное искусство, ставшее предметом купли-продажи. Какими предстают перед взором Жана Кристофа литература, театр, «новая музыка»? Каков Леви-Кер, антагонист Жана Кристофа? Почему терпит провал его симфоническая картина «Давид»?

Постарайтесь сопоставить изображение коррумпированного искусства в «Ярмарке на площади» Роллана с аналогичными картинами в романах: «Утраченные иллюзии» О. де Бальзака, «Деньги» Э. Золя, «Милый друг» Где Мопассана. К кому, по вашему мнению, ближе Роллан: к старшим своим современникам — Золя и Мопассану или к Бальзаку?

8. Известна роль философии, нравственно-этических и эстетических воззрений Л. Н. Толстого в развитии Роллана, о чем неоднократно писал сам автор «Жана Кристофа». Согласны ли вы с точкой зрения литературоведа Т. Л. Мотылевой, которая в своей книге «О мировом значении Л. Н. Толстого» пишет: «... Близкое к идеям Толстого понимание долга художника лежит в основе всей концепции романа "Жан Кристоф". Это понимание выражено Ролланом и в биографических очерках о Бетховене, Микеланджело, Милле и в статьях о композиторе»? Т. Л. Мотылева также полагает, что «Роллан, подобно Толстому, придирчиво нетерпим ко всякому искажению ради внешнего эффекта» 4 . Выскажите свое суждение на эту тему.

В статье «Яд идеализма» (1900) Роллан писал: «Какова бы ни была сфера нашей деятельности, будем служить правде... на свете существует лишь два рода искусства: то, которое вдохновляется жизнью, и то, которое довольствуется условностью. Истина прежде всего». Можно ли принять эту точку зрения полностью? Не проистекает ли отсюда недоверие, недооценка условности в искусстве, равно как и его «нереалистических» форм, таких, как натурализм, символизм?

9. Охарактеризуйте сюжетные перипетии следующих книг романа: «Антуанетта», «В доме». Как меняется тональность повествования? Вдумаемся в слова Роллана, который пишет, что эти книги овеяны атмосферой нежности и душевной сосредоточенности, служат контрастом к предыдущей части с ее исступленным энтузиазмом и ненавистью и звучат как элегическая песнь во славу Дружбы и Чистой Любви. В чем смысл поисков героем «другой Франции»? Охарактеризуйте образ Оливье Жаннена, вехи его дружбы с Жаном Кристофом. Что лежит в основе этой дружбы? Отражают ли отношения героев в какой-то мере жизненную философию Роллана и нравственно-этический пафос романа? Является ли дружба немца и француза воплощением интернационалистских убеждений романиста?

Проследите сюжетную линию Оливье.

10. Охарактеризуйте последние книги романа: «Подруги», «Неопалимая купина», «Грядущий день», в которых завершена жизненная одиссея главного героя. Как вместе с Оливье герой взыскует «символ веры», хочет принести жизнь на «алтарь нового бога — народа»? Как в «Неопалимой купине» реализуется тема политической борьбы? Как характеризуются в романе рабочее движение, его методы и его лидеры? Приведите примеры. Какую позицию занимают Оливье и Жан Кристоф? Прокомментируйте слова Роллана: «Оливье вернулся в свое уединение. Кристоф не замедлил присоединиться к нему. Положительно, они чувствовали себя не на месте в революционном социальном движении. Оливье не мог примкнуть к простому народу. Кристоф же не хотел. Оливье отдалялся от них во имя слабых, Кристоф во имя сильных, независимых».

Какова позиция самого Роллана? Каково было отношение писателя к революции, революционному насилию? Вспомните характер его полемики с А. Барбюсом, его философию, называемую часто «ролландизмом».

Опишите эпизод с первомайской демонстрацией. Какова ее роль в судьбе героя?

11. Охарактеризуйте финальный, «швейцарский» этап жизни Жана Кристофа (книга «Грядущий день»). Каков характер нового увлечения Жана Кристофа — Анной Браун, женой доктора Брауна? Почему это гармоническое чувство завершилось трагедией? Опишите последнюю любовь Жана Кристофа к Грации, его бывшей ученице. Какую роль играет в романе мотив смерти, ухода самых близких людей главного героя? В чем смысл последнего желания Жана Кристофа — соединить детей его умерших друзей — дочь Грации и сына Оливье?

Охарактеризуйте финал романа. В чем смысл отождествления Жана Кристофа со святым Христофором? Обратите внимание на религиозно-христианские идеи романа, долгое время затушевывавшиеся марксистской критикой, на следующую деталь: «В тот день, когда ты будешь взирать на изображение Христа, ты не умрешь дурной смертью». Эта надпись, высеченная на цоколе статуи святого Христофора у входа в средневековые храмы (например, в соборе Парижской Богоматери), приводилась Ролланом в конце каждого тома при первом издании романа в «Еженедельных тетрадях».

Как реализуется в заключительной книге эпопеи мотив смены поколений, неумолимого рождения нового? Роллан пишет в кратком послесловии к книге:

«Я написал трагедию уходящего поколения, ничего не утаив. <...> Люди сегодняшнего дня, молодежь, настал ваш черед! Пусть тела наши будут для вас ступенями — шагайте по ним вперед. Будьте сильнее и счастливее нас. <...> Жизнь — чередование смертей и возрождений. Умрем, Кристоф, чтобы родиться вновь!»

11. Французский критик Лами назвал роман «поэмой чувств». В чем своеобразие обрисовки главного героя? На чем делает Роллан акцент: на изображении внешних событий, «вещного» интерьера или мира чувств, эмоций, переживаний Жана Кристофа?

Как реализуется в романе музыкальный, структурообразующий принцип? Как Роллан достигает того, что жизнь музыканта членится на отдельные фазы, подобно монументальному симфоническому сочинению?

В какой мере обрисовывается исторический фон, социальный контекст?

12. Охарактеризуйте поэтику и стилистику романа. Подчеркните оригинальность роллановской манеры, сопоставив ее со стилем таких его современников, как Э. Золя, Где Мопассан, А. Франс.

Как в повествовании Роллан достигает гармонического синтеза слова и музыки: приведите примеры лиризма, патетики, экспрессии, эмоциональной насыщенности, метафоричности в манере Роллана. Покажите, что романист предстает не только как художник слова, психолог, но и как знаток искусства, музыковед.

13. Обоснуйте романтическое начало в романе, связанное с его музыкальной природой. Покажите склонность Роллана к сгущению красок, к изображению особой интенсивности чувств и переживаний главного героя. Можно ли говорить о зеркальном «жизнеподобии» образов и ситуаций в романе или Роллан продолжал романтические традиции В. Гюго?

Охарактеризуйте, исходя из романтической природы романа, чувственную двуплановость образа Жана Кристофа (с одной стороны, он живой человеческий образ, с другой — символ Добра, Справедливости, Творческого духа).

14. Роман имел огромный успех и вызвал общеевропейский резонанс. Найдите и приведите высказывания критиков. Суммируйте ваши наблюдения: в чем впечатляющая сила романа. В чем его новаторство 5 ?

Как роман «Жан Кристоф» воспринимается сегодняшним читателем?

Примечания.

1 См.: Роллан Р. Собрание сочинений: в 14т. — М, 1956.— Т. 6. — С. 369 —377.

2. См.: Роллан Р. Собрание сочинений: в 14т. - М., 1955. — Т. 3. — С. 78.

3. См.: Литературная энциклопедия терминов и понятий. — М., 2001. — С. 1235-1238.

4. См.: Мотылева Т. Л. О мировом значении Л. Н. Толстого. — М., 1957. — С. 398 — 416. О творческих взаимосвязях Л. Н. Толстого и Р. Роллана также см.: Чичерин А. В. Возникновение романа-эпопеи. — М., 1958. — С. 246 — 260.

5. См.: Чичерин А. В. Указ. соч. — Гл. 6. Новаторство и традиции в эпопее Р. Роллана «Жан Кристоф».