Специфика использования образа рассказчика в литературных произведениях и особенности новелл мериме с точки зрения образа рассказчика.




Образ рассказчика

условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. В отличие от образа повествователя, рассказчик в собственном смысле присутствует в эпосе не всегда - его нет в случае "нейтрального", "объективного" повествования, при котором сам автор как бы отступает в сторону.

Синоним: р а с с к а з ч и к

Пример: Гринев (А. Пушкин. "Капитанская дочка"), Рудый Панько (Н. Гоголь. "Вечера на хуторе близ Диканьки")

"Образ рассказчика в сказе накладывает отпечаток своей экс-прессивности, своего стиля и на формы изображения персонажей. Рассказчик - речевое порождение автора, и образ рассказчика в сказе - форма литературного артистизма автора" (В.В. Виноградов).

"Понятие о рассказчике очень важно при анализе художественного содержания и формы... Проблема рассказчика встает при анализе эпических произведений.

Рассказчик может быть близок автору, родствен ему (как, например, в "Униженных и оскорбленных" Достоевского) и может быть, напротив, очень далек от него по своему характеру и общественному положению (например, в "Очарованном страннике" Лескова). Далее, рассказчик может выступать и как всего лишь повествователь, знающий ту или иную историю (например, гоголевский Рудый Панько), и как действующий герой (или даже главный герой) произведения (рассказчик в "Подростке" Достоевского). Наконец, в произведении подчас предстает не один, а несколько рассказчиков, по-разному освещающих одни и те же события (например, в романах Фолкнера - "Шум и ярость" и др.)" (В.В. Кожинов).


Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. - М.: Флинта, Наука . Н.Ю. Русова . 2004 .

Смотреть что такое "образ рассказчика" в других словарях:

    образ рассказчика - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. О. р. есть, например, в Капитанской дочке А.С. Пушкина, в Очарованном страннике Н.С. Лескова. Часто (но не обязательно) выступает как участник сюжетного… … Словарь литературоведческих терминов

    Не персонифицированный в облике какого либо из действующих лиц образ носитель повествования в художественном произведении. Рубрика: художественный образ Антоним/коррелят: образ автора, образ рассказчика Прочие ассоциативные связи …

    Концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем, рассказчиком или рассказчиками. Рубрика: художественный образ Антоним/коррелят: образ повествователя, образ… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Образ автора - – 1) одно из проявлений глобальной категории субъектности, выражающей творческое, созидательное начало в разных видах деятельности, включая речевую; 2) основная категория текстообразования, наряду с образом адресата формирующая лингвистические и… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    Русская литература - I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

    Мопассан, де - МОПАССАН Ги, де (Henri Rene Albert Guy de Maupassant, 1850 1893) французский писатель. По отцу происходил из дворянского рода, а по матери из высшей нормандской буржуазии. Детство М. провел в живописном уголке Нормандии на берегу моря.… … Литературная энциклопедия

    Вербальная оболочка образа рассказчика, который не совпадает с образом автора. Рубрика: художественный образ Целое: образ рассказчика Прочие ассоциативные связи: сказ2, стилизация Пример: Старуха Изергиль из одноименного рассказа М. Горького,… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Русская литература 19 века и Лермонтов - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА и Лермонтов. 1. Лермонтов и русская поэзия 19 в. Л. наследник пушкинской эпохи, начавший непосредственно с того рубежа, к рый был обозначен в рус. поэзии А. С. Пушкиным. Он выразил новое положение лит ры, характерное… … Лермонтовская энциклопедия

    1) жанр фольклора, повествование о современных событиях или недавнем прошлом; в отличие от легенды, обычно не содержит фантастического элемента. Рубрика: роды и жанры литературы Род: жанры фольклора Прочие ассоциативные связи: легенда Сказы и… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    РАССКАЗЧИК - РАССКАЗЧИК, а, муж. Тот, кто рассказывает что н. Хороший р. (человек, умеющий интересно рассказывать). Образ рассказчика (в сказе во 2 знач., в художественном повествовании от чьего н. лица: образ того, от чьего лица ведётся рассказ). | жен.… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Пушкин в роли Пушкина , Л. И. Вольперт. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга посвящена творческой связи Пушкина с французской литературой. Игровое поведение, отражающее… Купить за 500 руб
  • Пушкин в роли Пушкина , Л. И. Вольперт. Книга посвящена творческой связи Пушкина с французской литературой. Игровое поведение, отражающее литературный быт эпохи, рассматривается как одна из форм усвоения поэтом французской…

Отступление. Ребята! Не Москва ль за нами?. Редут. Портрет Миши. Преемник Пушкина. Сабля. Бивак. Проверь себя. Вид Пятигорска. Звучал булат, картечь визжала. Картечь. Стихотворение. Армия французского императора Наполеона. Стремительное движение. Художественное дарование Лермонтова. Картины маслом. Участие в военных действиях. Начало литературной деятельности. Каким чувством проникнуто стихотворение «Бородино».

«Сравнение «Пророка» Лермонтова и Пушкина» - Три пророка. Чернышевский. Сравнительный анализ стихотворений «Пророк». Книга пророка Иеремии. Крамской «Христос в пустыне». Становление Некрасова. Пушкин «Пророк». Некрасов «Пророк». Судьба. Лермонтов «Пророк». Сердце не научится любить. Основные темы лирики. Сравнительный анализ трех стихотворений. Темы покаяния.

«Песня про купца Калашникова» - Но после уговоров вернулся на царство, вытребовав себе особые полномочия. Почему так вел себя опричник? Произвол и беззаконие были «визитной карточкой» опричников. Земец на опричника не мог даже пожаловаться. Бабка по отцу, Софья Палеолог - из рода византийских императоров[. Безродность Страсть Не православная вера Несправедливая высшая власть. Купец думает о родных, а не о себе. Мои ноженьки подкосилися, Шелковой фатой я закрылася.

«М.Ю.Лермонтов «Родина»» - С помощью каких картин создает Лермонтов образ крестьянской Руси? В.Г.Белинский. М.Ю. Лермонтов (1814-1841) «Родина» (1841). Словарь стихотворения: Места, которые беззаветно любил поэт. Люблю отчизну я, но странною любовь! «Люблю отчизну я…!» - восклицает лирический герой. Стихотворение написано по принципу от общего к частному. Какую родину отображают ключевые слова? Тезис стихотворения-размышления:

«Поэзия Лермонтова» - Возвышенный, торжественный слог. Стихотворение М.Ю.Лермонтова является подражанием А.С.Пушкину. Не так ли ты, поэт, своё утратил назначенье. Задания для работы с текстом. Какая проблема поднята в стихотворении. А.С.Пушкин. Задания для групп. В чём лирический герой видит своё сходство. Основная идея стихотворения. Какое предназначение поэзии утверждает М.Ю.Лермонтов. Он подражал в стихах Пушкину и Байрону.

«Поэма Лермонтова «Бородино»» - Михаил Лермонтов. Словарная работа. Бородино. Дремлющие воды. Школа гвардейских юнкеров. Поэма «Мцыри». Кутузов. Богатыри. История создания произведения. Русские солдаты. Биография автора. Потери русских.

Всякая книга кем‑то рассказана. Это так очевидно, что мы почти никогда об этом не помним. А между тем тот, кто рассказывает, повествует, излагает, - всегда перед читателем. Он может вплотную подойти к автору, слиться с ним, а может полностью отделиться от него, стать совсем другим лицом.

Вероятно, вам приходилось слышать, как разные люди рассказывают одну и ту же историю. В этом случае история не только звучит по‑разному, но в каждом новом пересказе обретает новый смысл. Фабула (см. Сюжет и фабула) сохраняется - обновляется тон. А рассказчик, повествователь - это носитель тона.

Русские писатели-классики раскрыли широкий спектр возможностей рассказчика: от «обрамляющего» условного рассказчика И. С. Тургенева до гримасничающих масок Н. В. Гоголя; от простодушного Петра Андреевича Гринева («Капитанская дочка») до нервного, захлебывающегося желчью «парадоксалиста» («Записки из подполья» Ф. М. Достоевского), от холода страстного печоринского «журнала» («Герой нашего времени») до эпического в своей простоте повествования Ивана Северьяныча Флягина («Очарованный странник» Н. С. Лескова). Рядом с этими виртуозами И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов на первый взгляд кажутся совершенно равнодушными к проблеме рассказчика, но это ложное впечатление: у них тоже присутствует образ рассказчика, и это, быть может, еще более тонкие и сложные случаи. Дидактическое, наставническое начало Толстого и просветительское начало Чехова создают эффект прямого разговора с читателем. Кажется, что они, как во многих случаях и Тургенев, пренебрегают оттенками художественного смысла, возникающими от взаимодействия образа повествователя с образами героев произведения. Но они вовсе не пренебрегают, а полностью вбирают, подчиняют эти оттенки, создавая таким образом многослойную, глубинную смысловую перспективу произведения. Яркий образ рассказчика встает перед читателями в трилогии Л. Н. Толстого: «Детство», «Отрочество», «Юность». Чехов же, будучи великим и тонким мастером «объективного» рассказа, оставил нам непревзойденные в своей классической ясности образцы повествования, доверенного рассказчику: «Скучную историю», «Ариадну», «Человека в футляре», «Дом с мезонином».

Выбор между рассказом от первого лица или от третьего - первый шаг любого писателя. Известно, что «Преступление и наказание» Достоевского сначала было начато как внутренний монолог Раскольникова и переход к рассказу от третьего лица придал повествованию новый смысл. Ведь не случайно у Достоевского повествователи - это не активно действующие персонажи сюжета, а, как правило, сторонние свидетели происходящего. Правда, каждому из главных героев хоть однажды да приходится выступать в роли рассказчика, своего рода автора вставных фабул, как правило, идеологически осмысленных и художественно завершенных. Вспомним хотя бы рассказы Мышкина о смертной казни и о бедной Мари, «Легенду о Великом Инквизиторе» Ивана Карамазова, сон Версилова о золотом веке… Но все же основную повествовательную нагрузку несет герой-рассказчик. Способы ввода повествователя многообразны (дневники, письма, мемуары, записки, сказ и т. д.).

Всякие «найденные» рукописи, письма, записки, дневники приближают к документальности, архивности, невыдуманности (мнимой, конечно), как воздух нужной писателю для создания впечатления достоверности, правдивости изображаемого и рассказываемого. Иногда бывает необходимо создать как раз обратное впечатление: таинственности, двусмысленности рассказываемого (этого добивается, например, Р. Л. Стивенсон во «Владетеле Балантрэ»). Иногда рассказчик простодушен, наивен и ему не совсем ясен смысл собственного рассказа. В результате вовлекается в процесс осмысления сам читатель. Он вынуждается творческой волей автора не к пассивному восприятию, но к активному соучастию в событии рассказывания. Часто этот способ используется в детективах.

Создание образа рассказчика сопряжено с применением таких стилевых форм, как сказ и стилизация, с использованием так называемой словесной маски (например, у Н. В. Гоголя - Рудый Панько в «Вечерах…», у М. Горького - старуха Изергиль в одноименном рассказе, у М. Ю. Лермонтова - Максим Максимыч, у М. М. Зощенко - безымянный рассказчик: «Аристократки», «Бани» и др.). Часто словесная маска находится в глубокой противоположности с истинным лицом автора, как у Зощенко, но тем сильнее художественный эффект. Совершенно недопустимо отождествлять реального автора с образами рассказчика, повествователя. При таком отождествлении пропадает эффект объемности, присущий настоящему искусству слова, произведение теряет глубину, сужается смысл, обедняется содержание рассказа.

Первый интереснейший опыт создания образа автора в русской литературе принадлежит А. С. Пушкину. В его романе «Евгений Онегин» образ автора почти равнозначен Онегину, Татьяне и Ленскому. Пушкин раздвигает границы литературы. Он учит свободе и необходимости переходов из реальной жизни в искусство. Иначе говоря, создавая образ автора, Пушкин закладывал основы реализма в русской литературе. Он демонстрирует (и опять в нашей литературе впервые) многообразие способов авторского существования в пределах произведения и возможности, вытекающие из этого многообразия. Это его открытие, как и множество других, было усвоено, понято, развито и обогащено последующей литературой.

Всякая книга кем‑то рассказана. Это так очевидно, что мы почти никогда об этом не помним. А между тем тот, кто рассказывает, повествует, излагает, - всегда перед читателем. Он может вплотную подойти к автору, слиться с ним, а может полностью отделиться от него, стать совсем другим лицом.

Вероятно, вам приходилось слышать, как разные люди рассказывают одну и ту же историю. В этом случае история не только звучит по‑разному, но в каждом новом пересказе обретает новый смысл. Фабула (см. ) сохраняется - обновляется тон. А рассказчик, повествователь - это носитель тона.

Русские писатели-классики раскрыли широкий спектр возможностей рассказчика: от «обрамляющего» условного рассказчика И. С. Тургенева до гримасничающих масок Н. В. Гоголя; от простодушного Петра Андреевича Гринева («Капитанская дочка») до нервного, захлебывающегося желчью «парадоксалиста» («Записки из подполья» Ф. М. Достоевского), от холода страстного печоринского «журнала» («Герой нашего времени») до эпического в своей простоте повествования Ивана Северьяныча Флягина («Очарованный странник» Н. С. Лескова). Рядом с этими виртуозами И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов на первый взгляд кажутся совершенно равнодушными к проблеме рассказчика, но это ложное впечатление: у них тоже присутствует образ рассказчика, и это, быть может, еще более тонкие и сложные случаи. Дидактическое, наставническое начало Толстого и просветительское начало Чехова создают эффект прямого разговора с читателем. Кажется, что они, как во многих случаях и Тургенев, пренебрегают оттенками художественного смысла, возникающими от взаимодействия образа повествователя с образами героев произведения. Но они вовсе не пренебрегают, а полностью вбирают, подчиняют эти оттенки, создавая таким образом многослойную, глубинную смысловую перспективу произведения. Яркий образ рассказчика встает перед читателями в трилогии Л. Н. Толстого: «Детство», «Отрочество», «Юность». Чехов же, будучи великим и тонким мастером «объективного» рассказа, оставил нам непревзойденные в своей классической ясности образцы повествования, доверенного рассказчику: «Скучную историю», «Ариадну», «Человека в футляре», «Дом с мезонином».

Выбор между рассказом от первого лица или от третьего - первый шаг любого писателя. Известно, что «Преступление и наказание» Достоевского сначала было начато как внутренний монолог Раскольникова и переход к рассказу от третьего лица придал повествованию новый смысл. Ведь не случайно у Достоевского повествователи - это не активно действующие персонажи сюжета, а, как правило, сторонние свидетели происходящего. Правда, каждому из главных героев хоть однажды да приходится выступать в роли рассказчика, своего рода автора вставных фабул, как правило, идеологически осмысленных и художественно завершенных. Вспомним хотя бы рассказы Мышкина о смертной казни и о бедной Мари, «Легенду о Великом Инквизиторе» Ивана Карамазова, сон Версилова о золотом веке… Но все же основную повествовательную нагрузку несет герой-рассказчик. Способы ввода повествователя многообразны (дневники, письма, мемуары, записки, сказ и т. д.).

Всякие «найденные» рукописи, письма, записки, дневники приближают к документальности, архивности, невыдуманности (мнимой, конечно), как воздух нужной писателю для создания впечатления достоверности, правдивости изображаемого и рассказываемого. Иногда бывает необходимо создать как раз обратное впечатление: таинственности, двусмысленности рассказываемого (этого добивается, например, Р. Л. Стивенсон во «Владетеле Балантрэ»). Иногда рассказчик простодушен, наивен и ему не совсем ясен смысл собственного рассказа. В результате вовлекается в процесс осмысления сам читатель. Он вынуждается творческой волей автора не к пассивному восприятию, но к активному соучастию в событии рассказывания. Часто этот способ используется в детективах.

Создание образа рассказчика сопряжено с применением таких стилевых форм, как сказ и стилизация, с использованием так называемой словесной маски (например, у Н. В. Гоголя - Рудый Панько в «Вечерах…», у М. Горького - старуха Изергиль в одноименном рассказе, у М. Ю. Лермонтова - Максим Максимыч, у М. М. Зощенко - безымянный рассказчик: «Аристократки», «Бани» и др.). Часто словесная маска находится в глубокой противоположности с истинным лицом автора, как у Зощенко, но тем сильнее художественный эффект. Совершенно недопустимо отождествлять реального автора с образами рассказчика, повествователя. При таком отождествлении пропадает эффект объемности, присущий настоящему искусству слова, произведение теряет глубину, сужается смысл, обедняется содержание рассказа.

Первый интереснейший опыт создания образа автора в русской литературе принадлежит А. С. Пушкину. В его романе «Евгений Онегин» образ автора почти равнозначен Онегину, Татьяне и Ленскому. Пушкин раздвигает границы литературы. Он учит свободе и необходимости переходов из реальной жизни в искусство. Иначе говоря, создавая образ автора, Пушкин закладывал основы реализма в русской литературе. Он демонстрирует (и опять в нашей литературе впервые) многообразие способов авторского существования в пределах произведения и возможности, вытекающие из этого многообразия. Это его открытие, как и множество других, было усвоено, понято, развито и обогащено последующей литературой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Сегодня среда, а по средам у нас литературная мастерская с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской.

В этом выпуске мастерской мы поговорим об образе рассказчика и об образе автора в тексте, а также выполним три задания по этой теме. Выстраивание образа рассказчика очень важно для произведения. Рассказ от первого или от третьего лица, смена рассказчика очень влияют на произведение в целом. Образ автора не менее важен. Чем же отличается образ рассказчика от образа автора?

Присоединяйтесь и читайте вместе с нами:)

Литературная мастерская с Ларисой Романовской

Когда мы начинаем работу над собственными текстами, то любой другой художественный текст воспринимается нами иначе.

Мы теперь не только читатели, но и авторы, поэтому мы пробуем понять, как этот текст устроен, с помощью каких художественных приемов другой автор передает напряжение, эмоции героев, ужас или красоту происходящего. Именно поэтому уроки литературы становятся для нас совсем иными — теперь мы не просто учимся анализировать тексты, мы накапливаем личный писательский опыт.

Наверняка в школе при разборе классических произведений тебе встречались такие понятия, как «образ автора» и «образ рассказчика». В твоих собственных текстах эти образы тоже есть, даже если ты об этом не подозреваешь.

Рассказчик — персонаж, от чьего лица идет повествование в тексте, с чьей точки зрения подаются и трактуются события.

Как правило, повествование ведется от первого или от третьего лица.

В «Капитанской дочке» Пушкина в роли рассказчика выступает Петруша Гринев, излагающий события от первого лица: «Я считался в отпуску до окончания наук. В то время воспитывались мы не по-нонешнему. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля » .

А вот в «Преступлении и наказании» Достоевского события подаются от третьего лица: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С — м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К — ну мосту ».

Рассказчик может быть действующим героем (как Раскольников) или только повествователем, не принимающим никакого участия в происходящем (как Антон Лаврентьевич Г., от лица которого идет повествование в «Бесах» Достоевского).

Задание 1. Вспомни рассказчиков в своих любимых книгах. От чьего лица там ведется повествование? Важно ли тебе это? От какого лица идет повествование в твоих текстах? Если от первого, то похож ли этот персонаж на тебя? И чем именно?

Рассказчиков в тексте может быть несколько. Они могут продолжать повествование, излагать другую точку зрения на те же самые события или рассказывать о том, что происходило в отсутствии главного героя.

Так, например, в романе Вениамина Каверина «Два капитана» главный герой — школьник, потом курсант, а потом летчик Саня Григорьев. Однако несколько частей романа написаны от лица другого персонажа — его подруги, а потом жены Кати Татариновой. В этих главах речь идет о том, как жила Катя, потеряв связь с Саней и не зная, жив ли он вообще.

Смена расказчика — яркий и выразительный художественный прием . Используя его, прозаик старается не только сменить точку зрения на главную проблему текста, но и дать яркие речевые характеристики героя -второго повествователя (Например, автор не только прописывает иную лексику, синтаксис, но и подбирает персонажу любимые слова и выражения).

Задание 2. Попробуй отписать одну и ту же ситуацию с разных позиций. Например, напиши про школьную экскурсию в зоопарк с точки зрения учеников, преподавателя, сотрудника зоопарка и мамы из родительского комитета (если увлечешься, можешь еще изложить события и от лица обитателя зоопарка).

Задание 3. Смени рассказчика в известной тебе книге. Попробуй изложить события «Карлсона» с позиции Бетан или фрекен Бок, разверни любой эпизод «Гарри Поттера» от лица Гермионы, или Драко Малфоя, или даже Букли.

Если ты выполнил задание № 3, то подумай: достаточно ли тебе было информации из книги для того, чтобы четко прописать мотивацию и настроение героев, которые не были в исходном тексте главными?

Дело в том, что в текстах опытного прозаика хорошо и четко прописаны образы всех героев, в том числе и второстепенных. Мы можем судить об их характере, привычках, манерах говорить и, главное, мотивах их поведения. Чем опытнее автор — тем легче он это делает, тем лучше понимает, как с помощью одного-двух предложений дать читателю информацию о персонаже, не тормозя при этом динамику сюжета. Ты тоже этому научишься, если будешь при чтении обращать внимание на то, как разные авторы дают характеристики своим героям.

В любом тексте помимо всех персонажей, включая тех, которые не действуют в истории, но упоминаются в ней, присутствует образ еще одного лица — автора. Его нельзя спутать с рассказчиком, даже если рассказчик заявляет в тексте: «Я придумал эту историю, я записал все, что с нами произошло».

Так, например, в сказочной повести Кристине Нёстлингер «Долой огуречного короля» в роли рассказчика выступает школьник Вольфи Хогельман. И именно о нем мы говорим, разбирая в этом тексте «образ рассказчика».

Но автор текста — австрийская писательница Кристине Нёстлингер (1936 — 2018). Это ей принадлежит идея сказки, она придумала Вольфи, его брата Ника, их сестрицу Мартину, маму, папу, дедушку и, разумеется, короля Куми-Ори. Это Кристине Нёстлингер решила, что король Куми-Ори будет перевирать слова, а у Мартины будут длинные светлые волосы и нежные чувства к однокласснику Бергеру Алексу.

Говоря об «образе автора» в этом тексте, мы обратим внимание на чувство юмора Кристине Нёстлингер, узнаем, как она относится к скандалам в многодетной семье, к строгим и снисходительным школьным учителям, к карьеризму, к умению признавать свои ошибки... Все это есть в тексте, все это можно извлечь из книги.

Образ автора — это заложенная в книге информация о том, кто, как, когда, почему и зачем ее писал. Образ автора складывается из выбора темы, композиции, мотивации героев, художественых средств выразительности, из приоритетов — кто стал главным героем, о чем он нам расскажет, каким языком.