Какие черты личности приезжего раскрываются в приведенном фрагменте? В каких произведениях русской литературы изображены персонажи, лицемерящие ради достижения своей целей? (ЕГЭ по литературе). Поэтические приемы, пришедшие из мифов





8.В представленном фрагменте поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» раскрываются некоторые черты личности Чичикова. Так, например, можно заметить, что Павел Иванович по натуре своей “приспособленец”. Он в любом обществе сразу же становится “своим”, потому что на интуитивном уровне знает какие слова нужно сказать и какие поступки нужно совершить, чтобы добиться желаемого результата(“Полицмейстеру сказал что-то очень лестное насчёт городских будочников, а в разговоре с вице-губернатором и председателем палаты… сказал даже ошибкою два раза “ваше превосходительство”… Следствием этого было то, что губернатор сделал ему приглашение пожаловать к нему…”). В обществе Чичиков не проявляет себя как колоритная личность, на людях он является некой “субстанцией”, которая меняет свою форму в зависимости от желаний окружающих. Так, по словам автора, Павел Иванович - и “не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок”, он является чем-то средним, тем, что больше предпочитает его собеседник в данный отрезок времени.

В беседах же он говорит “какими-то общими местами, с заметною скромностью”. Но к такому стилю общения Чичиков прибегает не только из-за желания зарекомендовать себя как человека сдержанного и тактичного, но и из-за страха не угадать позицию собеседника. Ведь в таком случае Павлу Ивановичу пришлось бы вступать с ним в дебаты, а это могло бы плохо отразиться на его репутации. Также немаловажным аспектом раскрытия черт характера героя является его портрет. Так, Гоголь обращает внимание читателя на опрятность главного героя, подчёркивает его страсть к модному, хорошему костюму и внешней чистоте (“…он приказал падать умыться и чрезвычайно долго тер мылом обе щеки… затем очутился во фраке брусничного цвета с искрой.

”). Показывая опрятность Чичикова и его внутреннюю “нечистоплотность”, писатель противопоставляет внутренний мир персонажа внешнему. Такой контраст позволяет читателю увидеть все отрицательные черты, которые только есть в этом персонаже, и понять, что он - всего лишь нечистый на руку делец, одержимый своей идеей.

9. Чичиков в поэме Гоголя “Мертвые души” предстает перед читателем лицемерным человеком, который ради своей выгоды готов угождать во всем высокопоставленным лицам. Но герой произведения Николая Васильевича – не единственный пример двуличия в отечественной литературе. Так, в комедии Грибоедова “Горе от ума” Молчалин, следуя завету отца (“- Мне завещал отец:/ Во-первых угождать всем людям без изъятья;/ Хозяину, где доведется жить, /Начальнику, с кем буду я служить, /Слуге его, который чистит платья, / Швейцару, дворнику, для избежанья зла…”), хитрит и лицемерит для того, чтобы снискать расположение Фамусова. Также и для Чичикова наставление отца является делом всей его жизни(“Смотри же… больше всего угождай учителям и начальникам… Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете…”). Как и Молчалин, Чичиков готов угождать тем людям, которые ему не приятны и даже противны, но от которых зависит его благополучие. Нельзя не упомянуть и о Хлестакове из комедии Гоголя “Ревизор”. Ложь и лицемерие этого персонажа доходят до абсурда (“С Пушкиным на дружеской ноге...”, “Моих, впрочем, много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол», «Норма»…”). Он с самого начала вводит всех жителей города в заблуждение и представляется совершенно другим человеком для своего же блага. Как и Чичиков, Хлестаков питает большую слабость к деньгам, он занимает большие суммы и берет взятки у чиновников, заведомо зная, что он успеет уехать до того, как раскроется вся правда.

Обновлено: 2018-03-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Роман Гончарова «Обломов» был написан в период перехода российского общества от устаревших, домостроевских традиций и ценностей к новым, просветительским взглядам и идеям. Наиболее сложным и тяжелым данный процесс стал для представителей помещичьего социального класса, так как требовал практически полного отказа от привычного уклада жизни и был связан с необходимостью подстраиваться под новые, более динамичные и быстро меняющиеся условия. И если часть общества легко адаптировалась к обновленным обстоятельствам, то для других процесс перехода оказался очень тяжелым, так как был по сути своей противопоставлен привычному укладу жизни их родителей, дедов и прадедов. Представителем именно таких помещиков, не сумевших изменяться вместе с миром, подстраиваясь под него, в романе является Илья Ильич Обломов. По сюжету произведения герой родился в далекой от столицы России деревне – Обломовке, где получил классическое помещичье, домостроевское воспитание, которое и сформировало многие основные черты характера Обломова – безвольность, апатичность, безинициативность, лень, нежелание работать и ожидание, что кто-то все сделает за него. Чрезмерная опека родителей, постоянные запреты, умиротворяюще-ленивая атмосфера Обломовки привели к деформации характера любопытного и активного мальчика, сделав его интровертным, склонным к эскапизму и не умеющим преодолевать даже самые незначительные трудности.

Противоречивость характера Обломова в романе «Обломов»

Отрицательная сторона характера Обломова

В романе Илья Ильич ничего не решает сам, надеясь на помощь со стороны – Захара, который принесет ему еду или одежду, Штольца, способного решить проблемы в Обломовке, Тарантьева, который хоть и обманет, но сам разберется в интересующей Обломова ситуации и т. д. Герою не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость, тогда как истинный покой и удовлетворение он находит в придуманном им самим мире иллюзий. Проводя все дни, лежа на диване, Обломов строит несбыточные планы об обустройстве Обломовки и своей счастливой семейной жизни, во многом похожей на спокойную, однообразную атмосферу его детства. Все его мечты направлены в прошлое, даже то будущее, которое он сам себе рисует, – отголоски далекого прошлого, которое более невозможно вернуть.

Казалось бы, ленивый, живущий в неубранной квартире, герой-увалень не может вызывать симпатии и расположения у читателя, особенно на фоне деятельного, активного, целеустремленного друга Ильи Ильича – Штольца. Однако истинная сущность Обломова раскрывается постепенно, что позволяет увидеть всю многогранность и внутренний нереализованный потенциал героя. Еще в детстве окруженный тихой природой, заботой и контролем родителей, тонко чувствующий, мечтательный Илья был лишен самого важного – познания мира через его противоположности – красоту и уродство, победы и поражения, необходимость что-то сделать и радость обретенного собственным трудом. С малых лет герой имел все, что ему нужно – услужливые дворовые по первому зову выполняли распоряжения, а родители всячески баловали сына. Оказавшись вне родительского гнездышка, Обломов, не готовый к реальному миру, продолжает ожидать, что все вокруг будут относиться к нему так же тепло и приветливо, как и в родной Обломовке. Однако его надежды были разрушены уже в первые дни на службе, где никому не было до него дела, а каждый был только за себя. Лишенный воли к жизни, умения бороться за свое место под солнцем и настойчивости, Обломов уже после случайной ошибки сам уходит со службы, боясь наказания начальства. Первая же неудача становится для героя последней – больше он не хочет двигаться вперед, прячась от реального, «жестокого» мира в своих мечтах.

Положительные сторона характера Обломова

Человеком, который мог вытащить Обломова из этого пассивного, приводящего к деградации личности состояния, являлся Андрей Иванович Штольц. Пожалуй, Штольц выступает в романе единственным персонажем, который досконально видел не только отрицательные, но и положительные черты Обломова: душевность, доброту, умение прочувствовать и понять проблемы другого человека, внутреннее спокойствие и простоту. Именно к Илье Ильичу Штольц приходил в тяжелые моменты, когда ему нужна была поддержка и понимание. Голубиная нежность, чувственность и искренность Обломова раскрываются и во время отношений с Ольгой. Илья Ильич первым осознает, что не подходит активной, целеустремленной Ильинской, не желающей посвящать себя «обломовским» ценностям, – это выдает в нем тонкого психолога. Обломов готов отказаться от собственной любви, так как понимает, что не сможет дать Ольге то счастье, о котором она мечтает.

Характер и судьба Обломова тесно связаны – его безволие, неумение бороться за свое счастье вместе с душевной добротой и мягкостью приводят к трагичным последствиям – боязни трудностей и огорчений реальности, а также полному уходу героя в умиротворяющий, спокойный, чудесный мир иллюзий.

Национальный характер в романе «Обломов»

Образ Обломова романе Гончарова – это отражение национального российского характера, его неоднозначности и многогранности. Илья Ильич – это тот самый архетипичный Емеля-дурачок на печи, о котором герою в детстве рассказывала няня. Как и персонаж сказки, Обломов верит в чудо, которое должно произойти с ним само собою: появится благосклонная жар-птица или добрая волшебница, которая заберет его в прекрасный мир медовых и молочных рек. И избранником волшебницы должен быть не яркий, работящий, активный герой, а обязательно «тихий, безобидный», «какой-то лентяй, которого все обижают».

Беспрекословная вера в чудо, в сказку, в возможность невозможного – главная черта не только Ильи Ильича, но и любого русского человека, взрощенного на народных сказках и преданиях. Попадая на благодатную почву, эта вера становится основой жизни человека, подменяя реальность иллюзией, как это случилось у Ильи Ильича: «сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

В финале романа Обломов, казалось бы, обретает то «обломовское» счастье, о котором давно мечтал – спокойную, монотонную жизнь без стрессов, заботливую добрую жену, устроенный быт и сына. Однако Илья Ильич не возвращается в реальный мир, он остается в своих иллюзиях, которые становятся для него важнее и значимее, чем реальное счастье рядом с обожающей его женщиной. В сказках герой должен выдержать три испытания, после чего его будет ожидать исполнение всех желаний, в противном случае героя ожидает гибель. Илья Ильич не проходит ни одного испытания, пасуя сначала перед неудачей на службе, а затем перед необходимостью измениться ради Ольги. Описывая жизнь Обломова, автор словно иронизирует по поводу чрезмерной веры героя в несбыточное чудо, за которое не нужно бороться.

Заключение

Одновременно простота и сложность характера Обломова, неоднозначность самого персонажа, анализ его положительных и отрицательных сторон, позволяют увидеть в Илье Ильиче вечный образ нереализованной личности «не своего времени» – «лишнего человека», не сумевшего обрести собственное место в реальной жизни, а потому ушедшего в мир иллюзий. Однако причина тому, как подчеркивает Гончаров, не в фатальном стечении обстоятельств либо тяжелой судьбе героя, а неправильном воспитании чуткого и мягкого по характеру Обломова. Выращенный как «комнатное растение», Илья Ильич оказался неприспособленным к достаточно жесткой для его утонченной натуры реальности, заменив ее миром собственных грез.

Тест по произведению

22.07.2015 11650 0 Кутнякова Ирина Владимировна

Цели:
1. Познакомить с былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник», её особенностями (напевность, повторы, устойчивые эпитеты); выявить характерные черты былинного героя Ильи Муромца, художественную идею былины, особенности поэтики былин.
2. Развивать мышление, воображение, память, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать; формировать навыки выразительного чтения, коммуникативных умений, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с терминами.
3. Воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу. Воспитывать нравственные качества личности, патриотизм.

Ход урока:
I. Организационный этап
II. Актуализация
Беседа.
 Что называется былиной? Как народ называл свои песни?
 Чем былина отличается от сказки?
 Какие виды былин вы знаете? Охарактеризуйте их.
 Вспомните, что вы знаете о пространстве и времени в былине.
 Что нового вы узнали о былинном мире? Какие черты он имеет?
 Что обозначает термин «эпическое время былин»?
 Какими способами создаётся индивидуализация образов богатырей?
 Расскажите о богатырях младшей эпической группы.
III. Формирование новых знаний и способов деятельности
1. Лекция учителя. Работа с текстом.
«Илья Муромец и Соловей-разбойник» - одна из самых распространённых былин, записанная в большом числе вариантов. В цикле об Илье Муромце занимает центральное место. Особое значение содержания былины определяется тем, что в ней воспевается один из главных воинских подвигов богатыря и описывается его вхождение в состав киевского богатырства, а также раскрываются главные героические качества Ильи Муромца. Сообщение учащегося об Илье Муромце.
(Илья Муромец.
Ряд младших богатырей начинает собою главный их представитель, оберегатель русской земли, «старый казак» Илья Муромец. Ему посвящена, сравнительно с другими богатырями, громадная литература, но, несмотря на то, вопрос о нём тоже остаётся далеко не выясненным.
Илья́ Му́ромец (полное былинное имя - Илья Муромец сын Ивана) - один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника.
Илья Муромец фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». Большинством историков считается, что родина Ильи Муромца - село Карачарово под Муромом (Большинство былин про Илью Муромца начинаются со слов: «Того ли города онъ Муромля, Изъ того ли нунь села да Карачаева…».
Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри, но сила эта не количественна, а качественна, причём силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, бессеребренность, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. Со временем религиозная сторона начала получать верх в его характеристике, так что наконец он стал святым угодником.)
(Время, нашедшее отражение в былине.
Между Северо-Восточной Русью и Поднепровьем стояли непроходимые леса. Весь Суздальский край именовался в Киеве «залесьем». Лишь в середине XII столетия через лесные дебри проложили дорогу, именовавшуюся путём «сквозь вятичи». До этого приходилось объезжать лесной край, направляясь в верховья Волги, и уже оттуда - на Днепр, а по нему – к Киеву. Однако и после того, как прямая дорога была проложена, многие предпочитали прежний окольный путь. Прямая дорога на юг была неспокойной, на ней грабили и убивали, но именно эту дорогу через дремучий и опасный лес выбирает Илья Муромец для поездки в Киев.
Этот эпизод дает право приурочить былину ко второй половине XII - первым десятилетиям XIII в., когда прямая дорога на Киев уже существовала, хотя и оставалась опасной.)
2. Выразительное чтение былины
От слов «Да й поехал он ко славному ко городу Чернигову» до слов «Я нейду во Чернигов воеводою».
 Почему Илья Муромец отказался быть воеводою в Чернигове?
(Свой патриотический долг Илья ставит выше всех других забот, стремится освободить Русскую землю от всякой нечисти).
3. Выразительное чтение фрагмента былины от слов «Укажите мне дорогу прямоезжую» до слов «Ай окольноей дорожкой - цела тысяча».
 Почему окольная дорожка «заколодела, замуравела»?
(Дорога, идущая через Брынские леса, заставляет вспомнить реальные леса на реке Брыни в Калужском крае. Лес был дремучим и труднопроходимым. Это и есть та реальная дорога «сквозь вятичи», которая связывала северо-восточные земли с югом Руси).
4. Выразительное чтение былины от слов «Он спустил добра коня да богатырского» до слов «Прямоезжею дорожкой в стольный Kиев-град».
(Соловей-разбойник.
Легенда о Соловье найдена в одном из рукописных сборников XVII века.
Во времена стародавние, где теперь стоит Нижний Новгород, жил знатный, сильный мордвин, по имени Скворец. Он был друг и товарищ другому, такому же знатному, такому же сильному мордвину - Соловью, тому самому, что связан был Ильей Муромцем.
Вероятно, что Соловьем-Разбойником являлся реальный человек. Скорее всего, это был князь, который проживал на острове на территории нынешнего села Зазимье Броварского района Киевской области. Село находится в 10-15 км от Киева, на берегу Десны. Мимо села в древние времена шла дорога на Киев из Остра по Десне и суше. А собственно и изо всей северной Руси. Не исключено, что этот князь брал дань у путешествующих. В свою очередь, киевскому князю явно хотелось монополии, и он отправил разобраться рать Ильи Муромца).
5. Беседа.
 Каким изображен князь Владимир в былине? Найдите в тексте слова, передающие описание облика князя.
(Князь Владимир.
Былинный князь Владимир пассивен и почти никогда не покидает своего дворца. В его характеристику постоянно входит указание на слабость его как правителя и нравственную нестойкость. Былинный князь не обладает практически никакой реальной силой - он может рассчитывать лишь на богатырей (то есть силу идеальную), в отсутствие которых он просто беспомощен).
 Найдите в тексте эпизоды, где проявляется несправедливость, моральная нестойкость Владимира.
6. Выразительное чтение эпизода от слов «Тут Владимир-князь да стольнокиевский // Он скоренько шёл в столову свою горенку...» до слов «Приносил-то он ко Соловью-разбойнику».
 Как ведёт себя Илья в княжеских палатах?
(Илью Муромца часто называют «старым казаком»: в этих словах, которые могли прикрепиться к богатырю не ранее конца XVI - начала XVII в., своеобразно преломились представления об Илье Муромце как вольном человеке, казачьем атамане, обладающем силой, независимой от княжеской ли, царской ли, ханской власти.
Илья Муромец - «главный» в ряду киевских богатырей - по происхождению крестьянин. Спокойствие родной земли для него превыше всего, смелость его не знает пределов, но она начисто лишена чего-либо показного, суетного.
Большую часть подвигов (победа над Соловьем-разбойником, Идолищем, расправа с разбойниками, с волшебницей и др.) он совершает по собственной инициативе. Он возглавляет богатырскую заставу, охраняющую подступы к Киеву. Как и другие богатыри, он время от времени выполняет княжеские поручения. Илья Муромец - опора безопасности Киева. Врагам известно, что в его отсутствие Киев беззащитен).

7. Выразительное чтение заключительного отрывка былины.
 Какое впечатление произвела на вас былина?
 Какие чувства вызвали у вас герои былины?
 Почему народ воспевал подвиги Ильи Муромца?

8. Физкультурная минутка

IV. Применение. Формирование умений и способов деятельности.
1. Составление плана былины
Примерный план
I. Выезд Ильи Муромца в Киев.
II. Битва под Черниговом с «силушкой великой».
1. Осада города Чернигова вражеской силой.
2. Победа над врагом.
3. Отказ от воеводства и продолжение опасного пути.
III. Встреча с Соловьём Разбойником на прямоезжей дорожке.
1. Свист и крик Соловья Разбойника.
2. Илья Муромец побеждает Соловья.
IV. Приезд в Киев.
1. Илья Муромец в княжеских палатах.
2. Князь Владимир обвиняет богатыря во лжи.
3. Ответ Ильи Муромца.
4. Соловей пугает князя.
V. Расправа с разбойником.

2. Лексическая работа.
 К какому герою относятся эпитеты: дородный, добрый, славный? Как они его характеризуют?

3. Словарная работа.
Гать – настил из брёвен или хвороста для проезда через болото.
Ремни сыромятные – прочные ремни из невыделанной кожи животных.
Дружина – княжеское войско в Древней Руси.
Дорога заколодела – завалена попадавшими деревьями.
Покляпая берёза – наклоненная, кривая.
Палаты княжеские – большое богатое помещение.
Тын – забор.
Кафтан – мужская верхняя одежда.
Сыть – пища, еда.
Живот – жизнь, достаток.
Полно тебе слезить отцов-матерей – заставлять лить слёзы, печалиться.

4. Исследовательская работа с текстом
 Какие приемы народно-поэтической речи встречаются в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»?
Выписать из текста былины примеры приемов (2-3).
1 вариант - гиперболы
2 вариант - параллелизмы, сравнения
3 вариант - постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

 Расставьте ударения в былинных строчках от слов «Из того ли то из города из Мурома» до слов «Ай черным-черно, как черна ворона». Одинаково ли оно в каждой строке? На какой по порядку слог от начала падает первое ударение и на какой слог от конца падает последнее ударение?
(Ударение падает, как правило, на третий слог от начала, а последнее - на третий слог от конца.)

V. Обобщение.
 Какова тема былины?
 Какова идея былины?
 Чем былина отличается от других произведений устного народного творчества?

VI. Домашнее задание
1. Ответить на вопросы № 1 – 9 на стр. 64
2. Прочитать былину «Вольга и Микула» (хрестом. Стр. 16 – 20)

VII. Рефлексия
Продолжите фразу:
На уроке я узнал……
Осталось непонятным…..
Было интересно…..
Хотел бы узнать….

Артемьев Игорь, Орлова Татьяна, Сезёмова Алёна.

Данная работа проводит сопоставительный анализ раскрытия образа Ильи Муромца на страницах былин киевского цикла и в одноименном фильме Александра Птушко (1956г.) Практическая значимость исследования связана с возможностью включения материалов работы в уроки внеклассного чтения по литературе, а так же использование на уроках истории и МХК.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Межмуниципальная научно-практическая конференция обучающихся

«Камера! Мотор! Читаем!»

Исследовательская работа на тему:

Выполнили обучающиеся 6 класса

филиала МОУ ГСОШ д. Василёво

Калязинского района, Тверской области

Артемьев Игорь, Орлова Татьяна и

Сезёмова Алёна

Руководитель: Полякова О.Е,

учитель русского языка и литературы

2016 год

Исследовательская работа

Образ Ильи Муромца на страницах русских былин

и его воплощение в фильме-сказке А. Птушко «Илья Муромец»

I. Вступление

1.1.Аргументация выбора темы

1.2. Цели и задачи

1.3. Предмет исследования

1.4. Объект исследования

1.5. Методы исследования

1.6. Практическая значимость

1.7. Актуальность темы

II. Основная часть

2.2. Фильм - сказка А. Птушко «Илья Муромец»: история создания и восстановления.

2.3. Сопоставительный анализ

III. Заключение, выводы.

IV. Список литературы и интернет-источников.

I. Введение

1.1. Аргументация выбора темы

Русские былины – это своеобразная энциклопедия народной жизни, источник патриотизма и наша национальная гордость. Недаром они вдохновляли великих русских поэтов, писателей, композиторов и художников. Перед глазами возникают могучие образы русских богатырей и их великие подвиги в борьбе со злом. Как и многие произведения русского фольклора, былины заняли особое место в кинематографе. С 2004 года выходит целая серия мультипликационных фильмов о героях-богатырях. Одним из главных персонажей является Илья Муромец. Авторы помещают былинного героя в прежнюю историческую эпоху, но наделяют его современными чертами характера. Да, бесспорно, мультфильмы музыкальные, смешные, наполнены комичными ситуациями. Но это ли былинный богатырь? У нас возникло желание познакомиться с другими экранизациями об Илье Муромце. 60 лет назад, в 1956 году киностудия «Мосфильм» выпустила первый советский широкоэкранный художественный фильм по мотивам русских народных былин о легендарном киевском богатыре Илье Муромце. В сюжете картины слилось воедино множество былинных сказаний. Какие именно былины использовали авторы для создания фильма? Как раскрывается образ Ильи Муромца в былинах и насколько полно показан образ богатыря в одноименном фильме? Эти вопросы и стали отправной точкой для нашего исследования.

1.2. Цель работы: провести сопоставительный анализ раскрытия образа Ильи Муромца на страницах былин киевского цикла и в одноименном фильме Александра Птушко.

Для достижения цели мы определили следующие задачи :

  1. Прочитать былины киевского цикла об Илье Муромце и определить, сюжет каких былин вошел в фильм.
  2. На основе прочитанных былин выявить доминирующие черты Ильи Муромца, которые формируют его как былинного богатыря;
  3. Сопоставить образ былинного и кинематографического героя.
  4. Провести анкетирование младших школьников и изучить анкетные данные;
  5. Сделать статистические выводы по результатам анкет.

1.3. Предмет исследования – тексты былин киевского цикла об Илье Муромце и фильм-сказка «Илья Муромец» (1956г.)

1.4. Объект исследования – образ былинного героя Ильи Муромца.

1.5. Методы исследования: чтение былин; просмотр фильма; поиск и сбор информации; систематизация материала; обобщение; сопоставление, выводы.

1.6. Практическая значимость исследования связана с возможностью включения материалов работы в уроки внеклассного чтения по литературе, а так же использование данного исследования на уроках истории и МХК.

1.7. Актуальность темы

Почему данная тема исследования актуальна в настоящее время? Мы считаем, что не может быть настоящего и будущего без прошлого. Чтобы лучше разбираться в современном искусстве, необходимо знакомиться с первоисточниками. Нельзя, чтобы образ былинных богатырей у школьников создавался только на примерах развлекательных мультиков. Наше исследование вводит в мир прекрасного, приобщает к лучшим образцам отечественной художественной культуры, формирует патриотическое отношение к историческому и культурному наследию своего народа.

II. Основная часть

2.1. Образ Ильи Муромца в былинах киевского цикла.

В. Г. Белинский, выделил в русских былинах киевский цикл и новгородский. Действие былин киевского цикла происходит в Киеве или около него; в центре стоит князь Владимир, основная тема - защита Русской земли от южных кочевников. Киевские былины группируются обычно по богатырям. В образах богатырей воплощаются основные особенности богатырства. Это образы Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.

Образ Ильи Муромца раскрывается в значительной группе былин, популярных в течение долгого времени. По данным исследователя С. А. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Илья Муромец является главным героем в 15 из них:

  1. «Обретение силы Ильёй Муромцем» (Исцеление Ильи Муромца)
  2. «Илья Муромец и Святогор»
  3. «Илья Муромец и Идолище»
  4. «Илья Муромец в ссоре с князем Володимиром»
  5. «Илья Муромец и голи кабацкие»
  6. «Илья Муромец на Соколе-корабле »
  7. «Три поездки Ильи Муромца»
  8. «Илья Муромец и Батый-царь»
  9. «Илья Муромец и Тугарин» (о жене Ильи Муромца)
  10. «Илья Муромец и Сокольник »
  11. «Илья Муромец, Ермак и Калин-царь»
  12. «Илья Муромец и Калин-царь »
  13. «Поединок Добрыни Никитича с Ильёй Муромцем»
  14. «Илья Муромец и Алёша Попович»

Былины перечислены в порядке биографического повествования об Илье - от его рождения и молодости до старости и смерти. Но создавались эти былины не в биографическом порядке. Рассмотрим подробнее, каким предстает перед читателями Илья Муромец.

Из былины «Исцеление Ильи Муромца» мы узнаем, что Илья был крестьянским сыном - калекой. Его чудесно исцеляют старцы и посылают служить в Киев, оборонять Русь от врага. Прежде чем покинуть родную деревню, он идет в поле к родителям и там совершает свой первый подвиг - подготовляет крестьянское поле под пашню. Он наделён поистине богатырской силой, ведь корчевка пней принадлежала к числу наиболее тяжелых форм старого земледельческого труда. Немудрено, что былина рассказывает об этом, начиная повествование об Илье. Для русских людей, как исконных земледельцев, мирный труд в поле был источником жизни.

Основная же былина о получении силы Ильей это былина «Святогор и Илья Муромец».

В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» можно выделить несколько основных эпизодов: освобождение Чернигова от осадившей его вражеской силы, после чего жители города просят Илью быть у них воеводой, но он отказывается, так как едет служить в Киев; встреча с разбойником, закрывшим дорогу из Чернигова в Киев на 30 лет; приезд в Киев, где князь Владимир не верит Илье, что он привез Соловья-разбойника, тогда богатырь показывает Соловья и велит ему засвистать: от свиста бояре падают замертво, а князь и княгиня «окарач ползут». Чтобы Соловей-разбойник не наносил больше вреда, Илья убивает его. Этим подвигом Илья выделяется среди богатырей. Он защитник родной земли, центр которой для него - Киев.

В былине «Илья Муромец и Идолище поганое» Илья предстает перед нами как могучий и отважный защитник родной земли. Идолище с большими силами нападает на Киев, но богатырей, как часто бывает в былинах об Илье, в Киеве в это время не было - они все были в отъёзде. Борьбу приходится вести Илье. В этой былине отразилось столкновение защитников христианства с иноверцами (Идолище Поганое).

В ряде ситуаций и эпизодов с этой былиной сходна былина «Илья Муромец и Калин-царь». В этой былине Илья Муромец наделён исключительной силой и удалью: он один выступает против многочисленного войска татарского. Попав в плен к Калину-царю, Илья не соблазняется ни казной золотой, ни одеждами дорогими. Он остаётся верен своему Отечеству, вере русской да князю Владимиру. Здесь же звучит призыв к объединению земель русских – одна из главных идей русского героического эпоса.

В былинах «Илья Муромец и Калин-царь», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром» развиваются два основных мотива: патриотическая борьба богатыря и нарастание его конфликта с князем.

Тема борьбы с неурядицами и с разбоем на Руси разработана в былине « Три поездки Ильи Муромца : в первой поездке Илья уничтожает стан разбойников; во второй - королевичну, обманом поймавшую и заключившую в темницу великое множество добрых молодцев; в третьей поездке Илья находит деньги и строит церковь. Илья выступает против несправедливости, лжи и коварства, хотя бы в них был повинен и сам князь Владимир.

Идейное содержание былины о бое Ильи с Сокольником (сыном) свидетельствует, что в русском эпосе этот сюжет был развит как повествование о борьбе с врагом, угрожающим уничтожить Русь. Именно такое понимание сюжета определило величие образа Ильи, поднимающегося над личным чувством к найденному сыну во имя общих интересов. Былина рассказывает, что Илья, узнав в чужеземном воине своего сына, предложил ему стать на службу Киеву. В ответ на предложение Ильи Сокольник пытается воровски убить Илью. И тогда Илья уничтожает сына, говоря: «Кем ты, дитятко, заведено, Тем, дитятко, будешь прикончено!» Враждебность Сокольника родной стране вызывает необходимость его уничтожения.

Таким образом, Илья Муромец - идеальный образ богатыря, самый любимый герой русских былин. Это богатырь могучей силы, что дает ему уверенность и выдержку. Ему свойственно чувство собственного достоинства, которым он не поступится даже перед князем. В народном представлении он защитник Русской земли, защитник вдов и сирот. Он ненавидит «бояр кособрюхих», говорит всем правду в лицо. Обиду он забывает, когда речь идет о беде, нависшей над родной землей, призывает других богатырей встать на защиту не князя Владимира, «а ради матушки-свято-Русь Земли». Народу-сказителю было очень важно, что Илья Муромец - богатырь, благородный добрый молодец - одним выстрелом из обычного лука, пусть и тугого, разрывающего, побеждает волшебную силу Соловья Разбойника. Поэтому в эпизоде сражения Ильи и Соловья Разбойника нет никакого преувеличения силы Ильи Муромца. Для сказителя было важно, что добро всегда побеждает зло - точно так же, как и в сказке.

Теперь слово богатырь для нас привычно, означает оно - очень сильный, храбрый, благородный человек, защитник. Но в самых старинных былинах герои назывались мужами. Слово богатырь появилось гораздо позже, чем первые былины.

2.2. Фильм-сказка А. Птушко «Илья Муромец»: история создания и восстановления.

Кинематографических экранизаций былинного эпоса было не так много, но они сыграли значимую роль в русской культуре, сохранив память о подвигах наших предков. Былины – настоящая энциклопедия жизни русского народа. Они вмещают отзвуки древних обрядов и мифов, точные детали военного дела и повседневного быта, отражают народное восприятие судьбоносных для Руси событий. Былины дают возможность изучать этикет, раскрывают систему ценностей человека Древней Руси.

В 1952 г. выходит фильм-сказка «Садко» – экранизация былинных

сказаний о новгородском торговом человеке Садко. Именно этот фильм,

снятый Александром Птушко, проложил былинам путь на экраны. Премьера фильма «Илья Муромец» состоялась 16 сентября 1956 года. Первый в СССР фильм для широкого экрана снимался с соответствующим размахом. По масштабности постановки «Илья Муромец» вполне сопоставим с голливудскими блокбастерами. В съемках массовых сцен «Ильи Муромца» наряду с профессиональными актерами участвовали 106 000 военнослужащих различных армейских частей, а также было задействовано 11 000 лошадей. Эти факты были официально зарегистрированы и вошли в 1993 году в «Новую книгу рекордов Гиннеса по кино». Костюмы богатырей - Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича - были изготовлены в соответствии с изображенными на живописном полотне В. Васнецова «Богатыри». В картине сыграли замечательные советские актеры Б. Андреев, А. Абрикосов, Н. Медведева, Н. Мышкова, С.Столяров, М. Пуговкин и другие. Съемки фильма проходили в Крыму. Декорации Древнего Киева с городскими постройками и крепостной стеной были возведены под Ялтой, на Чайной горке, а на берегах недавно построенного нового симферопольского водохранилища снимали днепровские эпизоды. Именно это сделало фильм одной из самых красочных и зрелищных постановок того времени не только в Советском Союзе – фильм пользовался успехом и в американском прокате. Шел фильм под названием «Sword and the dragon» («Меч и дракон»).

В 1958 году на Международном кинофестивале в Эдинбурге за фильм «Илья Муромец» Александр Птушко был отмечен почетным дипломом.

В 2001 году «Илья Муромец» был отреставрирован на «Мосфильме». Негатив фильма за прошедшие со времени его создания полвека пришел в очень плохое состояние, и некоторые кадры не подлежали восстановлению. Тем не менее, мастера-реставраторы постарались на славу, сделав картину еще более красочной и зрелищной. Из-за утраты некоторого количества пленки фонограмму фильма также пришлось подкорректировать, но и с этой задачей специалисты справились успешно, переписав звуковую дорожку ленты в современной системе.

Успех фильму обеспечили талантливая режиссура, великолепная игра актёров и, конечно же, очень бережное отношение к тексту былин.

2.3. Сопоставительный анализ

Посмотрев и проанализировав фильм, мы пришли к выводу, что при написании сценария использовались в той или иной мере сюжеты многих известных былин об Илье Муромце: «Исцеление Ильи Муромца», «Святогор и Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья и Сокольник», «Илья и Калин-царь», «Илья и Идолище поганое», «Бой Ильи с сыном»», «Ссора Ильи с Владимиром», «Илья и голи кабацкие», «Три поездки Ильи Муромца». Однако при экранизации режиссёр может отказаться от второстепенных сюжетных линий, деталей и эпизодических героев или, наоборот, ввести в сценарий эпизоды, которых не было в оригинальном произведении, но которые лучше передают, по мнению режиссёра, основную идею произведения средствами кинематографа. Так, в былине «Исцеление Ильи Муромца» калики учат Илью, как добыть богатырского коня, а в фильме пахарь Микула Селянинович дарит Илье жеребенка, из которого затем вырастает богатырский конь. В былине «Илья Муромец и Святогор» последний братается с Ильей: они меняются нательными крестами и становятся отныне крестовыми братьями. Перед смертью Святогор вдыхает в Илью богатырский дух и дарит меч-кладенец, чтоб никто из могучих богатырей не сравнился с ним по силе. В фильме только вначале появляется образ Святогора. Калики перехожие встречают великана богатыря, который жалуется на то, что земля его не держит, и передает им свой меч, а сам превращается вместе со своим конём в гору. Изменение сюжетной линии мы заметили в былине « Илья и Сокольник». Илья Муромец долго бьется с незнакомым богатырём и прежде чем заколоть его кинжалом, спрашивает, кто он такой, какого роду и племени. Так Илья узнает, что Сокольник - его родной сын. Однако Сокольника берет досада, что мать скрыла от него, чей он сын. Он приезжает домой и требует у нее ответа. Старушка во всем признается сыну, а тот, разгневавшись, убивает ее. После этого Сокольник сразу же едет на заставу, чтобы убить и Илью Муромца. Он входит в шатер, где спит его отец, берет копье и ударяет его в грудь, но копье попадает в золотой нательный крест. Илья просыпается, убивает сына, отрывает ему руки и ноги и разбрасывает по полю на добычу диким зверям и птицам. В фильме Муромец воссоединяется со своей женой Василисой, а Сокольник вступает в личную дружину князя Владимира.

В качестве врагов Руси в фильме вместо упоминаемых в былинах реальных татар показан наполовину вымышленный азиатский народ «тугары». Скорее всего, историческим прототипом этого народа стали племена кочевников «тагарской» культуры (тагарцы), населявшие территорию Минусинской котловины (Хакасия и юг Красноярского края). Не исключено также, что название народа было образовано от имени одного из былинных персонажей Тугарина Змеевича. Предводителя тугар зовут Калином - это имя также встречается в былинах.

Таким образом, авторы при создании фильма использовали наиболее известные для массового зрителя былины. Сплетя воедино жизненный путь богатыря и его воинские подвиги, создателям фильма удалось снять добрый и патриотичный фильм. Признание в любви к Родине, выражено увлекательно, красочно и понятно. В фильме органично сочетаются и птичьи трели, и барабанящие по пеньку зайчишки с кровавыми баталиями, когда богатыри с молодецким посвистом поднимают на копье полдюжины пронзенных насквозь тугар. От такого синтеза захватывает дух. Гусли за кадром звенят возвышенно и проникновенно. Это раскатистое эхо самой настоящей «старины глубокой», пример подлинного киноэпоса, одновременно сурового и великодушного.

Илья Муромец в фильме – это образец воина, настоящий защитник своей земли. Благородный и честный Илья не нравится хитроумным и влиятельным боярам. Вельможам удается оговорить героя перед князем Владимиром. Поверив злобным наветам своих приближенных советников, правитель бросает Илью Муромца в сырое подземелье. Но тут на русскую землю нападают враги. Приходится сиятельному князю и капризным боярам идти на поклон к узнику. Для Ильи безопасность Отечества оказывается важнее личных обид и счетов. Вместе со своими друзьями Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем герой встает на защиту Руси.

2.4.Анкетирование младших школьников на тему: «Что вы знаете об Илье Муромце?»

Мы провели анкетирование младших школьников, где хотели узнать осведомленность, мнение окружающих: что знают об Илье Муромце, из каких источников получены знания. В нашем опросе приняли участие _ детей начальных классов и 6 пятиклассников. Результаты опроса:

Таким образом, лишь незначительная часть школьников знакома с именем и подвигами былинного героя из художественной литературы, большая часть младших школьников знают об Илье Муромце только по мультипликационным фильмам, созданными киностудией «Мельница». К сожалению, никто из опрошенных не смотрел художественный фильм Александра Птушко «Илья Муромец».

III. Заключение, выводы

В ходе работы над темой исследования: «Образ Ильи Муромца на страницах русских былин и его воплощение в фильме-сказке А. Птушко «Илья Муромец», мы познакомились со многими былинами о герое-богатыре, прониклись интересом к былинному творчеству, посмотрели незаслуженно забытый фильм Александра Птушко, а главное, почувствовали свою причастность к истории русского народа. Исследуя материал былин и художественного фильма, мы пришли к следующим выводам:

  • Любая экранизация использует идеи, материал, сюжеты, образы, атмосферу произведения. То есть берет ресурсы исходного текста и распоряжается ими. И потому справедливо, что именно по степени реализации этих ресурсов мы будем оценивать результат.
  • Создателям фильма удалось средствами и возможностями кинематографа того времени (1965 год) передать образ былинного богатыря Ильи Муромца, созданного народным творчеством. Он богатырь-крестьянин, отличается большой духовной силой, наделен могучей физической силой. Илья отличается беззаветной, не знающей пределов любовью к родине (патриотизмом), чувством справедливости, собственного достоинства, мужеством, смелостью и удалью. Он честен до мелочей и прямолинеен. Он великодушен и добр, когда это не касается врагов. Это зрелый и опытный защитник русской земли.
  • При создании фильма авторы использовали сюжеты наиболее известных былин об Илье Муромце.
  • Младшие школьники, к сожалению, не знакомы с данным фильмом. О богатыре и его подвигах знают только из мультипликационных фильмах нового поколении.

В ходе работы над темой мы научились искать информацию в Интернете, пользоваться электронной энциклопедией, работать с информацией в книгах, обсуждать результаты работы с руководителем.

IV. Список литературы и интернет-источников:


Подписи к слайдам:

Межмуниципальная научно-практическая конференция «Камера! Мотор! Читаем!» Исследовательская работа на тему: «Образ Ильи Муромца на страницах русских былин и его воплощение в фильме-сказке А. Птушко «Илья Муромец» (1956г.) Выполнили обучающиеся 6 класса филиала МОУ ГСОШ д. Василёво Калязинского района, Тверской области Артемьев Игорь, Орлова Татьяна и Сезёмова Алёна Руководитель: Полякова О.Е, учитель русского языка и литературы 2017 год

I . Введение 1.1. Аргументация выбора темы Былины - энциклопедия народной жизни В. Васнецов «Богатыри» В. Васнецов «Богатырь» 2004 год - выходит целая серия мультипликационных фильмов о героях-богатырях. Один из главных персонажей - Илья Муромец. Но это ли былинный богатырь?

Киностудия «Мосфильм» 1956 год (афиша фильма) 60 лет назад, в 1956 году киностудия «Мосфильм» выпустила первый советский художественный фильм о легендарном киевском богатыре Илье Муромце. В сюжете картины слилось воедино множество былинных сказаний. Вопросы для исследования: Какие именно былины использовали авторы для создания фильма? Как раскрывается образ Ильи Муромца в былинах и насколько полно показан образ богатыря в фильме?

1.2. Цель работы Провести сопоставительный анализ раскрытия образа Ильи Муромца на страницах былин киевского цикла и в одноимённом фильме Александра Птушко. Задачи Прочитать былины об Илье Муромце и определить, сюжет каких былин вошел в фильм. Выявить доминирующие черты Ильи Муромца как былинного богатыря. Сопоставить образ былинного и кинематографического героя. Провести анкетирование младших школьников и изучить анкетные данные. Сделать выводы.

1.3. Предмет исследования - тексты былин и фильм-сказка «Илья Муромец» 1.4. Объект исследования - образ былинного героя 1.5. Методы чтение былин; просмотр фильма; поиск и сбор информации; систематизация материала; анализ; обобщение; сопоставление; выводы. 1.6. Практическая значимость Можно использовать на уроках внеклассного чтения по литературе, истории и МХК.

1.7. Актуальность исследования Чтобы лучше разбираться в современном искусстве, необходимо знакомиться с первоисточниками. Нельзя, чтобы образ былинных богатырей создавался только на примерах развлекательных мультиков. Наше исследование вводит в мир прекрасного, приобщает к лучшим образцам отечественной художественной культуры, формирует патриотическое отношение к историческому и культурному наследию своего народа.

II. Основная часть 2.1. Образ Ильи Муромца в былинах киевского цикла «Обретение силы Ильёй Муромцем» (Исцеление Ильи Муромца) «Илья Муромец и Святогор» «Илья Муромец и Соловей-разбойник» «Илья Муромец и Идолище» «Илья Муромец в ссоре с князем Володимиром» «Илья Муромец и голи кабацкие» «Илья Муромец на Соколе-корабле » «Три поездки Ильи Муромца» «Илья Муромец и Батый-царь» «Илья Муромец и Тугарин» (о жене Ильи Муромца) «Илья Муромец и Сокольник» «Илья Муромец, Ермак и Калин-царь» «Илья Муромец и Калин-царь » «Поединок Добрыни Никитича с Ильёй Муромцем» «Илья Муромец и Алёша Попович» (С. А. Азбелев)

«Исцеление Ильи Муромца» Прежде чем покинуть родную деревню, он идет в поле к родителям и там совершает свой первый подвиг - подготавливает крестьянское поле под пашню. Он наделён поистине богатырской силой, ведь корчевка пней принадлежала к числу наиболее тяжелых форм старого земледельческого труда. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» В былине можно выделить несколько основных эпизодов: освобождение Чернигова от вражеской силы, встреча с разбойником, приезд в Киев. Чтобы Соловей-разбойник не наносил больше вреда, Илья убивает его. Этим подвигом Илья выделяется среди богатырей. Он защитник родной земли, центр которой для него - Киев.

«Илья Муромец и Идолище поганое» Илья - могучий и отважный защитник родной земли. Идолище с большими силами нападает на Киев, но богатырей, как часто бывает в былинах об Илье, в Киеве в это время не было - они все были в отъезде. Борьбу приходится вести Илье. В этой былине отразилось столкновение защитников христианства с иноверцами. «Илья Муромец и Калин-царь» Илья Муромец наделён исключительной силой и удалью: он один выступает против многочисленного войска татарского. Попав в плен к Калину-царю, Илья не соблазняется ни казной золотой, ни одеждами дорогими. Он остаётся верен своему Отечеству, вере русской да князю Владимиру. Здесь же звучит призыв к объединению земель русских – одна из главных идей русского героического эпоса.

«Три поездки Ильи Муромца» Тема борьбы с неурядицами и разбоем на Руси. В первой поездке Илья уничтожает стан разбойников; во второй - королевичну, обманом поймавшую и заключившую в темницу великое множество добрых молодцев; в третьей поездке Илья находит деньги и строит церковь. Илья выступает против несправедливости, лжи и коварства, хотя бы в них был повинен и сам князь Владимир. «Илья Муромец и Сокольник» Бой Ильи Муромца с сыном В. Фокеев Идейное содержание былины свидетельствует о величии образа Ильи, который поднимается над личным чувством к найденному сыну во имя общих интересов. Враждебность сына родной стране вызывает необходимость его уничтожения.

Выводы по главе Илья Муромец - идеальный образ богатыря, самый любимый герой русских былин. Это богатырь могучей силы, что дает ему уверенность и выдержку. Ему свойственно чувство собственного достоинства. В народном представлении он защитник Русской земли, защитник вдов и сирот. Обиду он забывает, когда речь идет о беде, нависшей над родной землей, призывает других богатырей встать на защиту не князя Владимира, «а ради матушки-свято-Русь Земли».

Премьера фильма – 16 сентября 1956 г. Массовые сцены: 106000 военнослужащих, 11000 лошадей. Борис Андреев Андрей Абрикосов Наталья Медведева Нинель Мышкова 2.2. Фильм-сказка А. Птушко «Илья Муромец»: история создания и восстановления

Содержание былины Сцена в фильме 1. Калики учат Илью, как добыть богатырского коня («Исцеление Ильи Муромца») Пахарь Микула Селянинович дарит Илье жеребенка, из которого затем вырастает богатырский конь. 2. Богатыри меняются нательными крестами и становятся братьями. Перед смертью Святогор вдыхает в Илью богатырский дух и дарит меч-кладенец, чтоб никто из могучих богатырей не сравнился с ним по силе («Илья Муромец и Святогор ») Калики встречают великана богатыря Святогора, который жалуется на то, что земля его не держит, и передает им свой меч, а сам превращается вместе со своим конём в гору. 3. Сокольник (сын) едет на заставу, чтобы убить и Илью Муромца. Он входит в шатер, где спит его отец, берет копье и ударяет его в грудь, но копье попадает в золотой нательный крест. Илья просыпается, убивает сына, отрывает ему руки и ноги и разбрасывает по полю на добычу диким зверям и птицам. Муромец воссоединяется со своей женой Василисой, а Сокольник вступает в личную дружину князя Владимира 2.3. Сопоставительный анализ

Выводы по главе Илья Муромец в фильме – это образец воина, настоящий защитник своей земли. Благородный и честный Илья не нравится хитроумным боярам. Вельможам удается оговорить героя перед князем Владимиром. Для Ильи безопасность Отечества оказывается важнее личных обид и счетов. Вместе со своими друзьями герой встает на защиту Руси.

2.4.Анкетирование школьников на тему: « Что вы знаете об Илье Муромце? » Выводы: 43% школьников знакомы с именем и подвигами былинного героя из художественной литературы, а 57% младших школьников знают об Илье Муромце только по мультипликационным фильмам. Н икто из опрошенных не смотрел художественный фильм Александра Птушко «Илья Муромец».

III . Заключение, выводы Любая экранизация берет ресурсы исходного текста и распоряжается ими. Создателям фильма удалось средствами и возможностями кинематографа того времени передать образ былинного богатыря Ильи Муромца. При создании фильма авторы использовали сюжеты наиболее известных былин об Илье Муромце. Младшие школьники не знакомы с данным фильмом. О богатыре и его подвигах знают только из мультипликационных фильмов нового поколения. крестьянин наделен могучей физической силой отличается большой духовной силой любит Родину зрелый и опытный защитник Русской земли великодушен и добр честен до мелочей и прямолинеен справедливый смелый

1. http://www.vokrug.tv/product/show/ilya_muromets/ - Былины об Илье Муромце 2. https://www.youtube.com/watch?v=Ua1RxSGDjK0 Фильм-сказка « Илья Муромец » 1956г. 3. http://www.bibliotekar.ru/7-russkoe-narodnoe-tvorchestvo/index.htm - В.И. Чичеров « Русское народное творчество » 4. http://lektsia.com/1x20f3.html - Основные образы былин Киевского цикла 5. www.rusinst.ru . Всеволод Миллер « Очерки русской народной словесности » 6. http://music-education.ru/byliny-kievskogo-tsikla/ - Былины киевского цикла 7. В.С. Бритвин « Кинематографические интерпретации былин на советском экране » . 8. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести / Аникин В.П., Лихачев Д.С., Михельсон Т.Н. М.: Детская литература, 1979. 9. Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора -книга 10. Кравцов, Лагутин Русское устное народное творчество. –книга 11. http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2696/titr -фотографии актёров фильма 12. http://samlib.ru/img/d/domow_m_i/iliamuromec3/index.shtml -Илья и Святогор IV . Список литературы и интернет-источников

Спасибо за внимание!

  1. Большая часть былины А. К. Толстого пред-ставляет собой монолог Ильи Муромца. Почему в строфах, составивших монолог Ильи, представле-ны в основном восклицательные предложения? Чего этим достигает поэт? Вчитайтесь в монолог Ильи Муромца и найдите в нем противопоставле-ния (антитезы). Как они подчеркивают жизненную позицию героя?
  2. Монолог представляет собой разверну-тое высказывание от лица Ильи Муромца. Его речь заключена в кавычки, и перед ней находятся слова автора. Восклица-тельные предложения передают эмоцио-нальное состояние героя, испытывающего обиду оттого, что князь Владимир забыл одного из лучших своих богатырей, не пригласив на пир, забыл о его былых за-слугах. Речь Ильи построена на многочис-ленных образных антитезах: богатство и роскошь княжеского двора — жизненная неприхотливость Ильи; молодые богаты-ри — старый Илья; служба у князя — сво-бода, к которой стремится богатырь; душ-ная жизнь в Киеве — просторы природы.

    Илья привык к волюшке и простору и не сожалеет об оставленной службе у кня-зя — в этом заключена жизненная пози-ция героя.

  3. Перечитайте строфы, обрамляющие монолог богатыря. Как автор характеризует в них настро-ение и переживания героя?
  4. Сначала богатырь гневается, сердится, но, поразмыслив, приходит к выводу, что воля и свобода дороже, и, просветлев ли-цом, с наслаждением вдыхает запахи при-роды, воздух свободы, дикой воли и про-должает свой путь.

  5. Тургенев отметил, что «гуманная натура Толс-того сквозит и дышит во всем, что он написал». Об-ращаясь к давнему прошлому, поэт искал в нем идеал гармонической личности. Какие качества Ильи Муромца воспел поэт в своем стихотворении?
  6. Поэт воспевает в былинном герое муд-рость, внутреннюю сдержанность, соче-тающиеся с богатырской мощью и силой.

  7. Думы о «красоте нашей истории» Толстой соединял с мыслями о «красоте нашего языка», широко опираясь в своих былинах и балладах на народно-поэтический стиль. Какие элементы бы-линного стиля использовал поэт в стихотворении «Илья Муромец»?
  8. В стихотворении использован напев-ный былинный стих, размеренность ре-чи, обращения, характерные для были-ны, постоянные эпитеты (богатырский конь).

  9. В русской былине «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром» Илья, «разгневанный» и «раздраженный» тем, что стольный князь Влади-мир забыл позвать его как «лучшего богатыря» «на почестный пир», стал стрелять из лука по «ма-ковкам золоченыим», которые «отпали на сыру землю». Положив в основу своего стихотворения былинный конфликт русского богатыря с князем Владимиром, Толстой во многом смягчил его. Ка-ким предстает в этом конфликте Илья Муромец?
  10. Илья в стихотворении А. К. Толстого предстает более мудрым и сдержанным, он не дает волю гневу, не выплескивает разрушительную силу, а приходит к вы-воду, что, потеряв службу, он обретает го-раздо большее — свободу. Материал с сайта

  11. Сопоставляя народные былины об Илье Му-ромце и стихотворение Толстого, можно просле-дить судьбу героя в ее развитии. Попытайтесь со-здать такое жизнеописание.
  12. Илья Муромец до 33 лет пролежал на печи, и сила богатырская пробудилась в нем только в связи с необходимостью по-стоять за землю-матушку. Калики пере-хожие вручают Илье меч русского богаты-ря Святогора. С тех пор Илья Муромец за-щищал Русь, бескорыстно служил родине и народу. Он одержал победы над Соловьем-разбойником, Идолищем поганым, Калином-царем вместе с его несметным вой-ском и совершил еще много славных под-вигов.