Критика литературы. Литературный критик - кто он? Развитие литературной критики в России




1910 год

В 1910 году в Канске насчитывалось 13932 жителя. Имелись: 23 каменных жилых, 1430 деревянных и 4 смешанных строения, 25 улиц и переулков, 3 площади.

17 января 1910 года образовалось канское вольнопожарное общество . На общем собрании 4 мая 1911 года члены общества пришли к заключению обзавестись собственным зданием пожарного депо .

Владелец закрытого кинематографа Александр Абрамович Бишев 12 апреля 1910 года обращается с просьбой официально открыть кинематограф «Декаданс» в доме потомственного почётного гражданина Ефима Тимофеевича Коновалова, который уже был приспособлен для приёма и безопасного обслуживания зрителей.

23 июня 1910 года в городскую думу обратилась мещанка города Риги Агриппина Павловна Яковлева, проживающая в Красноярске, открыть в Канске кинематограф. Через несколько дней с такой же просьбой обратилась иркутская мещанка Капитолина Ивановна Серебрянникова. Оригинальность ситуации состояла не в том, что обе просительницы не проживали в городе, а в том, что оба кинематографа должны были находиться на разных этажах одного и того же здания. Принадлежало оно жителю Канска Тимофееву и располагалось на углу улицы Московской и Соборной площади . Вопрос решался несколько месяцев, разрешено дать пробный сеанс.

23 декабря 1910 года канские канские купцы Ксенофонт Чевилёв и Яков Шмулевич создали компанию «электрической станции и мельницы» и заключили с городской управой договор сроком на 10 лет на право эксплуатации электрической энергии.

1911 год

27 марта 1911 года комиссией (в составе уездного исправника и двух гласных городской думы ) принимается решение о закрытии «Биографа» А.Яковлевой и о разрешении работать кинематографу «Иллюзион» К. Серебрянниковой.

Владелица «Биографа» не сдаётся, ищет внимания у властей. Весной-летом 1911 года она подаёт новый план для утверждения. Речь в нём идет об электрической станции для обслуживания кинематографа. В её поддержку купец Е.Т. Коновалов подаёт прошение 6 июня 1911 года , в котором говорится о строительстве каменного дома для театра и жилого помещения для семьи Яковлевой. Эти строения Коновалов собирается возводить на территории своей усадьбы и на свои средства. В последствии кинотеатр назывался «Фурор» .

24 мая 1911 года канский купец Александр Александрович Филимонов представил в Енисейское губернское управление проект строительства «паровой вальцовой мельницы» на принадлежащем ему усадебном месте, находящемся на углу улицы Большой и 1-й Садовой улиц.

1 октября 1911 года был торжественно открыт кинематограф «Фурор» А.П. Яковлевой.

В 1911 году в селе Кан-Перевозинском (в настоящее время территория города), недалеко от реки Кан , была открыта церковно-приходская школа . Это было небольшое одноэтажное деревянное здание с четырьмя комнатами, из которых только две были учебными.

На 1 февраля 1912 года в Канске проживало 55 ссыльных , а к концу сентября их число увеличилось до 71.

27 февраля 1912 года был утверждён новый «План проектированного расположения уездного города Канска»

Рост городского населения усилил потребность в новых учебных заведениях. В 1912 году заботами городской думы было представлено несколько проектов училищ .

В июне 1912 года был рассмотрен проект каменного здания четырёхклассного училища на 160 человек технолога-строителя Ф. Муравлёва . Губернский архитектор В.А.Соколовский проверил проект и вернул без утверждения. Но через месяц канское управление вновь отправило в строительное отделение проект с пояснениями на замечания архитектора, и он был одобрен. Однако ему так и суждено было остаться лишь в чертежах.

В сентябре 1912 года в Канск приезжает Дмитрий Семёнович Каргополов , работать учителем-инспектором 4-х классного городского училища . Уже в октябре он хлопочет об организации городского музея. Однако Каргополов не получил поддержки властей и оставляет накопленные материалы «частным собранием», которое можно было осмотреть любому желающему.

В начале октября канские власти направили новый вариант проекта «на постройку каменного здания городского училища» в министерство народного просвещения «на предмет ходатайства о выдаче ссуды ». Этот вариант принадлежит городскому технику Гамсахурди. Училищ было «предложено на 320 учеников, по сорок учеников в каждом классе», а здание проектировалось с двумя этажами. Здание было построено на улице Большой (ныне Краснопартизанской) и стоит до настоящего времени. В последующие годы его занимали разные учреждения: школа № 2, отделение Иркутского медицинского института, Дом пионеров, Дом детского творчества. Здание находится в плачевном состоянии и медленно разрушается.

В 1912 году были составлены проекты ещё двух зданий для учебных заведений Канска. Первый из них предполагал постройку деревянного здания трёхкомплектной школы. Направлен проект на утверждение 3 ноября 1912 года .

Второй проект – здание приходского училища на 200 учащихся. Первый вариант был не принят . Второй вариант составлен инженером В.Н.Щегловым был принят к исполнению. На пересечении улиц Лебедевской (ул. Мира) и Озёрной (ул. Гоголя) было построено приходское училище . Здание сохранилось до настоящего времени. В нём располагалась школа № 1, а затем районное отделение внутренних дел.

Среди немногочисленных предприятий дореволюционного Канска заметное место занимали паровая мельница купца Александра Александровича Филимонова и каменный двухэтажный дом , которые были построены в 1912 году .

1913 год

Обычно, когда мы говорим о положении дел в дореволюционной России, то для сравнения берём 1913 год . Это последний мирный год перед Первой мировой войной , год самого высокого уровня развития экономики, всех отраслей народного хозяйства царской России. В фондах городского архива сохранился статистический обзор по Канску за 1913 год .

На землях мещанского общества засеяно хлеба - 1347 десятин , собрано – 12089 четвертей . Урожай яровой ржи – 3,75; пшеницы – 4; овса – 4; гречихи – 2. Картофелем занято 20 десятин и 1660 четвертей. (Расход исходил из 8-пудовых четвертей).

Народное образование. В 1913 году было 8 учебных заведений. К 1 января в них обучалось 704 мальчика и 603 девочки. Из них:

  • в реальное училище с приготовительным отделением обучались 202 учащихся,
  • в женской гимназии с приготовительным отделением – 312,
  • в 4-х классном училище – 143,
  • в 1-м приходском женском – 132,
  • во 2-м приходском мужском – 127,
  • в 3-м приходском мужском – 122,
  • в новом 2-комплектном училище мальчиков – 31, девочек – 98,
  • в церковно-приходской школе мальчиков – 79, девочек – 92.

С 16 июля по 3 августа 1917 года в Петрограде проходил VI съезд большевистской партии, который утвердил курс на вооружённое восстание . Средне-Сибирская конференция большевиков состоялась в Красноярске с 7 по 12 августа. Конференция поставила задачу накапливать силы для революционного выступления.

В Канске была решительно осуждена авантюра генерала Корнилова. Июльский расстрел петербургских рабочих и солдат, означавший наступление Временного правительства на революцию , не поколебал позиций канских большевиков. Рабочие и солдаты 27 августа ответили на корниловский мятеж двумя митингами в поддержку петроградского пролетариата и курса на вооружённое восстание. На митингах выступили , Зверин, , , Синицын и другие. Участники митинга заявили, что к старому возврата нет, что контрреволюция не пройдёт, и выразили доверие Советам.

1917 год, октябрь

Большая организаторская и политическая работа, проводимая канскими большевиками, приносила свои результаты – в городе росли антивоенные настроения, за передачу всей власти Советам.

Осенью 1917 года войска Канского гарнизона поддерживали большевиков, которые оказывали значительное влияние и на другие слои населения Канска. Это подтвердили и результаты выборов в Учредительное собрание . В городе (без гарнизона, где за большевиков проголосовали 67,7 % военнослужащих) голоса распределились так:

  • большевики получили 1991 голос,
  • эсеры – 913 голосов,
  • кадеты – 767,
  • меньшевики -интернационалисты – 96,
  • областники – 95,
  • народные социалисты – 35 голосов.

Приближался 2-й Всероссийский съезд Советов, делегатами на который были избраны представители разных Советов. Все они были зарегистрированы и значатся в материалах съезда:

  • № 61 - солдат-большевик Степан Григорьевич Синицын (мандат № 491),
  • № 36 - крестьянин Семён Тимофеевич Моисеенко (мандат № 36),
  • № 9 - эсер Арон Александрович Зверин (мандат № 369).

Вечером 27 октября 1917 года в в Смольном дворце открылся II Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов. Из 673 депутатов, присутствовавших на съезде, 505 высказались за переход власти к Советам. Все канские делегаты проголосовали за власть Советов, как было сказано в наказе Канского совета.

Синицын и Моисеенко выступали на митингах и собраниях и непосредственно участвовали в свержении власти Временного правительства . Военно-революционный комитет назначил Синицына комиссаром Дворцового моста, обязал его развести мост для прохода крейсера «Аврора», а затем – комиссаром Донского казачьего полка. Моисеенко организовывал крестьянских депутатов, поднимал рабочих Обуховского и других заводов на борьбу за власть Советов.

В нашем городе и уезде власть и до Октябрьской революции находилась в руках объединённого Совета. 27 октября 1917 го да в Канск поступило сообщение о вооружённом восстании в . В этот же день состоялось заседание объединённого Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов , на котором была принята резолюция, требовавшая передачи власти Советам. Резолюция была принята 110 голосами против 16.

Сложная обстановка, возможность выступления контрреволюционных сил побудили Совет создать Военно-революционный комитет. В его состав вошли:

  • представитель Совета рабочих депутатов Васильев,
  • представитель Совета крестьянских депутатов Андреев,
  • представители Советасолдатских депутатов штабс-капитан Яковлев и прапорщик Эйдеман,
  • председатель городской думы Демидов,
  • начальник гарнизона капитан Стремберг,
  • начальник уездной милиции Гетоев,
  • представитель военной организации Бирюков.

Вечером 13 декабря Канский отряд вступил в Иркутск . Канские добровольцы переправились по понтонному мосту через Ангару и получили задачу пробиться по набережной на соединение с осаждённым гарнизоном . Вскоре прибыли другие отряды, и мятеж был подавлен.

Уездное собрание (съезд) крестьянских, рабочих и солдатских депутатов проходило с 10 по 18 декабря 1917 года . Оно одобрило деятельность Совета со дня его организации.

Уездное собрание избрало новый состав объединённого Совета из 30 человек:

Укрепляла свои позиции Канская большевистская организация. Были созданы военная и латышская секции РСДРП (б), а затем венгерская секция из бывших военнопленных. В это время в Канске находилось 6 тысяч военнопленных.

1918 год

В 1918 году на базе частного предприятия, выпускавшего 6 тысяч кож в год, был образован Канский кожевенный завод, главного управления Росглавкож. До 1924 года роста мощностей не было, мочили и промывали кожи в реке.

Дальнейшему укреплению власти трудящихся в Сибири способствовал II общесибирский съезд Советов, который проходил в с 16 по 26 февраля 1918 года. На съезде выступил представитель Канска. Был избран новый состав Центрального исполнительного комитета Советов Сибири (Центросибири) в составе 33 членов комитета и 12 кандидатов и образован Совет Народных Комиссаров Сибири. Наркомами стали два канских большевика : Т.М. Стремберг – наркомом по военным делам, а Н.И. Коростелев – народным комиссаром продовольствия.

Стремберг в Канск больше не вернулся, а Коростелев работал до конца марта и был отозван Канским объединённым Советом, работал, как и ранее, его председателем, оставаясь наркомом продовольствия Сибири.

Канский Совет продолжал работу по созданию и укреплению органов новой власти в волостях уезда , открывал там школы, фельдшерские пункты. Для покрытия расходов на нужды народного образования, здравоохранения и т.п. Совет наложил единовременный налог на буржуазию города и уезда в сумме 500 тысяч рублей.

Шла демобилизация солдат из запасных полков, размещавшихся в Канске. Для защиты завоеваний революции из солдат на добровольных началах был сформирован пехотный полк под командованием . Однако весной 1918 года , когда в Забайкалье начался мятеж атамана , полк направили туда.

Канский Совет пытался создать новый пехотный батальон под командованием Синицына, но удалось набрать всего 80 человек. Созданный ранее отряд Красной гвардии тоже был малочисленным. Внушительной военной силы, на которую в случае опасности мог опереться Совет, в Канске не осталось. А в это время на город надвигались грозные события.

1918 год. Май
Начало Гражданской войны в Сибири (1918-1920)

По Сибирской железнодорожной магистрали из центра России двигался на восток чехословацкий корпус , созданный из военнопленных австро-венгерской армии. Он предназначался для войны против Германии, но Россия заключила с ней мирный договор. Тогда договорились отправить корпус через Владивосток во Францию. Империалисты Антанты решили использовать корпус для борьбы против Советской власти.

Для подкупа офицеров и подготовки мятежа правительства Англии и Франции выделили 15 миллионов рублей, правительство США – 12 миллионов долларов.

Офицеры корпуса вели агитацию среди солдат, обманывая их утверждениями, что Советское правительство задерживает отправку корпуса из России. Так подготовилось выступление чехословаков против Советской власти.

Ещё в середине мая 1918 года на станцию Канск прибыл воинский эшелон второй чешской дивизии (командир батальона штабс-капитан Дворжак, примерно 500 человек, три роты ударного батальона) и остался на станции. Канский Совет потребовал объяснений. Начальник штаба дивизии подполковник Б.Ф. Ушаковзаверил, что остановка эта временная. Но эшелон продолжал стоять на станции, чехи приступили к военным занятиям, занимались строевой подготовкой на привокзальной площади. А офицеры связались с контрреволюционным Союзом увечных воинов и местнойбуржуазией .

Председатель Канского объединённого Совета провёл 20 мая 1918 года заседание Совета, где рассматривалась работа исполкома, принята была смета по народному образованию, решены другие вопросы, и выехал в Иркутск на майский пленум Центросибири. В дни работы пленума белочехи делали две попытки захватить Иркутск, и было принято постановление о прекращении работы, делегатам было предложено срочно выехать на места. На станции Нижнеудинск были арестованы участники пленума Центросибири, в том числе Н.И. Коростелев.

Руководители Советов Сибири понимали, какую опасность представлял чехословацкий корпус для молодой народной власти. 22 марта этот вопрос рассматривался на заседании Центросибири. Докладывал нарком по военным делам Стремберг.

Но ни разоружить, ни повернуть на север корпус не удалось. А в конце мая 1918 года одновременно с выступлениями местных белогвардейцев начался чехословацкий мятеж.

25 мая белочехи заняли Мариинск, 26 мая при поддержке эсеров и белогвардейцев захватили Новониколаевск, 29 мая – Канск , Пензу, Сызрань и др.

К перовцам присоединились восставшие крестьяне Рыбинской, Агинской, Ирбейской и других волостей Канского уезда. Из них и был сформирован позже Канский полк партизанской армии А.Д. Кравченко и .

1919 год

В городе вся полнота власти принадлежала колчаковскому командованию . Правда, существовала в Канске и городская дума и управа , но теперь все свои решения и действия они согласовывали не только с губернатором, , но и с начальником гарнизона .

В марте 1919 года на Привокзальной площади был повешен городской голова Иван Дмитриевич Степанов.

Борьба с колчаковцами не прекращалась. Для координации действий всех партизанских отрядов в апреле 1919 года на партизанском съезде было решено объединить все фронты в Северо-Канский партизанский фронт под руководством Тасеевского районного военно - революционного штаба.

Весной 1919 года партизанская разведка донесла о концентрации колчаковских войск в Красноярском, Ачинском и Канском гарнизонах. Готовилось наступление на партизан.

25 мая 1919 года в городе была отпразднована годовщина белочешского мятежа: торжественное богослужение в соборе, парад войск на Соборной площади , дома украшены российскими и чешскими флагами.

К середине 1919 года осталось мало гласных городской думы , избранных 6 августа 1917 года. Часть уехала из города, многие были казнены колчаковцами. В числе казнённых - председатель думы .

1 июня 1919 года прошли выборы гласных городской думы на основании постановления колчаковского Совета министров от 27 декабря 1918 года. Этим постановление вводился ценз оседлости, лишены права голоса военнослужащие и служащие милиции. В списки внесено 3982 избирателя (против 7 тысяч в 1917 году). Списки кандидатов выдвинули 4 избирательных объединения:

  • республиканско-прогрессивная группа – А.А. Филимонов, П.К. Чевилёв и др.,
  • группа канских мещан – М.А. Черных, И.И. Мутовин и др.,
  • Канский союз квартиронанимателей – П.Г. Филинов, Д.Т. Самойлов и др.,
  • трудовая группа – А.П. Кочкин и др.

В голосовании приняли участие 905 избирателей. Избрали 25 гласных , в т.ч. 23 из первого списка, по одному из 2-го и 3-го. Председателем думы был избран А.А. Филимонов, городским головой – Фёдор Никандрович Талызин, преподаватель реального училища .

По сообщению городской управы от 9 июля 1919 года , в Канске было 12 тысяч жителей, 1190 беженцев, а всего 13190 человек. На 17 июля 1919 года в городе имелись следующие фабрично-заводские предприятия:

  • мельница паровая, работающая крупчатку и сеянку, Александра Александровича Филимонова (Большая улица, напротив городского сада);
  • мельницы простого размола паровые компании «Чевилёв и Алексеев» (1-я Кузнечная), Стрелкова Евдокима Ивановича (3-я Кузнечная);
  • торговые бани г. Любинецкого Николая Семёновича (Береговая и Озёрная, угол Комаровской);
  • металлический завод Союза увечных воинов (Алексеевская, угол Старо-Озёрной);
  • лесопилка Н.С. Береснева (на берегу Кана), его же мыловаренный завод (Большая улица);
  • мыловаренный завод Теряевой Анны Романовны (Береговая, на протоке Кана);
  • пивоваренный завод Яннау Рехарда Мартыновича (на острове за протокой);
  • кожевенные заводы Средне-Сибирского общества (Береговая, на протоке реки Кан), Гершевича Давида Фёдоровича (тоже на протоке), Шепшелевича, Капустина П.Г., двух Гордонов (всё на протоке).

Победа партизан у таёжной речки Кайтым 28 июня подняла их боевой дух, но белогвардейцев было слишком много и партизаны ушли в глухую тайгу. Кочаковцы не решились преследовать партизан, и вернулись к Тасеево, а вслед за ними двинулись партизаны. До середины сентября 1919 года белогвардейцы занимали левый берег реки Усолки, а партизаны правый.

Это время повстанцы использовали для решения ряда организационных вопросов. Был проведён армейский съезд (8-10 августа), на котором вместо Тасеевского районного штаба избрали Армейский Совет Северо-Канского фронта : председатель , заместитель председателя , командующий партизанской армией .

С середины сентября начинается освобождение партизанами северной части Канского уезда. В ноябре партизанская армия (свыше 10 тысяч человек, 15 орудий, 170 пулемётов, 10 миномётов) перешла в наступление против колчаковцев, отступавших под ударами Красной Армии . Партизаны подошли к Канску.

Осенью 1919 года в город прибывает подпоручик В.Я. Зубцов (будущий писатель ). Город ему понравился: крепко срубленные двухэтажные и крестовые дома, на окнах и карнизах – деревянные кружева; в палисадниках полыхает рябина.

22 декабря под усиленной охраной в Канск прибыл литерный поезд генерала Колчака . «Верховный» пробыл на станции всего пять минут и поспешил в . Но в городе оставались его полки и другие подразделения, а также Иркутский казачий полк и несколько эшелонов белочехов, которые грозились взорвать железнодорожный мост.

В городе началась паника. К партизанам в село Тарай прибыла делегация из Канска в составе 9 человек: от земства – меньшевик Матасов, от кооперации – Корольчук, от гарнизона – Семенчук, от рабочих металлистов – большевик Масляков и др. Было заключено соглашение, что до прихода Красной Армии властью в городе признаётся армейский Совет.

31 декабря 1919 года армейский Совет Северо-Канского партизанского фронта переезжает в город, не вводя туда свои отряды. К этому времени колчаковские части были распропагандированы партизанскими агитаторами . Двое суток шли переговоры с белочехами, на которых они согласились не вести военных действий и в целости передать мост, когда город покинет их последний эшелон.

В декабре 1919 года вновь окажется в Канск В.Я. Зазубрин. Он приходит в город вместе с партизанами, позади работа в селе Тасеево, в самой гуще событий партизанской войны. Первое время он жил, где придётся. Получив ордер на подселение, пришёл в дом Теряевых на улице Большой.

В 1919 году колчаковские власти издавали в Канске газету «Канский вестник», в которой всячески ругали коммунистов и советскую власть, оправдывая действия Колчака и его подручных.

Литературная критика.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Литературная критика.
Рубрика (тематическая категория) Литература

1) Предметомистории литературы является преимущественно прошлое литературы как процесс или как один из моментов этого процесса.

Литература каждого народа, созданная на его языке, имеет свои национальные особенности, свои закономерности исторического развития. Вследствие этого научное изучение литературы каждого народа представляет собой особую часть литературоведения, особую дисциплину и нуждается в своих ученых-специалистах.

Произведения литературы всœегда отражают своеобразие той исторической эпохи, в которую они были созданы, и в данном отношении явно отличаются от фольклорных текстов.

Произведения фольклора веками живут в памяти народа и передаются в устной форме. Естественно, что при этом постепенно, иногда очень значительно, изменяются их содержание и форма. Часто в фольклорных текстах трудно разглядеть черты того времени, в ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ они первоначально возникли. По иным ʼʼзаконамʼʼ живет художественная литература, особенно печатная. Произведения, созданные в определœенный период, затем остаются неизменными в течение веков, даже тысячелœетий и сохраняют своеобразие породившего их времени. В особенностях своего содержания и формы они отражают не только характерные черты целой исторической эпохи, но и отдельного ее периода, иногда даже определœенного момента социально-политического и культурного развития того или иного народа.

Без понимания этого, без знания множества фактов, событий, отношений, характерных для того времени, когда возникли те или иные произведения, без умения вникнуть в самый ʼʼдухʼʼ конкретной эпохи невозможно научно изучать художественную литературу.

По этой причине литературовед всœегда должен обращаться к другим историческим наукам, чтобы они вооружили его определœенными сведениями. Ему необходима способность осознавать неповторимое своеобразие каждого периода национально-исторической жизни и его отражение в особенностях художественного содержания и формы литературных произведенийисторизм литературоведческого мышления.

Своеобразие какой-либо эпохи отражается, в первую очередь, в содержании созданных в эту эпоху литературных произведений, прежде всœего в том, какие именно явления жизни воспроизведены, какое воплощение они нашли в образах.

Изучая произведения, литературовед должен не просто сознавать отразившиеся в них эпохальные особенности жизни. Это сумеет сделать и любой внимательный читатель. Литературовед должен понимать такие особенности, то есть отдавать себе ясный, исторически обоснованный отчет в том, в какой мере всœе, воспроизведенное в произведении, характерно для такой-то страны и такой-то эпохи ее жизни и отличие от других стран и эпох, без этих конкретных исторических знаний невозможно правильно понять, какая жизнь отразилась в образах художественных произведений, чтó в них стало предметом осознания и оценки со стороны тех или иных писателœей.

Не только действительность, отразившаяся в произведениях искусства слова, заключает в себе черты, характерные для определœенной страны и эпохи, но и то, как эту действительность осознает и оценивает писатель.

Писатель всœегда принадлежит к определœенному слою общества своего времени, вращается в определœенных социальных и культурных кругах, для него характерен определœенный уровень развития, он часто бывает сторонником какого-либо политического или идейного движения, участником происходящих в его стране общественных событий. У него всœегда есть отчетливые взгляды на жизнь, те или иные общественные идеалы, которые он и выражает в своих произведениях.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, рассматривая процесс развития литератур определœенных стран и творчество отдельных писателœей, ученые-литературоведы постоянно опираются на знание истории. В то же время факты, из которых складывается литературная жизнь эпохи и всœе то, что характеризует творческую деятельность писателœей, литературоведы изучают и самостоятельно.

Многие национальные литературы развиваются на протяжение нескольких столетий, целого ряда исторических эпох. В каждую из них они обнаруживают существенные особенности и различия в своем содержании и форме. По этой причине история литературы как особая научная дисциплина подразделяется обычно на отдельные части, которым литературоведы и посвящают свои исследования. К примеру, история русской литературы подразделяется на историю древнерусской литературы, литературы XYIII века, XIX века, начала XX века и т.п. Подобные подразделœения существуют и в истории других национальных литератур.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, литературоведение представляет собой историческую науку, связанная со всœеми науками об истории человечества, и с их помощью стремящуюся установить закономерности своего предмета – истории литературы народов мира.

2) Литературоведам недостаточно овладеть только представлениями о том, что литература тесно связана с общественной жизнью. Подобно театроведам, музыковедам и т.п. литературоведы должны создать конкретную теорию существенных особенностей художественного творчества, или, иначе говоря, теорию художественной литературы как вида искусства.

Из этого следует, что в общем составе литературоведения наряду с такой частью как история литературы разных стран должна существовать и другая, не менее важная его часть – теория литературы, находящаяся с ней в тесной связи и взаимодействии.

2) Теория литературы является одним из базовых разделов науки о литературе, предметом изучения которого являются: природа и общественные функции художественного творчества, структура художественных произведений и общие законы развития литературы.

Теория литературы как отдельная литературоведческая дисциплина прошла очень долгий путь исторического развития. Первым сочинœением по теории литературы считается ʼʼПоэтикаʼʼ Аристотеля (IV век до н.э.). С этих пор вплоть до настоящего времени, в особенности на протяжении трех последних столетий, интерес к теоретическим вопросам литературоведения всœе более усиливается.

Разработка вопросов теории литературы имеет огромное, по сути дела решающее, значение для исторического изучения литератур различных эпох и народов – для истории литературы как основной части литературоведения. Историческое изучение литератур народов мира не может осуществляться без применения множества общих понятий об отдельных свойствах и особенностях литературных произведений, об отдельных сторонах процесса литературного развития. Все эти понятия должны быть ясны и определœенны по своему содержанию и по своему соотношению. Без этого сама историко-литературная мысль окажется неясной, запутанной. Разработку и систематизацию общих понятий литературоведения и выполняет теория литературы. Она дает истории литературы инструмент для ее конкретных исследований. В случае если бы история литературы не имела теоретически обработанных общих понятий, она была бы вынуждена заниматься лишь описанием отдельных фактов.

Взаимодействие истории и теории всœех видов искусств очень точно определил Чернышевский Н.Г.: ʼʼИстория искусства служит основанием теории искусства, потом теория искусства помогает более совершенной, более полной обработке истории его; лучшая обработка истории послужит дальнейшему совершенствованию теории, и так далее, до бесконечности... Без истории предмета нет теории предмета; но и без теории предмета нет даже мысли о его истории, потому что нет понятия о предмете, его значении и границахʼʼ.

Действительно, невозможно создавать историю литературы как науку, не имея ʼʼпонятия о предмете, о его значении и границахʼʼ. Нельзя говорить об истории литературы, не зная, что такое вообще художественная литература.

Без усвоения целой системы понятий, создаваемых теорией литературы, историк литературы будет работать вслепую, без ясного понимания особенностей изучаемого предмета͵ не имея осознанных научных задач. Он окажется плохим представителœем своей науки, не умеющим проникнуть в глубину изучаемых явлений, скользящим лишь по их поверхности.

Система научных понятий, которые разрабатывает для исторического изучения литературы ее теория, очень сложна и разностороння. Она складывается из нескольких разделов.

Прежде всœего, теория литературы должна выработать представление о предмете литературоведения. Для того, чтобы иметь верное и полное понимание того, что такое художественная литература как вид искусства, нужно дать ответ на целый ряд вопросов: В чем заключаются специфические особенности содержания искусства в отличие от содержания других видов общественного сознания? В чем идеологическая сущность искусства и его познавательные возможности? Как зависит литература в исторически неповторимых особенностях своего содержания и формы от условий и обстоятельств национально-исторической жизни общества? Каковы специфические особенности литературы как вида искусства? Ответы на эти вопросы требуют разработки целого ряда понятий. Такой разработке посвящен первый раздел теории литературы – учение о специфике художественной литературы.

Не менее важен и другой круг проблем. На протяжении исторического развития каждой национальной литературы происходят существенные и закономерные изменения ее содержания и ее формы. Для того, чтобы разобраться в этих изменениях, нужна целая система теоретических понятий (роды и жанры литературы, литературные направления и т.п.). Разработка этих и подобных понятий составляет другой раздел теории литературы – учение об особенностях исторического развития литературы.

Для того, чтобы рассматривать отдельные произведения с точки зрения национальных и эпохальных особенностей литературного развития, чтобы узнать и оценить идейно-художественные достоинства произведений, необходима сложная система понятий, с помощью которых бывают охарактеризованы различные стороны и элементы содержания и формы отдельных произведений.

Какие стороны нужно различать в содержании и форме художественных произведений? Что такое, к примеру, сюжет произведения и конфликты, в нем развивающиеся? Каково бывает построение произведения в целом, его композиция? Как связаны между собой различные стороны содержания и формы? На эти и подобные вопросы дает ответ еще один раздел теории литературы – учение о сторонах и элементах организации отдельного художественного произведения (его иногда называют ʼʼпоэтикаʼʼ).

Изучая историю тех или иных национальных литератур, литературовед вынужден на каждом шагу своего исследования пользоваться понятиями всœех этих трех разделов теории литературы. И чем более теоретически вооруженной будет история литературы, тем более совершенной она окажется как наука.

Теория литературы по-своему интересна и необходима не только для исследователœей, но и для самих писателœей. Как мастера художественного слова они стремятся хорошо понимать назначение и особенности того дела, которым занимаются. По этой причине многие писатели (М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Н.Г. Чернышевский и п.т.) посвящали специальные работы вопросам теории.

3) Литературную критику интересует относительно единовременное, ʼʼсегодняшнееʼʼ состояние литературы; для нее характерна также интерпретация литературы прошлого с точки зрения современных общественных и художественных задач.

Принадлежность литературной критики, которая занимается разбором и оценкой художественных произведений, к литературоведению как науке не является общепризнанной.

Литературная критика возникла достаточно давно. Еще в Древней Греции выступления публицистов, высказывания поэтов нередко содержали в себе принципиальную оценку тех или иных произведений художественной литературы. Заметное развитие получила литературная критика в эпоху Возрождения, а еще более – в конце XVIII и начале XIX века, в эпоху романтизма. В России расцвет литературной критики относится к серединœе XIX столетия, когда выступили такие выдающиеся ее представители как Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев. С этого времени критика становится постоянным спутником литературы.

Существование критики обусловлено специфическими особенностями самой художественной литературы, прежде всœего, образно-идеологическим значением ее содержания. Естественно, что она возбуждает у читателœей ответные идейные отклики, нередко очень активные. При этом одни читатели могут испытывать очень деятельное сочувствие к тому или иному произведению за то понимание и оценку жизни, которые в нем выражены, считать его правдивым и убедительным по содержанию. Другие, напротив - могут не соглашаться с идейной направленностью произведения, считать ее неверной, не отвечающей действительности.

С критическими статьями выступают люди, способные раскрыть и передать другим идейную направленность произведений современной им художественной литературы, выражающие свое отношение к текстам. Литературный критик обычно представляет в своих статьях не только себя лично, но и целый литературный, общественный лагерь. По этой причине одно и то же произведение, достаточно глубокое и значительное по своему содержанию, может вызывать различные, иногда даже противоположные отклики и оценки в статьях разных критиков, представляющих мнение разных общественных кругов. По поводу некоторых, особо значительных произведений нередко разворачивается активная литературно-критическая борьба. Примером могут служить напряженные идейные столкновения, происходившие в русской критике в 60-е годы XIX века вокруг романа Тургенева И.С. ʼʼОтцы и детиʼʼ.

Литературная критика вместе с тем выполняет и другую задачу, также вытекающую из самой природы художественной литературы. Идея художественного произведения, то есть осмысление и оценка жизни, которые являются активной стороной его содержания, выражаются не в отвлеченных рассуждениях писателя, а в образах – в изображении отдельных личностей (персонажей), их действий, отношений, переживаний, окружающей их обстановки. Изображение это складывается из множества деталей, композиционных приемов, различных средств художественной выразительности. Для обычного читателя, даже чрезвычайно образованного, оказывается достаточно сложно через всœе это сложное переплетение элементов художественной формы осмыслить содержание произведения, понять его идейную направленность.

Критика приходит читателям на помощь. Разъясняя свое понимание произведения, давая ему оценку, критик при этом не может уклониться от его разбора.

Наряду с этим литературные критики оказывают определœенную помощь самим писателям, давая им представление о том, как были поняты читающей публикой их произведения, насколько полно восприняты авторские мысли.

Каково же взаимоотношение литературной критики и двух других литературоведческих дисциплин? Задача критикой состоит по сути в том, чтобы предлагать читателям такое истолкование и оценку произведений современной художественной литературы, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ служит интересам и идеалам определœенного общественного движения. Главная же из базовых задач литературоведения – выяснять и истолковывать объективные особенности и закономерности исторического развития художественной словесности народов мира. На первый взгляд, это совершенно различные, не связанные между собой задачи.

При этом было бы большой ошибкой утверждать, что литературоведение стоит вне интересов общественной жизни и общественной развития. Признать это – значит превратить литературоведение в ʼʼчистую наукуʼʼ. Между тем, литературоведы - ϶ᴛᴏ живые люди, они всœегда обладают определœенными общественными взглядами, их идеологические позиции определяют направление их научной работы – выбор того или иного материала для исследования, самые принципы и приемы этого исследования и т.п.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, теория литературы, история литературы и литературная критика оказываются тесно связанными между собой. Выполняя свои собственные задачи, критик не может не исходить из общего понимания объективных закономерностей и перспектив развития литературы. И он, естественно, вынужден опираться на те наблюдения, научные обобщения и выводы, к которым приходят литературоведы. В то же время как бы далеко от современности не уходили ученые в своих исследованиях, они должны изучать литературу прошлого в такой перспективе, которая объясняла бы ее настоящее.

Для литературоведения как системы дисциплин характерна не только тесная взаимосвязь всœех отраслей (литературная критика опирается на данные теории и истории литературы, история не может существовать без теории и т.п.), но и постоянное передвижение материала из одного ряда в другой: то, что на определœенном этапе составляло предмет литературной критики со временем становится частью истории литературы.

Литературная критика. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Литературная критика." 2017, 2018.