Роль библиотек в современном обществе. Роль сельской библиотеки




Университет начинается с библиотеки

Е А МАТВЕЕВА РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ, ЕЕ ВКЛАД В СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФОНДЫ БИБЛИОТЕК СТРАНЫ НЕ ТОЛЬКО СОСТАВЛЯЮТ ИНФОРМАЦИОННУЮ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ ЭТНОСА. ИХ ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, СОХРАННОСТЬ И ПОПОЛНЕНИЕ ХАРАКТЕРИЗУЮТ КУЛЬТУРНУЮ ПОЛИТИКУ СТРАНЫ И ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВА.

Омский государственный технический университет

УДК 021.13.3:008

Современный мир развивается с быстротой, ранее не ведомой человечеству, а вместе с ним не менее стремительно меняется человеческое общество, а следовательно, в какой-то мере и сам человек. Сегодня во все сферы деятельности прочно вошел термин "глобализация". И практически в то же время на первый план вышло другое, казалось бы, противоположное ему понятие - "национальная безопасность". Эти два термина своей противоречивостью ясно показывают, что человечество осознает невозможность своего дальнейшего развития без объединения знаний, ресурсов, накопленного опыта, но вместе с тем каждая нация боится потерять свою индивидуальность и присущие только ей национальные особенности, свою самобытность. Эта противоречивость отражается, конечно же, в государственной политике, а также влияет на развитие различных социальных институтов общества. Стремление к новому и вместе с тем бережное хранение накопленного за века культурного богатства присущи и такому институту общества, как библиотека.

Она органически входит во все области и все этапы человеческой жизни - детство, школу, профессиональное обучение, производство, науку, досуг. Она вездесуща, постоянна, общедоступна. Она бережно собирает, хранит и предоставляет произведения письменности, аудиовизуальные и электронные материалы миллионам читателей. Это своего рода информационная модель национальной культуры каждого народа.

"В ходе развития библиотеки как института, обслуживающего потребности общества, создаются и запечатлеваются достижения, знания и технические возможности определенного времени, особенности регионов, культурные традиции сообщества.... Библиотеки - памятники культуры, которые несут в себе, как и объекты культурного наследия, информационный потенциал для последующих поколений, ресурсный потенциал для общественного использования в настоящем и средообразующий потенциал, определяющий параметры сложившейся в регионе соответствующей социокультурной среды" . Именно поэтому столь близка этому институту "национализирующая миссия", ее особая роль в сохранении и поддержании национальных ценностей".

Защита и сохранение культурных особенностей народов и наций в последнее время вышли на первый план и стали ключевым моментом человеческого прогресса и самовыражения. За последнее десятилетие в нашей стране очень часто звучали слова о национальной культуре, о правах наций на самоопределение. И вместе с тем очень мало было сделано для того, чтобы слова превратились в конкретные дела. Хотя проблема национальной культуры, ее сохранения действительно важна.

"Национальная культура - это культура народа, живущего в условиях цивилизации, осознающего себя частью этой цивилизации наряду с другими народами. Она не просто воспроизводит этнокультурные особенности данного народа, но служит условием его жизни в общециви-лизационном пространстве, объединяющем его с близкими ему "по духу" народами. Народ, не способный к такой жизни, не может быть нацией.

Посредством национальной культуры народ обретает способность общаться с другими народами, входящими с ним в единое цивилизационное пространство, сохраняя при этом свою самобытность и неповторимость. В равной мере национальная культура есть разговор становящейся цивилизации с народами, которые она вовлекает в свою орбиту" .

Поэтому, "если мы хотим жить в стране, культурно осознающей себя единой нацией, то библиотека должна стать одним из главных ее институтов, приобщающих население к письменной, литературной, художественной традиции" . Библиотека в этом случае является как бы формой генерации культурного фонда нации, ее документальным ядром.

Судьба библиотек в течение многовековой истории развития нашей цивилизации всегда была прямо связана с судьбой письменности. "Из трех существующих типов культуры - этнической (или народной), письменной и массовой, письменная культура - это единственное условие, единственная форма существования нации. Нация складывается, прежде всего, через приобщение людей к письменной культуре, к письменной традиции" . И вряд ли стоит доказывать, что в процессе предоставления источников письменной культуры библиотека занимает первое место, ее не сможет заменить какое-либо другое учреждение или информационное пространство.

В современной библиотеке удачно сочетается обслуживание пользователей с различными навыками информационной культуры. В ее стенах читатель может полистать книги, вышедшие в прошлом году, и познакомиться с документами, срок хранения которых насчитывает уже несколько сотен лет. А в соседнем отделе ему предоставят возможность поискать нужную информацию в Интернете, поработать с CD-ROM. Но несмотря на все новые технологии, вошедшие в повседневную работу, библиотека необходима обществу, прежде всего, как институт, предоставляющий документы в традиционном виде. "Это особенно важно, учитывая, что для большинства населения даже развитых стран, не говоря уже о бедных и отсталых, Интернет недоступен ввиду отсутствия во многих населенных пунктах соответствующих технических средств. В будущем мультимедийные ресурсы и их использование будут связаны со сложными специ-

алиэированными средствами и программным обеспечением, в результате чего реальный доступ к информации будет осуществляться через ограниченное число рабочих станций" .

Среди библиотек самыми богатыми книжными собраниями располагают, конечно же, национальное библиотеки. И именно они несут наибольшую ответственность за сохранение национальной культуры. "Представляется, что особый общественный статус и непреходящее значение национальной библиотеки обусловлены уникальными возможностями и ролью печатного (рукописного в прошлом или электронного в будущем) слова, ролью книги (используем этот термин в обобщенном, собирательном смысле). Ведь в конечном итоге в книге отображается все, что происходило и происходит в жизни. В ней запечатлены все материальные памятники истории, политические события, научные достижения, все духовные искания. Библиотека же, где документы - книги, рукописи, журналы, газеты, брошюры, плакаты, карты, ноты, открытки и др. хранятся веками, становится своеобразным зеркалом жизни общества, его исторической памятью. Она - образ мира материального и духовного. Национальной библиотекой создается, прежде всего, образ Отечества во всей его многогранности - в чертах благородных и обыденных, прекрасных и трагических, полных достоинства или смятения.

Даже в случае непредвиденных катастроф, это - одна из гарантий возрождения общества. Вспомним слова академика Д.С. Лихачева, который часто повторял: "Что бы ни случилось в мире, какими бы не были страшными культурные потери - духовное и материальное возрождение возможно, если сохранятся крупные библиотеки и архивы" .

Общество построено многими поколениями людей, каждое из которых вносило свой вклад в развитие знаний и формирование культуры. Все свои достижения, находки, открытия они фиксировали в форме печатных материалов. А последние, в свою очередь, кропотливо собирались в фондах библиотек. "Ликвидацию фондов, их оскудение и, следовательно, деструкцию исторической памяти действительно необходимо рассматривать как угрозу национальной безопасности. Если нет исторической памяти, народ превращается в население, в толпу. Если нет традиции - нет общих ценностей, незачем проявлять альтруизм, самоотверженность, все духовные ценности общества начинают деградировать" . Мы уже сегодня становимся свидетелями того, во что превращается человек, не получивший элементарного воспитания и образования. Недаром так много говорят о "потерянном" поколении современной молодежи.

Между тем во всем мире давно признано, что накопленные страной библиотечные, музейные, архивные фонды и есть главный показатель того культурного ресурса, который образует ее, так сказать, национальный культурный капитал. "Закрепляясь преимущественно в письменной форме, национальная культура обретает способность жить и накапливаться не столько в естественной памяти народа, сколько в искусственно созданных хранилищах -музейных коллекциях разного рода, архивах, библиотеках и пр. Реальный объем национальной культуры, если его измерять в каких-то количественных единицах, определяется именно тем, что собрано в этих хранилищах и, стало быть, доступно для дальнейшего пользования. Единица библиотечного, музейного и прочего хранения - наиболее элементарная форма учета национальной культуры, всего того, что хранится в памяти нации" .

"Директор Национальной библиотеки Франции Жан Флавье считает обязанностью библиотеки сохранение и предоставление информации из прошлого - без этого невозможно понять сегодняшний мир. По мнению директора Немецкой библиотеки Клауса-Дитера Лемана библиотека должна обеспечивать диалог культур и обмен знани-

ями: информационное общество не может заменить традиционные формы человеческих коммуникаций" .

"Библиотекари несут ответственность за сохранение материалов о нашем прошлом и сбор информации о нашем настоящем. Они каталогизируют все эти данные таким образом, чтобы их можно было быстро и легко отыскать и сделать доступными для тех, кто в них нуждается. Они ответственны не только перед теми, кто пользуется библиотекой в настоящее время, но и перед теми, кто много веков спустя будет изучать информацию, собранную сегодня" .

Но библиотеки не ограничиваются хранением собранных в своих фондах книжных памятников. Реализация социокультурной функции национальных библиотек связана также с их обширной работой по построению достоверной информационной модели национальной культуры. "Над созданием этой модели либо ее отдельных функциональных блоков работают сегодня все национальные библиотеки России. В законченном виде она позволит, во-первых, зафиксировать исторический путь национальной документальной культуры, во-вторых, реконструировать в различных аспектах (историко-генетическом, предметно-содержательном и др.) развития национального культурного процесса как такового. Результатом этого будет установление необходимых отношений между национальными информационными ресурсами и их потребителями.

Информационная модель национальной культуры - это не только инструмент фиксации определенного состояния культуры этноса, но и способ отношения к национальным историко-культурным ценностям. Обе ее ипостаси являются основными составляющими понятия "культурное возрождение".

Вопросы культурной реабилитации и выбора путей дальнейшего развития культуры остро стоят сегодня перед всеми без исключения народами Российской Федерации. Однако культурное возрождение - это не только возвращение к культурным истокам и восстановление культурных норм и типов социального поведения, но и сознательное преодоление культурной замкнутости, возможность самоопределения в пределах мировой, а не локальной культуры. И это не грозит потерей национальной специфики, поскольку специфика и уникальность могут сохраниться только в рамках мировой (межнациональной) кооперации благодаря отказу от исторической инерции и переходу к активному движению вперед. Возрождение культуры в таком понимании - это возвращение ей способности к построению образа "будущего" в отличие от преимущественного сосредоточия на реконструкции образа "прошлого".

Конечно же, библиотеки - наша общая память, но это отнюдь не означает, что они связаны только с прошлым, они же и основа для инноваций и культурного развития. Потому что нельзя двигаться вперед, не зная старого. Социально-экономическая история ведущих стран мира показывает, что достижение высокого уровня развития должно быть основано, с одной стороны, на вовлечении в процесс управления максимально широких слоев населения, а с другой - на рациональном использовании и минимизации общих затрат природных, трудовых и финансовых ресурсов.

Информация тоже является национальным ресурсом. "В определенном смысле она подобна другим видам национальных ресурсов - недрам, воде, лесам и т.п. Сохранение, развитие и рациональное использование информации является задачей государственного значения" .

Не преувеличивая, можно сказать, что сохранение фондов библиотек является основным условием для выживания национальной и мировой культуры и науки. За рубежом этот факт осознали уже давно. В Европе только за последние пять лет были оборудованы три современных здания для национальных библиотек. Да и

рядовые библиотеки маленьких городков оснащены так, что даже наши крупные городские библиотеки могут только мечтать о такой технике. Национальные библиотеки Европы играют большую роль и в исследовательских программах. "В Европейской Комиссии существует так называемая пятая рамочная программа развития научных исследований и технологий, которая начата в 2000-м и завершится в 2004 г. Достаточно большая ее часть отведена проблемам информационного общества. В ее рамках есть программа, в которую входят библиотеки, музеи, архивы. Она называется "культурное наследие и информационные ресурсы" и имеет целью предоставить более широкий доступ рядовым гражданам и профессионалам европейских стран к постоянно расширяющимся ресурсам в области культуры и информации" . В нашей же стране библиотекам по-прежнему приходится изо дня в день доказывать свою значимость и необходимость.

Всем известна фраза: "Кто владеет информацией, тот правит миром". Информация давно уже стала дорогостоящим товаром. И вместе с тем информационные ресурсы являются частью национальной культуры. "Определяя национальную культуру как культурный капитал нации, необходимо подчеркнуть его первостепенное значение по сравнению со всеми другими видами капитала - промышленного, торгового, финансового и пр. Именно от него, в первую очередь, зависят экономическое благосостояние страны и ее политическая независимость. Культурный капитал делает возможным само существование нации как субъекта экономического и политического развития. Нет нации до и вне этой культуры, тогда как последняя творится первоначально наиболее выдающимися представителями образованной элиты и только затем становится всеобщим достоянием, распространяясь в обществе по каналам письменной коммуникации. Можно сказать, что нация рождается, прежде всего, в университетских аудиториях и библиотечных залах, чтобы обрести затем характер политического и экономического единства. Наличие оригинальных мыслителей, писателей, художников -еще не признак сложившейся нации, но ее предпосылка. Когда плоды их деятельности усваиваются большинством населения, становятся достоянием каждого, возникает родство людей не только по происхождению и месту проживания, но и по культуре. И только такое родство создает нацию". Поэтому очень важно обеспечить равную доступность информации, то есть идей и знаний всем людям, независимо от места их проживания,

профессии, имущественного достатка. А это достигается только через широко развитую систему библиотек. Процветающие библиотеки - одна из составляющих материального и, что более важно, духовного благополучия государства.

Они представляют собой своеобразный мост из прошлого в будущее. Здесь вы найдете все, что накоплено человечеством за века своего существования, познакомитесь с новым. И здесь же готовится основа для управления информационными ресурсами будущего.

Литература

1. Антопольский А. Совместные усилия ведомств и организаций - залог сохранения информации / А. Антокольский, К. Вигурский // Библиотека. -1998. - № 2. - С. 1518.

2. Багрова И. Есть ли у библиотек будущее в XXI век // Библиотековедение. -1999. - №1. - С. 138-150.

3. Библиотека для России: новые тенденции и традиционные ценности II Библиотековедение. - 1999. -№2.-С. 28-47.

4. Брайен Л. Будущее библиотеки // НТБ. -1996. - №4. -С. 27-37.

5. ЗегбертМ. Программы Европейской Комиссии: Возможности участия библиотек СНГ// Библиотековедение. -2000,-№4.-С. 17-19.

6. Книга и культура мира в России: Румянцевские чтения - 2000 // Библиотековедение. - 2000. - №5. - С. 6-15.

7. Кузнецова Т.Я. Национальные библиотеки республик России как центры информационного моделирования национальных культур.

8. Межуев В. Национальная культура как понятие и явление// Библиотековедение. -1999. - № 2. - С. 48-59.

9. Могилевер Н. Информация тоже источник получения средств//библиотека. -1998. - №6. - С. 14-15.

10. Морозова И.В. Проест "Память России": Опыт, проблемы, перспективы // Библиотековедение. - 2000. - №4. -С. 38-45.

11. Чурбанов В. Библиотека для России: новые тенденции и традиционные ценности // Библиотековедение. -1999.-№3. -С.36-42.

МАТВЕЕВА Елена Анатольевна, ведущий библиотекарь библиотеки ОмГТУ.

Все большее внимание информированию населения по различным аспектам общественной жизни уделяют учреждения культуры, которые ведут активный поиск новых форм позитивного воздействия на человека, организуют досуг населения. Учреждения культуры проводят с населением идеологическую работу посредством современных методов, разнообразных по содержанию и рассчитанных на все категории населения. Одна из задач этой работы – возрождение и развитие исторических традиций народного творчества, народных праздников, традиций и обрядов, организация полноценного досуга населения.

Проходят беседы, вечера-встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, концерты, повсеместно проводятся праздники деревень, отмечаются государственные и профессиональные праздники, праздники обрядов и фольклора. Все это приобщает людей к духовным традициям, формирует любовь к родному краю, отечественной истории.

В практике работы с населением закрепились и стали традиционными сельские сходы, вечера-рапорты, вечера династий, сельские вечерки «Добрый вечер, соседи». На таких мероприятиях люди отдыхают, встречаются с руководителями, обсуждают и разрешают наболевшие вопросы.

Вечера-рапорты, праздники деревень, сельские вечерки и другие методы общественно-политической работы получили широкое признание и поддержку среди населения. И это, прежде всего, потому, что на них живо и интересно ведется разговор о лучших людях села, передовиках производства, разумно сочетается взыскательный разговор о проблемах сегодняшнего дня с чествованием ветеранов войны и труда. В целях совершенствования идеологической работы в районе практикуется проведение выездных отчетных концертов самодеятельных художественных коллективов в сельские населенные пункты.

Цикловые мероприятия, заключающие массовые театрализованные праздники, посвящаются возрождению народных обрядов и традиций. К их числу относятся купальские и рождественские праздники, масленица и дожинки, театрализованные новогодние представления. Совместно с общественностью проводятся мероприятия, посвященные Дню матери и Дню семьи. Во время таких мероприятий проводится продуманная информационная и воспитательная работа среди женщин.

Основная цель таких мероприятий – возвеличить человека труда, показать его лучшие моральные качества, дать возможность интересно отдохнуть, получить хороший заряд энергии для будущей работы.

В процессе поиска новых форм и методов организации общественно-политического информирования населения во многих сельсоветах созданы сельские информационные центры. В них сосредоточена достаточно разнообразная информация по различным аспектам деятельности, имеются республиканские, областные и местные периодические издания. Здесь же сельчане могут посмотреть телевизор, послушать радио. В информационных центрах органами власти проводятся различные общественно-политические и культурно-массовые мероприятия.

Особое значение в организации идеологической работы с населением имеют мероприятия, связанные с проведением государственных, общереспубликанских и профессиональных праздников и памятных дат. Они эффективно влияют на поведение людей, являются важным фактором нравственного совершенствования личности, повышения ее внутренней и внешней культуры, формирования убеждений. Свидетельством этого стали мероприятия, посвященные 60-летию освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победе советского народа в Великой Отечественной войне.

Первостепенное значение придается приобщению населения к истинным культурным ценностям белорусского народа, возрождению и дальнейшему развитию лучших национальных традиций, народных промыслов и обрядов, воспитанию духовности и уважения к истории своего государства. При учреждениях культуры созданы и работают любительские объединения активную работу осуществляет детская школа художественных ремесел по привлечению детей и подростков к занятиям народными промыслами.

На пути к информационному обществу неуклонно повышается значимость библиотеки. Информационное обеспечение всех слоев населения с учетом социальных, хозяйственных, демографических изменений, оперативное информирование по актуальным проблем жизни общества – важнейшее направление деятельности библиотеки. В работе с населением широко используются общественно-политические чтения, лектории, доклады и беседы, тематические вечера, дни специалистов, коллективные просмотры, а также дискуссии и круглые столы.

В настоящее время в библиотеках сконцентрирована информация любого содержания – и политическая, и, что важно, профессиональной направленности. Специальная литература так необходима для повышения профессиональной квалификации работников сельскохозяйственных, промышленных предприятий и организаций.

Например, за центральной библиотекой г. Солигорска прочно закрепилась роль посредника между руководящими структурами и населением города: на базе читального зала периодики действует Информационный центр по вопросам местного самоуправления, в котором собирается, систематизируется и предоставляется в пользование прежде всего местная информация. Стали доброй традицией совместная подготовка и проведение «круглых столов» по важнейшим политическим, общественным проблемам.

Библиотека постоянно участвует в проведении единых дней информирования. В информационном центре оформлена папка «Примерная тематика единых дней информирования». Библиотека ведет информирование руководителей горисполкома по системе ТОР – тематическое обслуживание руководителей.

Библиотека является центром правовой и деловой информации. Понятие «правовое просвещение» становится все более актуальным, тем более, что законодательная база страны интенсивно обновляется. Центр оснащен эталонным банком данных правовой информации Республики Беларусь и другими официальными изданиями Национального центра правовой информации. Ежемесячно на базе ЦБ организовываются встречи адвокатов с пользователями библиотекой. В рамках маркетинговой программы «Современный читатель: проблемы и интересы» разработана подпрограмма «Информационная поддержка образования», задача которой – информирование и развитие информационной культуры учителей и учащихся.

Сегодня для библиотеки главное – организовать досуг молодежи, увлечь ее новыми идеями. Поэтому при юношеском абонементе начало свою работу молодежное клубное объединение «Поколение NЕХТ».

Значительный вклад в информировании населения вносят культурно-просветительные учреждения города: детская школа искусств, городской Дворец культуры, краеведческий музей, центральная библиотечная система города. На высоком организационном уровне проходят городские мероприятия, посвященные государственным праздникам.

Управление образования и отдел идеологической работы Барановичского горисполкома проводят большую идейно-воспитательной работу с учащимися и студенческими коллективами города. В управлении образования создан информационный центр по обеспечению координации информационно-пропагандистской работы, куда вошли работники управления образования, городского методического кабинета, представители учебных заведений города.

Все материалы, которые разрабатывает и получает отдел идеологической работы, передаются в информационный центр управления образования. Далее информация передается, пересылается, в информационные центры учебных заведений города, которые возглавляют заместители директоров по воспитательной работе. Во всех учебных заведениях города внесены дополнения в функциональные обязанности заместителей директоров по воспитательной работе, связанные с организацией и проведением информационно-идеологической работы среди учащейся и студенческой молодежи.

В учреждениях образования города разработаны мероприятия по совершенствованию информационно-идеологической работы, налажена система контроля. Контроль осуществляется во время фронтальных и тематических проверок, при посещении учебных заведений кураторами. Информационный центр управления образования периодически запрашивает сведения из центров учебных заведений.

Вопросы информационно-идеологической работы внесены в планы работы кафедр, методических объединений учителей-предметников, классных руководителей.

В учебных заведениях города имеются единые дни для проведения информационных занятий. В расписание учебных занятий заложены информационные и классные воспитательные часы. Используются в работе с учащимися такие формы внеклассной работы, как семинары, лектории, круглые столы, дискуссии, на которые приглашаются работники городского исполнительного комитета, компетентные в основных вопросах и направлениях социально-экономической политики.

В рамках информационно-идеологической работы в учреждениях образования созданы лектории и лекторские группы информаторов, политклубы. Их целью является не только информирование о государственной внутренней и внешней политике, но и обучение молодёжи навыкам анализа текущих событий. В учебных заведениях имеются информационные уголки, выставки методической литературы в помощь организаторам идейно-воспитательной работы. Большую работу в этом направлении ведут библиотеки школ и учебных заведений, музеи.

Весьма интересным является опыт работы в данном направлении Чаусского райисполкома. В районном отделе образования ведена должность заместителя начальника отдела по идеологической работе. В учреждениях образования идеологическая работа возложена на заместителя директора по воспитательной работе. В годовых планах работы отдела и учреждений образования идеологическая работа спланирована в отдельном разделе: «Идеологическая работа».

Для оказания методической помощи классным руководителям в районе создано методическое объединение классных руководителей. Среди множества рассматриваемых вопросов особое внимание уделяется вопросам идеологической и идейно-воспитательной работы со школьниками. Аналогичные методические объединения созданы во всех школах района. На них рассматриваются вопросы и оказывается методическая помощь классным руководителям с учетом возможностей данного учебного заведения, заслушиваются отчеты классных руководителей о проделанной работе, обобщается опыт лучших, подводятся итоги конкурсов.

С целью оказания методической помощи заместителям директоров по идеологической и учебно-воспитательной работе по организации информационно-пропагандистской работы в учебных заведениях в отделе образования создан Информационно-пропагандистский центр.

Ежегодно в школах района утверждаются планы идейно-воспитательной работы на новый учебный год, пересматриваются составы координационных советов по вопросам идейно-воспитательной работы и планы их работы.

Для оказания помощи классным руководителям аналогичные центры созданы во всех школах района. Ими разрабатывается тематика классных часов, тематические планы проведения Дней информирования для учащихся, тематика тематических информационных часов, готовятся методические материалы.

В учебных заведениях определены часы информирования, которые внесены в расписание уроков. При их проведении используются различные формы политического просвещения учащихся всех возрастов; чтение и обсуждение газетных и журнальных статей, тематические и обзорные информации, беседы, диспуты, заочные путешествия, устные журналы, деловые игры. В каждом классе школ оформлены информационные уголки, созданы лекторские группы. Проводятся смотры-конкурсы на лучший информационный уголок.

Информационно-пропагандистская работа в учебных заведениях основывается на пропаганде и осмыслении символов государства: герба и флага. Герб и флаг имеются в актовых залах, классных комнатах, кабинетах администрации. Проводятся специальные уроки, посвященные государственной символике Республики Беларусь, праздники Дня Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь. Большинство школ района имеют свою символику: эмблему и гимн школы.

Большая работа в школах района осуществляется по воспитанию гражданственности и патриотизма. В районе разработана программа «Сыны Отечества», над реализацией которой работают все учреждения образования района. В рамках этой программы проводятся определенные мероприятия на различную тематику. Особое внимание уделяется оформлению информационных стендов. На них располагается всевозможная информация, которая позволяет учащимся свободно ориентироваться в общественной и политической жизни страны.

С целью проверки состояния идеологической работы в учреждениях образования проводится анкетирование среди учащихся, мониторинг уровня идеологической работы.

Главная цель – посредством идейно-воспитательной и идеологической работы, проводимой на основе принципа системности, вовлечь белорусскую молодежь в социально-экономические и политические процессы построения сильной и процветающей Беларуси.


Роль школьной библиотеки в идеологической и
идейно-воспитательной работе


Библиотека является структурным подразделением школы.
Главной задачей библиотеки является информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования пользователей библиотеки, путем формирования библиотечного информационного банка на различных видах носителей информации и его максимального использования
Сегодня школьной библиотеке отводится важная роль в системе идеологической и идейно-воспитательной работе.
Идейно-воспитательная работа в условиях библиотеки включает в себя

  • Гражданско-патриотическое воспитание
  • Идеологическое;
  • Нравственное;
  • Эстетическое ;
Воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности;
  • Культура здорового образа личности;
  • Гендерное;
  • Семейное;
  • Трудовое;
  • Профессиональное;
  • Экологическое;
  • Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности;
  • Культура быта и досуга
В библиотеке оформлен тематический уголок «В помощь классному руководителю», где собрана литература по педагогике, воспитанию и внеклассной работе
Имеются календари государственных праздников, праздничных дней, памятных дат, экологический календарь, профессиональный
Все это используются при выборе тематики информационных часов в школе.
Большое внимание уделяется часам информирования. Еженедельно проводится подборка литературы к часам информирования для постоянно действующей выставки «Информационный час». Материал подбирается отдельно для начальной, средней и старшей школы.
Библиотекарь должен сам постоянно знакомиться с новостями книжного рынка, а также рекомендовать для изучения на информационном часе достойные внимания учащихся материалы и документы. Существуют основные критерии отбора информации:
  • актуальность
  • объективность
  • значимость
  • достоверность
  • оперативность
  • убедительность .
Материал к часам информирования, собран в папку
«Идеологическая и воспитательная работа»
Газеты и журналы Республика Беларусь.
Библиотека выписывала 28 наименований газет и журналов в 2011 г. и 25 наименований газет и журналов выписывает в 2012 г
Информация об общественно-политической жизни и текущих событиях в нашей стране отражена в картотеке статей опубликованных в периодической печати.
Картотека насчитывает более 160 рубрик:
  • Символы государства
  • Беларусь и мир
  • Республика Беларусь - суверенное правовое государство
  • Минск
  • Октябрьский район столицы
  • Детские общественные организации
  • Избирательная система Республика Беларусь
  • Верность великой победе
  • Энергосбережение
  • Экономика
  • Беларусь - страна туризма
  • Здоровый образ жизни и др.
Библиотека составляет списки литературы по идеологии и проблемам воспитания.
В библиотеке оформлено более 20 тематических папок, которые регулярно пополняются новыми материалами:
  • Про Беларусь и белорусов
  • Я - минчанин
  • Подросток и закон
  • В мире профессий
  • Мы выбираем здоровье
  • Экономия и бережливость
  • Основы православной культуры
  • Всё о ВИЧ/СПИДе
  • О нас пишут, нас печатают
  • Помним имя войны
В библиотеке оформлены постоянно действующие книжные выставки:
  • Беларусь - страна твоего будущего
  • Пра Беларусь і беларусаў
  • Мой родной город Минск
, которые постоянно пополняются новой литературой.
При организации книжных выставок, тематических полок, просмотров литературы используются книги, рассказывающие о государственной символики для формирования авторитета и уважения к государственным символам
Литература по правовому воспитанию учащихся представлена на выставках: «Ты о законе - закон о тебе», «Ребенок в мире прав».
Библиотека располагает достаточным количеством правовой литературы: Конституция Республики Беларусь, Всеобщая декларация прав человека, Кодексы (Кодекс Республики Беларусь «Об образовании», Гражданский кодекс Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Кодекс Республики Беларусь о браке и семье), Законы (Закон Республики Беларусь «О правах ребенка») и другими нормативно-правовыми документами Республики Беларусь
Культура здорового образа личности
С целью пропаганды здорового образа жизни и воспитания отрицательного отношения к вредным привычкам в библиотеке были оформлены книжные выставки:
  • Твое здоровье - в твоих руках
  • Здоровый я - здоровая страна
  • Скажи сигарете - НЕТ
  • СПИД. Что мы знаем о нем?
  • Будущее без наркотиков
Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности:
  • Азбука городской улицы
На книжные выставки, организованные в библиотеке, обращается внимание читателей при индивидуальных посещениях библиотеки.
Библиотека имеет мультимедийные материалы:
  • О Беларуси - 34 презентации
  • О Минске - 8 презентаций
  • Об экономике - 4 презентации
  • О природе - 12 презентаций
  • О здоровом образе жизни - 136 презентаций
  • О культуре безопасной жизнедеятельности - 3 презентации
Всего более 200 наименований
Мультимедийные материалы помогают воздействовать на огромный мир чувств учащихся, формировать их убеждения и гражданскую позицию
Цитата:
Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не величие городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной » (Р. Эмерсон)
В дальнейшем необходимо продолжить работу по оснащению библиотеки более совершенной компьютерной техникой, с возможностью выхода в Интернет. Следует также обратить внимание на более активное приобретение литературы, так как из-за недостатка выделяемых средств на комплектование не в достаточной мере пополняется фонд литературы

МИФЫ О РОЛИ БИБЛИОТЕК В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ ************************************************************************************ Библиотеки - хранилища памяти человечества, главный источник информации - от древних рукописей до электронных ресурсов. Как говорил Д. Лихачев: "Библиотеки важнее всего в культуре… пока жива библиотека - жив народ, умрёт она - умрёт прошлое и будущее".   Однако, вопреки мнению уважаемого учёного, всё чаще приходится сталкиваться с мифами о роли библиотек и библиотечной профессии в современном российском обществе. Попробуем развеять их.    ***    Библиотека - это место, где хранятся только книги.      Да, библиотека - это то место, где издавна хранятся книги - источник и хранилище знаний. Сначала это были глиняные таблички, затем - последовательно - свитки, рукописные книги, печатные книги. В современной библиотеке (в зависимости от вида и типа) можно найти всё: глиняные таблички, свитки, книги, и рукописные и печатные, а также аудиокниги, видеоматериалы, электронные ресурсы по самым разным темам, доступ к информационным сетям, в том числе к Интернету.       Библиотеки не нужны, потому что есть Интернет.        Великая сеть, опутавшая весь мир, пытается сейчас заменить собой всё: почту, театр, кинематографию, библиотеку, личное общение, наконец. Но, как в своё время телевидение не отменило театр, так и Интернет не сможет заменить библиотеку. Умение пользоваться ресурсами Интернета - большое благо и большая выгода, но извлечь для себя что-то полезное из того, что не зря зовётся паутиной, сможет только тот, кто умеет находить, оценивать и исследовать найденную информацию. И нет на свете заведения, способного лучше, чем библиотека научить человека работать с информацией.   С чего начинается наша школьная и вузовская жизнь? Со знакомства с библиотекой. Здесь, как и в Интернете, можно найти ответ на любой, возникший у вас вопрос. Или почти на любой.   Современные пользователи, считающие, что библиотеку может заменить Интернет, просто забыли, что знакомство с Его Величеством Знанием они получили в библиотеке. Так подросток, нахватавшись верхушек образования, считает родителей устаревшими и отсталыми. Придёт время - и подросток будет ценить не только знания, но и мудрость, и доброту, искреннее желание помочь и понять. Придёт время - и развитие библиотек, а не газонефтяных комплексов станет приоритетным для умного и образованного руководства нашей страны.       В библиотеки ходят только "ботаники" и оторванные от жизни люди.      В библиотеку ходят люди, заботящиеся о собственном будущем. Наше время - время прагматиков. Умный, современный человек хорошо понимает - время дикого капитализма и разгула принципа "сила есть - ума не надо" - проходит. Чтобы чего-то добиться в жизни - мало папиных капиталов и маминых связей, надо чего-то стоить самому. А чего ты стоишь, если ты необразован, дик и груб? Школа даст тебе азы наук, библиотека - широкое поле для самообразования, самовоспитания. Хочешь взять от жизни всё - сделай себя сам. В том числе и с помощью библиотеки.       В библиотеке всегда тихо и скучно.       В библиотеке действительно должно быть тихо. Но эта тишина сосредоточенной работы, а не скуки. Человек, которому скучно в библиотеке, будет скучать и на самом ярком празднике, просто потому что он скучен сам себе. Мир, ограниченный пространством компьютерной "стрелялки", действительно скучен. А мир, который открывает библиотека, ярок, но сложен, многообразен и требует усилий для своего освоения. А ещё он перспективен для того, кто хочет сделать свою жизнь интересной и наполненной. Выбор за вами.       В библиотеке работают скучные, неинтересные люди.      Работа в библиотеке XVIII века считалась очень престижной. Настолько престижной, что плата за неё полагалась не всегда. Звание библиотекаря считалось и так высокой честью. Одни имена чего стоят: Н. И. Гнедич, И. А. Крылов, К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, А. Х. Востоков.   Женщины в библиотеке появились во время первой Мировой войны, когда мужчины ушли на фронт. Не вдаваясь в дебри истории библиотечного дела, скажем так - скучными и неинтересными библиотекари кажутся только тому, кто настолько погружен в себя и свои собственные дела, что не видит людей, его окружающих. Библиотекари скромны - это правда. В массе своей они по-настоящему интеллигентны и, проводя жизнь рядом с великими людьми и великими событиями, не всегда готовы выпячивать собственную значимость. Библиотекари деликатны - это тоже правда. Но интеллигентность, деликатность, чёткое понимание своей нужности людям (не людям вообще, а тем, кто живёт в твоём микрорайоне, учится в соседней школе или вузе через дорогу) - не те качества, которые готово ценить наше насквозь техническое и коммерческое государство (и современное, и советское). К сожалению.       Библиотекари только книги выдают.      Когда-то, на сломе старой эпохи, в 20-х годах прошлого века возникла новая библиотека. Эта библиотека в условиях почти поголовной неграмотности населения была вынуждена взять на себя просветительские функции. Библиотека стала и школой, и клубом, и музеем. Современные библиотеки продолжают нести знамя просвещения - но уже в другую эпоху, для других людей. Читатели наших дней, несомненно, обладают большим запасом знаний. Однако человек нуждается не только в сухой информации, ему зачастую остро не хватает эмоционального осмысления этих знаний, особенно в школьном возрасте, когда формируется не просто будущий специалист в своём деле, но человек, обладающий способностью любить и быть любимым, понимать себя и других. Кто, как не библиотечный работник, беседуя с читателем, проводя для него акции, мероприятия, встречи с интересными людьми и книгами, может помочь стать настоящим человеком, наполнив сухую информацию ярким чувством.       Библиотекарем может работать каждый.      Современная библиотека - учреждение, призванное собирать, хранить знания, а также предоставлять читателям и пользователям доступ к знаниям. Библиотекарь, помимо специальных библиотечно-библиографических знаний и умений должен быть:    высокообразованным человеком с широким кругозором, чтобы легко отвечать на самые разные вопросы, например: "Что такое акмеология?" Или: "Как развивалась экономика Венгрии в ХVIII в."?    доброжелательным и коммуникабельным, чтобы найти общий язык с любым: мальчиком, девочкой, молодым человеком или старым, слесарем, менеджером, преподавателем, безработным, предпринимателем, представителем любой партии и конфессии;    обладать солидным запасом терпения, ибо читатели бывают разные: придирчивые, дотошные, вредные, неопрятные, пьяные;    уверенным пользователем ПК, хотя бы в пределах офисных программ, так как современная библиотека - это не только формуляры и карточки, это ещё и солидный набор электронных ресурсов;    всегда хорошо выглядеть, потому что читатели хотят видеть за кафедрой библиотеки приветливого и симпатичного человека;    крайне непритязательным в быту, ибо на зарплату библиотекаря надеяться на туристическую поездку дальше собственного огорода просто глупо.   А теперь скажите, каждый ли человек сможет работать в библиотеке?   Библиотеки как хранители знаний и культуры будут всегда. Может быть, они будут не такие, как те, к которым мы привыкли. Возможно, в будущем в библиотеке вас будет встречать не приветливая девушка или строгая дама в очках, а юный (или не очень) учёный с ноутбуком в руках (или что там ещё придумает изобретательное человечество). Но они будут всегда.   И горе тому народу и тому правительству, которые не понимают - достойное существование библиотеки - гарантия достойного будущего, ибо "библиотеки важнее всего в культуре… пока жива библиотека - жив народ, умрёт она - умрёт прошлое и будущее".


Идеология – система ценностей, взглядов и идей, в которых отражается отношение людей к политике, к существующей политической системе и политическому порядку, а также те цели, к которым следует стремиться политикам и обществу в целом. Беларусь сегодня является трансформировавшимся обществом, для которого важно изучение и обоснование системы идеологических ценностей, выяснение государственного устройства, системы экономических и политических ценностей и приоритетов, которые могли бы стать фундаментом в формировании белорусской государственности и её национальной идеологии.


На современном этапе реформирования системы образования Республики Беларусь вопросы идеологической и воспитательной работы занимают приоритетное место в учебно- воспитательной деятельности высших учебных заведений. Современное высшее учебное заведение рассматривается как важнейший институт социализации личности, где обучение и воспитание представляют собой единый процесс, направленный на подготовку не только высокообразованных, эрудированных и творчески мыслящих специалистов, но и людей инициативных, предприимчивых, способных к осмыслению актуальных проблем государства и к активному участию в общественно-политической деятельности своей страны.


Особая роль и ответственность в сопровождении идеологической и воспитательной работы в вузе возлагается на библиотеку. Сегодня библиотека на должном уровне ведет идеологическую и воспитательную работу среди своих пользователей, четко представляя себе направления этой работы.


Функции идеологической и воспитательной работы библиотеки активная и целенаправленная популяризация библиотечного фонда учебного заведения, содержания газет и журналов по проблемам общественно-политической жизни страны; всестороннее изучение интересов и потребностей своих пользователей; организация и проведение постоянно действующих выставок и просмотров, посвященных наиболее важным событиям жизни государства и общества; подготовка аннотаций и выставок новых поступлений; обеспечение литературой комплекса дисциплин идеологической направленности; организация подписки на центральные республиканские печатные издания; разработка и распространение памяток, плакатов, информационных листков, других наглядных материалов для пользователей библиотеки.


Направления идеологической и воспитательной работы гражданско-патриотическое воспитание; трудовое и профессиональное воспитание, формирование информационной культуры; формирование здорового образа жизни, физическое воспитание; экологическое воспитание; правовое воспитание; духовно-нравственное и эстетическое воспитание.


Гражданско-патриотическое воспитание В рамках этого направления в библиотеке организуются постоянно действующие выставки «Основы идеологии белорусского государства». Организовываются книжные выставки и другие мероприятия, посвященные гербу, флагу, гимну, приуроченные к государственному празднику, который отмечается каждое второе воскресенье мая «День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь». Повышенное внимание в библиотеке уделяется вопросам подготовки и проведения мероприятий, посвященных празднованию Дня единения народов Беларуси и России (2 апреля), Дня Победы (9 мая), Дня всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны (22 июня), Дня Независимости Республики Беларусь (3 июля). Особенно важное значение в работе по ознакомлению пользователей с историей и традициями белорусского народа, по возрождению национальных ценностей имеют проводимые в библиотеках тематические книжные выставки, пропагандирующие литературу по истории Беларуси, философии, социологии, политологии, культурологии.


Формирование здорового образа жизни, физическое воспитание Важным направлением идеологической и воспитательной работы является формирование здорового образа жизни учащихся и студентов. Библиотека сосредотачивает особые усилия на проведение выставок, направленных на противодействие наркомании и токсикомании, курению, пьянству, алкогольным пристрастиям части учащейся и студенческой молодежи Всемирный день борьбы с наркотиками; Всемирный день здоровья; Всемирный день без табака; Всемирный день туризма; Всемирный день профилактики СПИД. Экологическое воспитание Работа библиотеки вуза по экологическому воспитанию студентов строится на активной пропаганде литературы, посвященной проблемам сохранения, преумножения и рационального использования богатых природных ресурсов. Поэтому библиотека проводит разнообразные выставки, приуроченные к Международному дню Земли, водных ресурсов, Дню охраны окружающей среды, Дню Чернобыльской трагедии.




Аляксандр Лукашэнка. Прэзідэнт Рэспублікі Беларусь: Фотаальбом / фота П.В. Кастрамы. – Мінск: Беларусь, – 168 с. Республика Беларусь: общество, политика, экономика, люди. – Минск: Белорусский Дом печати, – 431 с. Государство для народа: Документы и материалы третьего Всебелорусского народного собрания 2-3 марта 2006 г. / редкол. А.Н. Рубинов [и др.]. – Минск: Беларусь, – 355 с. Бабосов Е.М. Основы идеологии современного государства / Е.М. Бабосов. – 3-е изд., перераб. и доп.. – Минск: Амалфея, 2007 Система идеологической работы в Республике Беларусь: современное состояние и перспективы развития: сб. материалов в 2 ч. Ч 1. – Минск: Белорусский дом печати, – 328 с. Основы идеологии белорусского государства: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, – 491 с.


Беларусь и Россия: социальная сфера и социокультурная динамика: Сб. науч. трудов / под общ. ред. О.В. Пролесковского, Г.В. Осипова. – Минск: ИАЦ, – 384 с. Истоки единства: социально- экологическая политика и проблемы формирования экологической этики и морали в условиях интеграции России и Беларуси. – М.: «Библиотечка «Российской газеты», 2006.–359 с. Белоруссия и Россия: общества и государства / ред.- сост. Д.Е. Фурман. – М.: Права человека, – 432 с. Иллюстрированная история союзного государства: энциклопедия. – М.: Российская газета, – 258 с. Союзное государство. Развитие и перспективы / под общ. ред. П.П. Бородина. – 2-е изд., доп. и перераб. – Минск: БЕЛТА, – 72 с.


Великая отечественная война: энциклопедия / гл. ред. М.М. Козлов. – М.: Советская энциклопедия, – 832 с. Крепость-герой / сост. Т. Ходцева, С. Маслюков. – Минск: Беларусь, – 120 с. Вялікая айчыная вайна савецкага народа (у кантэксце другой сусветнай вайны): вучэбны дапаможнік / пад рэд. А.А. Кавалені, М.С. Сташкевіча. – Мінск: Выд. Цэнтр БДУ, – 279 с. Котов А.И. Беларусь в период второй мировой и великой отечественной войны (гг.): хронологический справочник. – Минск: УП «Энциклопедикс», – 40 с. Говорят погибшие герои: Предсмертные письма советских борцов против немецко- фашистских захватчиков (1941 – 1945 гг.) / сост. В.А. Кондратьев, З.Н. Политов. – М.: Политиздат, – 272 с. Вызваленне Беларусі: фотаальбом. – Мінск: Беларусь, – 144 с.